Prélude à l'après-midi d'un faune | |
---|---|
Симфоническая поэма по Дебюсси | |
Клод Дебюсси в 1905 году | |
английский | Прелюдия к вечеру фавна |
Каталог | Л. 86 |
На основе | L'après-midi d'un faune - Стефан Малларме |
Подсчет очков |
|
Премьера | |
Дата | 22 декабря 1894 г. ( 1894-12-22) |
Место нахождения | Париж, Франция |
Дирижер | Гюстав Доре |
Исполнители | Жорж Баррер (флейта) |
Прелюдия à l'après-миди d'ООН фауна ( Л. 86), известная на английском языкекак прелюдия к Послеполуденному фавну, является симфонической поэмой для оркестра с Дебюсси, приблизительно 10 минут в продолжительности. Он был написан в 1894 году и впервые исполнен в Париже 22 декабря 1894 года под управлением Гюстава Доре. Флейты соло играл Жорж Barrere.
Композиция была навеяна стихотворением L'après-миди d'ООН Фавна по Стефаном Малларме. Это одно из самых известных произведений Дебюсси, которое считается поворотным моментом в истории западной художественной музыки. Пьер Булез считал эту партитуру началом современной музыки, отмечая, что «флейта фавна принесла новое дыхание музыкальному искусству».
Работа Дебюсси позже легли в основу балета Послеполуденный отдых фавна хореографа Вацлава Нижинского и более поздней версии по Джерома Роббинса.
О своем сочинении Дебюсси писал:
Музыка этой прелюдии является очень свободной иллюстрацией прекрасного стихотворения Малларме. Ни в коем случае не претендует на то, чтобы быть его синтезом. Скорее, есть последовательность сцен, в которых передаются желания и мечты фавна в пылу полудня. Затем, устав от боязливого полета нимф и наяд, он погружается в пьянящий сон, в котором он наконец может осуществить свои мечты об обладании универсальной природой.
Поль Валери сообщил, что сам Малларме был недоволен тем, что его стихотворение было использовано в качестве основы для музыки:
Он считал, что его собственной музыки достаточно, и что даже с самыми лучшими намерениями в мире, с точки зрения поэзии, противопоставление поэзии и музыки, даже если это была лучшая музыка, было настоящим преступлением.
Однако после посещения премьерного выступления по приглашению Дебюсси Малларме написал Дебюсси: «Я только что вышел с концерта, глубоко тронутый. Чудо! Ваша иллюстрация« Полдня фавна », которая не противоречит моему тексту, но действительно идет намного дальше, в ностальгию и в свет, с утонченностью, чувственностью, богатством. Я восхищенно жму вашу руку, Дебюсси. С уважением, Малларме ».
Произведение оценивается для трех флейт, двух гобоев, английского рожка, двух кларнетов в A и B ♭, двух фаготов, четырех валторн, двух арф, двух кроталей и струнных.
Хотя есть соблазн назвать это произведение тональным стихотворением, в нем очень мало музыкального буквализма; вместо этого медленная и опосредованная мелодия и многослойная оркестровка в целом вызывают эротизм поэмы Малларме.
[Эта прелюдия] была музыкальным ответом [Дебюсси] на поэму Стефана Малларме (1842–1898), в которой фавн, играющий на свирели в одиночестве в лесу, возбуждается проходящими мимо нимфами и наядами, безуспешно преследует их, а затем устало бросает сам погрузился в сон, наполненный видениями. Хотя произведение называется «прелюдией», оно, тем не менее, завершено - оно отражает чувства поэмы в целом.
Дебюсси намеревался составить вторую и третью части, финал интерлюдии и парафраза соответственно, но он решил сконцентрировать все свои музыкальные идеи в одной части.
Prélude при первом прослушивании кажется импровизационный и почти свободной форме; однако более пристальное наблюдение покажет, что произведение состоит из сложной организации музыкальных ячеек, мотивов, тщательно разработанных и обмениваемых между членами оркестра. Внимательный анализ произведения показывает высокую композиционную осознанность со стороны Дебюсси.
Основные музыкальные темы представлены деревянными духовыми инструментами с тонким, но гармонично развитым аккомпанементом приглушенных валторн, струнных и арфы. В этой пьесе присутствуют повторяющиеся инструменты из композиционного арсенала Дебюсси: расширенная шкала тонов, гармоническая плавность без длительных модуляций между центральными клавишами и тритоны как в мелодии, так и в гармонии. Вступительное соло флейты состоит из хроматического спуска на тритон ниже первоначальной высоты звука и последующего восхождения. Развитие медленных основных тематических переходов плавно между 9 8, 6 8, а также 12 8. Дебюсси использует сложные голоса и оркестровку, позволяя основной мелодической ячейке переходить от сольной флейты к гобою, обратно к соло-флейте, затем к двум унисонным флейтам (создавая совершенно другую атмосферу для мелодии), затем к кларнету и так далее. Даже аккомпанемент исследует альтернативные голоса: крещендо флейтового дуэта во время их мелодических ячеек сопровождает струны легато с альтами, несущими партию сопрано поверх альтовых скрипок (особенно ярко выражен тон альта в верхнем регистре).
Состав составляет 110 тактов. Если считать неполные строки стиха за одну, текст Малларме также составит 110 строк. Вторая часть ре-бемоля начинается с такта 55, ровно в середине произведения.
В 1912 году по пьесе был создан короткий балет с костюмами и декорациями художника Леона Бакста в постановке и исполнении известного танцора Вацлава Нижинского. Это оказалось очень спорным из-за нетрадиционных движений танцоров и из-за момента, когда фавн мастурбирует.
В 1958 году еще один балет на Джерома Роббинса был сделан, причем зачастую осуществляется многими компаниями.
В Томаса Манна «s The Magic Mountain, подразумевается, что герой Ганс Касторп слушал кусок Дебюсси на граммофон. В книге « Прелюдия» - одна из его любимых записей, которая заставляет его мечтать о фавне, играющем на дудочке в онейрическом пейзаже.
Сам Клод Дебюсси переписал пьесу для исполнения на двух фортепиано в 1895 году.
Среди других транскрипций: аранжировка Мориса Равеля для фортепиано в четыре руки, версия Гюстава Самазейля для флейты и фортепиано, аранжировка для ансамбля Пьеро (флейта, кларнет, скрипка, виолончель и фортепиано) Тима Муллемана, транскрипция для флейты, кларнета и фортепиано. фортепиано Майкла Вебстера и аранжировка для инструментов Интродукции и Аллегро Равеля (флейта, кларнет, арфа и струнный квартет) с дополнительным контрабасом Грэма Стила Джонсона. Русский пианист Вячеслав Грязнов также транскрибировал ее для фортепиано соло. Linos Piano Trio аранжировал пьесу для фортепианного трио и включил ее в свой альбом 2021 года "Stolen Music".
Бенно Сакс, ученик Арнольда Шенберга, реоркестировал работу для камерного ансамбля, включающего фортепиано и фисгармонию, для Общества частных музыкальных представлений Шенберга, которое состоялось 27 октября 1920 года.