Всеволод Мейерхольд | |
---|---|
![]() | |
Родился | 9 февраля [ OS 28 января] 1874 г. Пензенская область, Российская Империя |
Умер | 2 февраля 1940 г. (1940-02-02)(65 лет) Москва, Российская СФСР, Советский Союз |
Национальность | русский |
Образование | Московский Художественный Театр |
Известен | Директор театра |
Движение | Символизм, Футуризм, Конструктивизм |
Супруг (а) | Ольга Мунт Зинаида Райх |
Покровитель (ы) | Вера Комиссаржевская |
Всеволод Эмильевич Мейерхольд ( русский : Всеволод Эмильевич Мейерхольд, латинизируется : Всеволода Èmíl'evič Mejerkhól'd, родился немецкий : Карл Теодор Kasimir Мейерхольда ; 9 февраля [ OS 28 января] 1874 г. - 2 февраля 1940) был русский и советский театральный режиссер, актер и театральный продюсер. Его провокационные эксперименты с физическим существом и символикой в нетрадиционной театральной обстановке сделали его одной из основополагающих сил современного международного театра. Во время Великой чистки Мейерхольд был арестован и подвергнут пыткам, но на следующий день, 2 февраля 1940 года, казнен.
Всеволод Мейерхольд родился Карл Казимир Теодор Мейерхольд в Пензе 28 января (9 февраля) 1874 года в семье русско-немецкого винодела Фридриха Эмиля Мейерхольда и его русско-голландской жены Элизабет Альвина Луитгард (урожденная ван дер Нис). Он был младшим из восьми детей.
После окончания школы в 1895 году Мейерхольд изучал право в Московском университете, но так и не получил диплома. Он разрывался между изучением театра или карьерой скрипача. Однако ему не удалось пройти прослушивание, чтобы стать вторым скрипачом в университетском оркестре, и в 1896 году он поступил в Драматическое училище Московской филармонии.
В свой 21 день рождения он перешел из лютеранства в православие и принял имя Всеволод как православное имя (в честь русского писателя Всеволода Гаршина, прозу которого Мейерхольд любил).
Мейерхольд начал сниматься в 1896 году в качестве студента театрального училища Московской филармонии под руководством Владимира Немировича-Данченко, соучредитель с Константином Станиславским в МХАТ. В МХТ Мейерхольд сыграл 18 ролей, таких как Василий Шуйский в « Царе Федоре Иоанновиче» и Иван Грозный в «Смерти Ивана Грозного» (обе - Алексея Толстого ). В 1898 году в первой успешной постановке первой пьесы Чехова « Чайка» Мейерхольд сыграл главную мужскую роль в паре с будущей женой Чехова Ольгой Книппер.
После ухода из МХТ в 1902 году, желая вырваться из очень натуралистичных постановок Станиславского и Немировича-Данченко «Отсутствующая четвертая стена», Мейерхольд участвовал в ряде театральных проектов как режиссер и актер. Каждый проект был ареной для экспериментов и создания новых постановочных приемов. Мейерхольд был одним из самых ярых сторонников символизма в театре, особенно когда он работал главным режиссером театра Веры Комиссаржевской в 1906–1907 годах. Примерно в это же время его снова пригласили в МАТ, чтобы продолжить свои экспериментальные идеи.
Мейерхольд продолжал театральное новаторство в течение десятилетия 1907–1917, работая с императорскими театрами Санкт-Петербурга. Он новаторски представил классические пьесы и поставил произведения противоречивых современных авторов, таких как Федор Сологуб, Зинаида Гиппиус и Александр Блок. В этих пьесах Мейерхольд пытался вернуть актерское мастерство к традициям комедии дель арте, переосмыслив их для современной театральной действительности. Его теоретические концепции «условного театра» были развиты в его книге « О театре» 1913 года.
В день, когда разразилась Февральская революция - 25 февраля по старому календарю, который тогда применялся в России, - постановка Мейерхольда « Маскарад » Михаила Лермонтова прошла генеральную репетицию в Александринском театре перед публикой, в которую входила поэтесса Анна. Ахматова. Тот вечер был охарактеризован как «последний акт трагедии старого режима, когда петербургская элита отправилась развлекаться на это великолепно роскошное представление посреди хаоса и неразберихи». Сергей Эйзенштейн, который тогда был подростком, но позже станет всемирно известным кинорежиссером, отчаянно хотел увидеть постановку, услышав, что в ней участвовали клоуны, но проехав через город, который был в агонии революции, было нелегко. разочарован, узнав, что Александринский был закрыт.
Мейерхольд был одним из первых выдающихся русских художников, приветствовавших большевистскую революцию, и одним из пяти из 120, которые приняли приглашение встретиться с новым наркомом просвещения Анатолием Луначарским в ноябре 1917 года (среди прочих были поэты Александр Блок и Владимир Маяковский. ) Он вступил в партию большевиков в 1918 году, едва избежав казни, когда во время гражданской войны его застали не на той стороне линии фронта. Он стал чиновником Театрального отдела (ТЭО) Комиссариата просвещения и просвещения. В 1918–1919 годах Мейерхольд заключил союз с начальником отдела Ольгой Каменевой. Вместе они пытались радикализовать российские театры, фактически национализировав их под контролем большевиков. Мейерхольд заболел туберкулезом в мае 1919 года и был вынужден уехать на юг. В его отсутствие глава Наркомата Анатолий Луначарский заручился разрешением Владимира Ленина пересмотреть политику правительства в пользу более традиционных театров и уволил Каменеву в июне 1919 года.
Вернувшись в Москву, Мейерхольд в 1920 году основал собственный театр, который с 1923 года до 1938 года назывался Театром Мейерхольда. Мейерхольд выступил против принципов театрального академизма, заявив, что они неспособны найти общий язык с новой реальностью. Приемы сценического конструктивизма и цирковых эффектов Мейерхольда были использованы в наиболее успешных его произведениях того времени. Некоторые из этих работ включен Эрдман «S Мандат, Маяковский Мистерия-буфф, Кроммелинк » s Le Magnifique Коки ( Великодушный рогоносец) и Александр Сухово-Кобылин «s Смерть Тарелкина. Маяковский несколько раз сотрудничал с Мейерхольдом и, как говорят, написал «Клопа» специально для него; Мейерхольд продолжал ставить спектакли Маяковского даже после самоубийства последнего.
Актеры, участвовавшие в постановках Мейерхольда, действовали по принципу биомеханики (лишь отдаленно относящемуся к современному научному использованию этого термина), системе актерской подготовки, которой впоследствии учили в специальной школе, созданной Мейерхольдом. Основополагающие принципы актерской техники Мейерхольда расходились с актерской концепцией американского метода. В то время как метод игры соединил персонажа с личными воспоминаниями актера, создав внутреннюю мотивацию персонажа, Мейерхольд соединил психологические и физиологические процессы. Он заставил актеров сосредоточиться на обучении жестам и движениям как способу физического выражения эмоций. Следуя примеру Константина Станиславского, он сказал, что эмоциональное состояние актера неразрывно связано с его физическим состоянием (и наоборот), и что можно вызывать эмоции в спектакле, тренируясь и принимая позы, жесты и движения. Он разработал ряд выражений тела, которые его актеры использовали для изображения определенных эмоций и персонажей. (Станиславский также расходился с актерской игрой Method, потому что, как и Мейерхольд, его подход был психофизическим.)
Мейерхольд дал толчок сценической карьере некоторых из самых выдающихся комедийных актеров СССР, в том числе Сергея Мартинсона, Игоря Ильинского и Эраста Гарина. Его производство ориентира Н.В.Гоголь «s Ревизора (1926) было описано следующим образом:
Энергичный, озорной, обаятельный Ильинский оставил свой пост нервному, хрупкому, внезапно замерзшему, гротескно озабоченному Гарину. Энергия сменилась трансом, динамика - статичностью, веселый шутливый юмор - горькой и мрачной сатирой.
Мейерхольд дал старт своему бывшему ассистенту « Пиковой дамы » Матвею Дубровину, который впоследствии создал свой театр в Ленинграде.
Осенью 1921 года Мейерхольд был назначен руководителем Государственных Высших театральных мастерских в Москве, где одним из первых его учеников был Сергей Эйзенштейн, который позже написал
Богоподобного, несравненного Мейерхольда, я тогда впервые увидел его и должен был поклоняться ему всю свою жизнь.
Но они поссорились, по-видимому, из-за того, что Эйзенштейн не отнесся к пожилому человеку с должным уважением, за что он был, как он выразился, «изгнан из Врат Небес». В своих фильмах Эйзенштейн использовал актеров, которые работали в традициях Мейерхольда. Он также отбирал актеров на основе того, как они выглядели и их выражения, и следовал стилизованным приемам игры Мейерхольда. В забастовке, например, буржуа всегда страдают ожирением, пьют, едят и курят, тогда как рабочие более спортивны. Для оригинальной постановки «Клопа» в феврале 1929 года Мейерхольд нанял молодого Дмитрия Шостаковича в качестве пианиста. Много лет спустя Шостакович, по общему мнению, вспоминал: «Сейчас невозможно представить, насколько популярен был Мейерхольд. Его знали все, даже те, кто не имел никакого интереса или связи с театром или искусством. В цирке клоуны всегда подшучивали над Мейерхольдом. за мгновенный смех в цирке, и они не будут петь частушки о людях, которых публика не узнает сразу. Они даже продавали гребни под названием Мейерхольд ».
В начале 1930-х годов Иосиф Сталин начал кампанию по принуждению советских художников к подчинению и принуждению их всех соблюдать правила «социалистического реализма», которые исключали авангардное искусство и эксперименты, а также любую форму искусства, которую считали «формалистической». в том, что художник уделял больше внимания форме произведения, чем его политическому посланию. После того как в январе 1936 года Шостаковича признали виновным в «формализме», Мейерхольд, очевидно, предположил, что вскоре станет мишенью, и в марте выступил с докладом под названием «Мейер против мейерхольдизма», в котором он сказал - как сообщается, аплодисменты », - что« путь к простоте нелегок. Каждый художник идет в своем собственном темпе, и они не должны терять своеобразную походку... Советский сюжет часто является дымовой завесой, скрывающей посредственность ». Год спустя, в апреле 1937 года, его жена, актриса Зинаида Райх, написала Сталину длинное письмо, в котором утверждала, что ее муж стал жертвой заговора троцкистов и бывших членов распущенного Союза пролетарских писателей России. На письмо не ответили. В декабре 1937 года соратник Сталина Лазарь Каганович пошел на спектакль в Театре Мейерхольда и с отвращением ушел. Театр был закрыт по приказу Политбюро 7 января 1938 года на том основании, что «Театр Мейерхольда на протяжении всего своего существования не мог освободиться от глубоко буржуазных формалистских позиций», его произведения были объявлены антагонистическими и чуждыми. Советские люди.
Больной Станиславский, который был директором оперного театра, ныне известного как Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, пригласил Мейерхольда в качестве своего ассистента - приглашение, которое удивило многих в Москве, учитывая их давние художественные различия. Станиславский умер вскоре после этого, в августе 1938 года. Его предсмертным желанием было: «Позаботьтесь о Мейерхольде; он мой единственный наследник в театре - здесь или где-нибудь еще». Мейерхольд руководил своим театром почти год и занимался постановкой премьеры оперы Сергея Прокофьева « Семен Котко», когда ему было поручено поставить спектакль в Ленинграде с участием 30 000 спортсменов. 17 июня 1939 года он выступил на конференции театральных режиссеров в присутствии Андрея Вышинского, государственного обвинителя, который председательствовал на печально известных московских показательных процессах. О его речи не сообщалось в советской прессе, что привело к сообщению, в котором он демонстративно заявил:
Если то, что вы в последнее время делали с советским театром, вы называете антиформализмом, если вы считаете то, что сейчас происходит на сценах лучших театров Москвы, достижением советского театра, то я бы предпочел то, что вы считаете формалистом... в охотничьем формализме вы устранили искусство.
Это из версии речи, написанной позже эмигрантским музыкантом Юрием Елагиным, из заметок, которые он сделал на конференции, но ее точность оспаривается. После выступления он вернулся в Ленинград и был арестован по прибытии 20 июня 1939 года. Вскоре после этого злоумышленники ворвались в его квартиру и несколько раз нанесли ножевые ранения его жене Зинаиде Райх, которая скончалась от полученных ран. Доставленный в штаб-квартиру НКВД в Москве и отданный в руки печально известного истязателя Льва Шварцмана, Мейерхольд сломался и признался в том, что является британским и японским шпионом. В последние дни своей жизни он написал письмо главе советского правительства Вячеславу Молотову, которое хранилось в архивах полиции, где оно было обнаружено после распада СССР журналистом Виталием Шенталинским. В нем он написал:
Следователи начали применять силу ко мне, больному 65-летнему мужчине. Меня заставили лечь лицом вниз и били по ступням и позвоночнику резиновым ремнем. Сажали на стул и били ногами сверху со значительной силой... В течение следующих нескольких дней, когда эти части моих ног были покрыты обширным внутренним кровотечением, снова били красно-сине-желтые синяки. с ремнем, и боль была настолько сильной, что казалось, будто на эти чувствительные участки поливают кипятком. Я выл и заплакал от боли. Они били меня по спине тем же резиновым ремнем и били по лицу, размахивая кулаками с огромной высоты... Невыносимая физическая и эмоциональная боль заставляла мои глаза плакать нескончаемыми потоками слез. Лежа на полу лицом вниз, я обнаружил, что могу извиваться, вертеться и визжать, как собака, когда ее хлестает хозяин... Когда я лег на койку и заснул после 18 часов допроса, чтобы вернуться Еще через час я проснулся от собственного стона и из-за того, что я дергался, как пациент на последней стадии брюшного тифа... «смерть, о, конечно же, смерть легче, чем эта!» - говорит себе допрашиваемый. Я начал ругать себя в надежде, что это, по крайней мере, быстро приведет к эшафоту.
Он был приговорен к расстрелу 1 февраля 1940 года и казнен на следующий день. Советский Верховный суд снял с него все обвинения в 1955 году, во время первой волны десталинизации.
Мейерхольд женился на своей первой жене Ольге Мунт в 1896 году, и вместе у них родились три дочери. Позже он познакомился с актрисой Зинаидой Райх, когда она начала у него учиться. Они полюбили друг друга, и он развелся со своей женой; Райх уже была в разводе и родила двоих детей. Они поженились в 1922 или 1924 году.
На английском:
Центр театрального искусства «Дом Мейерхольда» в Пензе.