Антони Ланге

редактировать
Антони Ланге
Портрет Антони Ланге работы Станислава Выспянского, 1899 Портрет Антони Ланге Станислав Выспянский, 1899
Родился1861 или 1863. Варшава, Польша
Умер17 марта 1929 г.. Варшава, Польша
ПсевдонимАнтони Вжесен, Наперски
Род занятийПоэт, философ, романист, переводчик
ПериодXIX – XX века
Жанрстихотворение, эпическая поэма, повествовательная поэма, роман, рассказ, эссе, драма, рамочный рассказ
Литературное движениемодернизм, Символизм, Молодая Польша. предшественник экзистенциализма, коллажа, имаджизма и научной фантастики

Подпись

Антони Ланге (1863-17 марта 1929) был польским поэтом, философом, полиглотом (15 языков), писателем, романистом, писателем, репортер и переводчик. Представитель польского парнасства и символизма, он также считается принадлежащим к декадентскому движению. Он был знатоком романтизма, французской литературы и популяризатором восточных культур. Его самый популярный роман - Миранда.

. Он переводил английский, французский, венгерский, итальянский, испанский, индийский, американский, сербский, египетский и Восточные писатели на польских и польских поэтов на французском и английском языках. Он также был одним из самых оригинальных поэтов движения Молодая Польша. Его творчество часто сравнивают с Стефаном Малларме и Шарлем Мари Рене Леконт де Лиль.

Ланге был дядей поэта Болеслава Лесмяна.

Содержание

  • 1 Жизнь
  • 2 Написание
    • 2.1 Vita Nova и другие любовные стихи
    • 2.2 Deuteronomion, The Hour, Logos и Sonnet of Veda
    • 2.3 Повествовательные стихи
    • 2.4 Философия
    • 2.5 Критика романтизма
  • 3 Другое произведений
    • 3.1 Избранные переводы
  • 4 Библиография
    • 4.1 Стихи
    • 4.2 Романы и рассказы
    • 4.3 Пьесы
    • 4.4 Очерки
  • 5 См. также
  • 6 Список литературы
  • 7 Внешние ссылки

Жизнь

Ланге родился в Варшаве в патриотической еврейской семье Генрика Ланге (1815–1884) и Зофии урожденной Эйзенбаум (1832–1897). Его отец участвовал в Ноябрьском восстании против русского раздела Польши. Он был поклонником романтической литературы и ее идеалов. Антони Ланге поступил в Варшавский университет, но около 1880 года он был исключен за патриотическую деятельность царским наместником Апухтиным, который в то время правил университетом. Он обеспечивал себя финансово в качестве наставника, но также публиковал стихи под псевдонимами Наперски и Антони Вжесен. Он решил учиться в Париже, где познакомился с новыми течениями в литературе, философии и искусстве. Во Франции он познакомился с теориями Жана Мартена Шарко, а также спиритизмом, парапсихологией, философией Артура Шопенгауэра и Фридрих Ницше, восточные религии, европейская и восточная литература и современная литературная критика. Он принимал участие в литературных собраниях Стефана Малларме.

Ланге, который вернулся на родину после возвращения Польши к независимости, и стал одним из наиболее известных членов Варшавского общества писателей и журналистов ( Warszawskie Towarzystwo Literatów i Dziennikarzy), предшественник Польской литературной академии, основанной в 1933 году. Болеслав Прус, Юлиан Охорович и Ланге были первыми поляками спиритисты. Он снимал квартиру на улице Новы Свят вместе с Владиславом Реймонтом, польским писателем, лауреатом Нобелевской премии 1924 года. Станислав Бжозовский называл Ланге настоящим и не часто европейским умом, а Джулиан Тувим называл его мастером рефлексивной поэзии. В это время Ланге был членом Общества польских писателей и журналистов. Однако с резким ростом его популярности как поэта его стихи стали более скептическими, пессимистичными и герметичными. Основной темой стихов этого периода было чувство изолированности и непонимания толпой.

Przychodzę do was z daleka...

Я пришел к вам издалека

Przychodzę do was z daleka,
Przychodzę z nieznanych stron.
[...]
Dusza twa była samotną
Jako barka bez kotwicy.
Я пришел к вам издалека,
Я пришел к вам из неизвестных мест.
[...]
Твоя душа была так одинока
Как баржа без якоря.

В начале 20 века он отошел от общественной жизни и стал одинокий и забытый. Свои последние стихотворения он собирал в тетради и никогда не позволял никому их публиковать.

Престиж Ланге как писателя был подорван новым поколением авангардистов. Он умер в изоляции, нищете и безвестности в Варшаве в 1929 году. Он никогда не был женат и не имел детей.

Антони Ланге был другом Стефана Малларме, Яна Каспровича и Станислава Пшибышевского.

Всего два портрета Ланге, один из них нарисован Станиславом Выспянским в 1890 году.

Написал

Владислав Подковинский, улица Новый Свят в Варшаве в летний день (1900), где жил Ланге

Ланге был плодовитый и разносторонний писатель. Он написал много романов (Миранда ), рассказов (Збродня, Амор и Фавн), драматических произведений (Мальчевский, Венедзи), очерков и стихов. Поэзия Ланге созерцательна и эрудирована. Он связывает традиции европейской культуры с буддизмом. Главной темой экзистенциальных проблем Ланге были «крайность» и «цикл» смерти. Для формирования поэзии Ланге соединяется с противоречивыми пунктами импрессионизма, романтической сентиментальности и экспериментальных теорий Стефана Малларме. Ланге любил редкие поэтические формы: акростих, дактилей, пантумов, praeludiums, scherzos, песни и триолеты. Он также был автором многих пастырских, касающихся метафизической стороны деревенской жизни; историософские песни, вдохновленные философией Юлиуша Словацкого ; и экзотические мифологии генезиса со всего мира (от Мексики до Японии).

Ланге был также автором многих лирических эссе, излагающих оригинальные взгляды на отношения между поэтом и читателем по эсхатологическим вопросам («Мысли», «Могила»).

На первом этапе своего творчества он был сторонником эстетизма, формальных новшеств и теорий Стефана Малларме. Однако позже он столкнулся с примитивизмом, анонимностью, произведениями народных поэтов и поэтов 16 века и пустым стихом.

И Ланге, и Ежи Жулавский часто упоминаются как " Пионеры польской фантастики ». Рассказы Ланге из книги W czwartym wymiarze (В четвертом измерении, 1912), такие как Babunia (бабушка), Rozaura, Lenora, Rebus (Puzzle), Nowe mieszkanie (Новый дом) и Memoriał doktora Czang-Fu-Li (Dr. Отчет Чанг Фу Ли) в Польше считаются ранними образцами научной фантастики и фантастики. Основные темы рассказов: гипноз, эликсир молодости, вечной любви и материализация фантомов. С другой стороны, одноименный отчет доктора Чан Фу Ли, «написанный в Париже в 2652 году», касается изменения климата, вызванного изменением маршрута Гольфстрима и последующее замораживание Европы с Китаем как ведущей цивилизацией.

Произведения Ланге повлияли на многих поэтов следующего поколения, например: Болеслав Лесмян, Антони Слонимский, Юлиан Тувим, Юлиан Пшибос, Ян Лехонь, Посох Леопольда. Парадоксально, но большинство этих поэтов критиковали Ланге за его анахронизм, эксцентричность и чрезмерный интеллектуализм.

Ланге также был журналистом левого крыла. Он писал для многих важных польских газет, таких как Pobudka, Tygodnik Illustrowany или Przegląd tygodniowy. Он создал оригинальный способ культурной ассимиляции евреев через смешанные браки.

Многочисленные переводы Ланге классической литературы XIX века со всего мира до сих пор высоко ценятся. Его переводы Голема Густава Майринка и стихов Шарля Бодлера, Эдгара Аллана По и Джорджа Гордона Байрона являются шедеврами польского перевода.. Он также отредактировал множество антологий своих переводов египетских, сирийских, персидских, арабских, индийских и еврейских стихов.

Его основными источниками вдохновения были: поэзия Трех Бардов,; теории Стефана Малларме; труды Шарля-Мари-Рене Леконта де Лиля ; Санскрит эпосы древней Индии, такие как Махабхарата или Савитри ; и поэзия польской эпохи барокко, особенно метафизические поэты, такие как Миколай Сеп Шарзинский и Юзеф Бака из-за их одержимости смертью.

Вита Нова и другие любовные стихи

Ланге был автором многих любовных стихов под влиянием романтизма, спиритизма и индийской мифологии.

Gdzie ty jesteś, bogini?

Где ты богиня?

Gdzie jesteś, czarodziejko, bogini, królewno,
yciodawczy, uwodny duchu ty krwiozaerny, stugłowa, wieczna hydro Lerny,
Syreno, co mię nęcisz w Scyllę grobów śpiewną?
Где ты колдунья, богиня, королева?
Животворящий, обманывающий и кровожадный фантом.
Сотоголовый тауматург, бессмертная Гидра Лерны.
Сирена, которая зовет меня на Сциллу пением могил.

Другие любовные стихи Ланге, например «Вита Нова» («Новая жизнь»), написанные на 1898, представляет собой оригинальное видение декадентского и меланхоличного поэта, который на мгновение становится Übermensch благодаря иллюзии возмездия. К сожалению, между видением идеальной любви и ее реализацией всегда существует конфликт. Ланге также отмечает «болезненную невозможность» абсолютного и вечного союза душ влюбленных; он создает пессимистическое видение отношений между мужчиной и женщиной, которое всегда отягощено уверенностью в невозможности полной реализации.

Леди Лилит от Данте Габриэль Россетти. Символ Лилит часто использовался Ланге

В стихах Ланге любовь всегда заставляет субъект чувствовать себя изгнанным и лишенным скрытой части его собственного существования, но одновременно он считает, что любовники могут общаться и чувствовать то же самое, передавая свою боль и силу своей привязанности вопреки метафорической дистанции.

Второзаконие, Час, Логос и сонеты Вед

Наиболее характерной чертой произведений Ланге является сильное влияние восточных традиций, религий и философий, таких как Веды, Брахманизм и Буддизм.

Написанный в 1887 году цикл из семи сонетов под названием «Сонеты Веды» показывает семь этапов человеческого существования на пути к Нирвана.

По форме схожий с сонетами Веды, цикл «Логос» из десяти сонетов, в которых обсуждаются десять точек зрения на логосы истории десяти выдающихся представителей историософии польского романтизма. В стихотворениях сильное влияние оказали идеи мессианизма.

«свите» Юлиана Фалата. Озеро, на котором Ланге написал множество своих стихов

«Час», написанных в 1894 году, было первой прозой Ланге, но короткий символический роман был опубликован в 1895 году в первом томе «Стихотворений». Это история о Артемиде и Ауоре, двух древних богинях, которые спустились на Землю, чтобы засвидетельствовать человечество. жизнь. В некотором смысле «Час» похож на драму Августа Стриндберга 1901 года Пьеса сновидений и Женщина без тени, написанная Хьюго фон Хофмансталь в 1919 году. Роман содержит множество мистических фрагментов, стилизованных под религиозные сочинения, псалмы, манифест, греческая трагедия и ода. Он также связывает прозу с элементами поэзии и драмы.

Одним из наиболее представительных произведений Ланге является «Deuteronomion», мистическая оккультная поэма, написанная в Париже в 1902 году. Она герметична и трудна для интерпретации из-за множества отсылок к Библии, Каббала, Санскрит письменности и древнеславянские мифы. В нем говорится о духовном путешествии Поэта к достижению индивидуального и универсального посвящения. Примечательно, что Второзаконие начинается с эпилога ко мне и заканчивается прологом к неизвестному богу.

Повествовательные стихи

Ланге положил начало возвращению повествовательной поэзии, формы, которая не имела прецедентов в польской литературе. Этот вид поэзии в основном использовался в романтизме (например, Джорджем Гордоном Байроном или Адамом Мицкевичем ) и в конце 19 века вышел из употребления. Таким образом, Ланге был, вероятно, последним и единственным поэтом, написавшим в Польше поэмы-повествования. Есть:

  • Оракул, стихотворение по индийской легенде
  • Илья Муромец, стихотворение, вдохновленное былиной
  • Видение Екатерины Александрийской

Ланге написал также «Песнь» Планетника, повествовательная поэма, посвященная персонажу Планетника. В язычнике славянской мифологии Планетник был духом-хранителем облаков и одиноким мечтателем, предсказывающим погоду. Предполагалось, что планетники - заблудшие души самоубийц и жертв убийств. Их можно было бы вызвать, посыпав мукой ветер или огонь. «Песня о Планетнике» Ланге повествует о юном чутком человеке, который потерял связь с действительностью и встал на путь уединенного существования.

Ni to ciało, ni to pianka
Ni to wodna witezianka
Ni to chmurka ozłocona.
Wyszła! Wyszła, dziwożona!
Ни тела, ни пены
не «свет» вод
не золотое облачко.
Вот она! A dziwożona !

Философия

В космогонической философии Ланге он объявил, что эволюция души параллельна эволюции нации. Капитализм - враг этого принципа, потому что он действует против индивидуализма, поэтому капитализм - это идеология анонимной толпы. Если среди людей нет индивидуализма, то нет и проблемы «плохое» и «хорошее». Тогда мир начинает нарушать собственную логику. По словам Ланге, мир, «рожденный» из идеального пространства, все еще находится на высшей стадии эволюции; когда-нибудь он вернется к своей начальной стадии. Каждый шаг к эволюции - это шаг к идеальному начальному состоянию. Исключением из этого «правила временной шкалы» является гениальный человек, находящийся между временами. В философии Ланге он ссылался на Джамбаттиста Вико и Георг Вильгельм Фридрих Гегель.

Ланге интересовался спиритизмом и парапсихологией, чтобы содержать его собственную философию.

Критик романтизма

Важной частью творчества Ланге была критика наследия романтизма в современной поэзии. В 1924 году он основал Astrea, научный журнал и первый форум о польском и европейском романтизме. Ланге отверг романтическое озарение и мозговую волну. По его мнению, богословская истина достижима только эрудицией, интеллектом и запоздалой мыслью. Ланге критиковал также важность индивидуализма и авторской личности. Поместив поэму как произведение искусства в центр, как эйдос поэзии, он подтвердил собственное существование поэмы и ясную идею творения, поэтому он не согласился с культом индивидуализма.

Другие произведения

  • Vox Posthuma - философский трактат об архетипическом enfant du siècle
  • Годзина («Час») - оккультный роман о связях между идеальный и материальный мир, эстетизм в поэзии и реальной жизни и т. д.
  • Погреб Шелли («Похороны Шелли») - ода Перси Биши Шелли
  • Księgi proroków («Книги пророков») - сборник космогонической поэзии, относящейся к буддизму, зороастризму и исламу
  • Exotica - an историософское стихотворение о генезисе мира, Боге, Мужчине и Женщине
  • Погробовцы («Посмертные стихи») - сборник ранних стихов под сильным влиянием позитивизма
  • Розмыслания («Созерцания» или «Мысли») - философская поэма о мертвых, созданная под сильным влиянием романтизма, барокко поэзии и декадентства
  • Ballady pijackie («Пьяные баллады» ») - лирический очерк о наркотиках и алкоголе. Мне нравились поэты-декаденты
  • Stypa («Встреча») - рамочный рассказ о самоубийстве юноши после трагической любовной связи
  • Widzenie świętej Katarzyny («The Видение Святой Екатерины Александрийской ») - лирический рассказ о социальных и метафизических последствиях смерти Бога

Зови меня Вечность в турникете времени,. потому что конца нет. момента, когда я постучу. в вашу дверь

  • W czwartym wymiarze («В четвертом измерении») - одна из первых научно-фантастических книг в польской литературе
  • Миранда - an оккультный роман о трагической любви и видении идеальной женщины в идеальной цивилизации браминов
  • Róża polna («Дикая роза»)
  • Атилла («Аттила»)
  • Мальчевский - пьеса о жизни польского поэта-романтика Антони Мальчевский
  • - цикл из 11 философских поэм об идеальном видении любви, боли и одиночества
  • Пьесни для przyjaciół («Оды друзьям») - сборник оды польским поэтам, таким как Ян Каспрович и Зенон Пржесмицки

Избранные переводы

Библиография

Стихи

  • Sonety wedyckie (1887)
  • Погреб Шеллея (1890)
  • Венус Лебраца (1890)
  • Баллады пияцкие (1895)
  • Księgi proroków (1895)
  • Логос (1895)
  • По эзже (I - 1895; II - 1898)
  • Погробовком (1901)
  • Свят (1901)
  • Фрагмента. Poezje wybrane (1901)
  • Pocałunki (1902)
  • Deuteronomion (1902)
  • Akteon (1903)
  • Księgi bogów (1903)
  • Rozmyślania (1906)
  • Pierwszy dzień stworzenia (1907)
  • XXVII sonetów (1914)
  • Илья Муромец (1916)
  • Trzeci dzień (1925))
  • Гротески. Wiersze ironiczne (1927)
  • Розмыслания. Z nowej serii (1928)
  • Gdziekolwiek jesteś (1931)
  • Ostatni zbiór poezji (1931)

Романы и рассказы

  • Годзина (1894)
  • Эльфрида : nowele i fantazje (1895)
  • Zbrodnia (1907)
  • Dwie bajki (1910)
  • Czterdzieści cztery (1910)
  • Stypa (1911)
  • W czwartym wymiarze (1912)
  • Миранда (1924)
  • Новы Тарзан (1925)
  • Ружа Польна (1926)
  • Михалки (1926)

Пьесы

  • Атилла (1898)
  • Венедзи (1909)
  • Мальчевский (1931)

Очерки

  • O sprzeczności sprawy ydowskiej (1890)
  • Analfabetyzm i walka z ciemnotą w Królestwie Polskim (1892)
  • O poezji współczesnej (1895)
  • Studia z literatury francuskiej (1897)
  • Studia i wrażenia 1900)
  • Лорд Байрон (1905)
  • Rzuty (1905)
  • Panteon literatury wszechświatowej (1921)
  • Pochodnie w mroku (1927)

См. Также

Ссылки

Внешняя лин. ks

Викиисточник содержит исходный текст, связанный с этой статьей: Антони Ланге
Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Антони Ланге
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Антони Ланге.

Последняя правка сделана 2021-06-11 19:15:13
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте