Герметизм в поэзии или герметическая поэзия - это форма малоизвестной и сложной поэзии, как и в школе символистов, в которой язык и образы субъективны, а внушающая сила звука слов так же важна, как и их значение. Название отсылает к мифическому Гермесу Трисмегисту, предполагаемому автору мистических доктрин, составленных в неоплатонической традиции.
Герметизм оказал влияние на Ренессанс, после того как эти неоплатонические тексты перевел Марсилио Фичино. В рамках Novecento Italiano герметическая поэзия стала итальянским литературным движением в 1920-х и 1930-х годах, которое развивалось между двумя мировыми войнами. Основные черты этого движения заключались в сведении к основам, отмене знаков препинания и кратких синтетических композициях, иногда приводящих к коротким произведениям всего из двух или трех стихов.
Термин ermetismo был придуман в итальянском литературным критиком (хотя и с очень общим и поверхностным оттенком) в 1936 году и напоминает мистическую концепцию поэтического слова, поскольку оно делает ссылка на легендарную фигуру Гермеса Трисмегиста (Трижды Великого Гермеса), восходящая к эллинистическим временам, с такими произведениями, как Асклепий и Corpus Hermeticum приписывается ему. В том же 1936 году итальянский поэт Карло Бо опубликовал эссе в литературном журнале Il Frontespizio под названием «Letteratura come vita (Литература как образ жизни)», содержащим теоретико-методологические основы герметической поэзии.
герметический поэт и лауреат Нобелевской премии Сальваторе КвазимодоТаким образом, в литературном плане термин герметизм выделяет тип поэзии, имеющий близкий (т. Е. герметический, скрытый, запечатанный) характер, сложный по своей конструкции и обычно достигается последовательностью аналогий, трудно интерпретируемых.
В основе движения, созданного по образцу великих французских декадентов поэтов Малларме, Рембо и Верлен - группа итальянских поэтов, называемых герметиками, которые следовали стилю Джузеппе Унгаретти и Эудженио Монтале.
Отвергая любые прямые социальная и политическая вовлеченность, чтобы отделиться от фашистской культуры, герметическая группа использовала сложный и закрытый стиль в аналогичной форме с постоянным эмоциональным самоанализом. Среди этих молодых интеллектуалов некоторые заняли решительную антифашистскую позицию: Романо Биленчи, Элио Витторини, Альфонсо Гатто и Васко Пратолини - главные диссиденты. «Традиция - лучший союзник герметизма».
Герметическая поэзия противостоит словесным манипуляциям и легкости массовой коммуникации, которые начали иметь место в диктаторские годы Европы, с усилением промывания мозгов пропаганда нацистских - фашистских режимов. Таким образом, поэзия замыкается в себе и берет на себя задачу вернуть смысл словам, возвращая им их семантическое значение, используя их только в случае крайней необходимости.
Герметические поэты преследуют идеал " чистая поэзия », существенное произведение, не имеющее образовательных целей. Их центральная тема - отчаянное чувство одиночества, которое испытывает современный человек, утративший древние ценности и мифы романтического и позитивистского общества, больше не сохраняя никаких убеждений. Человек живет в непонятном мире, опустошенном войнами и порабощенном диктатурами, поэтому поэт имеет разочарованное видение жизни без иллюзий и отвергает слово как акт общения, чтобы придать ему только вызывающий смысл. Итак, герметическая поэзия - это поэзия настроений, внутренней рефлексии, выраженной приглушенным и задумчивым тоном, через изысканный и вызывающий воспоминания язык, скрывающий прямые намеки на переживание в игре аллюзий.
Чтобы описать мимолетный ход человеческой жизни, Квазимодо написал знаменитую герметическую поэму «Ed è subito sera»:
Герметические поэты черпали вдохновение из второй книги Унгаретти, Sentimento del Tempo («Ощущение Время », 1933), с его сложными аналогиями: таким образом, можно рассматривать Унгаретти как первого представителя герметизма.
В области герметической литературной критики Карло Бо был ее главным интерпретатором с его дискурсом La letteratura come vita («Литература как образ жизни») 1938 года, где он писал фактический герметический манифест, описывающий поэзию как момент Абсолюта. Среди других критиков и теоретиков следует упомянуть Лучано Анчески и Марио Лузи.
Во второй половине 1930-х годов во Флоренции возникла важная герметическая группа., вокруг итальянских журналов Il Frontespizio и Solaria, которые были вдохновлены работами Джузеппе Унгаретти, Сальваторе Квазимодо и прямо упоминались к европейскому символизму, также приближающемуся к более поздним движениям, таким как сюрреализм и экзистенциализм.