Константин Бальмонт

редактировать
Русский поэт
Константин Бальмонт
Портрет Константина Бальмонта работы Валентина Серова. 1905. Портрет Константина Бальмонта Валентина Серова. 1905.
РодилсяКонстантин Дмитриевич Бальмонт. 15 июня [OS 3 июня] 1867. Шуя, Владимирская губерния, Российская Империя
Умер23 сентября 1942 г. (1942-09-23) (в возрасте 75 лет). Париж, Франция
ОккупацияПоэт
НациональностьРусский
ГражданствоРоссийская Империя / Франция
ОбразованиеМосковский университет (выброшено)
Период1885–1937
Жанрпоэзия • мемуары • политический очерк
Литературное движениеРусский символизм
Известные произведенияГорящие здания (1900) • Будем, как солнце (1903)
СупругЛариса Гарелина • Екатерина Андреева • Елена Цветковская
ДетиНиколай Бальмонт, Нина (Ниника) Бруни (урожденная Бальмонт), Мирра Бальмонт, Жорж Шаховской, Светлана Шалес (урожденная Шаховской)

Константин Дмитриевич Бальмонт (Русский : Константи́н Дми́триевич Бальмо́нт, IPA:

(Об этом звуке слушать ); 15 июня [О.С. 3 июня] 1867 г. - 23 декабря 1942 г.) был русским символистом поэт и переводчик. Он был одной из главных фигур Серебряного века русской поэзии..

Раннее образование Бальмонта произошло от его матери, которая знала несколько иностранных языков, увлекалась литературой и театром и оказала сильное влияние на ее сына. Затем он посетил две гимназии, был исключен из первой за политическую деятельность и окончил вторую. Он изучал право в МГУ, но был быстро отчислен за участие в студенческих беспорядках. Он снова попытался поступить в Демидовский юридический техникум, но бросил его в 1890 году.

В феврале 1889 года он женился на Ларисе Михайловне Гарелиной; Несчастный в браке, 13 марта 1890 года Бальмонт попытался покончить жизнь самоубийством, выпрыгнув из окна третьего этажа, оставив его хромой и травмированной писающей другой на всю оставшуюся жизнь. Он был замешан в двух других гражданских браках и попытался покончить жизнь самоубийством во втором раз позже.

Он много писал стихи и прозу и публиковал свои книги для широкой аудитории в России, откуда он эмигрировал после большевистской революции, и для небольшой аудитории в изгнании. Он также переводил произведений писателей на несколько других языков, в том числе произведений Эдгара Аллана По. Его считали поэтом-новатором, и он дружил со многими из русских поэтов-эмигрантов. Он умер от пневмонии во Франции в 1942 году.

Содержание
Биография

Константин Бальмонт родился в поместье своей семьи Гумнищи, Шуя (тогда Владимирская губерния, ныне Ивановская область ), третий из семи сыновья Русского дворянина, юриста и высокопоставленного государственного чиновника Дмитрия Константиновича Бальмонта и Веры Николаевны (урожденной Лебедевой), происходившей из семьи военного. Последняя знала несколько иностранных языков, увлекалась литературой и театром и оказала сильное влияние на сына. Бальмонт научился читать в пятилетнем возрасте и самыми ранними из них назвал Александра Пушкина, Николая Некрасова, Алексея Кольцова и Ивана Никитина. влияет. Позже он с большой любовью вспоминал первые десять лет своей жизни в Гумнищах и называл это место «маленьким царством тихого уюта».

В 1876 году семья переехала в Шую, где у Веры Николаевны было двухэтажный дом. В возрасте десяти лет Константин поступил в местную гимназию, учреждение, которое он позже описал как «дом декаданса и капитализма, пригодный только для загрязнения воздуха и воды». Именно там он заинтересовался французской и немецкой поэзией и начал писать сам. Его первые два стихотворения подверглись такой критике со стороны его матери, что в течение следующих лет он больше пытался писать стихи. В гимназии Бальмонтил в тайный кружок (образованным учениками и некоторыми учителями), который печатал и распространял воззвания Народная воля. «Я был счастлив и хотел, чтобы все были счастливы. Тот факт, что только меньшинство, в том числе и я, имели право на такое счастье, казался мне возмутительным », - писал он позже. 30 июня 1886 г. за политическую деятельность исключен из Шуйской гимназии.

Вера Николаевна перевела сына в Владимирскую гимназию, но здесьу пришлось жить с учителем греческого, который взял на себя обязанности надзирателя. В конце 1885 года Бальмонт дебютировал в издательстве: три его стихотворения появились в популярном Петербургском журнале Живописное обозрение. Это событие (по словам биографа Виктора Банникова) «никто не заметил, кроме его [наставника]» (его матери), которая запретила молодому человеку публиковать что-либо дальше.

В 1886 году Бальмонт окончил ненавистную ему школу. гимназии («Это полностью разрушило мою нервную систему». Вспомнил он в 1923 году). и поступил в МГУ на юридический факультет. Там он связался с группой левых активистов и был арестован за участие в студенческих беспорядках. Он провел три дня в тюрьме, был исключен из университета и вернулся домой в Шую. В 1889 году Бальмонт вернулся в университет, но вскоре снова бросил его после нервного срыва. Он поступил в Демидовский юридический колледж в Ярославле, но бросил учебу в сентябре 1890 года, решив, что у него достаточно формального образования. «Я просто не мог заставить себя изучать юриспруденцию, к тому же так сильно живя страстями своего сердца», - писал он в 1911 году. В феврале 1889 года он женился на Ларисе Михайловне Гарелиной; Несчастный в браке, 13 марта 1890 года Бальмонт попытался покончить жизнь самоубийством, выпрыгнув из окна третьего этажа, оставив его хромой и травмированной писающей другой на всю оставшуюся жизнь. Год, который он провел, восстанавливаясь после попытки самоубийства, стал поворотным для Бальмонта, который, по его словам, испытал «необычайное душевное возбуждение» и задумал свою «поэтическую миссию».

Дебют

Бальмонта в конце 1880-е годы

В 1890 году Бальмонт выпустил самофинансируемую книгу под названием «Сборник стихотворений», в которую вошли некоторые из произведений, опубликованных в 1885 году. Существенная роль в публикации оказал Владимир Короленко, к тому времени уже известнейший авторитетный писатель, получивший рукописную записную книжку (присланную ему одноклассниками Константина) и приславший обратно подробный и благоприятный критический анализ. Он похвалил школьника за внимательность к деталям, предостерег от случайной потери и посоветовал ему «доверять той бессознательной части души, которая накапливает мгновенные впечатления». «Последние слова этого замечательного письма превратились в нечто совершенно необычное». На Бальмонта произвело большое впечатление великодушие известного писателя, и он называл Короленко своим «литературным крестным отцом». Однако книга оказалась неудачной. Раздосадованный этим, Бальмонт и сжег все оставшиеся купил экземпляры. «Моя первая книга, конечно, была полным провалом. Дорогие мне люди сделали это фиаско еще менее терпимым своим негативизмом », - писал он в 1903 году, имея в виду, очевидно, Ларису, но также своих университетских друзей, которые считают книгу« реакционной ». и презирал его автора за «предательство идеалов социальной борьбы». И снова Короленко пришел на помощь Бальмонту: «Бедный парень очень застенчивый; большее внимание редакции к его работе имело бы большое значение », - писал он Михаилу Альбову, одному из редакторов Северного вестника., в сентябре 1891 года.

В 1888–1891 Бальмонт опубликовал несколько стихотворений, которые он перевел с немецкого и французского языков. Некоторое время ни один из литературных журналов не проявлял интереса к творчеству Бальмонта.

Решающую практическую помощь оказал профессор МГУ Николай Стороженко. «Если бы не он, я бы умер с голоду», - вспоминал позже Бальмонт. Профессор принял его эссе о Перси Биши Шелли и в октябре 1892 года познакомил его с автором Северного вестника, в том числе Николаем Минским, Дмитрием Мережков и Зинаида Гиппиус, а также издатель Кузьма Солдатёнков, который поручил ему перевести два фундаментальных произведения по истории европейской литературы. Эти книги, изданные в 1894–1895 годах, «кормили меня на три года, давая возможность реализовать все мои поэтические амбиции», - писал Бальмонт в 1922 году. Все это время он продолжал переводить Шелли и Эдгара Аллана По. Юрист и благотворитель князь Александр Урусов, знаток западноевропейской литературы, профинансировал издание двух книг По, переведенных Бальмонтом. Эти переводы до сих пор считаются образцами для современных литературоведов. В 1894 году Бальмонт познакомился с Валерием Брюсовым, который, впечатленный «личностью и фанатичной страстью поэта» молодого поэта, вскоре стал его лучшим другом.

1893–1899

В декабре 1893 года Бальмонт сообщил Николаю Минскому в письме: «Я только что написал серию своих стихов и планирую начать публикацию в январе. Я ожидаю, что мои либеральные друзья будут возмущены, потому что либерализма мало. в этом, в то время как есть множество «развращающих влияний». "Под северным небом (Под северным небом) вышел в 1894 году и стал отправной точкой в ​​его литературной карьере. Несколько критиков высоко оценили оригинальность молодого автора и универсальность. Во втором сборнике В безграничности («Безбрежности», 1895) Бальмонт начал экспериментировать с музыкальными и ритмическими структурами русского языка. Критики мейнстрима отреагировали холодно, но российская культурная элита того времени приветствовала автора как одаренного новатора. 118>русским переводчиком Кнута Гамсуна влиятельным литературным предпринимателем (который в 1899 году основал издательство Scorpion ), оказавшее определяющее влияние на развитие поэтического и критического голоса Бальмонта. Бальмонт женился на Екатерине Алексеевне Андреевой, и в том же году пара уехала за границу, чтобы путешествовать по границе Е вропе. Все это время Бальмонт занимался интенсивным самообразованием: выучил несколько языков и стал экспертом в различных предметах, таких как испанское искусство и китайская культура. Весной 1897 года Оксфордский университет пригласил Бальмонта читать лекции по русской поэзии. «Впервые мне была предоставлена ​​возможность прожить свою жизнь в полном соответствии с моими интеллектуальными и эстетическими интересами. Я никогда не получу достаточно этого богатства искусства, поэзии и философских сокровищ », - написал он письмо критику Акима Волынского. Эти европейские впечатления легли в основу третьего сборника Бальмонта «Безмолвие» (Тишина, 1898 г.).

1900–1905

После двух лет непрерывных путешествий Бальмонт поселился в имении Сергея Полякова Банки, чтобы сосредоточиться на своем. следующая работа. В конце 1899 года он сообщил поэту в письме:

Пишу без остановки. Моя любовь к жизни растет, и теперь я хочу жить вечно. Вы не поверите, сколько новых стихов я написал: больше сотни! Это безумие, это фантастика и что-то новое. Книга, которую я собираюсь опубликовать, будет другой. Это вызовет у многих брови. Мое понимание положения вещей полностью изменилось. Это может звучать смешно, но я вам скажу: теперь я понимаю, как устроен мир. [Это понимание] останется со мной на долгие годы, надеюсь навсегда.

К. Бальмонт. Портрет Николая Ульянова (1909)

Рассматриваемая книга, Горящие здания (Горящие здания, 1900), собрание новаторских стихов, направленное на «внутреннее освобождение и самопонимание», появилась в свет. считается вершиной наследия Бальмонта. В нем ницшеанский индивидуализм Бальмонта достиг почти религиозных измерений, типичных таких строк, как: «О да, я Избранный, Я Мудрый, Я Посвященный / Сын Солнца, Я поэт., сын разума, я император ". В 1901 году Бальмонт прислал Льву Толстому копия с письмом:« Эта книга - продолжительный крик души, пойманной в процессе разрыва на части. Но я не откажусь ни от одной его страницы, пока храню в себе эту любовь к уродству, которая так же сильна, как моя любовь к гармонии ». Горящие здания сделали Бальмонта самым популярным поэтом в движении русских символистов. использовались в русской поэзии, включая обычные ритмы, обильные рифмы и тщательную организацию коротких лирических стихов в повествовательные стихи, циклы и другие элементы композиции. «В течение десяти лет он был заметным персонажем в русской поэзии., чтобы освободиться от его властного влияния », - писал позже Валерий Брюсов. таток. «Я пачкаю одну страницу за другой, наспех... Как непредсказуема душа человека! Еще раз загляни внутрь, и ты увидишь новые горизонты. Я чувствую, что наткнулся на золотую жилу. Если я буду продолжать этот путь, я »Я напишу книгу, которая никогда не умрет», - писал он Иерониму Ясинскому в 1900 году.

В марте 1901 года Бальмонт участвовал в студенческой демонстрации на площади перед Казанью. Собор, который был разрушен полицией и казачьими частями. Спустя несколько дней на литературном мероприятии в Российской Государственной Думе он прочел свою новую поэму «Маленький султан» (Маленький султан), диатрибу против царя Николая II, который широко распространен в рукописных экземплярах. В результате Бальмонта депортировали из столицы и запретили на два года жить в университетских городах. 14 марта 1902 года Бальмонт уехал из России в статью и Францию, где читал лекции в Российском колледже социальных наук в Париже. Там он познакомился с Еленой Константиновной Цветковской, дочерью известного генерала, которая в 1905 году стала его третьей (гражданской) женой. В 1903 году Бальмонт вернулся в Россию, его административные ограничения были сняты министром внутренних дел фон Плеве. Вернувшись в Москву, он вместе с Брюсовым и Поляковым основал журнал Весы (Весы), издаваемый Скорпион.

. В 1903 г. будем как солнце. Книга Символов (Будем как Солнце. Книга Символов) вызвала большой успех. Александр Блок назвал ее «уникальной по своему непостижимому богатству». В 1903 году Бальмонт переехал на берег Балтийского моря, чтобы работать над своей следующей книгой «Только любовь», которая не смогла превзойти успех двух предыдущих книг, но все же добавила культа Бальмонта.. «Россия страстно любила его. Молодые люди шептали его стихи своим близким, школьницы записывали их, чтобы заполнить свои тетради », Тэффи вспоминала. Известные поэты, такие как Мирра Лохвицкая, Валерий Брюсов, Андрей Белый, Вячеслав Иванов, Максимилиан Волошин и Сергей Городецкий, относились к нему (по словам биографа Дарьи Макогоненко) как к «гению… которому суждено возвыситься над миром, полностью погрузившись в свою глубину души». В 1904 году Бальмонт опубликовал свой сборник произведений в прозе «Горные вершины».

В 1904–1905 годах Скорпион издал двухтомный сборник сочинений Бальмонта, а в 1905 году - сборник «Литургия красоты». Стихийные гимны (Литургия красоты. Стихийные гимны) и Фейные сказки (обе 1905). Первая работа была посвящена в основном его впечатлениям от русско-японской войны, а вторая была детской книгой, написанной для его дочери Нины Бальмонт. Ни одна из коллекций не была встречена так тепло, как их предшественники; оглядываясь назад, многие современники признали это начало длительного упадка Бальмонта как поэта. Вернувшись из поездки в Мексику и Калифорнию, Бальмонт стал участником уличных беспорядков 1905 года, читая стихи на баррикадах и (по словам Екатерины Андреевой) «таская пистолет в кармане, где бы он ни находился. отправился. "Теперь он дружит с Максимом Горьким, он сотрудничал с его радикальной газетой« Новая жизнь », так и с парижским« Красным знаменем »(« Красным знаменем »). 31 декабря 1905 года он бежал в. Париж, чтобы избежать ареста. Позиционирование Бальмонта как политического иммигранта в то время высмеивалось в России, но спустя годы исследователи обнаружили доказательства того, что российская тайная полиция считала поэта «опасным политическим активистом» и пыталась шпионить за ним за границей. Бальмонт вернулся в Россию только в 1913 году после объявления амнистии по случаю 300-летия династии Романовых.

1906–1917

Бальмонт читает лекции. Карикатура Натана Альтмана, 1914 год

В следующих двух книгах Бальмонта собраны стихи, написанные во время и после Первой русской революции. Вдохновленный Уолтом Уитменом, которого он переводил в то время, Бальмонт собрал свои гражданские стихи в сборник «Стихотворения», 1906 г., который был нем едленно конфискован полицией. Песни мстителя, 1907 г., содержащие прямые призывы к убийству царя, были запрещены в России и изданы в Париже. Evil Charms (Злые чары, 1906) был запрещен за якобы антирелигиозные настроения. В 1907–1912 Бальмонт постоянно путешествовал. «Змеиные цветы» (Змеиные цветы, 1910) и «Земля Осириса» (Край Озириса, 1914) собраны его путевые зарисовки. Затем последовала русская фольклорная Жар-птица. Свирель Славянская (Жар-птица. Свирель славянина, 1907), Птицы в воздухе (Птицы в воздухе, 1908), Зеленый Вертоград. Слова вроде поцелуев (Зелёный вертоград. Слова поцелуйные, 1909) и Сияние зори (Зарево зорь, 1912). В «Зовы древности», 1909 г. Бальмонт адаптировал стихи и надписи из различных древних источников. И критики, и соратники-поэты (в том числе Брюсов) видели в этих книгах после 1905 года глубокий творческий кризис, о котором, по-видимому, сам поэт не подозревал. Позже Владимир Марков утверждал, что Зеленый Вертоград положил начало новому восхождению в лирической поэзии Бальмонта, основанной на переработке фольклорного материала (в основном, но не исключительно русского происхождения). Несколько лучший прием ожидал «Белая молния» (Белые зарницы, 1908) и «Светящееся море» (Морское свечение, 1910), сборники его очерков о русских и зарубежных авторах.

Начало Первой мировой войны нашел Бальмона во Франции, и ему пришлось совершить длительное путешествие через Соединенное Королевство, Норвегию и Швецию, чтобы вернуться домой в мае 1915 года. В 1916 году. он путешествовал по всей Империи, читая чтения перед большой аудиторией, и достиг Японии, где его также тепло приняли. Во время войны Бальмонт издал Эш. «Видение дерева» (Ясень. Видение древа, 1916) и 255 сонетов под названием «Сонеты Солнца, Мёда и Луны» (Сонеты Солнца, мёда и Луны, 1917). Обе книги были тепло встречены публикой, хотя большинство критиков сочли их однообразными и банальными. Бальмонт также сочинил более длинные стихи, в том числе шесть гирлянд сонетов. Он завел новых друзей, в том числе композиторов Александр Скрябин и Сергей Прокофьев, сотрудничая с последним над музыкальными произведениями. Его том 1915 года «Поэзия как магия» дал наиболее связное и влиятельное изложение его теоретических позиций по поэзии. «Белый архитектор» (1914) подтвердил возвращение Бальмонта как поэта-лирика; Марков подчеркивает его более классические качества: «энергия, жизнерадостность, прочность изавершенность ». В 1914 году началось издание Полного собрания сочинений Бальмонта в десяти томах.

1917–1942

Бальмонт приветствовал Февральскую революцию и даже принял участие в конкурсе на новый Гимн России, но провал Временного правительства и Октябрьская революция глубоко разочаровали его. Он вступил в Конституционно-демократическую партию и похвалил Лавра Корнилова в одной из своих статей. Он осудил доктрину диктатуры пролетариата как разрушительную и подавляющую. Тем не менее в своем эссе «Революционер я или нет?» Он утверждал, что поэт должен держаться подальше от партийной партии «свою индивидуальную траекторию, которая больше похожа на траекторию кометы, а не планеты».

Иван Шмелев и (над ним) Константин Бальмонт. 1926

1918–1920 годы были тяжелыми годами для Бальмонта, который, живя в Петрограде (с Еленой Цветковской и их дочерью Миррой), также должен был содержать Андрееву и дочь их Нину в Москве. Он подружился с Мариной Цветаевой, другой поэтессой, находящейся на грани физического краха. Не желая сотрудничать с большевиками (чьи «руки были в крови», как он объявил на одном из литературных собраний), иногда его приходилось к этому принуждать. В 1920 Анатолий Луначарский (по настоянию Юргиса Балтрушайтиса, тогдашнего главы литовской дипломатической миссии в Москве) разрешил Бальмонту покинуть страну. Борис Зайцев позже высказал мнение, что Балтрушайтис действительно спас жизнь Бальмонта. По словам Сергея Литовцева (русского критика, жившего в иммиграции) на одном из секретных заседаний ВЧК, обсуждалась судьба Бальмонта: «... просто те, кто требовал, чтобы его посадили в то время расстрельная команда была в меньшинстве» 25 мая 1920 года Бальмонт достиг Ревеля, поползли слухи, что он начал делать антисоветские публичные заявления, что привело к отмене поездок других писателей за пределы Советской России. Эти слухи, и нет никаких доказательств, подтверждающих их, но к 1921 году Бальмонт регулярно публиковал подстрекательские статьи против советского правительства в эмигрантской прессе.

В Париже Бальмон оказался непопулярным. Радикальные признаки русские эмигранты восприняли его безопасный и легкий отъезд. Луначарский со своей извиняемой статьей, уверенность у себя дома, что позиция Бальмонта ни в коей мере не антибольшевист. я, подыграл этим подозрениям. С другой стороны, большевистская пресса обвиняла его в «предательском» за то, что он «был отправлен на Запад с миссией собирать революционную поэзию простых людей и злоупотребил доверием советского правительства». Осуждая репрессии в России, Бальмонт также критиковал свое новое окружение, говоря о многих вещах, которые ужасали его на Западе. Но больше всего его беспокоила тоска по России. «Ни один русский поэт в изгнании не пострадал так мучительно от того, что его оторвали от своих корней», - утверждал позже мемуарист Юрий Терапиано. Для Бальмонта его европейский опыт был «среди жизнью инопланетян». «Пустота, пустота повсюду. Ни намека на духовность здесь, в Европе », - жаловался он в письме к Андреевой в декабре 1921 года.

В 1921 году Бальмонт переехал из Парижа в провинцию, где он и его семья сняли дом в Бретань, Вандея, Бордо и Жиронда. В конце 1920-х годов его критика как Советской России, так и того, что он считал безразличием левой литературной элиты к тяжелому положению русского народа, стала более явной. Признание распространенной легитимности (по словам Бальмонта) «международной банды бандитов, захватившей власть в Москве и Санкт-Петербурге», нанесло «смертельный удар по последним остаткам честности в послево Европе». Тем не менее, в отличие от своего друга-консерватора Ивана Шмелева, Бальмонт был либералом: он ненавидел фашизм и правые националистические идеи. Все это время он сторонился русских социалистов (таких как Александр Керенский и Илья Фондаминский ) и выражал ужас перед тем, что он считал всеобщим «очарованием» Франции социализмом. Его взгляды во многом схожи со взглядами Ивана Бунина ; эти двое не любили друг друга лично, но много говорили в одном голосе.

Бальмонт, Волошин

В эмиграции Бальмонт опубликовал несколько сборников стихов, в том числе «Дар Земле», «Светлый час» (Светлый час, оба 1921 г.), «Туман» (Марево, 1922), «От меня к ней». Стихи о России (Моё - ей. Стихи о России, 1923), За раздвинутыми горизонтами (В раздвинутой дали, 1929), Северное сияние (Северное сияние, 1933), Голубая подкова (Голубая подкова) и Служение свету (Светослужение, оба 1937)). Он выпустил автобиографии и мемуары: Под новым серпом (Под новым серпом), Воздушный путь (Воздушный путь, оба 1923 г.) и Где мой дом? (Где мой дом?, Прага, 1924 г.). Поэзия Бальмонта в эмиграции подверглась критике со стороны Владимира Набокова, назвавшего свой стих «резким» и «его новые мелодии фальшивыми». Нина Берберова утверждала, что Бальмонт истощил свою музу в России и что ни одна из его более поздних работ не заслуживала внимания. Современные российские критики более благосклонно оценивают последние книги Бальмонта, считая их более доступными и проницательными, хотя и менее яркими, чем его самая известная работа. Поэт и биограф Николай Банников назвал стихотворения «Сосны в дюнах» (Дюнные сосны) и «Русский язык» (Русский язык) «маленькими шедеврами». С середины 1920-х Бальмонт обратил свой взор на Восточную Европу, путешествуя по центрам русской эмиграции в Литве, Польше, Чехословакии и Болгарии, переводя стихи с их языков и адаптируя их фольклор в собственном оригинальном произведении.

В начале 1930-х годов, когда финансовая поддержка со стороны чешского правительства прекратилась, Бальмонт, которому пришлось поддерживать трех женщин, впал в бедность. Иван Шмелев оказал моральную поддержку, профессор Владимир Зелер финансовую помощь. В апреле 1936 г. группа русских писателей и музыкантов за рубежом отметила 50-летие литературной карьеры Бальмонта благотворительной акцией; среди организаторов и участников были Шмелев, Бунин, Зайцев, Сергей Рахманинов и Марк Алданов.

Бальмонт умер 23 декабря 1942 года в приюте для русских эмигрантов, Русский дом, из-за осложнений. из пневмонии. Он похоронен на Нуази-ле-Гран на католическом кладбище, на его серой могиле выгравированы слова: «Константин Бальмонт, poete russe». Среди нескольких человек, пришедших на похороны, были Зайцев, дочь Бальмонта Мирра и вдова Юргиса Балтрушайтиса.

Личность
Бальмонт и Сергей Городецкий со своими женами (Андреева справа), Санкт-Петербург, 1907.

Константина Бальмонта характеризовали по-разному как театрального, претенциозного, эксцентричного и эгоистичного. Борис Зайцев, добродушно высмеивая тщеславные чудачества своего лучшего друга, вспомнил эпизоды, когда Бальмонт «мог быть совсем другим человеком: очень грустным и очень простым». Андрей Белый отзывался о Бальмонте как об одиноком и ранимом человеке, полностью оторванный от реального мира. Непоследовательность омрачила и его творчество: «Он не сумел соединить и согласовать те богатства, которые ему даровал природу, бесцельно растратив свои духовные сокровища», - утверждал Белый.

«Бальмонт был позером, и причины этого были очевидны. Всегда переполненный прихожанами, он старался вести себя так, как он считал подходящим для великого поэта... Это был смех, он всегда был движим мгновенным импульсом », - написала Тэффи. «Он живет своей повседневной жизнью как поэт, пытаясь раскрыть все богатство каждого мгновения. Поэтому не следует судить о нем по общим критериям », - утверждал Валерий Брюсов.

Петр Перцов, знавший Бальмонта с юных лет., охарактеризовал его как «очень приятного, дружелюбного и внимательного молодого человека». Марина Цветаева утверждала, что он был «из тех, кто даст нуждающемуся последний кусок хлеба, его последние поленья». Марк Талов, советский переводчик, который в 1920-х годах оказался без гроша в Париже, вспомнил, как часто, покинув дом Бальмонта, он находил деньги в кармане; поэт (который сам был очень беден) предпочел этот анонимный способ помощи, чтобы не сбить с толку посетителя.

Несмотря на богемские привычки, Бальмонт был трудолюбивым, опытным и плодовитым. Эксцентричный многим он казался некоторым рациональным и логичным. Издатель Сергей Сабашников запомнил Бальмонта как «аккуратного, пунктуального, педантичного и никогда не неряшливого… Такая точность сделала Бальмонта очень желанным клиентом», - добавил он.

Origins

В своей короткой автобиографии 1903 года Бальмонт написал:

Согласно нашей семейной легенде, мои предки были моряками, шотландцами или скандинавами, которые приехали в Россию и поселились там. Отец моего отца был морским офицером и героем турецкой войны, которого царь Николай Первый хвалил за храбрость. Предки моей матери были татарами, первым в роду был князь Белый Лебедь Золотые Орды. Отсюда и два ее отличительных качества, которые я унаследовал, - непослушание и буйность.

Согласно воспоминаниям Екатерины Андреевой, дедушка Бальмонта по отцовской линии Иван Андреевич Баламут (Баламут, украинская фамилия, дословно переводится как «возмутитель спокойствия») был помещиком в Херсоне, Южной Украина, служил кавалерийским сержантом в полк Императорской гвардии Екатерины Великой (Андреева настаивала, что видела доказательства об этом в оригинальном пергаментном документе, хранящемся в семейном архиве).

Дмитрий Константинович, Вера Николаевна и все их родственники произносили фамилию Бальмонт. Поэт изменил свое произношение на Bal'mónt, сославшись на «причуду некой женщины».

Личная жизнь
Екатерина Андреева, вторая жена Бальмонта.

В 1889 году, игнорируя предупреждения матери, Бальмонт женился на Ларисе Михайловне Гарелиной, дочери шуйской фабричной фабрики, которую описывали как неврастеника, «даровавшую [поэту] любовь поистине демонической природы». Это привело сначала к разрыву связей Бальмонта с его семьей, а затем к его попытке самоубийства 13 марта 1890 года. Первый сын пары умер в младенчестве; второй, Николай, страдал психическим заболеванием. Позже некоторые критики предостерегли Ларису Гарелину от демонизации, указывая на то, что спустя годы она вышла замуж за известного российского журналиста и историка литературы Николая Энгельгардта и вела с ним нормальную семейную жизнь. Их дочь Анна Энгельгардт стала второй женой поэта Николая Гумилева.

27 сентября 1896 года Бальмонт женился на Екатерине Алексеевне Андреевой (1867–1952), хорошо образованной женщине из богатой купеческой семьи, родственной колодцу. -известные московские издатели Сабашниковы. У Андреевой и Бальмонта было много общего; они сформировали тандем переводчиков и вместе работали над произведениями Герхарта Гауптмана и Оскара Уайльда. Андреева, решительная женщина, была ведущей силой в семье, и в ее «сильных, здоровых и любящих руках» (по словам Бориса Зайцева, который их хорошо знал) Бальмонт вела «дисциплинированную, работоспособную мужскую жизнь». В 1901 году у них родилась дочь Нина Бальмонт (Бруни в браке, умерла в Москве в 1989).

Бальмонт и Иван Шмелев (второй и третий справа соответственно) с родственниками и друзьями. Крайний слева: Мирра Бальмонт, крайний справа: Елена Цветковская.

В начале 1900-х годов, находясь в Париже, Бальмонт познакомился с Еленой Константиновной Цветковской (1880–1943), дочерью генерала К.Г. Цветковского, студенткой математического факультета Парижского университета. и ярый поклонник поэта. Бальмонт, как предполагалось в некоторых его письмах, не был влюблен в нее, но вскоре обнаружил, что во многом зависит от девушки, которая оказалась верным и преданным другом. Семейная жизнь Бальмонта серьезно осложнилась в 1907 году, когда Цветковская родила дочь Мирру, названную отцом в память о умершей в 1905 году поэтессе Мирре Лохвицкой, с которой у него были страстные платонические отношения. Разрываясь между двумя семьями, в 1909 году Бальмонт во второй раз попытался покончить жизнь самоубийством (выпрыгнув из окна) и снова выжил. До 1917 года он жил в Санкт-Петербурге с Цветковской и Миррой, изредка навещая Екатерину и Нину в Москве. Находясь во Франции, Бальмонт продолжал переписываться с Андреевой до 1934 года.

Бальмонт и Цветковская, по словам Тэффи, общались причудливо претенциозно. «Она всегда называла его« поэт », никогда -« мой муж ». Простая фраза вроде« Мой муж просит выпить »в их особенном арго превратилась бы в нечто вроде:« Поэт готов утолить свою жажду ». " В отличие от Андреевой, Елена Цветковская была беспомощна в семейной жизни и не имела никакого влияния на Бальмонта.

С 1919 года Бальмонт был романтически связан с Дагмарой Шаховской (урожденной фон Лилиенфельд, 1893–1967), которая последовала за Бальмонтом во Францию ​​в 1921 году. Они жили отдельно, за исключением коротких периодов времени, хотя Дагмар родила Бальмонту двоих детей: Жоржа (1922–1943) и Светлану (1925–2018). Бальмонт почти ежедневно присылал ей письма и открытки; Всего уцелело 858 из них, в основном с 1920-1924 годов. Но именно Елена Цветковская оставалась с Бальмонтом до самой его смерти. Она умерла в 1943 году, на год пережив мужа. Мирра Бальмонт (в первом браке Бойченко, во втором Аютина) была опубликованной поэтессой, использовавшей псевдоним Аглая Гамаюн. Она умерла в Париже в 1970 году.

В музыке

Среди русских композиторов, положивших музыку на стихи Бальмонта, есть Михаил Гнесин, Николай Мясковский, Николай Обухов, Сергей Прокофьев, Сергей Рахманинов, Максимилиан Штейнберг, Игорь Стравинский, и Сергей Танеев. Его вольный русский перевод "Колокола " Эдгара Аллана По лег в основу одноименной хоровой симфонии Рахманинова , соч. 35.

Избранные произведения

Поэтические сборники

Литература
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-25 12:50:35
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте