Микалоюс Константинас Чюрленис. Миколай Константин <2 Чурланис 345>Микалоюс Константинас Чюрленис. (1875-09-22) 22 сентября 1875. Сеной Варена, Виленская губерния, Российская империя | |
---|---|
Умер | 10 апреля 1911 (1911-04-10) (35 лет). Марки, Конгресс Польша, Российская Империя |
Национальность | Литовец |
Образование | |
Известна | Живописью, музыкальной композицией |
Известные работы |
|
Движение | |
Супруг (ы) | София Кимантайте-Чюрлёнене |
Микалоюс Константинас Чюрленис (Польский : Mikołaj Konstanty Czurlanis; 22 сентября [OS 10 сентября] 1875 - 10 апреля [OS 28 марта] 1911) был литовской краской э, композитор и писатель.
Чюрленис внес вклад в символизм и модерн и был представителем эпохи fin de siècle. Он считается одним из пионеров абстрактного искусства в Европе. За свою короткую жизнь он сочинил около 400 музыкальных произведений и создал около 300 картин, а также множество литературных произведений и стихов. Большинство его картин размещено в М. Национальный художественный музей К. Чюрлениса в Каунасе, Литве. Его работы оказали глубокое влияние на современную литовскую культуру.
Микалоюс Константинас Чюрленис родился в Сеной Варена, городке на юго-востоке Литвы, который в то время находился в Российской империи. Он был старшим из девяти детей своего отца Константинаса и его матери Аделе, урожденной Радманайте (Радманн), происходившей из лютеранской семьи баварского происхождения. Как и многие образованные литовцы того времени, семья Чюрлениса говорила на польском, и он начал изучать литовский только после знакомства со своей невестой в 1907 году. В 1878 году его семья переехала в Друскининкай, 30 миль. (50 км), где его отец впоследствии был городским органистом.
Дом в Вильнюсе, где жил Микалоюс Константинас Чюрленис - сейчас здесь находится музей М.К. ЧюрленисаЧюрленис был музыкальный вундеркинд : он мог играть на слух в возрасте трех лет и мог читать с листа свободно к семи годам. Через три года после начальной школы он пошел учиться в музыкальную школу польского князя Михала Огинского в Плунге, где с 1889 года научился играть на нескольких инструментах, в частности на флейте. по 1893 г. При поддержке «стипендии» князя Огинского Чюрленис изучал фортепиано и композицию в Варшавской консерватории с 1894 по 1899 г. По окончании учебы в 1899 г. он написал кантату для смешанного хора и симфонического оркестра De Profundis под руководством композитора Зигмунта Носковского. Позже он посещал лекции по композиции в Лейпцигской консерватории с 1901 по 1902 год.
Он вернулся в Варшаву в 1902 году и изучал рисунок в Варшавской школе изящных искусств с 1904 года. до 1906 года и подружился с польским композитором и художником Евгениушем Моравским-Домбровой. Его главным учителем в Варшаве был художник-символист Казимеж Стабровский, который также был основателем первых лож Теософского общества в Польше и передал Чюрленису интерес к теософии и другим эзотерическим предметам.. После русской революции 1905 года, которая привела к ослаблению культурных ограничений для меньшинств Империи, он начал называть себя литовцем.
Он был одним из инициаторов и участник Первой выставки литовского искусства в 1907 г. в Вилейшисском дворце, Вильнюс. Вскоре после этого было основано Литовское художественное общество, и Чюрленис был одним из 19 его учредителей.
В 1907 году он познакомился с Софией Кимантайте (1886–1958), искусствоведом. Благодаря этой ассоциации Чюрленис научился лучше говорить по-литовски. В начале 1909 года он женился на Кимантайте. В конце того же года он отправился в Св. Санкт-Петербург, где выставлял некоторые свои картины. В канун Рождества Чюрленис впал в глубокую депрессию и в начале 1910 года был госпитализирован в психиатрическую больницу "Czerwony Dwór" (Красная усадьба) в Марках, Польша, к северо-востоку от Варшавы. Находясь там пациентом, он умер от пневмонии в 1911 году в возрасте 35 лет. Похоронен на кладбище Расос в Вильнюсе. Он никогда не видел свою дочь Дануте (1910–1995).
Чюрленис чувствовал себя синестетом ; то есть он воспринимал цвета и музыку одновременно. Многие его картины носят названия музыкальных произведений: сонаты, фуги и прелюдии.
В 1911 году в Вильнюсе и Каунасе состоялась первая посмертная выставка искусства Чюрлениса. В том же году выставка его работ прошла в Москве, а в 1912 году его работы экспонировались в Санкт-Петербурге. Петербург. В 1944 году главный художественный музей Каунаса был переименован в М. Национальный художественный музей К. Чюрлениса и до сих пор хранит большую часть картин Чюрлениса. В 1957 году литовская община Чикаго открыла Художественную галерею Чюрлениса, в которой собраны коллекции его работ. В 1963 году в Друскининкай, в доме, где жили Чюрленис и его семья, был открыт мемориальный музей Чюрлениса. В этом музее хранятся биографические документы, а также фотографии и репродукции работ художника. Национальная художественная школа им. М.К. Чюрлениса в Вильнюсе была названа его именем в 1965 году.
Чюрленис вдохновил литовского композитора Освальдаса Балакаускаса на произведение «Соната гор» (1975)., а каждые четыре года в конкурсе им. Чюрлениса принимают участие юные музыкальные исполнители из Литвы и соседних стран. Имя Чюрлениса названо скалами на Земле Франца-Иосифа, вершиной в Памире, и астероидом № 2420, обнаруженным крымскими астрофизик Николай Черных.
Работы Чюрлениса экспонировались на международных выставках в Японии, Германии, Испании и других странах. Его картины были представлены на фестивале "Visual Music", посвященном синестезии, в который вошли работы Василия Кандинского, Джеймса Макнилла Уистлера и Пола Клее, на Музей современного искусства, Лос-Анджелес в 2005 году.
В 2009 году Генуяйте Казокас ([lt ]) опубликовала «Музыкальные картины», в которой она утверждала, что Теософия, эзотеризм и спиритуализм оказали большое влияние на искусство Чюрлениса.
Памятная доска была установлена на здании бывшей больницы в Марки, Польша, где в 1911 году умер Микалоюс Константинас Чюрленис.
Жизнь Чюрлениса была запечатлена в фильме 2012 года Письма Софии режиссера Роберта Муллана.
Точное количество музыкальных произведений Чюрлениса неизвестно - значительная часть его рукописей не сохранилась, в том числе и погибшие в результате пожара во время войны. Среди доступных сегодня нам набросков, черновиков и отрывков его музыкальных идей. Характер архива определил тот факт, что произведения Чюрлениса были окончательно опубликованы только через сто лет после смерти композитора. Сегодня в архиве почти 400 произведений, большая часть из которых - произведения для фортепиано, но также значимые опусы для симфонического оркестра (симфонические стихи «В лесу и на море», увертюра, кантата для хора и оркестра.), струнный квартет, произведения для различных хоров (авторские сочинения и обработки литовских народных песен), а также произведения для органа.
Среди его наиболее исполняемых музыкальных произведений:
Среди наиболее популярных картин Микалоюса Константинаса Чюрлениса:
Облачная лодка (1906)
Анданте - IV (1908)
Утес на берегу моря (1905)
Мосты (1904)
Ангел (1908)
Пирамиды (1908)
Сотворение мира - II (1905–06)
Сотворение мира - III (1905–06)
Сотворение мира - V (1905)
Сотворение мира - VI ( 1905–06)
Сотворение мира - VII (1905–06)
Сотворение мира - XII (1906–1907)
Соната - II (1907)
Соната моря. Финал (1908)
Финал - III (1908)
Сказка - I (1907)
Сказка - III (1907)
Лес (1907)
Прошлое (1907)
Зодиакальный цикл - Овен (1907)
Утренняя фантазия (1904)
Дар дружбы (1906)
Рай (1909)
Вечер (1907)
Сельское кладбище (1909)
Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Микалоюсом Константинасом Чюрленисом. |