Федор Сологуб | |
---|---|
Портрет Федора Сологуба Константина Сомова, 1910 год. | |
Родившийся | Федор Кузьмич Тетерников 1 марта [ OS 17 февраля] 1863 г. Санкт-Петербург, Российская Империя |
Умер | 5 декабря 1927 г. (1927-12-05)(64 года) |
Занятие | писатель |
Известные работы | Мелкий демон |
Федор Сологуб ( русский : Фёдор Сологу́б, урожденный Фёдор Кузьмич Тетерников, русский : Фёдор Кузьми́ч Тете́рников, также известный как Теодор Сологуб ; 1 марта [ OS 17 февраля] 1863 - 5 декабря 1927) был русским поэтом- символистом, романистом, драматургом и эссеистом. Он был первым писателем, который привнес в русскую прозу болезненные, пессимистические элементы, характерные для европейской литературы и философии конца века.
Сологуб родился в Петербурге в семье бедного портного Кузьмы Афанасьевича Тетерникова, крепостного в Полтавской губернии, внебрачного сына местного помещика. Когда его отец умер от туберкулеза в 1867 году, его мать была неграмотной. Татьяна Семеновна Тетерникова была вынуждена стать служанкой в доме аристократического рода Агаповых, где выросли Сологуб и его младшая сестра Ольга. Семья заинтересовалась воспитанием юного Федора, отправив его в педагогическое заведение, где Сологуб был образцовым учеником. Видя, насколько тяжелой была жизнь его матери, Сологуб решил спасти ее от нее и, окончив Петербургский педагогический институт в 1882 году, взял с собой мать и сестру на свою первую преподавательскую должность в Крестцах, где и начал свою карьеру. литературная карьера с публикацией в 1884 г. в детском журнале стихотворения «Лисица и Ёжик» под названием Терников.
Сологуб продолжал писать, переезжая на новую работу в Великие Луки (1885 г.) и Вытегру (1889 г.), но чувствовал себя полностью изолированным от литературного мира и жаждал снова жить в столице; тем не менее, его десятилетний опыт общения с «ужасным миром» провинциальной жизни в глуши сослужил ему хорошую службу, когда он начал писать «Мелкого демона». (Позднее он сказал, что при написании романа он смягчил факты: «происходили вещи, в которые никто бы не поверил, если бы я их описал».) Он сочувствовал писателям, связанным с журналом « Северный вестник », в том числе Николай Минский, Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский, которые начали создавать то, что будет известно как движение символистов, и в 1891 году он посетил Петербург, надеясь увидеть Минского и Мережковского, но встретил только первого.
В 1892 году он, наконец, смог переехать в столицу, где он устроился преподавателем математики, начал писать свой самый известный роман, «Мелкий демон», и начал посещать офисы « Северного вестника», который опубликовал большую часть его сочинений во время следующие пять лет. Там в 1893 году Минский, считавший Тетерников непоэтичным именем, предложил использовать псевдоним, и было выбрано аристократическое имя Соллогуб, но одно из l было опущено как попытка (как оказалось, безуспешно) во избежание путаницы с графом Владимиром Соллогубом. В 1894 году свой первый короткий рассказ, «Ninochkina oshibka» (Mistake Ниночка в), была опубликована в Illustrirovanny Mir, а осенью того же года его мать умерла. В 1896 году он опубликовал свои первые три книги: сборник стихов, сборник рассказов и свой первый роман « Тяжелые сны», начатый им в 1883 году и считающийся одним из первых декадентских русских романов.
В апреле 1897 г. он прекратил сотрудничество с « Северным вестником» и вместе с Мережковским и Гиппиусом начал писать для журнала « Север». В следующем году вышла его первая серия сказок. В 1899 году он был назначен директором Андреевской городской школы и переехал в их помещение на Васильевском острове ; он также стал членом петербургского районного школьного совета. Он продолжал публиковать сборники стихов, а в 1902 году закончил «Мелкий демон», который был частично опубликован в 1905 году (в « Вопросах жизни», который был прекращен перед заключительными частями). В это время его литературная группа «Воскресенье», которая собиралась у него дома, привлекала поэтов, художников и актеров, в том числе Александра Блока, Михаила Кузьмина, Алексея Ремизова, Сергея Городецкого, Вячеслава Иванова, Леона Бакста, Мстислава Добужинского и Сергея Ослендера. Тэффи писала о нем в этот период:
Его лицо было бледным, длинным, без бровей; у его носа была большая бородавка; тонкая рыжеватая борода словно отрывалась от его худых щек; тусклые, полузакрытые глаза. Его лицо всегда было усталым, всегда скучным... Иногда, когда он был в гостях за чьим-то столиком, он закрывал глаза и оставался в таком состоянии несколько минут, как будто он забыл их открыть. Он никогда не смеялся... Сологуб жил на Васильевском острове в маленькой служебной квартире муниципальной школы, где был учителем и инспектором. Он жил со своей сестрой, чахоткой с плоской грудью, старой девой. Она была тихой и застенчивой; она обожала своего брата и немного боялась его и говорила о нем только шепотом. Он сказал в стихотворении: «Мы были праздничными детьми, Моя сестра и я»; они были очень бедны, эти праздничные дети, мечтали, чтобы кто-нибудь подарил им «даже разноцветные ракушки из ручья». Печально и уныло они протянули тяжелые дни своей юности. Чахоточная сестра, не получив своей доли пестрых ракушек, уже выгорела. Сам он был утомлен своей скучной преподавательской работой; он писал по ночам обрывками, всегда уставший от мальчишеского шума своих учеников... Так Сологуб жил в своей маленькой служебной квартирке с лампадами, подавая своим гостям мятные лепешки, румяные булочки, пастилу и медовые лепешки, на что его сестра перешла где-то через реку на конке. Она сказала нам в частном порядке: «Я бы хотела когда-нибудь покататься на внешней конке, но мой брат не разрешает мне. Он говорит, что это неприлично для леди».... Те вечера в маленькой квартирке, когда его Собрались близкие литературные друзья, было очень интересно.
Во время революции 1905 года его политически критические сказочки были очень популярны и были собраны в книгу « Политические сказочки» (1906). «Мелкий демон» был опубликован отдельным изданием в 1907 году и быстро стал популярным, имея десять экземпляров при жизни автора. Следующее крупное прозаическое произведение Сологуба, «Созданная легенда» (1905–1913) (буквально « создаваемая легенда », трилогия, состоящая из « Капель крови», « Царицы Ортруды», « Дым и пепел»), имело многие из тех же характеристик, но представляло значительно более позитивное и обнадеживающее описание мира. «Он начинается со знаменитого заявления о том, что, хотя жизнь« пошлая... застойная во тьме, унылая и обычная, «поэт» создает из нее сладкую легенду... мою легенду об очаровательном и прекрасном »».
Его растущий литературный успех сдерживался туберкулезом сестры; в 1906 г. он поехал с ней на лечение в Уфимскую губернию, а в июне 1907 г. отвез ее в Финляндию, где она умерла 28 июня. В следующем месяце он вернулся в Санкт-Петербург и вышел на пенсию после 25 лет преподавания. Осенью 1908 года он женился на переводчице Анастасии Чеботаревской (1876 года рождения), с которой познакомился на квартире Вячеслава Иванова за три года до этого. Тэффи писала, что она «изменила его повседневную жизнь новым и ненужным образом. Снята большая новая квартира, куплены маленькие позолоченные стулья. Стены большого холодного кабинета почему-то были украшены картинами Леды разных художников.... Тихие разговоры сменились шумными посиделками с танцами и масками. Сологуб сбрил усы и бороду, и все стали говорить, что он похож на римлянина периода упадка ». Он продолжал публиковать стихи, пьесы и переводы; в следующем году он впервые поехал за границу, посетив с женой Францию, а в сентябре была опубликована театрализованная версия «Мелкого демона ».
С 1909 по 1911 год Полное собрание сочинений Федора Сологуба было издано в 12 томах, а в 1911 году появился сборник критических сочинений, содержащий более 30 критических очерков, заметок и рецензий известных писателей. В 1913 году он прочитал лекцию «Искусство наших дней», которая имела такой успех в Санкт-Петербурге, что он гастролировал по всей России. В 1914 году он основал журнал « Дневники писателей » и уехал за границу с женой, но начало Первой мировой войны положило конец журналу. В 1915 году два сборника его рассказов и сказок были опубликованы на английском языке, а в 1916 году - «Мелкий демон», все переведенные Джоном Курносом.
Федор Сологуб и Анастасия Щеботаревская (1914)Сологуб продолжал гастролировать и читать лекции, а в 1917 году приветствовал Февральскую революцию. Летом он возглавлял Союз художников искусства и писал статьи с резким антибольшевистским настроем. Он был противником Октябрьской революции, но оставался в Петрограде и сотрудничал с независимыми газетами, пока они не были закрыты. В 1918 г. выступал от имени Союза художников; опубликованная Slepaia Babochka (Слепой бабочка), сборник новых рассказов; поставил пьесу в Ялте; и вступил в Петербургский Союз журналистов. Но к концу года из-за большевистского контроля над издательством и книготорговлей у него не было выходов для писательской деятельности. Лев Клейнборт писал о том периоде: «Сологуб не читал лекций, а жил, продавая свои вещи».
Хотя он в принципе был против эмиграции, отчаянное положение, в котором он и его жена оказались, заставило его в декабре 1919 года подать заявление о разрешении на выезд из страны; он не получил никакого ответа. Через полгода он написал Ленину лично, снова безрезультатно. В середине июля 1921 года он, наконец, получил письмо от Троцкого, разрешающее его отъезд, и он планировал отбыть в Ревель 25 сентября. Но вечером 23 сентября его жена, ослабленная лишениями и доведенная до отчаяния долгими мучениями неизвестности, бросилась с Тучкова моста и утонула. Смерть жены огорчила Сологуба на всю оставшуюся жизнь, и он часто упоминал об этом в своих последующих работах. (Стихотворение от 28 ноября 1921 г. начинается со слов: «Ты забрал мою душу / На дно реки. / Я не подчинюсь твоим желаниям / И последую за тобой».) Он отказался от всякой мысли о выезде из России и переехал в квартиру на на берегу реки Ждановка, в которой утонула его жена.
В 1921 году была начата новая экономическая политика, и с конца года его книги (которые все чаще публиковались за рубежом, особенно в Германии и Эстонии ) стали появляться в Советской России. В декабре вышел сборник стихов « Фимиами» (Благовония); в ближайшие два года более были опубликованы поэтические сборники и переводы ( Бальзак «s Contes drolatiques, Поль Верлен, Генрих фон Клейст, Frédéric Mistral ), а в 1924 году сорокалетие литературной деятельности Сологуб был отпразднован в Александринском театре в Петербурге, с речами по Замятин, Михаил Кузьмин, Андрей Белый, и Осип Мандельштам, среди других. В апреле того же года он был избран почетным председателем Отделения переводчиков Петербургского Союза писателей, а через два года стал председателем правления Союза. У него в квартире были литературные посиделки, на которых присутствовали такие писатели, как Анна Ахматова и Корней Чуковский. Его новые стихи, имевшие классическую простоту, были оценены теми, кому он их читал, но их больше не печатали.
В мае 1927 г. Сологуб тяжело заболел и к лету лишь изредка мог вставать с постели; его последнее стихотворение датировано 1 октября. После долгой борьбы он умер 5 декабря в Ленинграде. Через два дня его похоронили рядом с женой на Смоленском кладбище.
Хотя романы Сологуба стали его самыми известными произведениями, ученые и коллеги-авторы всегда уважали его за его стихи. Поэт-символист Валерий Брюсов восхищался обманчивой простотой поэзии Сологуба и охарактеризовал ее как обладающую пушкинским совершенством формы. Другой поэт и современник Сологуба Иннокентий Анненский писал, что самой оригинальной стороной поэзии Сологуба было нежелание ее автора отделять себя от своей литературы.
«Мелкий демон» попытался создать описание пошлости, русского понятия, которое имеет черты как зла, так и банальности. Антигерой провинциальный школьный учитель Передонов, отличался полным отсутствием искупая человеческие качества. В романе рассказывается история морально испорченного Передонова, сошедшего с ума и параноика в неназванном российском провинциальном городке, параллельно с его борьбой за повышение до государственного инспектора своей провинции. Всезнающий третий лицо описательное позволил Сологубо объединить свои тенденции символиста и традицию русского реализма, в которой он занимался на протяжении всей его ранних романов, стиль похож на Мопассан «s фантастический реализм.
Реалистичные элементы «Мелкого демона» включают яркое описание деревенских будней XIX века, а фантастическим элементом является представление галлюцинаций Передонова наравне с внешними событиями. Хотя книга была воспринята как обвинение в адрес российского общества, это очень метафизический роман и одно из главных прозаических произведений русского символистского движения. Джеймс Х. Биллингтон сказал об этом:
Книга демонстрирует фрейдистскую сокровищницу извращений с тонкостью и достоверностью. Имя героя романа, Передонов, стало символом расчетливого вожделения для целого поколения... Он мучает своих учеников, получает эротическое удовольствие, наблюдая, как они преклоняют колени, чтобы помолиться, и систематически оскверняет его квартиру, прежде чем покинуть ее в рамках своего обобщения. злоба на вселенную.