Николай Гоголь

редактировать

Николай Гоголь
Дагерротип Гоголя, сделанный в 1845 году Сергеем Львовичем Левицким (1819–1898) Дагерротип Гоголя, сделанный в 1845 году Сергеем Львовичем Левицким (1819– 1898)
РодилсяНиколай Васильевич Гоголь. (1809-03-20) 20 марта 1809 (OS ) / (1809-04-01) 1 апреля 1809 (NS ). Сорочинцы, Полтавская губерния, Российская Империя
Умер21 февраля 1852 года. Москва, Русский Империя
Место упокоенияНоводевичье кладбище
Род занятийДраматург, рассказчик, романист
ЯзыкРусский
НациональностьРоссийская Империя
Период1840–51

Подпись

Николай Васильевич Гоголь (; русский : Николай Васильевич Гоголь, тр. Николай Васильевич Гоголь, МПА: ; Украинский : Микола Васильович Гоголь, романизированный : Николай Васильевич Гоголь; 1 апреля [OS 20 марта] 1 809 - 4 марта [OS 21 февраля] 1852 г.) был русским романистом, новеллистом и драматургом украинского происхождения.

Согласно до Виссариона Белинского и Николая Чернышевского, Гоголь стал основоположником литературного направления «Естественной школы » 1840-х годов и оказал огромное влияние на русскую и мировая литература. Влияние Гоголя признали Михаил Булгаков, Федор Достоевский, Рюноске Акутагава, Фланнери О'Коннор, Франц Кафка и др.

Содержание
  • 1 Ранняя жизнь
  • 2 Литературное развитие
  • 3 Творческий упадок и смерть
  • 4 Стиль
  • 5 Политика
  • 6 Влияние и интерпретации
  • 7 Адаптации
  • 8 Наследие
  • 9 Библиография
  • 10 Примечания
  • 11 Цитаты
  • 12 Ссылки
  • 13 Внешние ссылки
Ранние годы

Гоголь родился на Украине Казачий город Сорочинцы, в Полтавской губернии Российской Империи. Его мать происходила от Леонтия Косяровского, офицера Лубенского полка в 1710 году. Его отец Василий Гоголь-Яновский, потомок украинского казачества (см. род Лизогубов ) и который умер, когда Гоголю было 15 лет, принадлежал к «мелкой шляхте», писал стихи на украинском и русском языках и был драматургом-любителем украинским языком. Как это было типично для левобережной украинской шляхты начала XIX века, семья говорила не только по-русски, но и по-украински. В детстве Гоголь помогал ставить украиноязычные пьесы в домашнем театре своего дяди.

В 1820 году Гоголь учился в высшем художественном училище в Нежине (ныне Нежинский Гоголевский государственный University ) и оставался там до 1828 года. Именно там он начал писать. Он не пользовался популярностью среди одноклассников, которые называли его своим «таинственным карликом», но с двумя или тремя из них у него сложились прочные дружеские отношения. Очень рано у него развился мрачный и скрытный характер, отмеченный болезненным самосознанием и безграничными амбициями. Столь же рано у него развился талант к мимикрии, который позже сделал его бесподобным читателем его собственных произведений и побудил его поиграть с идеей стать актером.

В 1828 году, окончив школу, Гоголь приехал в Санкт-Петербург, полный смутных, но ярко-амбициозных надежд. Он надеялся на литературную славу и привез с собой Романтическое стихотворение немецкой идиллической жизни - Ганса Кюхельгартена. Он издал ее за свой счет под именем «В. Алов». Журналы, в которые он ее отправлял, почти повсеместно высмеивали. Он купил все копии и уничтожил их, поклявшись никогда больше не писать стихов.

Гоголь был в контакте с «литературной аристократией», опубликовал рассказ Антона Дельвига в Северные цветы, был поднят Василием Жуковским и Петр Плетнев, а (в 1831 г.) был представлен Пушкин.

Литературное развитие
Обложка первого издания Государственного инспектора (1836 г.)

В 1831 году Гоголь выпустил первый том своих украинских рассказов (Вечера на хуторе близ Диканьки ), который сразу имел успех. В 1832 году он выпустил второй том, а в 1835 году - два тома рассказов под названием Миргород, а также два тома разной прозы под названием Арабески. В это время российские редакторы и критики, такие как Николай Полевой и Николай Надеждин увидели в Гоголе появление украинского, а не русского писателя, использующего его произведения для иллюстрации предполагаемых различий между русскими. и украинские национальные персонажи. Тематика и стиль этих ранних прозаических произведений Гоголя, а также его более поздней драмы были схожи с творчеством украинских писателей и драматургов, его современников и друзей, в том числе Григория Квитка-Основьяненко и Василий Нарежный. Однако сатира Гоголя была гораздо более изощренной и нетрадиционной.

В это время Гоголь пристрастился к украинской истории и попытался попасть на исторический факультет Киевского университета. Несмотря на поддержку Пушкина и Сергея Уварова, российского министра образования, его назначение было заблокировано киевским бюрократом на том основании, что Гоголь был неквалифицирован. Его художественный рассказ Тарас Бульба, основанный на истории украинского казачества, был результатом этого этапа в его интересах. В это время он также подружился с другим украинцем, историком и естествоиспытателем Михаилом Максимовичем.

. В 1834 году Гоголь стал профессором истории средневековья в Петербургском университете. работа, для которой он не имел квалификации. Он сыграл достаточно смехотворный спектакль, чтобы заслужить сатирическую трактовку в одном из его рассказов. После вводной лекции, состоящей из блестящих обобщений, которые «историк» предусмотрительно подготовил и выучил наизусть, он отказался от всяких претензий на эрудицию и преподавание, пропустил две лекции из трех, а когда все же появился, то пробормотал что-то невнятное сквозь зубы. На выпускном экзамене он сидел в полной тишине, обернув голову черным платком, имитируя зубную боль, в то время как другой профессор допрашивал студентов. «Это академическое предприятие оказалось неудачным, и он оставил свой стул в 1835 году.

Памятная доска. на своем доме в Риме

Между 1832 и 1836 годами Гоголь работал с огромной энергией, и хотя почти все его работы так или иначе имели свои истоки за эти четыре года общения с Пушкиным, он еще не решил, что его амбиции за это время российские критики Степан Шевырев и Виссарион Белинский, вопреки прежним критикам, переквалифицировали Гоголя из украинского писателя в русского. после представления в Санкт-Петербургском Государственном театре 19 апреля 1836 г. его комедии Государственный инспектор (Ревизор), что он окончательно поверил в свое литературное призвание. жестокая сатира на русский язык провинциальная бюрократия, была поставлена ​​только благодаря вмешательству императора Николай I.

С 1836 по 1848 год Гоголь жил за границей, путешествуя по Германии и Швейцарии. Гоголь провел зиму 1836–37 гг. В Париже, среди русских эмигрантов и польских ссыльных, часто встречаясь с польскими поэтами Адамом Мицкевичем и Богдан Залеский. В конце концов он поселился в Риме. Большую часть двенадцати лет, начиная с 1836 года, Гоголь был в Италии, и у него возникло преклонение перед Римом. Он изучал искусство, читал итальянскую литературу и развил страсть к опере.

Смерть Пушкина произвела на Гоголя сильное впечатление. Основным его произведением в годы после смерти Пушкина был сатирический эпос «Мертвые души». Параллельно работал над другими задачами - переделал Тарас Бульба и Портрет, завершил свою вторую комедию Женитьба (Женитба), написал отрывок и свой самый знаменитый рассказ "Шинель ".

В 1841 году первая часть Мертвых душ была готова, и Гоголь отвез ее в Россию для надзора за ее печатью. Оно появилось в Москве в 1842 г. под наложенным цензурой заглавием «Приключения Чичикова». Книга мгновенно завоевала его репутацию величайшего прозаика на этом языке.

Творческий упадок и смерть
Один из нескольких портретов Гоголя Федора Мёллера (1840)

После триумфа «Мертвых душ» современники Гоголя стали считать его великим сатирик, высмеивающий неблаговидные стороны Императорской России. Вряд ли они знали, что «Мертвые души» были лишь первой частью запланированного современного аналога Божественной комедии из Данте. Первая часть представляла собой Ад; вторая часть будет изображать постепенное очищение и преображение негодяя Чичикова под влиянием добродетельных мытарей и правителей - Чистилище.

В апреле 1848 года Гоголь вернулся в Россию из паломничества в Иерусалим и прошел его последние годы в беспокойном движении по стране. Посещая столицы, он останавливался у друзей, таких как Михаил Погодин и Сергей Аксаков. В этот период он также много времени проводил со своими старыми украинскими друзьями Максимовичем и Осипом Бодианским. Он укрепил свои отношения с старцем или духовным старцем Матвеем Константиновским, которого знал несколько лет. Константиновский, кажется, усилил в Гоголе страх погибели (проклятия), настаивая на греховности всей его творческой деятельности. Чрезмерные аскетические практики подорвали его здоровье, и он впал в состояние глубокой депрессии. В ночь на 24 февраля 1852 года он сжег некоторые из своих рукописей, которые содержали большую часть второй части «Мертвых душ». Он объяснил это ошибкой, розыгрышем, который над ним сыграл Дьявол. Вскоре после этого он лег спать, отказался от еды и умер от сильной боли через девять дней.

Гоголя перед похоронами оплакивали в Татианинском храме Московского университета, а затем похоронили в Даниловом монастыре, рядом со своим товарищем Славофилом Алексеем Хомяков. Его могила была отмечена большим камнем (Голгофа), увенчанным русским православным крестом. В 1931 году московские власти решили снести монастырь и перенесли останки Гоголя на Новодевичье кладбище.

могилу Гоголя на Новодевичьем кладбище Могилу Николая Гоголя после 2009 года на Новодевичьем кладбище в Москве, Россия

Его тело было обнаружено лежащим лицом вниз, что породило историю о том, что Гоголя похоронили заживо. Власти перенесли камень Голгофы на новое место захоронения, но сняли крест; в 1952 году Советы заменили камень бюстом Гоголя. Позже камень был повторно использован для могилы поклонника Гоголя Михаила Булгакова. В 2009 году в связи с двухсотлетием со дня рождения Гоголя бюст был перенесен в музей на Новодевичьем кладбище, а оригинал Голгофского камня был возвращен вместе с копией оригинального православного креста.

Первый Гоголь. памятник в Москве, памятник символисту на Арбатской площади, олицетворял скорее представление скульптора Николая Андреева Гоголя, чем настоящего человека. Открытая в 1909 году статуя получила похвалу Ильи Репина и Льва Толстого как выдающееся воплощение замученной личности Гоголя. Иосифу Сталину это не понравилось, и в 1952 году памятник был заменен более ортодоксальным соцреалистическим памятником. Чтобы спасти оригинальную работу Андреева от разрушения, потребовались огромные усилия; по состоянию на 2014 год он стоит перед домом, где умер Гоголь.

Стиль
Среди иллюстраторов «Мертвых душ» был Петр Соколов.

Д. С. Мирский охарактеризовал вселенную Гоголя как «один из самых чудесных, неожиданных - в самом строгом смысле оригинальных - миров, когда-либо созданных художником слова».

Другой важной характеристикой гоголевского творчества является его «импрессионистское» видение реальности и людей. Он видел, как внешний мир странным образом претерпел метаморфозы, и этот необычный дар особенно очевиден из фантастических пространственных преобразований в его готических рассказах «Ужасная месть » и «Заколдованное место ». Его картины природы - это странные груды деталей, наваленных деталями, что приводит к несвязанному хаосу вещей. Его люди - это карикатуры, нарисованные методом карикатуриста, который должен преувеличивать характерные черты лица и сводить их к геометрическому узору. Но эти карикатуры обладают убедительностью, правдивостью и неизбежностью, достигаемой, как правило, легкими, но определенными штрихами неожиданной реальности, которая, кажется, разоряет сам видимый мир. Согласно Андрею Белому, творчество Гоголя повлияло на возникновение готического романса и послужило предвестником абсурдизма и импрессионизма.

. реальность, которую видит зрелый Гоголь, выражается русским словом пошлость, что означает нечто похожее на «банальность, пошлость, неполноценность», моральное и духовное, распространенное в какой-то группе или обществе. Как и Стерн до него, Гоголь был великим разрушителем запретов и романтических иллюзий. Он подорвал русский романтизм, заставив царствовать пошлость там, где раньше было только возвышенное и прекрасное. «Для Гоголя характерно чувство безграничного излишества, которое вскоре обнаруживается как полнейшая пустота и богатая комедия, внезапно переходящая в метафизический ужас». В его рассказах часто переплетаются пафос и насмешка, а «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем » начинается веселым фарсом и заканчивается знаменитым изречением: «Скучно в этом мире, господа!»

Политика
Первый мемориал Гоголю в России (импрессионистическая статуя работы Николая Андреева, 1909). Более обычная статуя Гоголя в садах виллы Боргезе, Рим. Гоголь сжег рукопись второй части книги «Мертвые души» Ильи Репина Почтовая марка, Россия, 2009 г. См. Также: Гоголь в филателии, Русская Википедия

Это ошеломило Гоголя, когда критики истолковали Государственный инспектор как обвинительный акт царизма, несмотря на покровительство Николая I пьесе. Сам Гоголь, приверженец движения славянофилов, верил в боговдохновенную миссию как Дома Романовых, так и Русской Православной Церкви. Подобно Федору Достоевскому, Гоголь резко расходился с теми россиянами, которые проповедовали конституционную монархию и упразднение Православной церкви.

После защиты самодержавия, крепостного права и Православной церкви в своей книге «Избранные отрывки из переписки с друзьями» (1847) Гоголь подвергся нападкам со стороны своего бывшего покровителя. Виссарион Белинский. Белинский, первый русский интеллектуал, публично проповедовавший экономические теории Карла Маркса, обвинил Гоголя в предательстве своих читателей, защищая статус-кво.

Влияние и интерпретации

Еще раньше после публикации «Мертвых душ» Белинский признал Гоголя первым русскоязычным писателем-реалистом и главой Естественной школы, к которой он также отнес таких младших и менее значимых авторов, как Гончаров, Тургенев, Дмитрий Григорович, Владимир Даль и Владимир Соллогуб. Сам Гоголь скептически относился к существованию такого литературного движения. Хотя он узнал «нескольких молодых писателей», которые «проявили особое желание наблюдать реальную жизнь», он упрекнул их в недостаточной композиции и стиле их произведений. Тем не менее, последующие поколения радикальных критиков прославляли Гоголя (автора, в мире которого нос бродит по улицам российской столицы) как великого реалиста, и эта репутация была осуждена Британской энциклопедией как "торжество гоголевской иронии".

В период литературного модернизма возродился интерес и изменилось отношение к творчеству Гоголя. Одной из первых работ русского формализма была переоценка «Шинели» Эйхенбаумом. В 1920-е годы группа русских новеллеров, известная как Братья Серапионы, поместила Гоголя в число своих предшественников и сознательно стремилась подражать его приемам. Ведущие романисты того времени - а именно Евгений Замятин и Михаил Булгаков - также восхищались Гоголем и пошли по его стопам. В 1926 году Всеволод Мейерхольд поставил «Правительственный инспектор» как «комедию абсурдной ситуации», открыв очарованным зрителям развращенный мир бесконечного самообмана. В 1934 году Андрей Белый опубликовал самое тщательное исследование литературных приемов Гоголя до того времени, в котором он проанализировал цвета, преобладающие в творчестве Гоголя в зависимости от периода, его импрессионистическое использование глаголов, выразительную прерывность его глаголов. синтаксис, сложные ритмические образцы его предложений и многие другие секреты его ремесла. На основании этого произведения Владимир Набоков опубликовал сводный отчет о шедеврах Гоголя.

Дом в Москве, где умер Гоголь. В здании есть камин, в котором он сжег рукопись второй части Мертвых душ.

. Влияние Гоголя на русскую литературу сохранилось, однако различные критики по-разному оценили его произведения. Белинский, например, называл свои страшилки «умирающими, чудовищными произведениями», а Андрей Белый причислял их к своим наиболее стилистически смелым творениям. Набоков особенно восхищался «Мертвыми душами», «Ревизором» и «Шинель » как гениальными произведениями, провозгласив, что «когда, как в бессмертной« Шинели », Гоголь действительно позволил себе расслабиться и весело возился на траве. на грани своей личной бездны, он стал величайшим художником, которого когда-либо создавала Россия ». Критики традиционно интерпретировали «Шинель» как шедевр «гуманитарного реализма», но Набоков и некоторые другие внимательные читатели утверждали, что «дыры в языке» делают историю восприимчивой к интерпретации как сверхъестественную сказку о призрачном двойнике «маленького человека». ". Из рассказов все Гоголя, «Нос» упорно бросал вызов всех заумные интерпретаций: D.S. Мирский заявил, что это «игра, почти полная чепуха». Однако в последние годы «Нос» стал предметом нескольких интересных постмодернистских и постколониальных интерпретаций.

Творчество Гоголя также оказало большое влияние на нелитературную культуру России, и его рассказы неоднократно адаптировались в опере и кино. Русский композитор Альфред Шнитке написал гоголевскую сюиту из восьми частей как музыку к Государственному инспектору в исполнении пьесы и Дмитрий Шостакович сделал Нос своей первой оперой в 1930 году - своеобразный выбор темы для того, что должно было положить начало великой традиции советской оперы. Совсем недавно, чтобы отметить 200-летие со дня рождения Гоголя в 1809 году, знаменитый Театр ан дер Вин заказал музыку и либретто для полнометражной оперы о жизни Гоголя от русского композитора и писательницы Леры. Ауэрбах.

Некоторые критики обратили внимание на явный антисемитизм в сочинениях Гоголя, а также его современника, Федора Достоевского. Феликс Драйзин и Давид Гуаспари, например, в своей книге «Русская душа и еврей: очерки литературного этноцентризма» обсуждают «значение еврейских персонажей и негативный образ украинской еврейской общины в романе Гоголя« Тарас Бульба », указывая на привязанность Гоголя к антиеврейским предрассудкам, преобладающим в русской и украинской культуре ». В «Истории антисемитизма» Леона Полякова автор упоминает, что

«Янкель из Тараса Бульбы действительно стал архетипическим евреем в русской литературе. Гоголь изображал его в высшей степени эксплуататорским, трусливым и трусливым. отталкивающий, хотя и способный к благодарности. Но в рассказе кажется совершенно естественным, что он и его соратники утонули в Днепре казацкими князьями. Прежде всего, Янкель смешон, а образ ощипанного цыпленка Гоголь пользовался популярностью у великих русских авторов ».

Несмотря на то, что он изображал еврейских персонажей, Гоголь оставил сильное впечатление даже на еврейских писателей, унаследовавших его литературное наследие. Амелия Глейзер отметила влияние литературных нововведений Гоголя на Шолом-Алейхема, который

«предпочел смоделировать большую часть своего творчества и даже свою внешность на Гоголе... Что Шолом-Алейхем заимствовал у Гоголя. был сельским пейзажем Восточной Европы, который, возможно, был опасен, но мог объединить читателей силой коллективной памяти. Он также научился у Гоголя смягчать эту опасность с помощью смеха, и он часто переписывает еврейских персонажей Гоголя, исправляя антисемитские стереотипы и рассказывая история с еврейской точки зрения ».

Адаптации

BBC Radio 4 сняли серию из шести гоголевских рассказов под названием« Три ивана, две тети и шинель »(2002, адаптация Джима Пойзера) с Грифф Рис-Джонс и Стивен Мур. Адаптированные рассказы: «Два Ивана », «Шинель », «Иван Федорович Шпонька и его тётя », «Нос "," Таинственный портрет "и" Дневник сумасшедшего ".

Повесть Гоголя «Сочельник» была преобразована в оперную форму дважды Чайковским, сначала как Кузнец Вакула в 1874 году, затем как Царицыные туфли в 1885 г.; Римский-Корсаков также написал оперу, основанную на той же истории, в 1894 году. Эта история была также адаптирована для радио и транслировалась на BBC Radio 4 24 декабря 2008 года, а затем ретранслировалась на обоих Radio 4 и Radio 4 Extra в канун Рождества 2010, 2011 и 2015 годов;

Рассказ «Сочельник» также был адаптирован в 1961 году в фильме под названием Ночь перед Рождеством.

Повесть Гоголя «Вий» была экранизирована российскими кинематографистами четыре раза: оригинал Вий в 1967 году; фильм ужасов «Ведма» (он же «Сила страха») 2006 года; боевик-ужастик Вий 2014 г.; и фильм ужасов «Гоголь Вий», выпущенный в 2018 году. Он также был адаптирован в русскую видеоигру FMV «Вий: пересказанная история» (2004). За пределами России фильм послужил источником вдохновения для фильма Марио Бава Черное воскресенье (1960) и южнокорейского фильма ужасов Evil Spirit: Viy (2008).

Гоголевский рассказ «Портрет» превращается в художественный фильм Портрет художников Анастасии Елены Барановой и Елены Владимира Баранова.

Российское ТВ-3 В телесериале «Гоголь» Николай Гоголь является главным героем и представляет беллетризованную версию его жизни, в которой его история сочетается с элементами из его различных историй. С Гоголя вышли и в театральной постановке. Начало в августе 2017 года. Продолжение под названием Гоголь: Вий было выпущено в апреле 2018 года, а третий фильм Гоголь: Грозная месть дебютировал в августе 2018 года.

Повесть Гоголя «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем » была адаптирована в маратхи фильм «Катха Дон Ганпатраванчи» в 1996 году. Режиссер фильма - Арун Хопкар, диалоги Автор Сатиш Алекар. В фильме главные роли исполняли Дилип Прабхавалкар и Мохан Агаше.

Наследие

Гоголь много раз фигурировал на российских и советских почтовых марках; он также широко представлен на марках по всему миру. Несколько памятных монет были выпущены из России и СССР. В 2009 году Национальный банк Украины выпустил в обращение памятную монету , посвященную Гоголю. Именем Гоголя названы улицы в разных городах, в том числе в Москве, Софии, Липецке, Одессе, Миргороде, Краснодаре, Владимир, Владивосток, Пенза, Петрозаводск, Рига, Братислава, Белград, Харбин и многие другие города.

Гоголь несколько раз упоминается в произведениях Федора Достоевского Бедные люди и Преступление и наказание и Чехова. Чайка. По произведениям Гоголя снято более 135 фильмов, последний из которых - Девушка в белом халате (2011).

Главный герой романа Джумпа Лахири 2003 года Тезка и его фильма 2006 года назван в честь Николая Гоголя, потому что его отец выжил крушение поезда при сжимании экземпляра одной из книг Гоголя.

Одноименное стихотворение «Гоголь» поэт-дипломат Абхай К. относится к некоторым великим произведениям Гоголя, таким как «Нос "," Шинель "," Невский проспект ", Мертвые души и Государственный инспектор.

Панк-группа Гоголь Борделло берет свое имя от Гоголя; он оказывает идеологическое влияние на группу, потому что он «ввел» украинскую культуру в российское общество, что Гоголь Борделло намеревается сделать с цыганской / восточноевропейской музыкой в ​​англоязычном мире.

Библиография
Заметки
Цитаты
Ссылки
Внешние ссылки
Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Николаем Гоголь
Викиисточник имеет оригинальные произведения, написанные или о:. Николаем Гоголем
Последняя правка сделана 2021-05-31 09:46:18
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте