Николай Эрдман

редактировать

Николай Робертович Эрдман (Русский : Николай Робертович Эрдман, IPA: (Об этом звуке слушай ); 16 ноября [OS 3 ноября] 1900, Москва - 10 августа 1970) был советским драматургом и сценаристом, прежде всего запомнившимся по работе с Всеволодом Мейерхольдом. в 1920-е гг. Его пьесы, в частности Самоубийство (1928), образуют связь в истории русской литературы между сатирической драмой Николая Гоголя и послевоенной Второй мировой войной Театр абсурда.

Содержание

  • 1 Молодость
  • 2 Работа с Мейерхольдом
  • 3 Репрессии
  • 4 Оттепель
  • 5 Источники
  • 6 Работы
  • 7 Внешние ссылки

Ранние годы

Эрдман родился в семье балтийских немцев происхождения и вырос в Москве. Его брат (1899–1960) был сценографом, познакомившим его с литературной и театральной средой Москвы. На юного Эрдмана особенно произвела впечатление гротескно-сатирическая поэзия Владимира Маяковского, которая, казалось, бросала вызов всем поэтическим условностям. Когда разразилась Гражданская война в России, он стал добровольцем Красной Армии..

Первое короткое стихотворение Эрдмана было опубликовано в 1919 году. Его самым длинным и оригинальным поэтическим произведением был «Автопортрет» (1922).. Как поэт, Эрдман присоединился к имажинистам, богемному движению, возглавляемому Сергеем Есениным. В 1924 году Эрдман выступил в роли «свидетеля защиты» в постановке. Он также является автором ряда остроумных пародий, которые ставились в театрах Москвы.

Работа с Мейерхольдом

В 1924 году Эрдман представил Мейерхольду свою первую крупную пьесу «Мандат». Молодой драматург умело использовал тему сорванной свадьбы, чтобы создать произведение, наполненное трагической абсурдностью. В своей адаптации пьесы Мейерхольд решил подчеркнуть манекеноподобное поведение персонажей Эрдмана, представив трагический финал, в котором обнаружилась «полная и катастрофическая потеря идентичности» со стороны его персонажей.

Мейерхольд, Маяковский и Эрдман.

Следующим сотрудничеством Эрдмана с Мейерхольдом стало «Самоубийство» (1928), «впечатляющая смесь смешного и возвышенного», общепризнанная как одна из лучших пьес, написанных в советский период. В основе пьесы лежит тема инсценировки самоубийства, которая была введена в русскую литературу Александром Сухово-Кобылиным в «Смерти Тарелкина» (1869) и исследована Лев Толстой в «Живом трупе» (1900).

У шедевра Эрдмана была извилистая история производства. Попытки Мейерхольда поставить пьесу были пресечены советскими властями. Театр Вахтангова также не смог преодолеть цензурные трудности. Наконец Константин Станиславский отправил Иосифу Сталину письмо, в котором сравнил Эрдмана с Гоголем и процитировал Максим Горький с увлечением пьесой. Разрешение на постановку спектакля было предоставлено, но его отозвала партийная комиссия Лазаря Кагановича накануне премьеры.

Репрессии

Его карьера в театре фактически застопорилась, Эрдман обратил свое внимание на кино. Он написал сценарии к нескольким немым фильмам, самым известным из которых был фильм Бориса Барнета Дом на Трубной. После того как актер Станиславского Василий Качалов бездумно прочитал Сталину сатирические басни Эрдмана во время ночной вечеринки в Кремле, судьба их автора была предрешена. Он был арестован при съемках своей первой попытки в мюзикле Веселые ребята и подвергся депортации в город Енисейск в Сибирь (1933). В следующем году ему разрешили переехать в Томск, где он смог устроиться на работу в местный театр.

Хотя ему не разрешили появляться в Москве, в 1930-е годы Эрдман посетил город нелегально. Во время одного из таких визитов он прочитал Михаилу Булгакову первый акт своей новой пьесы «Гипнотизер» (так и не дошедшей). Булгаков был настолько впечатлен его талантом, что обратился к Сталину с просьбой разрешить возвращение Эрдмана в столицу. Петицию проигнорировали, но сценарий Эрдмана комедии Волга-Волга был удостоен Сталинской премии за 1941 год.

В начале Второй мировой войны., Эрдман находился в Рязани со своим другом и соратником Михаилом Вольпиным, которого он знал еще со времен Маяковского. Поскольку оба мужчины были политическими заключенными, они не могли поступить в армию обычным образом. Вместо этого им пришлось ехать пешком до Тольятти, расстояние 600 километров, чтобы записаться в специальный отряд, открытый для бесправных лиц и бывших священников. В 1942 г. по протекции Лаврентия Берии Эрдман добился переезда в Москву для себя и Вольпина, и они потратили остаток войны на написание материала для Ансамбля песни и пляски Центрального клуба НКВД.

После войны он оставался вне театральных кругов. Не имея других средств к существованию, кроме кино, он обратился к самому аполитичному занятию, написанному для детских фильмов, таких как Джек Фрост и Это я нарисовал маленького человека, часто в соавторстве с Михаилом Вольпиным.

Оттепель

Эрдман жил в безвестности, когда в 1964 году Юрий Любимов пригласил его присоединиться к только что основанному Театру на Таганке. Хотя Любимов и Эрдман вместе работали над несколькими новыми постановками, стремясь возродить традиции Мейерхольда, только в 1990 году Любимову удалось поставить свою сценическую версию «Самоубийства».

Основная работа Эрдмана была запрещена в Советском Союзе до эпохи перестройки. Даже сравнительно ортодоксальный Московский Театр Сатиры (открытый в 1924 году постановкой рецензии Эрдмана «Москва с точки зрения...») не получил одобрения советской цензуры своей версии «Самоубийства».

Список литературы

  1. ^Юлия Листенгартен. Русский Tragifarce: его культурные и политические корни. Susquehanna University Press, 2000. ISBN 1-57591-033-0. Стр. 136.
  2. ^Основные пьесы Николая Эрдмана, изд. пользователя John Freedman. Рутледж (Великобритания), 1995. ISBN 3-7186-5582-9. Страница XV.
  3. ^Константин Арбенин, Жизнь и сказки Михаила Вольпина

Сочинения

  • Н. Эрдман. Пьесы. Интермедии. Письма. Документы. Воспоминания современников. Москва, 1990.
  • Н. Эрдман / А. Степанова, un amour en exil, переписка 1933-35, адаптация де Лары Суйе, перевод французского Эви Вартазармян. Triartis Editions, Париж, 2011.

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-31 09:46:02
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте