Окончательный логотип, использовавшийся с 1991 года до прекращения производства | |
Категория | Гоночные спортивные автомобили |
---|---|
Страна | Международный |
Первый сезон | 1953 |
Сложенный | 1992 |
Классы | Многоклассный чемпионат |
Последний чемпион среди пилотов | Янник Далмас. Дерек Уорвик |
Чемпион последней команды | Peugeot Talbot Sport |
Чемпионат мира по спортивным автомобилям был мировой серией, проводимой для гонок на спортивных автомобилях FIA с 1953 по 1992.
Чемпионат развился из небольшой коллекции самых важных спортивных автомобилей, выносливости и шоссейных гонок. от мероприятий в Европе и Северной Америке с десятками джентльменов-водителей на стартовой решетке до профессиональных гоночных серий, на которые крупнейшие мировые автопроизводители тратили миллионы долларов в год. Официальное название серии менялось с течением времени, однако с момента своего основания в 1953 году она была широко известна как чемпионат мира по спортивным автомобилям. Чемпионат мира по спортивным автомобилям вместе с чемпионатом мира Формулы-1 стал одним из два крупных чемпионата мира по кольцевым автогонкам.
В 2012 Чемпионат мира по спортивным автомобилям был возрожден и переименован в Чемпионат мира по гонкам на выносливость.
Самым известным событием были 24 часа Ле-Мана, которые были частью чемпионата в каждом сезоне, кроме Сезоны 1956, 1975 –79 и 1989 –90.
Среди прочего, следующие гонки также засчитывались к чемпионату в определенные годы:
В первые годы легендарные гонки, такие как Mille Miglia, Carrera Panamericana и Targa Florio были частью календаря, наряду с 24 часами Ле-Мана, 12 часами Себринга, Tourist Trophy и 1000 км Нюрбургринга. Такие производители, как Ferrari, Maserati, Mercedes-Benz, Porsche и Aston Martin, часто выставляли заявки с профессиональными автогонщиками, имеющими опыт в Формуле-1, но большинство из них составляли джентльмены-пилоты (каперы ), такие как Nardis и Бандинис. Автомобили были разделены на категории спортивных автомобилей и GT (серийные автомобили), а затем были разделены на классы объем двигателя. Заводские команды Ferrari и Maserati были жесткими соперниками на протяжении большей части десятилетия, но, хотя автомобили Maserati выиграли много гонок, марке так и не удалось завоевать титул чемпиона мира. Рабочая команда Mercedes-Benz вышла из чемпионата после 1955 года из-за их аварии в Ле-Мане, в то время как небольшая заводская команда Aston Martin изо всех сил пыталась добиться успеха в 1957 и 1958 годах, пока ей не удалось выиграть чемпионат в 1959. В общих результатах заметно отсутствовала рабочая команда Jaguar, которая не участвовала ни в каких мероприятиях, кроме Ле-Мана, несмотря на потенциал C- и D- Типы.
В 1962 году календарь был расширен за счет включения небольших гонок, в то время как FIA сместила акцент на серийные автомобили GT. Название World Sportscar Championship было прекращено, и его заменил Международный чемпионат производителей GT . Они группируют автомобили в три категории с определенными размерами двигателей; менее одного литра, менее двух литров и более двух литров. Hillclimbs, спринтерские гонки и гонки меньшего масштаба расширили чемпионат, в котором теперь было около 15 гонок за сезон. Знаменитые гонки, такие как Ле-Ман, по-прежнему учитывались в качестве прототипа чемпионата, однако оценка очков была не очень табличной, поэтому FIA вернулась к исходной форме чемпионата с количеством гонок от 6 до 10.
В 1963 году осталось три класса мощности двигателя, но была добавлена категория прототипов. В 1965 году классы двигателей стали для автомобилей менее 1300 куб.см (класс I), менее 2000 куб.см (класс II) и более 2000 куб.см (класс III). Класс III был разработан для привлечения большего числа американских производителей без ограничения максимального объема двигателя.
Период между 1966 и 1971 год был, пожалуй, самой успешной эрой чемпионата мира с классами S (спортивные автомобили 5 л) и P (прототипы 3 л) и такими автомобилями, как Ferrari 512S, Ferrari 330 P4, Ford GT40, Lola T70, Chaparral, Alfa Romeo 33 и Porsche 908, 917 боролись за превосходство на классических трассах, таких как Себринг, Нюрбургринг, Спа-Франкоршам, Монца, Тарга Флорио и Ле-Ман, где Ford выигрывал 4 года подряд, что сейчас считается золотым веком гонок спортивных автомобилей.
В 1972 году классы Группа 6 Прототип и Группа 5 Спортивные автомобили были заменены новым классом спортивных автомобилей Группы 5. Эти автомобили были ограничены двигателем объемом 3,0 л со стороны FIA, и производители постепенно потеряли интерес. Новые спортивные автомобили Group 5 вместе с Group 4 Grand Touring Cars будут соревноваться в недавно переименованном FIA Чемпионате мира по маркам с 1972 по 1975 год. С 1976 по 1981 год Чемпионат мира по маркам был открыт для <264 человек.>Специальные серийные автомобили группы 5 и другие производственные категории, включая автомобили группы 4 Grand Touring, и именно в этот период почти непобедимый Porsche 935 доминировал в чемпионате. Прототипы вернулись в 1976 году как автомобили Группы 6 с собственной серией, Чемпионат мира по спортивным автомобилям, но это продлилось только два сезона (1976-1977). В 1981 году FIA учредила чемпионат водителей.
В 1982 году FIA попыталась противодействовать вызывающему тревогу увеличению мощности двигателей Специальных серийных автомобилей Группы 5, представив новую категорию Группа C. для закрытых спортивных прототипов (специально построенных гоночных автомобилей), которые ограничивают расход топлива (теория заключается в том, что ограничение расхода топлива может привести к более мягкому регулированию двигателя). Хотя это изменение не приветствовалось некоторыми частными командами, производитель поддержал новые правила безмерно. Несколько производителей «старой гвардии» вернулись в WSC в течение следующих двух лет, и каждая марка добавила разнообразия серии. Согласно новым правилам, атмосферные двигатели теоретически могли конкурировать с (дорогостоящими в обслуживании) двигателями с принудительным впуском, которые доминировали в серии в 70-х и начале 80-х.. Кроме того, большинство гонок длилось либо 500, либо 1000 км, обычно продолжаясь более трех и шести часов соответственно, так что можно было также подчеркнуть аспект «выносливости» соревнований. Автомобили группы B, относящиеся к классу GT, также были допущены к гонкам, но участников в этом классе было мало, и автомобили группы B исчезли из серии, а спортивные -прототипы доминируют в чемпионате.
Завод Rothmans Porsche 956 в СильверстоунеPorsche был первым конструктором, присоединившимся к серии, с 956, но вскоре к серии присоединились несколько других производителей, в том числе Jaguar Cars, Mercedes-Benz, Nissan, Toyota, Mazda и Aston Martin. По мере роста затрат был создан класс C2 (первоначально называвшийся C Junior) для частных команд и небольших производителей с более высокими ограничениями по расходу топлива. В этом более низком классе большинство автомобилей использовало либо двигатель BMW M1, либо новый Cosworth DFL, но, как и в основном классе, каждый отдельный производитель использовал множество решений., Tiga, Spice и Ecurie Ecosse были одними из самых конкурентоспособных в этом классе. Формула группы C вернула производителей в спорт, но опять же Porsche - с линейкой 956 и 962 Group C - продолжил свое доминирование в спорте.
В 1986 году чемпионат мира по гонкам на выносливость превратился в чемпионат мира по спортивным прототипам .
Хотя формула группы C имела успех: на мероприятиях WSC регулярно собирались от 50 000 до 70 000 человек (современный Гран-при в Европе будет такая же толпа), и более 350 000 человек за 24 часа Ле-Мана FIA ввела новые правила на 1991 год по указанию вице-президента FIA Берни Экклстоуна; 750-килограммовые машины с современными атмосферными двигателями, которые были специально построены для гоночных автомобилей объемом 3500 куб. См. Новая классификация, известная как Группа C Категория 1, была разработана для двигателей Формулы-1. Хотя мощность в целом была меньше, чем у существующих автомобилей группы C (около 650 л.с. по сравнению с 750 л.с. и выше), новые автомобили считаются одними из самых быстрых спортивных автомобилей. Однако внедрение этих новых правил было медленным, и лишь несколько машин категории 1 были готовы к сезону 1991 года. Следовательно, FIA также разрешила автомобилям, которые соответствовали правилам Группы C до 1991 г., участвовать в чемпионате (как автомобили Группы C Категории 2 ) в течение одного переходного года. Однако они были серьезно ограничены в весе, распределении топлива и положении в сети. В 1991 году чемпионат получил еще одно новое название, Чемпионат мира по спортивным автомобилям FIA, и новые правила для 3,5 литровых автомобилей полностью вступили в силу для чемпионата 1992 года, когда старые автомобили группы C больше не включались.
Новое поколение гоночных двигателей WSC с заявленным намерением снизить затраты и улучшить конкуренцию быстро оказалось весьма подозрительным. Затраты резко выросли, поскольку рабочие группы разработали автомобили, способные проходить квалификацию примерно на полпути к стартовой решетке Формулы-1, несмотря на то, что они весят примерно на 200 кг больше. Производители снова отказались от серии спортивных автомобилей, осознав, что теперь у них есть двигатель, подходящий для F1. В частности, Mercedes и Peugeot решили сконцентрироваться или перейти исключительно на F1. Более экзотические двигатели были недоступны для таких команд, как Spice, и, таким образом, после того, как производители покинули высший класс гонок спортивных автомобилей, серия по существу рухнула. Отсутствие заявок означало, что сезон 1993 года был отменен перед первой гонкой.
В 1994 году титул World Sportscar вернулся, на этот раз в руки Международной ассоциации автоспорта в Северной Америке для использования в серии IMSA GT. Имя будет использоваться для высшего класса прототипов серии до 1998 года, когда серия закончилась.
Кроме того, 1994 год также ознаменовал возвращение международной серии GT после более чем десятилетнего отсутствия с представлением серии BPR Global GT. Успех серии привел к дружественному поглощению FIA в 1997 году, став FIA GT Championship. Прототипы в основном отсутствовали на европейских трассах (единственным заметным исключением является Ле-Ман) до 1997 года, когда была создана Международная серия спортивных гонок, которая переросла в недолговечный чемпионат FIA Sportscar с 2001 по 2003 год. Спортивные прототипы затем перешли исключительно под контроль Automobile Club de l'Ouest (ACO) и их санкционированных серий: American Le Mans Series в Северной Америке и Серия Ле-Ман в Европе. Чемпионат FIA по GT в конечном итоге получил статус чемпионата мира в 2010, в то время как ACO запустила свой собственный международный чемпионат, Межконтинентальный кубок Ле-Мана, то же самое. год.
После успеха Межконтинентального кубка Ле-Мана (ILMC) ACO, FIA достигла соглашения с ACO о создании нового FIA. Чемпионат мира по гонкам на выносливость в 2012 году. В сериале есть много элементов ILMC, в том числе использование 24 часа Ле-Мана как часть расписания серии. В этой серии по-прежнему используются два основных класса ACO: Le Mans Prototypes и GT Endurance. Чемпионские титулы присуждаются конструкторам и водителям прототипов, а кубки конструкторов присуждаются в категориях GTE.
Год | Звание | Победивший производитель. (1953 - 1984) | Команда-победитель. (1985 - 1992) | Победитель (и). (1981 - 1992) |
---|---|---|---|---|
1953 | Мир Чемпионат по спортивным автомобилям | Ferrari | - | - |
1954 | Чемпионат мира по спортивным автомобилям | Ferrari | - | - |
1955 | Чемпионат мира по спортивным автомобилям | Mercedes-Benz | - | - |
1956 | Мир Чемпионат по спортивным автомобилям | Ferrari | - | - |
1957 | Чемпионат мира по спортивным автомобилям | Ferrari | - | - |
1958 | Чемпионат мира по спортивным автомобилям | Ferrari | - | - |
1959 | Чемпионат мира по Спортивные автомобили | Aston Martin | - | - |
1960 | Чемпионат мира по спортивным автомобилям | Ferrari | - | - |
1961 | Чемпионат мира по спортивным автомобилям | Ferrari | - | - |
1962 | Международный чемпионат по GT Производители | Ferrari (+2.0). Porsche (2.0). Fiat - Abarth (1.0) | - | - |
1963 | Международный чемпионат производителей GT | Ferrari (+2.0). Porsche (2.0). Fiat - Abarth (1.0) | - | - |
International GT Prototypes Trophy | Ferrari | - | - | |
1964 | Международный чемпионат производителей GT | Ferrari (+2.0). Porsche (2.0). Abarth - Simca (1.0) | - | - |
International GT Prototypes Trophy | Porsche | - | - | |
1965 | Международный чемпионат производителей GT | Shelby (+2.0). Porsche (2.0). Abarth - Simca (1.3) | - | - |
International GT Prototypes Trophy | Ferrari | - | - | |
1966 | Международный чемпионат спортивных прототипов | Ford (+2.0). Porsche (2.0) | - | - |
Международный чемпионат спортивных автомобилей | Ford (+ 2.0). Porsche (2.0). Abarth (1.3) | - | - | |
1967 | Международный чемпионат по спортивным прототипам | Ferrari (+2.0). Porsche (2.0) | - | - |
Международный чемпионат спортивных автомобилей | Ford (+2.0). Porsche (2.0). Abarth (1.3) | - | - | |
1968 | Международный чемпионат для производителей. Международный кубок для автомобилей GT | Ford. Porsche | - | - |
1969 | Международный Чемпионат производителей. Международный кубок автомобилей GT | Porsche. Porsche | - | - |
1970 | Международный чемпионат производителей автомобилей. Международный кубок автомобилей GT | Porsche. Porsche | - | - |
1971 | Международный чемпионат производителей автомобилей. Международный кубок автомобилей GT | Porsche. Porsche | - | - |
1972 год | Чемпионат мира среди производителей автомобилей. Международный кубок автомобилей GT | Ferrari. Porsche | - | - |
1973 | Чемпионат мира по маркам. Международный кубок по автомобилям GT | Matra. Porsche | - | - |
1974 | Чемпионат мира по маркам. Международный кубок по автомобилям GT | Matra. Porsche | - | - |
1975 | Чемпионат мира по маркам. Международный кубок автомобилей GT | Alfa Romeo. Porsche | - | - |
1976 | Чемпионат мира по маркам | Porsche | - | - |
Чемпионат мира по спортивным автомобилям | Porsche | - | - | |
1977 | Чемпионы мира бедро для марок | Porsche | - | - |
Чемпионат мира по спортивным автомобилям | Alfa Romeo | - | - | |
1978 | Чемпионат мира по маркам | Porsche | - | - |
1979 | Чемпионат мира по маркам | Porsche | - | - |
1980 | Чемпионат мира среди производителей | Lancia | - | - |
1981 | Чемпионат мира на выносливость | Lancia | - | Боб Гарретсон |
1982 | Чемпионат мира на выносливость | Porsche | - | Джеки Икс |
1983 | Чемпионат мира по гонкам на выносливость | Porsche (C). Альба- Джаннини (C-младший). Porsche (B) | - | Джеки Икс |
1984 | Чемпионат мира по гонкам на выносливость | Porsche (C). Альба- Джаннини (C-младший). BMW (B) | - | Стефан Беллоф |
1985 | Чемпионат мира по гонкам на выносливость | - | Ротманс Porsche (C). Spice Engineering (C2) | Дерек Белл (C). Ханс-Иоахим Штук (C). Гордон Спайс (C2). Рэй Беллм (C2) |
1986 | Чемпионат мира по спортивным прототипам | - | Брун Моторспорт (C). Ecurie Ecosse (C2) | Дерек Белл (C). Хесус Пареха (C2). (C2) |
1987 | Чемпионат мира по спортивным прототипам | - | Silk Cut Jaguar (C). Spice Engineering (C2) | Рауль Бозель (C). Гордон Спайс (C2). Фермин Велес (C2) |
1988 | Чемпионат мира по спортивным прототипам | - | Шелковая огранка Jaguar (C). Spice Engineering (C2) | Мартин Брандл (C). Гордон Спайс (C2). Рэй Bellm (C2) |
1989 | Чемпионат мира по спортивным прототипам | - | Team Sauber Mercedes (C). Chamberlain Engineering (C2) | Жан-Луи Шлессер (C). Ник Адамс (C2). Фермин Велес |
1990 | Чемпионат мира по спортивным прототипам | - | Команда Sauber Mercedes | Жан-Луи Шлессер. Мауро Бальди |
1991 | Чемпионат мира по спортивным автомобилям | - | Silk Cut Jaguar | Тео Фаби |
1992 | Чемпионат мира по спортивным автомобилям | - | Peugeot Talbot Sport (C1). Chamberlain Engineering (Cup) | Дерек Уорвик (C1). Янник Далмас (C1). (чашка) |
.