Арлекин

редактировать
Персонаж из комедии дель арте Классический внешний вид основного персонажа Арлекина в комедии дель арте 1670-х годов, в комплекте с битой или «фарсом », волшебной палочкой, используемой персонажем для изменения декораций пьесы (Морис Сэнд, 1860)

Арлекин (; итальянский : Arlecchino ) - самый известный из занни или комических персонажей-слуг из Итальянский commedia dell'arte. Традиционно считается, что эту роль ввел Зан Ганасса в конце 16 века, окончательно популяризировал итальянский актер Тристано Мартинелли в Париже. в 1584–1585 годах и стал стандартным персонажем после смерти Мартинелли в 1630 году.

Арлекин характеризуется его клетчатым костюмом. Его роль - беззаботный, ловкий и проницательный слуга, часто действующий, чтобы помешать планам своего хозяина, и преследующий свой любовный интерес, Колумбина, с остроумием и остроумием. находчивость, часто соперничающая с более суровым и меланхоличным Пьеро. Позже он превращается в прототип романтического героя. Арлекин унаследовал свою физическую ловкость и качества обманщика, а также свое имя от озорного персонажа «дьявол » из средневековых пьес о страсти.

Впервые появился персонаж Арлекин. в Англии в начале 17 века и занял центральное место в производном жанре Арлекинада, разработанном в начале 18 века Джоном Ричем. По мере развития арлекинской части английского драматического жанра пантомима, Арлекин обычно сочетался с персонажем Клоун. Разработанный Джозефом Гримальди около 1800 года, Клоун стал озорным и жестоким противником для более искушенного Арлекина, который стал более романтичным персонажем. Наиболее влиятельными из них в викторианской Англии были Уильям Пейн и его сыновья братья Пейн, последние действовали в течение 1860-х и 1870-х годов.

Содержание
  • 1 Происхождение названия
  • 2 История
  • 3 Характеристики и драматическая функция
    • 3.1 Физическая сущность
    • 3.2 Речь
    • 3.3 Драматическая функция
  • 4 Варианты
  • 5 Известные Арлекины
  • 6 Английский арлекинад и пантомима
  • 7 См. Также
  • 8 Примечания
  • 9 Библиография
  • 10 Внешние ссылки
Происхождение имени

Имя Арлекин взято из образа озорного «дьявола» или «демона» в популярных французских пьесах о страсти. Оно происходит от старофранцузского термина герлекин, геллекин, впервые засвидетельствованного в 11 веке летописцем Орденом Виталисом, который рассказывает историю о монахе, которого преследовал отряд демоны, блуждающие по побережью Нормандии (Франция) ночью. Этих демонов возглавлял гигант в маске с дубинкой, и они были известны как familia herlequin (var. Familia herlethingi). Эта средневековая французская версия германской дикой охоты, Mesnée d'Hellequin, была связана с английской фигурой Herla cyning («хозяин-король»; немецкий Erlkönig ). Хеллекин изображался чернолицым посланником дьявола, бродящим по сельской местности с группой демонов, преследующих проклятые души злых людей в ад. Внешний вид Хеллекина объясняет традиционные цвета красно-черной маски Арлекина. Происхождение этого имени также можно проследить до рыцаря IX века, Геллекина из Булони, который погиб, сражаясь с норманнами, и породил легенду о дьяволах. В песнях XXI и XXII из «Ада» Данте есть дьявол по имени Аличино. Сходство между дьяволом в «Инферно» Данте и «Арлекино» носит более чем косметический характер, и что подобные шалости дьяволы в вышеупомянутых выходках отражают некоторые карнавальные аспекты.

Первое известное появление на сцене Хеллекина датируется 1262, персонаж дьявола в маске и капюшоне в Jeu da la Feuillière Адама де ла Галля, и он стал стандартным персонажем во французских пьесах о страсти.

История
Сцена из комедии дель арте, разыгранной во Франции перед дворянской публикой в ​​1571 или 1572 году (Музей Байё ). Панталоне спереди и по центру, а справа и немного сзади Арлекин в пестром костюме, «старейшая известная версия костюма Арлекина».

Переосмысление образа «Дьявольский» персонаж в качестве персонажа занни из комедии дель арте произошел в 16 веке во Франции. Зан Ганасса, труппа которого является первой упомянутый в Мантуя в конце 1560-х годов, является одним из самых ранних известных актеров, которые, как предполагалось, исполнили эту роль, хотя есть «мало веских доказательств, подтверждающих [это]». Ганасса выступал во Франции в 1571 году, и, если он действительно играл там роль, он оставил поле открытым для другого актера, чтобы взять на себя роль, когда он привез свою труппу в Испанию в 1574 году.

Среди самых ранних. Изображения этого персонажа - фламандская картина (ок. 1571-1572) в Музее Байё и несколько гравюр на дереве, вероятно, датируемых 1580-ми годами в коллекции Фоссарда, обнаруженной Агне Бейджер в 1920-х годах среди некаталогизированных предметов. в Национальном музее Стокгольма.

костюм Арлекина Тристано Мартинелли, изображенный в его «Риторических композициях», 1601

Тристано Мартинелли - первый актер, который определенно использовал имя «Арлекин» (или «Арлекин») из французского фольклора и адаптировал его для комической роли secondo zanni, и он, вероятно, впервые исполнил эту роль во Франции в (или незадолго до этого) 1584 году, и только позже он привез персонажа в Италию, где он стал известен как Арлекино. Пестрый костюм иногда приписывают Мартинелли, который носил льняной костюм с яркими пятнами и заячьим хвостом на фуражке, чтобы указать на трусость. Арлекин Мартинелли также имел черную кожаную полумаску, усы и остроконечную бороду. Он был очень успешен, даже играл при дворе и стал фаворитом Генриха IV Французского, которому он адресовал наглые монологи (Compositions de Rhetorique de Mr.Don Arlequin, 1601). Большой успех Мартинелли способствовал увековечиванию его интерпретации роли дзанни, наряду с именем его персонажа, после его смерти в 1630 году, среди прочего, активным c. 1630 в Болонье, а также в Турине и Мантуе.

. Персонаж также исполнялся в Париже на итальянской комедии на итальянском языке Джован Баттиста Андреини и (ок. 1654–1729) и по-французски как Арлекин в 1660-х годах (1636–1688), который объединил типы дзанни, «сделав его Арлекино остроумным, аккуратным и хриплым голосом., который стал таким же традиционным, как крик Punch. " Итальянцы были изгнаны из Франции в 1697 году за высмеивание второй жены короля Людовика XIV, мадам де Ментенон, но вернулись в 1716 году (после его смерти), когда («Томассен», 1682–1739) прославился в этой части. Ромбическая форма нашивок возникла в результате адаптации Бьянколелли к парижской моде 17 века.

Характеристики и драматическая роль
Арлекин в Театре пантомимы в Сады Тиволи в Копенгагене, Дания

Физика

Основным аспектом Арлеккино была его физическая ловкость. Он был очень проворным и выполнил акробатические трюки, которые ожидали увидеть зрители. Персонаж никогда бы не совершил простое действие, если бы добавление колеса телеги, сальто или переворота оживило бы движение.

В отличие от «первого дзанни» Арлекин делает мало или совсем не участвовал в развитии сюжета. Перед ним стоит более трудная задача - поддерживать ровный ритм комедии в целом. Поэтому он всегда в движении, очень подвижен и более акробатичен, чем любая другая маска.

— Орелья, Джакомо

Ранние характеристики Арлекино изображают персонажа вторым слугой дзанни из северной Италии с парадоксальными атрибутами маскировки. тупой дурак и умный обманщик. Иногда говорят, что Арлекино демонстрирует глупость в метатеатрической попытке создать хаос в пьесе. Физически Арлекино описывается как одетый в костюм, покрытый неправильными пятнами, шляпу с кроличьим или лисьим хвостом и красно-черную маску. Сама маска определяется карбункулами на лбу, маленькими глазами, вздернутым носом, впалыми щеками и иногда густыми бровями с растительностью на лице. Арлекино часто изображают с деревянным мечом, висящим на кожаном поясе.

Помимо своей акробатики, Арлекино также известен несколькими характерными чертами, такими как:

  • Горбатый вид без искусственной подкладки
  • Способность быстро съесть большое количество еды
  • Использовать свой деревянный меч как веер
  • Пародия на bel canto

и несколько других техник.

Речь

Одно из главных отличий комедии дель арте - использование региональных диалектов. Речь Арлекино развивалась вместе с персонажем. Первоначально говоря на диалекте бергамо, персонаж принял смесь французского и итальянского диалектов, когда персонаж стал более привычным во Франции, чтобы помочь исполнителям соединиться с общими массами.

Драматическая функция

Различные труппы и актеры изменяли его поведение в соответствии со стилем, личными предпочтениями или даже конкретным сценарием, который исполнялся. Обычно его называют слугой innamorato или vecchio, что сильно противоречит планам своего господина. Арлекино часто испытывал любовный интерес к личности Колумбины или в более старых пьесах к любой из Субретт ролей, и его страсть к ней заменялась только его желанием еды и страхом перед ней. его хозяин. Время от времени Арлекино преследовал иннаморату, хотя редко с успехом, как в Recueil Fossard 16-го века, где он показан пытающимся добиться расположения Донны Лючии, маскируясь под иностранного дворянина. Он также известен тем, что пытается завоевать любую женщину для себя, если он случайно натолкнется на кого-нибудь, пытающегося добиться ее, прерывая или высмеивая нового конкурента. Его сексуальный аппетит, по сути, проявляется немедленно и может быть применен к любой проходящей мимо женщине.

Между 16 и 17 веками Арлекино приобрел некоторую роль как политически осведомленный персонаж. В итальянской комедии Арлекино пародировал французские трагедии, а также комментировал текущие события.

Варианты
Арлекин, 1888–1890, Поль Сезанн

Дюшартр перечисляет следующие варианты роли Арлекина. :

Тривелино или Тривелин. Имя, как говорят, означает «Таттердемалион». Одна из самых старых версий Арлекина, датируемая 15 веком. Костюм почти идентичен костюму Арлекина, но имел вариацию 17-го века, где треугольные пятна были заменены лунами, звездами, кругами и треугольниками. В 18 веке Франция Тривелино отличался от Арлекина. Они появлялись вместе в нескольких комедиях Пьера де Мариво, включая L'Île des esclaves.

Truffa, Truffaldin или Truffaldino. Популярные персонажи Гоцци и Гольдони, но, как говорят, лучше всего использовать для импровизаций. К 18 веку был бергамасской карикатурой.

Гуаззетто. В семнадцатом веке множество анонимных гравюр изображают шумного Гуазцетто, похожего на Арлекино. Он носит лисьую щетку, большой трехъярусный воротник, широкие бриджи и свободную куртку, туго завязанную ремнем. Он также носит шейный платок, спадающий на плечи, как небольшую накидку. Для маски Гуаззетто характерны крючковатый нос и усы. Его бита имеет форму сабли в стиле сабли.

Закканьино. Персонаж, датируемый 15 веком.

Багатино. Жонглер.

Педролино или Пьеротто . Слуга или камердинер, одетый в основном в белое, созданный Джованни Пеллезини.

Знаменитые Арлекины
Марчелло Моретти (1910–61). Фотография Амлето Сартори

16 век

17 век

18 век

  • Пьер Франческо Бьянколелли
  • Томмазо Визентини
  • Карло Бертинацци

XIX век

XX век

  • Марчелло Моретти
английский арлекинада и пантомима

Персонаж Арлекина приехал в Англию в начале 17 века и занял центральное место в производном жанре Арлекинада, разработанном в начале 18 века актером театра Линкольна Филдс. -менеджер Джон Рич, сыгравший роль под именем Лун. По мере развития арлекинадной части английской пантомимы, Арлекин обычно сочетался с персонажем Клоун.

Два события 1800 года, оба с участием Джозефа Гримальди, сильно изменили персонажей пантомимы. Гримальди сыграл Клоуна в Чарльза Дибдина Пантомима 1800 года, Питер Уилкинс: или Арлекин в Летающем мире в Театре Сэдлера Уэллса. Для этой сложной постановки Дибдин представил новые дизайны костюмов. Костюм Клоуна был «ярко-красочным... с узором из крупных бриллиантов и кругов, с бахромой из кисточек и оборок», вместо невзрачной одежды слуги, которая использовалась в течение столетия. Постановка имела успех, и новый дизайн костюма скопировали другие в Лондоне. Позднее в том же году, в Королевском театре, Друри-Лейн, в «Амулете Арлекина»; или Магия Моны. Арлекин был изменен, чтобы стать «романтик и ртутный, а вредный», оставив озорной и бессмысленные клоуна Гримальди как «бесспорный агент» хаоса и фольги для более сложных Арлекина, который нераспределенной стилизованный танец позах. Самой влиятельной такой парой в викторианской Англии были братья Пейн, действовавшие в 1860-х и 1870-х годах, которые внесли свой вклад в «фарс» 20-го века.

См. Также
Примечания
Библиография
  • Эндрюс, Ричард (2008). Комедия дель арте из Flamino Scala: перевод и анализ 30 сценариев. Лэнхэм, Мэриленд: Пресса Пугала. ISBN 9780810862074.
  • Бэнхэм, Мартин, редактор (1995). Кембриджский путеводитель по театру (новое издание). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521434379.
  • Бейджер, Агне; Дюшартр, Пьер-Луи (1928). Recueil de plusieurs фрагменты премьер итальянских комедий, которые были представлены во Франции sous le règne де Анри III. Recueil, dit de Fossard, консерватория национального музея Стокгольма. Париж: Дюшартр и Ван Буггенхуд. OCLC 963462417.
  • Дюшартр, Пьер-Луи (1929; Dover переиздание 1966). Итальянская комедия. Лондон: Джордж Дж. Харрап и Ко., Ltd. ISBN 0486216799.
  • Ферроне, Сиро (2006). Арлекино. Жизнь и приключения Тристано Мартинелли. Бари: Латераз. ISBN 9788842078685.
  • Гамбелли, Делия (1993). Арлекино-а-Парижи. Рим: Бульцони. ISBN 9788871195803.
  • Хенке, Роберт (2002). Перформанс и литература в комедии дель арте. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521172387.
  • Катрицки, М.А. (2006). Искусство комедии: исследование в Commedia dell'arte, 1560-1620, со специальной ссылкой на визуальные записи. Амстердам и Нью-Йорк: Родопи Б. В. ISBN 9789042017986.
  • Lea, K.M. (1934). Итальянская популярная комедия: этюд из комедии дель арте, 1560–1620 годы, с особым упором на английскую сцену. 2 тт. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
  • МакКоннелл Стотт, Эндрю (2009). Пантомима жизни Джозефа Гримальди. Эдинбург: Canongate Books Ltd. ISBN 9781847677617.
  • Невилл, Джайлз (1980). Инциденты из жизни Джозефа Гримальди. Лондон: Джонатан Кейп Лтд. ISBN 0224018698.
  • Ореглиа, Джакомо (1968). Комедия дель арте. Нью-Йорк: Хилл и Ван. С. 55–70. ISBN 9780809005451.
  • Рудлин, Джон (1994). Commedia dell’Arte, Справочник актера. Лондон: Рутледж. ISBN 9780415047708.
  • Рудлин, Джон; Крик, Олли (2001). Commedia dell'arte: Справочник для трупп. Лондон: Рутледж. ISBN 9780415204088.
  • Санд, Морис (1860 г.). Masques et Bouffons. Comédie italienne, т. 1. Париж: Мишель Леви Фререс. Скопируйте в Google Книги.
  • Скудери, Антонио. «Возвращение к Арлекино: следы демона от карнавала до Крамера и мистера Бина». Театрально-исторические исследования, т. 20, 2000., pp. 143–155.
  • Стерлинг, Чарльз (1943). «Ранние картины комедии дель арте во Франции». Вестник Метрополитен-музея, Новая сер., Т. 2, вып. 1 (лето 1943 г.). JSTOR 3257039.
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-22 13:48:14
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте