Зинаида Гиппиус

редактировать
Зинаида Гиппиус
Gippius in the early 1910s Гиппиус в начале 1910-х годов
РодиласьЗинаида Николаевна Гиппиус. 20 Ноябрь [OS 8 ноября] 1869. Тула, Императорская Россия
Умер9 сентября 1945 (1945-09-09) ( в возрасте 75 лет). Париж, Временное правительство Французской Республики
Род занятийпоэт • романист • драматург • литературный критик • мемуарист
НациональностьРусский
Литературное движениесимволика
СупругаДмитрий Мережковский

Зинаида Николаевна Гиппиус (Гиппиус) (Русский : Зинаи́да Никола́евна Ги́ппиус, IPA: (About this sound слушай ); 20 ноября [OS 8 ноября] 1869 - 9 сентября 1945) был русский поэт, драматург, прозаик, редактор и религиозный мыслитель, одна из главных фигур русского символизма. История ее брака с Дмитрием Мережковским, длившаяся 52 года, описана в ее незаконченной книге «Дмитрий Мережковский» (Париж, 1951; Москва, 1991).

Она начала писать в раннем возрасте и к моменту знакомства с Дмитрием Мережковским в 1888 году уже была опубликованным поэтом. Они поженились в 1889 году. Гиппиус опубликовала свой первый сборник стихов, Сборник стихов. 1889–1903, 1903 г. и ее второй сборник Сборник стихов. Книга 2. 1903–1909, в 1910 году. После революции 1905 года Мережковские стали критиками царизма; За это время они провели несколько лет за границей, включая поездки для лечения заболеваний. Они осудили Октябрьскую революцию 1917 г. , посчитав ее культурной катастрофой, и в 1919 г. эмигрировали в Польшу.

После проживания в Польше они переехали во Францию, а затем в Италию, продолжая публиковаться и принимать участие в русских эмигрантских кругах, хотя резкая литературная критика Гиппиуса наживала врагов. Трагедия ссыльной русской писательницы была главной темой для Гиппиус в эмиграции, но она также продолжала исследовать мистические и скрытые сексуальные темы, публиковать рассказы, пьесы, романы, стихи и мемуары. Смерть Мережковского в 1941 году стала серьезным ударом для Гиппиуса, который умер через несколько лет в 1945 году.

Содержание
  • 1 Биография
    • 1.1 Литературная карьера
    • 1.2 Новая церковь
    • 1.3 1905– 1917
    • 1.4 1917–1919
    • 1.5 Гиппиус в изгнании
      • 1.5.1 Последние годы
  • 2 Наследие
  • 3 Избранная библиография
    • 3.1 Поэзия
    • 3.2 Проза
    • 3.3 Драма
    • 3.4 Научная литература
  • 4 перевода на английский язык
  • 5 Ссылки
  • 6 Внешние ссылки
Биография

Зинаида Гиппиус родилась 20 ноября [OS 8 Ноябрь] 1869 г., в Белев, Тула, старшая из четырех сестер. Ее отец, Николай Романович Гиппиус, уважаемый юрист и высокопоставленный чиновник в российском Сенате, был русским немцем, чей предок Адольф фон Гингст, позже фон Гиппиус, поселился в Москве в 16 веке. Ее мать, Анастасия Васильевна (урожденная Степанова), была дочерью Екатеринбургского начальника полиции.

Работа Николая Гиппиуса заключалась в постоянных разъездах, и поэтому он дочери не получили формального образования. Взяв уроки у гувернанток и наставников, они время от времени посещали школы в любом городе (Саратов, Тула и Киев и др.), Где семья остановилась на какое-то время. значительный период времени. В возрасте 48 лет Николай Гиппиус умер от туберкулеза, и Анастасия Васильевна, зная, что все ее девочки унаследовали предрасположенность к болезни, убившей его, переехала с семьей на юг, сначала в Ялту (где лечилась Зинаида) затем в 1885 году в Тифлис, поближе к дому их дяди Александра Степанова.

К этому времени Зинаида уже два года училась в девичьей школе. школа в Киеве (1877–1878) и год в Московской гимназии Фишера. Только в Боржоми, где ее дядя Александр, человек со значительными средствами, снял для нее дачу, она начала приходить в норму после глубокого потрясения, вызванного ее возлюбленным. смерть отца.

Зинаида начала писать стихи с семи лет. Ко времени знакомства с Дмитрием Мережковским в 1888 году она уже была опубликованным поэтом. «К 1880 году я писал стихи, будучи большим сторонником« вдохновения », и поставил перед собой задачу никогда не отрывать перо от бумаги. Люди вокруг меня считали эти стихи признаком того, что я« испорчен », но Я никогда не пыталась их скрывать и, конечно, совсем не была избалована моим религиозным воспитанием », - писала она в 1902 году в письме Валерию Брюсову. Симпатичная девушка, Зинаида привлекала в Боржоми много внимания, но Мережковский, образованный интроверт, производил на нее впечатление в первую очередь своей идеальной родственной душой. Когда он сделал предложение, она без колебаний приняла его и ни разу не пожалела о своем поспешном решении.

Гиппиус и Мережковский поженились 8 января 1889 года в Тифлисе. У них был короткий свадебный тур с пребыванием в Крыму, затем они вернулись в Санкт-Петербург и переехали в квартиру в доме Мурузи, которую мать Мережковского сняла и обставила им в качестве свадебного подарка.

Литературная карьера

Гиппиус, 13 декабря 1897 г.

Мережковский и Гиппиус заключили пакт, пообещав каждый сосредоточиться на том, что он или она делает лучше всего, первый - на поэзии, второй - на прозе. Соглашение рухнуло, когда Зинаида перевела лорда Байрона Манфреда, и Дмитрий начал работать над своим дебютным романом «Юлиан Отступник». В Санкт-Петербурге Гиппиус присоединился к Русскому литературному обществу, стал членом Шекспировского кружка (знаменитый юрист князь Александр Урусов был его самым известным членом), познакомился и подружился Яковом Полонским, Аполлон Майков, Дмитрий Григорович, Алексей Плещеев и Петр Вейнберг. Она сблизилась с коллективом авторов обновленного Северного вестника, где она сама дебютировала как поэтесса в 1888 году.

В 1890–91 в этом журнале была опубликована первая короткометражка. рассказы, «Злополучный» и «В Москве». Затем три ее романа: «Без талисмана», «Победитель» и «Маленькие волны» появились в «Мир Божий ». Рассматривая написание посредственной общей прозы как коммерческое предприятие, Гиппиус относилась к ее стихам иначе, как к чему-то совершенно сокровенному, называя ее стихи «личными молитвами». Работа с более темной стороной человеческой души и изучение сексуальной двусмысленности и нарциссизма, многие из этих «молитв» в то время считались кощунственными. Недоброжелатели называли Гиппиус «демоницей», «королевой двойственности» и «декадентской Мадонной». Пользуясь дурной славой, она эксплуатировала свой андрогинный имидж, использовала мужскую одежду и псевдонимы, шокировала своих гостей оскорблениями («наблюдать за их реакцией», как она однажды объяснила Надежде Тэффи ) и в течение десяти лет оставалась такой. Русский символ «сексуального освобождения», высоко держащий то, что она в одной из своих дневниковых записей назвала «крестом чувственности». В 1901 году все это трансформировалось в идеологию «Новой церкви», инициатором создания которой она была.

В октябре 1903 года Сборник стихов. 1889–1903, вышла первая книга стихов Гиппиуса; Иннокентий Анненский впоследствии назвал книгу «квинтэссенцией пятнадцати лет русского модернизма». Валерий Брюсов тоже был под большим впечатлением, восхваляя «непреодолимую откровенность, с которой она документировала [ed] эмоциональный прогресс своей порабощенной души». Сама Гиппиус никогда особо не задумывалась о социальном значении своих опубликованных стихов. В предисловии к своему дебютному сборнику она написала: «Печально осознавать, что нужно было создать что-то столь же бесполезное и бессмысленное, как эта книга. Не то чтобы я считаю стихи бесполезными; напротив, я убежден, что это необходимо. естественный и неподвластный времени. Были времена, когда поэзию читали повсюду и все ценили. Но те времена прошли. Современному читателю книги стихов больше не нужны ».

В начале 1900-х гг. Дом Мурузи приобрел репутацию одного из новых культурных центров российской столицы. Гости признали и восхищались авторитетом хозяйки и ее талантом к руководству, даже если никто из них не нашел ее особенно теплой или нежной.

Новая Церковь

Портрет Гиппиуса Леона Бакста, 1906

В 1899–1901 годах, при поддержке группы авторов, связанных с Мир Искусства, журналом, с которым она сблизилась, Гиппиус опубликовала в нем критические очерки, используя мужские псевдонимы, из которых Антон Крайний был самым известным. Анализируя корни кризиса, в который попала русская культура, Гиппиус (несколько парадоксально, учитывая ее «демоническую» репутацию) предложила в качестве лекарства его «христианизацию», что на практике означало привлечение интеллигенции и Церковь ближе друг к другу. Согласно Гиппиусу, слияние веры и интеллекта имело решающее значение для выживания России; Она думала, что только религиозные идеи принесут людям просвещение и освобождение, как сексуальное, так и духовное.

В 1901 году Гиппиус и Мережковский стали соучредителями Религиозно-философских встреч. Эта «встреча для свободного обсуждения», сосредоточенная на синтезе культуры и религии, объединила эклектичный микс интеллектуалов и в ретроспективе рассматривалась как важная, хотя и недолговечная попытка вытащить Россию из основных социальных потрясений, которые она возглавляла. за. Гиппиус был движущей силой Встреч, а также журнала Новый Путь (1903–04), который первоначально был запущен как проводник для первых. К моменту закрытия «Нового пути» (из-за конфликта, вызванного отказом новичка Сергея Булгакова опубликовать свое эссе о Александре Блоке ), Гиппиус (как Антон Крайний) стал выдающийся литературный критик, в основном участвовавший в Vesy (Scales).

После закрытия Встреч в 1903 году Гиппиус попыталась возродить свою первоначальную идею в форме того, что считалось ее «домашним» Церковь », основанная на скандальном« Братстве троих », состоящем из нее самой, Мережковского и Дмитрия Философова, их общего близкого друга и на короткое время ее любовника. Это новое событие возмутило многих их друзей, таких как Николай Бердяев, которые увидели эту причудливую пародию на Троицу с ее собственными квазирелигиозными ритуалами как профанацию, граничащую с богохульством. 86>

1905–1917

Гиппиус, Мережковский и Философов. Карикатура Ре-Ми (Николай Ремизов)

Революция 1905 года оказала глубокое влияние на Гиппиуса. В течение следующего десятилетия Мережковские были резкими критиками царизма, радикальные революционеры, подобные Борису Савинкову, теперь входили в их узкий круг близких друзей. В феврале 1906 года пара уехала во Францию, чтобы провести более двух лет в добровольном изгнании, пытаясь познакомить западных интеллектуалов с их «новым религиозным сознанием». В 1906 году Гиппиус выпустил сборник рассказов «Алый меч», а в 1908 году вышла пьеса «Цветение мака» (Маков цвет), соавторами которой были Мережковский и Философов.

Разочарованы безразличием. европейских культурных элит к своим идеям, трио вернулось домой. Вернувшись в Санкт-Петербург, здоровье Гиппиус ухудшилось, и следующие шесть лет она (вместе с мужем, у которого были проблемы с сердцем) регулярно посещала европейские здравницы и клиники. Во время одного из таких путешествий в 1911 году Гиппиус купил дешевую квартиру в Париже, на улице полковника Бонне, 11-бис. То, что в то время казалось случайной, ненужной покупкой, позже спасло их от бездомности за границей.

Когда политическая напряженность в России утихла, в 1908 году Собрания были вновь открыты как Религиозно-философское общество. Руководители Русской церкви проигнорировали это, и вскоре проект превратился в простой литературный кружок. Острая дискуссия вокруг манифеста Вехи привела к столкновению между Мережковскими и Философовым с одной стороны и Василием Розановым с другой; последний ушел и разорвал связи со своими старыми друзьями.

К тому времени ее Сборник стихов. Книга 2. 1903–1909 вышла в 1910 году, Гиппиус стала известным (хотя отнюдь не таким известным, как ее муж) европейским писателем, переведенным на немецкий и французский языки. В 1912 году вышла ее книга рассказов «Лунные муравьи», в которой вошла лучшая проза, написанная ею за последние годы. Два романа, «Куклы-демоны» (Чортовы куклы, 1911) и «Роман-царевич» (Роман-царевич, 1912), должны были стать первой и третьей книгой иеромонаха Илиодора Трилогия, которая так и осталась незаконченной. Литературные левые раскритиковали их как якобы «антиреволюционные», мейнстримные критики сочли эти книги тусклыми, шаблонными и тенденциозными.

В начале Первой мировой войны Мережковские выступили против России. участие. Тем не менее, Гиппиус развернула собственную кампанию поддержки солдат, выпустив серию писем, направленных на передовую, каждое из которых сочетало стилизованные народные поэтические послания с небольшими табачными пачками, подписанными либо ее собственными, либо одной из трех ее служанок. имена. Одни сочли это претенциозным и бессмысленным, другие аплодировали тому, что они увидели как ее реакцию на ура-патриотическую истерию того времени.

1917–1919

Мережковские приветствовали 1917 год. Февральская революция и осудила Октябрьскую революцию, обвиняя в катастрофе Александра Керенского и его Временное правительство. В своей книге воспоминаний Дмитрий Мережковский. Он и Мы Гиппиус писал:

Подобно мышам, для которых мир сводится только к им самим и кошкам, и никому другому, эти «революционеры» знали только одно различие: различие между левыми и правыми. Керенский и ему подобные по своей сути считали себя «левыми», считая своих врагов «правыми». Когда произошла революция (не «сделанная» ими), левые восторжествовали, но - опять же, как мыши в подвале, где больше нет кошек, они все еще опасались «правых» как единственного источника страха, имея Видна только одна опасность, которой в 1917 году не было. Они не боялись большевиков - они тоже принадлежали к «левым». Они никогда не верили, что большевики смогут удержать захваченную ими власть, и не заметили, как последние, украв их лозунги, начали изобретательно их использовать, говоря о «земле крестьянам», «миру всем», «Собрание восстановлено», республика, свобода и все такое...

Философов (слева), Мережковский (в центре), Гиппиус и Злобин, около 1919 года

Гиппиус видел в Октябрьской революции конец Руси и наступление Царства Антихриста. «Было такое ощущение, будто на тебя упала какая-то подушка, чтобы задушить... Задушить что - город? Страна? Нет, что-то намного, намного большее», - написала она в дневнике от 26 октября 1917 года. В конце 1917 года Гиппиус все еще могла публиковать свои антибольшевистские стихи в остатках старых газет, но следующий год был кошмарным, согласно ее дневникам. Высмеивание Х. Г. Уэллс («Я понимаю, почему его так привлекают большевики: они обошли его»), она писала о зверствах ЧК («В Киеве убито 1200 офицеров; ноги отрезаны, сапоги сняты. "- 23 февраля." В Ростове подросток кадеты застрелен - ошибочно принят за курсантов Конституционно-демократической партии, запрещенных. " - 17 марта), массового голода и растущего чувства тупого безразличия. «Те, в ком еще есть душа, ходят как трупы: ни протестуя, ни страдая, ничего не ожидая, тела и души погрузились в вызванный голодом сон».

Выражая некоторое сочувствие «плачущим» Луначарского »(единственный большевистский лидер, выразивший хоть какое-то сожаление по поводу жестокости репрессивных органов), Гиппиус писал:« То, что происходит сейчас, не имеет ничего общего с российской историей. Они будут забыты, как и зверства некоторых дикарей на далеком острове; исчезнут без следа ". «Последние стихотворения» (1914–1918), опубликованные в 1918 году, представили суровую и мрачную картину революционной России, какой ее видел Гиппиус. После поражений Александра Колчака в Сибири и Антона Деникина в Юге России соответственно, Мережковские переехали в Петроград. В конце 1919 года Гиппиус, приглашенный присоединиться к группе «красных профессоров» в Крыму, предпочел не делать этого, узнав о массовых убийствах, устроенных местными вождями Белой Кун и Розалией Землячка. Получив разрешение покинуть город (под предлогом того, что они направятся на передовую, с лекциями о Древнем Египте для бойцов Красной Армии ), Мережковский и Гиппиус, а также ее секретарь Владимир Злобин и Дмитрий Философов, отправились в Польшу поездом.

Гиппиус в изгнании

Гиппиус с Философовым и Мережковским (справа) гр. 1920

Их первым пунктом назначения был Минск, где Мережковский и Гиппиус читали серию лекций для русских иммигрантов и издали политические брошюры в «Минском курьере». Во время нескольких месяцев пребывания в Варшаве Гиппиус редактировал газету «Свобода». Разочаровавшись в политике Юзефа Пилсудского, Мережковские и Злобин уехали во Францию ​​20 октября без Философова, который предпочел остаться в городе с Борисом Савинковым. В Париже Гиппиус сосредоточился на назначении встреч, сортировке почты, заключении контрактов и приеме гостей. Беседы Мережковского, как вспоминала Нина Берберова, всегда вращались вокруг двух основных тем: Россия и свобода. Поддерживая Мережковского в его антибольшевистском крестовом походе, она была глубоко пессимистично настроена в отношении того, что ее муж назвал своей «миссией». «Наше рабство настолько неслыханно, а наши разоблачения настолько диковинны, что свободному человеку трудно понять, о чем мы говорим», - признала она.

Трагедия русского писателя в изгнании стала главной темой. Гиппиус в эмиграции, но она также продолжала исследовать мистические и скрытые сексуальные темы. Она оставалась суровым литературным критиком и, отвергнув многих известных писателей лагерей символистов и акмеистов, сделала себя непопулярной фигурой во Франции.

В начале 1920-х гг. Более ранние произведения Гиппиуса были переизданы на Западе, в том числе сборник рассказов «Небесные слова» (1921, Париж) и «Стихи». 1911–1912 Дневник (1922, Берлин). В Мюнхене вышло Царство Антихриста (Царство Антихриста), авторами которого являются Мережковский, Гиппиус, Философов и Злобин, в том числе первые две части «Петербургских дневников» Гиппиуса (Петербургские дневники). Гиппиус был главной силой общества Зеленой лампы (Зелёная лампа), названного в честь группы XIX века, связанной с Александром Пушкиным. Если отбросить частичные ссоры, он оказался единственным культурным центром, где русские писатели и философы-эмигранты (тщательно отобранные для каждой встречи и лично приглашенные) могли встречаться и обсуждать политические и культурные темы.

В 1928 году Мережковские приняли участие в этом мероприятии. Первый съезд русских писателей в изгнании состоялся в Белграде. Ободренные успехом серии лекций Мережковского Да Винчи и доброжелательностью Бенито Муссолини, в 1933 году пара переехала в Италию, где пробыла около трех лет., посещая Париж лишь изредка. С ростом социалистического движения и антироссийскими эмигрантскими настроениями, вызванными убийством президента Поля Думера в 1932 году, Франция чувствовала себя враждебной для них страной. Жить в изгнании Гиппиусу было очень тяжело психологически. Как выразился один биограф, «ее метафизически грандиозная личность с ее духовной и интеллектуальной перегрузкой была неуместна в том, что она сама считала« бездушно прагматичным »периодом европейской истории».

Последние годы

Поскольку начало Второй мировой войны в Европе сделало литературу практически бесполезной, Гиппиус, несмотря ни на что, собрал и опубликовал «Литературный торнадо» - амбициозный литературный проект, призванный обеспечить безопасное убежище для писатели отвергаются издательствами по идеологическим причинам. То, что в другое время можно было бы расценить как мощный акт в поддержку свободы слова, в 1939 году осталось незамеченным. Последний год Мережковский и Гиппиус провели вместе в социальном вакууме. Независимо от того, был ли текст якобы прогитлеровского «Радио-выступления» Мережковского 1944 года на самом деле сборным монтажом (как утверждал его биограф Зобнин), почти не было сомнений в том, что пара, ставшая слишком близкой (и финансово зависимой) от немцы в Париже утратили уважение и доверие со стороны своих соотечественников, многие из которых выражали откровенную ненависть к ним.

Смерть Мережковского в 1941 году стала тяжелым ударом для Гиппиуса. После смерти Дмитрия Философова и ее сестры Анны (в 1940 и 1942 годах соответственно) она оказалась одна в мире и, как предполагают некоторые источники, подумывала о самоубийстве. Однако, поскольку ее секретарь Владимир Злобин все еще был рядом, Гиппиус прибегла к написанию того, что, как она надеялась, однажды войдет в всеобъемлющую историю жизни ее покойного мужа. Как Тэффи вспомнила,

Гиппиус провела последние месяцы своей жизни, работая, в основном по ночам. Заполняя один журнал за другим своим прекрасным каллиграфическим почерком, она готовила большую книгу, которая должна была стать, по ее мнению, должной данью уважения ее спутнику жизни, тому, кого она называла «Великим человеком». Она хвалила этого человека в самых необычных для нее словах - женщину ледяного острого ума, чей взгляд на окружающих был совершенно ироничен. Она, должно быть, очень, очень сильно любила его.

Гиппиус умерла 9 сентября 1945 года. Ее последними написанными словами были: «Низка моя цена... И мудр Бог». Она была похоронена на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа вместе с мужем. На церемонии присутствовала небольшая группа людей, среди которых Иван Бунин.

Наследие
Гиппиус в начале 1910-х годов

Современные ученые считают романтически окрашенные ранние стихи Гиппиуса в основном производными, Семен Надсон и Фридрих Ницше являются двумя наиболее очевидными влияниями. Публикация символистского манифеста Дмитрия Мережковского стала поворотным моментом: за короткое время Гиппиус стал крупной фигурой русского модернизма. В ее ранней символической прозе было сильное влияние Достоевского, а в одном из ее более поздних романов, «Роман царевич» (1912), снова сказалось влияние Ницше. Первые два сборника рассказов Гиппиуса «Новые люди» (1896 г.) и «Зеркала» (1898 г.), исследующие «природу красоты во всех ее проявлениях и противоречиях», были сочтены шаблонными. Ее третья книга рассказов (1902) ознаменовала изменение направления и была описана как «болезненная идиосинкразическая» и полная «интеллектуального мистицизма». Проведены параллели между прозой Гиппиуса начала ХХ века и «Смыслом любви» Владимира Соловьева, причем оба автора рассматривают «поиски любви» как средство самореализации человеческой души.

Не проза, а поэзия сделала Гиппиус главной новаторской силой. «Гиппиус-поэтесса занимает особое место в русской литературе; ее стихи глубоко интеллектуальны, безупречны по форме и искренне волнуют». Критики хвалили ее оригинальность и техническую виртуозность, называя ее «истинной наследницей музы Евгения Баратынского ».

Ее Сборник стихов. 1889–1903 годы стали важным событием в культурной жизни России. Определив мир поэзии как трехмерную структуру, включающую «Встречу Любви и Вечности в Смерти», она обнаружила и исследовала в нем свою собственную марку этического и эстетического минимализма. Писатели-символисты первыми похвалили ее технику метафоры «намек и паузу», а также искусство «извлечения звучных аккордов из тихого фортепиано», по словам Иннокентия Анненского, считавшего книгу художественной. пик «15 лет модернизма в России» и утверждал, что «ни один мужчина никогда не сможет облачить абстракции в одежду такого очарования [как эта женщина]». Мужчины восхищались откровенностью Гиппиус: Гиппиус с необычайной откровенностью комментировала ее внутренние конфликты, полные «демонических искушений» (неизбежных для поэта, чья миссия заключалась в «создании новой, истинной души»).

Коллекция 1906 года «Алый меч», описанная как исследование «метафизики человеческой души», выполненное с неохристианской точки зрения, пропагандировала идею Бога и человека как одного единого существа. Автор приравнял «самоотречение» к греху предательства Бога, и недоброжелатели заподозрили богохульство в этой эгоцентрической позиции. Тема секса и смерти, исследованная в косвенно импрессионистической манере, стала лейтмотивом ее следующей книги прозы «Черное на белом» (1908). В 20-м веке также произошел подъем драматурга Гиппиуса («Святая кровь», 1900, «Цветок Поппи», 1908). Самая известная из ее пьес - «Зеленое кольцо» (1916), футуристическая по сюжету, если не по форме, была успешно поставлена ​​Всеволодом Мейерхольдом для Александринского театра. Антон Крайний, альтер-эго Гиппиуса, был весьма уважаемым и несколько опасным литературным критиком, статьи которого регулярно появлялись в «Новом пути», «Весах» и Русской Мысли. Критический анализ Гиппиуса, по словам Брокгауза и Ефрона, был проницателен, но иногда слишком резок и редко объективен.

Могила Мережковских на Русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа

1910 год Сборник стихов. Книга 2. 1903–1909 получила хорошие отзывы; Бунин называл поэзию Гиппиуса «электрической», указывая на своеобразное использование оксюморон как возбуждающей силы в герметичном, бесстрастном мире автора. Некоторые современники находили работы Гиппиус удивительно неженственными. Владислав Ходасевич говорил о конфликте ее «поэтической души и непоэтического разума». «В ее стихах все сильно и пространственно, мало места для деталей. Ее живая, острая мысль, облаченная в эмоциональную сложность, как бы выскакивает из стихов, ища душевной целостности и идеальной гармонии», - сказал современный ученый Виталий Орлов

Романы Гиппиуса «Дьявольская кукла» (1911) и «Роман царевич» (1912), направленные на «вскрытие корней русских реакционных идей», не имели успеха: критики сочли их тенденциозными и художественно неполноценными. «В поэзии Гиппиус оригинальнее, чем в прозе. Хорошо построенная, полная интригующих идей, никогда не лишенная проницательности, ее рассказы и новеллы всегда слишком нелепы, резкие и скучные, демонстрируют слабое знание реальной жизни. Персонажи Гиппиус произносят интересно слова и оказываются в интересных сложных ситуациях, но не могут превратиться в живых людей в сознании читателя. Выступая в качестве воплощения идей и концепций, они являются подлинно созданными марионетками, приведенными в действие рукой автора, а не собственными внутренними мотивами ». 86>

События октября 1917 года привели к тому, что Гиппиус разорвала все связи с большинством тех, кто восхищался ее поэзией, в том числе с Блоком, Брюсовым и Белым. История этого раскола и реконструкция идеологических коллизий, сделавших возможной такую ​​катастрофу, стала темой ее мемуаров «Живые лица» (Живые лица, 1925). В то время как Блок (человек, от которого она, как известно, отказалась от руки в 1918 году) рассматривал революцию как «очищающую бурю», Гиппиус был потрясен «удушающей суровостью» всего этого, видя в нем одно огромное чудовище, «оставляющее одного только с одним. желание: ослепнуть и оглохнуть ". За всем этим для Гиппиуса было своего рода «монументальное безумие»; Она объяснила, что для нее тем важнее было сохранить «здоровый дух и крепкую память».

После «Последних стихотворений» (1918) Гиппиус издал еще две сборники стихов «Стихи». Дневники 1911–1920 гг. (1922 г.) и «Сияющие» (1938 г.). Ее стихи, проза и эссе, опубликованные в эмиграции, были крайне пессимистичными; «власть зверства», руины человеческой культуры и гибель цивилизации были ее основными темами. Самым ценным для Гиппиус были ее дневники: она считала эти горячие точки личной истории очень важными для помощи будущим поколениям в восстановлении истинного хода событий. Однако, как выразился современный российский критик, «наследие Гиппиуса, при всей его внутренней драматизме и антиномии, его страстном, сильном стремлении к непостижимому, всегда несло луч надежды, пламенную, неугасимую веру в высшую истину и высшая гармония, венчающая судьбу человека. Как она сама написала в одном из своих последних стихотворений: «Увы, теперь они разорваны на части: безвременье и все человеческое / Но придет время, и то и другое переплетется в одну мерцающую вечность».

20 ноября 2019 года Google отпраздновала свое 150-летие с Google Doodle.

Избранной библиографией

Поэзия

Проза

  • Новые люди (1896 г., рассказы)
  • Зеркала (1898, рассказы)
  • Третья книга рассказов (1902)
  • Алый меч (1906, рассказы)
  • Черный на белом (1908, рассказы)
  • Лунные муравьи (1912, рассказы)
  • Куклы-демоны (1911, роман)
  • Роман-царевич (1912, роман)
  • Слова с небес (1921, Париж, рассказы)

Драма

  • Священная кровь (1900, спектакль)
  • Цветок Поппи (1908, пьеса)
  • Зеленый Кольцо (1916, пьеса)

Научная литература

  • Живые лица (1925, мемуары)
Английские переводы
  • Apple Blossom, (рассказ), из русских рассказов, Сенат, 1995.
  • Зеленое кольцо, (пьеса), CW Daniel LTD, Лондон, 1920.
  • Стихи, Вне времени: старый этюд (рассказ), и они все одинаковы (рассказ), from A Russian Cultural Revival, University of Tennessee Press, 1981. ISBN 0-87049-296-9
References
External links
Wikimedia Commons has media related to Zinaida Gippius.
Последняя правка сделана 2021-06-23 10:11:19
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте