Дмитрий Мережковский

редактировать

Дмитрий Мережковский
Мережковский в NNovgorod.jpg
РодилсяМережковский Дмитрий Сергеевич. (02.08.1866) 2 августа 1866 г.. Санкт-Петербург, Императорская Россия
Умер9 декабря 1941 (1941-12-09) (75 лет). Париж, оккупированная нацистами Франция
Род занятийПоэт, писатель, литературный критик
НациональностьРусский
Alma materСанкт-Петербургский государственный университет
Период1888–1941
ЖанрПоэзия, исторический роман, философский очерк
Литературное направлениеРусский символизм
Известные произведенияХристос и Антихрист (трилогия)
СупругаЗинаида Гиппиус
РодственникиКонстантин Мерещковский

Дмитрий Сергеевич Мережковский (Русский : Дми́трий Серге́евич Мережко́вский, IPA: ; 14 вгуста [ОС 2 августа] 1866 г. - 9 декабря 1941 г.) был русским романистом, поэтом, деятелем. умник и литературный критик. Выдающийся деятель Серебряного века русской поэзии, считавшийся {{кем?}] Соучредителем символистского движения, Мережковский - со своей женой, поэтом Зинаида Гиппиус - дважды попадала в политическую ссылка. Во время второй ссылки (1918–1941) он продолжал публиковать успешные романы и получил признание как критик Советского Союза. Известен как самопровозглашенный религиозный пророк с его собственным уклоном в апокалиптическое христианство, и как автор философских исторических романов, в пылкий идеализм сочетается с литературными новаторскими идеями., Мережковский был девятикратным номинантом на Нобелевскую премию по литературе, с которой он был ближе всего в 1933 году.

Содержание

  • 1 Биография
    • 1.1 Ранние годы
      • 1.1. 1 Дебют
      • 1.1.2 Университетские годы
    • 1.2 Конец 1880-х - начало 1890-х
      • 1.2.1 Проявление символизма
    • 1.3 1895–1903
    • 1.4 Богоискатели и троебратство
    • 1.5 1905 –1908
    • 1,6 1909–1913
    • 1,7 1914–1919
      • 1.7.1 1917: февраль и октябрь
    • 1,8 Мережковский в ссылке
      • 1.8.1 Литературная деятельность Мережковского: 1925–1941
      • 1.8.2 Мережковский и европейские диктаторы
        • 1.8.2.1 «Печально известная радиоречия»
      • 1.8.3 Смерть Мережковского
  • 2 Идеи Мережковского
    • 2.1 Третий Завет
      • 2.1.1 Секс и духовность
    • 2.2 Мухаммед и "религиозный анар" чизм "
  • 3 Наследие
    • 3.1 Критика
  • 4 Выберите библиографию
    • 4.1 Романы
    • 4.2 Научная литература
    • 4.3 Пьесы
    • 4.4 Поэзия
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки

Биография

Дмитрий Сергеевич Мережковский родился 2 августа 1866 года в Санкт-Петербурге, был шестым сыном Его отец Сергей Иванович Мережковский занимал руководящие должнос ти по нескольким ким к их кабинетах российских губернаторов (в том числе у И.Д. Талызина в Оренбурге ) до того, как войти в канцелярию суда Александра II в качестве Тайный советник. Его мать Варвара Васильевна Мережковская (урожденная Черкасова) была дочерней высокопоставленного сотрудника службы безопасности Санкт-Петербурга. Увлекалась литературой и искусством, что Дмитрий Мережковский вспомнил как путеводную звезду в своем довольно одиноком детстве (несмотря на то, что вокруг были пять братьев и три сестры). Было всего три человека, с которой Мережковский был близок за всю свою жизнь, и его мать, женщина «редкой красоты и ангельской натуры», по словам биографа Юрия Зобнина, была первой и самой последней из них.

Ранние годы

Ранние годы Дмитрий Мережковский провел на Елагин острове в Санкт-Петербурге, в дворцовом коттедже, служившем летней дачей для. В городе семья занимала старинный дом с видом на Летний сад, недалеко от Прачечного моста. Мережковские владели также большим имением в Крыму, у дороги, ведущей к водопаду Учан-Су. «Сказочный дворец Ореанда, теперь лежащий в руинах, останется со мной навсегда. Белые мраморные пилоны на фоне синего моря... для меня это вневременной символ Древней Греции », - он писал годы спустя. Сергей Мережковский, хотя и был человеком состоятельным, вёл аскетический образ жизни, сохраняя домашнее хозяйство «поджарым и бережливым». Он видел в этом еще и «моральную профилактику» для своих детей, считая стремление к роскоши и безрассудные траты двумя самыми смертными грехами. Родители много путешествовали, а старая немецкая домработница Амалия Христиановна много времени проводила с детьми, забавляя их русскими сказками и библейскими сказками. Именно ее рассказы о житиях святых помогли Дмитрию в раннем подростковом возрасте развить пылкие религиозные чувства.

В 1876 году Дмитрий Мережковский поступил в элитную гимназию - третью Санкт-Петербургскую классическую гимназию. Годы, проведенные там, он позже охтеризовал одним словом «убийственный», вспоминая только учителя как порядочного человека: «Кесслер-латиноамериканец; из лучших побуждений он, конечно, никогда им не был, но, по крайней мере, имел добрый взгляд ». В тринадцать лет Дмитрий начал писать стихи, скорее в духе «Бахчисарайского фонтана» Пушкина, как он потом вспоминал. Он настолько увлекся работами Мольера, что сформировал в гимназии кружок Мольера. В повестке дня группы не было ничего политического, но она все же заинтересовала тайную полицию. Всех его членов по одному вызывали в штаб Третьего управления у Политзейского моста для допроса. Считается, что только стараниями Сергея Мережковского его сына не исключили из школы.

Дебют

Как бы Дмитрию не нравился его плотно сжатый, с каменным лицом, позже ему пришлось отдать ему должное за то, что он первым заметил и безэмоционально оценил его первые поэтические упражнения. В июле 1879 года в Алупке Крыма Сергей Иванович познакомил Дмитрия с легендарной княгиней Екатериной Воронцовой, некогда возлюбленной Пушкина. Великая дама восхищалась стихами мальчика: она (по словам биографа) «заметила в них обязательное поэтическое качество: метафизическую чувствительность юной души» и воодушевила его идти в бой. Несколько иначе была встреча молодого Мережковского с другим светилом, Федором Достоевским, снова поставленным его отцом с хорошими связями. Когда мальчик начал декламировать свое произведение, нервничая до заикания, известный романист довольно нетерпеливо выслушал, а сказал: «Бедный, очень бедный. Чтобы писать хорошо, нужно страдать. Страдать! »-« О нет, лучше бы он не страдал, или писал хорошо! »- воскликнул потрясенный отец. Мальчик покинул дом Достоевского, очень расстроенный приговором великого человека. В том же году последовала дебютная публикация Мережковского: журнал «Санкт-Петербург Живописное обозрение опубликовал два его стихотворения:« Облако »и« Осенняя мелодия ». Через год еще одно стихотворение «Нарцисс» было включено в благотворительный сборник в пользу бедных студентов под редакцией Петра Якубовича.

Осенью 1882 года Мережковский посетил одно из первых публичных чтений Семена Надсона и, глубоко впечатленный, написал ему письмо. Вскоре Надсон ближайшим другом Мережковского - действующим, не считая его матери. Позже исследователи предположили, что двое молодых людей разделяют какую-то загадку, связанную с «смертельной болезнью, страхом смерти и стремлением к вере как противоядию от такого страха». Надсон умерла в 1887 году, Варвара Васильевна двумя годами позже; почувствовав, что потерял все, что-либо было в этом мире, Мережковский погрузился в глубокую депрессию.

В январе 1883 года Отечественные записки опубликовали еще два стихотворения Мережковского. «Сакья Муни», самое известное из его ранних произведений, вошло популярные поэтические сборники сольных концертов того времени и сделало автора почти известного. К 1896 году Мережковский был признан «известным поэтом» Энциклопедическим словомрем Брокгауза и Ефрона. Спустя годы, получив известность как романист, он почувствовал себя смущенным своими стихами и составил свою первую серию в конце 1900-х годов, уменьшл поэтический раздел на несколько частей. Тем не менее стихи Мережковского оставались популярными, и некоторые крупные русские композиторы, в том числе Рахманинов и Чайковский, положили десятки из них на музыку.

Университетские годы

В 1884–1889 годах Мережковский изучал историю и филологию в Санкт-Петербургском университете, где получил степень доктора философии на Монтень. Он выучил несколько иностранных языков и проявил большой интерес к французской литературе, философии позитивизма, теориям Джона Стюарта Милля и Чарльза Дарвина. И все же его студенческие годы были безрадостными. «Университет дал мне не больше, чем гимназия. У меня никогда не было нормального - ни семьи, ни образования », - написал он в своей автобиографии 1913 года. Единственным лектором, которого он с любовью вспоминал, был историк литературы Орест Миллер, имевший кружок отечественной литературы.

В 1884 году Мережковский (вместе с Надсоном) вступил в Петербургское Литературное общество, на Рекомендацию Алексея Плещеева. Последний познакомил молодого поэта с семьей Карла Давыдова, руководитель Санкт-Петербургской консерватории. Его жена Анна Аркадьевна стала издателем Мережковского в 1890-х годах, их дочь Юлия - его первым (сильным, хотя и мимолетным) романтическим увлечением. В кругу Давыдова Мережковский смешался с известными литературными деятелями того времени - Иваном Гончаровым, Аполлоном Майковым, Яковом Полонским, но также Николаем Михайловским и Глеб Успенский, два выдающихся народника, которых он считал своими первыми настоящими учителями.

Именно под руководством Мережковского, еще одного университета, предпринял обширное путешествие по российским провинциям, где он встретил много людей, особенно лидеров религиозных культов. Некоторое время он останавливался в селе Чудово, где они провели много бессонных ночей, обсуждая такие вещи, «религиозный смысл жизни», «космическое видение обычного человека» и «сила земли». В то время он всерьез задумывался о том, чтобы уехать из столицы, чтобы поселиться в какой-нибудь далекой деревне и стать учителем.

Другим большим стал Михайловский, который познакомил молодого человека с коллективом Северного. Вестник, литературный журнал, основанный им вместе с Давыдовой. Здесь Мережковский познакомился с Владимиром Короленко и Всеволодом Гаршиным, а позже Николаем Минским, Константином Бальмонтом и Федором Сологубом : будущие лидеры движения русского символизма. Первая статья Мережковского в журнале «Крестьянин во французской литературе» расстроила его наставника: Михайловский обнаружил в своем юном протеже «склонность к мистицизму», чего сам он не любил.

В начале 1888 г. Мережковский окончил университет и отправился в путешествие по югу России, начавшееся в Одессе. В Боржоми он познакомился с 19-летней поэтессой Зинаидой Гиппиус. Они полюбили друг друга и 18 января 1889 года поженились в Тифлисе, став, пожалуй, самой плодовитой и влиятельной парой в истории русской литературы. Вскоре муж и жена переехали в свой новый петербургский дом, подаривший Мерезковскому свадьбу матери.

Конец 1880-х - начало 1890-х годов

Главный литературный дебют Мережковского состоялся в публикации «Стихотворений» (1883–1888). Это привлекло к автору внимание самой благосклонной критики, но - даже в сочетании с Protopop Avvacum, поэтическая эпопея, выпущенная в том же году, не смогла решить финансовые проблемы молодой семьи. К счастью, Гиппиус неожиданно переосмыслила себя как плодовитый писатель-фантаст, начав выпускать романы и повести, названия которых позже она могла не вспомнить. Периодические раздаточные материалы Сергея Мережковского также помогали мужу и жене удерживать на плаву их скудный бюджет.

Потеряв к этому времени к поэзии, Дмитрий Мережковский сильно увлекся греческой драмой и опубликовал переводы Эсхила, Софокла и Еврипида в Вестнике Европы. Эти и некоторые из его более поздних переводов с древнегреческого (например, прозаическая версия Дафниса и Хлои, 1896 г.), почти незамеченные современной критикой, имеют считаться (по словам биографа Юрия Зобнина) «гордостью русской школы классического искусства». перевод ».

В конце 1880-х Мережковский дебютировал как литературный критик, опубликовав в «Северном вестнике» очерк на тему Антона Чехова «Новорожденный талант перед одним и тем же старым вопросом». Увидев в прозе своего предмета «семена иррациональной альтернативной правды», Мережковский ненароком положил конец своей дружбе с Михайловским и позабавил Чехова, который в письме Плещееву назвал «тревожную непростоту» главной ошибкой статьи.. Мережковский продолжал в том же духе и, таким образом, изобрел (в ретроспективе) совершенно новый жанр философского эссе как критического тезиса, чего раньше в русской литературе не слышали. Биографические произведения Мережковского о Пушкине, Достоевском, Гончарове, Майкове, Короленко, Плинии, Кальдероне возмутили современный литературный истеблишмент. Позже, составленные в сборнике «Вечные спутники», эти очерки были признаны современной классикой, их автор назвал «самыми тонкими и глубокими русскими литературными критиками конца XIX - начала XX века» историк литературы Аркадий Долинин. «Вечные товарищи» стали почитаемыми в литературном искусстве в начале 1910-х годов, что была книга официально выбрана в качестве почетного подарка отличным выпускникам гимназий.

Мережковский в 1890-х годах. Портрет Ильи Репина

В мае 1890 года Любовь Гуревич, новая глава обновленного «Северного вестника», превратилась в бывшую тихую гавань народника в увлекательном клубе представителей восходящей литературной сцены. названные недоброжелателями "декадентскими". Там была опубликована новая драма Мережковского «Сильвио», за последовал перевод Эдгара Аллана По Ворон. Молодым автором заинтересовались и другие журналы: Русская Мысль опубликовала его стихотворение «Вера», признанное одним из ранних шедевров русского символизма, его красочный мистицизм послужил здоровым противоядием от народных отражений "общественной жизни. Брюс« совершенно влюбился в нее », а Петр Перцов годы спустя признался: «Для моего молодого Вера Мережковского звучала намного выше этого тупого и старомодного Пушкина».

«Русская Мысль» выпустила «Семейную идиллию» (Семейная идиллия, 1890 В 1891 году Мережковский и Гиппиусили совершили первое путешествие в Европу, остановившись в основном в Италии и Франции, стихотворение «Конец века» («Конец века»), через год в «Северном вестнике» появилась еще одна символическая поэма «Смерть».) Мережковский начал работу над своим первым романом См., Вдохновленным поездкой по Европе, вышло вдохновением поездкой по Европе, остановившись на даче Гуппиуса в Вышнем Волочке ; ерть богов.>. акончен, но к этому времени ситуация с «Северным вестником» изменилась: возмущенный навязчивыми методами методами акима Волынского, Мережковский разорвал связи с журналом, по крайней мере, на время. В конце 1891 года он опубликовал свой перевод «Антигоны » Софокла в «Вестнике Европы», часть «Фауста» Гете (в «Русском обозрении») и «Гипполита» Еврипида (снова в «Вестнике Европы» »» »»). Последний вышел в 1893 году, после второй поездки пары в Европу, где произошла их первая встреча с Дмитрием Философовым. Яркие впечатления Мережковского от Греции и последовавший за ним всплеск новых идей легли в основу его второго романа.

Проявление символизма

В 1892 г. вышел второй том стихов Мережковского «Символы». Вышли стихи и песни. Книга, несущая в себе влияние Э.А. По и Шарля Бодлера, но также окрашенная религиозными идеями, фаворитом читатель автора аудитории. Из писателей старшего возраста ее полностью поддерживал только Яков Полонский. В октябре 1892 года лекция Мережковского «Причина упадка современной русской литературы и новые тенденции в ней» сначала прочитана публично, а затемла в печать. Отбросив ярлык «декадентский», автор утверждал, что все три «направления современного искусства» - «Мистическая сущность, символический язык и импрессионизм» - восходят к произведениям Льва Толстого или Достоевского, Русский модернизм, таким образом, является продолжением классической традиции русской литературы. В сочетании с символами лекция была широко принята как ранний манифест русского символизма. Общая реакция на это была в основном отрицательная. Автор оказался между двух огней: либералы осуждали его идеи как «новое мракобесие», представители шикарных литературных салонов относились к его откровениям с пренебрежением. Лишь одна небольшая группа людей единодушно приветствовала «Причины», и это были сотрудники «Северного вестника», которые приветствовали его снова.

В 1893–1894 Мережковский издал множество книг (пьеса «Буря закончилась» и перевод Софокла «среди них царь Эдип»), но денег, которые принесли эту тяжелую работу, было скудно. Теперь, когда он пишет свой второй роман, он должен принять любую предложенную ему работу. В конце 1893 года Мережковские снова поселились в Петербурге. Здесь они бывали в Шекспировском кружке, Пятницах Полонского и на собраниях Литературного фонда. Затем пара открыла собственный домашний салон, завсегдатаями которого стали Философов и Аким Волынский. Вдруг Мережковский обнаружил, что его дебютный роман все-таки должен быть опубликован в «Северном вестнике». Чего он не понимал, так это того, что это произошло в результате бурной тайной любви Гиппиус с Акимом Волынским, одним из руководителей этого журнала.

1895–1903

Гиппиус и Волынский, 1890-е

вышедшая в 1895 году «Смерть богов» (Северный вестник, №№ 1–6) открыла трилогию «Христос и антихрист» и в в в в ретроспективе считается первым русским символистическим романом. Скептики преобладали (большинство из них осуждали якобы ницшеанство автора), но союзники были в восторге. «Роман на вечность», - восхищался Брюсов. Спустя пять лет во Франции был опубликован «Юлиан Отступник» в переводе Зинаиды Васильевой.

Отношения Мережковского с вестником, правда, снова начали плохаться, из ревности акима Волынского. В 1896 году все трое (муж все еще не подозревал, что происходило за его спиной) совершили поездку в Европу, чтобы посетить места Леонардо да Винчи. Несколько некрасивых ссор с Волынским окончательно подтолкнули Гиппиус к отправке скандально настроенного любовника домой. Волынский отреагировал выдворением мужа бывшей возлюбленной из «Северного вестника» (по некоторым источникам именно Мережковские отказались от сотрудничества с «Северным вестником» за год до закрытия журнала в 1898 году вместе с Минским и Сологубом), позаботились о том, чтобы Крупные литературные журналы закрыли для Его собственным именем монографию Леонардо да Винчи, написанную и составленную его противником.

Скандал с плагиатом длился почти два года. Чувствуя себя больным и игнорируемым, Мережковский в 1897 году всерьез подумывал о том, чтобы навсегда уехать из страны, оставаясь дома только из-за отсутствия денег. Уже почти три года второй роман, Воскресение богов. Леонардо да Винчи (Романс Леонардо да Винчи - на английском и французском языках) остался неопубликованным. Наконец он появился осенью 1900 года в Мир Божий под названием «Возрождение». Оглядываясь назад, эти две книги «... убедительная сила исходила от успеха Мережковского улавливании течений, окружавших его: сильные контрасты между общественными и духовными ценностями, свежий интерес к драме языческих древних Афин и оценка общей западноевропейской культурой. «

К моменту выхода в свет своего второго романа Мережковский находился в другом культурном лагере - Дягиле и его близких друзей - Александра Бенуа, Леона. Бакст, Николай Минский и Валентин Серов. Их новенький журнал Мир Искусства, литературным редактором которого был Дмитрий Философов, безоговорочно принял Мережковского. Именно здесь было написано его самое известное эссе Л. Толстой и Достоевский был опубликован в 1900–1901 годах, что совпало с эскалацией конфликта Толстого с Русской православной церковью. Толстой пригласил пару в свое имение Ясная поляна в 1904 году, и к радости других сторонних, визитных дружественных компаний. За фасадом между ними было мало любви; старик признался в своем дневнике, что просто не мог «заставить себя полюбить эти двоих», и критика Мережковским того, что он считал «нигилизмом Толстого, продолжалась.

Братства и троебратство

В начале 1900-х Мережковские сформированные группы под названием Религиозно-философские встречи (1901–1903), основанные на концепции Новой Церкви, предложенной Гиппиусом и призванной стать альтернативной ей. старое православное учение «... несовершенное и склонное застою». Группа, организованная Мережковским и Гиппиусом вместе с Василием Розановым, Виктором Миролюбовым и Валентином Тернавцевым, утверждала, что предоставила «трибуну для открытого обсуждения вопросов, этой религиозной принадлежности. и культурные проблемы, «способствующие развитию» неохристианства, социальные организации и тому, что способствует совершенствованию природы ». Потеряв к этому времени контакты как с «Миром искусства», так и с «Миром Божиим», Мережковские посчитали, что им пора создать собственный журнал, как средство «объединения мыслящего религиозного сообщества». В июле 1902 г. вместе с Петром Перцовым и при помощи некоторых высокопоставленных чиновников, в том числе такими показателями Дмит Сипягина и Вячеслава фон Пи, они открыли Новый Путь (Новый Путь), оформленный как выпуск для Встречи.

Троебратство (Гиппиус, Мережковский, Философов) в начале 1910-х гг. Карикатура Ре-Ми (Николая Ремизова)

После 22-го заседания в апреле 1903 г., Собрания группы (к тому времени известного как Богоискатели, или Богоискатели) были отменены прокурором Св. Постановление Синода Русской Православной Церкви Константина Победоносцева, основная причина которого - частые посещения Мережковским местным массовым сектантских поселений, где богоискатели радикальных идей »Церкви ремонта». В «Новом Пути» тоже все изменилось: с приходом таких сильных личностей, как Николай Бердяев, Сергей Булгаков и Семен Франк, журнал укрепил свои позиции, но отошел от его используемая заявленная миссия. В конце 1904 года Мережковский и Гиппиус покинули «Новый Путь», оставаясь в дружеских отношениях с его новыми руководителями и их теперь весьма влиятельной «философской секцией». В 1907 году «Встречи» возродились под новым названием «Религиозно-философское общество», Мережковский снова продвигал свои идеи «Царство Духа пришло». На этот раз это было больше похоже на литературный кружок, чем он когда-либо претендовал.

Пара основала свою домашнюю «церковь», пытаясь привлечь мирискусников. Из только Философов воспринял эту идею всерьез и стал третьим участником так называемого Троебратства (Братства Трех), построенного на основе формата Святой Троицы и имеющего отношение к малоизвестной идее XII века. Третьего Завета. Мережковский развил ее в Церкви Церкви Святого Духа, предназначенную для преемника более старых церквей - сначала Отца (Ветхий Завет ), Сына (Новый Завет ). Богослужения в Троебратстве (с традиционными русскими православными элементами, организованными в причудливый набор ритуалов) были восприняты развиты как богохульство и раскололи интеллектуальную элиту Санкт-Петербурга: Василий Розанов был очарован из-за тонко завуалированного эротики происходящего Николай Бердяев был среди возмущенных всем этим, как и (в основном геи) члены «Мира искусства». Сергей Дягилев обвинил Философова в «супружеской неверности». Последний в 1905 году поселился в петербургском доме Мережковских, став фактически членом семьи.

В 1904 году Петр и Алексий вышел третий и последний роман трилогии «Христос и антихрист». (в Новом Пути, №№ 1–5, 9–12), в центре внимания которого фигура Петра Великого как «воплощенного антихриста» - идею, которую разделяет с русскими раскольниками. Релиз романа с нетерпением ждали в Европе, где Мережковский к этому времени стал автором бестселлеров, а Юлиан Отступник прошел десять редакций (за четыре года) во Франции. Но когда Daily Telegraph охарактеризовала писателя как «наследника наследия Толстого и Достоевского», в России критики так единодушно осудили эту похвалу, что Мережковский вынужден публично отрицать каких-либо претензий такого рода.

1905–1908

Кровавого воскресенья 9 января 1905 года взгляды Мережковского коренным образом изменились, поражение Императорского флота России от Императорский флот Японии помог ему увидеть, как он выразился, «антихристианскую природу русской монархии». Революция 1905 года теперь рассматривалась Мережковским как прелюдия к некоему религиозному перевороту, которого он считал пророком. Писатель ярым сторонником народных волнений, писал прореволюционные стихи, устраивал студенческие акции протеста, как это было в Александринском театре. В октябре 1905 г. он приветствовал указание правительства о «предоставлении свободы», но с тех пор только укреплял связи с левыми радикалами, в частности, эсерами.

Merezhkovsky.jpg

В «Грядущем хаме» (1905) Мережковский объяснил свою политическую позицию, увидев, как обычно, все преломлялось в Троицы. Используя каламбур («Хам » на русском языке вместе с именем библейского персонажа, означающим «хам», «хам»), автор описал три «лица Хамства» (сына нового воплощения Ноя). как этакий мерзкий, божий подлец русский): прошлое (лицемерие РПЦ), настоящее (государственная бюрократия и монархия) и будущее - массовый «хамский выскочка, поднимающийся из низов общества». Несколько лет в книге многие сочли пророческими.

Весной 1906 года Мережковский и Философов отправились в добровольную европейскую ссылку, чтобы продвигать то, что они называли «новым религиозным сознанием». Во Франции они основали журнал «Анархия и теократия» и выпустили сборник эссе под названием «Царь и революция». В одной из своих статей, «Революция и религия», Мережолюковский писал: «Сейчас почти невозможно предвидеть, какой смертоносной удар этот ударный удар, идущий вверх снизу общества. Церковь рухнет и монархия, но с ними тоже - что, если сама Россия погибнет - если не ее вневременная душа, то ее тело, государство? "Опять же, то, что в то время считалось скучным политическим гротеским, десять лет спустя превратилось в мрачную реальность.

В 1908 году вышла пьеса о« рутинной стороне революции »« Цветок мака »(Маков Цвет). три члена Троебратства указаны как соавторы. Затем последовал этюд «Последний святой» по Серафиму Саровскому, на этот раз самого Мережковского. более значительными были два его социально-политических / философских эссе: «Не мир, а меч» и «В них, над своей концепцией« эволюционного мистицизма », утвержден Мережковский, что революция как в России, так и в остальном мире» (он видел эти две вещи как связанные: «первая движется вперед», вторая « предсказывал Мережковский, предсказал Мережковский, что предсказал Мережковский, предсказал Мережковский «революция человеческого духа», когда ему предшествовала «революция человеческого духа», когда русская интеллигенция приняла его идею Третьего Завета. ирании и «Царства Хама».

Среди людей, с которыми были Мережковские беседовали в Париже, были Анатоль Франс, Рудольф Штайнер, Бергсон, лидеры французских социалистов. Разочарованные всеобщим вежливым безразличием к своим идеям, муж и жена вернулись домой в конце 1908 года, но не раньше, чем была опубликована историческая драма Мережковского («Павел Первый»). Конфискованная, а запрещенная российскими властями, она стала первой частью трилогии «Царство зверя». Имея дело с природой и историей русской монархии, трилогия общей истории с более ранней символической прозой автора, отлитая в гуманистической традиции русской литературы XIX века, позже рассматривалась как знаменующая вершина литературного творчества Мережковского. карьера. Вторая и третья части трилогии, декабристы романы «Александр Первый» и «14 декабря» вышли в 1913 году и 1918 году соответственно.

1909–1913

В 1909 году Мережковский оказался в центре еще одной полемики после того, как выступил с резкой критикой Вехи, сборника политических и философских очерков, написанных и составленных группой влиятельных писателей, в основном его бывших друзей и союзников, которые продвигали их работу как манифест, направленный на побуждение инертной русской интеллигенции к духовному возрождению. Выступая против идей веховцев о сближении Православия и российской интеллектуальной элиты, Мережковский написал в открытом письме Николаю Бердяеву:

Православие - это сама душа русской монархии, а монархия - это каркас Православия. Среди вещей, которые оба они считают священными, - политические репрессии, [ультранационалистический] Союз русского народа, смертная казнь и вмешательство в международные дела других стран. Как можно доверить себя молитвам тех, чьи действия кажутся безбожными и демоническими?

Некоторые утверждали, что позиция Мережковского несовместима с его собственными идеями пятилетней давности. В конце концов, авторы «Вехов» пытались реанимировать свой провальный проект по сотрудничеству интеллектуальной и религиозной элит. Но времена изменились для Мережковского и - после этой (некоторые возражали, недопустимо пренебрежительно) анти-веховской тирады - и его социальный статус. Его избегали как бывшие союзники, так и консерваторы, его ненавидела церковь: Саратов епископ Долганов даже потребовал своего отлучения от церкви после того, как в 1910 году вышла книга «Больная Россия». За социал-демократов, наоборот, Мережковский, больше не «декадентский изгой», вдруг превратился в «солидного русского писателя» и «гордость европейской литературы». Пришло время бывшему другу Розанову написать слова, которые в конечном итоге оказались пророческими: «Дело в том, Дмитрий Сергеевич, что те, с кем вы сейчас находитесь, никогда не будут с вами. Никогда вы не найдете в себе полностью обнимите эту тупую, тупую и ужасную морду русской революции ».

В начале 1910-х годов Мережковский перешел в левую часть русского культурного спектра, найдя среди своих ближайших соратников эсеров Илья Фондаминский и, в частности, Борис Савинков. Последний пытался получить от Мережковского какое-то религиозное и философское оправдание своей террористической идеологии, но у него был и другой, более приземленный топор, который нужно было заткнуть, - опубликовать свой первый роман. Он сделал это с помощью Мережковского - и стал самым необычным дебютом русского литературного сезона 1910 года. В 1911 году Мережковского официально обвинили в связях с террористами. В ожидании суда (в том числе и по пьесе «Павел Первый») писатель остался в Европе, затем в 1912 году пересек границу, и у него было конфисковано несколько глав романа «Александр Первый». Он избежал ареста, и в сентябре вместе с издателем Пирожковым был оправдан.

В 1913 году Мережковский был вовлечен в очередной публичный скандал, когда Василий Розанов открыто обвинил его в связях с «террористическим подпольем» и как он выразился, «пытается продать Родину евреям». Мережковский предложил Религиозно-философскому обществу провести суд и исключить Розанова из его рядов. Этот шаг оказался ошибочным: писатель не принял во внимание степень своей непопулярности в Обществе. Большинство последних отклонили это предложение. Розанов, верховный конь, вышел из Общества по собственному желанию и язвительно ответил, опубликовав частные письма Мережковского, чтобы продемонстрировать лицемерие последнего по этому поводу.

1914–1919

На какое-то время 1914 год выглядел так, как будто это будет первый относительно спокойный год для Мережковского. За два Полных собрания сочинений, выпущенных издательствами Вульфа и Сытина, академик Нестор Котляревский номинировал автора на Нобелевскую премию по литературе. Затем разразилась первая мировая война. Мережковские выразили скептицизм по поводу причастности к нему России и патриотической шумихи, разжигаемой некоторыми интеллектуалами. Писатель сознательно старался дистанцироваться от политики и почти преуспел, но в 1915 году снова оказался в ней, подружившись с Александром Керенским и присоединившись к Движению Максима Горького. patriotic left calling for Russia's withdrawal from the War in the most painless possible way.

A couple of new plays by Merezhkovsky, Joy Will Come (Radost Budet) and The Romantics were staged in war-time Petrograd theaters. The latter was successful, hit, but for the mainstream critics its author remained a "controversial author." "All in all, Russian literature is as hostile to me as it has always been. I could as well be celebrating the 25th anniversary of this hostility," the author wrote in his short autobiography for Semyon Vengerov 's biographical dictionary.

1917: February and October

1917 for Merezhkovskys started with a bout of political activity: the couple's flat on Sergiyevskaya Street looked like a secret branch of Russian Duma (that was when the seeds of слух о предполагаемой принадлежности пары к российскому масону комм единство). Мережковский приветствовал Февральскую антимонархическую революцию и охарактеризовал наступающее Керенским Временное правительство как «защищенное дружественное». К концу весны он разочаровался в правительстве и его неэффективном лидере; летом он заговорил о неизбежном падении правительства и грядущей тирании большевиков. В конце октября оправдались самые худшие ожидания Мережковского.

Для Мережковского Октябрьская социалистическая революция была катастрофой. Он видел в этом Пришествие Хама, о котором он писал около десяти лет спустя, трагическую победу, как он сам решил это выразить, Народ-Зверь (Зверская нация), политическое и социальное воплощение вселенское зло, подвергающееся опасности всю человеческую цивилизацию. Мережковский и Гиппиус пытались использовать все свое влияние на лидеров большевистской культуры, чтобы обеспечить освобождение своих друзей, арестованных временного правительства. По иронии судьбы, одним из первых шагов Советского правительства было снятие запрета на антимонархический спектакль Павла Первого, и он был поставлен в нескольких театрах Красной России.

Некоторое время квартира Мережковских служила эсерам. штаб, но это закончилось в январе 1918 года, когда так называемая Учредиловка была распущена Владимиром Лениным. В дневнике 1918 года Мережковский писал:

Как ароматно свежими были наши февраль и март с их голубоватыми метелями, какой красотой сияло человеческое лицо! Где это все сейчас? Вглядываясь в октябрьскую толпу, видишь, что она безликая. Не безобразие этого, а безликость - вот что отвратительнее всего. [...] Прогуливаясь по улицам Петербурга, я сразу узнаю коммунистическое лицо. Что в ней пугает больше всего - самоудовлетворение пресыщенного зверя, животная тупость? Нет, самое ужасное в этом лице - его мрачность, эта трансцендентная мрачность, которую можно найти только в Раю, найденном на Земле, в Царстве Антихриста.

В 1919 году, продав все, включая посуду и дополнительную одежду, Мережковские начали сотрудничать с Новое издательство "Мировая литература" Максима Горького, получающее зарплату и Продовольственные пайки. «Не все русские коммунисты - негодяи. Среди них есть благонамеренные, честные, кристально чистые люди. Почти святые. Это самые ужасные. Эти святые больше всего воняют «китайским мясом» », - писал Мережковский. его дневник.

После того, как новости начали просачиваться через Юденич, Колчак и Деникин, Мережковские увидели свой единственный шанс выживания в бегстве из России. Сделали это они 14 декабря 1919 года вместе с Философовым и Злобиным (молодой секретарь Гиппиуса), добившись подписанного Анатолием Луначарским разрешения «покинуть Петроград с целью чтения лекций о Древнем Египте Красному. Бойцы армии ».

Мережковский в ссылке

Мерезковский, Гиппиус, Философов и Злобин направились сначала в Минск, в Вильно, оставаясь в обоих городах. давать газетные интервью и публичные лекции. В беседе с корреспондентом из Вильно Месяц пишет:

Весь вопрос о существовании России известен как таковой - насколько мне, насколько мне известно, - от того, насколько мне известно, Европа признает истинную природу большевизма. Европа должна открыть глаза на то, что большевизм использует социалистическое знамя только как маскировку; что то, что он на самом деле делает, оскверняет высокие социалистические идеалы; что это глобальная угроза, а не только локальная российская болезнь.... В России не осталось и следа ни социализма, ни даже [провозглашенной] диктатуры пролетариата ; единственная существующая диктатура - это диктатура двух людей: Ленина и Троцкого.

Гиппиус, Философова и Мережковского. Варшава, 1920

В Варшава Мережковский вел практикует в некоторых русских иммигрантских организациях, Гиппиус редактировал литературный раздел в газете «Свобода». Оба рассматривали Польшу как «мессианское», первое объединяющее место и решающий барьер перед лицом распространяющейся большевистской чумы. Летом 1920 года Борис Савинков прибыл в страну для сговора Юзефом Пилсуд : он привлекательного Мережковского и Философова к деятельности так называемого Русского эвакуационного комитета (больше мобилизационного центра Белой армии) и познакомил писателя с Пилсудским. От имени комитета Мережковский издал меморандум, в котором заставляет прекратить прекратить борьбу народы России прекратить борьбу с польской армией и вступить в ее ряды. Однако все это провалилось, когда Польша и Россия достигли соглашения о перемирии. Мережковские и Злобин уехали во Францию, Философов остался в Варшаве, чтобы возглавить отдел антибольшевистской пропаганды Российского национального комитета под руководством Савинкова.

В Париже основал Религиозный союз (Новый Союз Непримиримых, Союз Непримиримых), читал лекции, участвовал в газетах «Последние новости» Павла Милюкова и Петра Струве «Освобождение», Разоблачая то, что он считал большевистской ложью, и осуждая «Царство антихриста». Однако становится все более и более очевидным, что Мережковский, поддерживаемый только кругом друзей, находится в изоляции, одними его не понимают, другие ненавидят. Его призыв к международной интервенции в Россию возмутил левых; отказ от восстановления русской монархии противодействовал правым. Единственным его союзником в то время был Иван Бунин ; никогда не разделяю большую личную связь, объединились в неустойчивую антисоветскую кампанию. Кроме того, поддерживая тесные контакты с влиятельными французскими политиками, лоббирующими интересами русских иммигрантов, оба добились того, что российские писатели получат некоторую финансовую поддержку от французского правительства. Пару лет спустя был найден спонсор в лице Томаша Масарика, который предоставил личным пенсиям некоторым видным деятелям русского писательского сообщества-иммигранта.

Мережковский настоял на разрыве всего Интернационала. Контакты ПЕНа с коммунистической аргументацией России и прекращением французской помощи жертвам массового голода в России Поволжье, обоснованно обоснованно тем, что нуждающиеся никогда не увидят ни денег, ни еды.. Он подвергся критике коммюнике российского Учредительного собрания в изгнании, которое, по его мнению, было слишком примирительным по тону. В 1922 г. вышел сборник статей и очерков четырех авторов (восстановлены контакты Мережковского, Гиппиуса, Философова, Злобина) под названием «Царство Антихриста», основная идея книги заключалась в том, что «Русские пожары», глобалисты по своей природе и намерениям, обещают европейские народам «либо братство в рабстве, либо конец в братской могиле ».

Зимой 1925 года Мережковский и Гиппиус образовали небольшой литературный и философский кружок; два года спустя она была официально запущена как группа Green Lamp. Создав собственный собственный журнал «Новый Корабль», группа привлекла всю интеллектуальную интеллектуальную элиту в течение следующих десяти лет. «Мы - Критика России как таковой, бестелесной Мышления и Совести, которые свободны судить ее настоящее и предвидеть ее будущее», - писал Мережковский о миссии «Зеленая лампа».

В 1928 году на Первом российском съезде. Писатели в изгнании, содержавшиеся в Белграде, король Югославии Александр I наградил Мережковского орденом Саввы I степени за заслуги перед мировой культурой. Цикл лекций, организованных для Мережковского и Гиппиус Сербской Академией, ознаменовал запуск югославской серии «Русская библиотека», в которую вошли лучшие произведения Бунина, Мережковского, Гиппиуса, Александра Куприна, Алексей Ремизов, Константин Бальмонт, Иван Шмелёв и Игорь Северянин в течение следующих нескольких лет. Ситуация начала плохаться в начале 1930-х годов; Когда чешские и французские гранты были отозваны, социалисты, которые так боялись, поднялись на политическое арене Франции, Мережковские посмотрели на юг и нашли там сочувствующего в Бенито Муссолини, который проявл большой интерес к творчеству и взглядам русского писателя.

Литературная деятельность Мережковского: 1925–1941

В середине 1920-х годов, разочарованный реакцией западной культурной элиты на его политические манифесты, Мережковский вернулся к жизни. религиозные и философские эссе, но в новом формате - монументальном трактате свободной формы в экспериментальном стиле. Некоторые из его новых книг были биографии, некоторые - просто обширными аморфными исследованиями древней истории. Если говорить о первых двух из них, «Рождение богов». Тутанхамона на Крите (1925) и Мессии (1928), Мережковский так объяснил свое кредо: «Многие думают, что я исторический романист, что неправильно. Я использую прошлое только для поиска будущего. Настоящее - это своего рода Изгнания для меня. Мой истинный дом - Прошлое / Будущее, которому я принадлежу ».

Из трех фундаментальных книг, созданных Мережковским в конце 1920-х - начале 1930-х годов, сложилась еще одна трилогия, слабо связанная концепция человека к спасению. За Тайной Трех: Египта и Вавилона (Прага, 1925) последовала Тайна Запада: Атлантида-Европа (Берлин, 1930), где заветная идея Третьего Завета принял апокалиптический, ницшеанский оборот. Третий, «Незнакомый Иисус» (1932, Белград), ретроспективно рассматривается как самый сильный из трех.

Внезапно Мережковский, снова плодовитый писатель, оказался в центре внимания Нобелевского комитета. С 1930 года Сигурд Агрелл, профессор славянских языков в Лундском университете, начал методично выдвигать Мережковского на Премию, хотя неизменно (и довольно разочаровывающе для обоих) вместе с Иваном Бунин. В ноябре 1932 года Гиппиус в письме к Вере Буниной выразил мнение, что Мережковский не имел шансов на победу «из-за своей антикоммунистической позиции», но правда в том, что Бунин (не меньший ненавистник коммунизма, чем его соперник) писал книги, которые были более доступными и в целом популярными. Мерезковский даже предлагал заключить договор и разделить деньги, если кто-то из них когда-либо выиграл, но Бунин серьезно отнесся к тому, что, по-видимому, имел в виду, как шутку, и категорический отказом. Он выиграл премию в 1933 году.

Агрелл продолжал номинировать Мережковского вплоть до своей смерти в 1937 году (всего было выдвинуто восемь таких номинаций), но с каждым годом шансы последнего становились все меньше. Книги, которые он выпустил в последние годы своей жизни (например, сборник религиозных биографий «Лица святых: от до наших дней» и трилогия «Реформаторы», изданная посмертно), не были новаторскими. Тяжелые периоды и продолжайте работать до последней версии, Мережковский продолжал работать до последней версии, отчаянно продолжая выполнять свои тайны трилогии; последняя из трех пьес, незаконченная Маленькая Тереза, была с ним на смертном одре; он умер с пером в руке.

Мережковский и европейские диктаторы

Хотя никогда не был русским националистом, Мережковский был русскоцентричным писателем и мыслителем, лелеявшим представлением об уникальном и во многом решающем месте его страны в мировой культуре в истории. Никогда не уставая повторять постулат «бедственное положение России - проблема мира, а не России», он всегда выискивал «сильного лидера », который смог бы организовать и успешно решить антикоммунистический крестовый поход. Некоторое время Мережковскому кажется, что он нашел своего героя в Бенито Муссолини, который, спонсируя его книгу о Данте, провел несколько длительных бесед с русским писателем о политике, литературе и искусстве. Впечатленный, Мережковский начал видеть в своем новом друге почти воплощение Данте. В письме, адресованном Муссолини, он писал:

Лучший, самый верный и самый живой документ о Данте - это ваша личность. Чтобы понять Данте, нужно пережить его, но это возможно только в вашем присутствии. Две души, его и ваша, сливаются в одну, сама Бесконечность объединяет вас двоих. Визуализируйте Муссолини в созерцании, и это Данте. Представьте Данте в действии, и это Муссолини.

Все это время Мережковский пытался убедить Муссолини в том, что именно последний должен начать «Священную статью против России» (идея легла в основе его статьи «Встреча с Муссолини», издано, иллюстрированная Россия в феврале 1937 г.). То, что его имя часто упоминается итальянской прессой в связи с причудливыми предложениями Мережковского, заставило дуче встревожиться, и он сделал шаг назад. Посетив Рим летом 1937 года, Мережковский провел переговоры с министром иностранных дел Италии, но не смог встретиться с Муссолини. Затем пришло разочарование, и в этом же году он уже говорил о том, как разочарован «мелким материализмом» итальянского лидера. Он попытался связаться с генералом Франсиско Франко, который теперь считал Испанию последней антикоммунистической цитаделью Европы - и потерпел неудачу. Таким образом, выбор Мережковским новых героев сузился до Адольф Гитлер.

Мережковский никогда не видел фашизм как альтернативу коммунизму. Еще в 1930 году он писал об обреченной Европе, застрявшей между двумя «запасами взрывчатки: фашизмом и коммунизмом», выражая надежду, что когда-нибудь эти два зла каким-то образом уничтожат друг друга. Но опасность возможного покорения Европы фюрером была для него меньшим злом - по сравнению с возможной коммунистической экспансией. «Дилемма Гитлера» была единственной вещью, по которой муж и жена когда-либо не соглашались. Гиппиус ненавидел и презирал фюрера, называя его «идиотом». Мережковский думал, что лидера, который смог взять на себя все Царство Антихриста, что перевесило для него такие мелочи, как тот факт, что его собственная Жанна д'Арк (1939) была запрещена в Германии в день ее освобождения.

Летом 1939 года Paramount (в сотрудничестве с Французской ассоциацией авторов фильмов) купила сценарий Мережковского «Жизнь Данте». Производство было прекращено 1 сентября, поскольку в Европе разразилась Вторая мировая война. 9 сентября, спасаясь от воздушных налетов, Мережковские перебрались в Биарриц на юге Франции, где провели следующие три месяца, общаясь в основном с французскими и английскими военными, но также и с Ирина Одоевцева и ее муж Георгий Иванов.

27 июня 1940 года немецкий вермахт занял Биарриц. Здесь, в гостинице, 14 августа состоялось празднование 75-летия писателя, организованного группы французских писателей, приглашенных россияне, таких как Павел Милюков, Иван Бунин и Марк Алданов. Именно там Мережковский сделал комментарии, которые (по словам биографа Юрия Зобнина) позже были некоторыми мемуаристами его «печально известная речь на немецком радио». Тем не менее, даже Зобнин признает, что были причины считать Мережковского сторонником нацистов. Осенью 1941 года Мережковский оказался в центре своих немецких почитателей - в основном студентов, но и армейских офицеров. Именно их немецкие друзья помогли вернуться в Париж из Биаррица, где они оказались без гроша в кармане и на грани бездомности. «Мережковский подлетал к кострам Нюрнберга с волнением только что родившейся бабочки... К сожалению, большинство из нас перестало их посещать», - писал [ru ], «Зеленая лампа» член группы.

"Печально известная речь по радио"

Никто точно не знал, как и почему именно Мережковский оказался на немецком радио в июне 1941 года. Гиппиус (по словам Юрия Терапиано, который цитировал Нину Берберову ) обвинил своего собственного секретаря Владимира Злобина, который, используя свои немецкие связи, якобы убедил пожилого мужчину прийти в студию в первые дни Вторжение нацистов в СССР. В своей речи (если верить ее печатной версии под названием «Большевизм и человечность») Мережковский, сравнивая Гитлера с Жанной д'Арк, призвал к антибольшевистскому крестовому походу, повторив, среди прочего, то, что он на протяжении 1920-х и 1930-х годов говорил:

Большевизм никогда не изменил свою природу... потому что с самого начала он был не национальным, а международным явлением. С самого первого дня Россия - и остается по сей день - только средством для достижения цели: для завоевания всего мира.

«Это конец для нас», - якобы пишет Гиппиус с отвращением и ужасом.. Последующие дни мужа и жена (как позже засвидетельствовали те, кто их знал) становятся ужасными из-за известных зверствах на Восточном фронте; по словам друга Гиппиуса, поэта Виктора Мамченко, Мережковский далеко не поддерживал Гитлера, фактически осуждал его в те дни.

Биограф Зобнин сомневается, что Мережковский вообще выступал на немецком радио, отмечая, что ни один из упомянутых мемуаристов он сам слышал выступление Мережковского в эфире. Все эти «свидетели» неизменно использовались на печатную версию «речи», опубликованную в 1944 году «Парижским вестником». Этот документ по словам Зобнина (автора всеобъемлющей биографии Мережковского, опубликованной в России), безусловно, был фотомонтажной фальшивкой, придуманной нацистскими пропагандистами из неопубликованного эссе 1939 года «Тайна русской революции» (по книге Достоевского Демоны роман), с добавлением обрывков и кусочков. Исследователь настаивает на том, что нельзя использовать в конце июня: пара проживала в Биаррице, и пожилом человеке трудно дать всем поскользнуться и как-то добраться до Парижа. вероятно.

Путаницу только усугубляет хорошо задокументированный факт, что Мережковский уже произнес одну речь, в которой сразу изложнул Гитлера и Жанну д'Арк. Это произошло в августе 1940 года на праздновании его 75-летия в Биаррице, и в другом контексте. На самом деле его выступление вызвало проблемы, потому что было сочтено слишком пророссийским и антинемецким. По словам Тэффи, одного из присутствующих, -

На огромной террасе отеля под руководством графини Г. собралась публикация, кое-где виднелась немецкая форма. Мережковский произнес длинную тираду, испугавшую русский лагерь. Обращаясь к большевикам и [немецким] фашистам, он говорил о тех временах, когда кошмар наконец закончится, оба антихриста - один терзает Россию, другую мучает Францию ​​- погибнут, и «Россия Достоевского» наконец сможет протянуть свою жизнь. рука «Франция Паскаля и Жанны д'Арк». «Ну, сейчас нас из гостиницы вышвырнут, это точно», - шептали испуганные русские постояльцы. Но немцы выглядели так, как никогда не слышали этого пророчества: они вместе с другими доброжелательно аплодировали.

Ирина Одоевцева независимо подтвердила это. «Он говорил об Атлантиде и ее кончине. Для тех, кто понимал русский язык, было очевидно, что он имел в виду поражение Германии и неминуемую победу России, но немцы никогда не понимали и аплодировали », - вспоминала она. Все это, по словам Зобнина, делает «печально известное немецкое радио-выступление» очень похожим на миф нацистской пропаганды, подхваченный сначала Юрием Терапиано, подтвержденный многочисленными повторениями.

Смерть Мережковского

Последние три месяца жизни Мережковский непрерывно работал в парижской квартире пары, пытаясь закончить «Маленькую Терезу». 6 декабря муж и вернулись с очередной прогулки и провели вечер, по словам Гиппиус, «как обычно, спорив в дилемме Россия против свободы». Пропустив и ужин, и привычную вечернюю сигарету, Мережковский рано ушел в свою комнату. На следующее утро горничная позвонила Гиппиусу и сказала, что у этого человека какие-то проблемы. Мережковский сидел без сознания у холодного камина. Врач прибыл через 15 минут и поставил диагноз кровоизлияние в мозг. Через полчаса Мережковский был объявлен мертвым. "... Я, я червь, а не человек, оклеветанный людьми, презираемый людьми (Пс. 21, 7). Но, завернувшись в куколку, несчастный червь вырвется только для того, чтобы вырваться наружу сияющим белым солнечным светом. Бабочка», - это были его последние слова, написанные на листе бумаги на столе. Отпевание состоялось 10 декабря в православном храме святого Александра Невского. Дмитрий Мережковский был похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-

Идеи Мережковского

Первым принятым философским направлением Мережковского было популярным тогда позитивизм. (европейский позитивизм, привитый к, что было), на церемонии присутствовало всего несколько человек. Этот манифест дал зарождающемуся русскому символистскому движению, как идеологию, так и название как таковое: Мережковский в России назвал символы <8, описан как «субъективный идеализм» русского православия) дка и новых тенденций в современной русской литературе ». 9>определяющим средством познания в современном искусстве.

В центре В этом новом направлении мысли было понятие «отказ от рационального в пользу интуитивного» посредством использования того, что автор назвал «духовностью символа», рассматривая последнее как совершенное средство описания Реальности, иначе непостижимой. Только через символ, по мнению Мережковского, можно было проникнуть в более глубокий смысл объекта, тогда как (цитируя, как он это сделал, Тютчев ) «мысль, сказанная, превращается в ложь»:

В Поэзия невысказанное, мерцающее в красоте изображение, происходит на нас сильнее, что выражается словами. Символизм наделяет стиль и сущность поэзии духовностью; поэтическое слово становится ясным и полупрозрачным, как стены алебастра амфоры, несущие пламя... Тоска по вещам, которые еще не были испытаны, поиски оттенков, еще неизвестных, поиск темных и бессознательных вещей в нашем чувственном мире - главные характеристики грядущей Идеальной поэзии. [...] Три основных элемента нового искусства: мистическая сущность, символизм и расширение впечатляющих возможностей. - Дмитрий Мережковский.

По мнению ученого Д. Чуракова, Мережковский, провозглашая «смерть метафизики» и выдвигая идею о том, что язык символов быть адекватным инструментом для открытия смысловой структуры современного мира, неохотно следовал Огюст Конт, с той разницей, что последний может использовать эти идеи в научных областях, а первый предлагал использовать их в литературе и критике.

Третий Завет

Следующий и самый фундаментальный шаг вперед Мережковского как лидера самопровозглашенной модернистской философии был сделан в тандеме с его молодой интеллектуальной женой Зинаидой Гиппиус, который с первых дней их встречи породил новые идеи для развития своего мужа. Так родилась или, скорее, возродилась теория Третьего Завета, перенесенная из средневековых итальянских корней в русскую среду начала 20 века. Именно Третий Завет лег в основу движения «Новое религиозное сознание» в России в начале 20-го века, которое, в свою очередь, положило начало деятельности Религиозно-философского общества, где Гиппиус снова выдвинула основные идеи, которые ее муж мог определить. Заимствуя оригинальную идею у Иоахима Фиореского, теолога XII века, Мережковские создали и развили концепцию полного цикла религиозной эволюции человека. В нем Библия рассматривалась как отправная точка, с которой Бог сделал два шага навстречу Человеку, чтобы последний ответил третьим, логически убедительным.

Согласно Первому (Божественному Отцу) и Первый Второй Завет (Божественного Сына) можно рассматривать только предварительные шаги к Третьему, Завету Духа. Когда первые записки Бога, а вторые - Милость Бога, третий Завет должен принести Освобождение человечеству; Первый Завет раскрывает Божью силу как евангельскую Истину, Второй преобразует евангельскую Истину в Любовь, Третий переводит Любовь в Освобождение. В этом последнем Царстве «будет произнесено и услышано - последнее, никогда ранее не открытое имя грядущего: Бог Освободитель», по словам автора.

Мережковский видел в Третьем Завете синтез двух оригинальных откровений: что «о Земле» (дохристианские верования) и что «о Небесах» (христианство). Тайна Святой Троицы, когда будет разрешена, должна связать три элемента в круг, великую «новую Землю под новыми Небесами», как обещано в Книге Апокалипсиса. По словам Розанова, «величайшим нововведением Мережковского была попытка слить воедино два полюса остроты - христианский и языческий. Обнаружить «искушающий порок» в величайшей добродетели и величайшую добродетель в соблазнительном пороке. "Эта концепция Новой Троицы подразумевала, что всеприглашающий Дух был не бесполым духом, а женской сущностью.

Секс и духовность

История человечества, согласно Мережковскому, была одной непрерывной" битвой "двух бездн" : открытая дохристианами и бездна духа (бесполым аскетизмом христианства).

По его собственным словам: «Осознавая себя в своем теле, я» м. в основе личности. Осознавая себя во всех человеческих телах, я нахожусь в основе единства ". Заметив, что один из арамейских языков переводит Дух как Руча, женская сущность, Мережковский истолковал Святую Троицу как единство Отца и Сына в высшем существе, их общей божественной Матери. Третий Завет должен был привести к Пришествию Царства последнего. Видя и Бога, и человека внутренне однополыми, Мережковский считал мужской / женский раскол симптомом значения, причиной фатального распада первобытного человека.

В наше время, по мнению Мережковского, и монашество, и монашество. аскетическое христианство перестанет существовать. Искусство не просто приняло религиозные формы, но стало бы неотъемлемой религии взятой в более широком смысле. Человеческая эволюция, как он это видел, приведет к слиянию всего поляризованного: пола и духа, религии и культуры, мужского и женского пола и так далее, что приведет к Kingdom Come, не «где-то там», а «здесь, на Земле» ».

Мережковский и «религиозный анархизм»

Эволюционный прогресс человека к Пришествию Царства Третьего Завета не будет без некоторых революционных потрясений, по мнению Мережковского, будет усыпано «катастрофами», большинство из них имеющее дело с « революцией духа ». Последствие такой революции стало бы призненное изменение самой природы, которая берет под свое широкое крыло не только чувственное освобождение человека, но и его «свободу восстания». «Мы люди только до тех пор, пока мы мятежники», - настаивал Мережковский, считая то, что некоторые из прото- экзистенциалистской идеей.

Один из результатов «революции духа» По мнению Мережковского, это приведет к разрыву связей между государством и религией. «Церковь - не старая, а новая, вечная, вселенская - так же противоположна идее государства, как абсолютная истина противостоитной лжи», - заявил он в открытом письме Бердяеву.

Б.Розенталь, анализируя политическую и религиозную философию Мережковского, так резюмировал позицию писателя: «Закон равносилен насилию... Разница между законной властью, удерживающей насилие« в резерве », и насилием как таковое - лишь вопрос степени. : sinful и то и другое. Интерпретируя библейскую версию истории человечества как последовательных событий, Мережковский считалгию и революцию неразделимыми религиями, как две крайние формы проявления [преступной] власти ".

В 1920-е годы Мережковский потерял к доктрине религиозного анархизма, в последние годы своей жизни он приблизился к экуменическим идеалам, пророчествуя о Пришествии Царства как синтезе «принципов Петра, Павла и Иоанна», то есть принося католический, протестантский и восточно-православные традиции вместе.

Наследие

На протяжении всей своей жизни Дмитрий Мережковский поляризовал мнение в своей родной России, навлекая на себя как похвалу, так и презрение, иногда со стороны те же кварталы. По словам Евгения Евтушенко, Мережковский стал первым в России «вселенским диссидентом нового типа, сумевшим расстроить почти всех, кто считал себя ответственным за охрану нравственности и порядка»:

Царское правительство считало Мережковского подрывом государственных устоев, патриархи официальным православия считали его ретроградом, для футуристов - ретроградом, для Льва Троцкого, этого ярого идеолога глобальной революции, - реакционером. Сочувственные слова Антона Чехова пришли и остались незамеченными: «Он верующий, верующий апостольского типа».

По словам современного биографа, «он найдет свое место в истории рядом с маркизом де Садом, Ницше и Генри Миллер, те классики, которые лишь благодаря осознанию и остракизму многих оценочных значений и оценкам немногими ». «Меня не любили и ругали в России, любили и хвалили за границей, но неправильно понимали и здесь, и там», - писал Мережковский в письме Николаю Бердяеву.

Мережковский получил признание за его исключительную эрудицию, научный подход. подход к письму, литературный дар и стилистическое своеобразие. Оглядываясь назад, как первого (и, возможно, единственного) русского «кабинетного писателя европейского типа», Мережковский был, по словам Бердяева, «одним из самых образованных людей в Санкт-Петербурге первой четверти XVI в. ХХ век ». Корней Чуковский, размышляя о плачевном состоянии культурной элиты России начала ХХ века, признал, что« самым культурным из всех »было это« загадочное, непостижимое, почти мифическое существо, Мережковский ». Антон Чехов настаивал на том, чтобы Российская академия наук назначила Мережковского своим почетным академиком еще в 1902 году.

Мережковский первым в России сформулировал основные принципы символизма и модернизма в противовес «декадансу»., тег, с которым он боролся. Никогда не претендуя на ведущую роль в движении, он вскоре стал, по словам И. Корецкой, «своего рода удобной энциклопедией идеологии символизма», из которой другие «могли заимствовать эстетические, социально-исторические и даже моральные идеи». Придав новое («мысленное») измерение жанру исторического романа и превратив его в современную форму искусства, Мережковский оказал влияние на Андрея Белого и Алексея Ремизова, а также Валерий Брюсов, Алексей Н. Толстой, Михаил Булгаков и Марк Алданов. Именно Мережковский представил консервативной русской литературе конца 1890-х такие понятия, как «модернистский роман» и «символический исторический роман».

Мережковский получил признание как интересный эссеист и «мастер цитирования» -жонглирование ". Некоторым критикам не нравилась повторяемость в прозе Мережковского, другие восхищались его (в широком смысле) музыкальной манерой использования определенных идей почти как симфонические темы, что в то время было новым.

Не меньше. влиятельными, хотя и гораздо более противоречивыми, были философские, религиозные и политические идеи Мережковского. Наряду с очевидным списком современных последователей (Белый, Блок и др.; почти все они впоследствии стали недоброжелателями), глубоко заинтересованными его теориями, были политические деятели (Фондаминский, Керенский, Савинков), психологи (Фрейд ), философы (Бердяев, Рикерт, Степун ), юристы (Ковалевский ). Томас Манн писал о Мережковском как о «гениальном критике и специалисте по мировой психологии, уступающем только Ницше». Среди других известных немцев, на которых оказал влияние Мережковский, были Артур Мёллер ван ден Брук и Альфред Розенберг

Позже исследователи отметили готовность Мережковского подвергать сомнению догмы и препятствовать традициям, игнорируя общественное мнение, никогда не уклоняясь от споров и даже скандалов.. Решающим в этом контексте (по мнению О. Дафье) был его «поиск путей преодоления глубокого кризиса, возникшего в результате потери авторитета русской традиционалистской церкви».

Критика

В В России общая реакция на литературную, культурную и общественную деятельность Мережковского была отрицательной. Его проза, даже если на первый взгляд стилистически безупречная и временами доступная, была, по мнению критиков, элитарным делом сама по себе, «герметично закрытым для непосвященного большинства». «Изолировав себя от реальной жизни, Мережковский построил внутренний храм для своего личного пользования.« Я и культура »,« Я и Вечность »- вот его повторяющиеся темы», - писал в 1911 году Лев Троцкий.

При всем его научном строгом академическом подходе к процессу сбора и переработки материала современные академические круги, за небольшим исключением, высмеивали Мережковского, считая его одаренным шарлатаном, склонным переписывать историю в соответствии с его собственными идеологическими и философскими взглядами. капризы. Из-за его неисправимой, по мнению многих, склонности к непоследовательности старые союзники Мережковского уходили от него, а новые подходили к нему с опаской. Василий Розанов писал в 1909 году:

Мережковский - Вещь, которая говорит непрестанно; комбинация пиджака и брюк, производящая поток шума... Чтобы освободить почву для большей речевой активности, раз в три года он подвергается полному изменению свой психологический гардероб и в течение следующих трех лет выполняет вызов всему, что он поддерживал ранее.

Другой бывший друг, Мински, подверг сомнению авторитет Мережковского как критика, обнаружив в его биографиях тенденцию видеть только в своих подопечных. вещи, которые он хотел увидеть, умело «превращая вопросы в мгновенные ответы».

При всей своей религиозности Мережковский никогда не пользовался популярностью ни у чиновников Русской православной церкви, ни у религиозной интеллектуальной элиты того времени, людям нравится Сергей Булгаков, Павел Флоренский и Лев Шестов яростно осуждают его идеи и проекты. Точно так же репутация радикального социал-демократа не сделала Мережковского популярным в левом литературном лагере. Его по-разному описывали как «антилитературный феномен» (Виктор Шкловский ), «величайший труп в русской литературе» (Иванов-Разумник ) и «книжный червь». «чужды всему человеческому» (Корней Чуковский).

Изданный в эмиграции труд писателя был, согласно «Советской литературной энциклопедии 1934 года», «наглядным примером идейной деградации и культурного вырождения белоэмигрантов.. " Вердикт Максима Горького: «Дмитрий Мережковский, известный богопоклонник христианского уклада, - маленький человечек, чья литературная деятельность сродни писательской: каждый шрифт ясен и начитан, но душа - менее и скучно », десятилетиями служила лейтмотивом взглядов советского литературного чиновничества на Мережковского. В советское время писатель был (по словам Александра Мень ) «агрессивно забыт», его произведения неофициально запрещались вплоть до начала 1990-х годов, когда поток переизданий открыл путь для серьезного критического анализа. жизни и наследия Мережковского.

Избранная библиография

Венгерское издание (ок. 1920-е гг.)

Романы

Трилогия Христос и Антихрист
Царство зверя
  • Александр Первый (Александр Первый, 1913)
  • 14 декабря (Четырнадцатое Декабря, 1918)

Научная литература

  • О причинах упадка и Новые тенденции в современной русской литературе (1892)
  • Вечные товарищи (1897)
  • Толстой и Достоевский (1901)
  • Грядущий Хам (Грядущу Хам, 1905)
  • Больная Россия (Больная Россия, 1910)
  • Рождение богов. Тутанхамон на Крите (1925)
  • Мессия (1928)
  • Тайна трех: Египта и Вавилона (1925)
  • Тайна Запада: Атлантида-Европа (1930))
  • Неизвестный Иисус (1932)
  • Манифест Иисуса (1935) (1936, первое американское издание)

Пьесы

  • Сильвио (1890)
  • Буря Over (1893)
  • Цветок мака (Маков Цвет, 1908, с Гиппиус и Философов)
  • Последний Святой (Последний Святой, 1908)
  • (Павел Первый, 1908), часть 1 трилогии «Царство зверя».
  • Придет радость (Радость Будет, 1916)
  • Романтики (Романтики, 1916)

Поэзия

  • Стихи (1883–1883) 1888)
  • Протопоп Аввакум (1888)
  • Вера (1890)
  • Семейная идиллия (Семейная идиллия, 1890),
  • Смерть (Смерт, 1891 г.))
  • Символы. Стихи и песни (1892)
  • Конец века (Конец века, 1893)

Примечания

Ссылки

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-17 10:19:27
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте