Одилон Редон | |
---|---|
Автопортрет, 1880, Музей д'Орсе | |
Родился | Бертран Редон. (1840-04-20) 20 апреля 1840 года. Бордо, Франция |
Умер | 6 июля 1916 года (1916-07-06) (76 лет). Париж, Франция |
Образование | Ателье Жан-Леон Жером |
Известен | Живописью, эстамп, рисунок |
Движение | Постимпрессионизм, символизм |
Одилон Редон (родился Бертран Редон ; Французский: ; 20 апреля 1840 - 6 июля 1916) был французским символистом живописцем, гравером, рисовальщиком и пастеллистом.
В начале своей карьеры, оба до и после сражений в франко-прусской войне он работал почти исключительно в угле и литографии, произведениях, называемых нуарами. Он начал получать признание после того, как его рисунки были упомянуты в романе 1884 года À rebours автора Йорис-Карл Хьюисманс. В 1890-х годах он начал работать с пастелью и маслом, которые быстро стали его любимым средством, полностью отказавшись от своего прежнего стиля нуар после 1900 года. Он также проявил большой интерес к Индуистская и буддийская религия и культура, которые все чаще проявляются в его работах.
Сегодня он, пожалуй, наиболее известен своими «сказочными» картинами, созданными в первом десятилетии 20-го века, которые были в значительной степени вдохновлены японским искусством и которые, продолжая черпать вдохновение из природа, сильно заигрывавшая с абстракцией. Его работы считаются предшественниками дадаизма и сюрреализма.
Одилон Редон родился в Бордо, Аквитании, в благополучную семью. Отец Редона нажил состояние на работорговле в Луизиане в 1830-х годах. Редон был зачат в Новом Орлеане, и пара совершила трансатлантическое путешествие обратно во Францию, в то время как его мать Мари Герэн, французская креолка, была беременна. Молодой Бертран Редон получил прозвище «Одилон» от имени своей матери, Одиллии. Редон начал рисовать еще ребенком; в возрасте десяти лет он был награжден призом рисунка в школе. Он начал формальное обучение рисованию в пятнадцать лет, но по настоянию отца перешел на архитектуру. Неспособность сдать вступительные экзамены в Парижскую École des Beaux-Arts положила конец любым планам карьеры архитектора, хотя в 1864 году он недолго изучал живопись у Жан-Леона Жерома. (Его младший брат Гастон Редон станет известным архитектором.)
Вернувшись в родной Бордо, он занялся скульптурой, и Родольф Бресдин обучил его офорт и литография. Его творческая карьера была прервана в 1870 году, когда он был призван служить в армию во время франко-прусской войны до ее окончания в 1871 году.
В конце войны он переехал в Париж и возобновил работу почти исключительно углем и литографией. Свои визионерские работы, созданные в оттенках черного, он называл своим нуаром. Лишь в 1878 году его работа получила признание благодаря «Духу Хранителя вод»; он опубликовал свой первый альбом литографий, названный Dans le Rêve, в 1879 году. Тем не менее Редон оставался относительно неизвестным до появления в 1884 году культового романа Йориса-Карла Гюисманса под названием À rebours (Против природы). В рассказе фигурирует декадентский аристократ, собирающий рисунки Редона.
В 1890-е его излюбленными средствами массовой информации стали пастель и масло; он больше не производил нуаров после 1900 года. В 1899 году он выставлялся с Наби на Дюран-Рюэле.
Редон очень интересовался индуистской и буддийской религией и культурой. Фигура Будды все чаще проявлялась в его работах. Влияния японизма слились в его искусстве, например, в картине «Смерть Будды» около 1899 г., «Будда в 1906 г.», «Иаков и ангел» в 1905 г., «Ваза с японским воином в 1905 году» и многие другие.
Барон Робер де Домеси (1867–1946) поручил художнику в 1899 году создать 17 декоративных панелей для столовой Замка Домеси-сюр-ле-Вол около Сермизель в Бургундии. Редон в прошлом создавал большие декоративные произведения для частных резиденций, но его композиции для замка Домеси в 1900–1901 годах были его наиболее радикальными композициями на тот момент и знаменуют переход от орнаментальной живописи к абстрактной. Детали ландшафта не показывают конкретное место или пространство. Видны только детали деревьев, ветки с листьями и распускающиеся цветы на бесконечном горизонте. В основном используются желтые, серые, коричневые и голубые цвета. Влияние японского стиля живописи на складные ширмы byōbu заметно в его выборе цветов и прямоугольных пропорциях большинства панелей высотой до 2,5 метров. Пятнадцать из них находятся сегодня в Музее д'Орсе, приобретенном в 1988 году.
Домси также поручил Редону нарисовать портреты своей жены и их дочери Жанны, два из которых находятся в коллекции Музея д'Орсе и Музея Гетти в Калифорнии. Большинство картин оставалось в коллекции семьи Домси до 1960-х годов.
В 1903 году Редон был награжден Почетным легионом. Его популярность возросла, когда Андре Меллерио в 1913 году опубликовал каталог офортов и литографий; в том же году он получил самое большое единственное представление на новаторской Международной выставке современного искусства в США (также известной как Armory Show ) в Нью-Йорке, Чикаго и Бостоне.
Редон умер 6 июля 1916 года.
Его выбор цвета и предмета во второй части его карьеры привел к тому, что Редон считался предшественником Дадаизм и сюрреализм. По словам сюрреалиста Андре Массона, его использование чрезмерно ярких цветов в цветочной пастели, а также его выбор изображения необычных или воображаемых видов делают эти работы «освобожденными от стилизованного натурализма», тем самым демонстрируя «бесконечность возможности лирической хорматики ».
В 1923 году Меллерио опубликовал Odilon Redon: Peintre Dessinateur et Graveur. Архив документов Меллерио находится в Библиотеках Райерсона и Бернхэма при Институте искусств Чикаго.
В 2005 году Музей современного искусства открыла выставку под названием «За гранью видимого», всеобъемлющий обзор работ Редона, на которой представлено более 100 картин, рисунков, гравюр и книг из Семейной коллекции Яна Вуднера. Выставка проходила с 30 октября 2005 года по 23 января 2006 года.
Большой дворец в Париже, Франция, с марта по июнь 2011 года представлял собой обширную выставку искусства Редона
Fondation Beyeler в Базеле, Швейцария, показывал ретроспективу с февраля по май 2014 года.
Музей Крёллер-Мюллер в Оттерло, Нидерланды, под названием La littérature et la musique была выставка, посвященная роли литературы и музыки в жизни и творчестве Редона. Выставка проходила со 2 июня по 9 сентября 2018 года.
В первые годы творческой деятельности Редона были описывается как «синтез кошмаров и снов», поскольку они содержат мрачные, фантастические фигуры из собственного воображения художника. Его работа представляет собой исследование его внутренних чувств и психики. Он сам хотел поставить «логику видимого на службу» о невидимом ". Яркий источник вдохновения Редона и силы, стоящие за его работами, можно найти в его дневнике A Soi-même (Себе). Его процесс лучше всего объяснил он сам, когда сказал:
Я часто, в качестве упражнения и поддержки, нарисованного перед объектом до мельчайших случайностей его внешнего вида; но день оставил меня грустным и неутолимой жаждой. На следующий день я позволил другому источнику, источнику воображения, пробежать сквозь вспомнив формы, и тогда я успокоился и успокоился.
Загадочность и выразительность рисунков Редона описываются Йорис-Карлом Хьюисмансом в следующем отрывке из романа А Ребур (1884):
Это были изображения с подпись: Одилон Редон. Они держали в обрамлении неотшлифованной груши с золотыми краями невидимые изображения: голову Меровингов, покоящуюся на чаше; бородатый мужчина, напоминающий и буддийского священника, и публичного оратора, касается пальцем огромного пушечного ядра; паук с человеческим лицом поселился в центре его тела. Затем были наброски углем, которые еще глубже погружали в ужасы лихорадочных снов. Здесь, на огромной кости, подмигнуло меланхоличное веко; там простирались сухие и засушливые пейзажи, кальцинированные равнины, вздымающиеся и дрожащие земли, где вулканы извергались в мятежные облака под грязным и мутным небом; иногда казалось, что сюжеты взяты из кошмарных снов науки и восходят к доисторическим временам; на скалах расцвела чудовищная флора; повсюду, среди беспорядочных глыб и ледяной грязи, были фигуры обезьяньего вида - тяжелая челюсть, выступающие брови, скошенный лоб и приплюснутая вершина черепа - напоминали голову предков, голову первого четвертичного периода, голову человека, когда он все еще плодоносил и молчал, современник мамонта, носорога с перегородчатыми ноздрями и гигантского медведя. Эти рисунки не поддаются классификации; не обращая внимания, по большей части, на ограничения живописи, они открыли совершенно особый тип фантастики, порожденный болезнью и бредом.
Историк искусства Майкл Гибсон говорит, что Редон начал хотят, чтобы его работы, даже более темные по цвету и тематике, изображали «торжество света над тьмой».
Редон описал свои работы как неоднозначные и неопределимые:
Мои рисунки вдохновляют, а не быть определенным. Они помещают нас, как и музыку, в неоднозначную сферу неопределенного.
Редон был источником вдохновения для Гая Мэддина в короткометражном фильме 1995 года Одилон Редон, или Глаз, похожий на странный воздушный шар Mounts Toward Infinity.
Колесница Аполлона, 1909 (Musée des Beaux-Arts de Bordeaux )
Reflection, 1900-1905
Saint Sébastien, 1910 (Musée des Beaux- Arts de Bordeaux )
Apparition, 1905
Caliban, 1881 (Musée d'Orsay )
Дух-хранитель воды, 1878 (Art Institute of Chicago )
The Trees, c. 1890-е) (Музей изящных искусств, Хьюстон)
Дама цветов, ок. 1890–1895 (Художественный музей Гонолулу )
Порт Моргат, 1882, Художественный музей Далласа
Циклоп, 1914 (Музей Креллер-Мюллер )
Офелия, 1900–1905 (Собрание Дайан Вуднер)
Баронесса Роберт де Домеси, 1900 (Музей Орсе)
Ваза Цветы, ок. 1900–1910, (Художественный музей Принстонского университета )
Цветочные облака, 1903 г. (Чикагский институт искусств )
Будда, 1904 (Musée d'Orsay)
Посвящение в учебу: Две девушки (версия 1905) Художественный музей Далласа, холст, масло 93 x 65 см
Явление, 1905 –1910, (Художественный музей Принстонского университета)
Цветы, 1909
Колесница Аполлона, ок. 1910 (Musée d'Orsay)
Портрет Виолетты Хейманн, 1910 (Кливлендский художественный музей )
Святой Себастьян, 1910–1912, (Национальная художественная галерея )
Coquille, 1912 (Musée д'Орсе)
Пандора, ок. 1914 г. (Метрополитен-музей)
Воспоминание, без даты, частная коллекция
Les Anemones (Натюрморт с анемонами), ок. 1900-1910 (Миннеаполисский институт of Art )
Одилон Редон, Морис Дени, 1903. Литография. Национальная художественная галерея, собрание Розенвальда, 1958.8.198.
На Викискладе есть материалы, связанные с Одилоном Редоном. |