Смерть Ивана Грозного

редактировать
Смерть Ивана Грозного
Иван Грозный cover.jpg FBKitto, Лондон, 1869
АвторАлексей Константинович Толстой
Дата премьеры1867
Место премьерыАлександринский театр, Санкт-Петербург
Язык оригиналаРусский
ЖанрИсторическая драма

Смерть Ивана Грозного (рус. : Смерть Иоанна Грозного, романизированный : Смерть Иоанна Грозного) - историческая драма Алексей Константинович Толстой написано в 1863 году и впервые опубликовано в январском 1866 номере журнала Отек. государственные записки журнал. Это первая часть трилогии, за которой следует Царь Федор Иоаннович и завершается Царь Борис. Все три спектакля были запрещены цензором . Он драматизирует историю Ивана IV Русского и написан пустым стихом. На Толстого оказали влияние работы Уильяма Шекспира в написании трилогии, которая легла в основу его репутации как писателя в России своего времени и как драматурга по сей день.

Содержание
  • 1 Предпосылки
    • 1.1 Источники
      • 1.1.1 Неточности и изобретения
  • 2 История производства
  • 3 Ссылки
  • 4 Источники
  • 5 Внешние ссылки
Предпосылки

В в начале 1863 г. Алексей Толстой сообщил Якову Полонскому в письме из Дрездена, что работает над «большим стихотворением в стихах« Смерть Иоанна Грозного… »Два его акта заканчиваются и, как мне говорят, хорошие », - добавил он. Ухудшение здоровья препятствовало творческому процессу, но третий акт был завершен к лету того же года, и в конце 1863 года пьеса была практически готова.

Некоторые детали первоначального проекта пьесы были изменены. прослеживается в переписке Толстого с Каролиной Павловой, которая переводила текст на немецкий и ее просили внести изменения в соответствии с теми изменениями, которые Толстой вносил в свой первоначальный текст. Некоторые сцены, исключенные автором из окончательной версии пьесы, выглядели значительными, одна из них - беседа Бориса Годунова с цариной Анастасией Романовной о предоставлении ему права опеки над Дмитрием после смерти Иоанна и Федора соответственно. Также вырезана сцена разговора Годунова с няней Дмитрия. Оба, по мнению Толстого, осаждали царя Федора Иоанновича, вторую пьесу трилогии, и оба вошли в нее позже, хотя, как заметили критики, некоторые фрагменты, о которых можно было бы сказать точно так же, были сохранены в оригинале. текст.

Готовясь к первому отдельному выпуску пьесы, вышедшему в ноябре 1866 года, Толстой снова внес изменения. В журнальной версии в обеих сценах первого акта нет упоминания о переговорах с британским послом. Финальные слова Захарьина («Простите нас всех! Вот цена, которую мы должны заплатить за единовластие, за собственную коррупцию») также впервые появились в книжной версии, резюмируя, очевидно, главную идею драмы. Толстой прислушивался к чужому мнению, которое становилось ему известно. В пятом акте он отбросил несколько архаизмов, а также несколько куплетов скоморохов, чтобы избежать нежелательного комического эффекта.

Источники

Иван Грозный Виктор Васнецов, 1897

Основным источником для Толстого при работе над драмой (как и всей трилогией) была «История государства Российского» Николая Карамзина. Весь Акт 1 основан на одном небольшом фрагменте в томе IX, описывающем чувства Иоанна после убийства его сына, его отказ от престола, реакцию бояр на это и его согласие на (как он выразился) «нести это бремя правления еще какое-то время». Детали этого фрагмента Истории были расширены Толстым до полноценных сцен: Захарьев обращается к боярам, ​​Иоанн размышляет о возможности принятия схемной присяги, его разговор с боярами. Рассказ вестника в сцене 2, действие 1 был основан на описании Карамзиным псковской осады, из которого Толстой взял множество деталей, соединив их в хронологическом порядке. Сцена Гарабурды (исключительно важная для структуры пьесы, согласно авторскому «Производственному плану») полностью вымышлена, но опять же, некоторые детали заимствованы у Карамзина (переговоры Михаила Гарабурды с Грозным в 1573 году и другие).

Помимо «Истории Карамзина» Толстой использовал, хотя и в меньшей степени, «Сказки князя Курбского», изданные в 1831 г. Н. Устряловым. Письма Курбского в сцене 2, акте 1 представляют собой мозаику его настоящих писем, из которых письмо 1679 года занимает наиболее заметное место. В четвертом акте при чтении синодального текста Ивана Грозного цитируется реальный документ. Главные герои спектакля - исторические личности, большинство второстепенных (слуги, стольники) - вымышленные. Заметным исключением является псковский вестник, фигура которого фигурирует в исторических хрониках. У членов Боярской думы есть имена реальных людей, за исключением Сицкого, полностью вымышленного.

Неточности и выдумки

По Толстому, действие драмы происходит в 1584-м году. о смерти Иоанна. Но убийство Иваном сына, отречение от престола, осада Пскова, пожар в Александровской слободе - все это относится ко второй половине 1581 года. Толстой много импровизировал, когда дело касалось мотивов и подводных течений, иногда создавая связи между вещами, которые историки считали несвязанными. Сильно увеличив историческую роль Бориса Годунова, он заставил его принять участие в нескольких событиях, не имевших отношения. По словам И.Ямпольского, выступление Бориса в Думе, столкновение с Сицким, обращение к царю Ивану от имени Думы с просьбой о его возвращении на престол, его противодействие женитьбе монарха на принцессе Гастингс и его нежелание поддерживать для царицы Марии совет Ивана Федору всегда прислушиваться к тому, что скажет Борис, - все это были художественные изобретения автора.

Идея разложить это в трилогию пришла к Толстому, когда он работал над царем Федором Иоанновичем, но, как отмечает И.Ямпольский, «Смерть Иоанна Грозного» производит впечатление, что какое-то будущее развитие характера Годунова уже было на уме у автора. На это тоже указывает появление в пьесе Михаила Битяговского, фигура, которая, согласно историческим источникам, выйдет на сцену много лет спустя. Кроме того, Толстой создал новые логические нити между участием Битяговского в конфликте между Борисом и боярами, его агитацией народа против Шуйского и Бельского - с убийством Дмитрия.

История производства

Впервые «Смерть Ивана Грозного» была поставлена ​​в Александринском театре в Санкт-Петербурге в 1867. Он не увенчался успехом из-за того, что главная роль была отдана комедийному актеру.

Всемирно известный МХТ начал свой второй сезон постановкой спектакля, который открылся 29 сентября 1899 года. Его поставил выдающийся театральный деятель Константин Станиславский, который также первоначально играл главную роль. Когда Станиславский заболел после нескольких первых спектаклей, его заменил Всеволод Мейерхольд.

В 1904 году пьеса получила первую нью-йоркскую постановку, которая открылась 1 марта в Новом Амстердамском театре. Бродвей в переводе С. Р. ДеМайсснер.

Ссылки
Источники
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-10 07:15:36
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте