Йован Скерлич

редактировать

Йован Скерлич
Йован skerlic.jpg
Родившийся ( 1877-08-20)20 августа 1877 г. Белград, Княжество Сербия
Умер 15 мая 1914 г. (1914-05-15)(36 лет) Белград, Королевство Сербия
Занятие Писатель и критик

Йован Скерлич ( сербская кириллица : Јован Скерли, произносится  [jǒʋan skêːrlitɕ] ; 20 августа 1877 - 15 мая 1914) был сербским писателем и литературным критиком. Он считается одним из самых влиятельных сербских литературных критиков начала 20 века после Богдана Поповича, его профессора и раннего наставника.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Биография
  • 2 Жизнь и работа
  • 3 Библиография
  • 4 ссылки
  • 5 Внешние ссылки
  • 6 Библиография

биография

Говорят, что Скерлич произвел революцию в сербской литературной среде на рубеже XIX века как молодой лихой критик, историк литературы, политик и полемист. Несмотря на то, что он умер в возрасте 37 лет, Скерлич сумел завершить впечатляющий объем работ, которые связал критику и историю литературы.

По словам его биографа, в молодости он заинтересовался социализмом, отстаиваемым Васо Пелагичем и Светозаром Марковичем. В 16 лет Скерлич начал писать для Zanatlijiski savez («Союз мастеров», 1893). В 1895 году он начал писать статьи в различные газеты, такие как Socialdemokrat, Radničke novine и Delo. В университете в Белграде он изучал историю и французскую филологию. Он получил отличное послевузовское образование в Большой школе Белграда под руководством Богдана Поповича в качестве своего профессора и наставника, прежде чем поступить в аспирантуру в университетах Лозанны, Парижа и Мюнхена. Он получил докторскую степень по французской литературе в Лозанне в 1901 году. После трех лет исследований в аспирантуре в Париже и Мюнхене он вернулся в 1904 году в Сербию, где преподавал французскую и французскую литературу в Grandes Écoles, где он получил образование. прежде чем стать профессором сербской литературы в том же учреждении, когда в следующем году был основан Белградский университет. Скерлич был членом Скупштины (сербского парламента), а также основателем и редактором нескольких литературных периодических изданий. Его политические симпатии соединили его с сербским социалистом Светозаром Марковичем, посмертную биографию которого Скерлич пришел написать. Скерлич настаивал на проведении параллели между Светозаром Марковичем и Доситей Обрадовичем, рассматривая первое как реинкарнацию второго: «Роль этого молодого человека в нашей общественной жизни в XIX веке была такой же, как и у бывшего монаха Доситея Обрадовича в конце. 18 века ».

В начале 20 века Скерлич стал членом Независимой радикальной партии. Таким образом, он был одним из идеологов югославской национальной молодежи, выступавшим за общий сербо-хорватский язык и национальное единство.

Мемориальная доска на доме, где жил Йован Скерлич, на улице Господара Йованова, Белград, Сербия

Скерлич рассматривал литературу с точки зрения своих политических убеждений и перенял некоторые эстетические идеи от Богдана Поповича. Однако его главные симпатии в области литературной критики были у его лозаннских профессоров Жоржа Ренара и Ипполита Тэна. Хотя он не следовал утилитарным идеям Светозара Марковича о литературе, он, как и Любомир Недич, считал, что литература связана с прогрессом. Он был знаком с Петрусом Хофманом Перлкампом, основателем субъективного метода текстуальной критики, что означало отказ классического автора от всего, что не соответствовало стандартам того, что, по мнению критика, должен был написать этот автор.

Йован Скерлич писал в Istorija Nove Srpske Književnosti (Второе издание, Белград, 1921, стр. 43):

Авторов XIX века при всех их различиях, тем не менее, объединяет единство литературных идей и теорий. У каждого из молодых поэтов ХХ века были свои концепции и четко сформулированные идеи. Это явление чрезвычайно затруднило литературному критику обозначение новых поэтических достижений как специфических школ и превращение их в продолжение организованной модели, которая эволюционировала от романтизма 1860–1870-х годов к реализму после 1870-го.

В 1909 году он опубликовал основополагающую литературную историю сербской литературы 18 века.

Жизнь и работа

Завершив свою докторскую работу в Лозанне в 1901 году, Скерлич провел три года в Париже и Мюнхене, где он расширил свои знания в области западноевропейской мысли и теории литературы и попал под влияние французских мыслителей, в частности Жана-Мари Гийо. Первоначально Скерлич находился под влиянием французской литературной эстетики, но позже оказался полностью против любого движения l'art pour l'art. Скерлич использовал свое влияние для борьбы с любым движением, которое он считал эгоистическим или декадентским. На его концепции литературной эстетики так сильно повлияли его патриотические наклонности, что он часто реагировал на художественные проблемы скорее как национальный и политический мыслитель, чем как искусствовед.

После его возвращения в Сербию в 1904 году Скерличу предложили кафедру национальной литературы в Белградском университете, и эту должность он занимал всю оставшуюся часть своей короткой, но продуктивной жизни. Он стал редактором респектабельного литературного журнала Srpski književni glasnik (Сербский литературный вестник). Как критик, он отстаивал важность содержания художественного текста, а не выразительной и художественной формы. Его метод анализа включал реконструкцию социальных, культурных и политических обстоятельств, которые сформировали фон и контекст литературной деятельности. Скерлич прославился своим стилем письма, ясным, живописным и лаконичным.

Скерлич вскоре обнаружил свой талант к научному, аналитическому мышлению и литературной критике. За одно десятилетие Скерлич опубликовал несколько сотен эссе и критических исследований всех крупных сербских авторов, объединенных в девять томов под названием Pisci i knige (1907–1926; писатели и книги), а также группу длинных монографий, наиболее известная из которых касается Якова Игнятовича, Светозар Маркович, Воислав Илич, Омладина и нена книжность 1848–1871 (Молодая Сербия и ее литература 1848–1871), Сербская книжность у XVIII века (Сербская литература 18 века) и другие. Они послужили основой для его плодотворной работы, Istorija Нове Srpske književnosti (история современной сербской литературы), завершенного всего за два месяца до его скоропостижной смерти. Он содержит объективный, эрудированный и тщательный критический анализ сербских писателей и поэтов, сумевших вырваться и своих соотечественников из рабства Священной Римской империи ( Габсбургской монархии ) и Османской империи в 18, 19 и начале 20 веков.

Когда в 1914 году « История нове сербской книжности» была впервые выпущена, Богдан Попович похвалил ее в литературном обзоре как деликатное и исчерпывающее исследование современной сербской литературы. В последующие годы биографии поэтов, писателей, романистов и литераторов Скерлича стали стандартными критическими произведениями, незаменимыми для читателей, интересующихся современной сербской литературой. Критики назвали книгу «плодотворным исследованием современного литературного воображения». Это проясняет непреходящую актуальность его провокационной концепции и дает представление о литературных достижениях самых значительных поэтов и писателей Сербии.

Произведения Скерлича демонстрируют желание, чтобы новая сербская поэзия была «ясной, насыщенной и прямой». Его статья « Една Книжевна Зараза» («Литературная инфекция») демонстрирует его отвращение к тому, что он презрительно назвал «декадансом». Прежде всего, он опасался влияния иностранной декадентской поэзии на новую сербскую поэзию, никогда не упуская из виду идею о том, что поэзия должна служить для построения здорового, сильного нового поколения. Он бросил вызов пессимистическим, мрачным тонам новых стихов и ненавидел иностранные поэтические движения «Каинизм», «Сатанизм» и все «измы» в целом.

Скерлич обладал талантом к риторике и описанию жизни и творчества литературных авторов. Его история состояла из критических эссе об авторах, отчётов о социально-историческом контексте и текстового анализа. За этим критическим ядром последуют биобиблиографические данные. Его талант к интеграции, его склонность воплощать, уплотнять и классифицировать в соответствии с точным, заранее установленным историческим списком, как правило, преуспевали в синтезе отдельных частей в убедительное целое.

Роль Скерлича в литературе и общем культурном и политическом развитии побудила Предрага Протича предложить, чтобы период в сербской истории с 1900 по май 1914 года был назван его именем.

Скерлич был похоронен на кладбище Ново гроблье в Белграде.

Библиография

Его собрание сочинений включает:

  • Pisci i knjige I
  • Pisci i knjige II
  • Pisci i knjige III
  • Pisci i knjige IV
  • Pisci i knjige V
  • Pisci i knjige VI
  • Feljtoni skice i govori
  • Исторический преглед серпске штампе 1791–1911 гг.
  • Javno mnenje u Francuskoj prema političkoj i social poeziji od 1830 do 1848.
  • Сербская книга у XVIII века
  • Омладина и нена книжность (1848–1871) изучавшаяся о национальном и книжном романтизме код Срба
  • Светозар Маркович ньегов живот, рад и идее
  • Яков Игнятович, книжная студия
  • История новой серпской книги
  • Йован Скерлич Човек и дела, доктор Мидхат Бегич

Рекомендации

Внешние ссылки

Библиография

  • Мидхат Бегич, Йован Скерлич и др. Критика littéraire en Serbie, Париж, Институт рабов, 1963.
Последняя правка сделана 2023-03-19 07:02:24
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте