Арлекин (; итальянский : Arlecchino ) - самый известный из занни или комических персонажей-слуг из Итальянский commedia dell'arte. Традиционно считается, что эту роль ввел Зан Ганасса в конце 16 века, окончательно популяризировал итальянский актер Тристано Мартинелли в Париже. в 1584–1585 годах и стал стандартным персонажем после смерти Мартинелли в 1630 году.
Арлекин характеризуется его клетчатым костюмом. Его роль - беззаботный, ловкий и проницательный слуга, часто действующий, чтобы помешать планам своего хозяина, и преследующий свой любовный интерес, Колумбина, с остроумием и остроумием. находчивость, часто соперничающая с более суровым и меланхоличным Пьеро. Позже он превращается в прототип романтического героя. Арлекин унаследовал свою физическую ловкость и качества обманщика, а также свое имя от озорного персонажа «дьявол » из средневековых пьес о страсти.
Впервые появился персонаж Арлекин. в Англии в начале 17 века и занял центральное место в производном жанре Арлекинада, разработанном в начале 18 века Джоном Ричем. По мере развития арлекинской части английского драматического жанра пантомима, Арлекин обычно сочетался с персонажем Клоун. Разработанный Джозефом Гримальди около 1800 года, Клоун стал озорным и жестоким противником для более искушенного Арлекина, который стал более романтичным персонажем. Наиболее влиятельными из них в викторианской Англии были Уильям Пейн и его сыновья братья Пейн, последние действовали в течение 1860-х и 1870-х годов.
Имя Арлекин взято из образа озорного «дьявола» или «демона» в популярных французских пьесах о страсти. Оно происходит от старофранцузского термина герлекин, геллекин, впервые засвидетельствованного в 11 веке летописцем Орденом Виталисом, который рассказывает историю о монахе, которого преследовал отряд демоны, блуждающие по побережью Нормандии (Франция) ночью. Этих демонов возглавлял гигант в маске с дубинкой, и они были известны как familia herlequin (var. Familia herlethingi). Эта средневековая французская версия германской дикой охоты, Mesnée d'Hellequin, была связана с английской фигурой Herla cyning («хозяин-король»; немецкий Erlkönig ). Хеллекин изображался чернолицым посланником дьявола, бродящим по сельской местности с группой демонов, преследующих проклятые души злых людей в ад. Внешний вид Хеллекина объясняет традиционные цвета красно-черной маски Арлекина. Происхождение этого имени также можно проследить до рыцаря IX века, Геллекина из Булони, который погиб, сражаясь с норманнами, и породил легенду о дьяволах. В песнях XXI и XXII из «Ада» Данте есть дьявол по имени Аличино. Сходство между дьяволом в «Инферно» Данте и «Арлекино» носит более чем косметический характер, и что подобные шалости дьяволы в вышеупомянутых выходках отражают некоторые карнавальные аспекты.
Первое известное появление на сцене Хеллекина датируется 1262, персонаж дьявола в маске и капюшоне в Jeu da la Feuillière Адама де ла Галля, и он стал стандартным персонажем во французских пьесах о страсти.
Переосмысление образа «Дьявольский» персонаж в качестве персонажа занни из комедии дель арте произошел в 16 веке во Франции. Зан Ганасса, труппа которого является первой упомянутый в Мантуя в конце 1560-х годов, является одним из самых ранних известных актеров, которые, как предполагалось, исполнили эту роль, хотя есть «мало веских доказательств, подтверждающих [это]». Ганасса выступал во Франции в 1571 году, и, если он действительно играл там роль, он оставил поле открытым для другого актера, чтобы взять на себя роль, когда он привез свою труппу в Испанию в 1574 году.
Среди самых ранних. Изображения этого персонажа - фламандская картина (ок. 1571-1572) в Музее Байё и несколько гравюр на дереве, вероятно, датируемых 1580-ми годами в коллекции Фоссарда, обнаруженной Агне Бейджер в 1920-х годах среди некаталогизированных предметов. в Национальном музее Стокгольма.
костюм Арлекина Тристано Мартинелли, изображенный в его «Риторических композициях», 1601Тристано Мартинелли - первый актер, который определенно использовал имя «Арлекин» (или «Арлекин») из французского фольклора и адаптировал его для комической роли secondo zanni, и он, вероятно, впервые исполнил эту роль во Франции в (или незадолго до этого) 1584 году, и только позже он привез персонажа в Италию, где он стал известен как Арлекино. Пестрый костюм иногда приписывают Мартинелли, который носил льняной костюм с яркими пятнами и заячьим хвостом на фуражке, чтобы указать на трусость. Арлекин Мартинелли также имел черную кожаную полумаску, усы и остроконечную бороду. Он был очень успешен, даже играл при дворе и стал фаворитом Генриха IV Французского, которому он адресовал наглые монологи (Compositions de Rhetorique de Mr.Don Arlequin, 1601). Большой успех Мартинелли способствовал увековечиванию его интерпретации роли дзанни, наряду с именем его персонажа, после его смерти в 1630 году, среди прочего, активным c. 1630 в Болонье, а также в Турине и Мантуе.
. Персонаж также исполнялся в Париже на итальянской комедии на итальянском языке Джован Баттиста Андреини и (ок. 1654–1729) и по-французски как Арлекин в 1660-х годах (1636–1688), который объединил типы дзанни, «сделав его Арлекино остроумным, аккуратным и хриплым голосом., который стал таким же традиционным, как крик Punch. " Итальянцы были изгнаны из Франции в 1697 году за высмеивание второй жены короля Людовика XIV, мадам де Ментенон, но вернулись в 1716 году (после его смерти), когда («Томассен», 1682–1739) прославился в этой части. Ромбическая форма нашивок возникла в результате адаптации Бьянколелли к парижской моде 17 века.
Основным аспектом Арлеккино была его физическая ловкость. Он был очень проворным и выполнил акробатические трюки, которые ожидали увидеть зрители. Персонаж никогда бы не совершил простое действие, если бы добавление колеса телеги, сальто или переворота оживило бы движение.
В отличие от «первого дзанни» Арлекин делает мало или совсем не участвовал в развитии сюжета. Перед ним стоит более трудная задача - поддерживать ровный ритм комедии в целом. Поэтому он всегда в движении, очень подвижен и более акробатичен, чем любая другая маска.
— Орелья, ДжакомоРанние характеристики Арлекино изображают персонажа вторым слугой дзанни из северной Италии с парадоксальными атрибутами маскировки. тупой дурак и умный обманщик. Иногда говорят, что Арлекино демонстрирует глупость в метатеатрической попытке создать хаос в пьесе. Физически Арлекино описывается как одетый в костюм, покрытый неправильными пятнами, шляпу с кроличьим или лисьим хвостом и красно-черную маску. Сама маска определяется карбункулами на лбу, маленькими глазами, вздернутым носом, впалыми щеками и иногда густыми бровями с растительностью на лице. Арлекино часто изображают с деревянным мечом, висящим на кожаном поясе.
Помимо своей акробатики, Арлекино также известен несколькими характерными чертами, такими как:
и несколько других техник.
Одно из главных отличий комедии дель арте - использование региональных диалектов. Речь Арлекино развивалась вместе с персонажем. Первоначально говоря на диалекте бергамо, персонаж принял смесь французского и итальянского диалектов, когда персонаж стал более привычным во Франции, чтобы помочь исполнителям соединиться с общими массами.
Различные труппы и актеры изменяли его поведение в соответствии со стилем, личными предпочтениями или даже конкретным сценарием, который исполнялся. Обычно его называют слугой innamorato или vecchio, что сильно противоречит планам своего господина. Арлекино часто испытывал любовный интерес к личности Колумбины или в более старых пьесах к любой из Субретт ролей, и его страсть к ней заменялась только его желанием еды и страхом перед ней. его хозяин. Время от времени Арлекино преследовал иннаморату, хотя редко с успехом, как в Recueil Fossard 16-го века, где он показан пытающимся добиться расположения Донны Лючии, маскируясь под иностранного дворянина. Он также известен тем, что пытается завоевать любую женщину для себя, если он случайно натолкнется на кого-нибудь, пытающегося добиться ее, прерывая или высмеивая нового конкурента. Его сексуальный аппетит, по сути, проявляется немедленно и может быть применен к любой проходящей мимо женщине.
Между 16 и 17 веками Арлекино приобрел некоторую роль как политически осведомленный персонаж. В итальянской комедии Арлекино пародировал французские трагедии, а также комментировал текущие события.
Дюшартр перечисляет следующие варианты роли Арлекина. :
Тривелино или Тривелин. Имя, как говорят, означает «Таттердемалион». Одна из самых старых версий Арлекина, датируемая 15 веком. Костюм почти идентичен костюму Арлекина, но имел вариацию 17-го века, где треугольные пятна были заменены лунами, звездами, кругами и треугольниками. В 18 веке Франция Тривелино отличался от Арлекина. Они появлялись вместе в нескольких комедиях Пьера де Мариво, включая L'Île des esclaves.
Truffa, Truffaldin или Truffaldino. Популярные персонажи Гоцци и Гольдони, но, как говорят, лучше всего использовать для импровизаций. К 18 веку был бергамасской карикатурой.
Гуаззетто. В семнадцатом веке множество анонимных гравюр изображают шумного Гуазцетто, похожего на Арлекино. Он носит лисьую щетку, большой трехъярусный воротник, широкие бриджи и свободную куртку, туго завязанную ремнем. Он также носит шейный платок, спадающий на плечи, как небольшую накидку. Для маски Гуаззетто характерны крючковатый нос и усы. Его бита имеет форму сабли в стиле сабли.
Закканьино. Персонаж, датируемый 15 веком.
Багатино. Жонглер.
Педролино или Пьеротто . Слуга или камердинер, одетый в основном в белое, созданный Джованни Пеллезини.
16 век
17 век
18 век
XIX век
XX век
Персонаж Арлекина приехал в Англию в начале 17 века и занял центральное место в производном жанре Арлекинада, разработанном в начале 18 века актером театра Линкольна Филдс. -менеджер Джон Рич, сыгравший роль под именем Лун. По мере развития арлекинадной части английской пантомимы, Арлекин обычно сочетался с персонажем Клоун.
Два события 1800 года, оба с участием Джозефа Гримальди, сильно изменили персонажей пантомимы. Гримальди сыграл Клоуна в Чарльза Дибдина Пантомима 1800 года, Питер Уилкинс: или Арлекин в Летающем мире в Театре Сэдлера Уэллса. Для этой сложной постановки Дибдин представил новые дизайны костюмов. Костюм Клоуна был «ярко-красочным... с узором из крупных бриллиантов и кругов, с бахромой из кисточек и оборок», вместо невзрачной одежды слуги, которая использовалась в течение столетия. Постановка имела успех, и новый дизайн костюма скопировали другие в Лондоне. Позднее в том же году, в Королевском театре, Друри-Лейн, в «Амулете Арлекина»; или Магия Моны. Арлекин был изменен, чтобы стать «романтик и ртутный, а вредный», оставив озорной и бессмысленные клоуна Гримальди как «бесспорный агент» хаоса и фольги для более сложных Арлекина, который нераспределенной стилизованный танец позах. Самой влиятельной такой парой в викторианской Англии были братья Пейн, действовавшие в 1860-х и 1870-х годах, которые внесли свой вклад в «фарс» 20-го века.