Эмерсон Фиттипальди за рулем 72 на Нюрбургринге в 1971 году. | |||||||||||
Категория | Формула один | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Конструктор | Team Lotus | ||||||||||
Дизайнер (ы) | Колин Чепмен Тони Радд Морис Филипп | ||||||||||
Предшественник | 49 / 63 | ||||||||||
Преемник | 56B / 76 / 77 | ||||||||||
Технические характеристики | |||||||||||
Шасси | Алюминиевый монокок | ||||||||||
Подвеска (перед) | Двойной поперечный рычаг, внутренняя пружина / амортизатор. | ||||||||||
Подвеска (задняя) | Параллельные верхние тяги, нижние поперечные рычаги, сдвоенные радиальные рычаги, внешняя пружина / амортизатор | ||||||||||
Двигатель | Форд Cosworth DFV, 2993cc V8, атмосферный, в середине двигатель, продольно установленный | ||||||||||
Передача инфекции | Hewland FG400, 5- МКПП | ||||||||||
Власть | 440-465 л.с. при 10 000-10 800 об / мин | ||||||||||
Шины | 1970 - 1972, 1974 : Firestone 1974 : Goodyear | ||||||||||
История соревнований | |||||||||||
Известные участники | Золотой лист Team Lotus Джон Игрок Team Lotus | ||||||||||
Известные водители | Йохен Риндт, Эмерсон Фиттипальди, Ронни Петерсон, Джеки Икс | ||||||||||
Дебют | 1970 Гран-при Испании | ||||||||||
| |||||||||||
Конструкторский чемпионат | 3 ( 1970, 1972, 1973 ) | ||||||||||
Чемпионат водителей | 2 ( Риндт, 1970 ; Фиттипальди, 1972 ) | ||||||||||
nb Если не указано иное, все данные относятся только к Гран-при чемпионата мира Формулы-1. |
Лотос 72 является Formula One автомобиль разработан Колина Чепмена и Maurice Philippe из Лотоса для 1970 сезона Формулы.
72 был еще одним инновационным дизайном Чепмена с внутренними тормозами, боковыми радиаторами в боковых опорах, в отличие от носовых радиаторов, которые были обычным делом еще до войны, и верхним воздухозаборником. Общая форма автомобиля также была новаторской, напоминая клин на колесах, вдохновленный более ранним газотурбинным автомобилем Lotus 56, и компоновкой, взятой из испытательного стенда для полноприводного проекта Lotus 63. Форма сделана для лучшего проникновения воздуха и более высоких скоростей. В совместном тесте с Lotus 49 72 был на 12 миль в час быстрее с тем же двигателем Cosworth.
Усилия Чепмена привели к созданию одного из самых замечательных и успешных дизайнов в истории Формулы-1. Заимствовав технику напряженной компоновки двигателя от Lotus 49 и добавив передовую аэродинамику, произвел автомобиль, который на годы опередил своих конкурентов. Однако для начала необходимо было преодолеть проблемы с управлением автомобилем из-за отсутствия ощущений, вызванных геометрией подвески, препятствующей погружению, которая была спроектирована таким образом, чтобы не допустить значительного опускания носовой части автомобиля при торможении. и система антиприседаний в задней части, которая должна была остановить машину, которая «садится на корточки» при ускорении. После доработки подвески проблем больше не возникло. Автомобиль произвел фурор среди средств массовой информации и фанатов, и многие люди требовали увидеть замечательный автомобиль в действии.
Всего было построено 9 шасси.
Автомобиль был представлен в середине сезона 1970 года под управлением Йохена Риндта и Джона Майлза. Риндт сделал машину успешной, быстро выиграв Гран-при Голландии, Франции, Великобритании и Германии. Риндт почти наверняка собирался выиграть чемпионат мира, но погиб в квалификационной аварии в Монце, управляя 72-м со снятыми крыльями. Его заменяющий, Эмерсон Фиттипальди, выиграл гонку в Соединенных Штатах, помогая Риндту стать единственным посмертным чемпионом мира Формулы 1. Совокупные очки Риндта и Фиттипальди в сезоне помогли Lotus выйти в четвертый чемпионат конструкторов.
Автомобиль был разработан в 1971 году Тони Раддом, ранее работавшим в BRM. Он особенно работал над изменением конструкции задней подвески и модифицировал заднее антикрыло, чтобы добиться большей прижимной силы. Фиттипальди боролся в течение сезона, но добился хороших результатов и финишировал приличным шестым, в то время как следующий сезон был намного лучше. Культурные разработки помогли ему стать самым молодым чемпионом мира в истории F1 в 1972 году, выиграв пять гонок из 72, в то время как Lotus снова выиграл чемпионат конструкторов. Автомобиль теперь красовался поразительной черно-золотой окраской; Imperial Tobacco представила новый бренд и решила расширить присутствие и предоставить Lotus больше средств в рамках сделки. Lotus теперь спонсировалась сигаретами John Player Special.
В сезоне 1973 года были введены новые правила для повышения безопасности автомобилей. Это включало в себя обязательную деформируемую конструкцию, которая должна быть встроена в боковые стороны автомобилей, что привело к дальнейшему обновлению 72-го с интегрированными боковыми опорами, большим кузовом и новыми креплениями крыльев. В 1973 году к Фиттипальди присоединился швед Ронни Петерсон. Петерсон влюбился в 72. В свой первый сезон в Lotus Петерсон выиграл четыре гонки, а Фиттипальди выиграл три, но несколько выходов на пенсию помогли Джеки Стюарту вырвать чемпионство среди пилотов, хотя два пилота набрали большое количество очков. помог Lotus сохранить чемпионат конструкторов. Фиттипальди перешел в McLaren в 1974 году, чтобы водить машину, основанную на модели 72, McLaren M23.
После этого Петерсон стал руководителем группы, а Джеки Икс присоединился к команде, чтобы стать его партнером. Предполагалось, что 72-й будет заменен Lotus 76, который должен стать более легкой и компактной версией 72, но технология автомобиля оказалась слишком амбициозной, и проект провалился. В сезоне 1974 года Lotus обратился к почтенным 72 игрокам. Дальнейшее обновление автомобиля, увеличение передней и задней колеи сделало автомобиль конкурентоспособным. Петерсон выиграл еще три гонки и боролся за чемпионство в очень напряженном сезоне при умелой поддержке Икса, который показал отличные результаты и несколько подиумов. Теперь стареющий 72 отлично справился с дизайном четырехлетней давности, заняв четвертое место в чемпионате конструкторов.
В 1975 году, без замены шасси, 72 снова был принят на вооружение. К настоящему времени было очевидно, что автомобиль, даже с дальнейшими модификациями, включая более широкую гусеницу и переработанную подвеску, не может сравниться с новым Ferrari 312T, завоевавшим титул, или даже с последними Brabham BT44 и Lotus, занявшими 6-е место в чемпионате конструкторов..
После 20 побед, чемпионатов двух гонщиков и трех чемпионов конструкторов, 72 был снят с производства в сезоне 1976 года и заменен Lotus 77. Такая долговечность делает его, пожалуй, самым успешным автомобилем Формулы-1.
Позже автомобиль был использован для победы в Историческом чемпионате Формулы-1 1996 года.
( клавиша ) (результаты выделены жирным шрифтом и указывают поул-позицию; результаты, выделенные курсивом, указывают на самый быстрый круг)
^ 1 Включает 14 очков, набранных с помощью Lotus 49. ^ 2 Включает 3 очка, набранные с помощью Lotus 76.
( ключ )
Год | Абитуриент | Двигатель | Шины | Драйверы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1970 г. | Золотой лист Team Lotus | Ford Cosworth DFV | F | ROC | INT | OUL | ||||||
Джон Майлз | 17 | |||||||||||
Йохен Риндт | 2 | |||||||||||
1971 г. | Золотой лист Team Lotus | Ford Cosworth DFV | F | ARG | ROC | QUE | SPR | INT | RIN | OUL | ВИК | |
Рейне Визелл | Ret | Ret | Ret | 13 | 10 | |||||||
Эмерсон Фиттипальди | Ret | Ret | 7 | 2 | ||||||||
Тони Триммер | Ret | DNS | ||||||||||
Дэвид Уокер | 9 | |||||||||||
1972 г. | Джон Плейер Тим Лотус | Ford Cosworth DFV | F | ROC | БЮСТГАЛЬТЕР | INT | OUL | REP | ВИК | |||
Эмерсон Фиттипальди | 1 | Ret | 1 | 2 | 1 | Ret | ||||||
Дэвид Уокер | 9 | 5 | DNS | Ret | ||||||||
1973 | Джон Плейер Тим Лотус | Ford Cosworth DFV | грамм | ROC | INT | |||||||
Эмерсон Фиттипальди | Ret | Ret | ||||||||||
Ронни Петерсон | Ret | 2 | ||||||||||
1974 г. | Джон Плейер Тим Лотус | Ford Cosworth DFV | грамм | ПРЕД | ROC | INT | ||||||
Джеки Икс | 1 | |||||||||||
1975 г. | Джон Плейер Тим Лотус | Ford Cosworth DFV | грамм | ROC | INT | SUI | ||||||
Ронни Петерсон | 3 | DNS | 4 | |||||||||
Джеки Икс | 4 | |||||||||||
Джим Кроуфорд | DNS |