1968 Формула-1 сезон | |||
Чемпион пилотов : Грэм Хилл. Чемпион конструкторов : Lotus - Ford | |||
Предыдущая: | 1967 | Следующая: | 1969 |
Сезон Формулы-1 1968 года стал 22-м сезоном гонок FIA Формулы-1. В нем участвовал 19-й чемпионат мира FIA, который начался 1 января 1968 года и завершился 3 ноября после двенадцати гонок и множества гонок, не относящихся к чемпионату.
Хотя им не удалось выиграть титул в 1967 году, к концу В этом сезоне Lotus 49 и двигатель DFV были достаточно зрелыми, чтобы снова сделать команду Lotus доминирующей. В 1968 году Lotus потерял исключительное право на использование DFV. McLaren построил новый автомобиль с двигателем DFV, и новая сила появилась на сцене, когда Кен Тиррелл вошел в свою команду на автомобиле с двигателем Cosworth, построенном французской авиационной компанией Matra и управляемым бывший пилот BRM Джеки Стюарт.
Неудивительно, что открывшийся сезон Гран-при Южной Африки 1968 года подтвердил превосходство Lotus: Джим Кларк и Грэм Хилл финишировали 1-2. Это будет последняя победа Кларка. 7 апреля 1968 года Кларк, один из самых успешных и популярных гонщиков всех времен, был убит в Хоккенхайме в Западной Германии во время гонки Формулы-2, не относящейся к чемпионату. Шотландец сошел с трассы из-за того, что предположительно спустило заднее колесо; Трасса Хоккенхайма на 90% состоит из 2 длинных, слегка изогнутых прямых участков, пролегающих через густые леса. И поскольку не было никакой защиты от твердых деревьев, окружающих цепь с обеих сторон, «Лотос» Кларка врезался в стену из деревьев, сломав шотландцу шею и мгновенно убив его; машина была полностью разрушена.
В этом сезоне произошло три значительных нововведения. Первым было появление неограниченной спонсорской поддержки, которую FIA решила разрешить в том же году после прекращения поддержки со стороны автомобильных фирм, таких как BP, Shell и Firestone. Team Gunston, южноафриканская каперская команда, была первой командой Формулы-1, покрасившей свои автомобили в ливрею своих спонсоров, когда они вошли в частную Брэбэм за Джон Лав, окрашенный в цвета сигарет Gunston, в Гран-при Южной Африки 1968 года. В следующем раунде Гран-при Испании 1968, Lotus стала первой рабочей командой, последовавшей этому примеру, с Грэмом Хиллом ' s Lotus 49 B вошел в красный, золотой и белый цвета бренда Gold Leaf Imperial Tobacco. Вторым нововведением стало введение крыльев, которые ранее использовались на различных автомобилях, включая спорткар Chaparral 2F. Колин Чепмен представил скромные передние крылья и спойлер на Lotus 49 B Грэма Хилла на Гран-при Монако 1968. Brabham и Ferrari показали лучшие результаты на Гран-при Бельгии 1968 года с крыльями полной ширины, установленными на стойках высоко над водителем. В ответ Lotus установил крыло полной ширины, напрямую связанное с задней подвеской, что потребовало изменения конструкции поперечных рычагов подвески и валов трансмиссии. Matra затем произвела высоко установленное переднее крыло, соединенное с передней подвеской. Последнее нововведение в основном использовалось на практике, поскольку требовало от водителя больших усилий. К концу сезона большинство команд использовали сложные крылья. И, наконец, третьим нововведением стало введение полнолицевого шлема для водителей. Дэн Герни стал первым гонщиком, надевшим такой шлем на Гран-при Германии 1968 года. Он помог изобрести его вместе с компанией Bell Helmets, и он уже использовал его на гонке Indy 500 в том же году. Через несколько лет это стало очевидным, а позже даже обязательным выбором среди пилотов Формулы 1.
Несмотря на смерть Джима Кларка, Lotus выиграла оба титула в 1968 году с Грэмом Хиллом, но Стюарт был серьезным соперником, выиграв несколько Гран-при в управляемой Тирреллом Matra MS10. Победный драйв Стюарта во время дождя и тумана Гран-при Германии 1968 на Нюрбургринге, где он выиграл с разницей в четыре минуты, считается одним из лучших в истории, даже хотя его дождевые шины, вероятно, были лучше, чем у конкурентов. Самой инновационной особенностью автомобиля было использование авиационных топливных баков. Это позволило шасси быть примерно на 15 кг легче, но при этом прочнее, чем у конкурентов. FIA сочла эту технологию небезопасной и решила запретить ее на 1970 год, настаивая на резиновых баках-мешках (что означало эффективный конец шасси космической рамы в F1). Безопасность стала главной проблемой в Формуле-1.
McLaren выставил пару M7 с двигателем Cosworth для действующего чемпиона мира Формулы-1 Денни Халма и основателя команды Брюса Макларена. McLaren выиграла не-чемпионат Brands Hatch Race of Champions, затем Гран-при Бельгии стала ареной первой победы команды в чемпионате. При этом Макларен стал лишь третьим гонщиком, выигравшим гонку на машине, изготовленной его собственной командой - Джек Брэбэм сделал это в 1966 году, а Дэн Герни в 1967 году в Спа-Франкоршам. Позднее в том же году Халм выиграл Гран-при Италии и Гран-при Канады.
Repco выпустила более мощную версию своего V8, чтобы сохранить конкурентоспособность по сравнению с новым Ford Cosworth DFV, но она оказалась очень ненадежной. Брабхамы были быстрыми - Риндт дважды за сезон установил поул-позицию, но Брэбхэм и Риндт закончили только три гонки между собой и закончили год, набрав всего десять очков.
оказался 1968 год. стать поворотным моментом в истории Формулы-1 с точки зрения технических характеристик и безопасности. Крылья использовались на автомобилях Формулы-1, и аэродинамика действительно сыграла свою роль с точки зрения характеристик машин, и в этом году погибли 5 пилотов Гран-при, в том числе Джим Кларк, Майк Спенс, Джо Шлессер и Людовико Скарфиотти - Кларк на гонке Формулы 2 в Хоккенхайме на Lotus в апреле, Спенс во время тренировки Индианаполиса 500 на Lotus в мае, Скарфиотти во время подъема на холм соревнования в Германии за рулем спортивного автомобиля Porsche в июне и Шлессер во время Гран-при Франции за рулем Honda в июле. Это был последний год, когда все гонки проходили на треках без каких-либо модификаций безопасности. К довольно сомнительным событиям сезона относятся почти безрассудная авария Шлессера со смертельным исходом в Руан-Ле-Эссарт и Гран-при Германии, проходившая под ужасным дождем и густым туманом на опасной и длинной трассе Нюрбургринг, гонка, которая даже была поставлена под сомнение на старте, чтобы пройти в почти невыносимых условиях.
Быстрая и плавная трасса Кьялами между Йоханнесбургом и Преторией принимала южноафриканский Гран-при во второй раз - в новогодний день 1968 года. Британец Джим Кларк был быстрее всех на секунду со своим товарищем по команде Lotus-Ford / Cosworth Грэмом Хиллом, рядом с ним и Джеки Стюарт на новом Matra-Ford / Cosworth, завершившим первый ряд. Во втором ряду были два Brabham-Repcos австрийца Йохена Риндта и австралийца Джека Брэбэма, а в третьем ряду - британец Джон Сёртиз на Honda и Ferrari итальянца Андреа де Адамич (в третьей машине) и новозеландца Криса Амона. Гонка началась с того, что Стюарт взял на себя лидерство после Кларка, а Хилл опустился на седьмое место после Риндта, Сёртиз, Брэбэма и Амона. На втором круге Кларк лидировал, Брэбхэм обогнал Сёртиз, а Хилл обогнал Эймона и Сёртиз и стал пятым. Позже произошла драма, когда в Cooper-Maserati итальянца Людовико Скарфиотти произошла утечка воды, а водитель был ошпарин пролившейся горячей водой. Его доставили в больницу с ожогами первой степени. На седьмом круге Брэбэм обогнал Риндта и занял третье место, но вскоре после этого у него возникла проблема с двигателем, и он упал, оставив Риндта третьим. Ему угрожала опасность со стороны Хилла, и на 13-м круге англичанин переместился на третье место. Амон переместился на пятое место, обогнав на том же круге Сёртиз. Порядок оставался стабильным, Хилл погнался за Стюартом и на 27-м круге двинулся вперед. Стюарт оставался с ним до 43-го круга из 80, когда Матра сошел с дистанции из-за поломки шатуна. Это снова переместило Риндта на третье место, и затем порядок оставался неизменным до самого финиша: Лотус выигрывал с доминирующим результатом 1-2, а Риндт третьим. Кларк выиграл свой 25-й и последний Гран-при чемпионата у своего товарища по команде Грэма Хилла и австрийца Йохена Риндта на Brabham. Кларк побил рекорд Хуана Мануэля Фанхио за 10 с половиной лет из 24 побед на Гран-при и продолжал удерживать этот рекорд, пока его соотечественник и друг Джеки Стюарт не побил рекорд в 1973 году.
Многие пилоты Формулы 1 в 1960-х участвовали в серии Тасман в Новой Зеландии и Австралии во время европейской зимы и летом в Южном полушарии, которая была 9-недельной, 8 гонок. серия, которая началась в начале января и закончилась в конце февраля / начале марта, с соответствующими гонками каждую неделю на гоночных автомобилях с открытыми колесами, которые были очень похожи на автомобили Формулы 1 того времени, с точно таким же шасси - только эти варианты имели двигатели 2,5 л, в отличие от автомобилей чемпионата мира Формулы-1 с двигателями 3 л.
Гонка чемпионов, не относящаяся к чемпионату, на трассе English Brands Hatch под Лондоном в марте была выиграна Брюсом Маклареном на его собственном автомобиле McLaren, опередив мексиканца Педро Родригеса на BRM и товарища по команде и соотечественника McLaren Денни Халма.
Международная гонка за трофеями BRDC на трассе Сильверстоун в Англии была еще одной гонкой вне чемпионата, проведенной через 5 недель после Гонки чемпионов. Гонку выиграл Халм на McLaren, опередив других новозеландцев McLaren и Криса Амона на Ferrari.
Между Гран-при Южной Африки в январе и Гран-при Испании в мае был четырехмесячный перерыв. Формула-1 потеряла еще одного гонщика: британец Майк Спенс умер через четыре дня после учебной аварии на автодроме Индианаполис, управляя одной из турбин Lotus Энди Гранателли, когда он врезался в стену на первом повороте, и одно из колес вернулось в его кабину и ударил его по голове. Первый Гран-при Испании с 1954 года был проведен на совершенно новой ультрасовременной трассе Харама к северу от испанской столицы Мадрида, где в 1967 году была проведена гонка вне чемпионата, которую выиграл Джим Кларк. Джеки Стюарт пришлось пропустить эту гонку из-за травмы запястья; Амон взял шест. В гонке Родригес опередил француза Жан-Пьера Бельтуаза, Амона и Хьюма. На первых кругах тройка лидеров осталась неизменной, но на 12-м круге Бельтуаз на своем Matra-Ford лидировал. При этом машина француза начала дымиться, и на 16 круге он выбыл, оставив Амон (который обогнал Родригеса) лидером. Следующие 30 кругов новозеландец был впереди, а Родригес следил за ним, пока не потерял контроль на 28 круге и не разбился. Таким образом, Хилл занял второе место, Халм - третье, а Сёртиз - четвертое. На 58-м круге у Амона отказал топливный насос, и Хилл вышел вперед и выиграл у Халма и его многообещающего земляка Брайана Редмана на Cooper-Maserati.
Прошёл всего год с тех пор, как Лоренцо Бандини был убит в Монако, поэтому шикана была затянута, а гонка сократилась на 20 кругов. Феррари не приехала из-за сообщений о том, что команда недовольна стандартами безопасности на трассе. Тем не менее, Team Lotus была там, а Грэм Хилл и Джеки Оливер выступали в новой красно-золотой раскраске Gold Leaf, а автомобили имели первые намеки на аэродинамические передние и задние крылья. BRM планировали запустить британца Криса Ирвина в качестве замены Майка Спенса, но на тренировках в гонке на спорткарах на 1000 км в Нюрбургринге в предыдущие выходные Ирвин перевернул спортивный автомобиль Alan Mann Ford F3L на участке Флугплац и получил серьезные травмы головы - Ирвин больше никогда не участвовал в гонках.. Итак, Ричард Аттвуд из Reg Parnell Racing был переведен в заводскую команду. Джеки Стюарт по-прежнему выбыл из строя из-за травмы запястья в гонке Jarama F2 месяцем ранее, поэтому его место в команде Matra International занял дебютант F1 Джонни Сервоз-Гэвин. Жан-Пьер Бельтуаз появился с новым двигателем Matra V12 в задней части своей модели Matra Sports. Брайан Редман был занят гонками за команду Gulf John Wyer на гонке спортивных автомобилей на 1000 км в Спа, а его место с Купером занял бельгиец Люсьен Бьянки. Денни Халм также был занят, когда он летел вперед и назад в квалификацию Индианаполиса. Квалификация в Монако привела к поул-позиции Хилла на 0,6 секунды с впечатляющим французом Джонни Сервоз-Гэвином рядом с ним в первом ряду. Во втором ряду были Джо Зифферт (в Lotus Роба Уокера) и Джон Сёртиз на Honda, а в третьем ряду - Йохен Риндт и Эттвуд из Brabham. Затем пришли Брюс Макларен и Бельтуаз, Педро Родригес (BRM) и Хьюм. На старте Сервоз-Гэвин лидировал, но после трех кругов у него вышел из строя карданный вал и разбился. Это оставило Хилла лидером, и там он оставался до конца дня. На первых кругах произошло несколько аварий, когда Оливер и McLaren столкнулись на первом круге, а Йохен Риндт (Брэбхэм) разбился на девятом круге при попытке обогнать Сертиса. У Брэбэма, Дэна Герни и Зифферта возникла механическая неисправность, в то время как Белтуаз сломал подвеску, наехав на бордюр, а Пирс Кураж (Reg Parnell Racing BRM) остановился, потому что его машина плохо управлялась. Затем Сертис исчез из-за отказа коробки передач, и на том же круге Родригес разбился, так что к концу 16-го круга осталось только пять машин. В результате волнение было ограничено, хотя Халм, занявший третье место, остановился в середине гонки, чтобы иметь приводной вал. заменен и опустился на пятое место, в результате чего Бьянки финиширует третьим после Хилла и Аттвуда, а Лодовико Скарфиотти четвертым во втором Cooper-BRM.
Формула-1 прибыла на самую быструю трассу года: известную опасную и сложную трассу Спа-Франкоршам протяженностью 14 км в Бельгии. Амон взял шест со средней скоростью более 150 миль в час по этой незащищенной сельской дороге - невероятная средняя скорость даже по сегодняшним меркам. Появление крыльев на Lotus в Монако не осталось незамеченным, и на эту гонку различные команды прибыли с экспериментальными крыльями на своих машинах. Ferrari вернулась в строй, пропустив Монако, и выставила две машины на Криса Амона и Джеки Икса. Джеки Стюарт вернулся в команду Кена Тиррелла Matra International, а Люсьен Бьянки остался в команде Cooper-BRM, заменив Лодовико Скарфиотти, поскольку итальянец был привержен гонкам в чемпионате Европы по хиллклимпу в Россфельде на юге Германии на Porsche 908. Американцы Дэн Герни и Киви Денни Халм вылетели из Индианаполиса, заняв второе и четвертое места в гонке. Амон был самым быстрым на тренировке в пятницу со Стюартом и Иксом рядом с ним в первом ряду. Затем пришли Джон Сёртиз на Honda и Халм с Брюсом Маклареном, Пирсом Куражем (Reg Parnell Racing BRM) и Педро Родригесом (BRM), разделяющими третий ряд. У обоих гонщиков Lotus возникли проблемы и они оказались на предпоследнем ряду стартовой решетки. Суббота была полностью испорчена дождем и новостями из Россфельда об убийстве Скарфиотти. Итальянец Скарфиотти стал третьим гонщиком Гран-при, умершим за 2 месяца - это был самый кровавый год в истории гонок Гран-при с момента его возникновения в 1900-х годах. День гонки был унылым и пасмурным, и на старте Амон лидировал, а Икс, Сёртиз и Халм преследовали его. К концу второго круга Сёртиз лидировал. Вначале произошла волна выходов на пенсию: Хилл, Ричард Этвуд (BRM), Брэбхэм и Риндт вышли из строя из-за механических неисправностей. На седьмом круге британец Брайан Редман (Cooper-BRM) вышел из строя из-за того, что у него вышла из строя подвеска, и он сильно врезался в бетонный барьер, затем преодолел барьер и врезался в припаркованный дорожный автомобиль Ford Cortina. Купер загорелся, но Редман сбежал с сильно сломанной правой рукой и несколькими легкими ожогами - большую часть года он не участвовал в гонках. Вскоре после этого у Амон возникла проблема с радиатором, а затем лидер Сёртиз исчез, когда его подвеска вышла из строя. Это оставило Хьюма лидером, но его быстро обогнал Стюарт, и они двое играли в кости, пока Халм не замедлился из-за проблемы с карданным валом. Таким образом, Стюарт опережал McLaren на полминуты, но на предпоследнем круге у гонщика Matra-Ford кончился бензин, и он отставал от McLaren, Родригеса и Икса. Это была первая победа команды McLaren в Формуле-1 и первая победа Брюса Макларена в Гран-при чемпионата после Гран-при Монако 1962 года.
Традиционным местом проведения Гран-при Голландии была скоростная прибрежная трасса Зандвоорт недалеко от Амстердама. Команда Brabham подготовила свой новый двигатель Repco V8 и эксплуатировала третью машину Дэна Герни, у которого не было двигателей Weslake для его Eagle. Купер управлял только одной машиной для Люсьена Бьянки после смерти Скарфиотти и Брайана Редмана в аварии в Спа две недели назад. В квалификации Крис Амон был самым быстрым на своем Ferrari, в первом ряду разделили Brabham Йохена Риндта и Lotus Грэма Хилла. Джек Брэбэм был во втором ряду с Джеки Стюартом, а в третьем ряду - бельгиец Джеки Икс на Ferrari, Hulme и McLaren. Погода была плохая все выходные, и в начале шел небольшой дождь. Риндт лидировал, но к концу первого круга оказался на третьем месте, уступив Хиллу и Стюарту. Дождь усилился, и на четвертом круге Стюарт вышел в лидеры. Он быстро вырвался вперед, в то время как Хилл оказался под давлением Бельтуаза, который быстро прошел через полузащиту. На 23-м круге Бельтуаз сошел с дистанции, и ему пришлось бросить яму, чтобы очистить заслонку от песка, поэтому он вернулся на седьмое место. Когда он вернулся, он быстро продвинулся вверх по полю, обогнав Герни, Икса, Амона и Родригеса, и занял третье место. На 50-м круге он обогнал Хилла и занял второе место. На 61-м круге Хилл развернулся и опустился на четвертое место после Родригеса. На 82-м круге он сделал это снова, но на этот раз ему пришлось сойти с дистанции. Стюарт выиграл свой первый Гран-при за более чем 2 года в Бельтуазе, чтобы дать шасси Matra результат 1-2, а Родригес стал третьим для BRM. Икс был четвертым для Ferrari, в то время как швейцарец Сильвио Мозер выжил и финишировал пятым на своем личном Брэбхэме, хотя он отставал от победителя на три круга.
После гонок в Клермон-Ферран, Реймсе и коротких трасс в Ле-Мане в 1965, 1966 и 1967 годах соответственно французский GP вернулся к зрелищным и опасным 4 -миль (6,4 км) по сельской дороге Руан-ле-Эссар в лесистой и холмистой местности на севере Франции. Эта трасса была очень быстрой, узкой и была усеяна высокоскоростными подметально-уборочными машинами, включая участок быстрых кривых спуска с защитой от кренов; и две шпильки с кирпичной поверхностью на концах пути. Ожидается, что полностью французская команда в форме автомобиля Гран-при дебютирует на своей домашней гонке, но так и не состоялась из-за того, что ее двигателю не хватало 100 л.с. по сравнению с оппозицией, что привело к тому, что Renault убила проект. Участие в гонках мало изменилось по сравнению с гонками на мокрой дороге в Зандворте двумя неделями ранее, за исключением нового автомобиля Honda RA302 с двигателем V8 с воздушным охлаждением - эта новая Honda была экспериментальным автомобилем для исследований и разработок. Это было проверено Джоном Сёртизом, который отказался участвовать в гонках, так как считал, что это не подходит для гонок. Основатель компании Соитиро Хонда приехал во Францию, чтобы попытаться увеличить продажи в Европе, и поэтому было решено, что автомобиль должен быть представлен Honda France для популярного 40-летнего французского гонщика Жо Шлессера, который участвовал в двух предыдущих Гран-при в F2. Матрас. Купер выставил на поле британца Вика Эльфорда и Джонни Сервоза-Гэвина из «Матры», чтобы заменить покойного Людовико Скарфиотти и травмированного Брайана Редмана, в то время как Дэн Герни пропал из-за отсутствия двигателей для его орла. В квалификации Джеки Оливер ушел после аварии на скорости 125 миль в час, в результате которой был серьезно поврежден его Lotus. Машину вовремя отремонтировать не удалось, поэтому Оливер был вынужден пропустить остаток встречи. Йохен Риндт показал лучшее время в квалификации на своем Брэбхэме: Джеки Стюарт из Matra-Ford и Джеки Икс за Ferrari разделили первый ряд стартовой решетки. Халм и Амон разделили второй ряд, а Брюс Макларен (McLaren), Сёртиз (Honda) и Жан-Пьер Бельтуаз (Матра) заняли третий ряд. Лидер чемпионата Грэм Хилл был девятым. Когда началась гонка, шел небольшой дождь, но большинство пилотов решили стартовать на промежуточных шинах. Исключением стал Икс, который выбрал полные мокрые покрытия. В итоге бельгиец лидировал по итогам первого круга. Стюарт и Риндт боролись за второе место, а Сёртиз - четвертое. На третьем круге на пресловутом повороте Six-Frere, который после старта был одним из противников кренов, Шлессер потерял контроль над RD Honda и разбился. Там машина поднялась на набережную, перевернулась и загорелась. Полный топливный бак и магниевое шасси сгорели так сильно, что спасти Шлессера уже было невозможно. Огонь горел по всей трассе, и гонщики были вынуждены уклоняться на столь скоростном участке трассы. Он стал четвертым гонщиком Формулы 1, который умер в том сезоне (после Джима Кларка, Майка Спенса и Лодовико Скарфиотти). Но гонка все равно продолжалась. Риндт получил прокол из-за обломков на месте крушения, и ему пришлось бросить яму, упав на дальнюю часть поля. Сёртиз опередил Стюарта и занял второе место, пока на седьмом круге его не обогнал Родригес. Дальше Хилл обогнал Стюарта и занял четвертое место, но затем сошел с дистанции из-за поломки карданного вала. Икс ушел на 19-м круге и уступил Родригесу и Сёртису, но он поймал и обогнал обоих мужчин в течение двух кругов и оставался впереди до конца дня, чтобы одержать свою первую победу в своем девятом Гран-при. Родригесу пришлось вылететь из-за проблем с коробкой передач, и он уехал, оставив Сертиса вторым (хотя водитель Honda также остановился, чтобы заменить сломанные очки). Третье место занял Стюарт, а четвертым на своем дебютном Гран-при стал пилот Cooper-BRM Вик Элфорд.
Ужасный сезон 1968 года продолжился, когда Грэм Хилл прибыл в Брэндс-Хэтч с большим отрывом в чемпионате мира и с семью другими британскими гонщиками в области 20 автомобилей. фанатам было что подбодрить. Единственным серьезным изменением по сравнению с жалким французским Гран-при (где был убит гонщик Honda Джо Шлессер) стал приход Робина Уиддоуса в команду Cooper-BRM. У автомобилей были увеличены выразительные задние крылья, чтобы получить как можно большую прижимную силу. Квалификация показала, что Team Lotus доминировала: Хилл был быстрее всех на полсекунды, а рядом с ним находился Джеки Оливер. Крис Амон завершил первый ряд на своем Ferrari. Во втором ряду Джо Зифферт (Роб Уокер Лотус) выстроился рядом с Брэбэмом Йохена Риндта, в то время как в третьем ряду фигурировали Дэн Герни (вернувшийся в бой после пропуска нескольких гонок на его Eagle-Weslake из-за проблем с двигателем), Джеки Стюарт в Matra- Кена Тиррелла. Брэбэм Форда и Джека Брэбэма. На старте был небольшой дождь (третью гонку подряд), и Оливер опередил Хилла и Зифферта. Лидирующая Lotus шла за дымом, и на четвертом круге Оливера обогнал Хилл. Несмотря на дымовой след, Оливер остался вторым. Однако на 27-м круге у Хилла вышла из строя задняя подвеска, и Оливер снова вышел в лидеры. Позади него Зифферт боролся за второе место с Амоном, но постепенно гонщик Lotus отошел. На 44-м круге Оливер остановился из-за отказа трансмиссии, и Зифферт унаследовал лидерство и выиграл свой первый Гран-при и первую победу Роба Уокера за семь лет. Феррари Амона и Икса заняли второе и третье места.
После неожиданной победы Джо Зифферта над Робом Уокером на Brands Hatch команды F1 отправились на самую сложную трассу года: 14,2 мили (22,8 км) Нюрбургринг. и еще одна плохая погода - все предыдущие четыре гонки были затронуты дождем. Поле было почти обычным, с единственными крупными добавками: немец Курт Аренс, управляющий третьим Brabham, и немец Хуберт Гане, участвовавший в заявленном BMW болиде Lola-BMW Formula 2, мюнхенский производитель смотрит на состояние конкурентоспособности в F1.. На протяжении всей тренировки шел дождь, и Джеки Икс занял поул-позицию на своем Ferrari на целых 10 секунд, Крис Амон (Ferrari) был вторым, а Йохен Риндт - третьим на своем Brabham. Грэм Хилл ехал во втором ряду на своем Lotus, рядом с Cooper-BRM Вика Элфорда. В третьем ряду фигурировали Matra-Ford Джеки Стюарта, Джон Сёртиз на Honda и Пирс Кураж на Reg Parnell Racing BRM. На старте гонки - под проливным дождем - Хилл вышел вперед после Амона, Риндта и Стюарта. Однако в ходе первого круга Стюарт вышел вперед и вырвался вперед на девять секунд, максимально эффективно используя свои мокрые шины Dunlop. К концу второго круга его лидерство упало до 34 секунд, а после 14 кругов он был более чем на четыре минуты впереди занявшего второе место Грэма Хилла, который в какой-то момент развернулся, но смог выйти из машины и толкнуть ее обратно. в правильном направлении и перезапустить его до прибытия Риндта. Амон, занявший третье место, вылетел раньше на том же круге. Хиллу удалось удержать Риндта позади себя третьим, а четвертое место досталось Иксу. Позже Стюарт назвал эту гонку своей величайшей победой на Гран-при.
Гонка за золотым кубком вне чемпионата на автодроме Оултон-Парк недалеко от Манчестера, Англия, привлекла внимание некоторых знаменитостей, и победа досталась Джеки Стюарту на его Matra-Ford.
В календаре чемпионата мира между Гран-при Германии и Италии был пятинедельный перерыв, и после сезона дождей и трагедий цирк Формулы-1 смог выдержать перемена. Участие на автодроме Монца недалеко от Милана было крупнейшим в сезоне: американский гонщик Марио Андретти выступил на третьем Lotus, а его соперник из USAC Бобби Ансер заменил Ричарда Аттвуда в команде BRM. Matra International Кена Тиррелла расширилась и теперь обслуживает две машины, второй из которых управляет Джонни Сервоз-Гэвин. Ferrari выставила третью машину восходящей британской звезды Дерека Белла, в то время как Honda выставила вторую RA301 для Дэвида Хоббса. Купер планировал управлять тремя машинами, но Робин Уиддоуз выбыл из строя после аварии, поэтому в команде участвовали только Вик Элфорд и Люсьен Бьянки. Ранняя квалификация показала, что Андретти и Унсер быстро настроились, поскольку оба хотели вылететь обратно в Соединенные Штаты, чтобы на следующий день принять участие в Ярмарке штата Индиана Hoosier Hundred. Затем они намеревались лететь обратно через Атлантику и участвовать в Гран-при. Организаторы объявили, что если два гонщика действительно вылетят в Соединенные Штаты и участвуют в гонке Hoosier Hundred, им будет запрещено участвовать в итальянской гонке в соответствии с правилом, запрещающим гонщикам участвовать в другом мероприятии в течение 24 часов после старта. Гран-при. Они улетели обратно в Индиану на гонку по грязи и не вернулись. Квалификация привела к тому, что Джон Сёртиз взял поул на своей Honda вместе с Брюсом Маклареном (McLaren) и Крисом Амоном (Ferrari). Второй ряд разделили Ferrari Джеки Икса и Lotus Грэма Хилла, а Джеки Стюарт разделили третий ряд с Денни Халмом (McLaren) и Ferrari Белла. Впервые за несколько месяцев гонка прошла в солнечных условиях, и Сертис лидировал на старте. К тому времени, как машины вернулись к концу первого круга, McLaren была впереди. McLaren оставалась впереди до седьмого круга, когда Сёртиз вырвался вперед. На следующем круге McLaren снова был впереди, в то время как Амон разбился, а Сёртиз также ударился о стену, пытаясь избежать Ferrari. В результате Зифферт занял второе место, а Стюарт - третье. Затем Стюарт перешел на второе место, и между Маклареном, Стюартом, Зиффертом и Халмом развернулась скользкая битва за лидерство. Хилл исчез, когда с его лотоса упало колесо. McLaren выбыл, когда ему пришлось залить масло на 35-м круге. Стюарт был следующим, кто исчез из-за отказа двигателя на 43-м круге, а когда Зифферт выбыл из строя из-за неисправности задней подвески на 59-м круге, Хьюму осталось победить. За лидерами шла бойкая борьба между Сервоз-Гэвином, Иксом и Риндтом. Икс вышел вперед, но на последних кругах ему пришлось остановиться, чтобы набрать больше топлива, и он опустился на третье место после Сервоза-Гэвина, поскольку Риндт выбыл из строя с двигателем.
После успешного Гран-при Канады в парке Моспорт недалеко от Торонто в прошлом году мероприятию назначили более разумную дату - 1968 год. календарь, но гонка была перенесена на захватывающую трассу Мон-Тремблан в Сен-Жовите в Квебеке, в полутора часах езды к северо-западу от Монреаля. Поскольку последние три гонки проводились в Северной Америке, количество поездок также сократилось. Внимание теперь сосредоточено на битве за чемпионство мира с Грэмом Хиллом, который все еще впереди после его успехов в начале сезона с 30 очками Джеки Икса с 27, Джеки Стюарта с 26 и Денни Халма с 24. Lotus управлял третьей машиной канадской звезды Билла Брэка. в то время как Дэн Герни участвовал в третьем McLaren (отказавшись от своей программы Игл-Уэслейк). Старый Eagle оказался в руках местного водителя Эла Пиза, в то время как BRM управляла только одной машиной для Педро Родригеса. «Матра Спортс» расширилась до двух автомобилей. Жан-Пьер Бельтуаз присоединился к Анри Пескароло, а Джеки Стюарт вместе с Джонни Сервоз-Гэвином участвовал в соревнованиях «Матра Интернэшнл». Всего на поле было четыре Матра. В квалификации надежды Икса на титул чемпиона мира закончились, когда он разбился после того, как его дроссельная заслонка была открыта. Он сломал ногу. Йохен Риндт занял поул-позицию для Brabham - новый двигатель Repco, наконец, начал работать - вместе с Ferrari Криса Амона и Робом Уокером Lotus Джо Зифферта в первом ряду. Гурни хорошо справился с квалификацией во втором ряду вместе с Хиллом, в то время как в третьем ряду участвовали Халм (McLaren), Джон Сёртиз (Honda) и Брюс Макларен (McLaren). В начале Амон вышел вперед, а Зифферт преследовал его. Затем пришли Риндт, Гурни и Хилл. Порядок на фронте оставался стабильным, Сёртиз досрочно выбыл с восьмого места. На 14-м круге Хиллу удалось обогнать Герни, и 12 кругов спустя Гурни упал с разбитым радиатором. На 29-м круге 90-го Зифферт исчез из-за утечки масла, и Риндт был вторым, но вскоре после этого сошел с дистанции из-за отказа двигателя, который поднял Хилла на второе место. Это тоже было недолгим, поскольку Хилл вскоре уступил Халму и Макларену из-за серьезной проблемы с вибрацией. Хилл постепенно отступил, и его обогнали Родригес и Сервоз-Гэвин. Спустя несколько кругов француз вылетел из гонки, и Хилл вернулся на четвертое место. Казалось, что Амон держал все под контролем до 73-го круга, когда у его Ferrari не вышла коробка передач. Это дало McLaren победу 1-2, а Родригес занял третье место в команде BRM. В результате Халм и Хилл сравняли очки в чемпионате мира с двумя оставшимися гонками.
Были некоторые дополнения к обычному полю Формулы 1 на небольшой трассе Уоткинс-Глен в пригороде Нью-Йорка, где Team Lotus управляла третьей машиной для Марио Андретти (который тренировался, но не выступал за команду в Италии) и Бобби Ансер, которого постигла аналогичная участь в Монце во втором BRM. McLaren снова управлял третьей машиной Дэна Герни, а Феррари заменил Икса (который сломал ногу на тренировке на Гран-при Канады) на Дерека Белла. Вещи не начались для Унсера, который серьезно повредил свой BRM в первой сессии. Однако в субботу Марио Андретти преподнес всем сюрприз, поставив свой Lotus на поул-позицию, опередив Матру Джеки Стюарта. На втором ряду был Грэм Хилл на своем Lotus и Феррари Криса Амона, в то время как претендент на чемпионат мира Денни Халм (который был равным по очкам с Хиллом после его победы в Канаде двумя неделями ранее) был в третьем ряду рядом с Брэбэмом Йохена Риндта. Джек Оливер потерпел крушение колеса и сильно разбил второй Lotus. Анри Пескароло тоже не смог стартовать, когда взорвался его Matra V12. Большая толпа собралась в надежде, что Андретти сможет обыграть постоянных игроков F1, и на старте Марио вырвался вперед, хотя Стюарт обогнал его до конца первого круга. Амон смог занять третье место, опередив Хилла, в то время как Халм быстро поднялся на пятое место. Порядок оставался стабильным в течение первых нескольких кругов, а затем Амон развернулся и отступил. На 14-м круге из 108 Андретти Lotus тащил часть кузова, и он был вынужден бросить яму и упал на хвост поля. Он начал сопротивляться, но в конце концов сошел с дистанции из-за отказа сцепления. Однако более важно то, что Хьюм крутился на масле, и ему пришлось отремонтировать поврежденную тормозную магистраль. В конце концов он вернулся, чтобы набрать очки, но на последних кругах у него сломался карданный вал, и он разбился. Это оставило Стюарта и Хилла без проблем впереди, а Гурни занял третье место. Он отстал от Сёртизса после вращения, но восстановился, чтобы вернуть себе позицию. На последних минутах гонки у Герни был прокол, и Сёртиз все-таки занял третье место. Результатом стало повышение Грэма Хилла, который опередил Халма на шесть очков в гонке за звание чемпиона мира, хотя победа Стюарта оставила его всего на три очка позади Хилла. так что через месяц это будет трехсторонний бой за титул в Мексике.
Финальный раунд чемпионата в Мексике был перенесен на 2 недели из-за того, что Летние Олимпийские игры 1968 года в Мехико прошли всего за 3 недели до этого.. Когда команды Формулы 1 наконец прибыли на высотную трассу парка Магаделена Мишука в Мехико для финального раунда чемпионата мира через 4 недели после Уоткинс-Глена, у Грэма Хилла было 39 очков, у Джеки Стюарта - 36, а у Денни Хьюма - 33. Все претенденты уступили в квалификации швейцарцу Джо Зифферту на Lotus 49 Роба Уокера, который занял поул-позицию, а Ferrari Криса Амона - вторым. Хилл и Халм разделили второй ряд, в то время как Дэн Герни (в третьем McLaren) был рядом с Honda Джона Сёртиса в третьем ряду. Стюарт был в четвертом ряду с «Брэбхэмом» Джека Брэбэма. По этому случаю третий Lotus был за рулем Мойзеса Соланы, который обогнал гонщика Lotus Джека Оливера после того, как гонщик из Эссекса выбился из гонки. В начале гонки ни один из передних бойцов не ушел хорошо, и именно Хилл вышел вперед, хотя на первом повороте его обогнал быстро стартующий Сертис. Позже Хилл восстановил лидерство на круге и к концу круга отошел. Стюарт переместился на третье место, опередив Амона, Хьюме, Педро Родригеса (BRM) и Йохена Риндта (Brabham). В начале круга порядок сильно поменялся. Сертис отступил через поле, поскольку его двигатель перегрелся, и Риндт исчез из-за проблемы с зажиганием. Джеки Икс вернулся в строй на своем Ferrari после пропуска Гран-при США из-за травмы ноги, но его гонка была недолгой из-за неисправности зажигания. Стюарт лидировал несколько кругов, но Хилл обгонял его, а Халм бежал третьим, пока его машина не начала странно управлять, и Зифферт его обогнал. Хьюм сошел с дистанции на 11-м круге, когда отказ задней подвески поставил его на ограждение, положив конец его вызову на чемпионате мира. Теперь между Хиллом и Стюартом была прямая борьба, хотя Зифферт решил вмешаться и повел в счете на 22-м круге. Затем ему пришлось питаться со сломанным тросом газа, и Хилл и Стюарт снова оказались впереди. Они были далеко от Брэбэма, занявшего третье место. А затем Стюарт начал быстро отказываться от проблем с подачей топлива. Двигатель начал давать пропуски зажигания, и управление также пошло не так. На 51-м круге его обогнали McLaren и Brabham (новозеландец ранее обогнал австралийца). Гонка Брэбэма вскоре закончилась из-за проблемы с двигателем, и, поскольку Джонни Сервоз-Гэвин также выбыл из строя с двигателем, Оливер остался на третьем месте после Хилла и Макларена. Стюарт вернулся на седьмую позицию. Хилл второй раз стал чемпионом мира.
Следующие команды и пилоты соревновались в 1968 FIA Чемпионат мира.
Очки чемпионата w присуждаются по принципу 9–6–4–3–2–1 шести лучшим финишерам в каждой гонке. Только пять лучших результатов первых шести гонок и пять лучших результатов оставшихся шести гонок учитывались при подсчете общего количества гонщиков.
Грэм Хилл (на фото в 1969 году) выиграл свой второй и последний чемпионат водителей, вождение для Lotus
|
. |
Очки присуждались по принципу 9–6–4–3–2–1 первым шести финишерам в каждом раунде, однако только автомобиль, занявший лучшее место от каждого производителя, имел право на получение очки. Были сохранены пять лучших результатов первых шести туров и пять лучших результатов последних шести туров.
Поз. | Производитель | RSA. | ESP. | MON. | BEL. | NED. | FRA. | GBR. | GER. | ITA. | CAN. | США. | MEX. | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Lotus - Ford | 1 | 1 | 1 | 5 | 9 | 11 | 1 | 2 | Ret | 4 | 2 | 1 | 62 |
2 | McLaren - Ford | 2 | 5 | 1 | Ret | 5 | 4 | 7 | 1 | 1 | 4 | 2 | 49 | |
3 | Matra - Ford | 6 | 5 | Ret | 4 | 1 | 3 | 6 | 1 | 2 | 6 | 1 | 7 | 45 |
4 | Ferrari | 4 | Ret | 3 | 4 | 1 | 2 | 4 | 3 | Ret | Ret | Ret | 32 | |
5 | BRM | Ret | Ret | 2 | 2 | 3 | 6 | 8 | 6 | 4 | 3 | Ret | 4 | 28 |
6 | Honda | 8 | Ret | Ret | Ret | Ret | 2 | 5 | Ret | Ret | Ret | 3 | 5 | 14 |
7 | Cooper - BRM | 3 | 3 | 6 | Ret | 4 | Ret | Ret | Ret | 5 | NC | 8 | 14 | |
8 | Brabham - Repco | 3 | Ret | Ret | Ret | 5 | Ret | Ret | 3 | Ret | Ret | Ret | 10 | 10 |
9 | Matra | Ret | 8 | 2 | 9 | Ret | Ret | 5 | Ret | Ret | 9 | 8 | ||
10 | McLaren - BRM | 5 | WD | DNQ | Ret | 8 | Ret | WD | 6 | Ret | NC | DNS | 3 | |
— | Купер - Maserati | 7 | WD | 0 | ||||||||||
— | Eagle - Уэслейк | Ret | Ret | WD | WD | Ret | 9 | Ret | 0 | |||||
— | Лола - BMW | 10 | 0 | |||||||||||
— | Брэбэм - Климакс | NC | 0 | |||||||||||
— | LDS - Репко | Ret | 0 | |||||||||||
— | Купер - Климакс | Ret | 0 | |||||||||||
— | Орел - Кульминация | DNS | 0 | |||||||||||
Поз. | Производитель | RSA. | ESP. | MON. | BEL. | NED. | FRA. | GBR. | GER. | ITA. | CAN. | США. | MEX. | Оч. |
Другие гонки Формулы-1, проведенные в 1968 году, которые не учитывались при подсчете чемпионатов мира.
Название расы | Схема | Дата | Победивший водитель | Конструктор | Отчет |
---|---|---|---|---|---|
III Гонка Чемпионы | Брэндс-Хэтч | 17 марта | Брюс Макларен | Макларен - Косворт | Отчет |
XX BRDC International Trophy | Сильверстоун | 27 Апрель | Денни Халм | Макларен - Cosworth | Отчет |
XV Международный золотой кубок | Оултон Парк | 17 августа | Джеки Стюарт | Матра - Cosworth | Отчет |