Чарльз Филигер (28 ноября 1863 г., Танн - 11 января 1928 г., Брест ) был французским художником-символистом. Он был одним из художников, которые общались с Гогеном в Пон-Авен в Бретани.
Сын производителя обоев из Мюлуза, Филигер сначала изучал декоративное искусство, а затем специализировался на живописи в Académie Colarossi в Париже. выставлялся в Salon des Indépendants в 1889 и 1890 годах. Он прибыл в Pont-Aven в 1888 году и отправился в Le Pouldu, остановившись в Buvette de la Plage. где Гоген тоже был гостем. Среди других художников, которые присоединились к колонии в конце 1880-х - начале 1890-х годов, были Поль Серюзье, Шарль Лаваль, Мейер де Хаан, Арман Сеген, Генри Морэ и Эмиль Журдан. С 1890 года он получал ежемесячную плату в размере 100 франков от покровителя художников графа Антуана де Ларошфуко, который, таким образом, мог выбирать для себя лучшие работы Филигера, а остальные экспонировались в Le Barc de Буттевиль, Le Salon de la Rose + Croix и другие галереи Парижа.
После отъезда Гогена в 1895 году другие художники вскоре разошлись. Филигер совершал частые переезды в этом районе. После того, как Ла-Рошфуко прекратил получать ежемесячное пособие, он жил в бедности в Керсуле, деревушке недалеко от Ле Поульду. Он стал алкоголиком и накачался эфиром. После периода в больнице в 1905 году он провел четыре года в маленькой гостинице в Гуарек. Разорвав связи с друзьями и семьей, с 1911 года он жил в Арцано. В 1914 году его сестра заплатила за питание в отеле в Трегунк. Когда в следующем году владельцы переехали в Плугастель, он переехал с ними на всю оставшуюся жизнь. Он умер от алкоголизма в январе 1928 г. после госпитализации в Бресте.
Андре Бретон, купивший несколько работ Филигера, считал его сюрреалистом, не входящим строго в школу Понт-Авен. И Эмиль Бернар не считал его учеником Гогена, характеризуя его как смесь византийских и бретонских популярных форм искусства. В Пон-Авене он оставался мистиком и отшельником. Этот район предоставил благодатную почву для его мистического образа. Действительно, его геометрический подход и невыразительные лица в таких сюжетах, как «Дева с младенцем» (1892), показывают его интерес к ранней итальянской живописи и итальянским традициям. Его пейзажи, например, Бретонский берег, отражают абстрактность и упрощенность Гогена. Ян Веркаде, который встретил его в Le Pouldu, прокомментировал: «Он создал очень мало, но я видел несколько очень красивых его гуашей; они в основном религиозные картины, напоминающие византийские и примитивные итальянские произведения, но вполне личные и вполне современные ».
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Чарльз Филигер. |