1984 Формула 1 FIA. Чемпионат мира | |||
Чемпион среди пилотов : Ники Лауда. Чемпион конструкторов : McLaren - ТЕГ | |||
Предыдущая: | 1983 | Следующая: | 1985 |
Чемпионат мира FIA «Формула-1» 1984 года стал 38-м сезоном Международной автомобильной федерации (FIA) Formula One автогонок. Пилоты и команды соревновались в шестнадцати Гран-при за титулы чемпионатов World Drivers и World Constructors. Сезон длился с 5 марта по 21 октября.
В чемпионате водителей сезон превратился в дуэль между пилотами McLaren Аленом Простом и Ники Лауда. Прост выиграл семь гонок против пяти у Лауда, включая две последние гонки сезона, но Лауда в конечном итоге одержал победу с преимуществом на пол-очка - наименьший отрыв в истории Формулы-1. Это был третий титул Лауды и его первый титул с 1977. McLaren с комфортом выиграл чемпионат производителей, первый с 1974.
. В этом сезоне последний гонщик 20-го века участвовал как в чемпионате F1, так и в Indianapolis 500 за один сезон. Италия, Тео Фаби. Ни один водитель не повторил бы этот подвиг до 2017, когда Фернандо Алонсо также принял участие в Indy 500.
Ожидалось, что в этом сезоне продолжится битва Брэбэма-Рено-Феррари с 1983 года с ролями второго плана для McLaren, Williams и Lotus. McLaren, однако, опередила своих конкурентов благодаря своему турбомотору TAG и John Barnard конструкции MP4 / 2. Комбинация двукратного чемпиона мира Лауда, девятикратного победителя Гран-при Проста, TAG-Porsche и MP4 / 2 быстро стала классом в этой области.
FISA ввело новые правила экономии топлива, направленные на снижение скорости, постановив, что автомобили с двигателями с турбонаддувом будут иметь только 220 литров топлива за гонку, а заправка теперь запрещена (бак должен был быть 220 литров, но команды были свободны попробовать и выжать больше, если могли, что некоторые пытались с помощью таких методов, как замораживание топлива внутри бака). TAG, оставаясь спонсором Williams, стал партнером босса команды McLaren Рона Денниса и поручил немецкому производителю спортивных автомобилей Porsche спроектировать и построить то, что впоследствии станет TAG- Porsche V6 двигатель с турбонаддувом. Компания Porsche имела обширный опыт применения аналогичных правил экономии благодаря своему участию в гонках на выносливость (которые включали 24 часа Ле-Мана ), что привело к превосходной экономии топлива. В сочетании с превосходной аэродинамикой MP4 / 2 Барнарда (особенно на высокой скорости) это сделало McLaren практически непревзойденным в гонках в течение всего сезона.
Действующий чемпион мира по водителям Нельсон Пике и его Брэбэм - BMW обычно были самой быстрой комбинацией на трассе, и бразилец занял 9 поул-позиций, но ужасно в начале сезона надежность, когда действующий чемпион мира среди пилотов не смог набрать очко в первых шести раундах из-за многочисленных отказов двигателя и турбонагнетателя, прежде чем его последовательные победы в Канаде и Детройте, означал, что он никогда не был в состоянии бросить вызов последовательно, и в середине сезона было очевидно, что он не сможет защитить свой титул, хотя он продолжал упорно бороться до конца сезона, что приводит несколько гонок, прежде чем либо удалиться или существа вынужден замедляться при низком уровне топлива.
В этом сезоне произошла титаническая битва между пилотами McLaren Ники Лауда и Аленом Простом. Renault уволил Проста через два дня после окончания сезона 1983 года после того, как он не смог выиграть чемпионат за открытую критику команды за неспособность разработать RE40 в течение сезона, что привело к потере как гонщиков, так и гонщиков. Чемпионат конструкторов. Быстрый и амбициозный француз быстро установил свое превосходство над своим товарищем по команде, особенно в квалификации, хотя в гонках Лауда часто мог соперничать со своим младшим товарищем по команде.
Австриец Ники Лауда, 1975 и 1977 чемпион мира, выступая за Ferrari, вернулся в Формулу-1 в 1982 после досрочного ухода на пенсию. конец 1979 и вскоре показал, что он не потерял ничего из своей прежней решимости и хитрости. Он регулярно соответствовал темпам своего товарища по команде McLaren 1982–1983 годов Джона Ватсона, но Ален Прост (сам никогда не был самым быстрым в Формуле-1) был совсем другим человеком. Лауда быстро понял, что он не может победить своего молодого товарища по команде по скорости, поэтому хитрый австриец часто игнорировал квалификацию и сосредоточился на своей гоночной стратегии. Выигрывая гонки, когда Прост столкнулся с проблемами, и неуклонно забивая, когда Прост оказался быстрее, Лауда смог выиграть титул всего на пол-очка. Он также стал вторым гонщиком после Денни Халма из Новой Зеландии в 1967, который когда-либо выигрывал титул, не достигнув ни одной поул-позиции в сезоне.
Просту, однако, не повезло, потому что он не выиграл свой первый чемпионат мира. Он выиграл 7 гонок против 5 у Лауда и потерял потенциальные 4,5 очка, когда Гран-при Монако был остановлен досрочно. Во время гонки Прост сигнализировал на 29 и 31 кругах, что следует показать красный флаг из-за якобы опасных погодных условий в сырую погоду. Клерк Джеки Икс остановил гонку после 31 круга, что, как он объяснил, было связано с опасными условиями, вызванными постоянным дождем. Прост выиграл гонку у Толемана Айртона Сенны и Тиррелла Штефана Беллофа, но было присуждено только половину очков, поскольку гонка была остановлена перед половиной дистанции. Решение остановить гонку было спорным, поскольку Икс не проконсультировался со стюардами гонки перед тем, как показать красный флаг, что привело к его отстранению от должности Секретаря трассы. Ходили слухи, что Икс, который в то время выступал за команду Rothmans Porsche Sportscar, остановил гонку, чтобы победить McLaren с двигателем Porsche и не Толменан с двигателем Харта новичка Формулы 1 Сенны. В то время Сенна демонстрировал то, что впоследствии станет легендарными навыками вождения в сырую погоду, и очень быстро догнал более опытного Проста. Сенна фактически преодолел замедляющийся Прост, когда они пересекали линию, когда Икс протянул красный флаг (Прост замедлился, поскольку уже сказал по командному радио, что гонка остановлена), но правила постановили, что результаты были взяты из на предыдущем круге, где Прост по-прежнему лидировал на 7,4 секунды. В последней гонке Сенны почти незамеченным было то, что Тиррелл из Беллофа с двигателем Cosworth V8 (товарищ Икса по команде Rothmans Porsche) догнал Сенну так же быстро, как бразилец догнал Проста. Позже механики Толемана подтвердили, что, если бы гонка не была остановлена, Сенна не смог бы финишировать, поскольку подвеска TG184 была серьезно повреждена из-за его постоянного проезда по высоким бордюрам на Nouvelle Chicane.
В течение сезона команда Tyrrell лишилась результатов после технического нарушения. Вскоре после церемонии награждения Гран-при Детройта, на которой Мартин Брандл финишировал вторым (всего на 2 секунды позади Брэбэма Нельсона Пике), пришло известие, что официальные лица обнаружили примеси в системе впрыска воды. на его Tyrrell 012 и свинцовыми шарами в резиновом мешке с водой. Образцы воды были отправлены во Францию и Техас для анализа, и было обнаружено, что они содержат значительное количество углеводородов. Начальник команды Кен Тиррелл был вызван на заседание Исполнительного комитета FISA 18 июля и, исходя из примесей в воде, которая была долита во время пит-стопа, был обвинен в заправке автомобиля во время гонка. Заправка была запрещена до сезона 1984 года и оставалась незаконной до 1994 года. FISA признало команду виновной, а Тиррелл был дисквалифицирован на оставшуюся часть чемпионата мира и потерял 13 очков, которые они уже получили в Детройте. Им было разрешено участвовать в гонках, и они продолжили их, хотя они не участвовали в последних трех гонках сезона. Однако они не смогли набрать ни одного чемпионского очка. Многие в паддоке сочувствовали Тирреллу, так как считали, что наказание намного перевешивает преступление, и что босс FISA Жан-Мари Балестр использовал систему, чтобы привести в пример британскую команду, чтобы подтвердить то, что произошло в предыдущий раз. В сезоне, когда Брэбэм избежал наказания после того, как признался, что управлял более легким автомобилем, используя другую смесь топлива.
McLaren доминировал в сезоне, Прост выиграл 7 гонок, что соответствует рекорду побед в сезоне, установленному Джимом Кларком. в 1963, и Лауда выигрывал 5, что сделало McLaren MP4 / 2 самым доминирующим односезонным автомобилем в истории спорта на тот момент. Команда также набрала четыре результата 1–2 в течение сезона, чтобы легко выиграть чемпионат конструкторов с рекордными на тот момент 143,5 очками, что примерно на 86 очков опережает занявшую второе место Ferrari. McLaren выиграл 12 из 16 гонок сезона, при этом действующий чемпион мира Brabham Нельсон Пике одержал две победы. Микеле Альборето (Ferrari) и Кеке Росберг (Williams-Honda) были единственными победителями в сезоне, каждый из которых выиграл по одной гонке.
Для японского гиганта Honda победа Росберга в Гран-при Далласа в США будет первой из 40 побед их двигателей V6 с турбонаддувом до тех пор, пока турбины не будут запрещены после Сезон 1988 года. Это также была первая победа Honda в Формуле-1 с тех пор, как Джон Сёртиз выиграл Гран-при Италии 1967 в Монце за рулем V12 с двигателем Honda RA300 в своей дебютной гонке. Гран-при Далласа был разовой гонкой, поскольку гонка необъяснимым образом проводилась во время жары 100F июльским летом в Техасе; погода и температура на трассе были настолько высокими, что трасса очень сильно развалилась. Помимо этих проблем, трасса и организация были хорошо приняты, гонка была классической, но финишировали только 7 машин. Это было похоже на предыдущую гонку в Детройте, где финишировали всего 6 машин. Известный британский журналист по автоспорту Денис Дженкинсон назвал эти две американские гонки «дерби сноса».
Золдер провел свой последний Гран-при Формулы-1, когда он принимал третий этап Гран-при Бельгии. Соответственно, на трассе, где в 1982 был убит Жиль Вильнёв из Ferrari, Микеле Альборето взял поул и выиграл гонку, неся 27-й номер Вильнева на своей машине. Трасса Дижон-Пренуа также принимала финальный Гран-при, когда на ней проходил Гран-при Франции (Rd.5), выигранный Ники Лауда.
Большая часть сезонов Формулы-1 в 1980-х годах начиналась из-за изнуряющей тропической жары и влажности автодрома Жакарепагуа Риоцентро в Рио. де Жанейро, Бразилия. Часто случались 10-дневные испытания, за которыми следовало Гран-при. В дополнение к безумному старту водителям приходилось иметь дело с людьми, бегущими по трассе, когда машины наезжали на этих людей; Британец Дерек Уорвик руководил французским заводом Renault, пока инцидент с Ники Лауда не привел к отказу подвески; Француз Ален Прост выиграл свой первый Гран-при с McLaren на плоской и грубой, но быстрой трассе Рио. Это была первая гонка Формулы-1 Айртона Сенны, он выступал за команду Toleman. Сенна оказался первым, кто выбыл из сезона, когда турбонагнетатель на его 4-цилиндровом двигателе Hart отказал на 8-м круге.
Гран-при Южной Африки проводился по традиции. на быстрой и плавной трассе Кьялами недалеко от высокогорного города Йоханнесбурга. Во время утренней разминки в гонке Пьеркарло Гинзани попал в серьезную аварию на самом быстром повороте трассы, Jukskei несся в гору левой рукой. Из-за полной заправки топливом его «Оселлы» начался сильный пожар, полностью уничтоживший автомобиль, хотя Гинзани отделался лишь незначительными ожогами рук. Однако ему было достаточно сняться с гонки.
Бразилец Нельсон Пике квалифицировался на поул-позицию, а Прост стал вторым. Последний, однако, был вынужден стартовать с пит-лейна из-за проблем с его машиной (Прост смог участвовать в гонке на запасном автомобиле после того, как проблема с зажиганием в McLaren Лауды была решена, так как авария Ghinzani дала McLaren дополнительное время, чтобы исправить это. для аварии у Лауды был бы запасной, а Прост не стал бы ездить). Хотя Brabhams с их очень мощными турбодвигателями BMW оказались очень быстрыми на этой трассе, они были очень ненадежными автомобилями, в основном из-за единственного турбонагнетателя в 4-цилиндровом двигателе. Помимо ухода Пике, его товарищ по команде Тео Фаби также ушел, а австриец Ники Лауда продвинулся по полю, чтобы победить на своем McLaren. Прост смог пробиться со спины на 2-е место, сохранив лидерство в чемпионате. Новый бразильский гонщик Айртон Сенна финишировал 6-м в гонке на своем Toleman из-за сильной боли в спине, набрав свое первое в истории чемпионское очко.
Гран-при Бельгии ранее проводился на пересмотренной трассе Спа-Франкоршам ; в этом году, однако, он вернулся в лесной массив Зольдера дальше на север. В этой гонке был отмечен боевой драйв от Кеке Росберга, который управлял плохо управляемым Williams с двигателем Honda, который выводил машину из равновесия. Новый рекрут Ferrari из Италии Микеле Альборето выиграл эту гонку у Уорвика и француза Рене Арну, управляя вторым Ferrari. Оба Макларена не смогли финишировать. Это будет последний раз, когда Гран-при Бельгии Формулы-1 проводился в Золдере; со следующего года он вернется и останется в Спа.
Гран-при Сан-Марино на автодроме Дино Феррари в Италии состоялся через неделю после бельгийской гонки. Действующий чемпион Пике, в очередной раз доказавший превосходство своего Брэбэма на легком топливе, снова занял поул-позицию. Удивительно, но Сенна не прошел квалификацию из-за множества проблем со своим неконкурентоспособным Toleman, это был единственный раз в его карьере в Формуле-1, когда он не смог пройти квалификацию. Однако Пике сошел с дистанции из-за очередного провала турбо, а Фаби сошла на том же круге с той же проблемой. Гонку выиграл Прост у своего соотечественника Арну и итальянец Элио де Анжелис на Lotus с двигателем Renault.
Гран-при Франции, обычно проводимый в конце июня / начале июля, проходил в мае на очень быстрой трассе Дижон-Пренуа. Патрик Тамбей взял поул на своем Renault; он финишировал вторым после Ники Лауда на McLaren, который превосходил все другие машины на этой короткой трассе, состоящей из длинных быстрых поворотов. Это будет последний раз, когда Гран-при Франции проводился на трассе в Дижоне; во время квалификации машины шли с интервалом в 1 минуту 2 секунды. FIA оговорила, что любой круг во время гонки Формулы-1, продолжительность которого составляет менее минуты, не считается завершенным кругом.
Гран-при Монако был единственным Гран-при 1984 года, который проходил во влажных условиях. В квалификации британец Мартин Брандл разбил свой Tyrrell на углу Табака, когда его машина перевернулась и приземлилась на левую сторону. Брандл не получил травм и забрал запасную машину для квалификации. В день гонки трасса была залита дождем, как никогда раньше в Монако с 1930-х и 1972 года. Организаторы решили покрыть участок туннеля водой из-за резкой разницы между очень влажным контуром и почти полностью сухим «туннелем», который на самом деле был дорогой, которая проходила под Hotel de Paris. Прост занял поул-позицию, опередив Мэнселла. Когда водители уезжали, произошла авария на углу Saint-Devote во время старта между Renaults of Tambay и Warwick; Тамбай повредил ногу (из-за конструкции машин того времени, когда ноги водителя не должны были находиться за передней осью, как это принято сегодня), и его пришлось унести с трассы на носилках. Когда пошел дождь, Мэнселл развернул свой Lotus на подъеме к углу Массне, коснувшись скользкой белой линии. Прост вышел вперед, хотя он опережал себя по сравнению с пилотами-новичками Айртоном Сенной на Toleman и Стефаном Беллофом на безнаддувном Tyrrell. Сенна и Bellof трудно толкнул в попытке поймать Прост, который все еще шагая себя в условиях, которые ухудшались. К 26 кругу из запланированных 80 кругов условия стали настолько плохими, что Прост дал знак Джеки Иксу, клерку трассы, остановить гонку. К 26 кругу Сенна занял второе место, отстав от Проста на 11 секунд, а Беллоф 4-е, но на 29 круге гонка была остановлена. Прост припарковал машину на главной прямой, а Сенна обогнал его. Однако правила гласят, что, когда гонка останавливается, порядок будет определяться порядком на предыдущем круге, и Прост лидировал на этом круге. Гонка так и не была возобновлена, поэтому Прост выиграл с Сенной второй. Пилоты набрали половину очков, так как гонка не прошла 75% запланированной дистанции.
Канадская гонка на трассе общего пользования Gilles Villeneuve на искусственном острове в St. Маршрут Лоуренса Ривера через центр Монреаля выиграл Нельсон Пике, который, наконец, смог действительно завершить гонку в этом сезоне после хронической ненадежности с его Brabham. Пике победил, опередив Лауда и Прост; у последнего случился пропуск зажигания в его двигателе TAG-Porsche с турбонаддувом.
Первый из двух раундов в США проводился на угловой уличной трассе в родном городе Ford и General Motors Детройт, Мичиган. Гонка была перенесена на 2 недели вперед до конца июня из-за значительной разницы температур. В день гонки было очень жарко, и трасса, которая и без того была непопулярна среди гонщиков, как это было на последующем Гран-при в Детройте, была в значительной степени разрушена. Нельсон Пике снова занял поул-позицию; каждому водителю, занявшему поул-позицию в том году, бесплатно был вручен мотороллер Vespa. В том году Пике установил рекорд по количеству мотороллеров, собранных среди пилотов Формулы-1. В начале Гран-при Детройта произошла авария между Пике и Мэнселлом, которая заблокировала большую часть прямой старт-финиш; эту гонку пришлось прекратить и возобновить. Типичная для Детройта гонка оказалась гонкой на истощение: финишировали только 6 из 26 машин.
Нельсон Пике снова победил на трассе, где мощность двигателя не была так важна, как другие вещи, и Мартин Брандл дополнил это своим безнаддувным двигателем Tyrrell: Детройт был одной из немногих трасс, где его машина с недостаточной мощностью действительно могла финишировать. в очках и быть конкурентоспособными. Благодаря мгновенному отклику мощности безнаддувного двигателя Ford-Cosworth V8 DFY в Tyrrell по сравнению с отложенным откликом мощности двигателей с турбонаддувом (каждый из которых имел более чем на 200 лошадиных сил больше, чем DFY в 1984 году), Брандл обогнал de Angelis на Lotus на секунду и приближался к Пике на последнем круге. Британский гонщик финишировал позади бразильца на 8 десятых секунды.
Цирк Формулы-1 переместился примерно на 1500 километров к югу в совершенно новое место в Соединенных Штатах (куда он больше никогда не вернется) для Dallas Grand Приз на автодроме Fair Park в Далласе, штат Техас. Эта гонка фактически заменила Гран-при США Запад в Лонг-Бич, штат Калифорния, который проводился в апреле и был заменен CART IndyCar Racing. Эта гонка уже вызывала споры из-за того, что она проводилась при средней жаре и влажности 38 ° C (100 ° F) июльским летом в Техасе, и ходили недельные слухи о ее отмене. Хотя сама организация соревнований (возглавляемая легендой гонок Кэрроллом Шелби ) получила высокую оценку, а прием в Далласе - гостеприимный и дружелюбный, время года, в которое была назначена эта гонка, сделало условия чрезвычайно трудными. На трассе с бетонными стенами, расположенной в районе города, содержащем Коттон-Боул, примерно в 10 километрах от центра Далласа, была измерена, возможно, самая высокая температура трассы, когда-либо зарегистрированная во время Гран-при: 66 ° C ( 151 ° F). В результате такие экстремальные температуры в сочетании с шиной и аэродинамическим сцеплением означали, что трасса почти полностью разрушилась - разрыв был настолько плох, что единственными частями трассы, которые не были покрыты гравием, были следы шин, оставленные на гоночной трассе. В результате она была не только очень скользкой, но и очень ухабистой. Тогда было решено начать Гран-при в 11:00 вместо традиционного 14:00. в попытке избежать жары, которая в тот день должна была быть 40 ° C (104 ° F).
Найджел Мэнселл поставил свой Lotus на поул-позицию, что стало первым в его карьере, а его товарищ по команде де Анжелис занял второе место. Мартин Брандл снова сильно разбился и повредил лодыжку; он не принимал участие в гонке. В день гонки была американская гонка поддержки Trans-Am, в результате которой на трассе остались огромные дыры, разбросанные повсюду. Шелби и организаторы смогли ненадолго исправить эти дыры всего через 45 минут после того, как гонка должна была стартовать, когда Прост и Лауда возглавили протесты против отмены гонки.
Как и ожидалось, колея прервалась в том месте, что машины должны были выстроиться в очередь друг за другом, даже когда они были прямо рядом друг с другом, чтобы избежать разбросанного гравия, на который, если машины налетели, они бы поскользнулись и скольжение (с почти таким же эффектом, как при езде по льду) и, скорее всего, авария на узкой и чрезвычайно сложной трассе Fair Park. Мэнселл выдержал несколько испытаний от Уорвика, который выбрался на мрамор (усыпанный гравием) и врезался в шинный барьер, а также вызовы от де Анжелиса, Проста, Лауда и Росберга. Пике также ловил эту группу, и Арну, который должен был стартовать с пит-лейна, обогнал несколько машин и также приблизился к лидирующей группе. Росберг, шедший вторым, вынудил Мэнселла совершить ошибку и вышел вперед. Мэнселлу пришлось отправиться в боксы из-за проблем с машиной; Прост повел в счете от Росберга, но восемь кругов спустя он задел стенку и повредил заднее правое колесо. Росберг в своем плохом обращении с Williams-Honda воспользовался ошибкой Проста и повторно обошел француза. Пике ударился о стену, а затем сошел с дистанции из-за заклинившей педали акселератора. На протяжении всей гонки происходили постоянные выбывания (все, кроме двух, были либо аварии, либо проколоты шины; усугублялись закрытыми бетонными стенами), температура воздуха и трассы повышалась, а трасса становилась еще хуже. После этого Прост ушел из-за прокола, как и Микеле Альборето и Лауда. Росберг, одетый в тюбетейку, которая сохраняла его хладнокровие, продолжал выигрывать, опережая Арну и де Анжелиса.
Только 7 из 26 заявленных машин финишировали, что на один финишировало больше, чем Детройт. Мэнселл, отставший на один круг и занявший 6-е место, прямо перед финишем потерпел неудачу в коробке передач, и он решил столкнуть свой сломанный черный Lotus через финиш в Далласе в своем черном комбинезоне. При этом он потерял сознание и потерял сознание от истощения. Ему дали 6-е место, потому что финишировавшие на 7-м и 8-м местах отставали от Мэнселла на 2 круга.
Формула-1 вернется в Техас спустя годы, но в столицу штата Остин к югу от Далласа на постоянную трассу в ноябре 2012 года.
Формула-1 вернулась в Европу после полного истощения североамериканского тура. Автодром Брэндс-Хэтч, расположенный недалеко от Лондона на юго-востоке Англии, принимал в этом году Гран-при Великобритании, чередуясь с Сильверстоуном каждые два года.
В это время команда Tyrrell пережила трудный период из-за сбоев в топливе, связанных с повторным заполнением резервуаров для воды и вставки ион свинцовых шариков в топливных баках, чтобы соответствовать правилам минимального веса. В результате беспрецедентного шага, который с тех пор не повторялся, FIA решила запретить команде Тиррелла участвовать в каждом будущем Гран-при в этом сезоне и лишить небольшую английскую команду всех ее чемпионских очков на основании жульничества; Владелец / оператор команды Кен Тиррелл потерял большую часть своих спонсоров между Далласом и Гран-при Великобритании.
Пилот Toleman и многократный чемпион Гран-при на мотоциклах Джонни Чекотто сильно разбился на скоростном повороте Вестфилда, врезавшись в преграды; Венесуэлец сломал обе ноги и больше никогда не участвовал в гонках Формулы-1. Пике снова квалифицировался на поул-позиции, Прост и Лауда заняли второе и третье места. Эта гонка состояла из двух частей: на первой гонке произошла крупная авария на левом повороте на нижнем повороте (также известном как угол Грэхема Хилла); Риккардо Патрезе (Alfa Romeo) попытался обогнать Williams-Honda Жака Лаффита, но попытался это сделать. Это заставило его товарища по команде Эдди Чивера оторваться от земли, а за ним Йоханссон сделал то же самое, но Филипп Аллиот в RAM-Hart не успел среагировать и вошел в заднюю часть Tyrrell, а затем пролетел над ним, приземлившись на заднюю часть Автомобиль Чивера. Также замешан Gartner, который попытался избежать аварии и попал в шинный барьер. Гонка продолжалась, Прост обогнал Пике на устрашающем повороте Пэддок-Хилл; но это не имело значения, потому что перед концом круга Джонатан Палмер сильно разбил второй RAM на Clearways, когда вышла из строя подвеска. Автомобиль был припаркован рядом с трассой, и было решено, что если она останется там, то она может стать стартовой площадкой, если другая машина сошла с трассы. Гонка была остановлена, а это означало, что на рестарте Пике снова был на поулке, так как порядок был основан на конце 11-го круга, к большому раздражению Проста.
После возобновления гонки Прост сошел с дистанции из-за отказа коробки передач, Пике остался без ямки и проиграл круг лидерам. Итак, победа досталась Ники Лауда. Уорвик финишировал вторым, а Айртон Сенна финишировал третьим на Toleman, который лучше подходил для быстрых трасс с длинными поворотами, таких как Brands Hatch, чем для медленных и узких трасс.
Очень быстрая трасса Хоккенхайма в Западной Германии - самая длинная трасса года - снова стала местом проведения исторического Гран-при Германии. На удивление в этой силовой цепи Прост квалифицировал свой McLaren на поул-позиции, продемонстрировав преимущества хорошей настройки машины, и одержал победу в гонке, опередив Лауда и Уорвик. Пике снова ушел на пенсию - на этот раз из-за проблем с коробкой передач. В первой части гонки Сенна продемонстрировал энергичный драйв - он занял 6-е место в своем неконкурентном Toleman - но затем у его машины вышло из строя заднее крыло, и он развернулся возле шиканы Осткурве.
Гран-при Австрии, проводившийся на Österreichring в Целтвеге недалеко от Граца с 1970 года, стал местом проведения 15-го Гран-при Австрии и 400-го Гран-при Формулы-1. Österreichring была самой быстрой трассой года (это было в том случае, когда Сильверстоун не был в календаре). Поул-спортсмен Пике лидировал на протяжении большей части дистанции. После того, как двигатель Renault в Lotus Элио де Ангелиса вышел из строя и завалил гоночную трассу очень быстрого Йохена Риндта Курве скользким маслом, лидеры Пике и Прост прошли мимо - Пике поскользнулся и слегка проскользнул в повороте - но Прост, пытаясь удержать На 4-й передаче его машина раскрутила и врезалась в барьер Armco со стороны трека. Лауда, который обогнал Патрика Тамбая, занявшего 3-е место, выходя из Бош Курве, перешел на 2-е место, а затем начал преследовать Пике; Лауда обогнал его, войдя в самый быстрый поворот на трассе, Тирох Курве. Пике откатился назад с испорченными шинами, а Лауда сильно сбавил скорость после потери 4-й передачи на поворотах Texaco Panorama. Лауда смог опередить Пике и стать единственным австрийцем, выигравшим домашний Гран-при. Итальянец Микеле Альборето на Ferrari финишировал 3-м.
Захватывающая прибрежная трасса Зандвоорт в получасе езды к западу от Амстердама была традиционно давним местом проведения Гран-при Нидерландов. В этой гонке McLaren 1–2 выиграл Прост, опередив Лауда, а дуэт Lotus Мэнселл и де Анжелис заняли 3-е и 4-е места соответственно. Именно на этой гонке McLaren выиграла чемпионат производителей. Результат также показал, что только де Анжелис имел математический шанс обыграть Лауда или Прост в чемпионате водителей.
Гран-при Италии состоялся в начале сентября на автодроме Монца недалеко от Милана. В этой гонке Прост ушел в отставку после обновленной спецификации. Двигатель TAG-Porsche в его машине вышел из строя рано. Лауда, страдавший от болей в спине, победил итальянцев Микеле Альборето и Риккардо Патрезе, которые унаследовали третье место, когда у его товарища по команде Эдди Чивера закончилось топливо в его Alfa Romeo. Это будет последний подиум Формулы-1, достигнутый Alfa Romeo. Нельсон Пике лидировал раньше, чем сошел с дистанции из-за отказа двигателя, в то время как его товарищ по команде Тео Фаби лидировал до выхода на пенсию, также с отказавшим двигателем BMW. Затем Патрик Тамбей взял на себя инициативу, пока его не обошел Лауда, и вскоре после этого Renault ушел в отставку. Шведский гонщик Стефан Йоханссон выступил, чтобы управлять Toleman Айртона Сенны в этой гонке после того, как Толеман отстранил бразильца, когда стало известно, что он подписал контракт с Lotus с 1985 года. Йоханссон вел стабильную гонку и извлекал выгоду. после выхода на пенсию других финишировал четвертым, набрав свои первые очки на чемпионате мира. Австрийские гонщики Джо Гартнер и Герхард Бергер заняли 5-е и 6-е места в командах Оселла и ATS соответственно; однако, поскольку их команды заявили только одну машину за сезон, и обе были на вторых машинах, заявленных для участия в гонке, ни одна из них не получила очков чемпионата мира.
Гран-при в районе Квинс в Нью-Йорке и в прибрежном курортном городке Фуэнхирола, Испания, был отменен; Это привело к месячному разрыву между итальянским и новым Гран-при: Гран-при Европы, который в этом году проводился на совершенно новой трассе Гран-при Нюрбургринга, с современными средствами обеспечения безопасности и террасами для паддока. Эта новая трасса заменила старую 22,8 км Нордшляйфе, которая существует до сих пор, но в немного сокращенной и обойденной форме по сравнению с трассой GP.
По мере того, как гонка продолжалась, на старте произошла авария с участием Сенны и Росберга; оба вышли из первого поворота; и Прост безоговорочно выиграл эту гонку у Альборето, поул-ситтера Пике и Лауды, которые квалифицировались 15-м. Это означало, что победа Проста означала, что у него все еще есть шанс выиграть свой первый чемпионат пилотов; Лауда возглавил счет с 3,5 очками.
Первый Гран-при Португалии с 1960 года прошел на обновленной трассе Эшторил недалеко от столицы Португалии Лиссабона. McLaren выиграл чемпионат конструкторов в Италии после победы в 11 из 15 гонок сезона, включая последние 6 Гран-при. Прост квалифицировался вторым вместе с Пике, который собрал свой 9-й поул в сезоне, а Лауда был 11-м на стартовой решетке. Лауда поднялся на 3-е место после прохождения Айртона Сенны, который квалифицировался на 3-м месте в категории Toleman. Пике упал, поэтому Прост лидировал, а Найджел Мэнселл был вторым в своей последней гонке за Lotus перед тем, как перейти в Williams. Мэнселл сошел из-за постоянных проблем с тормозами, а Лауда поднялся на второе место, обеспечив свой третий чемпионат мира. Прост одержал 7-ю победу подряд и 12-е место из 16 гонок, в то время как Лауда финишировал вторым, всего на пол-очка от Проста в чемпионате, рекордный отрыв, который с тех пор не достигался. Сенна завершил подиум. По состоянию на 1984 год Прост (будущий победитель четырех чемпионатов мира) проиграл свой третий подряд чемпионат F1: он проиграл на 2 очка в 1983 году и 7 очков в 1982 году.
Очки на Чемпионате мира Формулы-1 для водителей 1984 г. были начислены на 9-6-4-3-2 –1 основание для первых шести финишеров в каждой гонке.
|
|
На были начислены половинные баллы Гран-при Монако, так как было пройдено менее 75% запланированной дистанции.. *Ни Gartner, ни Berger не имели права на получение очков, поскольку они участвовали в соответствующих «вторых участках» Osella и ATS, и обе команды официально заявили о себе. всего одна машина на весь чемпионат.
Очки на чемпионате мира Формулы-1 1984 года для производителей были начислены за 9–6–4 –3–2–1 в пользу первых шести финишеров в каждой гонке.
Поз | Конструктор | Автомобиль. № | BRA. | RSA. | BEL. | SMR. | FRA. | MON. | CAN. | DET. | DAL. | GBR. | GER. | AUT. | NED. | ITA. | EUR. | POR. | Pts |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | McLaren - TAG | 7 | 1 | 2 | Ret | 1 | 7 | 1 | 3 | 4 | Ret | Ret | 1 | Ret | 1 | Ret | 1 | 1 | 143,5 |
8 | Ret | 1 | Ret | Ret | 1 | Ret | 2 | Ret | Ret | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 4 | 2 | |||
2 | Ferrari | 27 | Ret | 11 | 1 | Ret | Ret | 6 | Ret | Ret | Ret | 5 | Ret | 3 | Ret | 2 | 2 | 4 | 57,5 |
28 | Ret | Ret | 3 | 2 | 4 | 3 | 5 | Ret | 2 | 6 | 6 | 7 | 11 | Ret | 5 | 9 | |||
3 | Lotus - Renault | 11 | 3 | 7 | 5 | 3 | 5 | 5 | 4 | 2 | 3 | 4 | Ret | Ret | 4 | Ret | Ret | 5 | 47 |
12 | Ret | Ret | Ret | Ret | 3 | Ret | 6 | Ret | 6 | Ret | 4 | Ret | 3 | Ret | Ret | Ret | |||
4 | Brabham - BMW | 1 | Ret | Ret | 9 | Ret | Ret | Ret | 1 | 1 | Ret | 7 | Ret | 2 | Ret | Ret | 3 | 6 | 38 |
2 | Ret | Ret | Ret | Ret | 9 | Ret | Ret | 3 | 7 | Ret | Ret | 4 | 5 | Ret | Ret | 10 | |||
5 | Renault | 15 | 5 | Ret | 7 | Ret | 2 | Ret | WD | Ret | Ret | 8 | 5 | Ret | 6 | Ret | Ret | 7 | 34 |
16 | Ret | 3 | 2 | 4 | Ret | Ret | Ret | Ret | Ret | 2 | 3 | Ret | Ret | Ret | 11 | Ret | |||
33 | Ret | ||||||||||||||||||
6 | Williams - Honda | 5 | Ret | Ret | Ret | Ret | 8 | 8 | Ret | 5 | 4 | Ret | Ret | Ret | Ret | Ret | Ret | 14 | 25,5 |
6 | 2 | Ret | 4 | Ret | 6 | 4 | Ret | Ret | 1 | Ret | Ret | Ret | 8 | Ret | Ret | Ret | |||
7 | Toleman - Hart | 19 | Ret | 6 | 6 | DNQ | Ret | 2 | 7 | Ret | Ret | 3 | Ret | Ret | Ret | 4 | Ret | 3 | 16 |
20 | Ret | Ret | Ret | NC | Ret | Ret | 9 | Ret | Ret | DNQ | DNQ | Ret | 11 | ||||||
8 | Alfa Romeo | 22 | Ret | 4 | Ret | Ret | Ret | Ret | Ret | Ret | Ret | 12 | Ret | 10 | Ret | 3 | 6 | 8 | 11 |
23 | 4 | Ret | Ret | 7 | Ret | DNQ | 11 | Ret | Ret | Ret | Ret | Ret | 13 | 9 | Ret | 17 | |||
9 | Лижье - Renault | 25 | Ret | 10 | Ret | Ret | DNS | Ret | Ret | Ret | Ret | Ret | 8 | 8 | 7 | Ret | 10 | Ret | 3 |
26 | Ret | 5 | Ret | 6 | 10 | Ret | Ret | Ret | Ret | 10 | 7 | Ret | Ret | Ret | 7 | 12 | |||
10 | Arrows - Ford | 17 | 7 | 9 | 8 | Ret | DNQ | Ret | Ret | 3 | |||||||||
18 | 6 | 12 | 5 | ||||||||||||||||
11 | Стрелки - BMW | 17 | Ret | Ret | 11 | Ret | 6 | Ret | Ret | Ret | Ret | 3 | |||||||
18 | Ret | 11 | DNQ | Ret | Ret | Ret | Ret | Ret | 5 | Ret | 10 | 9 | Ret | ||||||
12 | Osella - Alfa Romeo | 24 | Ret | DNS | Ret | DNQ | 12 | 7 | Ret | Ret | 5 | 9 | Ret | Ret | Ret | 7 | Ret | Ret | 2 |
30 | Ret | Ret | Ret | Ret | 12 | 5 | Ret | 16 | |||||||||||
— | ATS - BMW | 14 | EX | Ret | Ret | Ret | Ret | Ret | 8 | Ret | 8 | Ret | Ret | DNS | Ret | DNS | 13 | 0 | |
31 | 12 | 6 | Ret | ||||||||||||||||
— | Spirit - Hart | 21 | Ret | 8 | Ret | 8 | Ret | DNQ | NC | Ret | NC | 9 | NC | Ret | 8 | 8 | 15 | 0 | |
— | RAM - Hart | 9 | Ret | Ret | DNQ | Ret | Ret | DNQ | 10 | Ret | DNS | Ret | Ret | 11 | 10 | Ret | Ret | Ret | 0 |
10 | 8 | Ret | 10 | 9 | 13 | DNQ | Ret | Ret | Ret | Ret | Ret | 9 | 9 | Ret | Ret | Ret | |||
— | Spirit - Ford | 21 | DNQ | 0 | |||||||||||||||
DSQ | Tyrrell - Ford | 3 | DSQ | DSQ | DSQ | DSQ | DSQ | DNQ | DSQ | DSQ | DNQ | DSQ | DSQ | DNQ | DSQ | 0 | |||
4 | DSQ | DSQ | DSQ | DSQ | DSQ | DSQ | DSQ | DSQ | DSQ | DSQ | DNQ | EX | DSQ | ||||||
Pos | Constructor | Car. no. | BRA. | RSA. | BEL. | SMR. | FRA. | MON. | CAN. | DET. | DAL. | GBR. | GER. | AUT. | NED. | ITA. | EUR. | POR. | Баллы |
На Викискладе есть материалы, связанные с 1984 в Формуле-1. |