Пауль Клее

редактировать
Немецкий художник

Пауль Клее
Пауль Клее 1911.jpg Пауль Клее в 1911 году
Родился18 декабря 1879 г.. Мюнхенбухзее, Швейцария
Умер29 июня 1940 г. (1940-06-29) (60 лет). Муральто, Швейцария
НациональностьНемецкий
ОбразованиеАкадемия изящных искусств, Мюнхен
ИзвестенЖивопись, рисунок, акварель, эстамп
Известные работыБольше чем 10 000 картин, рисунков и гравюр, в том числе Twittering Machine (1922), Fish Magic (1925), Viaducts Break Ranks (1937).
ДвижениеЭкспрессионизм, Баухаус, Сюрреализм

Пауль Клее (немецкий: ; 18 декабря 1879 - 29 июня 1940) был немецким художником швейцарского происхождения. На его очень индивидуальный стиль повлияли движения в искусстве, включая экспрессионизм, кубизм и сюрреализм. Кли был прирожденным рисовальщиком, который экспериментировал и в конечном итоге глубоко исследовал теорию цвета, много писал о ней; его лекции «Письма по теории формы и дизайна» (Schriften zur Form und Gestaltungslehre), опубликованные на английском языке как Блокноты Пауля Клее, считаются столь же важными для современного искусства, как и Леонардо да Винчи "Трактат о живописи для Ренессанса ". Он и его коллега, русский художник Василий Кандинский, оба преподавали в школе искусства, дизайна и архитектуры Баухаус в Германии. Его работы отражают его сухой юмор и его иногда детскую точку зрения, его личные настроения и убеждения, а также его музыкальность.

Содержание

  • 1 Ранняя жизнь и обучение
  • 2 Брак и первые годы
    • 2.1 Брак
    • 2.2 Принадлежность к "Blaue Reiter", 1911
    • 2.3 Участие в художественных выставках, 1912–1913
    • 2.4 Поездка в Тунис, 1914
    • 2.5 Военная карьера
  • 3 Зрелая карьера
  • 4 Смерть
  • 5 Стиль и методы
  • 6 Работы
    • 6.1 Ранние работы
    • 6.2 Мистические- абстрактный период, 1914–1919
    • 6.3 Произведения периода Баухауса и Дюссельдорфа
    • 6.4 Последние работы в Швейцарии
  • 7 Восприятие и наследие
    • 7.1 Современный взгляд
    • 7.2 Музыкальные интерпретации
      • 7.2. 1 Дополнительные музыкальные интерпретации
    • 7.3 Архитектурные награды
    • 7.4 Дань
  • 8 Публикации
    • 8.1 Книги, эссе и лекции Пауля Клее
  • 9 См. Также
  • 10 Примечания и ссылки
    • 10.1 Примечания
    • 10.2 Ссылки
  • 11 Дополнительная литература
  • 12 Внешние ссылки

Ранняя жизнь и обучение

Прежде всего, искусство жить; затем как моя идеальная профессия, поэзия и философия, и как моя настоящая профессия, изобразительное искусство ; в крайнем случае, из-за отсутствия дохода, иллюстрации.

— Пауль Клее.

Пауль Клее родился в Мюнхенбухзее, Швейцария, и был вторым ребенком учителя музыки немецкого языка. Ганс Вильгельм Клее (1849–1940) и швейцарская певица Ида Мари Клее, урожденная Фрик (1855–1921). Согласно швейцарскому законодательству гражданство определялось национальностью отца, и Кли унаследовал немецкое гражданство своего отца. Его сестра Матильда (умерла 6 декабря 1953 г.) родилась 28 января 1876 г. в Вальценхаузене. Их отец происходил из Танн и изучал пение, фортепиано, орган и скрипку в Штутгартской консерватории, где он познакомился со своей будущей женой Идой Фрик. Ганс Вильгельм Клее работал учителем музыки в Бернской государственной семинарии в Хофвиле недалеко от Берна до 1931 года. Клее смог развить свои музыкальные навыки, поскольку родители поощряли и вдохновляли его на протяжении всей его жизни. В 1880 году его семья переехала в Берн, где, в конце концов, в 1897 году, после ряда смен места жительства, они переехали в собственный дом в [de ]. С 1886 по 1890 год Клее посещал начальную школу и в возрасте 7 лет получил классы скрипки в. Он был настолько талантлив в игре на скрипке, что в возрасте 11 лет получил приглашение играть в качестве выдающегося члена Музыкальной ассоциации Берна.

Моя комната (нем. Meine Bude), 1896 год. Перо и тушь, 120 на 190 мм. (4 ⁄ 4 на 7 ⁄ 2 дюймов). В коллекции Klee Foundation, Берн, Швейцария

В ранние годы, следуя воле родителей, Klee сосредоточился на том, чтобы стать музыкантом; но он выбрал изобразительное искусство в подростковом возрасте, частично из-за бунта, а частично из-за того, что современная музыка не имела для него смысла. Он заявил: «Я не считал идею заниматься музыкой особенно привлекательной с точки зрения творчества, учитывая упадок в истории музыкальных достижений». Как музыкант он играл и чувствовал себя эмоционально связанным с традиционными произведениями восемнадцатого и девятнадцатого веков, но как художник он жаждал свободы для исследования радикальных идей и стилей. В шестнадцать лет пейзажные рисунки Клее уже демонстрируют значительное мастерство.

Примерно в 1897 году Клее начал свой дневник, который вел до 1918 года и который дал ученым ценную информацию о его жизни и мышлении. В школьные годы он с жадностью рисовал в своих школьных учебниках, в частности рисовал карикатуры, и уже продемонстрировал мастерство линии и объема. Он едва сдал выпускные экзамены в "Гимназии" Берна, где получил квалификацию гуманитарных наук. Со своим характерным сухим остроумием он писал: «В конце концов, довольно сложно достичь точного минимума, и это связано с риском». В свободное время, помимо своих глубоких интересов к музыке и искусству, Клее был большим читателем литературы, а затем писателем по теории искусства и эстетике.

. с разрешения, в 1898 году Клее начал изучать искусство в Академии художеств в Мюнхене у Генриха Книрра и Франца фон Штука. Он преуспел в рисовании, но, похоже, ему не хватало естественного чувства цвета. Позже он вспоминал: «В третью зиму я даже понял, что, наверное, никогда не научусь рисовать». Во времена юношеских приключений Клее проводил много времени в пабах и имел романы с женщинами из низшего сословия и моделями художников. В 1900 году у него был внебрачный сын, который умер через несколько недель после рождения.

После получения степени изящных искусств Клее путешествовал по Италии с октября 1901 года по май 1902 года с другом Германом Галлером. Они побывали в Риме, Флоренции, Неаполе и на побережье Амальфи, изучая мастеров живописи прошлых веков. Он воскликнул: «Форум и Ватикан говорили со мной. Гуманизм хочет меня задушить». Он откликнулся на цвета Италии, но с грустью отметил, что «в этом цветовом поле мне предстоит долгая борьба». Для Клее цвет олицетворял оптимизм и благородство в искусстве, а также надежду на избавление от пессимистической натуры, которую он выражал в своих черно-белых гротесках и сатирах. Вернувшись в Берн, он несколько лет жил со своими родителями и время от времени посещал уроки рисования. К 1905 году он разрабатывал некоторые экспериментальные техники, в том числе рисование иглой на почерневшем стекле, в результате чего было создано пятьдесят семь работ, включая его «Портрет моего отца» (1906). В 1903–05 годах он также завершил цикл из одиннадцати оцинкованных офортов под названием «Изобретения», его первых выставленных работ, в которых он проиллюстрировал несколько гротескных персонажей. Он прокомментировал: «Хотя я довольно доволен своими офортами, я не могу так продолжать. Я не специалист». Клее все еще занимался музыкой, играл на скрипке в оркестре и писал концертные и театральные обзоры.

Брак и ранние годы

Брак

Цветочный миф (Blumenmythos) 1918, акварель на пастельной основе на ткани и газетной бумаге на доске, Музей Шпренгеля, Ганновер, Германия

Клее женился на баварской пианистке Лили Штумпф в 1906 году, а в следующем году у них родился сын по имени Феликс Поль. Они жили в пригороде Мюнхена, и пока она давала уроки игры на фортепиано и время от времени выступала, он вёл домашнее хозяйство и занимался своими художественными работами. Его попытка стать журнальным иллюстратором провалилась. Художественная работа Клее в течение следующих пяти лет развивалась медленно, частично из-за того, что ему приходилось заниматься домашними делами, а частично из-за того, что он пытался найти новый подход к своему искусству. В 1910 году у него была первая персональная выставка в Берне, которая затем побывала в трех швейцарских городах.

Принадлежность к «Blaue Reiter», 1911

В январе 1911 года Альфред Кубин встретил Кли в Мюнхене и призвал его проиллюстрировать Вольтер. Кандид. Его рисунки были позже опубликованы в версии книги 1920 года под редакцией Курта Вольфа. Примерно в это же время графические работы Клее увеличились. Его ранняя склонность к абсурду и саркастике была хорошо воспринята Кубином, который подружился с Клее и стал одним из его первых значительных коллекционеров. Клее познакомился через Кубина с искусствоведом Вильгельмом Хаузенштейном в 1911 году. Клее тем летом был членом фонда и менеджером мюнхенского союза художников Sema. Осенью он познакомился с Августом Маке и Василием Кандинским, а зимой вошел в состав редакционной группы альманаха Der Blaue Reiter, основанного Франц Марк и Кандинский. При встрече с Кандинским Клее записал: «Я почувствовал глубокое доверие к нему. Он человек с исключительно красивым и ясным умом». Среди других участников были Макке, Габриэле Мюнтер и Марианна фон Веревкин. Клее стал через несколько месяцев одним из самых важных и независимых членов Blaue Reiter, но он еще не был полностью интегрирован.

Выпуск альманаха был отложен в пользу выставки. Первая выставка Blaue Reiter проходила с 18 декабря 1911 года по 1 января 1912 года в Moderne Galerie Heinrich Thannhauser в Мюнхене. Клее на ней не присутствовал, но на второй выставке, которая проходила с 12 февраля по 18 марта 1912 г. в Galerie Goltz, было показано 17 его графических работ. Название этой художественной выставки было Schwarz-Weiß, поскольку она касалась только графической живописи. Первоначально планировалось выпустить в 1911 году, дата выхода альманаха Der Blau Reiter Кандинского и Марка была отложена на май 1912 года, включая воспроизведенный чернильный рисунок Штайнхауэра Клее. В то же время Кандинский опубликовал свою историю искусства, написав «Über das Geistige in der Kunst».

Участие в художественных выставках, 1912–1913 гг.

Ассоциация открыла разум Клее для современных теорий цвета. Его поездки в Париж в 1912 году также познакомили его с брожением кубизма и новаторскими примерами «чистой живописи», раннего термина для абстрактного искусства. Использование жирного цвета Робером Делоне и Морисом де Вламинком также вдохновило его. Вместо того, чтобы копировать этих художников, Клее начал свои собственные эксперименты с цветом в бледной акварели и создал несколько примитивных пейзажей, в том числе «В карьере» (1913 г.) и «Дома возле гравийной ямы» (1913 г.), используя блоки цвета с ограниченным перекрытием. Клее признал, что «мне предстоит долгая борьба в этом цветном поле», чтобы достичь своей «далекой благородной цели». Вскоре он обнаружил «стиль, который соединяет рисунок и царство цвета».

Поездка в Тунис, 1914

Художественный прорыв Клее пришел в 1914 году, когда он ненадолго посетил Тунис с Августом. Macke и Louis Moilliet и был впечатлен качеством света там. Он писал: «Цвет овладел мной; мне больше не нужно гнаться за ним, я знаю, что он овладел мной навсегда... Цвет и я - одно. Я художник». С осознанием этого важность верности природе потеряла свою значимость. Вместо этого Клее стал углубляться в «прохладную романтику абстракции». Получив второй художественный словарный запас, Клее добавил красок к своим способностям рисования и во многих работах удачно сочетал их, как он это сделал в одной серии, которую он назвал «оперные картины». Одним из наиболее буквальных примеров этого нового синтеза является «Баварский Дон Жуан» (1919).

Вернувшись домой, Клее нарисовал свой первый чистый абстракционизм «В стиле Кайруана» (1914), состоящий из цветных прямоугольников и несколько кругов. Цветной прямоугольник стал его основным строительным блоком, который некоторые ученые связывают с музыкальной нотой, которую Клее объединяет с другими цветными блоками для создания цветовой гармонии, аналогичной музыкальной композиции. Его выбор определенной цветовой палитры имитирует музыкальный тон. Иногда он использует дополнительные пары цветов, а иногда «диссонирующие» цвета, что снова отражает его связь с музыкальностью.

Военная карьера

Пауль Клее в качестве солдата, 1916 г.

Несколько недель спустя, Началась Первая мировая война. Сначала Кли был несколько отстранен от этого, как он иронически писал: «Во мне давно была эта война. Поэтому внутренне меня это не касается». Клее был призван в качестве ландштурмсольдата (солдата резервных сил в Пруссии или имперской Германии) 5 марта 1916 года. Смерть его друзей Августа Макке и Франц Марк в битве начал влиять на него. Избавившись от горя, он создал несколько пером и тушью литографий на военные темы, в том числе «Смерть за идею» (1915). После окончания курса военной подготовки, начатого 11 марта 1916 г., он был зачислен в армию. Клее перешел 20 августа в роту по техническому обслуживанию самолетов в Обершлайсхайме, где выполнял квалифицированную ручную работу, такую ​​как восстановление самолета камуфляжа и сопровождение транспортных самолетов. 17 января 1917 года он был переведен в Королевскую баварскую авиашколу в Герстхофене (которая через 54 года стала полевой станцией USASA в Аугсбурге ), чтобы работать секретарем у казначея до конец войны. Это позволило ему остаться в маленькой комнате за пределами барака и продолжить рисовать.

Он продолжал рисовать в течение всей войны и успел выставиться на нескольких выставках. К 1917 году работы Клее стали хорошо продаваться, и искусствоведы признали его лучшим из новых немецких художников. Его Ab ovo (1917) особенно примечателен своей сложной техникой. Он использует акварель на марле и бумаге с мелом, что дает богатую текстуру треугольных, круглых и серповидных узоров. Его «Предупреждение о кораблях» (1918), демонстрирующее его диапазон исследований, смешивание цветов и линий, представляет собой цветной рисунок, заполненный символическими изображениями на поле подавленного цвета.

Зрелая карьера

Красный воздушный шар, 1922, кисея, масло, грунтованная мелом, 31,8 x 31,1 см. Музей Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк

В 1919 году Клее подал заявку на преподавательскую должность в Академии художеств в Штутгарте. Эта попытка не удалась, но он добился большого успеха в заключении трехлетнего контракта (с минимальным годовым доходом) с дилером Гансом Гольцем, чья влиятельная галерея дала Клее большую экспозицию и некоторый коммерческий успех. Примечательна ретроспектива более 300 работ 1920 года.

Клее преподавал в Баухаусе с января 1921 по апрель 1931 года. Он был мастером «Формы» в переплетном деле, витражах, и мастерские настенной живописи и были предоставлены две студии. В 1922 году Кандинский присоединился к коллективу и возобновил дружбу с Клее. Позже в том же году была проведена первая выставка и фестиваль Баухауса, для которого Клее создал несколько рекламных материалов. Клее приветствовал множество противоречащих друг другу теорий и мнений в Баухаусе: «Я также одобряю эти силы, конкурирующие друг с другом, если результат является достижением».

Тропическое садоводство, акварель 1923 года и рисунок маслом на бумаге, Соломон Р. Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк.

Клее был также членом Die Blaue Vier (Синяя четверка) с Кандинским, Лионелем Файнингером и Алексеем фон Явленским ; сформированный в 1923 году, они читали лекции и вместе выставлялись в США в 1925 году. В том же году Клее провел свои первые выставки в Париже, и он стал хитом среди французских сюрреалистов. Клее посетил Египет в 1928 году, что произвело на него меньшее впечатление, чем на Тунис. В 1929 году была опубликована первая большая монография о работе Клее, написанная Уиллом Громаном.

Ночной праздник, 1921, Музей Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк.

Клее также преподавал в Институте Дюссельдорфская академия с 1931 по 1933 год, и была отмечена нацистской газетой: «Затем на сцену выходит этот великий парень Клее, уже известный как учитель Баухауса в Дессау. Он всем говорит, что он чистокровный араб, но он типичный галицкий еврей ». гестапо обыскали его дом, и он был уволен с работы. Его автопортрет «Вычеркнут из списка» (1933) посвящен этому печальному событию. В 1933–34 Клее проводил выставки в Лондоне и Париже и, наконец, встретил Пабло Пикассо, которым он очень восхищался. Семья Клее эмигрировала в Швейцарию в конце 1933 года.

Клее был на пике своего творческого пути. Его Ad Parnassum (1932) считается его шедевром и лучшим примером его стиля пуантилистов ; это также одна из его самых больших и хорошо выполненных картин. Он выпустил около 500 работ в 1933 году, в последний год своего пребывания в Германии. Однако в 1933 году Кли начал испытывать симптомы того, что после его смерти было диагностировано как склеродермия. Развитие его смертельной болезни, из-за которой было очень трудно глотать, можно проследить через искусство, которое он создал в последние годы. Его выход в 1936 году составил всего 25 картин. В конце 1930-х годов его здоровье несколько поправилось, и его воодушевили визиты Кандинского и Пикассо. Более простой и крупный дизайн Клее позволил ему продолжить работу в последние годы жизни, и в 1939 году он создал более 1200 работ, что стало рекордом для карьеры за один год. Он использовал более толстые линии и в основном геометрические формы с меньшим количеством цветовых блоков, но большего размера. Его разнообразные цветовые палитры, некоторые из которых были яркими, а другие мрачными, возможно, отражали его чередующиеся настроения оптимизма и пессимизма. Вернувшись в Германию в 1937 году, семнадцать картин Клее были включены в выставку «Дегенеративное искусство », а 102 его работы из публичных коллекций были захвачены нацистами.

Смерть

Могила Клее на кладбище Шосхолден

Клее к концу жизни страдал аутоиммунным заболеванием, склеродермией, терпя боль, которая, кажется, нашла отражение в его последних произведениях искусства. На одной из его последних картин, Смерть и огонь, изображен череп в центре с немецким словом «Тод», изображенным на лице. Он умер в Муральто, Локарно, Швейцария, 29 июня 1940 года, не получив швейцарского гражданства, несмотря на то, что родился в этой стране. Швейцарские власти сочли его произведение слишком революционным, даже дегенеративным, но в конце концов они удовлетворили его просьбу через шесть дней после его смерти. Его наследие насчитывает около 9000 произведений искусства. Слова на его надгробии, кредо Клее, помещенные там его сыном Феликсом, гласят: «Меня нельзя схватить здесь и сейчас, потому что мое жилище так же среди мертвых, как и еще не родившиеся. Немного ближе к сердцу создание, чем обычно, но все еще недостаточно ". Он был похоронен в Schosshaldenfriedhof, Берн, Швейцария.

Стиль и приемы

Сказка о Гофмане (1921), бумага, акварель, тушь, карандаш. 31,1 х 24,1. В коллекции Метрополитен-музея, Нью-Йорк

Клее по-разному ассоциировался с экспрессионизмом, кубизмом, футуризмом, Сюрреализм и Абстракция, но его картины сложно классифицировать. Обычно он работал в отрыве от своих сверстников и по-своему интерпретировал новые направления в искусстве. Он был изобретателен в своих методах и технике. Клее работал в самых разных средах: масляная краска, акварель, тушь, пастель, офорт и другие.. Он часто объединял их в одно произведение. Он использовал холст, мешковину, муслин, лен, марлю, картон, металлическую фольгу, ткань, обои и газетную бумагу. Клее использовал аэрозольную краску, нанесение ножа, тиснение, глазирование и импасто, а также смешанную технику, такую ​​как масло с акварелью, акварель с ручкой и тушью и масло с темперой.

Он был Он был прирожденным рисовальщиком и в результате долгих экспериментов развил мастерство цвета и тональности. Многие из его работ сочетают в себе эти навыки. Он использует большое разнообразие цветовых палитр от почти монохроматических до очень полихроматических. Его работы часто имеют хрупкую детскую окраску и обычно имеют небольшой масштаб. Он часто использовал геометрические формы и сеточные композиции, а также буквы и цифры, часто сочетая с игривыми фигурами животных и людей. Некоторые работы были полностью абстрактными. Многие из его работ и их названия отражают его сухой юмор и различные настроения; некоторые выражают политические убеждения. Они часто ссылаются на поэзию, музыку и сны, а иногда включают слова или нотные записи. Более поздние работы выделены паучьими иероглифами -подобными символами. Райнер Мария Рильке писал о Клее в 1921 году: «Даже если бы вы не сказали мне, что он играет на скрипке, я бы предположил, что во многих случаях его рисунки были транскрипциями музыки».

Памела Корт заметила: «Рисунки Клее 1933 года предоставляют их смотрящему беспрецедентную возможность взглянуть на центральный аспект его эстетики, который остался в значительной степени недооцененным: его пожизненная озабоченность возможностями пародии и остроумие. В этом заключается их реальное значение, особенно для аудитории, не знающей, что искусство Клее имеет политические измерения."

Среди немногих пластических работ рука куклы, сделанные в период с 1916 по 1925 год для его сына Феликса. Художник не считает их составной частью своего творчества и не перечисляет их в своем каталоге raisonné. Тридцать сохранившихся кукол хранятся в Zentrum Paul Klee, Берн.

Работы

Ранние работы

Некоторые из ранних сохранившихся детских рисунков Клее, которые поощряла его бабушка, были внесены в его каталог raisonné. Всего за годы Берна было изготовлено 19 офортов; десять из них были сделаны между 1903 и 1905 годами в цикле «Inventionen» («Изобретения»), которые были представлены в июне 1906 года на «Internationale Kunstausstellung des Vereins bildender Künstler Münchens» (Международная художественная выставка Ассоциации графических искусств, Мюнхен., Сецессион), его первое появление в качестве художника на публике. Клее удалил третье изобретение, Pessimistische Allegorie des Gebirges (Пессимистическая аллегория горы), в феврале 1906 года из своего цикла. сатирические офорты, например Jungfrau im Baum / Jungfrau (träumend) (Дева на дереве / Дева (сновидение)) 1903 года и Greiser Phoenix (Aged Phoenix) 1905 года, Клее классифицировал как «сюрреалистические». заставы ». Юнгфрау им Баум связывает по мотиву (1894) Джованни Сегантини. На картину повлияли гротескные лирические стихи Альфреда Джарри, Макса Джейкоба и Кристиана Моргенштерна. В нем присутствует культурный пессимизм, который на рубеже 20-го века можно найти в произведениях символистов. Изобретение Nr. 6, офорт 1903 года Zwei Männer, einander in höherer Stellung vermutend (Двое мужчин, предполагающих, что другой находится в более высоком положении), изображает двух обнаженных мужчин, предположительно императоров Вильгельма II и Франца Иосифа I. Австрии, узнаваемые по прическе и бородам. Поскольку их одежда и знаки отличия были лишены, «оба они понятия не имеют, в порядке ли их обычное приветствие […]. Поскольку они предполагают, что их коллега могла бы иметь более высокий рейтинг», они кланяются и царапают.

Клее начал вводить новую технику в 1905 году: царапание на почерневшей стеклянной панели с помощью игла. Таким образом он создал около 57 картин Verre églomisé, в том числе Gartenszene 1905 года (Сцена в саду) и Porträt des Vaters (1906 год) (Портрет отца), с которыми он попытался совместить живопись и царапины. Одинокая ранняя работа Клее закончилась в 1911 году, когда он познакомился и был вдохновлен художником-графиком Альфредом Кубином и стал связан с художниками Blaue Reiter.

Мистико-абстрактный период, 1914–1919

Во время своей двенадцатидневной образовательной поездки в Тунис в апреле 1914 года Клее создал с помощью Макке и Муайе акварельные картины, в которых реализованы сильные световые и цветовые стимулы. сельской местности Северной Африки в моде Поля Сезанна и кубистических концепций формы Роберта Делоне. Целью было не подражание природе, а создание композиций, аналогичных формирующему принципу природы, как в произведениях In den Häusern von Saint-Germain (В домах Сен-Жермена) и Straßencafé (Streetcafé). Клее передал пейзаж в сетке, так что он растворяется в цветовой гармонии. В тот период он также создавал абстрактные работы, такие как Abstract и Farbige Kreise durch Farbbänder verbunden (Цветные круги, перевязанные чернильными лентами). Он никогда не бросал объект; постоянной сегрегации никогда не было. Более десяти лет Клее работал над экспериментами и анализом цвета, что привело к независимой искусственной работе, в которой его дизайнерские идеи были основаны на красочном восточном мире.

Föhn im Marc'schen Garten (Фен в саду Марка) был построен после поездки в Турин. Он указывает на отношения между цветом и стимулом Макке и Делоне. Хотя элементы сада отчетливо видны, заметно дальнейшее движение к абстракции. В своем дневнике Клее написал тогда следующую запись:

В большой формовочной яме лежат развалины, на которых частично висит. Они предоставляют материал для абстракции. […] Ужасающий мир, абстрактное искусство, в то время как счастливый мир порождает секуляристское искусство.

Под впечатлением своей военной службы он создал картину «Trauerblumen» («Бархатные колокольчики») в 1917 году, которая с ее графическими знаками растительна и фантастические формы, является предшественником его будущих работ, гармонично сочетающих графику, цвет и объект. Впервые птицы появляются на фотографиях, например, в «Блуменмифосе» («Цветочный миф») 1918 года, отражающем летящие и падающие самолеты, которые он видел в Герстхофене, а также на фотографиях авиакатастроф.

В акварельной картине 1918 года Einst dem Grau der Nacht enttaucht, композиционно реализованном стихотворении, возможно написанном Клее, он включил буквы маленькими, с точки зрения разделенных цветом квадратов, отрезая первый стих от второго. с серебряной бумагой. Вверху картона, на котором размещен рисунок, стихи написаны в рукописном виде. Здесь Клее опирался не на цвета Делоне, а на цвета Марка, хотя содержание рисунков обоих художников не соответствует друг другу. Херварт Уолден, торговец произведениями искусства Клее, увидел в них «Wachablösung» (смена караула) своего искусства. С 1919 года он часто использовал масляные краски, совмещая акварельные краски и цветной карандаш. Вилла R (Художественный музей Базеля) 1919 года объединяет видимые реальности, такие как солнце, луна, горы, деревья и архитектуры, а также сюрреалистические клятвы и сентиментальные чтения.

Работы в период Баухауса и в Дюссельдорфе

Его работы в это время включают Верблюд (в ритмичном пейзаже с деревьями), а также другие картины с абстрактными графическими элементами, такие как Betroffener Ort (Затронутое место) (1922). С этого периода он создал Die Zwitscher-Maschine (Твиттер-машина), которая позже была удалена из Национальной галереи. После того, как картина была названа дискредитирующей на мюнхенской выставке «Entartete Kunst », картина была позже куплена галереей Бухгольца в Нью-Йорке, а затем передана в 1939 году в Музей современного искусства. «Щебетание» в названии относится к птицам с раскрытыми клювами, а «машина» изображена кривошипом.

В Энгельшуте, 1931 г., акварель и цветные чернила на бумаге, наклеенная на бумагу, Музей Гуггенхайма

Акварельная живопись на первый взгляд кажется детской, но допускает больше интерпретаций. Картину можно интерпретировать как критику Клее, который показывает через денатурацию птиц, что мировая техника грабит самоопределение существ.

Другие примеры того периода - der Goldfisch (Золотая рыбка) из 1925, Катце и Фогель (Кошка и птица) с 1928 года и Хауптвег и Небенвеге (Главная дорога и переулки) с 1929 года. Через вариации холста и свои комбинированные техники живописи Клее создал новые цветовые эффекты и впечатления от картин.

С 1916 по 1925 год Клее создал 50 ручных марионеток для своего сына Феликса. Куклы не упоминаются в каталоге работ Баухауза, так как с самого начала они предназначались как частные игрушки. Тем не менее, они представляют собой впечатляющий образец образов Клее. Он занимался не только кукольными представлениями в частном порядке, но и своей художественной работой в Баухаусе.

В 1931 году Клее переехал в Дюссельдорф, чтобы преподавать в Академии; Вскоре после этого нацисты закрыли Баухаус. За это время Клее проиллюстрировал серию ангелов-хранителей. Среди этих образов - «В Энгельшуте» (На попечении ангела). Его техника наложения демонстрирует полифонический характер его метода рисования между 1920 и 1932 годами.

Картина 1932 года Ad Parnassum также была создана в период Дюссельдорфа. 100 см × 126 см (39 дюймов × 50 дюймов) Это одна из его самых больших картин, поскольку он обычно работал с небольшими форматами. В этой мозаичной работе в стиле пуантилизма он соединил разные приемы и композиционные принципы. Под влиянием своей поездки в Египет с 1928 по 1929 год Клее построил цветовое поле из точек с индивидуальной печатью, окруженных аналогичными линиями, в результате чего получилась пирамида. Над крышей «Парнаса » - солнце. Заголовок идентифицирует изображение как дом Аполлона и Муз. Во время своих путешествий по Египту 1929 года Клее развил чувство связи с землей, которое историк искусства Оливье Берггрюэн описал как мистическое чувство: «В пустыне интенсивные солнечные лучи, казалось, окутывали все живые существа, а ночью движение звезд стало еще более ощутимым. В архитектуре древних погребальных моментов Клее обнаружил чувство меры и меры, в котором люди, казалось, устанавливали убедительную связь с необъятностью ландшафта; кроме того, он был привлечен к эзотерической нумерологии, которая определяла способ строительства этих памятников ". В 1933 году, в последний год своего пребывания в Германии, он создал ряд картин и рисунков; в каталог-резоне вошли 482 работы. Автопортрет того же года - с программным названием von der Liste gestrichen (удален из списка) - дает информацию о его чувствах после потери профессуры. Абстрактный портрет был написан в темных тонах и показывает закрытые глаза и сжатые губы, а на его затылке есть большой крестик, символизирующий, что его искусство больше не ценится в Германии.

Последние работы в Швейцарии

В этот период Клее в основном работал над крупноформатными картинами. После начала болезни в каталоге 1936 года было около 25 работ, но его производительность увеличилась в 1937 году до 264 картин, в 1938 году до 489, а в 1939 году - его самом продуктивном году - до 1254. Они касались амбивалентных Темы, выражающие его личную судьбу, политическую ситуацию и его остроумие. Примеры: акварель Musiker (музыкант), лицо человечка с частично серьезным, частично улыбающимся ртом; и Revolution des Viadukts (Революция Viadukt), антифашистское искусство. В Виадукте (1937 г.) арки моста отделились от берега, так как они отказываются соединяться цепью и поэтому беспорядки. С 1938 года Клее более интенсивно работал с иероглифическими элементами. На картине Insula dulcamara того же года, которая является одной из самых крупных (88 см × 176 см (35 дюймов × 69 дюймов)), изображено белое лицо посреди элементов, символизирующее смерть с его глазницы, обведенные черным кружком. Горечь и печаль не редкость во многих его произведениях в это время.

Клее создал в 1940 году картину, сильно отличающуюся от предыдущих работ, оставив ее без подписи на эшафоте. Сравнительно реалистичный натюрморт Ohne Titel, позже названный Der Todesengel (Ангел смерти), изображает цветы, зеленый горшок, скульптуру и ангела. Луна на черном фоне отделяется от этих групп. Во время своего 60-летия Клее был сфотографирован перед этой фотографией.

Прием и наследие

Внешнее видео
Пауль Клее - Лесные ведьмы - Google Art Project.jpg
значок видео Пол Клее в галерее Тейт Модерн на YouTube, (3: 38), The Art Fund (UK)

Современный взгляд

Был ли fehlt ihm? (Что ему не хватает?), 1930, штамп, рисунок тушью, бумага Ingres на картоне, Fondation Beyeler, Riehen около Базеля

Искусство не воспроизводит видимое; скорее, это делает видимым.

«Действия Клее очень престижны. Как минимум в одной строке он может раскрыть свою мудрость. Он - все; глубокий, нежный и много других хороших вещей, и это потому, что он новаторский », - писал Оскар Шлеммер, будущий коллега художника Клее по Баухаусу, в своем дневнике за сентябрь 1916 года.

Писатель и писатель Друг Клее Вильгельм Хаузенштейн писал в своей работе Über Expressionismus in der Malerei (Об экспрессионизме в живописи): «Может быть, отношение Клее в целом понятно музыкальным людям - как Кли - один из самых очаровательных скрипачей, играющих Баха и Генделя, который когда-либо ходил по земле. […] Для Клее, немецкого классика кубизма, музыка мира стала его спутником, возможно, даже частью его искусства; композиция, записанная в нотах, кажется, не отличается ».

Когда Клее посетил парижскую выставку сюрреализма в 1925 году, Макс Эрнст был впечатлен его работами. Его частично болезненные мотивы обращались к сюрреалистов. Андре Бретон помог развить сюрреализм и переименовал картину Клее 1912 года «Zimmerperspektive mit Einwohnern» («Перспектива комнаты с людьми») в каталог духа. Критик Рене Кревель назвал художника настоящим художником. «мечтатель», который «выпускает рой маленьких лирических вшей из таинственных бездн». Доверенное лицо Пауля Клее Уилл Громанн утверждало в Cahiers d'art, что он «определенно твердо стоит на ногах. Он ни в коем случае не мечтатель; он современный человек, преподает как профессор в Баухаусе ». После этого Бретон, как вспоминает Жоан Миро, критически относился к Клее:« Мы с Массоном оба открыли для себя Пауля Клее. Поль Элюар и Кревель тоже интересуются Клее, и они даже навещали его. Но Бретон его презирает ».

Искусство душевнобольных людей вдохновило Клее, а также Кандинского и Макса Эрнста после того, как была опубликована книга« Bildnerei der Geisteskranken »(« Искусство душевнобольных »). в 1922 году. В 1937 году некоторые статьи из антологии Принцхорна были представлены на национал-социалистической пропагандистской выставке «Entartete Kunst » в Мюнхене с целью опорочить работы Кирхнера., Klee, Nolde и другие художники, сравнивая их с работами безумцев.

В 1949 году Марсель Дюшан прокомментировал Пауля Клее: «Первый Реакция перед картиной Клее - очень приятное открытие, что каждый из нас мог или мог бы сделать, попробовать рисовать, как в детстве. Большинство его композиций, на первый взгляд, демонстрируют простое, наивное выражение, которое можно найти в детских рисунках. […] При втором анализе можно обнаружить технику, в основе которой лежит большая зрелость мышления. Глубокое понимание того, как обращаться с акварелью для рисования индивидуальным методом маслом, структурированного в декоративных формах, позволило Клее выделиться в современном искусстве и сделать его несравненным. С другой стороны, его эксперимент был принят в последние 30 лет многими другими художниками как основа для новых творений в самых разных областях живописи. Его чрезвычайная продуктивность никогда не свидетельствует о повторении, как это обычно бывает. Он так много сказал, что Кли никогда не становился другим Кли ».

Одна из картин Клее, Ангелус Новус, была объектом интерпретирующего текста немца философ и литературный критик Вальтер Бенджамин, купивший картину в 1921 году. В своих «Тезисах по философии истории» Бенджамин предполагает, что ангел, изображенный в картину можно рассматривать как изображение ангела истории.

Еще один аспект его наследия, демонстрирующий его многогранность в современном художественном воображении, - это его привлекательность для тех, кто интересуется историей алгоритма на примере пионера компьютерного искусства Фридера Наке «Посвящение Пауля Клее».

Музыкальные интерпретации

Zentrum Paul Klee в Берне, Швейцария, разработанный Ренцо Пиано

В отличие от его вкуса к Авантюрный современный эксперимент в живописи, Клее, хотя и был талантлив в музыкальном плане, был привлечен к более старым музыкальным традициям; он также не ценил композиторов конец 19 века, такие как Вагнер, Брукнер и Малер, ни современная музыка. Бах и Моцарт были для него величайшими композиторами; ему больше всего нравилось играть произведения последнего.

Творчество Клее оказало влияние на таких композиторов, как аргентинский Роберто Гарсиа Морильо в 1943 году с Тресом пинтурасом де Полем Клее. Среди других - американский композитор Дэвид Даймонд в 1958 году, с четырьмя частями Opus Welt von Paul Klee (Мир Пауля Клее). Гюнтер Шуллер написал семь этюдов на темы Пауля Клее в 1959/60, состоящих из старинных гармоний, абстрактного трио, маленького синего дьявола, твиттер-машины, арабской деревни, жуткого момента и пасторали. Испанский композитор Бенет Касабланкас написал «Альтер Кланг», экспромт для оркестра по Клее (2006); Касабланкас также является автором Retablo на тексты Пауля Клее, Cantata da Camera for Soprano, Mezzo and Piano (2007). В 1950 году Гизельхер Клебе исполнил свое оркестровое произведение Die Zwitschermaschine с подзаголовком Metamorphosen über das Bild von Paul Klee на Donaueschinger Musiktage. 8 пьес на тему Пауля Клее название дебютного альбома ансамбля Sortisatio, записанного в феврале и марте 2002 г. в Лейпциге и в августе 2002 г. в Люцерне, Швейцария. Композиция "Wie der Klee vierblättrig wurde" (Как клевер стал четырехлистным) была вдохновлена ​​акварельной живописью Hat Kopf, Hand, Fuss und Herz (1930), Angelus Novus и Hauptweg und Nebenwege.

В 1968 году джазовая группа под названием The National Gallery с участием композитора Чака Менджиони выпустила альбом Performing Musical Interpretations of the Painting Paul Klee. В 1995 году греческий режиссер-экспериментатор Костас Сфикас создал фильм, полностью основанный на картинах Пауля Клее. Фильм назван «Пророческая птица скорби Пауля Клее», и его название взято из «Пейзажа Клее с желтыми птицами». Он был сделан с использованием фрагментов и вырезов с картин Пауля Клее.

Дополнительные музыкальные интерпретации

  • Шандор Вереш : Hommage à Paul Klee (1951), фантазия для двух фортепиано и струнных
  • Питер Максвелл Дэвис : Five Klee-Pictures (1962), оркестровый
  • Харрисон Биртвистл : Carmen Arcadiae Mechanicae Perpetuum (Вечная песня Механической Аркадии) (1977), для оркестра
  • Эдисон Денисов : Drei Bilder von Paul Klee (Три картины Пауля Клее) ( 1985), для шести игроков (Diana im Herbstwind - Senecio - Kind auf der Freitreppe)
  • Туру Такемицу : All in Twilight (1987), для гитары
  • Джон Вулрич : Царство снов ( 1989), для гобоя и фортепиано («Пейзаж с желтыми птицами», «Баварский Дон Жуан», «Сказка о Гофмане», «Рыбная магия»)
  • Лео Брауэр : Соната (1990), для гитары
  • Вальтер Стеффенс : Vier Aquarelle nach Paul Klee (Четыре акварельные картины Пауля Клее) (1991), op. 63, для магнитофона
  • Тан Дун : Смерть и Пламя (1992), Диалог с Полом Клее, оркестровый
  • Джудит Вейр : Героические удары лука (1992), для оркестра
  • Жан-Люк Дарбеллей : Ein Garten für Orpheus (Сад для Орфея) (1996), для шести инструментов
  • Майкл Денхофф : Haupt- und Nebenwege (Main and Sideways) (1998), для струнные и фортепиано
  • Ирис Сеги : Ad parnassum (2005), для струнных
  • Патрик ван Дёрзен : Шесть: линия - это точка, по которой пошла прогулка (2006), для Flugelhorn, DoubleBass Percussion
  • Jim McNeely : Paul Klee (2007), джазовый альбом, написанный для Swiss Jazz Orchestra, состоящий из 8 пьес
  • Джейсон Райт Вингейт : Симфония № 2: Kleetüden ; Variationen für Orchester nach Paul Klee (Вариации для оркестра на основе Пауля Клее) (2009), для оркестра в 27 частях
  • Sakanaction : "Klee" (2010), из альбома Kikuuiki ; песня, задуманная как диалог с картинами Клее.
  • Людгер Штюльмейер : Super flumina Babylonis [An den Wassern zu Babel]. (2019), фантазия для органа на акварели Пауля Клее.

Архитектурные награды

С 1995 года «Архив Пауля Клее» (архив Пауля Клее) Йенского университета хранит обширную коллекцию работ Клее. Он расположен в отделе истории искусств, созданном Францем-Иоахимом Версполем. Он включает в себя частную библиотеку коллекционера книг Рольфа Зауэрвайна, которая содержит около 700 работ за 30 лет, состоящих из монографий о Клее, каталогов выставок, обширной вторичной литературы, а также оригинально иллюстрированных изданий, открытки и подписанного фотографического портрета Клее.

Архитектор Ренцо Пиано построил Zentrum Paul Klee в июне 2005 года. Расположенный в Берне, музей экспонирует около 150 (из 4000 работ Клее в целом) в течение шести месяцев. поскольку невозможно показать все его работы сразу. Кроме того, его картины требуют периодов отдыха; они содержат относительно светочувствительные цвета, чернила и бумагу, которые могут обесцвечиваться, изменяться, становиться коричневыми и становиться ломкими при длительном воздействии света. Музей современного искусства Сан-Франциско имеет обширную коллекцию Клее, подаренную Карлом Джерасси. Среди других выставок - Люцерн, Альбертина в Вене и Музей Берггрюена в Берлине. Школы в Герстхофене, Любеке ; Кляйн-Винтернхейм, Оверат ; его место рождения Мюнхенбухзее и Дюссельдорф носит его имя.

Дань

В 2018 году был создан Google Doodle в честь его 139-летия.

Публикации

  • Джарди, Энрик (1991). Пол Клее, Rizzoli Intl Pubns, ISBN 0-8478-1343-6
  • Каган, Эндрю (1993). Пауль Клее в Музее Гуггенхайма (каталог выставки) [1] Введение Лизы Деннисон, эссе Эндрю Кагана. 208 страниц. Издания на английском и испанском языках. 1993, ISBN 978-0-89207-106-7
  • Каппеллетти, Паоло (2003). L'inafferrabile Visione. Pittura e scrittura в Пауль Клее (на итальянском языке). Милан: Книга Хака. ISBN 88-16-40611-9
  • Парч, Сусанна (2007). Klee (переиздание) (на немецком языке). Кельн: Бенедикт Ташен. ISBN 978-3-8228-6361-9.
  • Рудлофф, Дитер (1982). Unvollendete Schöpfung: Künstler im zwanzigsten Jahrhundert (на немецком языке). ISBN 978-3-87838-368-0.
  • Баумгартнер, Майкл ; Клингсёр-Лерой, Катрин; Шнайдер, Катя (2010). Франц Марк, Пауль Клее: Диалог в Билдерне (на немецком языке) (1-е изд.). Wädenswil: Nimbus Kunst und Bücher. ISBN 978-3-907142-50-9.
  • Гидион-Велкер, Карола (1967). Клее (на немецком языке). Рейнбек: Ровольт. ISBN 978-3-499-50052-7.
  • Глеземер, Юрген; Керстен, Вольфганг; Траффелет, Урсула (1996). Пауль Клее: Leben und Werk (на немецком языке). Остфильдерн: Хатже Канц. ISBN 978-3-7757-0241-6.
  • Рюмелин, Кристиан (2004). Пауль Клее: Leben und Werk. Мюнхен: C.H. Бек. ISBN 3-406-52190-8.

Книги, эссе и лекции Пауля Клее

  • 1922 Beiträge zur bildnerischen Formlehre («Вклад в изобразительную теорию формы», часть его 1921–22 лекции в Баухаусе)
  • 1923 Wege des Naturstudiums («Способы изучения природы »), 4 страницы. Опубликовано в каталоге Erste Bauhaus Ausstellung (Первая выставка Баухауза) летом 1923 года. Также опубликовано в Пауль Клее Записей, том 1.
  • 1924 Лекция Über moderne Kunst («О современном искусстве»), проведенная в Пауль Клее выставка в Kunstverein в Йене 26 января 1924 г.
  • 1924 Pädagogisches Skizzenbuch («Педагогический альбом для рисования»)
  • 1949 Documente und Bilder aus den Jahren 1896–1930, («Документы и изображения лет 1896–1930 '), Берн, Бентели
  • 1956 Graphik, (' Графика '), Берн, Клипштейн и Корнфельд
  • 1956 Schriften zur Form und Gestaltungslehre (' Writings по теории формы и дизайна ») под редакцией Юрга Шпиллера (английское издание:« Блокноты Пауля Клее »)
    • 1956 Группа I: Das bildnerische Denken. (« Том I: творческое мышление »). 572 страницы обзор. (Английский перевод с немецкого Ральфа Манхейма: «Думающий глаз»)
    • 1964 Band 2: Unendliche Naturgeschichte («Том 2: Бесконечная естественная история») (английский перевод с немецкого Хайнца Нордена: «Природа Nature ')
  • 1964 Дневники Пауля Клее 1898–1918 изд. Феликс Клее Беркли, Калифорнийский университет
  • 1976 Schriften, Rezensionen und Aufsätze под редакцией Ч. Geelhaar, Köln,
  • 1960 Gedichte, стихи, под редакцией Феликса Клее
  • 1962 Некоторые стихи Пауля Клее и Ансельма Холло. Лондон

См. Также

Примечания и ссылки

Примечания

  • Отец Пауля Клее был гражданином Германии; его мать была швейцаркой. Швейцарский закон определял гражданство по отцовской линии, и, таким образом, Поль унаследовал немецкое гражданство своего отца. Он служил в немецкой армии во время Первой мировой войны. Клее вырос в Берне, Швейцария, и часто возвращался туда, даже до своей последней эмиграции из Германии в 1933 году. Он умер до того, как было обработано его заявление на получение швейцарского гражданства.
  • Немец: Верфткомпания, лит. «судостроительная компания».

Ссылки

Дополнительная литература

  • Берггрюэн, Оливье (2011). «Пауль Клее - В поисках природных знаков». Написание искусства. Пушкин Пресс. ISBN 978-1906548629.
  • Пауль Клее: Каталог Raisonné. 9 томов. Отредактировано Фондом Пауля Клее, Музей изящных искусств, Берн. Нью-Йорк: Thames Hudson, 1998–2004 гг.
  • Пауль Клее: 1933 г., опубликовано Städtische Galerie im Lenbachhaus, Мюнхен, Helmut Friedel. Содержит эссе на немецком языке, и.
  • Reto Sorg und Osamu Okuda (2005). Die satirische Muse - Hans Bloesch, Paul Klee und das Editionsprojekt Der Musterbürger. ZIP Zürich (Klee-Studien; 2), ISBN 3-909252-07-9
  • Корт, Памела (2004). Комический гротеск: остроумие и издевательство в немецком искусстве 1870–1940 гг.. Prestel. п. 208. ISBN 978-3-7913-3195-9. Архивировано из оригинала 4 марта 2008 года.
  • Отто Карл Веркмайстер (1989 [1984]). Становление карьеры Пауля Клее, 1914–1920 гг. University of Chicago Press, 343 страницы, 125 полутонов.
  • Герхард Чарльз Рамп (1981), Пауль Клис Поэтик дер Лини. Bemerkungen zum graphischen Vokabular. В: Герхард Чарльз Рамп: Kunstpsychologie, Kunst und Psychoanalyse, Kunstwissenschaft, стр. 169-185.. Olms, Hildesheim and New York, ISBN 3-487-07126-6
  • Марсель Францисконо (1991). Пауль Клее: Его работа и мысли. University of Chicago Press, 406 страниц, ISBN 0-226-25990-0.
  • Вильгельм Хаузенштейн (1921). Kairuan oder eine Geschichte vom Maler Klee und von der Kunst dieses Zeitalters («Кайруан, или история художника Клее и искусство этой эпохи»)

Внешние ссылки

Викицитатная цитата содержит цитаты, связанные с : Пауль Клее
Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Пауль Клее.
Последняя правка сделана 2021-06-01 05:59:10
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте