BMW M12 / 13 с турбонаддувом 1500 куб.см 4- цилиндр с турбонаддувом двигатель Formula One, основанный на стандартном двигателе BMW M10, представленный в 1961 году, приводил в движение автомобили F1 Brabham, Стрелки и Бенеттон. Нельсон Пике выиграл чемпионат FIA «Формула-1» в 1983 за рулем Brabham с двигателем BMW M12 / 13 с турбонаддувом. Это был первый чемпионат водителей, выигранный с использованием двигателя с турбонаддувом. Этот двигатель также использовался в автомобилях BMW GTP и 2,0-литровых безнаддувных моделях успешных автомобилей March Engineering Formula Two.
Как и BMW M12, конструкция двигателя с 1960-х годов стала одним из самых успешных двигателей в гонках. Начиная с Чемпионата Европы по кузовным гонкам, он также использовался в Формуле 2, увеличенный до двух литров и оснащенный четырехклапанными головками, мощностью более 300 л.с. (224 кВт). В Deutsche Rennsport Meisterschaft вариант объемом 1400 куб. См (с коэффициентом гандикапа 1,4, равным 2000 куб. См) был оснащен турбонаддувом Полем Роше в соответствии с правилами FIA Группы 5. С самого начала он имел мощность более 350 л.с. (261 кВт), что делало безнаддувные двигатели двухлитровой категории бесполезными. После некоторых разработок мощность, ходовые качества и надежность улучшились, особенно в автомобиле IMSA, и BMW начала задумываться о выходе на рынок Формулы-1, где коэффициент инвалидности 2,0 требовал двигателей объемом 1500 куб.
С BMW под маркой Megatron в этом шасси A10B водители Эдди Чивер (на фото на Фестивале скорости в Гудвуде в 2008 году) и Дерек Уорвик обеспечили 1988 был самым успешным годом Эрроуза в Формуле-1 благодаря частым очкам.В сезоне 1982 Brabham Команда, в то время принадлежавшая будущему боссу Формулы 1 Берни Экклстоуну, в отдельных гонках использовала как более старый Cosworth DFV двигатель V8, так и BMW M12 с турбонаддувом. в программе развития. BMW показал себя быстрым в первый год участия в Формуле-1, хотя его надежности с турбонаддувом все еще не хватало. Действующий чемпион мира Нельсон Пике зафиксировал первую победу двигателя в Формуле-1, когда привел домой товарища по команде Brabham Риккардо Патрезе (на автомобиле с двигателем Cosworth) на 1982 Canadian Grand Prix .
В 1983 бразильский гонщик Пике выиграл свой второй чемпионат мира в Формуле-1 за рулем Brabham BT52 с исключительно двигателем M12, который к тому году выдавал примерно 850 л.с. (630 л. кВт) в квалификационной комплектации и 640 л.с. (480 кВт) для гонок. Пике, выигравший бразильский, итальянский и европейский Гран-при в том году, выиграл чемпионат всего на два очка, опередив Renault ' s Ален Прост (Renault впервые применила турбонаддув в Формуле-1 в 1977, но ей никогда не суждено было выиграть чемпионат мира в первоначальную эру турбо (1977-1988)). Пике был первым гонщиком, выигравшим чемпионат мира на автомобиле с турбонаддувом.
Основным преимуществом рядного 4-цилиндрового M12 перед его оппозицией V6 Ferrari и Renault было то, что с одним турбонаддувом меньше, двумя цилиндрами и восемью клапанами меньше, двигатель BMW имел меньшие потери на трение и, следовательно, производил меньше отходящего тепла. Это дало возможность ведущему конструктору Brahbam Гордону Мюррею роскошь разработать BT52 с меньшими радиаторами, что означало лучшую аэродинамическую эффективность и, следовательно, лучшую скорость движения по прямой. BT52 отличался очень тонкими короткими боковинами, особенно по сравнению с Renault, что давало ему лучшее проникновение в воздух на трассах с длинными прямыми участками.
1984 и 1985, напротив, были скудными годами для M12. В то время двигатель в целом считался самым мощным в Формуле-1, выдавая примерно 1100 л.с. (820 кВт) в квалификационной комплектации к 1985 году, и только в 1984 году Пике занял девять поул-позиций. Тем не менее, механическая надежность и долговечность двигателя при полной нагрузке серьезно пострадали, а взрывы двигателя и отказы турбонагнетателя стали обычным явлением. Кроме того, с FISA, устанавливающим максимальный лимит топлива в 220 литров на гонку (дозаправка была разрешена в 1982 и 1983 годах), 4-цилиндровый BMW страдал от высокого расхода топлива, что часто приводило к тому, что у водителей заканчивались запасы топлива. топливо и продолжала страдать от плохой надежности. Следовательно, Пике одержал только три победы - гонки 1984 Канад и Детройт и Гран-при Франции 1985. Это оказались последние победы Брэбэма в Формуле 1.
В 1986 M12 был модернизирован до M12 / 13/1. Эта версия, как утверждалось, выдавала максимальную мощность 1400 л.с. (1044 кВт) в квалификационной комплектации, что сделало бы ее самым мощным двигателем, когда-либо участвовавшим в гонках Формулы-1, с турбонаддувом или другим способом. В то время не было возможности точно измерить мощность, превышающую 1000 лошадиных сил, и поэтому заявленные значения выходной мощности были общепринятыми из теоретических расчетов инженеров; например, турбонаддув при давлении 0,1 бара оценивался примерно в 20 л.с. (15 кВт)). Во время Гран-при Италии 1986 в Монце, автомобиль BMW Герхарда Бергера с двигателем Benetton B186 зафиксировал наивысшую скорость движения по прямой. автомобиль Формулы-1 с турбонаддувом, когда он был на отметке 352,22 км / ч (219 миль в час). Фактически, пять лучших автомобилей преодолели скоростной ловушку в Монце (Бергер и его товарищ по команде Тео Фаби, Дерек Уорвик и Риккардо Патрезе Брэбэма и Все стрелки из Тьерри Бутсена ) приводились в движение BMW M12.
Brabham наклонил модернизированный двигатель вбок на 72 °, чтобы использовать его в чрезвычайно низком BT55, но концепция оказалась неудачной, скорее всего, из-за проблем с охлаждением в тесном отсеке. Вместо этого Benetton с более традиционным B186 были ведущими пользователями BMW в 1986 году, а Герхард Бергер одержал первую (и последнюю) победу своей команды (и последнюю) победу на Гран-при Мексики.
BMW объявила о выходе из Формулы-1 в конце 1986 года, но они продолжат выполнять свой контракт и поставлять Brabham свои наклонные M12 в 1987 году. Босс команды Arrows Джеки Оливер, с при поддержке главного спонсора команды USF G заключила сделку по продолжению использования вертикальных двигателей BMW под названием своей дочерней компании Megatron, Inc., основанной давним поклонником Формулы-1 Джоном Дж. Шмидтом. Двигатели обслуживались из Швейцарии давним гуру двигателей Arrows, бывшим механиком Джо Зифферт.
Base | Швейцария |
---|---|
Основатель ( s) | Джон Дж. Шмидт |
Известный персонал | Хейни Мадер |
Формула-1 Карьера на чемпионате мира | |
Первая запись | Гран-при Бразилии 1987 года |
Последняя запись | Гран-при Австралии 1988 |
Участие в гонках | 32 |
Шасси | Arrows, Ligier |
Чемпионат конструкторов | 0 |
Чемпионат пилотов. | 0 |
Гонка победы | 0 |
Подиумы | 1 |
Очки | 35 |
Поул-позиции | 0 |
Самые быстрые круги | 0 |
Двигатели BMW, переименованные в Megatron, использовались командой Arrows для 1987 и 1988 сезонов, а также Ligier в 1987 году. К 1988 году Arrows были одной из шести команд, все еще использовавших двигатели с турбонаддувом, а Megatron были самым старым турбодвигателем, все еще используемым в Формуле-1, Ferrari представила новый двигатель с турбонаддувом в прошлом году r.
Программа Megatron завершилась после 1988 г. в результате изменений правил, которые запретили двигатели с турбонаддувом с 1989 г., и Эдди Чивер занял последнее место на подиуме старого двигателя BMW, заняв третье место в 1988 г. Гран-при Италии в Монце. Эта гонка была также значимой, поскольку она ознаменовала первый раз, когда Heini Mader решил проблемы, вызванные ограничительным клапаном наддува FIA, который ограничивал давление наддува до 4,0 бар в 1987 году и 2,5 бар в 1988 году. Переместив клапан ближе к двигателю, проблема с турбонаддувом была решена, и Arrows A10 B стал одним из самых быстрых автомобилей на длинных прямых Монца, быстрее, чем всепобеждающий McLaren - Hondas, в который дизайнер Стив Николс эффективно включил элементы низкопрофильной конструкции Брэбэма Гордона Мюррея, а также более мощный двигатель V6..
Поскольку турбины были запрещены в сезоне 1989, команда Arrows вернулась к использованию 3,499 куб.см (213,5 куб. Дюймов) безнаддувных силовых установок Ford DFR V8.
Основным недостатком M12 как двигателя Формулы-1 было отсутствие отклика на газ из-за турбо-лага. В отличие от двигателей V6 и V8 с турбонаддувом, которые работали с двумя турбинами (по одной для каждого ряда цилиндров), рядный 4-цилиндровый двигатель BMW, как и другие 4-цилиндровые турбодвигатели, используемые в Формуле-1, такие как Hart 415T и На Zakspeed 1500/4 использовался только один турбокомпрессор. Установки твин-турбо двигателей "V" устранили большую часть турбо-лага. Тем не менее, с одним турбонаддувом BMW M12 страдал примерно от 2 секунд турбо-лага, что означало, что водителям часто приходилось начинать ускоряться на вершине поворота. Многие (включая Пике и Бергера) описывали мощность турбонаддува как включенную, как выключатель света, который часто вызывал внезапную избыточную поворачиваемость. Следовательно, BMW обычно был наиболее конкурентоспособным в силовых цепях, таких как Кьялами, Имола, Поль Рикар, Сильверстоун, Хоккенхайм, Эстеррайхринг и Монца. На более узких трассах, таких как уличные трассы, такие как Монако и Детройт, которые требовали большего ускорения и меньшей максимальной скорости, автомобили с двигателями BMW часто отставали от своих основных соперников.
Чемпионат мира: 1 (Нельсон Пике в Brabham в 1983 ). Победы: 9 (Пике 7, Риккардо Патрезе 1, Герхард Бергер 1). Поул-позиции: 15 (Пике 12, Тео Фаби 2, Патрез 1). Самые быстрые круги: 14 (Пике 9, Патрез 2, Бергер 2, Фаби 1)
(клавиша ) (Результаты, выделенные жирным шрифтом, указывают на поул-позицию; результаты, выделенные курсивом, указывают на самый быстрый круг)
Год | Участник | Шасси | Двигатель | Шины | Драйверы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | Очки | WCC |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1968 | Bayerische Motoren Werke | Лола T102 | BMW M12 / 1 1.6 L4 | D | RSA | ESP | MON | BEL | NED | FRA | GBR | GER | ITA | CAN | США | MEX | 0 | NC | |||||
Hubert Hahne | 10 | ||||||||||||||||||||||
1969 | Bayerische Motoren Werke | BMW 269 (F2 ) | BMW M12 / 1 1.6 L4 | D | RSA | ESP | MON | NED | FRA | GBR | GER | ITA | CAN | США | MEX | N / A * | |||||||
Хьюберт Хане | DNS | ||||||||||||||||||||||
Герхард Миттер | DNS | ||||||||||||||||||||||
Дитер Кестер | DNS | ||||||||||||||||||||||
1970 - 1980 : Не участвовал | |||||||||||||||||||||||
1981 | Parmalat Racing Team | Brabham BT50 | BMW M12 / 13 1.5 L4 t | G | USW | BRA | ARG | SMR | BEL | MON | ESP | FRA | GBR | GER | AUT | NED | ITA | CAN | CPL | 0 | NC | ||
Нельсон Пике | PO | ||||||||||||||||||||||
1982 | Parmalat Racing Team | Brabham BT50 | BMW M12 / 13 1.5 L4 t | G | RSA | BRA | USW | SMR | BEL | MON | DET | CAN | NED | GBR | FRA | GER | AUT | SUI | ITA | CPL | 22 | 7-й | |
Нельсон Пике | Ret | 5 | Ret | DNQ | 1 | 2 | Ret | Ret | Ret | Ret | 4 | Ret | Ret | ||||||||||
Riccardo Patrese | Ret | Ret | 15 | Ret | Ret | Ret | Ret | 5 | Ret | Ret | |||||||||||||
1983 | Fila Sport | Brabham BT52 | BMW M12 / 13 1.5 L4 t | M | BRA | USW | FRA | SMR | MON | BEL | DET | CAN | GBR | GER | AUT | NED | ITA | EUR | RSA | 72 | 3rd | ||
Nelson Piquet | 1 | Ret | 2 | Ret | 2 | 4 | 4 | Ret | 2 | 13 | 3 | Ret | 1 | 1 | 3 | ||||||||
Riccardo Patrese | Ret | 10 | Ret | Ret | Ret | Ret | Ret | Ret | Ret | 3 | Ret | 9 | Ret | 7 | 1 | ||||||||
Команда ATS | ATS D6 | G | Манфред Винкельхок | 16 | Ret | Ret | 11 | Ret | Ret | Ret | 9 | Ret | DNQ | Ret | DSQ | Ret | 8 | Ret | 0 | NC | |||
1984 | MRD International | Brabham BT53 | BMW M12 / 13 1.5 L4 t | M | BRA | RSA | BEL | SMR | FRA | MON | CAN | DET | DAL | GBR | GER | AUT | NED | ITA | EUR | POR | 38 | 4-й | |
Нельсон Пике | Ret | Ret | 9 | Ret | Ret | Ret | 1 | 1 | Ret | 7 | Ret | 2 | Ret | Ret | 3 | 6 | |||||||
Teo Fabi | Ret | Ret | Ret | Ret | 9 | 3 | Ret | Ret | 4 | 5 | Ret | Ret | |||||||||||
Corrado Fabi | Ret | Ret | 7 | ||||||||||||||||||||
Manfred Winkelhock | 10 | ||||||||||||||||||||||
Команда ATS | ATS D7 | P | Человек Фред Винкельхок | EX | Ret | Ret | Ret | Ret | Ret | 8 | Ret | 8 | Ret | Ret | DNS | Ret | DNS | 0 | NC | ||||
Герхард Бергер | 12 | 6 * | Ret | 13 | |||||||||||||||||||
Barclay Nordica Arrows BMW | Arrows A7 | G | Marc Surer | Ret | Ret | 11 | Ret | 6 | Ret | Ret | Ret | Ret | 3 | 9-е | |||||||||
Тьерри Бутсен | Ret | 11 | DNQ | Ret | Ret | Ret | Ret | Ret | 5 | Ret | 10 | 9 | Ret | ||||||||||
1985 | Motor Racing Developments | Brabham BT54 | BMW M12 / 13 1.5 L4 t | P | BRA | POR | SMR | MON | CAN | DET | FRA | GBR | GER | AUT | NED | ITA | BEL | EUR | RSA | AUS | 26 | 5-й | |
Нельсон Пике | Ret | Ret | 8 | Ret | Ret | 6 | 1 | 4 | Ret | Ret | 8 | 2 | 5 | Ret | Ret | Ret | |||||||
François Hesnault | Ret | Ret | Ret | DNQ | |||||||||||||||||||
Marc Surer | 15 | 8 | 8 | 6 | Ret | 6 | 10 | 4 | 8 | Ret | Ret | Ret | |||||||||||
Barclay Arrows BMW | Arrows A8 | G | Герхард Бергер | Ret | Ret | Ret | Ret | 13 | 11 | Ret | 8 | 7 | Ret | 9 | Ret | 7 | 10 | 5 | 6 | 14 | 8-й | ||
Тьерри Бутсен | 11 | Ret | 2 | 9 | 9 | 7 | 9 | Ret | 4 | 8 | Ret | 9 | 10 | 6 | 6 | Ret | |||||||
1986 | Motor Racing Developments | Brabham BT54. Brabham BT55 | BMW M12 / 13/1 1.5 L4 t | P | BRA | ESP | SMR | MON | BEL | CAN | DET | FRA | GBR | GER | HUN | AUT | ITA | POR | MEX | AUS | 2 | 9-й | |
Riccardo Patrese | Ret | Ret | 6 | Ret | 8 | Ret | 6 | 7 | Ret | Ret | Ret | Ret | Ret | Ret | 13 | Возвращение | |||||||
Элио де Анжелис | 8 | Возвращение | Возвращение | Возвращение | |||||||||||||||||||
Дерек Уорвик | Возвращение | 10 | 9 | 8 | 7 | Ret | DNS | Ret | Ret | Ret | Ret | ||||||||||||
Barclay Arrows BMW | Arrows A8. Arrows A9 | BMW M12 / 13 1.5 L4 t | G | Marc Surer | Ret | Ret | 9 | 9 | 9 | 1 | 10th | ||||||||||||
Christian Danner | R et | 11 | DNS | Ret | Ret | 6 | 8 | 11 | 9 | Ret | |||||||||||||
Thierry Boutsen | Ret | 7 | 7 | 8 | Ret | Ret | Ret | NC | NC | Ret | Ret | Ret | 7 | 10 | 7 | Ret | |||||||
Benetton Formula Ltd | Benetton B186 | P | Teo Fabi | 10 | 5 | Ret | Ret | 7 | Ret | Ret | Ret | Ret | Ret | Ret | Ret | Ret | 8 | Ret | 10 | 19 | 6-й | ||
Герхард Бергер | 6 | 6 | 3 | Ret | 10 | Ret | Ret | Ret | Ret | 10 | Ret | 7 | 5 | Ret | 1 | Ret | |||||||
1987 | Motor Racing Developments | Brabham BT56 | BMW M12 / 13/1 1.5 L4 t | G | BRA | SMR | BEL | MON | DET | FRA | GBR | GER | HUN | AUT | ITA | POR | ESP | MEX | JPN | AUS | 10 | 8-й | |
Риккардо Патрезе | Ret | 9 | Ret | Ret | 9 | Ret | Ret | Ret | 5 | Ret | Ret | Ret | 13 | 3 | 11 | ||||||||
Стефано Модена | Возвращение | ||||||||||||||||||||||
Андреа де Сезарис | Возвращение | Ret | 3 | Ret | Ret | Ret | Ret | Ret | Ret | Ret | Ret | Ret | Ret | Ret | Ret | 8 | |||||||
USF G Arrows Megatron | Arrows A10 | Megatron M12 / 13 1.5 L4 t | G | Дерек Уорвик | Ret | 11 | Ret | Ret | Ret | Ret | 5 | Ret | 6 | Ret | Ret | 13 | 10 | Ret | 10 | Ret | 11 | 7-й | |
Эдди Чивер | Отпуск | Отпуск | 4 | Отпуск | 6 | Отпуск | Отпуск | Ret | 8 | Ret | Ret | 6 | 8 | 4 | 9 | Ret | |||||||
Ligier Loto | Ligier JS29B. Ligier JS29C | G | René Arnoux | DNS | 6 | 11 | 10 | Ret | Ret | Ret | Ret | 10 | 10 | Ret | Ret | Ret | Ret | Ret | 1 | 11th | |||
Piercarlo Ghinzani | Ret | 7 | 12 | NC | Ret | EX | Ret | 12 | 8 | 8 | Ret | Ret | Ret | 13 | Ret | ||||||||
1988 | USFG Arrows Megatron | Arrows A10B | Megatron M12 / 13 1,5 L4 t | G | BRA | SMR | MON | MEX | CAN | DET | FRA | GBR | GER | HUN | BEL | ITA | POR | ESP | JPN | AUS | 23 | 5-й | |
Дерек Уорвик | 4 | 9 | 4 | 5 | 7 | Ret | Ret | 6 | 7 | Ret | 5 | 4 | 4 | Ret | Ret | Ret | |||||||
Эдди Чивер | 8 | 7 | Ret | 6 | Ret | Ret | 11 | 7 | 10 | Ret | 6 | 3 | Ret | Ret | Ret | Ret |
* Не дает очков.
Formula 2 M12 также послужила основой для очень успешного BMW M3 Group A туристического автомобиля. 2,3-литровый двигатель приводил M3 (который действительно был автомобилем среднего класса по сравнению с его конкурентами, такими как Ford Sierra RS500 ) на Чемпионате мира по турингу 1987 года, 1987 и 1988 Чемпионат Европы по гоночным автомобилям, Австралийский чемпионат по легковым автомобилям 1987 года, Британский чемпионат по кузовным гонкам 1988 года, 1987 и 1989-93 годы Чемпионат Италии по кузовным гонкам и чемпионат Германии по DTM 1987 и 1989-90 гг.. Двигатель также доказал свою надежность, выиграв 4 гонки (1987, 1988, 1990 и 1992 годы) в гонках Spa 24 Hours (победы в 1990 и 1992 годах были получены с модернизированной 2,5-литровой версией двигателя "evolution")..
Викискладе есть медиафайлы, связанные с двигателем BMW M12. |