Пеллеас и Мелизанда

редактировать
Пеллеас и Мелизанда
Сара Бернар - Pelleas et Melisandre.png Сара Бернхардт в Пеллеас и Мелизанда
АвторМорис Метерлинк
ПерсонажиАркл, король Аллемонда. Женевьева, мать Пеллеаса и Голо. Пеллеаса, внука Аркела. Голо, внук Аркела. Мелизанда . Маленький Иньольд, сын Голо (от бывшего брака). Врач . Портер . Слуги . Нищие
Дата премьеры17 мая 1893 (1893-05-17)
ЖанрСимволизм

Пеллеас и Мелизанда (французский : Pelléas et Mélisande) это символист пьеса Мориса Метерлинка о запретной, обреченной любви главных героев. Впервые оно было исполнено в 1893 году..

Произведение никогда не имело большого успеха на сцене, за исключением оперного декора Дебюсси, но в то время оно было широко читаемым и восхищалось литературной элитой символистского движения. такие как Стриндберг и Рильке. Он также вдохновил других современных композиторов, в том числе Габриэля Форе, Арнольда Шёнберга и Жана Сибелиуса.

Содержание
  • 1 Краткое содержание
  • 2 Темы
  • 3 Премьера
  • 4 В музыке
  • 5 Источники
Синопсис

Голо находит Мелизанду у ручья в лесу. Она потеряла свою корону в воде, но не хочет ее восстанавливать. Они женятся, и она мгновенно завоевывает расположение Аркеля, деда Голо и больного короля Аллемонда. Она влюбляется в Пеллеаса, брата Голо. Они встречаются у фонтана, где Мелизанда теряет обручальное кольцо. Голо с подозрением относится к возлюбленным, его сын Иньольд шпионит за ними и обнаруживает, что они ласкают его, после чего убивает Пеллеаса и ранит Мелизанду. Позже она умирает после рождения ненормально маленькой девочки.

Темы
Pelléas et Mélisande - иллюстрации Леона Спиллиэра (1903)

Эта пьеса рассказывает о знакомом треугольнике жены, мужа и любовника, заканчивающемся смертью обоих жена и любовница, наиболее известным примером которой является история Паоло и Франчески из Римини, представленная в двух очень успешных пьесах, также датированных 1890-ми годами, Габриэле Д'Аннунцио и английским драматургом Стивеном Филлипсом.

Но что отличает эту пьесу от других пьес с таким сюжетом, так это то, как Пеллеас и Мелизанда тянутся друг к другу непрозрачными и неопределенными чувствами, которые они не могут ни понять, ни выразить. В конце концов, в акте IV Мелизанда действительно говорит Пеллеасу, что любит его, но это подрывается в акте V, где она не осознает таких чувств: когда Голо спрашивает ее, любила ли она Пеллеаса «виноватой любовью», она не понимает вопрос. И это может быть первая пьеса в истории драмы, в которой героиня на смертном одре не подозревает, что умирает. Вся пьеса выражает ощущение, что люди не могут понять ни себя, ни друг друга, ни мир. Проблема не просто в человеческой слепоте, а в отсутствии фиксированной и поддающейся определению реальности. Это Метерлинк, открывший дорогу пьесам Сэмюэля Беккета. Удивительно, что он достигает этого в рассказе, основной сюжет которого - история женщины, мужа, любовника и неизбежной трагедии, которая в результате, - сам по себе настолько условен.

Ключевым элементом спектакля является установка, видимая в декорациях сцены или описываемая в диалоге. Действие происходит в древнем разрушающемся замке, окруженном густым лесом, который лишь изредка пропускает солнечный свет, и пещерами под ним, которые дышат зараженным воздухом и находятся под угрозой обрушения. Как отмечали многочисленные критики, все это символизирует доминирующую силу на протяжении всего действия судьбы (силы смерти, если хотите) фатальной для человечества.

Обратите внимание на роль воды, которая проявляется в нескольких формах на протяжении всей работы: Голо находит ее у ручья, Мелизанда прибыла в королевство морем, она теряет свое обручальное кольцо в фонтане, Голо и Пеллеас обнаруживают Вонючие воды под замком Аркеля, Мелизанда часто плачет и упоминает о своих слезах несколько раз. Более того, большинство имен персонажей содержат жидкие согласные : Пеллеас, Мелизанда, Аркель, Голо, Иньольд. Похоже, она связана с мифической фигурой Мелюзин из французского фольклора.

Премьера

Премьера «Пеллеас и Мелизанда» состоялась 17 мая 1893 в Bouffes-Parisiens под руководством Орельен Лунье-По. Лунье-По, возможно, черпая вдохновение из The Nabis, авангардистской группы художников-символистов, использовал очень мало света на сцене. Он также убрал рампы. Он накинул на сцену марлевую вуаль, придавая представлению сказочный и потусторонний эффект. Это была противоположность реализму, популярному в то время во французском театре.

Метерлинк так нервничал в ночь на премьеру, что не пришел. Критики высмеивали выступление, но коллеги Метерлинка восприняли его более положительно. Октав Мирбо, которому Метерлинк посвятил свою пьесу, был впечатлен работой, которая стимулировала новое направление в сценическом дизайне и театральном представлении.

В музыке

Пьеса легла в основу нескольких музыкальных произведений. Пожалуй, самой известной является опера (1902) с одноименным названием Клода Дебюсси. В 1898 году Габриэль Форе написал случайную музыку для представления пьесы в Лондоне и попросил Чарльза Коечлина оркестровать ее, из которой он позже извлек сюиту. История вдохновила Арнольда Шёнберга на раннюю симфоническую поэму Пеллеас и Мелисанда 1902–03 годов. Жан Сибелиус также написал к нему музыку в 1905 году; Раздел «У ворот замка» получил известность как авторская музыка программы BBC Небо ночью. В 2013 году Александр Деспла по заказу «Национального оркестра плательщиков Луары» сочинил Sinfonia Concertante для флейты с оркестром, вдохновленный «Пеллеасом и Мелизандой» Метерлинка.

Ссылки
На Викискладе есть материалы, связанные с Pelléas et Mélisande (Maeterlinck).
Последняя правка сделана 2021-06-01 07:50:26
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте