Сергей Эйзенштейн

редактировать
Сергей Эйзенштейн
Сергей Эйзенштейн 03.jpg Эйзенштейн, 1920-е годы
РодилсяСергей Михайлович Эйзенштейн. 22 января 1898 года (OS 10 января 1898 г.). Рига, Ливонская губерния, Российская Империя
Умер11 февраля 1948 г. (1948 г.) -02-11) (50 лет). Москва, РСФСР, Советский Союз
Место упокоенияНоводевичье кладбище, Москва
Годы активности1923–1946
Известные работы
Супруг (ы)Пера Аташева (имя при рождении Жемчужина Фогельман) 1934–1948, его смерть
НаградыСталинская премия (1941,1946)
Советский кинорежиссер

Сергей Михайлович Эйзенштейн (Русский : Сергей Михайлович Эйзенштейн, IPA:, tr. Serge y Михайлович Эйзенштейн; 22 января [OS 10 января] 1898 - 11 февраля 1948) был советским кинорежиссером и теоретиком кино, пионером в теория и практика монтажа. Он известен, в частности, своими немыми фильмами Забастовка (1925), Броненосец Потемкин (1925) и Октябрь (1928), а также а также исторические эпики Александр Невский (1938) и Иван Грозный (1944, 1958). В своем десятилетнем опросе 2012 года журнал Sight Sound назвал его «Броненосец Потемкин» 11-м величайшим фильмом всех времен.

Содержание
  • 1 Ранняя жизнь
  • 2 Образование
  • 3 Карьера
    • 3.1 Из театра в кино
    • 3.2 Путешествие в западную Европу
    • 3.3 Американские проекты
    • 3.4 Мексиканская одиссея
    • 3.5 Возвращение в Советский Союз
    • 3.6 Возвращение
    • 3.7 Трилогия Ивана
  • 4 Личная жизнь
  • 5 Смерть
  • 6 Теоретик кино
  • 7 Почести и награды
  • 8 Фильмография
  • 9 Библиография
  • 10 Ссылки
  • 11 Источники
  • 12 Документальные фильмы
  • 13 Снятые биографии
  • 14 Дополнительная литература
  • 15 Внешние ссылки
Ранняя жизнь
Молодой Сергей со своими родителями Михаилом и Юлией Эйзенштейн

Сергей Эйзенштейн родился 22 января 1898 года в Риге, Латвия (тогда часть Российской империи в провинции Ливония ), семье среднего класса. Его семья часто переезжала в его ранние годы, как и Эйзенштейн на протяжении всей его жизни. Его отец, знаменитый архитектор Михаил Осипович Эйзенштейн, родился в Киевской области в семье еврея, купца Осипа, и шведа <15.>мать.

Семья обратилась в Русскую Православную Церковь. Его мать, Юлия Ивановна Конецкая, была из русской православной семьи. Она была дочерью зажиточного купца. Юлия покинула Ригу в том же году, когда произошла русская революция 1905 года, взяв Сергея с собой в Санкт-Петербург. Ее сын время от времени возвращался, чтобы увидеть своего отца, который присоединился к ним примерно в 1910 году. Последовал развод, и Джулия покинула семью, чтобы жить во Франции. Эйзенштейн вырос как православный христианин, но позже стал атеистом.

Образование

В Петроградском инженерно-строительном институте Эйзенштейн изучал архитектуру и инженерное дело. профессия отца. В 1918 году он бросил школу и вступил в Красную Армию, чтобы служить в Русской революции, хотя его отец Михаил поддерживал противоположную сторону. Это привело его отца в Германию после поражения царского правительства, а Сергея в Петроград, Вологда и Двинск. В 1920 году Сергей был переведен на командную должность в Минске после успешной пропаганды Октябрьской революции. В это время он познакомился с театром Кабуки и изучал японский, выучив около 300 иероглифов, которые, по его словам, повлияли на его изобразительное развитие. 48>

Карьера

От театра к кино

С японским актером кабуки Саданджи Итикава II, Москва, 1928

Эйзенштейн переехал в Москву в 1920 году и начал свою карьеру. в театре работал в Пролеткульте, экспериментальном советском художественном учреждении, которое стремилось радикально изменить существующие художественные формы и создать революционную эстетику рабочего класса. Его спектакли там назывались «Противогазы, Слушай, Москва» и На всякого мудреца хватит глупости. Работал дизайнером у Всеволода Мейерхольда. Эйзенштейн начал свою карьеру теоретика в 1923 году, написав «Монтаж аттракционов» для художественного журнала LEF. Его первый фильм, Дневник Глумова (для спектакля «Мудрый человек»), также был снят в том же году с Дзигой Вертовым, первоначально нанятым в качестве инструктора.

Страйк (1925) был первым полнометражным художественным фильмом Эйзенштейна. Броненосец «Потемкин» (также 1925) получил признание критиков во всем мире. В основном благодаря этой международной известности, он затем смог поставить фильм Октябрь: десять дней, которые потрясли мир в рамках празднования десятой годовщины Октябрьской революции 1917 года, и затем Общая линия (также известная как Старая и Новая). В то время как критики за пределами Советской России хвалили эти работы, внимание Эйзенштейна в фильмах к структурным вопросам, таким как ракурсы камеры, движение толпы и монтаж привело его и других единомышленников, таких как Всеволод Пудовкин и Александр Довженко под обстрелом советского киносообщества. Это вынудило его опубликовать статьи с самокритикой и обязательством реформировать свое кинематографическое видение, чтобы оно соответствовало все более специфическим доктринам социалистического реализма.

Путешествие в Западную Европу

Осенью 1928 года, Октябрь все еще подвергался критике во многих советских кварталах, и Эйзенштейн покинул Советский Союз в поездке по Европе в сопровождении своего многолетнего сотрудника по фильму Григория Александрова и оператора Эдуарда Тиссе. Официально поездка должна была позволить троим познакомиться со звуковыми фильмами и лично представить себя как советских художников капиталистическому Западу. Однако для Эйзенштейна это была возможность увидеть пейзажи и культуры за пределами Советского Союза. Следующие два года он провел в поездках и читал лекции в Берлине, Цюрихе, Лондоне и Париже. В 1929 году в Швейцарии Эйзенштейн руководил созданием образовательного документального фильма об абортах, снятого Тиссе, под названием Frauennot - Frauenglück.

Американские проекты

Александров, Эйзенштейн и Тисс с Уолтом Диснеем в июне 1930 года.

В конце апреля 1930 года продюсер Джесси Л. Ласки от имени Paramount Pictures предложил Эйзенштейну снять фильм в Соединенных Штатах. Он принял краткосрочный контракт на 100000 долларов (1500000 долларов в долларах 2017 года) и прибыл в Голливуд в мае 1930 года вместе с Александровым и Тисс. Они написали сценарий на основе Теодора Драйзера, но американцы просто хотели видеть в них перебежчиков и людей, которые могли критиковать большевистскую систему.

Эйзенштейн предложил биографию торговца оружием Василия. Захарофф и киноверсия фильма Оружие и человек Джорджа Бернарда Шоу, а также более подробно разработанные планы фильма Золото Саттера автора Блез Сендрарс, но, по большому счету, не впечатлил продюсеров студии. Paramount предложила киноверсию фильма Теодора Драйзера Американская трагедия. Это взволновало Эйзенштейна, который прочитал и полюбил эту работу и однажды встретил Драйзера в Москве. Эйзенштейн закончил сценарий к началу октября 1930 года, но Paramount он не понравился, и, кроме того, их напугал майор Фрэнк Пиз, президент Голливудского института технического директора. Пиз, антикоммунист, развернул публичную кампанию против Эйзенштейна. 23 октября 1930 года по «обоюдному согласию» Paramount и Эйзенштейн объявили свой контракт недействительным, и стороне Эйзенштейна было предложено вернуть билеты в Москву за счет Paramount.

Эйзенштейн столкнулся с проблемой возвращения домой. неудача. Советская киноиндустрия решала вопрос о звуковом кино без него; кроме того, его фильмы, методы и теории, такие как его формалистическая теория кино, все чаще подвергались нападкам как «идеологические провалы». Многие из его теоретических статей того периода, такие как Эйзенштейн о Диснее, появились десятилетия спустя.

Эйзенштейн и его окружение провели много времени с Чарли Чаплином, который рекомендовал Эйзенштейну встретиться с сочувствующим благодетелем в лице американского социалистического писателя Аптона Синклера. Работы Синклера были приняты, широко читались в СССР и были известны Эйзенштейну. Эти двое восхищались друг другом, и между концом октября 1930 года и Днем Благодарения того же года Синклер добился продления срока отсутствия Эйзенштейна в СССР и разрешения на поездку в Мексику. Поездка в Мексику была для Эйзенштейна, чтобы снять фильм, продюсированный Синклером и его женой Мэри, а также тремя другими инвесторами, организованными как «Mexican Film Trust».

Мексиканская одиссея

Файл: Russische regisseur bezoekt ons land.ogv Play media Сергей Эйзенштейн посетил Роттердам в 1930 году

24 ноября 1930 года Эйзенштейн подписал контракт с трастом «на основании своего желания свободно руководить созданием картины согласно его собственные представления о том, какой должна быть мексиканская картина, и полная вера в художественную целостность Эйзенштейна ». В контракте оговаривалось, что фильм будет «неполитическим», что немедленно доступное финансирование поступило от Мэри Синклер в размере «не менее двадцати пяти тысяч долларов», а график съемок составлял «период от трех до четыре месяца », и, что наиболее важно:« Кроме того, Эйзенштейн соглашается с тем, что все фотографии, сделанные или снятые им в Мексике, все негативные фильмы и позитивные репродукции, а также все истории и идеи, воплощенные в указанной мексиканской картине, будут собственностью миссис Синклер.... «Дополнение к контракту разрешало, что« Советское правительство может бесплатно предоставить [законченный] фильм для показа в СССР » Как сообщается, было устно разъяснено, что ожидался фильм продолжительностью около часа.

К 4 декабря Эйзенштейн ехал в Мексику поездом в сопровождении Александрова и Тиссе. Позже он подготовил краткий синопсис шестисерийного фильма; в той или иной форме это станет окончательным планом, на котором он остановится для своего проекта. Название проекта «Que viva México!» Было принято спустя некоторое время. Находясь в Мексике, он общался с Фридой Кало и Диего Риверой ; Эйзенштейн восхищался этими художниками и мексиканской культурой в целом, и они вдохновили его называть свои фильмы «движущимися фресками». Левое киносообщество США с нетерпением следило за его прогрессом в Мексике, как это отражено в книге Криса Роба «Левый от Голливуда: кино, модернизм и появление радикальной кинокультуры в США».

После длительного отсутствия Иосиф Сталин отправил телеграмму, в которой выразил обеспокоенность тем, что Эйзенштейн стал дезертиром. Под давлением Эйзенштейн обвинил младшего брата Мэри Синклер, Хантера Кимбро, который был отправлен в качестве линейного продюсера, в проблемах с фильмом. Эйзенштейн надеялся оказать давление на Синклеров, чтобы они проникли между ним и Сталиным, чтобы Эйзенштейн мог закончить фильм по-своему. Разъяренный Синклер прекратил производство и приказал Кимбро вернуться в Соединенные Штаты с оставшимися кадрами фильма и трем советским властям, чтобы посмотреть, что они могут сделать с уже снятым фильмом; оценки протяженности этого диапазона: от 170 000 линейных футов без снятого Сольдадера до более 250 000 линейных футов.

Для незавершенных съемок «романа» Сольдадеры, без каких-либо затрат, Эйзенштейн получил 500 солдат, 10 000 орудий и 50 орудий из мексиканской армии, но это было потеряно из-за отмены производства Синклером. Когда Эйзенштейн прибыл на американской границе, а таможенный досмотр его стволу выявил эскизы и рисунки Иисус шаржи среди других непристойных порнографических материалов. Срок его повторной визы истек, и контакты Синклера в Вашингтоне не смогли обеспечить ему дополнительное продление. Эйзенштейну, Александрову и Тисс было разрешено после месяца пребывания на границе США и Мексики за пределами Ларедо, штат Техас, 30-дневный «проездной», чтобы добраться из Техаса в Нью-Йорк., а оттуда отправятся в Москву, а Кимбро вернулся в Лос-Анджелес с оставшимся фильмом.

Эйзенштейн совершил поездку по американскому югу по пути в Нью-Йорк. В середине 1932 года Синклерам удалось заручиться услугами Сола Лессера, который только что открыл свой дистрибьюторский офис в Нью-Йорке, Principal Distributing Corporation. Лессер согласился контролировать пост-продакшн над милями негатива - за счет Синклеров - и распространять полученный продукт. Два коротких художественных фильма и короткометражный - «Гром над Мексикой» по мотивам фильма «Магуэй», «Эйзенштейн в Мексике» и «День смерти» соответственно - были закончены и выпущены в США между осенью 1933 года и в начале 1934 года. Эйзенштейн никогда не видел ни одного фильма Синклера-Лессера, ни более позднего фильма его первого биографа, Мари Сетон, названного Время на солнце. в 1940 году. Он публично заявлял, что потерял всякий интерес к проекту. В 1978 году Григорий Александров выпустил - с тем же названием в нарушение авторских прав - свою версию, которая была удостоена Почетного Золотого приза на XI Московском международном кинофестивале в 1979 году. Позже, в 1998 году, Олег Ковалов отредактировал бесплатную версию фильма. фильм, назвав его «Мексиканская фантазия».

Возвращение в Советский Союз

Эйзенштейн 1939

Набег Эйзенштейна на Запад заставил стойкую сталинскую киноиндустрию взглянуть на него с подозрением, которое никогда полностью не исчезнет. Он, по-видимому, провел некоторое время в психиатрической больнице в Кисловодске в июле 1933 года, якобы в результате депрессии, вызванной его окончательным признанием того, что ему никогда не разрешат редактировать мексиканские кадры. Впоследствии он был назначен преподавателем в Государственный институт кинематографии, где он преподавал ранее, а в 1933 и 1934 годах отвечал за составление учебной программы.

В 1935 году Эйзенштейну назначили другой проект, Bezhin Meadow, но, похоже, фильм был поражен многими из тех же проблем, что и «Que viva México!». Эйзенштейн в одностороннем порядке решил снять две версии сценария: одну для взрослых и одну для детей; не удалось определить четкий график съемок; и снимали потрясающе, что привело к перерасходу средств и срыву сроков. Борис Шумяцкий, де-факто глава советской киноиндустрии, приостановил съемки и отменил дальнейшее производство. Что, казалось, спасло карьеру Эйзенштейна на этом этапе, так это то, что Сталин в конечном итоге занял позицию, согласно которой катастрофа на Бежинском лугу, наряду с рядом других проблем, с которыми в тот момент столкнулась отрасль, была связана не столько с подходом Эйзенштейна к кинопроизводству, сколько с руководителями, которые были якобы наблюдал за ним. В конечном итоге это легло на плечи Шумяцкого, который в начале 1938 года был осужден, арестован, предан суду и осужден как предатель и расстрелян.

Возвращение

Эйзенштейну удалось снискать расположение Сталина за «еще один шанс», и он выбрал из двух предложений биографический фильм о Александре Невском на музыку Сергея Прокофьева. На этот раз ему был назначен со-сценарист Петр Павленко, чтобы он принес законченный сценарий; профессиональные актеры на исполнение ролей; и помощник режиссера, Дмитрий Васильев, для ускорения съемок.

В результате получился фильм, хорошо принятый критиками как в Совете, так и на Западе, за который ему был вручен орден . Ленинской и Сталинской премией. Это была аллегория и строгое предупреждение против сосредоточения сил нацистской Германии, хорошо сыгранная и хорошо сделанная. По сценарию Невский произнес ряд традиционных русских пословиц, устно укореняя его борьбу с германскими захватчиками в русских традициях. Он был начат, завершен и размещен в прокате в течение всего 1938 года и представлял собой первый фильм Эйзенштейна почти за десятилетие и его первый звуковой фильм.

Через несколько месяцев после его выпуска Сталин вошел в пакт с Гитлером, и Александр Невский был незамедлительно снят с распространения. Эйзенштейн вернулся к преподаванию и был назначен на постановку пьес Рихарда Вагнера Die Walküre в Большом театре. После начала войны с Германией в 1941 году «Александр Невский» был переиздан с широким тиражом и получил международный успех. С приближением войны в Москве Эйзенштейн был одним из многих кинематографистов, эвакуированных в Алма-Ату, где он впервые задумал снять фильм о царе Иване IV. Эйзенштейн переписывался с Прокофьевым из Алма-Аты, и он присоединился к нему там в 1942 году. Прокофьев написал музыку к фильму Эйзенштейна Иван Грозный, а Эйзенштейн ответил взаимностью, создав декорации для оперной постановки. из Войны и мира, которые развивал Прокофьев.

Иван трилогия

Фильм Эйзенштейна Иван Грозный, часть I, представляющий Ивана IV России как национального героя, получил одобрение Сталина (и Сталинскую премию ), но продолжение, Иван Грозный, часть II, подверглось критике со стороны различных авторитетов и не было выпущено до 1958 года. из «Ивана Грозного», часть III, была конфискована, когда фильм был еще не закончен, и большая его часть была уничтожена, хотя есть несколько снятых сцен.

Личная жизнь
Режиссер Григорий Александров в ему 20 лет

В 1934 году в Советском Союзе Эйзенштейн женился на режиссере и сценаристе Пере Аташевой (урожденная Перл Моисеевна Фогельман; 1900 - 24 сентября. 1965). Были споры о сексуальности Эйзенштейна, когда фильм о гомосексуальности Эйзенштейна якобы столкнулся с трудностями в России. По словам кинокритика Виталия Вульфа, десятилетняя дружба Эйзенштейна - Александрова «до сих пор является предметом сплетен и сплетен, хотя нет никаких доказательств того, что у них были сексуальные отношения. Сам Александров относился к этим слухам спокойно: «Может, он был увлечен мной... Я никогда не был им увлечен». Эйзенштейн до конца своей жизни считал, что Александров предал его, когда женился Орлова."

Эйзенштейн признался в своей асексуальности своему близкому другу Мари Сетон : «Те, кто говорят, что я гомосексуалист ошибаются. Я никогда не замечал и не замечаю этого. Если бы я был гомосексуалистом, я бы сказал так прямо. Но все дело в том, что я никогда не испытывал гомосексуального влечения, даже к Грише, несмотря на то, что у меня есть некоторая бисексуальная тенденция в интеллектуальном измерении, как, например, Бальзак или Золя."

Смерть

Эйзенштейн перенес сердечный приступ 2 февраля 1946 года, и большую часть следующего года он выздоравливал. Он умер от второго сердечного приступа 11 февраля 1948 года, в возрасте 50 лет. Его тело лежало в Зале работников кино, прежде чем его нашли. кремировали 13 февраля, а его прах был захоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Теоретик кино

Эйзенштейн был одним из первых Теоретики кино. Он ненадолго посетил киношколу, основанную Львом Кулешовым, и оба были очарованы способностью редактирования создавать смысл и вызывать эмоции. Их отдельные произведения и фильмы - фундамент, на котором была построена советская теория монтажа, но они заметно различались в понимании ее основных принципов. Статьи и книги Эйзенштейна - особенно Film Form и The Film Sense - подробно объясняют значение монтажа.

Его сочинения и фильмы продолжали оказывать большое влияние на последующих режиссеров. Эйзенштейн полагал, что редактирование можно использовать не только для описания сцены или момента, посредством «связывания» связанных изображений, как утверждал Кулешов. Эйзенштейн считал, что «столкновение» кадров можно использовать для манипулирования эмоциями аудитории и создания метафор фильма. Он считал, что идея должна быть получена из сопоставления двух независимых кадров, привнося в фильм элемент коллажа. Он разработал то, что он назвал «методами монтажа»:

  1. Метрический
  2. Ритмический
  3. Тональный
  4. Овертональный
  5. Интеллектуальный

Эйзенштейн учил кино- делал во время своей карьеры в ГИКе, где писал учебные программы для курса директоров; его классные иллюстрации воспроизведены в «Уроках с Эйзенштейном» Владимира Нижнего. Упражнения и примеры для студентов были основаны на литературе по обработке, такой как Оноре де Бальзака Ле Пер Горио. Другой гипотезой была постановка гаитян борьбы за независимость, изображенная в «Черном консуле» Анатолия Виноградова, на которую также оказало влияние «Черное величество» Джона Вандеркука.

Уроки этого сценария углубились в характер персонажа. Жан-Жак Дессалин, воспроизводящий его движения, действия и драму, окружающую его. Помимо дидактики литературного и драматического содержания, Эйзенштейн преподавал технические приемы режиссуры, фотографии и редактирования, поощряя развитие у своих учеников индивидуальности, выразительности и творческих способностей. Педагогика Эйзенштейна, как и его фильмы, носила политический характер и содержала цитаты из Владимира Ленина, переплетенные с его учением.

В своих первых фильмах Эйзенштейн не использовал профессиональных актеров. Его рассказы избегали отдельных персонажей и касались широких социальных проблем, особенно классового конфликта. Он использовал группы как персонажей, и роли были заполнены неподготовленными людьми из соответствующих классов; он избегал использования звезд. Видение Эйзенштейном коммунизма привело его к конфликту с официальными лицами правящего режима Сталина. Как и многие большевистские художники, Эйзенштейн представлял себе новое общество, которое полностью субсидировало бы художников, освобождая их от ограничений боссов и бюджетов, оставляя им полную свободу творчества, но бюджеты и продюсеры были не менее важны для советского фильма. промышленность, как и весь остальной мир. Из-за начинающейся войны у разрушенной революцией и изолированной новой нации не было ресурсов для национализации своей киноиндустрии.

Почести и награды
Фильмография
Библиография
  • Избранные статьи в: Christie, Ян; Тейлор, Ричард, ред. (1994), The Film Factory: Russian and Soviet Cinema in Documents, 1896–1939, Нью-Йорк, Нью-Йорк: Рутледж, ISBN 0-415-05298- X.
  • Эйзенштейн, Сергей (1949), Форма фильма: Очерки теории кино, Нью-Йорк: Харткур ; перевод Джей Лейда.
  • Эйзенштейн, Сергей (1942), Фильм Sense, New York: Hartcourt; перевод Джей Лейда.
  • Эйзенштейн, Сергей (1959), Записки кинорежиссера, Паб. Дом иностранных языков; перевод X. Данко Онлайн-версия
  • Эйзенштейн, Сергей (1972), Que Viva Mexico !, Нью-Йорк: Арно, ISBN 978-0-405-03916-4.
  • Эйзенштейн, Сергей (1994), К теории Монтаж, Бри tish Film Institute.
На русском языке, есть в сети
  • Эйзенштейн, Сергей (1968), "Сергей Эйзенштейн" (избр. произв. в 6 тт), Москва: Искусство, Избранные статьи.
Литература
Источники
  • Антонио Сомайни, Эйзенштейн. Il cinema, le arti, il montaggio (Эйзенштейн. Кино, искусство, монтаж), Эйнауди, Турин 2011
Документальные фильмы
  • Тайная жизнь Сергея Эйзенштейна (1987) Джана Карло Бертелли
Биографии на пленках
  • Эйзенштейн (фильм) (2000) Ренни Бартлетта, «серия слабо связанных (и неравномерно сыгранных) театральных зарисовок, центральная тема которых - меняющиеся отношения режиссера с советским правительством,« сосредоточенные на »Эйзенштейне, политическом животном, гей человек, еврейская мишень и артистический бунтарь ».
  • Эйзенштейн в Гуанахуато (2015) Питер Гринуэй.
Дополнительная литература
Внешние ссылки
Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Сергеем Эйзенштейном
Последняя правка сделана 2021-06-08 00:46:56
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте