Уотсон на 1982 г. в Голландии Гран-при | |
Родился | (1946-05-04) 4 мая 1946 (возраст 74). Белфаст, Северная Ирландия |
---|---|
Формула-1 Карьера на чемпионате мира | |
Национальность | Британец |
Годы работы | 1973 - 1983, 1985 |
Команды | Brabham, Surtees, Lotus, Penske, McLaren |
Входы | 154 (152 начала) |
Чемпионат | 0 |
Выигрывает | 5 |
Подиумы | 20 |
Очки за карьеру | 169 |
Поул-позиции | 2 |
Самые быстрые круги | 5 |
Первая запись | Гран-при Великобритании 1973 года |
Первая победа | Гран-при Австрии 1976 года |
Последняя победа | Гран-при США 1983 года на Западе |
Последняя запись | Гран-при Европы 1985 года |
Джон Маршалл Уотсон, MBE (родился 4 мая 1946 года) - бывший гонщик из Великобритании водитель и нынешний комментатор из Северной Ирландии. Он участвовал в Формуле-1, выиграл пять Гран-при и был третьим в чемпионате 1982 года. Он также участвовал в Чемпионате мира по спортивным автомобилям, заняв второе место в чемпионате 1987 года. После ухода из автоспорта он стал комментатором Eurosport, освещавшего Формулу-1 с 1990 по 1996 год. В настоящее время он комментирует GT World Challenge Europe.
Джон Уотсон родился в Белфасте и получил образование в Rockport School, Северная Ирландия. Карьера Уотсона в Формуле-1 началась в 1972, когда он привел клиентов марта - Cosworth 721 для Goldie Hexagon Racing в событие, не относящееся к чемпионату: победная гонка на чемпионате мира в Брэндс-Хэтч. Первый чемпионат мира Уотсон провел в сезоне 1973 года, в котором он участвовал в Гран-при Великобритании у клиента Brabham - Ford BT37 и Гран-при США, где проехал третий завод Brabham BT42. Ни один из них не был особенно успешным, так как в британской гонке у него закончилось топливо на 36-м круге, а его двигатель отказал после семи кругов в гонке в США.
Уотсон заработал свое первое очко на чемпионате мира на Гран-при Монако 1974 года, когда выступал за Goldie Hexagon Racing. В том сезоне он набрал в общей сложности шесть очков, управляя клиентом Brabham BT42-Ford, модифицированным командой. В следующем году ему не удалось набрать чемпионские очки, выступая за команды Team Surtees, Team Lotus и Penske Cars. На Гран-при Испании 1975 года у него был шанс одержать свою первую победу. Он был на второй позиции после Марио Андретти, пока ему не пришлось останавливаться в боксах для проверки после того, как его машина начала испытывать вибрации. Андретти ушел в отставку позже, и после возвращения в гонку Уотсон финишировал восьмым, его лучший результат в чемпионате в 1975 году. В гонках, не относящихся к чемпионату, он показал себя несколько лучше, заняв второе место в Гонке чемпионов в Brands Hatch, и четвертый на гонке International Trophy в Сильверстоуне.
Он завоевал свой первый подиум на чемпионате мира, заняв третье место на Гран-при Франции 1976 года. Позже в том же сезоне он одержал свою первую победу, выступая за Penske на Гран-при Австрии и заняв второе место на стартовой решетке. После гонки он сбрил бороду, результат пари с владельцем команды Роджером Пенске.
В третьей гонке сезона Формулы-1 1977 года, Гран-при Южной Африки., ему удалось преодолеть дистанцию гонки, набрать очко и проехать свой первый самый быстрый круг. Однако его достижения были омрачены смертью водителя Тома Прайса и маршала трека Янсена Ван Вуурена. Его Брэбэм - Alfa Romeo подводил его на протяжении всего сезона, но, несмотря на это, он занял свою первую поул-позицию в Гран-при Монако и квалифицировался в топе. десять не менее 14 раз, часто в первых двух рядах. Проблемы с машиной, аварии и дисквалификация означали, что он проехал всю дистанцию только в пяти из 17 гонок. Ближе всего к победе он подошел к Гран-при Франции, где он доминировал в гонке с самого начала, но на последнем круге его подвела проблема с расходом топлива, из-за которой он занял второе место после возможного победителя. Марио Андретти.
В 1978 Уотсон провел более успешный сезон с точки зрения финиша гонок, иногда даже обгоняя своего знаменитого товарища по команде Ники Лауда. Ему удалось три подиума и поул, и он набрал 25 очков, чтобы заработать наивысшее место в чемпионате в своей карьере на тот момент.
Джон Ватсон Золдер 1977 Brabham BT45 Alfa RomeoВ течение 1979 Уотсон перешел на McLaren, где он подарил им их первую победу за более чем три года, выиграв Гран-при Великобритании 1981 года, а также обеспечив первую победу карбоновому композитному монококу автомобиля F1, McLaren MP4 / 1. Позже, в сезоне 1981, прочность монокока McLaren из углеродного волокна (разработанного Джоном Барнардом ) была продемонстрирована, когда он потерпел сильную аварию в Монце во время Гран-при Италии. Уотсон потерял машину, выходящую из скоростных поворотов Лесмо, и врезался в ограждение. Подобные несчастные случаи ранее были смертельными, но Уотсон не пострадал в результате несчастного случая, который, как он позже вспоминал, выглядел гораздо хуже, чем был на самом деле. После того, как Джеймс Хант внезапно ушел на пенсию после Гран-при Монако в 1979 году, Уотсон был единственным профессиональным британским пилотом Формулы-1 до конца своей карьеры.
Уотсон во время тренировки на Гран-при Европы 1985 года, его последняя гонка в Формуле 1.Его самым успешным годом был 1982, когда он занял третье место в чемпионате водителей., выиграв два Гран-при. В нескольких гонках он добился высоких результатов, несмотря на квалификацию в конце сетки. На первом в истории Гран-при Детройта в 1982 он обогнал три машины за один круг в глубине гонки на узкой извилистой трассе, по которой было трудно проехать; пробиваясь с 17-й стартовой позиции на сетке, он прорвался через поле и в процессе одержал победу. Уотсон вошел в финальную гонку сезона в Caesars Palace, имея внешние шансы на титул, но он должен был финишировать на пять очков, отставая от Кеке Росберга и сравнявшись по очкам с Дидье Пирони.
Год спустя, в 1983, он повторил подвиг, выиграв с тыла решетки в последней гонке Формулы-1 в Лонг-Бич ; еще одна уличная трасса, начинающаяся с 22-го места на стартовой решетке, самая дальняя точка, с которой современный гонщик Гран-при когда-либо приходил, чтобы выиграть гонку. Окончательная победа Уотсона также включала борьбу за позицию с товарищем по команде Ники Лауда, который начал гонку 23-м, хотя Ватсон в конечном итоге финишировал на 27 секунд впереди своего товарища по команде, дважды выигравшего чемпионат мира.
Однако в конце сезона 1983 года Уотсон был уволен McLaren и впоследствии ушел из Формулы-1. Переговоры с боссом команды Роном Деннисом, как сообщается, прервались, когда Уотсон попросил больше денег, чем зарабатывал двукратный чемпион мира Лауда, сославшись на то, что он выиграл Гран-при в 1983 году, а Лауда - нет. Вместо этого Деннис подписал Renault беженец Ален Прост за сравнительно ничего (поскольку он уже был по контракту с Renault, но был уволен за 1984 год). Два года спустя он вернулся еще на одну гонку, выступая за McLaren вместо травмированного Ники Лауда на Гран-при Европы 1985 года в Brands Hatch в г. на котором он квалифицировался 21-м и занял седьмое место в гонке (Лауда повредил запястье в квалификации к предыдущей гонке на Спа, что вынудило его пропустить и эту гонку). Уотсон мчался с гоночным номером «1» Лауда (австриец выиграл чемпионат мира 1984 ). Это был только второй случай с 1973, когда водитель, не являющийся действующим чемпионом мира, участвовал в гонке на автомобиле номер 1 в гонке чемпионата мира, другим был Ронни Петерсон, когда система впервые была запущена., поскольку действующий чемпион мира Джеки Стюарт ушел в отставку по завершении сезона 1973 года.
В 1984 году Уотсон обратился к спортивным автомобилям гонкам, особенно в партнерстве с Стефаном Беллофом для победы на чемпионате Bellof 1984 года. год. Он также входил в состав пилотов команды Боба Туллиуса 'Jaguar на гонке 1984 24 часа Ле-Мана за рулем IMSA. Jaguar XJR-5 с 6,0-литровым V12 классом IMSA / GTP. Во время первого выступления Jaguar в Ле-Мане с 1959, Уотсон ненадолго лидировал в гонке к концу первого часа, когда более быстрый Porsche 956 и Lancia LC2 без изъянов. За рулем с американцем Тони Адамовичем и французом Клодом Балло-Лена они не смогли финишировать из-за неисправности двигателя, хотя заняли 28-е место.
Уотсон тоже. занял второе место в сезоне 1987 года вместе с Яном Ламмерсом в сезоне TWR Silk Cut Jaguar XJR-8, когда они выиграл в общей сложности три чемпионских гонки (Харама, Монца и Фудзи ). Уотсон участвовал в гонках «24 часа Ле-Мана» семь раз за свою карьеру с 1973 по 1990 год, финишировав 11-м, лучшим в карьере, в своем последнем старте в 1990 за рулем Porsche 962 <329.>C для Richard Lloyd Racing вместе с другими гонщиками Гран-при Бруно Джакомелли и Алленом Бергом.
После ухода из активных гонок он работал в качестве телевизионного комментатора руководил гоночной школой в Сильверстоуне и управлял ипподромом. Он также стал первым человеком, который когда-либо тестировал автомобиль Jordan Formula One в 1990.
С 1990 по 1996 год он работал комментатором Formula One в Eurosport. вместе с Ричардом Николлсом (1990–1992), Аллардом Калффом (1992–1994) и Беном Эдвардсом (1995–1996). Последней прямой трансляцией Гран-при Eurosport в Великобритании был Гран-при Японии в 1996 году. Контракты на прямые трансляции Формулы-1 были перенесены на частные телеканалы на 1997 год. В 1997 году Уотсон работал комментатором Формулы-1 на ESPN.
С 1998 по 2001 год он был другом Чарли Кокса, комментируя British Touring Car Championship для BBC.
во время 2002 F1. В сезоне Уотсон вместе с Беном Эдвардсом комментировал репортаж Sky Sports с оплатой за просмотр F1 +. Однако это было довольно непопулярно и было прекращено в сезоне 2003 года.
В 2005-2009 годах Уотсон работал экспертом-комментатором для BSkyb во время их трансляций серии A1 Grand Prix.
В 2010 году Уотсон комментировал некоторые этапы чемпионатов FIA GT1 и GT3, а также всю серию Blancpain GT 2014 года.
Эксперт Формулы-1 регулярно появляется на BBC Radio 5 Live, Radio 4, Sky и в прямом эфире Sky Sports F1 по вечерам в пятницу.
Уотсон в настоящее время предоставляет экспертные комментарии по GT World Challenge Europe вместе с обычным телевизионным комментатором Blancpain Дэвидом Аддисоном.
В 2016 году в академической В статье, в которой сообщалось об исследовании математического моделирования, в котором оценивалось относительное влияние водителя и машины, Уотсон был признан 25-м лучшим гонщиком Формулы-1 всех времен.
(клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, указывают поул-позицию; гонки, выделенные курсивом, указывают на самый быстрый круг)
Год | Участник | Шасси | Двигатель | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | Поз. | Баллы |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1969 | Team Ireland | Lotus 48 | Cosworth FVA | THR. Ret | HOC | NÜR | JAR | TUL | PER | VAL | NC | 0 | ||||||||||
1970 | John Watson | Brabham BT30 | Cosworth FVA | THR. Ret | HOC. DNQ | BAR. Ret | ROU. DNS | PER | TUL | IMO | HOC | NC | 0 | |||||||||
1971 | Джон Уотсон | Brabham BT30 | Cosworth FVA | HOC. Ret | THR. DNS | NÜR. 12 | JAR. 11 | PAL. DNQ | ROU. DNQ | MAN. 5 | TUL. 5 | ALB | VAL. 6 | VAL | 15-й | 5 | ||||||
1972 | Allan McCall Team Tui | Leda-Tui AM29 | Ford BDA | MAL | THR | HOC | PAU | PAL. Ret | HOC. 10 | 23rd | 4 | |||||||||||
Leda-Tui BH2 | ROU. 5 | ÖST. 8 | IMO. 8 | MAN. Ret | PER | SAL | ALB | HOC | ||||||||||||||
1973 | Motor Racing Developments | Brabham BT40 | Ford BDA | MAL. Ret | HOC | THR | NÜR | PAU | KIN | NIV | HOC | ROU | MNZ | 20-й | 4 | |||||||
Chevron Racing Team | Chevron B25 | MAN. 3 | KAR | PER | SAL | NOR | ALB. 10 | VAL | ||||||||||||||
1974 | Bang Olufsen Team Surtees | Surtees TS15 | Ford BDA | BAR | HOC. 2 | 11-й | 6 | |||||||||||||||
Surtees TS15A | BMW M12 | PAU. Ret | SAL. 10 | HOC | MUG. Ret | KAR | PER. Ret | HOC | VAL |
(клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, указывают на полюсное положение; (гонка курсивом указывает на самый быстрый круг)
(клавиша ) (гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
Год | Участник | Шасси | Двигатель | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1972 | Goldie Hexagon Racing | Март | Ford Cosworth DFV 3.0 V8 | ROC | BRA | INT | OUL | REP | VIC. 6 |
1973 | Motor Racing D evelopments | Brabham | Ford Cosworth DFV 3.0 V8 | ROC. Ret | INT | ||||
1975 | Team Surtees | Surtees TS16 | Ford Cosworth DFV 3.0 V8 | ROC. 2 | INT. 4 | SUI. 5 | |||
1976 | Citibank Team Penske | Penske PC3 | Ford Cosworth DFV 3.0 V8 | ROC. Ret | INT | ||||
1977 | Martini Racing | Brabham BT45 | Alfa Romeo 115-12 3.0 F12 | ROC. 3 | |||||
1979 | Marlboro Team McLaren | McLaren M28 | Ford Cosworth DFV 3.0 V8 | ROC. Ret | GNM | DIN | |||
1980 | Marlboro Team McLaren | McLaren M29C | Ford Cosworth DFV 3.0 V8 | ESP. Ret | |||||
1981 | Marlboro McLaren International | McLaren M29F | Ford Cosworth DFV 3.0 V8 | RSA. 5 | |||||
1983 | Marlboro McLaren International | McLaren MP4 / 1C | Ford Cosworth DFV 3.0 V8 | ROC. Ret |
Год | Команда | Второй водитель | Автомобиль | Класс | Круги | Поз. | Класс. Поз. |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1973 | Gulf Research Racing | Майк Хейлвуд. Верн Шуппан | Mirage M6 Ford | S 3.0 | 112 | DNF | DNF |
1984 | Jaguar | Тони Адамович. Клод Баллот-Лена | Jaguar XJR-5 | IMSA / GTP | 212 | DNF | DNF |
1985 | Rothmans Porsche | Al Holbert. Vern Schuppan | Porsche 962 C | C1 | 299 | DNF | DNF |
1987 | Silk Cut Jaguar. Tom Walkinshaw Racing | Ян Ламмерс. Вин Перси | Jaguar XJR-8 LM | C1 | 158 | DNF | DNF |
1988 | Silk Cut Jaguar. Tom Walkinshaw Racing | Рауль Бозель. Анри Пескароло | Jaguar XJR-9 LM | C1 | 129 | DNF | DNF |
1989 | Toyota Команда Tom's | Джефф Лис. Джонни Дамфрис | Toyota 89C-V | C1 | 58 | DNF | DNF |
1990 | R ichard Lloyd Racing | Бруно Джакомелли. Аллен Берг | Porsche 962 C | C1 | 335 | 11-й | 11-й |
СМИ, связанные с Джоном Ватсоном (гонщик) (категория ) на Wikimedia Commons
Awards | ||
---|---|---|
Предыдущие. Джеймс Хант | Мемориальный трофей Боярышника. 1978 | Преемник. Алан Джонс |
Предыдущий. Нет | Autosport British Competition Driver . 1982 | Преемник. Джонатан Палмер |
Предыдущий. Алан Джонс | Мемориальный трофей Хоторн. 1982 –1983 | Преемник. Дерек Уорвик |