Леон Бакст | |
---|---|
Автопортрет Бакста, 1893 г., картон, масло, 34 × 21 см, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия | |
Родился | Лейб-Хаим Израилевич Розенберг 27 января 1866 г. Гродно, Российская Империя |
Умер | 28 декабря 1924 г. (58 лет) Рюэй-Мальмезон, недалеко от Парижа |
Национальность | Белорусский, русский |
Образование | Санкт-Петербургская Академия Художеств |
Движение | Модернистская, востоковедная тематика |
Леон Бакст ( русский : Леон (Лев) Николаевич Бакст, Леон (Лев) Николаевич Бакст) - родился как Лейб-Хаим Израилевич (позже Самойлович) Розенберг, Лейб-Хаим Израилевич ( Самойлович) Розенберг (27 января (8 февраля) 1866-28 декабрь 1924) был русский художник и сцена и костюмам из белорусского происхождения. Он был членом кружка Сергея Дягилева и Русского балета, для которых создавал экзотические, богато раскрашенные декорации и костюмы. Он оформлял такие спектакли, как «Карнавал» (1910), «Призрак розы» (1911), «Дафнис и Хлоя» (1912), «Спящая принцесса» (1921) и других.
Лейб-Хаим Израилевич (впоследствии Самойлович) Розенберг родился в Гродно, в еврейской семье среднего класса. Поскольку его дед был исключительным портным, царь дал ему очень хорошее положение, и у него был огромный и прекрасный дом в Санкт-Петербурге. Позже, когда родители Лейба переехали в столицу, мальчик Лейб каждую субботу приходил в дом своего деда. Он сказал, что в молодости был очень впечатлен этим домом и всегда возвращался с удовольствием. В возрасте двенадцати лет Лейб выиграл конкурс рисунков и решил стать художником. Однако родители это не одобрили и даже выбросили его краски.
Через несколько лет родители развелись и обзавелись новыми семьями, жить с мачехой стало невозможно, поэтому четверо братьев и сестер разделились и сняли собственное жилье. Как старший, Лейб отвечал за двух сестер и брата, он «брал на себя все виды малярных работ». После окончания гимназии он учился в Петербургской Академии художеств некредитным студентом, потому что не прошел поступление. Он также подрабатывал иллюстратором книг, поступив в Императорскую Академию в 1883 году. Во время своей первой выставки (1889) он взял фамилию Бакст, хотя происхождение псевдонима до сих пор неясно. Существует как минимум три версии, согласно основной, у бабушки его матери была девичья фамилия Бакстер. Александр Бенуа, давний друг Леона, вспоминал, что «Лев дал длинное и запутанное объяснение, что фамилия была взята в честь некоторых дальних родственников».
В начале 1890-х годов Бакст выставлял свои работы в Обществе акварелистов. С 1893 по 1897 год он жил в Париже, где учился в Академии Жюлиана. Он по-прежнему часто бывал в Санкт-Петербурге. После середины 1890-х Бакст стал членом кружка писателей и художников, образованного Сергеем Дягилевым и Александром Бенуа, которые в 1899 году основали влиятельное периодическое издание « Мир искусства ». Его графика для этого издания принесла ему известность.
Бакст продолжил рисовать, создав портреты Филиппа Малявина (1899), Василия Розанова (1901), Андрея Белого (1905), Зинаиды Гиппиус (1906). Он также работал учителем рисования для детей Великого князя Владимира Александровича России. В 1902 году он получил заказ от царя Николая II, чтобы нарисовать адмирала Авеллана и русских моряков, встречавшегося в Париже, картину, которую он начал там, во время торжеств с 17 по 25 октября 1893 года. Однако ему потребовалось 8 лет, чтобы закончить эту работу..
В 1898 году он показал свои работы на организованной Дягилевым Первой выставке русских и финских художников ; в выставках Мира искусства, а также в Мюнхенском Сецессионе, выставках Союза Художников России и др.
Во время русской революции 1905 года Бакст работал в журналах « Жупель» [ ru ], « Адская почта» [ ru ], « Мир искусства» (журнал) [ ru ] и « Сатирикон [ ru ]», затем в художественном журнале « Аполлон».
В усадьбе Ваддесдон есть «Бакстовая комната», в которой хранятся семь панно «Спящая красавица», заказанных Бакстом в 1913 году.С 1909 года Бакст работал главным образом сценографом, создавая декорации к греческим трагедиям. В 1908 году он привлек к себе внимание как художник-сценарист Дягилева с Русскими балетами. Он создал декорации для Клеопатры (1909), Шахерезады (1910), Карнавала (1910), Нарцисса (1911), Le Spectre de la Rose (1911), L'après-midi d'un faune (1912) и Daphnis et Chloé ( 1912 г.). В то время Бакст жил в Западной Европе, потому что как еврей он не имел права постоянно проживать за чертой оседлости в Российской империи. Несмотря на то, что он известен своей работой в качестве сценографа, искусство также заказывалось различными английскими семьями в эпоху ар-деко. В это время он создал такие работы, как сериал «Спящая красавица» для Джеймса и Дороти де Ротшильд в поместье Уоддесдон в 1913 году. История изображена на семи панелях, которые выстилают стены овального, театрально стилизованного помещения в особняке Бакингемшира.
Во время своих поездок в Санкт-Петербург он преподавал в школе Званцевой, где одним из его учеников был Марк Шагал (1908–1910). Бакст называл Шагала фаворитом, потому что, когда ему велели что-то сделать, он внимательно слушал, но потом брал краски и кисти и делал что-то совершенно отличное от задания.
В 1914 году Бакст был избран членом Императорской Академии художеств. Всесторонний и разносторонний талант Бакста проявился в самых разных сферах - он работал дизайнером одежды, декораций, интерьеров, текстиля и т. Д. Помимо серии интерьеров для Ротшильдов, он также оформлял выставки для « Мира искусства ». общества и занимал должность дизайнера мебели и интерьера в «Современном искусстве». Американский бизнесмен шелковой индустрии Артур Селиг пригласил Бакста для создания текстильного дизайна, их сотрудничество имело большой успех.
После революции 1917 года сестра Леона умерла от голода в России. Когда Бакст получил известие, у него случился нервный срыв, он настолько заболел, что не мог переносить никаких раздражителей, таких как свет, шум или прикосновение. Его слуга, Линда, воспользовалась его состоянием, чтобы украсть его деньги - она забрала все гонорары, которые приходили в дом, и запугала художника, вынудив его включить ее и ее мужа в наследники своей воли. Случайно ему удалось отправить записку влиятельному другу и покровителю Алисе Уордер Гарретт (1877–1952), филантропу в области искусства, которая помогла его сестре Софии спасти Леона. Впервые они встретились в Париже в 1914 году, когда миссис Гаррет сопровождала своего мужа-дипломата в Европе, Бакст вскоре стал зависеть от Гарретта как доверенное лицо и как агент.
В 1922 году Бакст разорвал отношения с Дягилевым и Русскими балетами. В этом году он посетил Балтимор и, в частности, Evergreen House - резиденцию своей американской подруги Элис Гарретт. Гарретт стала представителем Бакста в Соединенных Штатах по возвращении домой в 1920 году, организовав две выставки работ художника в нью-йоркской галерее Knoedler, а также последующие передвижные выставки. Находясь в Балтиморе, Бакст перепроектировал столовую Evergreen в шокирующем кисло-желтом и «китайском» красном кондитерских изделиях. Художник преобразил небольшой с. 1885 г. - гимназия в красочно модернистский частный театр. Считается, что это единственный сохранившийся частный театр, спроектированный Бакстом.
Леон Бакст был также плодовитым писателем, его литературное наследие на трех языках включает романы, многочисленные публикации в журналах, критику, эссе, письма друзьям и коллегам.
Бакст умер 27 декабря 1924 года в клинике в Рюэй Мальмезон, недалеко от Парижа, от проблем с легкими ( отека ). Его многочисленные поклонники среди самых известных художников того времени, поэты, музыканты, танцоры и критики, во время очень трогательной церемонии составили похоронную процессию, чтобы сопровождать его тело к месту его последнего упокоения, в Cimetière des Batignolles в Париже.
В конце 2010 года Лондонский музей Виктории и Альберта представил выставку костюмов и принтов Бакста.
Дмитрий Философов, 1897 г.
Ужин, 1902 г.
Модель 1905 г.
Андрей Белый, 1905 г.
Зинаида Гиппиус, 1906 г.
Сергей Дягилев, 1906 г.
Terror Antiquus, 1908 год
Костюм Клеопатра для Иды Рубинштейн, 1909 год
Жар-птица, балетный костюм, 1910 г.
Нижинский в балете L'après-midi d'un faune, 1912 г.
Леонид Мясин, 1914 г.
Усова, М.Н. (2016). " " Трехфамилие " Бакста: Рабинович, Розенберг, Бакст. От Лейбы Рабиновича до Леона Бакста" [Три фамилии Леона Бакста: Рабинович, Розенберг, Бакст. От Лейба Рабиновича до Леона Бакста. Журнал Государственной академии хореографии имени А.Я.Вагановой. 5 (46): 72–82.