Серебряный век (Сере́бряный век) - термин, традиционно применяемый российскими филологами в последнее десятилетие XIX века и первые два или три десятилетия XX века. Это был исключительно творческий период в истории русской поэзии, равный Золотому веку веком ранее. Термин «серебряный век» был впервые предложен философом Николаем Бердяевым, но это стало общепринятым в литературе только в 1960-е годы. В западном мире несколько более популярны другие термины, в том числе Fin de siècle и Belle Époque.
Хотя можно сказать, что Серебряный век действительно начался с появления Александра Блока «Стихи о Прекрасной Даме», многие ученые расширили его хронологические рамки, включив в него произведения 1890-х гг., начиная с манифеста Николая Минского «Со светом совести» (1890), трактата Дмитрия Мережковского «О причинах упадка современной русской литературы. »(1893), альманах Валерия Брюсова « Русские символисты »(1894) и стихи Константина Бальмонта и Мирры Лохвицкой.
Начало ХХ века период социальных и культурных потрясений и поисков. Реалистичное изображение жизни больше не удовлетворяло авторов, и их спор с классиками XIX века породил множество новых литературных течений.
Хотя в Серебряном веке преобладали художественные направления русский символизм, акмеизм и русский футуризм, процветали многие поэтические школы, в том числе Мистический анархизм тенденция внутри символистского движения. Были также такие поэты, как Иван Бунин и Марина Цветаева, которые отказались присоединиться к какому-либо из этих движений. Александр Блок стал ведущим поэтом, уважаемым практически всеми. В этот период началась поэтическая карьера Анны Ахматовой, Бориса Пастернака и Осипа Мандельштама, охватывающих многие десятилетия.
Серебряный век закончился после Гражданской войны в России. Смерть Блока и казнь Николая Гумилева в 1921 году, а также появление влиятельного сборника Пастернака «Моя сестра есть жизнь» (1922) ознаменовали конец эпохи. По Серебряному веку с ностальгией вспоминали эмигрантские поэты во главе с Георгием Ивановым в Париже и Владиславом Ходасевичем в Берлине. Творчество поэтов Серебряного века в советское время в значительной степени игнорировалось или было запрещено, но оно было возрождено российскими авторами-исполнителями, такими как Елена Фролова и Лариса Новосельцева.