Валентин Серов

редактировать
Валентин Серов
Серов Self.jpg Автопортрет (1880-е годы)
РодилсяВалентин Александрович Серов. 19 января 1865 г.. Санкт-Петербург, Российская Империя
Умер5 декабря 1911 (1911-12-05) (46 лет). Москва, Россия
НациональностьРусская
ОбразованиеДействительный член Академии художеств (1898). Действительный член Академии художеств (1903)
Alma materИмператорская Академия Художеств. Искусство
ИзвестноПортреты
ДвижениеПередвижники, Импрессионизм, Мир искусства

Валентин Александрович Серов (Русский : Валенти́н Алекса́ндрович Серо́в; 19 января 1865 - 5 декабря 1911) был русским живописцем и одним из ведущих портретистов своего времени.

Содержание
  • 1 Жизнь и работа
    • 1.1 Молодежь и образование
    • 1.2 Ранние работы
    • 1.3 Портреты и успех
    • 1.4 Брак и семья
    • 1.5 Поздняя работа
    • 1.6 Смерть
  • 2 Наследие
  • 3 Избранные работы
  • 4 Источники
  • 5 Внешние ссылки
Жизнь и творчество

Молодежь и образование

Серов родился в Св. Петербург, сын русского композитора и музыкального критика Александра Серова и его жены и бывшей студентки Валентины Серовой, тоже композитора. Воспитанный в высокохудожественной среде, родители поощряли его развивать свои таланты, и в детстве он учился в Париже и Москве у Ильи Репина и в Св. Петербургская Академия художеств (1880–1885) под Павлом Чистяковым. Раннее творчество Серова было вызвано реалистическим искусством Репина и строгой педагогической системой Чистякова. Дальнейшее влияние на Серова оказали картины старых мастеров, которые он смотрел в музеях России и Западной Европы, дружба с Михаилом Врубелем и (позже) Константином. Коровина, творческой атмосферы Абрамцевской колонии, с которой он был тесно связан.

Ранние работы

Девушка, покрытая солнцем, 1888

Величайшими произведениями раннего периода Серова были портреты: Девушка с персиками (1887) и Девушка в тени Солнцем (1888), оба в Третьяковской галерее. В этих картинах Серов сосредоточил внимание на непосредственности восприятия модели и натуры. В развитии света и цвета, сложной гармонии отражений, ощущения атмосферной насыщенности и свежего живописного восприятия мира проявились черты раннего русского импрессионизма (хотя Серов еще не знал произведений французских импрессионистов на момент написания этих картин).

Портрет и успех

С 1890 года портрет стал основным жанром в творчестве Серова. Именно в этой области проявился его ранний стиль, картины отличались психологически острыми характеристиками его предметов. Любимыми натурщицами Серова были актеры, художники и писатели (Константин Коровин, 1891, Исаак Левитан, 1893, Николай Лесков, 1894, Николай Римский- Корсаков, 1898, - все в ГТГ).

Серовская живопись Феликс Юсупов, 1903

Изначально воздерживаясь от многоцветной, ярко раскрашенной живописи 1880-х годов, Серов часто предпочитал преобладает гамма черно-серых или коричневых тонов. Импрессионистические черты иногда появлялись в составном построении портрета или чтобы передать ощущение спонтанного движения. Как и в работах его современников Джона Сингера Сарджента и Андерса Цорна, импрессионизм не является доктринерским, а во многом основан на исследованиях Хальса и <168.>Веласкес как из современной теории. Получив широкую известность, в 1894 году Серов присоединился к Передвижникам и взял на себя важные заказы, в том числе портреты великого князя Павла Александровича (1897, Третьяковская галерея), С. Боткин, 1899, и Феликс Юсупов, 1903, а также княгиня Ольга Орлова (они находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге ). В этих правдивых, композиционно умелых и величественно живописных исполнениях Серов последовательно использовал линейно-ритмический рисунок в сочетании с декоративными цветовыми сочетаниями.

В то же время он развивал противоположное направление: часто делал интимные, проникновенные, камерные портреты, в основном детей и женщин. В детских портретах Серов стремился передать позу и жест, раскрыть и подчеркнуть непосредственность внутреннего движения, душевную чистоту и ясность мироощущения ребенка (Дети, 1899, Русский музей; Мика Морозов, 1901, Третьяковская галерея). Серов часто обращался к разным графическим техникам - акварелью, пастелью, литографии и т. Д. Фигуры в портретах Серова постепенно становились все более изящными и экономичными, особенно в поздний период (Василий Качалов, 1908, Тамара Карсавина, 1909; многочисленные фигуры из Ивана Крылова Басни, 1895–1911). С 1890 по 1900 год Серов создал множество пейзажных композиций на деревенскую тематику, в которых художественное направление приняло романтический оборот.

Брак и семья

Дети

Серов женился на Ольге Трубниковой в 1889 году. Его жена и дети были предметом многих его работ. Примечательно, что на его картине «Дети» изображены его сыновья Юра и Саша.

Поздние работы

Отъезд Петра II и императрица Елизавета Петровна на охоте, 1900, Русский музей

В поздний период своей жизни, начавшийся в 1900 году, Серов был членом «Мира art », влиятельное российское художественное объединение и журнал, выросшее отчасти из-за недовольства движением передвижников. В начале ХХ века Серов переживает стилистический перелом: из его творчества исчезли черты импрессионизма, развился модерн, но сохранилось характерное правдивое и реалистическое понимание сущности его сюжетов. постоянный. В начале 20 века Серов создавал героические портретные образы; В рамках жанра модного портрета Серов сосредоточился на драматическом изображении творческих личностей художников, писателей, актеров, музыкантов: портреты Максима Горького (1904), А. Музей Горького, Москва; Мария Ермолова (1905), Федор Шаляпин (уголь, 1905) - как в ГТГ, так и Елена Рерих (1909).

Демократические убеждения Серова ярко проявились во время революции с 1905 по 1907 год: он изобразил ряд сатирических фигур, разоблачающих карателей. Действительный член Петербургской Академии художеств с 1903 года, в 1905 году он подал в отставку в знак протеста против казни бастующих рабочих и их семей 9 января Кровавое воскресенье. Его позднее творчество нашло выражение в исторической живописи (Отъезд Петра II и Императрица Елизавета Петровна на охоте, 1900, Русский музей), глубине осмысления исторического содержания эпохи (Петр I, смута, 1907, г. Третьяковская галерея).

Последние годы жизни Серова ознаменовались работами на темы из классической мифологии. Обращаясь к изображениям из древней традиции, Серов наделил классическую тематику индивидуальной интерпретацией.

Смерть

Валентин Серов умер в Москве 5 декабря 1911 года от стенокардии (острая форма стенокардии ), которая в конечном итоге привела к остановке сердца, заканчивающийся сердечной недостаточностью из-за тяжелых осложнений. Похоронен на Донском кладбище. Советские власти эксгумировали и перезахоронили его останки на Новодевичьем кладбище.

Наследие

Лучшие произведения Серова относятся к числу величайших произведений русского реалистического искусства. С 1897 по 1909 год преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества ), среди его учеников были Павел Кузнецов, Н. Н. Сапунов, Мартирос Сарьян, Кузьма Петров-Водкин, Константин Юон.

Выставка работ Серова 2016 года в Третьяковской галерее в Москве собрали рекордные толпы, которые долгие часы стояли в очереди при минусовых температурах. После визита президента России Владимира Путина толпа разрослась до такой степени, что выломалась одна из дверей музея. Министр культуры Владимир Мединский распорядился продлить выставку - и часы работы галереи - и развернуть полевую столовую, чтобы обеспечить стоявших в очередях людей гречневой кашей и горячим чаем.

A в его честь названа малая планета, 3547 Серов, открытая советским астрономом Людмилой Журавлёвой в 1978 году.

Избранные работы
Ссылки
Внешние ссылки
На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Валентином Серовым.
Последняя правка сделана 2021-06-18 08:44:17
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте