Русский символизм

редактировать
Александр Бенуа, Иллюстрация к А. С. Пушкин «с Медным всадником, 1904 год столицы России часто изображала на символистах как гнетущий, кошмарный город.

Русский символизм был интеллектуальным и художественным движением, господствовавшим в конце XIX - начале XX века. Он возник отдельно от европейской символики, подчеркивая мистику и остранение.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Литература
    • 1.1 Рост символизма
    • 1.2 Второе поколение
    • 1.3 Другая русская символистская проза
    • 1.4 Снижение движения
  • 2 Изобразительное искусство
  • 3 Музыка и театр
  • 4 ссылки
  • 5 Библиография

Литература

Основное влияние на движение оказали иррационалистическая и мистическая поэзия и философия Федора Тютчева и Владимира Соловьева, романы Федора Достоевского, оперы Рихарда Вагнера, философия Артура Шопенгауэра и Фридриха Ницше, французских поэтов- символистов и декадентов (таких как Стефан Малларме, Поль Верлен и Шарль Бодлер ), драмы Генрика Ибсена.

Движение было открыто статьей Николая Минского «Древний спор» (1884) и книгой Дмитрия Мережковского « О причинах упадка и новых тенденциях в современной русской литературе» (1892). Оба писателя пропагандировали крайний индивидуализм и обожествляли акт творения. Мережковский был известен своими стихами, а также серией романов о богочеловеках, среди которых он считал Иисуса, Жанну д'Арк, Данте Алигьери, Леонардо да Винчи, Наполеона и (позже) Гитлера. Его жена, Зинаида Гиппиус, также крупная поэтесса на заре символистского движения, открыла салон в Санкт-Петербурге, который стал известен как «штаб-квартира русского декаданса ».

Рост символизма

Картина Михаила Нестерова « Видение отроку Варфоломею» (1890) часто считается началом движения русских символистов.

К середине 1890-х годов русский символизм все еще представлял собой набор теорий и имел мало известных практиков. Александр Добролюбов опубликовал сборник стихов в 1895 году, незадолго до отказа от мирской поэзии в пользу странствий из одного монастыря в другой. Другой талантливый автор, Иван Коневской, умер в возрасте 24 лет. Только когда проявился новый талант Валерия Брюсова, символистская поэзия стала главным движением в русской литературе. Чтобы представить символизм как движение грозных последователей, Брюсов взял множество псевдонимов и опубликовал три тома своих стихов под названием « Русские символисты». Антология (1894–95). Мистификация Брюсова оказалась удачной - некоторых молодых поэтов привлекала символика как последняя мода на русскую литературу. Помимо Брюсова, самыми популярными поэтами были Константин Бальмонт, веривший в первое вдохновение и порой намеренно оставлявший свои стихи без изменений, и пессимистичный Федор Сологуб, называвший себя бардом смерти.

Хотя репутация многих из этих писателей к середине 20-го века потускнела, влияние символистского движения, тем не менее, было глубоким. Это было особенно верно в случае Иннокентия Анненского, окончательный сборник стихов которого « Кипарисовый ящик» был опубликован посмертно (1909 г.). Иногда упоминается как славянский аналог проклятых поэтов, Анненский сумел передать на русский язык основные интонации Бодлера и Верлена, в то время как тонкая музыка, зловещие аллюзии, загадочная лексика и чары мгновенно меняющихся цветов и запахов в его стихах были всем. его собственный. Его влияние на акмеистическую школу русской поэзии ( Ахматова, Гумилев, Мандельштам ) было огромным.

Второе поколение

Всеволод Мейерхольд в своей постановке Александра Блока «S Балаганчик (1906)

Русский символизм действительно процветал в первое десятилетие ХХ века. Многие новые таланты начали публиковать стихи, написанные в символистском ключе. Эти писатели были особенно признательны философу Владимиру Соловьеву. Ученый Вячеслав Иванов, чьи интересы лежали в области античной поэзии, вернулся из Италии, чтобы основать в Санкт-Петербурге Дионисийский клуб. Его самопровозглашенный принцип заключался в том, чтобы привить «архаичную милтонскую дикцию» в русской поэзии. Максимилиан Волошин, известный прежде всего своими стихами о русской революции, открыл поэтический салон на своей вилле в Крыму. В Литве был активен Юргис Балтрушайтис, близкий друг Александра Скрябина, поэзия которого отличается мистической философией и завораживающими звуками.

Из нового поколения два молодых поэта, Александр Блок и Андрей Белый, стали самыми известными из всего российского символистского движения. Александр Блок считается одним из ведущих русских поэтов ХХ века. Его часто сравнивали с Александром Пушкиным, а весь Серебряный век русской поэзии иногда именовался «веком Блока». Его ранние стихи безупречно музыкальны и богаты звуком. Позже он стремился ввести в свои стихи смелые ритмические узоры и неровные доли. Его зрелые стихи часто основаны на конфликте между платоническим видением идеальной красоты и разочаровывающей реальностью грязных промышленных окраин. Для них часто характерно своеобразное использование цвета и орфографии для выражения смысла. Одним из самых известных и противоречивых стихотворений Блока было «Двенадцать», в котором в псевдорелигиозных терминах описывалось марш двенадцати большевиков по улицам революционного Петрограда.

Андрей Белый стремился создать единство прозы, поэзии и музыки во многих своих произведениях, о чем свидетельствует название одного из его ранних произведений - « Симфонии в прозе». Однако его слава основана в первую очередь на постсимволистских произведениях, таких как знаменитый модернистский роман « Петербург» (1911–1913), философское и духовное произведение, отличающееся крайне неортодоксальным стилем повествования, мимолетными аллюзиями и характерными ритмическими экспериментами. Владимир Набоков поместил его на второе место в своем списке величайших романов ХХ века после « Улисса» Джеймса Джойса. Среди других работ, заслуживающих упоминания, - весьма влиятельная теоретическая книга очерков « Символизм» (1910 г.), которая сыграла важную роль в переопределении целей символистского движения, и роман « Котик Летаев» (1914-1916 гг.), В котором прослеживаются первые проблески сознания в новорожденный.

Сам город Санкт-Петербург стал одним из основных символов, используемых вторым поколением русских символистов. Стихи Блока о имперской столице воплощают в жизнь импрессионистическую картину «города тысячи иллюзий» и обреченного мира, наполненного купцами и буржуазными фигурами. Различные стихийные силы (такие как восходы и закаты, свет и тьма, молния и огонь) принимают апокалиптические качества, служа предзнаменованием катастрофического события, которое навсегда изменит Землю и человечество. В скифы и монголы были часто встречаются в произведениях этих поэтов, выступающим в качестве символов будущих войн катастрофических. Из-за эсхатологической тенденции, присущей русскому символическому движению, многие из них, включая Блока, Белого и Брюсова, приняли русскую революцию как следующий эволюционный шаг в истории своего народа.

Другая русская символистская проза

Эмблема Василия Кандинского - символический Синий всадник (1911 г.)

Федор Сологуб был первым писателем, который привнес в русскую прозу болезненные, пессимистические элементы, характерные для литературы и философии конца века. Его самый известный роман, «Мелкий демон» (1902), был попыткой создать живой портрет концепции, известной в русском языке как пошлость (идея, значение которой лежит где-то между злом, пошлостью и банальностью или китчем ). Его следующая большая работа в прозе «Созданная легенда» (трилогия, состоящая из « Капли крови», « Королевы Ортруды» и « Дым и пепел») содержала многие из тех же характеристик, но представляла значительно более позитивный и обнадеживающий взгляд на мир.

Хорошо известен роман Валерия Брюсова « Огненный ангел». В нем рассказывается история немецкого ученого 16-го века и его попыток завоевать любовь молодой женщины, духовная целостность которой серьезно подорвана ее участием в оккультных практиках и ее отношениями с нечистыми силами. Роман лег в основу оперы Сергея Прокофьева « Огненный ангел».

Одним из русских символистов, писавших в основном прозу, был Алексей Ремизов. Опираясь на средневековую русскую литературу, он гротескно сочетал в своих произведениях мечты, действительность и чистую прихоть.

Упадок движения

К 1920-м годам русский символизм в литературе начал терять свою актуальность. Его основные практики часто противоречили на страницах журналов « Весы», « Золотое руно» и « Переваль». Другие боролись за контроль над ключевыми типографиями. Между тем, многие молодые поэты были привлечены к акмеистическому движению, которое дистанцировалось от излишеств символизма. Третьи пополнили ряды футуристов, группы иконоборцев, которые стремились полностью воссоздать искусство, избегая всех эстетических условностей.

Однако, несмотря на резкое неодобрение со стороны советского государства, символизм продолжал оказывать влияние на таких поэтов, как Борис Пастернак. В « Литературной газете» от 9 сентября 1958 года критик Виктор Перцов осудил «декадентскую религиозную поэзию Пастернака, от которой пахнет нафталином от чемодана символистов производства 1908-10 годов».

Изобразительное искусство

Демон сидящий на Михаила Врубеля (1890)

Вероятно, самым значительным русским художником-символистом был Михаил Врубель, прославившийся большим мозаичным полотном «Сидящий демон» (1890) и сошедшим с ума во время работы над динамичным и зловещим «Демоном поверженным» (1902).

Другими художниками-символистами, связанными с журналом « Мир искусства », были Виктор Борисов-Мусатов и Кузьма Петров-Водкин, последователи Пюви де Шаванна ; Михаил Нестеров, рисовавший религиозные сюжеты из средневековой русской истории; Мстислав Добужинский с его «урбанистическими фантазиями» и Николай Рерих, чьи картины называют герметическими или эзотерическими. Традицию русского символизма в позднесоветский период возродил Константин Васильев, на стиль которого большое влияние оказали русский художник-неоромантик Виктор Васнецов, а также Михаил Нестеров и Николай Рерих.

Музыка и театр

Александр Бенуа создал символические декорации для « Петрушки» Стравинского в 1911 году.

Выдающимся композитором-символистом был Александр Скрябин, который в своей Первой симфонии восхвалял искусство как разновидность религии. Le Divin Poème (1902–1904) стремился выразить «эволюцию человеческого духа от пантеизма к единству со вселенной». «Промете» (1910), данное в 1915 году в Нью-Йорке, сопровождалось тщательно подобранными цветными проекциями на экране.

В синтетических перформансах Скрябина использовались музыка, поэзия, танцы, цвета и запахи, чтобы вызвать «высший, окончательный экстаз». Андрей Белый и Василий Кандинский сформулировали похожие идеи о «сценическом слиянии всех искусств».

Что касается более традиционного театра, влиятельный переводчик Пауль Шмидт писал, что «Вишневый сад» и некоторые другие поздние пьесы Антона Чехова показывают влияние движения символистов. Их первая постановка Константина Станиславского была максимально реалистичной. Станиславский сотрудничал с английским театральным деятелем Эдвардом Гордоном Крейгом в важной постановке « Гамлета» в 1911-1912 годах, в которой экспериментировал с символистской монодрамой в качестве основы для постановки. Спектакль Мейерхольда « Кукольный спектакль» Блока (1906) обычно называют кульминацией театра-символизма в России. Два года спустя, Станиславский получил международное признание, когда он поставил Морис Метерлинк «s Синяя птицу в МХТАХ.

Николай Евреинов был одним из многих писателей, разработавших символистскую теорию театра. Евреинов утверждал, что все вокруг нас - «театр», а природа полна театральных условностей, например, цветы пустыни, имитирующие камни, мыши, симулирующие смерть, чтобы спастись от кошачьих когтей, и сложные танцы некоторых птиц. Театр для Евреинова был универсальным символом существования.

использованная литература

Библиография

  • Фридман, Юлия. За пределами символизма и сюрреализма: синтетическое искусство Алексея Ремизова, Northwestern University Press, 2010. ISBN   0-8101-2617-6 (Trade Cloth)
Последняя правка сделана 2023-03-21 07:28:36
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте