Полное имя | Equipe Ligier |
---|---|
База | Vichy (1976 –1988) и Маньи-Кур (1989–1996), Франция |
Основатель (и) | Ги Лижье |
Известный персонал | Кен Андерсон. Лоик Бигуа. Флавио Бриаторе. Сирил де Рувр. Фрэнк Дерни. Ричард Дивила. Жерар Дукаруж. Клод Галопин. Том Уокиншоу |
Известные водители | Жак Лаффит. Патрик Депайлер. Джеки Икс. Дидье Пирони. Эдди Чивер. Андреа де Сезарис. Рене Арну. Стефан Йоханссон. Тьерри Бутсен. Мартин Брандл. Марк Бланделл. Агури Сузуки. Оливье Панис |
Следующее имя | Prost Grand Prix |
Formula One Карьера на чемпионате мира | |
Первая запись | Гран-при Бразилии 1976 года |
Участие в гонках | 134>332 записи (326 запусков)|
Двигатели | Matra, Ford-Cosworth, Renault, Megatron, Judd, Lamborghini, Mugen-Honda |
Конструкторы. Чемпионат | 0 (лучший результат: 2-е место, 1980 ) |
Пилоты. Чемпионат | 0 |
Победы в гонках | 9 |
Подиумы | 50 |
Очки | 388 |
Поул-позиции | 9 |
Самые быстрые круги | 10 |
Финал | Гран-при Японии 1996 года |
Equipe Ligier - команда автоспорта, наиболее известная своей формулой Одна команда, работавшая с 1976 по 1996. Команда была основана в 1968 году бывшим французским игроком регби игроком Ги Лижье как производитель спортивных автомобилей.
После ухода из гонок после смерти своего друга Джо Шлессер, Ги Лижье решил создать свою команду и поручил инженеру Мишелю Тету разработать спортивный автомобиль под названием JS1 (инициалы Шлессера). Модель JS1 с двигателем Cosworth одержала победу в Albi and Monthlery в 1970 году, но сошла с дистанции в Ле-Мане и в Tour Automobile de France.
В 1971 году у Ligier не было. JS1 превратился в JS2 и JS3. JS2 был омологирован для использования на дорогах и использовал двигатель Maserati V6, в то время как JS3 был спортивным прототипом с открытым верхом, оснащенным двигателем Cosworth DFV V8. JS3 победил в Monthlery в 1971 году, но не смог финишировать на минимальной дистанции в Ле-Мане. Поэтому он был списан, и Лижье установил Cosworth DFV на дорожный автомобиль JS2, заняв второе место в общем зачете на Ле-Мане в 1975. Затем Гай Лижье переключил свои усилия на Формулу-1.
После приобретения активов команды Matra F1, Ligier вошел в Формулу-1 в 1976 с Matra V12 и выиграл 1977 Гран-при Швеции вместе с Жаком Лаффитом. Обычно это считается первой победой французов на чемпионате мира Формулы-1, а также первой победой в Формуле-1 французской команды и французского двигателя.
1980 Ligier JS11 / 15, продемонстрированный на фестивале скорости в Гудвуде в 2008 году . Ligier впервые использовал турбомотор в 1984 году.. Андреа де Сезарис управляет шасси JS23 на Гран-при Далласа. последний автомобиль Формулы-1 Ligier, JS43, на выставке. Управляемый Оливье Панисом и Педро Динисом, он обеспечил Панису единственную победу в Формуле-1 и последнюю победу Лижье на Гран-при Монако 1996 года.Сделка с Матрой прекратили свое существование в 1979 году, и Лижье построил Cosworth с двигателем крыло-кар, Ligier JS11. JS11 начал сезон с победы в первых двух гонках в руках Лаффита. Однако JS11 столкнулся с серьезной конкуренцией, когда Williams и Ferrari представили аэродинамически модифицированные автомобили. Остальная часть сезона сложилась для французской марки менее удачно.
JS11 и его последователи сделали Ligier одной из лучших команд начала 1980-х годов. Несмотря на существенную спонсорскую поддержку со стороны Talbot и публичных французских компаний - в основном SEITA, Gitanes и Française des Jeux - конкурентоспособность команды начала снижаться. спад около 1982. Примерно в это же время они тестировали двигатель Matra V6 с турбонаддувом, который никогда не участвовал в гонках. Благодаря политической поддержке давнего друга Лижье Франсуа Миттерана, в середине 1980-х годов команда получила бесплатную сделку с турбодвигателем Renault. Это, наряду с спонсорской поддержкой таких компаний, как Loto и Elf Aquitaine, сделало команду более конкурентоспособной, но не лидером. Когда в 1986 году Renault покинул спорт, Лижье остался без надежного поставщика двигателей. За неудачным сотрудничеством с Alfa Romeo (из-за резкой критики двигателей Alfa Romeo Рене Арну) последовали сделки по разработке двигателей с Megatron (которые предоставили им переименованный BMW M12 двигателей), Джадд и Cosworth, а затем работают контракты с Lamborghini, Renault и Mugen-Honda.
В период с 1987 по 1991 год команда боролась, не сумев набрать очков в 1988, 1990 и 1991 годах, а на Гран-при Сан-Марино 1988 года ни Рене Арну, ни Стефан Йоханссон квалифицировались для участия в гонке, впервые в истории команды, когда ни одна из машин не попала в стартовую решетку. В 1990 году, когда товарищ по команде Ларрусс был дисквалифицирован, заявив, что их шасси было построено ими самими, в то время как на самом деле оно было построено Lola Cars, Лижье поднялся на 10-е место в рейтинге конструкторов. Чемпионат, который давал им субсидии на проезд, несмотря на то, что фактически не был классифицирован из-за недостатка очков.
В 1993 году команда пережила подъем, когда Ги Лижье продал команду Сирилу де Рувру после неудачного сезона 1992 года, когда они снова не смогли реализовать свой потенциал, несмотря на поставляются с теми же заводскими двигателями Renault, что и доминирующая команда Williams. Удивительно, но в этот период команда была несколько более конкурентоспособной, отчасти благодаря талантам аэродинамика Фрэнка Дерни и инженера Лоика Бигуа. За следующие четыре года они завоевали восемь подиумов, что резко контрастировало с их неспособностью обеспечить хотя бы одну тройку лидеров между 1987 и 1992. В последние годы у Лижье было мало общественной поддержки и не хватало средств.
В 1994 де Рувр продал команду Флавио Бриаторе и Тому Уолкиншоу. На покупку Ligier подали заявки другие организации, в том числе Ален Прост и консорциум, состоящий из Хьюза де Шонака и Филиппа Стрейффа, при поддержке аналогичной компании с двигателем Renault Команда Williams F1, которая намеревалась превратить Лижье в «юниорскую» команду. JS43 с двигателем Mugen-Honda оказался хорошо сбалансированным автомобилем, если не на одном уровне с автомобилями Williams. Это стало неожиданным победителем: команда с клетчатым флагом с Оливье Панис на Гран-при Монако, хотя и в гонке с тяжелым истощением, финишировала всего тремя машинами. Это была первая «общефранцузская» победа в Монако с Рене Дрейфуса в Бугатти в 1930. На этом закончилась почти пятнадцатилетняя серия без побед для команды Ligier, самая длинная из всех непрерывно существующих команд между двумя победами (у некоторых команд, таких как Honda или Mercedes, между двумя победами были гораздо более длительные периоды, но они не существовали в качестве Гран-при. команды на протяжении большей части своих периодов между двумя победами).
Последний раз имя Ligier появлялось в Формуле-1 на Гран-при Японии 1996 года. В конце сезона команда была продана Алену Просту и стала Гран-при Проста в 1997.
Команда традиционно использовала номера 25 и 26.
В 2004 году Лижье вернулся в автоспорт после приобретения Automobiles Martini. Тико Мартини разработал шасси Formula 3, которое было представлено на Парижском автосалоне в 2004 году как Ligier JS47, но на рынке F3, ограниченном Далларой, автомобиль участвовал только в малой гонке Recaro F3 Cup.
В 2005 году Ligier представила спортивный автомобиль «джентльмен-водитель», JS49, спортивный прототип, созданный для класса 2000 куб.см CN, который может использоваться в.
(ключ )
Год | Шасси | Двигатель (-и) | Шины | Драйверы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | Очков | WCC |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1976 | JS5 | Matra MS73 3.0 V12 | G | BRA | RSA | USW | ESP | BEL | MON | SWE | FRA | GBR | GER | AUT | NED | ITA | CAN | USA | JPN | 20 | 6-й | ||
Жак Лаффит | Ret | Ret | 4 | 12 | 3 | 12 | 4 | 14 | DSQ | Ret | 2 | Ret | 3 | Ret | Ret | 7 | |||||||
1977 | JS7 | Matra MS76 3.0 V12 | G | ARG | BRA | RSA | USW | ESP | MON | BEL | SWE | FRA | GBR | GER | AUT | NED | ITA | USA | CAN | JPN | 18 | 8-й | |
Жак Лаффит | NC | Ret | Ret | 9 | 7 | 7 | Ret | 1 | 8 | 6 | Ret | Возвращение | 2 | 8 | 7 | Возвращение | 5 | ||||||
Жан-Пьер Жарье | Возвращение | ||||||||||||||||||||||
1978 | JS7. JS7 / 9. JS9 | Матра MS7 6 3.0 V12. Matra MS78 3.0 V12 | G | ARG | BRA | RSA | USW | MON | BEL | ESP | SWE | FRA | GBR | GER | AUT | NED | ITA | США | CAN | 19 | 6-й | ||
Jacques Laffite | 16 | 9 | 5 | 5 | Ret | 5 | 3 | 7 | 7 | 10 | 3 | 5 | 8 | 4 | 11 | Ret | |||||||
1979 | JS11 | Ford Cosworth DFV 3.0 V8 | G | ARG | BRA | RSA | USW | ESP | BEL | MON | FRA | GBR | GER | AUT | NED | ITA | CAN | США | 61 | 3-й | |||
Патрик Депайллер | 4 | 2 | Ret | 5 | 1 | Ret | 5 | ||||||||||||||||
Джеки Икс | Ret | 6 | Ret | Ret | 5 | Ret | Ret | Ret | |||||||||||||||
Jacques Laffite | 1 | 1 | Ret | Ret | Ret | 2 | Ret | 8 | Ret | 3 | 3 | 3 | Ret | Ret | Ret | ||||||||
1980 | JS11/15 | Ford Cosworth DFV 3.0 V8 | G | ARG | BRA | RSA | USW | BEL | MON | FRA | GBR | GER | AUT | NED | ITA | CAN | USA | 66 | 2nd | ||||
Didier Pironi | Ret | 4 | 3 | 6 | 1 | Ret | 2 | Ret | Ret | Ret | Ret | 6 | 3 | 3 | |||||||||
Jacques Laffit e | Ret | Ret | 2 | Ret | 11 | 2 | 3 | Ret | 1 | 4 | 3 | 9 | 8 | 5 | |||||||||
1981 | JS17 | Matra MS81 3.0 V12 | M | USW | BRA | ARG | SMR | BEL | MON | ESP | FRA | GBR | GER | AUT | NED | ITA | CAN | CPL | 44 | 4-й | |||
Жан-Пьер Жарье | в отставке | 7 | |||||||||||||||||||||
Жан-Пьер Жабуй | DNQ | NC | в отставке | DNQ | Ret | ||||||||||||||||||
Patrick Tambay | Ret | Ret | Ret | Ret | Ret | Ret | Ret | Ret | |||||||||||||||
Jacques Laffite | Ret | 6 | Ret | Ret | 2 | 3 | 2 | Ret | 3 | 3 | 1 | Ret | Ret | 1 | 6 | ||||||||
1982 | JS17. JS17B. JS19 | Matra MS81 3.0 V12 | M | RSA | BRA | USW | SMR | BEL | MON | DET | CAN | NED | GBR | FRA | GER | AUT | SUI | ITA | CPL | 20 | 8-й | ||
Эдди Чивер | Отп. | Отп. | Отп. | 3 | Отп. | 2 | 10 | DNQ | Ret | 16 | Ret | Ret | Ret | 6 | 3 | ||||||||
Jacques Laffite | Ret | Ret | Ret | 9 | Ret | 6 | Ret | Ret | Ret | 14 | Ret | 3 | Ret | Ret | Ret | ||||||||
1983 | JS21 | Ford Cosworth DFV 3.0 V8. Ford Cosworth DFY 3.0 V8 | M | BRA | USW | FRA | SMR | MON | BEL | DET | CAN | GBR | GER | AUT | NED | ITA | EUR | RSA | 0 | NC | |||
Jean-Pierre Jarier | Ret | Ret | 9 | Ret | Ret | Ret | Ret | Ret | 10 | 8 | 7 | Ret | 9 | Ret | 10 | ||||||||
Raul Boesel | Ret | 7 | Ret | 9 | Ret | 13 | 10 | Ret | Ret | Ret | DNQ | 10 | DNQ | 15 | NC | ||||||||
1984 | JS23 | Renault EF4 1.5 V6 t | M | BRA | RSA | BEL | SMR | FRA | MON | CAN | DET | DAL | GBR | GER | AUT | NED | ITA | EUR | POR | 3 | 10-й | ||
François Hesnault | Ret | 10 | Ret | Ret | DNS | Отп. | Отп. | Ret | Ret | Ret | 8 | 8 | 7 | Ret | 10 | Ret | |||||||
Андреа де Сезарис | Ret | 5 | Ret | 6 | 10 | Ret | Ret | Ret | Ret | 10 | 7 | Ret | Ret | Ret | 7 | 12 | |||||||
1985 | JS25 | Renault EF4B 1.5 V6 t | P | BRA | POR | SMR | MON | CAN | DET | FRA | GBR | GER | AUT | NED | ITA | BEL | EUR | RSA | AUS | 23 | 6-й | ||
Андреа де Сезарис | Ret | Ret | Ret | 4 | 14 | 10 | Ret | Ret | Ret | Ret | Ret | ||||||||||||
Philippe Streiff | 10 | 9 | 8 | 3 | |||||||||||||||||||
Jacques Laffite | 6 | Ret | Ret | 6 | 8 | 12 | Ret | 3 | 3 | Ret | Ret | Ret | 11 | Ret | 2 | ||||||||
1986 | JS27 | Renault EF4B 1.5 V6 t | P | BRA | ESP | SMR | MON | BEL | CAN | DET | FRA | GBR | GER | HUN | AUT | ITA | POR | MEX | AUS | 29 | 5th | ||
René Arnoux | 4 | Ret | Ret | 5 | Ret | 6 | Ret | 5 | 4 | 4 | Ret | 10 | Ret | 7 | 15 | 7 | |||||||
Jacques Laffite | 3 | Ret | Ret | 6 | 5 | 7 | 2 | 6 | Ret | ||||||||||||||
Philippe Alliot | Ret | 9 | Ret | Ret | Ret | 6 | 8 | ||||||||||||||||
1987 | JS29B. JS29C | Megatron M12 / 13 1.5 L4 t | G | BRA | SMR | BEL | MON | DET | FRA | GBR | GER | HUN | AUT | ITA | POR | ESP | MEX | JPN | AUS | 1 | 11-й | ||
Рене Арну | DNS | 6 | 11 | 10 | Ret | Ret | Ret | Ret | 10 | 10 | Ret | Ret | Ret | Отпуск | Отпуск | ||||||||
Пьеркарло Гинзани | Отпуск | 7 | 12 | Отпуск | Отпуск | EX | Ret | 12 | 8 | 8 | Ret | Ret | Ret | 13 | Ret | ||||||||
1988 | JS31 | Джадд CV 3,5 V8 | G | BRA | SMR | MON | MEX | CAN | DET | FRA | GBR | GER | HUN | BEL | ITA | POR | ESP | JPN | AUS | 0 | NC | ||
René Arnoux | Ret | DNQ | Ret | Ret | Ret | Ret | DNQ | 18 | 17 | Ret | Ret | 13 | 10 | Ret | 17 | Ret | |||||||
Стефан Йоханссон | 9 | DNQ | Ret | 10 | Ret | Ret | DNQ | DNQ | DNQ | Ret | 11 | DNQ | Ret | Ret | DNQ | 9 | |||||||
1989 | JS33 | Ford Cosworth DFR 3,5 V8 | G | BRA | SMR | MON | MEX | США | CAN | FRA | GBR | GER | HUN | BEL | ITA | POR | ESP | JPN | AUS | 3 | 13-й | ||
Рене Арну | DNQ | DNQ | 12 | 14 | DNQ | 5 | Ret | DNQ | 11 | DNQ | Ret | 9 | 13 | DNQ | DNQ | Ret | |||||||
Olivier Grouillard | 9 | DSQ | Ret | 8 | DNQ | DNQ | 6 | 7 | Ret | DNQ | 13 | Ret | DNQ | Ret | Ret | Ret | |||||||
1990 | JS33B | Ford Cosworth DFR 3.5 V8 | G | США | BRA | SMR | MON | CAN | MEX | FRA | GBR | GER | HUN | BEL | ITA | POR | ESP | JPN | AUS | 0 | NC | ||
Никола Ларини | Ret | 11 | 10 | Ret | Ret | 16 | 14 | 10 | 10 | 11 | 14 | 11 | 10 | 7 | 7 | 10 | |||||||
Филипп Аллиот | EX | 12 | 9 | Ret | Ret | 18 | 9 | 13 | DSQ | 14 | DNQ | 13 | Ret | Ret | 10 | 11 | |||||||
1991 | JS35. JS35B | Lamborghini 3512 3.5 V12 | G | США | BRA | SMR | MON | CAN | MEX | FRA | GBR | GER | HUN | BEL | ITA | POR | ESP | JPN | AUS | 0 | NC | ||
Тьерри Бутсен | Ret | Ret | 7 | 7 | Ret | 8 | 12 | Ret | 9 | 17 | 11 | Ret | 16 | Ret | 9 | Ret | |||||||
Эрик Комас | DNQ | Ret | 10 | 10 | 8 | DNQ | 11 | DNQ | Ret | 10 | Ret | 11 | 11 | Ret | Ret | 18 | |||||||
1992 | JS37 | Renault RS3B 3.5 V10. Renault RS3C 3.5 V10 | G | RSA | MEX | BRA | ESP | SMR | MON | CAN | FRA | GBR | GER | HUN | BEL | ITA | POR | JPN | AUS | 6 | 8-й | ||
Тьерри Бутсен | Ret | 10 | Ret | Ret | Ret | 12 | 10 | Ret | 10 | 7 | Ret | Ret | Ret | 8 | Ret | 5 | |||||||
Эрик Комас | 7 | 9 | Ret | Ret | 9 | 10 | 6 | 5 | 8 | 6 | Ret | DNQ | Ret | Ret | Ret | Ret | |||||||
1993 | JS39 | Renault RS5 3.5 V10 | G | RSA | BRA | EUR | SMR | ESP | MON | CAN | FRA | GBR | GER | HUN | BEL | ITA | POR | JPN | AUS | 23 | 5-й | ||
Мартин Брандл | Возвращение | Ret | Ret | 3 | Ret | 6 | 5 | 5 | 14 | 8 | 5 | 7 | Ret | 6 | 9 | 6 | |||||||
Марк Бланделл | 3 | 5 | Ret | Ret | 7 | От | Ret | Ret | 7 | 3 | 7 | 11 | Ret | Ret | 7 | 9 | |||||||
1994 | JS39B | Renault RS6 3.5 V10 | G | BRA | PAC | SMR | MON | ESP | CAN | FRA | GBR | GER | HUN | BEL | ITA | POR | EUR | JPN | AUS | 13 | 6th | ||
Эрик Бернар | Ret | 10 | 12 | Возвращение | 8 | 13 | Возвращение | 13 | 3 | 10 | 10 | 7 | 10 | ||||||||||
Джонни Герберт | 8 | ||||||||||||||||||||||
Франк Лагорс | Отп. | 11 | |||||||||||||||||||||
Оливье Панис | 11 | 9 | 11 | 9 | 7 | 12 | Отп. | 12 | 2 | 6 | 7 | 10 | DSQ | 9 | 11 | 5 | |||||||
1995 | JS41 | Mugen-Honda MF-301 3.0 V10 | G | BRA | ARG | SMR | ESP | MON | CAN | FRA | GBR | GER | HUN | BEL | ITA | POR | EUR | PAC | JPN | AUS | 24 | 5-й | |
Агури Сузуки | 8 | Возвращение | 11 | 6 | Возвращение | DNS | |||||||||||||||||
Мартин Брандл | 9 | Возвращение | 10 | 4 | Ret | Ret | 3 | Ret | 8 | 7 | Ret | ||||||||||||
Olivier Panis | Ret | 7 | 9 | 6 | Ret | 4 | 8 | 4 | Ret | 6 | 9 | Ret | Ret | Ret | 8 | 5 | 2 | ||||||
1996 | JS43 | Mugen-Honda MF-301 HA 3.0 V10 | G | AUS | BRA | ARG | EUR | SMR | MON | ESP | CAN | FRA | GBR | GER | HUN | BEL | ITA | POR | JPN | 15 | 6-й | ||
Оливье Панис | 7 | 6 | 8 | Ret | Ret | 1 | Ret | Ret | 7 | Ret | 7 | 5 | Ret | Ret | 10 | 7 | |||||||
Педро Диниз | 10 | 8 | Ret | 10 | 7 | Ret | 6 | Ret | Ret | Ret | Ret | Ret | Ret | 6 | Ret | Ret | |||||||
Источник: |
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Ligier. |