Петар Кочич

редактировать

Петар Кочич
Петар Кочич.jpg
Родился(1877-06-29) 29 июня 1877 г.. Стричичи, Боснийский вилайет, Османская империя
Умер27 августа 1916 (1916-08-27) (39 лет). Белград, Королевство Сербия
Место упокоенияБелградское Новое кладбище, Сербия
Род занятий
  • Писатель
  • драматург
  • поэт
  • политик
Alma materВенский университет
Годы работы1899–1916
СупругаМилка (урожденная Вукманович)
Дети2

Петар Кочич (сербская кириллица : Петар Кочић; 29 июня 1877 - 27 августа 1916), боснийский серб писатель, активист и политик.. Кочич родился в сельской местности на северо-западе Боснии в последние дни османского правления. Кочич начал писать примерно на рубеже двадцатого века, сначала стихи, а затем прозу. Во время учебы в университете он стал политически активным и начал агитацию за аграрные реформы в Боснии и Герцеговине, которая была оккупирована Австро-Венгрией после ухода османов в 1878 году. Другие реформы Кочич требовал свободы печати и свободы собраний, в которых было отказано при Австро-Венгрии.

В 1902 году Кочич опубликовал свой первый сборник рассказов. Он опубликовал еще два сборника рассказов в 1904 и 1905 годах и впоследствии адаптировал для сцены один из своих самых успешных рассказов «Барсук на испытании». Кочич впоследствии возглавил несколько демонстраций в Сараево и трижды был заключен в тюрьму за публикацию газетных статей, критикующих правила Габсбургов. Он провел большую часть своего заключения в одиночной камере, что способствовало развитию у него депрессии. В 1909 году Кочич был освобожден по всеобщей амнистии. В следующем году он опубликовал свой третий и последний сборник рассказов и получил место в недавно созданном боснийском парламенте (Sabor), где он стал лидером фракции антиавстрийских сербов. националисты. Он лоббировал увеличение уступок боснийским сербским крестьянам и фермерам, агитируя против австро-венгров, а также против класса боснийских мусульман землевладельцев. Он покинул Sabor в 1913 году, сославшись на душевное истощение. В январе 1914 года Кочич был госпитализирован в Белград психиатрическую больницу, где через два года скончался.

Кочич был одним из самых важных политиков боснийских сербов в австро-венгерскую эпоху, а также одним из самых важных драматургов Боснии и Герцеговины двадцатого века. Он отличался вспыльчивым темпераментом и острым умом, которые он часто использовал против австро-венгерских властей. Работы Кочича повлияли не только на целое поколение боснийских интеллектуалов, таких как будущий нобелевский лауреат Иво Андрич, но также на сербского и югославского националиста движения, а также боснийские автономистские и югославские коммунистические движения. Его имя носит многочисленные улицы в Боснии и Герцеговине и Сербии, и его изображение появляется на боснийских банкнотах 100 KM с 1998 года.

Содержание

  • 1 Ранняя жизнь и образование
  • 2 Карьера
    • 2.1 Раннее писательство и активизм
    • 2.2 Антиправительственные трактаты и тюремное заключение
    • 2.3 Боснийский парламент, психологическое ухудшение и смерть
  • 3 Стиль и темы
  • 4 Наследие
  • 5 Список работ
  • 6 Сноски
  • 7 цитат
  • 8 ссылок
  • 9 Внешние ссылки

Ранние годы и образование

Дом, в котором родился Кочич, Стричичи

Петар Кочич родился в семье Семья боснийских сербов 29 июня 1877 года в деревне Стричичи, в районе Змиянье, недалеко от Баня-Луки на севере Боснии. Его отец, Йован, был православным священником, а мать, Мара, была домохозяйкой. В течение года после его рождения Боснийский Вилайет был оккупирован Австро-Венгрией, что положило конец более чем четырехвековому Османскому правлению. Отец Кочича принял священнический постриг в 1873 году. В 1879 году мать Кочича умерла, когда родила его младшего брата Илию, и его отец решил стать монахом в монастыре Гомионица, где он принял монашеское имя. Герасим.

После смерти его матери Кочич и его братья и сестры, Милица и Илия, были отправлены жить со своей большой семьей в крестьянскую задругу. Каждому члену задруги отводилась определенная роль. Кочичу было поручено выпас скота. В то время девяносто процентов населения Боснии было неграмотным, и рассказывание историй приобрело преимущественно устный характер, о чем свидетельствует традиция гусла, однострунного инструмента, используемого для сопровождения произнесения эпическая поэзия, которая была основной формой развлечения в сербских крестьянских общинах. Кочич оставался неграмотным до одиннадцати лет, когда его отправили в Гомионицу, где его отец с тех пор стал настоятелем, чтобы получить базовое образование. Пребывание Кочича в монастыре, во время которого он изучал историю сербов и познакомился с сербскими традициями и преданиями, произвело на него неизгладимое впечатление и повлияло на его будущую писательскую деятельность. В 1888 году, примерно в то время, когда Кочич прибыл в Гомионицу, его отец был арестован австро-венгерской полицией за руководство демонстрацией против наследного принца Рудольфа во время государственного визита в Баня-Луку и приговорен к семи месяцам тюремного заключения..

Кочич покинул Гомионицу через два года и получил начальное образование в восточно-православной религиозной школе в Баня-Луке, хотя он возвращался в монастырь каждое лето, чтобы проводить время со своим отцом.. Кочич был лучшим учеником своего класса в религиозной школе, и после ее окончания в 1891 году он уехал в Сараево, чтобы поступить в среднюю школу Первой Сараевской гимназии. В течение первых трех лет он преуспел в таких предметах, как математика, а также греческий, латынь, немецкий и сербохорватский, который австро-венгры считали «языком земли» (zemaljski jezik), чтобы не ввязываться в местные этнолингвистические споры. На четвертом курсе у Кочича случился приступ насилия: он ругал учителя богословия и бросал в него учебник из-за плохой оценки. Его выгнали из класса и наложили денежный штраф. По словам одноклассника, взрыв изменил Кочича, «превратив его из амбициозного, дисциплинированного студента в прогульщика и завсегдатаев кафанов и баров». После инцидента, в котором Кочич и его друзья оскорбляли мусульман студентов в баре гостиницы, Кочич был исключен из гимназии. Он обнаружил, что не может поступить ни в одну из средних школ в Боснии, очевидно вызвав гнев австро-венгерских властей. Кочич был вынужден продолжить свое образование в соседней Сербии и поступил в среднюю школу Белграда, которую окончил в 1899 году.

Карьера

Ранняя письменность и активизм

Кочич учился в Венском университете с 1899 по 1905 год

Находясь в Белграде, Кочич познакомился с писателем Янко Веселиновичем, чьи популярные рассказы и романы романтизировал сербскую крестьянскую жизнь. Кочич поделился несколькими своими стихотворениями с Веселиновичем, который порекомендовал ему сосредоточиться на прозе. Время Кочича в Белграде было отмечено ужасной бедностью. «Хотя сербский, - писал он, - город был« чужим миром ». Поведение Кочича стало чрезвычайно нестабильным, о чем свидетельствует письмо, которое он написал своему другу детства и будущей жене Милке Вукманович, пригрозив убить ее, а затем и себя, если она выйдет замуж за другого человека. Письма к отцу с требованием денег также были оскорбительными и манипулятивными. В его записях все чаще стали появляться мысли о самоубийстве. «Я убью себя, - писал он, - чтобы раз и навсегда положить конец всем страданиям и мучениям, которые преследовали меня с самого рождения. Моя жизнь в Баня-Луке была тяжелой и темной, в Сараево еще хуже, а в Белград, он достиг апогея страданий ». Историк Робин Окей описывает такие отрывки как «напоминание о стрессах, которые испытывали молодые студенты в этот первый переход от патриархата, особенно без финансирования, когда болезни и голод повторялись».

Часто бездомный, Кочич спал на улице. улица. Однажды вечером его разбудил удар ногой в живот. Полицейский стоял наверху, ругался и угрожал арестовать его. Кочич сбежал, но позже рассказал, что простил полицейского, потому что удар нанес «тот же солдат, который рано или поздно пронесет победные знамена» в Боснию. Историк Эдин Хайдарпашич считает, что реакция Кочича на этот инцидент символизирует его националистическую философию. «Некоторая грубость со стороны соотечественников была понятна, - пишет Хайдарпашич, - но« чуждое »верховенство закона было недопустимым, поскольку по умолчанию нарушало« местные »национальные чувства, которые Кочич считал своей позицией».

Осенью 1899 года Кочич поступил на факультет славистики Венского университета и начал писать прозу. Его первый рассказ появился в публикации Bosanska vila (Боснийская фея) в 1899 году. Вскоре Кочич начал принимать участие в южнославянских студенческих демонстрациях на территории кампуса, требуя свободы прессы и собраний в Боснии. Несмотря на то, что Кочич жил в городе и был хорошо образован, он встал на защиту крестьян боснийских сербов. Большинство крестьян были кметами, или крепостными, и не владели землей, которую они обрабатывали. Хотя с 1878 года их больше не называли крепостными, их сельхозугодья оставались собственностью мусульманского землевладельческого класса, который в результате отступления Османской империи практически не пострадал. Кочич помог подготовить меморандумы с изложением требований протестующих, которые привлекли внимание австро-венгерских властей. Кочич понимал, что его политические взгляды могут привести к ограничению его свободы, как показано в письме, которое он написал Вукмановичу в 1901 году: «Я, возможно, проведу большую часть своей жизни в тюрьмах и тюрьмах, потому что все мы, студенты, собираемся начать борьбу против [австрийцев], которые грабят нашу нацию, лишают ее свободы и разрушают ее счастье ».

Во время своего пребывания в Вене Кочич присоединился к сербскому академическому обществу Zora (Рассвет). Именно здесь он познакомился с Павле Лагаричем, другим начинающим писателем. Лагарич признал литературные таланты Кочича и познакомил его с реализмом, уведя его от романтизма Веселиновича. Петар с легкостью адаптировался к новому стилю, опубликовав свой первый сборник рассказов S planine i ispod planine («С горы и ниже горы») в 1902 году. Кочич сначала прочитал черновики своих рассказов членам Zora, принял к сведению свои комментарии и опасения и внесли соответствующие изменения. В период с 1902 по 1905 год Кочич опубликовал три тома рассказов под одним и тем же названием S planine i ispod planine. Известным среди них был «Джазавак пред судом» («Барсук на испытании»), в котором фермер пытается подать в суд на барсука за то, что тот съел его урожай. Кочич впоследствии преобразовал рассказ в одноактную пьесу. Премьера спектакля состоялась 26 ноября 1905 года в Национальном театре Белграда.

Антиправительственные трактаты и заключение

Статуя писателя в парке Петара Кочича, Баня-Лука

Кочич покинул Вену в апреле 1904 года и вернулся в северную Боснию, где он и Вукманович сбежали 18 сентября. В феврале 1905 года они оба переехали в Скопье, в контролируемой Османской империей Македонии, где Кочич работал учителем в местной средней школе с сербским языком обучения. По прибытии в Скопье Кочич был потрясен новостью о смерти его отца. Кочич оставался в Скопье меньше года. Он допустил ошибку, написав в белградской daily Политику статью с критикой местного сербского архимандрита, побудив его начальство организовать перевод в Битола, от которой он отказался. Кочич и его жена вернулись в Вену, но их пребывание там оказалось недолгим. Через год пара переехала в Сараево, где Кочич стал генеральным секретарем Сербского культурного общества «Просвета». В мае 1906 г. он принял участие во всеобщей забастовке в провинции. В своих выступлениях он проводил параллели между недовольством рабочих и недовольством крестьян, недовольство которых продолжало нарастать, поскольку средний размер их участков уменьшился на 11 процентов в период с 1895 по 1910 год.

Вскоре после переезда в Сараево, Кочич подал заявку на получение лицензии на издание сатирической газеты «Язавац» («Барсук»). Кочич заявил, что газета будет высмеивать «все гнилое и больное в нашей современной общественной жизни». Его просьба снова привлекла к нему внимание австро-венгерских властей, которые составили секретный внутренний меморандум, в котором он был объявлен «фанатичным революционером», возглавлявшим «австрофобское движение, посвященное организации пансербского восстания в Боснии». В октябре 1906 года Кочич возглавил студенческий протест против боснийско-хорватской газеты под названием «Hrvatski dnevnik» («Хорватский ежедневник»), которая использовала уничижительные выражения в отношении боснийских сербов. Власти быстро приняли меры против Кочича и двух редакторов газеты. Редакторы, оба из Хорватии, были высланы из провинции. Кочичу сообщили, что у него есть сорок восемь часов на то, чтобы покинуть Сараево, или ему грозит арест.

Он вернулся в Баня-Луку, но, по словам биографа Томаса Батлера, «власти не удовлетворились простым изгнанием его». В 1907 году Кочич подал заявку на получение лицензии на издание газеты «Отаджбина» («Отечество»), которая была предоставлена. Первый номер вышел 28 июня 1907 г., во время Видовдана (Дня святого Вита), праздника большого значения в сербском национальном сознании, приуроченного к годовщине битвы при Косово. В этом выпуске Кочич резко критиковал австро-венгерское правление и его негативное влияние на крестьянина, за что он и его главный редактор Васа Кондич были заключены в тюрьму. Кочич был заключен в Черном доме, той самой тюрьме, в которой содержался его отец. Сначала он был приговорен к двум месяцам тюремного заключения, но упорствовал в своих взаимных обвинениях, что привело к второму тюремному заключению на восемь месяцев, затем к третьему сроку на пятнадцать месяцев. Кочич провел большую часть своего заключения в одиночной камере, но сочувствующие крестьяне часто появлялись у его окна и махали ему руками, что поддерживало его настроение. В середине одного из своих периодов в тюрьме он был переведен в исправительное учреждение в Тузла, где ему не разрешали разговаривать с другими заключенными или тюремными охранниками. Это отрицательно сказалось на его психологическом самочувствии. Он впал в глубокую депрессию и стал все больше беспокоиться о благополучии своей жены и ребенка в его отсутствие.

Во время заключения Кочича в тюрьму Австро-Венгрия официально аннексировала Боснию и Герцеговину. Его приговор был смягчен в начале 1909 года в рамках общей амнистии для политических заключенных. К этому времени физическое здоровье Кочича также ухудшилось. Сначала он вернулся в свой родной Стричичи, где два месяца отдыхал и собирал материал для народного повествования об истории Змиянья. Получившийся в результате сборник рассказов под названием Jauci sa zmijanja (Плач из Змиджанья) был опубликован в 1910 году.

Боснийский парламент, психологическое ухудшение и смерть

здание боснийского парламента, 1917 год.

Австро-Венгрия разрешила сформировать боснийский парламент (Сабор) в 1910 году. Кочич баллотировался в районе Баня-Лука как кандидат от Аграрной партии и победил. Один высокопоставленный австро-венгерский чиновник описал всех сербских членов парламента, за исключением Кочича, как «формально лояльных» короне Габсбургов. Другие официальные лица были гораздо менее сдержанны в своей критике, называя Кочича «известным агитатором», «экстремистом», «подрывным прозелитиком», «фанатичным революционером», «деструктивным влиянием», «духом-ректором недовольства», «безгранично возбудимым. 161>демагог "и" самый рьяный защитник великого серба дело ".

К 1911 году Кочич переехал в Сараево, готовый представлять свой район. Вскоре после этого он был назначен в административный и культурный совет. Он мало писал, за исключением Судании (Испытания), диалогов, основанных на его тюремном опыте, и вместо этого посвятил себя написанию пламенных речей, которые произносились в Саборе. Основными темами этих выступлений были аграрный вопрос и права на лесное хозяйство, которые в непропорционально большой степени затронули крестьянство боснийских сербов, основных составляющих Кочича, которые в то время составляли почти половину сельского населения Боснии и Герцеговины. В этот период Кочич был одним из двух основных сторонников аграрной реформы в провинции.

Кочич также вел агитацию против класса мусульманских землевладельцев. Помещики-мусульмане стали одной из основных целей его выступлений, уступая только австро-венграм. «Доход каждого кмета облагается налогом, - сетовал Кочич, - в то время как люди в городах не платят никаких налогов с процентов, которые они получают на свои деньги в банках, и феодалы не платят налоги с одной трети, получаемой от кметов». Движение Кочича было одной из четырех партий боснийских сербов в Саборе и единственной, представляющей сербское крестьянство. Остальные трое представляли городских сербских националистов, панславянских сербов и прогабсбургских сербов. Историк Иво Банац описывает последователей Кочича как «самых непримиримых антиавстрийских сербских националистов в Боснии и Герцеговине». Кочич и его последователи также имели обширные связи с Mlada Bosna (Молодая Босния), южнославянским националистическим студенческим движением, призывающим к прекращению австро-венгерского правления.

К 1912 году напряженность политика начала сказываться на психическом здоровье Кочича, и в следующем году он освободил свою должность в административном и культурном совете. Последующие месяцы он провел на курорте у горы Иван в центральной Боснии, но состояние его психического здоровья оставалось плохим. В январе 1914 года Кочич был помещен в белградскую психиатрическую больницу, где он умер 27 августа 1916 года в хаосе Первой мировой войны и оккупации города Австро-Венгрией. По некоторым данным, Кочич покончил жизнь самоубийством, но его семья отрицает это. У него остались жена Милка и дочь Душанка, которая впоследствии стала профессором. У пары также родился сын Слободан, умерший раньше отца. Останки Кочича были захоронены на Белградском Новом кладбище.

Стиль и тематика

Как и останки его современников Алекса Шантич, Владимир Джорович и Йован Дучича, сочинения Кочича находились под сильным влиянием Неманича - византийской литературной традиции, которая была в основном подхвачена сербскими писателями и в основном касалась тем из сербской истории, таких как средневековая Сербская империя и Косовская битва. Все его рассказы свидетельствуют о социальных и политических убеждениях, которых он придерживался. Его основными источниками вдохновения были сербская эпическая поэзия и Негоша Горски виенац (Горный венок; 1847). Работы Кочича были написаны на его родном иекавском диалекте, на котором в основном говорят к западу от дрина.

. Беспомощные крестьяне, противостоящие сложному австро-венгерскому бюрократическому аппарату, обычно в суде, - тема, которая повторяется во всех произведениях Кочича. Его рассказы часто носили сатирический характер и касались повседневных невзгод, с которыми сталкивается крестьянство боснийских сербов, высмеивая австро-венгерскую администрацию и указывая на ее недостатки. У них также был очевидный дидактический подтекст. «Одни только эти особенности, - пишет Хайдарпашич, - сатирический тон, жалобы на правительство, сравнения с турецким игом, не выделяются как особо исключительные, что на самом деле указывает на довольно узкие цели критики Кочича». По словам Хайдарпашича, такие рассказы, как «Язавац пред судом», «позволили ему выразить широкий спектр обид в доступной и увлекательной литературной форме».

Современные критики отмечали, что крестьянские персонажи Кочича отклонялись от преобладающих идиллических представлений. в южнославянской литературе XIX века, и что его рассказы вместо этого изображали сельскую жизнь как напряженную и тяжелую. Кочич также был известен своим широким использованием игры слов, обычно для комедийного эффекта. Пример этого можно найти в Судании, где главный герой, неграмотный крестьянин по имени Джико Трубайич, неправильно ссылается на абзацы австро-венгерского кодекса законов, используя социалект, paligrafi («палиграфы»). В ряде историй, в частности в Jazavac pred sudom, Кочич неоднократно высмеивал австро-венгров за их плохое понимание сербо-хорватского языка. В своих выступлениях перед Сабором он часто критиковал власти за их предполагаемое разлагающее влияние на сербохорватский язык. Власти, которые противодействуют призывам бессильного сербского крестьянина к справедливости, являются безликими, безымянными людьми, которым трудно понять нюансы и тонкости балканской жизни. «Возражения Кочича, казалось, были направлены не против политического притеснения как такового, - утверждает Хайдарпашич, - а, скорее, конкретно против« иностранного »характера администрации Габсбургов».

Наследие

Югославская памятная почтовая марка 1977 года

Кочич был одним из самых важных политиков боснийских сербов австро-венгерской эпохи. Он также был одним из самых важных драматургов ХХ века в Боснии и Герцеговине. Короткие рассказы, такие как «Язавак пред судом», вдохновили целое поколение молодых южнославянских рабочих, фермеров и интеллектуалов выступить против австро-венгерского правления. Самым известным из них был писатель Иво Андрич, который был удостоен Нобелевской премии по литературе в 1961 году. Дело Кочича также поддержали южнославянские националисты, такие как Гаврило Принцип, молодой боснийец, убивший эрцгерцога Австрии Франца Фердинанда в июне 1914 года, ускорив июльский кризис и начало Первой мировой войны. революционеры, пишет Батлер, «на примере Кочича узнали, что Боснию нельзя освободить с помощью закона и суда».

Радикальные земельные реформы, за которые выступал Кочич, принесли плоды только после Первой мировой войны, после краха Австро-Венгрия и создание Королевства сербов, хорватов и словенцев, которое позже было переименовано в Королевство Югославия. Согласно историку Марко Аттиле Хоаре, это вызвало у мусульманских землевладельцев еще большее недовольство крестьянством боснийских сербов и было одним из факторов, способствовавших геноциду сотен тысяч сербов со стороны хорватское националистическое усташское движение во время Второй мировой войны. Апелляция политических заявлений Кочича среди боснийских сербов распространилась на политический спектр. Во время Второй мировой войны сербские националисты четники и коммунисты партизаны, оба из которых были преимущественно сербами, считали Кочича героем. Это проявилось в создании отряда Четников «Петар Кочич» под командованием Уроша Дреновича. В партизанской пропаганде Кочич превозносился как антигерманский революционер, который боролся за освобождение Боснии и Герцеговины от иностранного господства. Во время социалистического периода, который длился с 1945 по 1991 год, сербское наследие Кочича в школьных учебниках сознательно занижалось, и школьников учили рассматривать его как исключительно боснийского исторического и литературного деятеля.

Произведения Кочича стали свидетелями возрождения популярности после распада Югославии. Во время боснийской войны изображение Кочича использовалось на аверсе банкнот Республики Сербской от 5000 до 500 миллионов динаров. В 1998 году его изображение стало появляться на банкнотах 100 KM, выпущенных в Республике Сербской, которые стали официальным тендером после Дейтонского соглашения. Его именем названы многочисленные улицы в Боснии и Герцеговине, Сербии и Черногории. Во время боснийской войны улица Сараево, названная в честь Кочича, была переименована в рамках плана , в котором доминируют мусульмане, центрального правительства по сокращению количества городских улиц, названных в честь немусульман. До войны центральная библиотека Баня-Луки носила имя Кочича, но позже была переименована в Национальную библиотеку Республики Сербской. Его имя продолжает носить один из крупнейших парков города; в центре - статуя писателя в натуральную величину.

Список произведений

Рукописный первый набросок одного из рассказов Кочича

Источник: Растко (2017b, Библиография)

Сноски

Цитаты

Ссылки

Внешние ссылки

На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Петаром Кочичем.
Последняя правка сделана 2021-06-01 10:17:43
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте