1970 Формула-1 сезон | |||
Чемпион пилотов : Йохен Риндт. Чемпион конструкторов : Lotus - Ford | |||
Предыдущая: | 1969 | Следующая: | 1971 |
Сезон Формулы-1 1970 года стал 24-м сезоном гонок FIA Формулы-1. В нем участвовали 21-й чемпионат мира среди водителей и 13-й Международный кубок производителей F1. С 7 марта 1970 г. по 25 октября 1970 г. было проведено тринадцать гонок, в которых чемпионат пилотов выиграл Йохен Риндт, а титул конструкторов - Lotus. Риндт умер за четыре гонки до конца сезона, но заработал ровно столько очков чемпионата мира, что ни одному другому гонщику не удалось превзойти его общее количество к концу сезона. На сегодняшний день это единственный сезон, в котором титул чемпиона мира среди водителей был присужден посмертно. Джеки Икс за рулем Ferrari закончил сезон уверенно, но его низкое 4-е место в предпоследнем раунде обеспечило Риндту лидерство в чемпионате. В итоге все 45 очков Риндта были получены из его пяти побед в сезоне.
Следующие команды и пилоты соревновались в 1970 World Чемпионат.
В сезоне Формулы-1 1970 года, после соглашения с Simca, Матра попросила Тиррелла использовать их V12, а не Cosworth. Стюарт протестировал Matra V12 и обнаружил, что он уступает DFV. Поскольку значительная часть бюджета Тиррелла была предоставлена Ford, а еще один значительный элемент поступил от французской государственной нефтяной компании Elf (у которой было соглашение с Renault, которое исключало поддержку партнера Simca), у Кена Тиррелла не было альтернативы (из-за конфликта спонсорские сделки), но купить шасси March 701 в качестве временного решения при разработке своего собственного автомобиля в секрете с первым Tyrrell, имеющим существенное сходство с MS80.
Новый клиновидный Lotus 72 имел очень новаторский дизайн автомобиля, оснащенный торсионной подвеской , бедренными радиаторами, внутренними передними тормозами и выступающим задним крылом. Изначально у 72-го были проблемы с подвеской, но когда кувырки и приседания были разработаны без подвески, автомобиль быстро показал свое превосходство. Новый лидер Lotus, австриец Йохен Риндт, доминировал в чемпионате до тех пор, пока он не погиб в Монце, когда он врезался в несколько плохо установленных защитных барьеров прямо перед поворотом Параболики. Посмертно он получил титул 1970 года за Lotus. Джеки Икс выиграл Гран-при Австрии, Канады и Мексики и стал вторым в Чемпионате водителей, вернувшись в Ferrari из Брэбэма. Если бы он выиграл Гран-при США вместо новичка из Бразилии Эмерсона Фиттипальди, Икс стал бы чемпионом.
Сезон 1970 года был одним из самых трагических в истории Формулы-1. Перед смертью Риндта в Монце новозеландец Брюс Макларен был убит при испытании автомобиля McLaren Can-Am на трассе Гудвуд в Англии, а британец Пирс Кураж был убит на голландской трассе. Гран-при в Зандвоорте, за рулем Фрэнка Уильямса - Де Томазо.
В 1970 году компания Goodyear.
представила гладкие шины. После карьеры в Формуле-1, которая началась на Гран-при Великобритании 1955 года, трехкратный чемпион мира Джек Брэбхэм на пенсии в конце года.
Первым этапом был Гран-при Южной Африки, проходивший на трассе Кьялами между Йоханнесбургом и Преторией. Джек Брэбэм выиграл гонку на Brabham BT33.
Гран-при Испании проходил на трассе Харама. Действующий чемпион Джеки Стюарт выиграл в March 701.
Гран-при Монако завершился с близким финишем. На последнем повороте последнего круга Джек Брэбэм соскользнул с трассы, позволив австрийцу Йохену Риндту на Lotus 49 пройти и выиграть гонку.
Карта бельгийца трассаФормула-1 недавно потеряла одного из своих лучших пилотов: Брюс Макларен погиб, тестируя автомобиль Can-Am на трассе Гудвуд на юге Англии. Но цирк Формулы 1 вернулся в дикое и опасное место: пресловутая 14,1-километровая сверхбыстрая трасса Спа-Франкоршам вернулась в календарь сезона 1970 года после некоторых улучшений безопасности, в том числе стальных. Барьеры Armco теперь выстроились вокруг трассы. Также была вставлена шикана на невероятно быстром повороте Мальмеди, чтобы снизить скорость на прямой Маста. Поле состояло всего из 18 участников; В Спа часто было небольшое количество участников по сравнению с другими трассами, потому что большинство гонщиков в Европе боялись трассы и не любили гонки на ней. Стюарт взял поул, за ним последовали новозеландец Крис Амон и Риндт. Риндт взял на себя инициативу при въезде в Eau Rouge, а когда машины вернулись в сторону La Source, впереди шел Амон. Затем Стюарт взял на себя инициативу, но затем списал свой March-Ford / Cosworth из-за проблем с двигателем. Амон лидировал, но мексиканец Педро Родригес на BRM максимально использовал мощность V12 своего двигателя BRM, и он и Амон боролись до 28-го и последнего круга - и Родригес победил вечно неудачливого Амона на клетчатый флаг всего за 1,1 секунды. Француз Жан-Пьер Бельтуаз занял последнее место на пьедестале почета, за ним следует фаворит дома Жаки Икс на Ferrari. Но это был последний раз, когда старый спа-центр треугольной формы использовался для Формулы-1 - трасса оказалась слишком быстрой и опасной, даже с изменениями безопасности. Гран-при Бельгии изначально планировалось провести в календаре следующего года, но было исключено из календаря после того, как трасса не соответствовала новым требованиям безопасности FIA. Гонка переместится в Нивель и Золдер.
Йохен Риндт выиграл гонку на своем новом шасси-монококе Lotus 72, которое до этого участвовало в гонках только дважды, но в другой спецификацииНа Гран-при Нидерландов 1970 года революционный Lotus 72 закрепил свой авторитет на сцене Формулы-1. Хотя машина дебютировала в Спа с Джоном Майлзом, машина все еще не была должным образом закончена. Но для голландских гонок это было так - и Йохен Риндт доминировал в эти выходные, взяв поул и лидировав от старта до финиша на быстрой прибрежной трассе Зандвоорт. Но сама гонка была омрачена фатальной аварией британца Пирса Куража на автомобиле DeTomaso-Ford / Cosworth, в котором заехал Фрэнк Уильямс. Храбрость разбилась на очень быстром повороте Tunnel Oost, и одно из колес ударило его по голове и мгновенно убило. После того, как машина разбилась, она загорелась, что было обычным делом в те дни.
Гран-при проходил на оригинальной трассе Charade.Формула-1 затем прошла 5,1-мильную трассу Charade, состоящую полностью из закрытых дорог общего пользования. вокруг потухшего вулкана с видом на небольшой город Клермон-Ферран. Практика и квалификация были полны событий - в дополнение к тому, что Ferrari продемонстрировала улучшенную форму благодаря тому, что Джеки Икс взял поул, трасса была усеяна камнями, а Риндта, которого уже тошнило из-за извилистой и напоминающей американские горки природы трассы, ударило лицо камнем, брошенным из другой машины - в те времена водители носили открытые шлемы, покрытые белой тряпкой, чтобы защитить их от паров газа. Икс лидировал с самого начала, но сошел с дистанции из-за поломки двигателя, а француз Бельтуаз, управлявший полностью французской Matra, лидировал. Однако из-за камней на трассе Белтуаз проколол шину, и ему пришлось выехать. Это дало Риндту преимущество перед Крисом Эймоном. Риндт выиграл у Амона и Брэбэма.
Гран-при Великобритании чередовался между очень быстрой, ровной и гладкой трассой Сильверстоун и извилистой, волнистой и неровной Брэндс-Хэтч недалеко от Лондона. В 1970 году Гран-при Великобритании проходил в Брэндс-Хэтче, и это была захватывающая гонка - Джек Брэбэм лидировал на старте, но у него кончилось топливо на последнем повороте - и Риндт обогнал его и выиграл свою третью гонку подряд. После гонки Lotus Риндта был дисквалифицирован за несоответствие максимальной высоте заднего крыла - после того, как автомобиль был возвращен в гараж Lotus, команда подала апелляцию, автомобиль был повторно рассмотрен (который некоторое время находился вне парка) и на этот раз это было заявлено в рамках регламента, и победа вернулась Риндту.
Это была первая гонка, в которой использовалась эта версия Хоккенхаймринга, использовавшаяся с 1970–1981 гг.Гран-при Германии проводился на Хоккенхаймринге для 1970. Первоначально планировалось провести гонку на очень длинной и заведомо опасной трассе Нюрбургринг-Нордшляйфе, но гонщики отказались участвовать в гонке на кольцевой трассе в том состоянии, в котором она находилась, - если только в нее не были внесены серьезные изменения безопасности. После панихиды по Брюсу Макларену и Пирсу Куражу в лондонском отеле Dorchester прошла встреча пилотов, и пилоты, уже находящиеся под значительным давлением и мотивированные обычно тихим Джеком Брэбхэмом, проголосовали за то, чтобы не участвовать в гонках там после ответа организаторов Гран-при Германии. отрицательно к списку изменений, запрошенных драйверами. Хоккенхаймринг был очень быстрым и стал отличной гонкой - Йохен Риндт и Джеки Икс сражались на протяжении всей гонки, и Риндт снова выигрывал - и в этот момент было ясно, кто будет двумя основными претендентами на титул.
Второй Гран-при Австрии Формулы-1 был первым, который проводился на быстром и зрелищном Österreichring - в 1964 году он проводился на непопулярном аэродроме Целтвег. На трассе Штирии, существующей год назад, Ferrari одержала победу - это их первая победа с 1968 года. Джеки Икс и Клей Регаццони легко завершили 1–2; Ferrari 312B стал конкурентоспособным, хотя Икс этого не сделал, так как он не любил тесты и часто предпочитал использовать свои навыки вождения для устранения недостатков автомобиля.
Это был последний раз, когда Национальный автодром Монцы проехал 68 кругов; с 1971 года гонка будет состоять из 55 круговМонца была сверхбыстрой трассой без каких-либо шиканов, и уик-энд был омрачен смертью Йохена Риндта, который был убит на прямой, идущей в Параболику на своем бескрылом Lotus 72. Аэродинамическая прижимная сила еще не была должным образом изучена, и автомобиль, по словам его товарища по команде Джона Майлза, был довольно неустойчивым и трудным в управлении. Однако в конечном итоге именно из-за неисправности тормозной системы Риндт сорвался с места и врезался в плохо установленный барьер Armco: машина прошла под барьером и несколько раз повернулась в песчаной ловушке. Ремни Риндта были свободными, и на нем не было ремня с паховым ремнем, недавнее введение. В результате он поскользнулся в машине, и пряжка ремня привела к смертельной травме горла. Пилот Ferrari Клей Регаццони выиграл свою первую гонку Формулы-1, и радостная публика выбежала на трассу и праздновала.
Сезон F1 завершился туром по Северной Америке, состоящим из трех частей, который начался в Канаде на впечатляющей трассе Мон-Тремблан в Квебеке недалеко от города Сен-Йовит. во второй и последний раз F1 участвовал в гонках там. Команда Lotus не появилась, и хотя Джеки Стюарт доминировал на тренировках на своем новом Tyrrell-Ford / Cosworth 001, он сошел из-за механических проблем, и Икс одержал победу на своем Ferrari.
Гран-при США в Уоткинс-Глен ознаменовался возвращением команды Lotus и бразильского новичка Эмерсона Фиттипальди, которые стали их ведущим гонщиком после смерти Риндта, были конкурентоспособны во всем. Ему бросил вызов мексиканец Педро Родригес, который хотел снова выиграть после триумфа в Спа четырьмя месяцами ранее. Родригес лидировал, но у него закончилось топливо, и, хотя он штурмовал трассу, Фиттипальди смог удержаться, чтобы выиграть свою первую гонку чемпионата Формулы-1. Это была последняя гонка Формулы-1 на первоначальной постоянной гоночной трассе Уоткинс-Глен - трасса была перестроена на следующий год. Риндт посмертно выиграл чемпионат пилотов в этой гонке - Иксу нужно было выиграть, чтобы иметь шанс обогнать Риндта по сумме очков, но он финишировал четвертым после механических проблем.
Последней гонкой чемпионата мира Формулы-1 стал Гран-при Мексики в парке Магдалены Мишука в Мехико. Мероприятие оказалось хлопотным - на просмотр пришло около 200 000 человек, причем часть из них действительно сидела прямо у асфальта трассы, за барьерами. Это задержало старт гонки более чем на час - после того, как Родригес и Стюарт умоляли толпу отойти, что они и сделали - но не очень далеко. Гонка наконец-то началась - и Икс снова выиграл для Ferrari, поскольку Стюарт сошел с дистанции после удара бездомной собаки. Но махинации толпы, вызванные дезорганизацией мероприятия, привели к тому, что Гран-при Мексики был отменен на следующий год, и он не вернулся до 1986 года на ту же трассу.
Очки начислялись по принципу 9–6–4–3–2–1 первым шести финишерам на каждой гонке. Были сохранены шесть лучших результатов первых семи туров и пять лучших результатов последних шести туров.
Австриец Йохен Риндт выиграл чемпионат пилотов посмертно, это был единственный раз в истории Формулы-1; в этом сезоне он выступал за Lotus
|
. |
† Йохен Риндт попал в аварию на тренировке перед Гран-при Италии.
Баллы присуждались по принципу 9–6–4–3–2–1 первые шесть финишировавших в каждом раунде, однако только автомобиль от каждого производителя, занявший лучшее место, имел право набирать очки. Были сохранены шесть лучших результатов первых семи туров и пять лучших результатов последних шести туров.
Поз. | Производитель | RSA. | ESP. | MON. | BEL. | NED. | FRA. | GBR. | GER. | AUT. | ITA. | CAN. | США. | MEX. | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Lotus - Ford | 5 | 4 | 1 | Ret | 1 | 1 | 1 | 1 | 15 | DNS | NC | 1 | NC | 59 |
2 | Ferrari | Ret | Ret | Ret | 4 | 3 | 14 | 4 | 2 | 1 | 1 | 1 | (4) | 1 | 52 (55) |
3 | март - Ford | 3 | 1 | 7 | 2 | 2 | 2 | 5 | 7 | 8 | 2 | 3 | 5 | 4 | 48 |
4 | Brabham - Ford | 1 | Ret | 2 | 5 | 11 | 3 | 2 | 5 | 3 | 5 | Ret | 10 | Ret | 35 |
5 | McLaren - Ford | 2 | 2 | 4 | 6 | 4 | 3 | 3 | 10 | 4 | 6 | 7 | 3 | 35 | |
6 | BRM | 9 | Ret | 6 | 1 | 10 | 12 | Ret | Ret | 4 | Ret | 4 | 2 | 6 | 23 |
7 | Matra | 4 | Ret | 3 | 3 | 5 | 5 | Ret | 6 | 6 | 3 | 7 | 8 | 5 | 23 |
8 | Surtees - Ford | Ret | 9 | Ret | Ret | 5 | 6 | 8 | 3 | ||||||
— | McLaren - Alfa Romeo | DNQ | DNQ | DNQ | NC | DNS | DNQ | 12 | 8 | Ret | DNQ | 0 | |||
— | Де Томазо - Ford | Ret | DNS | NC | Ret | Ret | DNS | DNQ | Ret | Ret | NC | Ret | 0 | ||
— | Tyrrell - Ford | DNS | Ret | Ret | Ret | 0 | |||||||||
— | Bellasi - Ford | DNQ | DNQ | DNQ | Ret | DNQ | 0 | ||||||||
Поз. | Производитель | RSA. | ESP. | MON. | BEL. | NED. | FRA. | GBR. | GER. | AUT. | ITA. | CAN. | США. | MEX. | Оч. |
Другие гонки Формулы-1, проведенные в 1970 году, которые не учитывались при подсчете чемпионатов мира.
Название расы | Схема | Дата | Победивший драйвер | Конструктор | Отчет |
---|---|---|---|---|---|
V Гонка чемпионов | Brands Hatch | 22 марта | Джеки Стюарт | март - Cosworth | Отчет |
XXII BRDC International Trophy | Сильверстоун | 26 апреля | Крис Амон | Март - Cosworth | Отчет |
XVII Международный золотой кубок | Оултон Парк | 22 августа | Джон Сёртиз | Сёртиз - Cosworth | Отчет |