Анна Ахматова

редактировать
Русский поэт (1889-1966)
Анна Ахматова
Akhmatova in 1922 (Portrait by Kuzma Petrov-Vodkin) Ахматова в 1922 году (портрет Кузьмы Петрова- Водкин )
РодиласьАнна Андреевна Горенко. 23 июня [OS 11 июня] 1889. Одесса, Российская Империя (ныне Одесса, Украина )
Умер5 марта 1966 (1966-03-05) (76 лет). Москва, Советский Союз (ныне Москва, Россия )
ПрофессияПоэт, переводчик, мемуарист
НациональностьРусский / Советский
Литературный движениеАкмеизм
СупругНиколай Гумилев (1910-1918; в разводе). Владимир Шилейко (1918-1926; в разводе)
ПартнерНиколай Пунин (умер в трудовом лагере)
ДетиЛев Гумилев

Анна Андреевна Горенко (23 июня [OS 11 июня] 1889 - 5 марта 1966), лучше известна под псевдонимом Анна Ахматова (; Русский : А́нна Ахма́това, IPA: ), был одним из самых значительных русских поэтов 20 века. Она вошла в шорт-лист Нобелевской премии в 1965 году, а в следующем году получила вторые (три) номинации на эту премию.

Творчество Ахматовой варьируется от коротких лирических стихов до замысловатых циклов, таких как Реквием (1935–40), ее трагический шедевр о сталинском терроре. Ее стиль, характеризующийся экономичностью и эмоциональной сдержанностью, был поразительно оригинален и самобытен для современников. Сильный и чистый ведущий женский голос открыл новый аккорд в русской поэзии. Можно сказать, что ее творчество разделено на два периода - ранние работы (1912–25) и более поздние работы (примерно с 1936 года до ее смерти), разделенные на десятилетие сокращения литературной продукции. Ее работа осуждалась и подвергалась цензуре сталинистскими властями, и она известна тем, что решила не эмигрировать и осталась в Советском Союзе, выступая в качестве свидетеля событий. вокруг нее. Ее вечные темы включают размышления о времени и памяти, а также трудности жизни и письма в тени сталинизма.

Основные источники информации о жизни Ахматовой относительно скудны, поскольку война, революция и советский режим привели к уничтожению большей части письменных документов. Долгое время она находилась в официальной опале, и многие из близких ей людей погибли после революции. Первый муж Ахматовой, Николай Гумилев был казнен советской тайной полицией, а ее сын Лев Гумилев и ее гражданский муж Николай Пунин много лет провел в ГУЛАГе, где умер Пунин.

Содержание

  • 1 Ранняя жизнь и семья
  • 2 Серебряный век
  • 3 1920-е и 1930-е годы
  • 4 1939–1960
  • 5 Последние годы
  • 6 Работа и темы
    • 6.1 Культурное влияние
  • 7 Почести
  • 8 Избранные сборники стихов
    • 8.1 Издано Ахматовой
    • 8.2 Более поздние издания
  • 9 См. также
  • 10 Примечания
  • 11 Ссылки
  • 12 Источники
  • 13 Внешние ссылки

Молодость и семья

Ахматова родилась в [ук ], курортном пригороде Черноморского порта Одессы. Ее отец Андрей Антонович Горенко был украинским военно-морским инженером и происходил из знатной украинской казачьей семьи, а мать, Инна Еразмовна Стогова, была потомком русской знати, имевшей тесные связи с Киевом. Она писала:

Никто в моей большой семье стихов не писал. Но первая русская поэтесса Анна Бунина приходилась тётей моему дедушке Эразму Ивановичу Стогову. Стоговы были скромными помещиками в Можайском районе Московской губернии. Переехали сюда после восстания во времена Посадницкой Марфы. В Новгороде это была более богатая и знатная семья. Хан Ахмат, мой предок, однажды ночью был убит в своей палатке русским наемным убийцей. Карамзин сообщает нам, что это положило конец монгольскому игу на Руси. [...] Было хорошо известно, что этот Ахмат был потомком Чингиз-хана. В XVIII веке одна из Ахматовых княжон - Прасковья Егоровна - вышла замуж за богатого и знаменитого симбирского помещика Мотовилова. Егор Мотовилов был моим прадедом; его дочь Анна Егоровна была моей бабушкой. Она умерла, когда моей матери было девять лет, и меня назвали в ее честь. Из ее броши сделали несколько бриллиантовых колец и один изумруд. У меня тонкие пальцы, но ее наперсток мне не подошел.

Ее семья переехала на север, в Царское Село, около Св. Петербург, когда ей было одиннадцать месяцев. Семья жила в доме на углу улиц Широкой и Безымянного переулка (сегодня дома уже нет), проводя лето с 7 до 13 лет на даче недалеко от Севастополя. Она училась в Мариинской гимназии, переехав в Киев (1906–1010) и закончила там свое обучение после разлучения родителей в 1905 году. Она продолжила изучать право в Киевском университете Через год уехала изучать литературу в Санкт-Петербург.

Ахматова начала писать стихи в 11 лет, публиковалась в подростковом возрасте, вдохновившись поэтами Николаем Некрасовым, Жан Расин, Александр Пушкин, Евгений Баратынский и символисты ; однако ни один из ее молодых особей не выжил. Ее сестра Инна также писала стихи, хотя она не последовала этой практике и вышла замуж вскоре после окончания школы. Отец Ахматовой не хотел, чтобы под его «респектабельным» именем печатались какие-либо стихи, поэтому она предпочла использовать отчетливо татарскую фамилию своей бабушки «Ахматова» в качестве псевдонима.

Анна Ахматова с мужем Николай Гумилев и их сын Лев, 1915 год

Она познакомилась с молодым поэтом Николаем Гумилевым в канун Рождества 1903 года. Гумилев поощрял ее писать и преследовал с 1905 года, делая многочисленные предложения руки и сердца, начиная с 1905 года. В 17 лет в своем журнале «Сириус» она опубликовала свое первое стихотворение, которое можно было перевести как «На его руке вы можете увидеть множество сверкающих колец» (1907), подписав его «Анна» ГРАММ." Вскоре она стала известна в художественных кругах Петербурга, регулярно давая публичные чтения. В том году она без энтузиазма написала другу: «Он любит меня вот уже три года, и я верю, что это моя судьба быть его женой. Люблю я его или нет, я не знаю, но мне кажется, что я делаю. " В апреле 1910 года она вышла замуж за Гумилёва в Киеве; Однако на свадьбе никто из семьи Ахматовой не присутствовал. Пара провела медовый месяц в Париже, где она познакомилась и подружилась с итальянским художником Амедео Модильяни.

В конце 1910 года она приехала вместе с такими поэтами, как Осип Мандельштам и Сергей Городецкий сформировать Гильдию поэтов. Он продвигал идею ремесла как ключа к поэзии, а не к вдохновению или тайне, беря темы конкретного, а не более эфемерного мира символистов. Со временем они развили влиятельную акмеистскую школу антисимволизма, одновременно с ростом имажинизма в Европе и Америке. С первого года их брака Гумилев начал раздражаться из-за ограничений. Она написала, что он «потерял страсть» к ней и к концу того же года уехал в шестимесячную поездку в Африку.

Она «впервые почувствовала вкус славы», став известной, а не так много из-за ее красоты, но из-за ее сильного магнетизма и очарования, привлекающего очарованное внимание огромного количества мужчин, в том числе великих и хороших. Она вернулась навестить Модильяни в Париже, где он создал по меньшей мере 20 ее картин, в том числе несколько обнаженных.

Позже она завела роман со знаменитым поэтом-акмеистом Осипом Мандельштамом, чья жена Надежда Как позже заявила в автобиографии, она вовремя пришла простить Ахматову. Сын Ахматовой, Лев, родился в 1912 году и станет известным неоевразийцем историком.

Серебряный век

Анна Ахматова в 1914 году

В 1912 году Гильдия поэтов издала книгу стихов Ахматовой «Вечер» - первую из пяти за девять лет. Небольшой тираж в 500 экземпляров быстро разошелся, и она получила около десятка положительных отзывов в литературной прессе. Она проявляла строгий отбор для произведений - включая только 35 из 200 стихотворений, написанных ею к концу 1911 года (она отметила, что «Песня последней встречи» от 29 сентября 1911 года была ее 200-м стихотворением). Книга закрепила за ней репутацию молодой и яркой писательницы, стихи «Сероглазый король», «В лесу», «Над водой» и «Мне больше не нужны мои ноги, делающие ее знаменитой». Позже она написала: «Эти наивные стихи легкомысленной девушки почему-то тринадцать раз переиздавались [...] и вышли в нескольких переводах. Сама девушка (насколько я помню) не предвидела для них такой участи и использовались, чтобы скрыть номера журналов, в которых они впервые были опубликованы, под подушками дивана ».

Второй сборник Ахматовой,« Четки »(или Бусы - Четки), появился в марте 1914 г. и прочно утвердил ее как одну из самые популярные и востребованные поэты того времени. Тысячи женщин сочиняли стихи «в честь Ахматовой», подражая ее стилю и побуждая Ахматову воскликнуть: «Я научила наших женщин говорить, но не знаю, как заставить их замолчать». За аристократические манеры и артистическую целостность она получила титулы «Царица Невы» и «Душа Серебряного века », как этот период стал известен в истории русской поэзии. В «Поэме без героя», самом длинном и одном из самых известных из ее произведений, написанных много десятилетий спустя, она вспоминает это как благословенное время своей жизни.

Ахматова сблизилась с Борисом Пастернаком (который, хотя и был женат, но не раз делал ей предложения), и пошли слухи, что у нее роман с влиятельным лирическим поэтом Александром Блок. В июле 1914 года Ахматова писала: «Наступают страшные времена / Скоро свежие могилы покроют землю»; 1 августа Германия объявила войну России, что ознаменовало начало «черной бури» мировой войны, гражданской войны, революции и тоталитарных репрессий для России. Наступил Серебряный век близкий.

Портрет Анны Ахматовой работы Ольги Делла-Вос-Кардовской, 1914

Ахматова имела отношения с мозаичным мастером и поэтом Борисом Анрепом ; многие из ее стихов того периода посвящены ему, а он, в свою очередь, создал мозаику, в которой она изображена. Она отобрала стихи для своего третьего сборника «Белая стая» в 1917 году, том, который поэт и критик Иосиф Бродский позже охарактеризовал как сочинение личного лиризма, окрашенного «нотой контролируемого террора». Позже она была увековечена тем, что он описал ее как «страстную музу». Эссеист Джон Бейли описывает ее творчество в то время как «мрачное, скупое и лаконичное».

В феврале 1917 года революция началась в Петербурге (тогда называемом Петроградом); солдаты стреляли в марширующих демонстрантов, другие подняли мятеж. Они смотрели в прошлое, в котором будущее «гнило». В городе без электричества и канализации, без воды и еды они столкнулись с голодом и болезнями. Друзья Ахматовой погибли рядом с ней, а другие толпами уехали в более безопасные убежища в Европе и Америке, в том числе Анреп, сбежавший в Англию. У нее была возможность уехать, и она некоторое время обдумывала это, но решила остаться и гордилась своим решением остаться. :

Ты предатель, и для зеленого острова,. Предали, да, предал родную. землю,. забросил все наши песни и священные. иконы,. и сосну над тихим озером.

— Грин Айленд, пер. Джейн Кеньон

Ахматова писала о собственном искушении уйти:

Ко мне раздался голос. Он успокаивающе позвал.. Сказано: «Иди сюда,. Оставь свою глухую и грешную землю,. Оставь Россию навсегда,. Я смыву кровь с твоих рук,. Искоренить черный позор из вашего сердца,. [...] спокойно и равнодушно,. Я прикрыл уши руками,. Чтобы мой скорбный дух. не был запятнан этими постыдными словами.

— При самоубийстве боль, пер. Джейн Кеньон

На пике славы Ахматовой, в 1918 году, она развелась с мужем, и в том же году, хотя многие из ее друзей считали это ошибкой, Ахматова вышла замуж за известного ассириолога и поэта Владимира Шилейко. Позже она сказала: «Я чувствовала себя такой грязной. Я подумала, что это будет похоже на очищение, как поход в монастырь, зная, что ты потеряешь свою свободу ». Она начала отношения с театральным директором Михаилом Циммерманом и композитором Артуром Лурье, которые сочинили многие из ее стихов к музыке.

1920-е и 1930-е годы

В 1921 году бывший муж Ахматовой Николай Гумилев был привлечен к уголовной ответственности за его предполагаемую роль в монархическом анти- большевике заговор и в августе был расстрелян вместе с 61 другим. По словам историка Рейфилда, убийство Гумилева было частью государственного ответа на кронштадтское восстание. ЧК (тайная полиция) обвинил в восстании петроградскую интеллигенцию, что побудило старшего офицера ЧК Якова Агранова насильно извлечь имена «заговорщиков» у заключенного профессора, гарантируя им амнистию от казни. Гарантия Агранова оказалась бессмысленной. Он вынес приговор. десятки названных лиц насмерть, в том числе Гумилев. Максим Горький и др. Р.С. просил о снисхождении, но к тому времени, когда Ленин согласился на несколько помилований, осужденный был застрелен. Через несколько дней после его смерти Ахматова писала:

Ужас скребет все в темноте,. Лунный свет ведет к топору.. За стеной зловещий стук:. Призрак, вор или крыса...

Расстрелы оказали сильнейшее влияние на русскую интеллигенцию, уничтожив акмеист поэтическую группу и поставив клеймо на Ахматову и ее сына Льва (от Гумилева). Позднее арест Льва во время чисток и ужасов 1930-х годов был основан на том, что он был сыном своего отца. С новой марксистской точки зрения поэзия Ахматовой представляла собой интроспективную «буржуазную эстетику», отражающую лишь тривиальные «женские» заботы, не соответствующие этой новой революционной политике того времени. Она подверглась резкой критике со стороны государства, бывших сторонников и друзей, и ее сочли анахронизмом. В период, который она назвала «вегетарианскими годами», работа Ахматовой была неофициально запрещена постановлением партии от 1925 года, и ей было трудно публиковать, хотя она не прекращала писать стихи. Она сделала известные переводы произведений Виктора Гюго, Рабиндраната Тагора, Джакомо Леопарди и вела научную работу над Пушкиным и Достоевским.. Она работала критиком и публицистом, хотя многие советские и зарубежные критики и читатели пришли к выводу, что она умерла.

У нее было мало еды и почти не было денег; ее сыну отказали в доступе к учебе в академических учреждениях из-за предполагаемой антигосударственной деятельности его родителей. Влияние общенациональных репрессий и чисток оказало разрушительное воздействие на ее петербургский круг друзей, художников и интеллектуалов. Ее близкий друг и соратник поэт Мандельштам был депортирован, а затем заключен в трудовой лагерь ГУЛАГ, где он и умрет. Ахматовой чудом удалось избежать ареста, хотя ее сын Лев неоднократно подвергался тюремному заключению сталинским режимом по обвинению в контрреволюционной деятельности. Она часто часами стояла в очереди, чтобы доставить ему продукты и умолять его. Она описывает, как стояла возле каменной тюрьмы:

Однажды кто-то в толпе опознал меня. Позади меня стояла женщина с посиневшими от холода губами, которая, конечно, никогда раньше не слышала, чтобы меня называли по имени. Теперь она вышла из общего для всех нас оцепенения и спросила меня шепотом (все шептали): «Вы можете это описать?». И я сказал: «Могу».. Затем что-то вроде улыбки мимолетно проходила мимо того, что когда-то было ее лицом.

Ахматова писала, что к 1935 году каждый раз, когда она шла проводить кого-то на вокзал, когда они уходили в ссылку, она встречала друзей на каждом шагу, как и многие другие Этим же поездом уедут петербургские интеллектуалы и деятели культуры. В ее поэтических кругах Маяковский и Есенин покончили жизнь самоубийством и Марина Цветаева последовала за ними в 1941 году, после возвращения из ссылки.

Ахматова была гражданская жена Николая Пунина, искусствоведа и друга на всю жизнь, с которым она оставалась до 1935 года. Он также неоднократно попадал под стражу, умер в ГУЛАГе в 1953 году. трагический цикл Реквием документирует ее личный опыт того времени; как она пишет, "сто миллионов голосов кричат" через ее "измученный рот".

Семнадцать месяцев я умолял. вернуться домой.. Бросился к ногам палача.. Мой ужас, о мой сын.. И я не могу понять.. Теперь во всем вечная неразбериха.. Кто зверь, а кто человек?. Сколько времени до казни?

— Реквием, пер. В КАЧЕСТВЕ. Клайн, 2005

1939–1960

В 1939 году Сталин одобрил публикацию одного тома стихов «Из шести книг»; однако сбор был изъят и переработан всего через несколько месяцев. В 1993 году выяснилось, что власти прослушивали ее квартиру и держали ее под постоянным наблюдением, с этого времени ведя подробные досье на нее, накопив около 900 страниц «доносов, отчетов о прослушивании телефонных разговоров, цитат из писем, признаний близких людей». ей". Хотя официально работа Ахматовой подавлялась, она продолжала тайно распространяться. Близкий друг Ахматовой, летописец Лидия Чуковская описала, как писатели, работающие над сохранением поэтических посланий, использовали различные стратегии. Например, небольшой круг доверенных лиц будет запоминать работы друг друга и распространять их только устно. Она рассказывает, как Ахматова писала для посетителя свое стихотворение на клочке бумаги, чтобы его мгновенно прочитали, а затем сожгли в печи. Стихи были тщательно распространены таким образом, но вероятно, что многие из них были потеряны. «Это было похоже на ритуал», - писала Чуковская. «Руки, спички, пепельница. Ритуал красивый и горький».

Во время Второй мировой войны Ахматова стала свидетельницей 900-дневной блокады Ленинграда (ныне Санкт-Петербург). Петербург). В 1940 году Ахматова начала свою «Поэму без героя», закончив первый набросок в Ташкенте, но работала над «Поэмой» в течение двадцати лет и считала ее главным произведением своей жизни, посвящая ее " память его первой публики - моих друзей и сограждан, погибших в блокадном Ленинграде ». Она была эвакуирована в Чистополь весной 1942 года, а затем в более зеленый и безопасный Ташкент в Узбекистан вместе с другими художниками, такими как Шостакович. Во время отсутствия она серьезно заболела тифом (в молодости она страдала тяжелым бронхитом и туберкулезом ). Вернувшись в Ленинград в мае 1944 года, она пишет о том, как она была встревожена, обнаружив «ужасное привидение, притворившееся моим городом».

Если кляп ослепит мой измученный рот,. через который сотни миллионов человек кричите,.. тогда позвольте им молиться за меня, как я молюсь за них.

из Реквиема (1940).. Trans. Куниц и Хейворд

Она регулярно читала солдатам в военных госпиталях и на передовой; ее более поздние произведения кажутся голосами тех, кто боролся, и многих, кого она пережила. Она отошла от романтических тем к более разнообразным, сложным и философским произведениям, и некоторые из ее более патриотических стихов попали на первые полосы Правды.

. В 1946 году ЦК КПСС, действуя по приказу Сталина, начал официальную кампанию против «буржуазных», индивидуалистических произведений Ахматовой и сатирика Михаила Зощенко. Она была осуждена за визит либерального, западного, еврейского философа Исайи Берлина в 1945 году, и Андрей Жданов публично назвал ее «наполовину блудницей, наполовину монахиней», а ее произведение - «поэзией». о переутомленной леди из высшего сословия », ее работа - продукт« эротизма, мистицизма и политического безразличия ». Он запретил публикацию ее стихов в журналах Звезда и Ленинград, обвинив ее в отравлении умы советской молодежи. Ее слежка была усилена, и она была исключена из Союза советских писателей..

Берлин описал свой визит в ее квартиру: она была почти не обставлена ​​- практически все в ней, как я понял, было отобрано - разграблено или продано - во время осады... Величественная седая дама в белом платке, накинутом на плечи, медленно поднялась, чтобы поприветствовать нас. Анна Ахматова была безмерно величавой, с неторопливыми жестами, благородной головой, красивыми, несколько суровыми чертами лица и выражением безмерной печали.

Сын Ахматовой Лев был снова арестован в конце 1949 года и приговорен к 10 годам лишения свободы. сибирский лагерь. С этой целью она провела большую часть следующих лет, пытаясь добиться его освобождения, и впервые опубликовала откровенно пропагандистские стихи «Во славу мира» в журнале Огоньок, открыто поддерживая Сталина. и его режим. Лев оставался в лагерях до 1956 года, намного позже смерти Сталина, его окончательное освобождение могло быть вызвано совместными усилиями его матери. Бейли предполагает, что период ее просталинской работы, возможно, также спас ей жизнь; Примечательно, однако, что Ахматова никогда не упоминала эти материалы в своем официальном корпусе. Высокий авторитет Ахматовой среди советских поэтов постепенно признавался партийными чиновниками, ее имя больше не упоминалось только в язвительных контекстах, и в 1951 году ее снова приняли в Союз писателей, а после смерти Сталина в 1953 году снова признали полностью. пресса по-прежнему жестко контролировалась и подвергалась цензуре при Никите Хрущеве, перевод Ахматовой получил высокую оценку в публичном обзоре в 1955 году, а ее собственные стихи начали повторно появляться в 1956 году. В том же году Лев был освобожден из-под стражи. лагеря, озлобленный, полагая, что его мать больше заботилась о своих стихах, чем о нем, и что она не приложила много усилий для его освобождения. Статус Ахматовой был подтвержден к 1958 году, когда в 1961 году были опубликованы «Стихотворения», а затем «Стихотворения 1909–1960» (Стихотворения 1909–1960). Собрание сочинений 1909–1965 гг. самый полный том ее произведений за всю ее жизнь, хотя длинное осуждающее стихотворение Реквием, осуждающее сталинские чистки, явно отсутствовало. В то время Исайя Берлин предсказал, что в Советском Союзе он никогда не будет опубликован.

Последние годы

Земля, а не моя, все еще. навсегда запоминающаяся,. воды своего океана. прохладный и свежий... песок на дне белее мела,. и воздух опьянен, как вино,. позднее солнце обнажает. розовые ветви сосен... Закат в эфирных волнах:. Я не могу сказать, заканчивается ли день. или мир, или. секрет секретов снова во мне.

Земля не моя 1964.

В последние годы жизни Ахматовой она продолжала жить с семьей Пуниных в Ленинграде, продолжая переводить, исследовать Пушкина и писать собственные стихи. Хотя она все еще подвергалась цензуре, она была озабочена воссозданием произведения, которое было разрушено или подавлено во время чисток или которое представляло угрозу жизни ее сына в лагерях, например, потерянную полуавтобиографическую пьесу Enûma Элиш. Она работала над официальными мемуарами, планировала романы и работала над своей эпопеей «Поэма без героя», писала 20 лет.

Ахматова получила широкое признание в СССР и на Западе. В 1962 году ее посетил Роберт Фрост ; Исайя Берлин пытался навестить ее снова, но она отказала ему, опасаясь, что ее сын может быть повторно арестован из-за семейной связи с идейно подозрительным западным философом. Она вдохновляла и консультировала широкий круг ведущих молодых советских писателей. Ее дача в Комарово посещали такие поэты, как Евгений Рейн и Иосиф Бродский, которых она воспитывала. Бродский, арестованный в 1963 году и интернированный за социальный паразитизм, впоследствии получил Нобелевскую премию по литературе (1987) и стал поэтом-лауреатом (1991) как изгнание в США

Как одна из последних оставшихся крупных поэтов Серебряного века, она была недавно признана советскими властями прекрасным и верным представителем своей страны и позволила путешествовать. В то же время, благодаря таким произведениям, как Реквием, Ахматова провозглашалась дома и за рубежом как неофициальный лидер диссидентского движения и сама укрепляла этот образ. Она становилась представительницей Советского Союза и царской России, более популярной в 1960-х, чем когда-либо до революции, и эта репутация продолжала расти после ее смерти. К ее 75-летию в 1964 году были изданы новые сборники ее стихов.

Могила Анны Ахматовой, Комарово, Санкт-Петербург

Ахматова смогла познакомиться с некоторыми из своих дореволюционных знакомых в 1965 году, когда она была разрешено совершить поездку в Сицилию и Англию, чтобы получить приз Таормина и почетную докторскую степень Оксфордского университета в сопровождении ее пожизненный друг и секретарь Лидия Чуковская. Реквием Ахматовой на русском языке, наконец, появился в виде книги в Мюнхене в 1963 году, целиком произведение не публиковалось в СССР до 1987 года. Ее длинное стихотворение «Путь всей земли или Китежская женщина» было опубликовано полностью в 1965 году.

В ноябре 1965 года, вскоре после визита в Оксфорд, Ахматова перенесла сердечный приступ и была госпитализирована. Весной 1966 года она была переведена в санаторий в Москве и умерла от сердечной недостаточности 5 марта в возрасте 76 лет. Тысячи людей посетили две поминальные церемонии в Москве и Ленинграде. После того, как ее выставили в открытом гробу, она была похоронена на Комаровском кладбище в Санкт-Петербурге.

Исайя Берлин описал влияние ее жизни, как он это видел:

Широкое распространение Сегодняшнее поклонение ее памяти в Советском Союзе как художнице и непреклонному человеку, насколько мне известно, не имеет аналогов. Легенда о ее жизни и неуступчивым пассивного сопротивления к тому, что она считала недостойным своей страны и себя, превратил ее в фигуру [...] не только в русской литературе, но и в русской истории [двадцатого] века.

В 1988 году, чтобы отпраздновать 100-летие Ахматовой, Гарвардский университет провел международную конференцию, посвященную ее жизни и работе. Сегодня ее творчество можно увидеть в Литературно-мемориальном музее Анны Ахматовой в Санкт-Петербурге.

Произведения и темы

Поэма Ахматовой на стене в Лейдене

Ахматова присоединилась к группе поэтов Acmeist в 1910 году с такими поэтами, как Осип Мандельштам и Сергей Городецкий, работающий в ответ на символистскую школу, одновременно с ростом имажинизма в Европе и Америке. Он способствовал использованию ремесла и строгой поэтической формы вместо мистики или духовных подходов к композиции, отдавая предпочтение бетону над эфемерным. Ахматова смоделировала свои принципы письма с ясностью, простотой и дисциплинированной формой. Ее первые коллекции «Вечер» (1912) и «Розарий» (1914) получили признание критиков и сделали ее известной с самого начала ее карьеры. Они содержали короткие, психологически напряженные пьесы, известные своей классической дикцией, выразительными деталями и умелым использованием цвета. Вечер и ее следующие четыре книги были в основном лирическими миниатюрами на тему любви, пронизанными грустью.

Ее ранние стихи обычно изображают мужчину и женщину, вовлеченных в самый острый, неоднозначный момент их отношений, которым много подражали, а позже пародировали Набоков и другие. Критик Роберта Ридер отмечает, что ранние стихи всегда привлекали большое количество поклонников: «Ахматова смогла уловить и передать широкий спектр развивающихся эмоций, переживаемых в любовном романе, от первого трепета при встрече до усиливающейся любви, борющейся с ненавистью., и в конечном итоге к неистовой разрушительной страсти или полному безразличию. Но [...] ее поэзия знаменует собой радикальный разрыв с эрудированным, витиеватым стилем и мистическим изображением любви, столь типичным для таких поэтов, как Александр Блок и Андрей Белый. Ее тексты состоят из коротких отрывков простой речи, которые не образуют логической связной схемы. Вместо этого они отражают то, как мы на самом деле думаем, связи между образами эмоциональны, а простые повседневные предметы - обвинена в психологических ассоциациях. Как и Александр Пушкин, который во многом был ее моделью, Ахматова стремилась передать смысловые миры через точные детали ".

Ахматова часто жаловалась, что критики" были соединил ее "с их восприятием ее работы в первые годы романтической страсти, несмотря на серьезные изменения темы в более поздние годы" Террора ". Это произошло главным образом из-за секретности ее работы после публичной критики ее первых томов. Риски во время чисток были очень велики. Многие из ее близких друзей и родственников были сосланы, заключены в тюрьму или расстреляны; ее сын находился под постоянной угрозой ареста, она часто находилась под пристальным наблюдением. После художественных репрессий и публичного осуждения со стороны государства в 1920-х годах многие в литературных и общественных кругах дома и за рубежом думали, что она умерла. Читатели, как правило, не знали ее поздний опус, страстную страсть к Реквиему или «Поэме без героя» и другим ее резким произведениям, которые были доступны лишь немногим очень доверенным лицам или распространялись тайно из уст в уста ( самиздат ).

Между 1935 и 1940 годами Ахматова в тайне сочинила, обработала и переработала длинную поэму Реквием, лирический цикл стенаний и свидетелей, изображающий страдания простых людей под советским террором. Она носила его с собой, когда работала и жила в городах Советского Союза. Его явно не было в ее собрании сочинений, поскольку в нем явно осуждались чистки. Произведение на русском языке, наконец, появилось в виде книги в Мюнхене в 1963 году, целиком произведение не публиковалось в СССР до 1987 года. Оно состоит из десяти пронумерованных стихотворений, которые исследуют серию эмоциональных состояний, исследуя страдание, отчаяние, преданность, а не ясное повествование.. Библейские темы, такие как распятие Христа и опустошение Марии, Матери Иисуса и Марии Магделины, отражают разорение России, особенно свидетельствуя о мучениях женщин в 1930-х годах. Это в некоторой степени представляет собой отказ от ее собственных романтических работ, когда она взяла на себя публичную роль летописца террора. Эту роль она выполняет и по сей день.

Ее очерки о Пушкине и «Поэма без героя», ее самое длинное произведение, были опубликованы только после ее смерти. Это длинное стихотворение, написанное между 1940 и 1965 годами, часто критически оценивается как ее лучшее произведение, а также одно из лучших стихотворений ХХ века. В нем дается глубокий и подробный анализ ее эпохи и ее подхода к ней, в том числе важная встреча с Исайей Берлином (1909–1997) в 1945 году. Французский, английский, итальянский, армянский и корейский.

Культурное влияние

  • Переводы некоторых из ее стихотворений Бабет Дойч и Лин Гроб положены на музыку на альбоме 2015 года The Trackless Woods by Iris DeMent.
  • Анна Ахматова - главная героиня австралийского спектакля «Женщина в окне» Альмы Де Гроен, премьера которого состоялась в Fairfax Studio, Мельбурн, 1998 г.; Сидней: Currency Press, ISBN 978-0-86819-593-3.
  • Фарфоровая статуэтка: Анна Ахматова была на пике своей популярности в ознаменование ее 35-летия. На день рождения (1924 г.) фарфоровая фигурка, напоминающая ее в сером платье с цветочным узором, покрытом красным платком, производилась серийно. В последующие годы фигурка многократно воспроизводилась по разным поводам. Однажды в 1954 году, в день ее 65-летия, когда ее полностью признали и снова хвалили после смерти Сталина, и снова в 1965 году как дань уважения тому, что она попала в шорт-лист на Нобелевскую премию в 1965 году, а годом ранее ей исполнилось 75 лет. Это был последний раз, когда фарфоровая фигурка изготавливалась при ее жизни. Фигурка была настолько популярна, что после ее ухода была воспроизведена. И снова к тому, что ей исполнилось бы 85 лет в 1974 году и ее 100-летие в 1988 году, что сделало ее одной из самых популярных и широко доступных фарфоровых статуэток в СССР. После распада Советского Союза в 1993 году популярность Ахматовой и ее фарфоровой статуэтки резко возросла. Он снова был серийным, но уже в простом сером платье с желтой шалью. Сейчас ее фигура стоит почти в каждом постсоветском доме.
  • Некоторые из ее стихов положил на музыку композитор Инна Абрамовна Жванецкая.

Награды

Избранные сборники стихов

Изданы Ахматовой

  • 1912 г. Вечер / Вечер (Вечер).
  • 1914 Четки (Чётки)
  • 1917 Белая Стая
  • 1921 Подорожник (Придорожная трава / Подорожник). 60 страниц, опубликовано 1000 экземпляров.
  • 1921 Anno Domini MCMXXI
  • Рид - 2 тома избранных стихотворений (1924–1926) было собрано, но не опубликовано.
  • Неравномерно - составлено, но никогда не публиковался.
  • 1940 Из шести книг (Публикация приостановлена ​​вскоре после выпуска, копии распакованы).
  • 1943 г. Избранное Стихи Ташкент, под редакцией правительства.
  • Ива отдельно не издавалась
  • Седьмая книга - отдельно не издавалась;
  • Стихотворения 1958 г. (25000 экз.)
  • 1961 Стихотворения 1909–1960 гг. : 1909–1960)
  • 1965 Бег времени (Полет времени Собрание сочинений 1909–1965)

Поздние издания

  • 1967 Стихи Ахматовой. Эд. и Пер. Стэнли Куниц, Бостон
  • 1976 Анна Ахматова Избранные стихотворения. D.M. Thomas Penguin Books
  • 1985 Двадцать стихотворений Анны Ахматовой (транс Джейн Кеньон ); Пресса восьмидесятых и пресса союзников; ISBN 0-915408-30-9
  • Избранные стихотворения 1988 г. Пер. Ричард Маккейн; Bloodaxe Books Ltd; ISBN 1-85224-063-6
  • 2000 Полное собрание стихотворений Анны Ахматовой (пер. Джудит Хемшемейер; ред. Роберта Ридер); Zephyr Press; ISBN 0-939010-27-5
  • 2004 Слово, вызывающее поражение смерти: Стихи памяти (Анналы коммунизма) (перевод Нэнси Андерсон). Yale University Press. ISBN 0-300-10377-8
  • 2006 Selected Poems (trans D. M. Thomas); Penguin Classics; ISBN 0-14-042464-4
  • 2009 Selected Poems (trans. Walter Arndt); Overlook TP; ISBN 0-88233-180-9

See also

Notes

References

Sources

  • Akhmatova, Anna, Trans. Kunitz, Staney and Hayward, Max (1973) Poems of Akhmatova. Houghton Mifflin; ISBN 9780316507004
  • Akhmatova, Anna, Trans. Kunitz, Staney and Hayward, Max (1998) Poems of Akhmatova. Houghton Mifflin; ISBN 0-395-86003-2
  • Akhmatova, Anna (1989) Trans. Mayhew and McNaughton. Poem Without a Hero Selected Poems. Oberlin College Press; ISBN 0-932440-51-7
  • Akhmatova, Anna (1992) Trans. J. Herschemeyer The Complete Poems of Anna Akhmatova. Ed. R. Reeder, Boston: Zephyr Press; (2000); ISBN 0-939010-27-5
  • Feinstein, Elaine. (2005) Anna of all the Russias: A life of Anna Akhmatova. London: Weidenfeld Nicolson; ISBN 0-297-64309-6 ; Alfred A. Knopf, (2006) ISBN 1-4000-4089-2
  • Harrington, Alexandra (2006) The poetry of Anna Akhmatova: living in different mirrors. Anthem Press; ISBN 978-1-84331-222-2
  • Martin, Eden (2007) Collecting Anna Akhmatova, The Caxtonian, Vol. 4 April 2007 Journal of the Caxton Club ; accessed 31 May 2010
  • Monas, Sidney; Krupala, Jennifer Greene; Punin, Nikolaĭ Nikolaevich (1999), The Diaries of Nikolay Punin: 1904-1953, Harry Ransom Humanities Research Center Imprint Series, University of Texas Press; ISBN 9780292765894
  • Polivanov, Konstantin (1994) Anna Akhmatova and Her Circle, University of Arkansas Press; ISBN 1-557-28309-5
  • Reeder, Roberta. (1994) Anna Akhmatova: Poet and Prophet. New York: Picador; ISBN 0-312-13429-0
  • Reeder, Roberta. (1997) Anna Akhmatova: The Stalin Years Journal article by Roberta Reeder; New England Review, Vol. 18, 1997
  • Wells, David (1996) Anna Akhmatova: Her Poetry Berg Publishers; ISBN 978-1-85973-099-7

External links

Wikiquote has quotations related to: Anna Akhmatova
Wikimedia Commons has media related to Anna Akhmatova.

Последняя правка сделана 2021-06-11 16:13:17
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте