Гран-при Испании 1975 года | |||
---|---|---|---|
Детали гонки | |||
Дата | 27 апреля 1975 года | ||
Официальное название | XXI Gran Premio de España | ||
Местоположение | Montjuïc circuit, Барселона, Испания | ||
Курс | Уличная трасса | ||
Длина маршрута | 3,790 км (2,355 миль) | ||
Расстояние | 29 кругов, 109,91 км (68,29 миль) | ||
Запланированное расстояние | 75 кругов, 284,25 км (176,62 мили) | ||
Погода | Санни | ||
Поул-позиция | |||
Водитель | Феррари | ||
Время | 1: 23,4 | ||
Самый быстрый круг | |||
Пилот | Марио Андретти | Парнелли - Форд | |
Время | 1: 25,1 на 14-м круге | ||
Подиум | |||
Первый | Макларен - Форд | ||
Второй | Лотус - Форд | ||
Третий | Брэбэм - Ford | ||
Лидеры круга |
Гран-при Испании 1975 года - это гонка Формулы-1, проходившая на трассе Монжуик 27 апреля 1975 года. Это было гонка 4 из 14 на Чемпионате мира по водителям 1975 года и на Международном кубке производителей Формулы-1 1975 года. Это один из самых спорных и трагических гоночных уик-эндов в истории спорта после гибели четырех зрителей, которые пострадали в результате крушения Hill GH1 из Рольфа Стоммелена. Это была также гонка, в которой Лелла Ломбарди стала первой и пока единственной женщиной, набравшей очки на чемпионате мира, а будущий чемпион мира Алан Джонс сделал свой первый старт.
Это был 21-й Гран-при Испании с тех пор, как гонка впервые была проведена в 1913 году. Это был четвертый и последний Гран-при, проводившийся на автодроме Монжуик. Гонка была сокращена до 29 из запланированных 75 кругов, что составляет 109 километров. Гонку выиграл немецкий пилот Йохен Масс за рулем McLaren M23. Это будет единственная победа в Формуле-1 в его карьере. Когда была объявлена гонка, Mass имел лишь второе преимущество над Lotus 72E бельгийского гонщика Джеки Икса. Аргентинский гонщик Карлос Ройтеманн был объявлен третьим на своем Brabham BT44B, отставая от лидеров гонки на круг после того, как Жан-Пьер Жарье получил пенальти. Это была последняя победа немецкого пилота, пока Михаэль Шумахер не выиграл Гран-при Бельгии 1992 года.
С самого начала, водители, входившие в Ассоциацию водителей Гран-при, были в ярости из-за того, что барьеры не были закреплены должным образом. Таким образом, они объявили забастовку. Большинство крупных игроков спорта отказались от тренировок. Джеки Икс не был членом GPDA и одним из немногих гонщиков, которые тренировались.
Персонал следа работал всю ночь, чтобы починить барьеры, и чтобы убедиться, что все будет исправлено вовремя для квалификации в субботу, некоторые команды отправили механиков на помощь. Однако гонщиков это не убедило, но организаторы гонки пригрозили судебным иском, если гонка не будет проведена. Это, а также слухи о том, что Guardia Civil захватит автомобили, находившиеся в паддоке, который находился на стадионе Montjuïc, вынудили водителей отменить забастовку.
Действующий чемпион мира Эмерсон Фиттипальди, однако, все еще был в ярости. Он проехал минимум три круга, но в очень медленном темпе, затем выехал на боксы. На следующее утро Фиттипальди объявил, что не будет участвовать в гонках, и вернулся домой. Также утром в день соревнований Кен Тиррелл вышел на трассу со своим гаечным ключом, чтобы убедиться, что барьеры в порядке.
Два Феррари из Ники Лауда (на поуле) и Клей Регаццони прошли квалификацию в первом ряду, но их слава длилась недолго. Вначале Витторио Брамбилла Март запутался в Марио Андретти Парнелли. Машина Андретти врезалась в заднюю часть автомобиля Лауда, отправив его в Регаццони. Лауда немедленно уехал, а Регаццони отвел свою машину в гараж, где был произведен ремонт, а Регаццони был отправлен обратно. Патрик Депайллер также сошел с дистанции на первом круге из-за повреждения подвески, а Уилсон Фиттипальди и Артуро Мерцарио снялись в знак протеста.
После того, как безумие в первом углу утихло, Джеймс Хант был показан как лидер. Поразительно, но Андретти удалось продолжить и он бежал вторым. Джон Ватсон был третьим, Рольф Стоммелен был четвертым, Брамбилла пятым, и Карлос Пейс шестым.
На четвертом круге двигатель Джоди Шектера Тиррелл взорвался, и из-за попадания масла в цепь Алан Джонс и Марк Донохью разбиться. Три круга спустя Хант также поскользнулся в масле и разбился. В тройку лидеров вошли Андретти, Ватсон и Стоммелен. Автомобиль Уотсона пострадал от вибрации и выпал. Задняя подвеска Андретти продержалась всего семь кругов, прежде чем она вышла из строя, из-за чего он потерял лидерство. Жан-Пьер Жарье и Брамбилла остановились, чтобы поменять шины, в то время как Том Прайс и Тони Бриз запутались. Стоммелен теперь был на первом месте, за ним следуют Пейс, Ронни Петерсон, Йохен Масс и Икс. На 24-м круге Петерсон выбыл после того, как зацепился с Франсуа Миго, пытаясь прижаться к французу.
Два круга спустя произошла трагедия. Заднее крыло на Эмбасси-Хилл Стоммелена сломалось, отправив его в барьер, по иронии судьбы в тот момент, когда его собственные механики уже работали. Он отскочил от него и снова вылетел на дорогу, врезавшись в преграду и пролетев над ней. При попытке уклониться от Стоммелена, когда он переходил трассу, Пейс разбился. Летающая машина Стоммелена убила четырех человек: пожарного Хоакина Беначеса Морера, зрителя Андрес Руис Вилланова и двух фотожурналистов, Марио де Роя и Антонио Фонт Баярри. Сам Стоммелен сломал ногу, сломал запястье и сломал два ребра.
Гонка продолжалась еще четыре круга, во время которых Масс обогнал Икса и стал лидером. На 29 круге гонка была остановлена, победителем стал Масс, вторым Икс, а Жан-Пьер Жарье пересек финишную черту на третьей позиции. Карлос Ройтеман финишировал четвертым, опередив Брамбиллу на пятом. Лелла Ломбарди финишировала шестой и стала единственной женщиной в истории Формулы-1, набравшей чемпионские очки. Так как гонка была остановлена до того, как было пройдено три четверти запланированной дистанции, впервые в истории чемпионата была начислена только половина очков. После гонки стюарды обнаружили, что Жарьер обогнал участок трассы, отмеченный желтым флажком. Джариер получил шестидесятисекундный штраф, который опустил его на четвертую позицию.
Позиции | No | Драйвер | Конструктор | Круги | Время / На пенсии | Сетка | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | Йохен Масс | Макларен - Форд | 29 | 42: 53,7 | 11 | 4,5 |
2 | 6 | Джеки Икс | Лотус - Форд | 29 | + 1.1 | 16 | 3 |
3 | 7 | Карлос Ройтеманн | Брэбэм - Форд | 28 | + 1 круг | 15 | 2 |
4 | 17 | Жан-Пьер Жарье | Тень - Форд | 28 | + 1 круг | 10 | 1,5 |
5 | 9 | Витторио Брамбилла | Март - Форд | 28 | + 1 круг | 5 | 1 |
6 | 10 | Лелла Ломбарди | Марш - Форд | 27 | + 2 круга | 24 | 0,5 |
7 | 21 | Тони Брайз | Уильямс - Форд | 27 | + 2 круга | 18 | |
8 | 18 | Джон Уотсон | Сёртиз - Ford | 26 | + 3 круга | 6 | |
NC | 11 | Clay Regazzoni | Ferrari | 25 | Не классифицируется | 2 | |
Ret | 22 | Рольф Стоммелен | Хилл - Форд | 25 | Столкновение | 9 | |
Ret | 8 | Карлос Пейс | Брэбэм - Ford | 25 | Collision | 14 | |
Ret | 16 | Tom Pryce | Shadow - Ford | 23 | Несчастный случай | 8 | |
Ret | 5 | Ронни Петерсон | Lotus - Ford | 23 | Подвеска | 12 | |
Ret | 31 | Roelof Wunderink | Ensign - Ford | 20 | Transmission | 19 | |
Северная Каролина | 23 | Франсуа Миго | Хилл - Форд | 18 | Не классифицируется | 22 | |
Ret | 27 | Mario Andretti | Parnelli - Ford | 16 | Suspension | 4 | |
Ret | 14 | Боб Эванс | BRM | 7 | Топливная система | 23 | |
Ret | 24 | Джеймс Хант | Хескет - Ford | 6 | Несчастный случай | 3 | |
Ret | 3 | Джоди Шектер | Tyrrell - Ford | 3 | Engine | 13 | |
Ret | 28 | Марк Донохью | Пенске - Форд | 3 | Столкновение | 17 | |
Ret | 25 | Алан Джонс | Хескет - Форд | 3 | Столкновение | 20 | |
Возвращение | 4 | Патрик Депайллер | Тиррелл - Форд | 1 | Ущерб от столкновения | 7 | |
Ret | 30 | Уилсон Фиттипальди | Фиттипальди - Форд | 1 | Уитдре w | 21 | |
Возвращение | 20 | Артуро Мерзарио | Уильямс - Форд | 1 | Отказался | 25 | |
Ret | 12 | Niki Lauda | Ferrari | 0 | Collision | 1 | |
DNS | 1 | Emerson Fittipaldi | McLaren - Ford | 0 | Non Starter | 26 | |
Источник: |
Ведущие круги:
|
|
.
Предыдущая гонка:. Гран-при Южной Африки 1975 года | Чемпионат мира Формулы-1 FIA. сезон 1975 года | Следующая гонка:. Гран-при Монако 1975 года |
Предыдущая гонка:. Гран-при Испании 1974 года | Гран-при Испании | Следующая гонка:. Гран-при Испании 1976 года |