Петерсон на Гран-при Нидерландов 1978 года | |
Родился | (1944-02-14) 14 февраля 1944. Эребру, Швеция |
---|---|
Умер | 11 сентября 1978 (1978-09-11) (34 года). Милан, Италия |
Формула-1 Карьера на чемпионате мира | |
Национальность | Швед |
Годы работы | 1970 - 1978 |
Команды | March inc. нерабочие, Тиррелл, Lotus |
Входы | 123 |
Чемпионат | 0 |
Победы | 10 |
Подиумы | 26 |
Очки карьеры | 206 |
Поул-позиции | 14 |
Самые быстрые круги | 9 |
Первая запись | Гран-при Монако 1970 |
Первая победа | Гран-при Франции 1973 года |
Последняя победа | Гран-при Австрии 1978 года |
Последняя запись | Гран-при Италии 1978 года |
Бенгт Ронни Петерсон (шведское произношение: ; 14 февраля 1944 - 11 сентября 1978) был швед. автогонщик. Известный под прозвищем «SuperSwede», он дважды занял второе место в Чемпионате мира среди пилотов Формулы-1.
Петерсон начал свою карьеру в автоспорте в картинге, традиционно этой дисциплине. где большинство автогонщиков начинают свою карьеру с гонок с открытыми колесами. Выиграв несколько титулов в картинге, в том числе два титула в Швеции в 1963 и 1964 годах, он перешел в Формулу-3, где выиграл гонку поддержки Формулы-3 Гран-при Монако для Гран-при 1969. Позже в том же году он выиграл чемпионат Европы по Формуле 3 и перешел в Формулу-1, выступая за команду March. За три года работы в команде он занял шесть подиумов, большинство из которых было выиграно в течение сезона Формулы-1 1971, в котором он также занял второе место в чемпионате водителей.
Осмотрев свой трехлетний контракт в марте, Петерсон присоединился к команде Колина Чепмена Team Lotus в сезоне 1973 года, выступая в роли защитника. чемпион Эмерсон Фиттипальди. В течение первых двух сезонов в Lotus Петерсон одержал семь побед, набрав лучшие в своей карьере 52 очка в 1973 году. После неудачного сезона 1975 года Петерсон вернулся в март и одержал свою последнюю победу для команды на чемпионате мира. Гран-при Италии 1976 года. Проведя сезон 1977 года с Тирреллом, он вернулся в Lotus на сезон 1978 года в качестве гонщика номер два к Марио Андретти. Петерсон одержал две победы в гонках Южной Африки и Австрии Гран-при и занял второе место в зачете чемпионата пилотов, несмотря на его фатальную аварию на первом круге в Монце во время Гран-при Италии.
Родился Петерсон в Альмби в окрестностях Эребру, Швеция. Он развил свой стиль вождения в юном возрасте, участвуя в соревнованиях по картингу, и быстро поднялся на вершину европейского картинга, прежде чем переключиться на автомобили.
После своих лет картингом Петерсон участвовал в гонках Формулы 3 на Svebe, 1-литровом, Brabham. Автомобиль Формулы он разработал вместе со своим отцом Бенгтом (который был пекарем) и Свеном Андерссоном.
Превосходные результаты с самого начала быстро привлекли внимание амбициозной компании Tecno из Италии, которая подписала его в 1968 году. С ними он выиграл чемпионат Формулы-3 1969 года.
Даже после того, как Петерсон получил статус Формулы-1, он все еще участвовал в гонках нижнего эшелона (что было обычным делом в то время), выиграв чемпионат Европы по гонкам Формулы 2 1971 года в марте.
Петерсон дебютировал на Гран-при в марте 701 года для команды Antique Automobiles Racing Team на Гран-при Монако 1970 года. Ограниченный бюджет капер-команды Крэбба позволил провести лишь минимальное тестирование, и Петерсон квалифицировался на 12-м месте из 16 автомобилей в гонке. Он отставал на 10 мест от Джеки Стюарта и Криса Эймона, оба в первом ряду сетки в своих новых спецификациях 701, но лишь чуть отстав от более опытного Джо Зифферта во втором март работает. Петерсон был единственным мартовским гонщиком, финишировавшим седьмым местом. В 1971 Петерсон перешел в полную команду March Works и сразу произвел впечатление. Пять вторых мест Гран-при Формулы-1 принесли ему позицию, занявшую второе место после Джеки Стюарта на чемпионате мира того года. В том же году Петерсон участвовал в чемпионате мира по спортивным автомобилям на Autodelta Alfa Romeo и выиграл 6 часов Уоткинс-Глен. Петерсон оставался в марте до 1973 года, когда он подписал контракт с John Player Team Lotus на партнера Эмерсона Фиттипальди.
Первая победа Петерсона в Гран-при была на Гран-при Франции 1973 года, проходившем в Поль Рикар, в Lotus 72. В том же году он одержал еще три победы в Австрии, Италии и Соединенных Штатах, но низкая надежность ограничила его лишь третьим местом на чемпионате мира в сезоне. конец.
Для 1974 был выпущен Lotus 76. Машина, однако, оказалась неисправной, что не понравилось как Петерсону, так и его товарищу по команде Иксу. Поэтому команда решила позволить им управлять гораздо более старым Lotus 72: s. Петерсон преуспел на старой машине и одержал еще три победы: Гран-при Франции и Италии, а также Гран-при Монако.
Ронни Петерсон в Сильверстоуне в г. 1975.1975 был плохим годом для Lotus. Петерсон и Икс были вынуждены водить машину уже устаревшей 72-й моделью, возраст которой уже начал проявляться.
Петерсон подписал контракт с Shadow, но владелец Lotus Колин Чепмен убедил его остаться в Lotus из-за обещания, которое Чепмен дал ускорить темпы разработки Lotus 77. Он участвовал в первой гонке 1976 года. 98>в Lotus 77 перед тем, как вернуться в March Engineering. За рулем March 761 он выиграл Гран-при Италии.
. Он также продолжал водить спортивные автомобили, особенно BMW в 1974 и 1975 годах. Например, он был в паре с Хансом-Иоахимом Штуком в BMW 3.0 CSL для южноафриканского "Wynn's 1000 " в ноябре 1975 года, где они стартовали на полюсе, но финишировали вторыми после нескольких остановок с вибрациями двигателя, свечой зажигания, и подобные проблемы. Застрял и Петерсон вместе для BMW в Европе, Африке, а также в Северной Америке.
В 1977 году он участвовал в гонках за Tyrrell, управляя шестиколесным автомобилем. 7>Tyrrell P34B. Петерсон сошел с первых четырех гонок 1977 года, он выступил в Аргентине, попал в аварию с Йохеном Массом Маклареном и Клэем. Регаццони прапорщик в Бразилии, и у него возникли проблемы с топливной системой в Южной Африке и Западе США. Он финишировал восьмым в Испании, но сошел на Монако из-за отказа тормозов. Единственный подиум Петерсона занял третье место в гонке, пострадавшей от дождя в Бельгии. У себя дома, в Швеции, надежды были большие, но Петерсон ушел на пенсию из-за проблем с зажиганием и затем финишировал 12-м на Франции. У него отказал двигатель в Великобритании, он финишировал девятым в Германии и стал пятым в Австрии. Петерсон ушел на пенсию из-за проблем с зажиганием в Голландии, шестой в Италии и 16-й в Соединенных Штатах. Петерсон сошел с участия в последних двух гонках 1977 года, из-за утечки топлива в Канаде и в Японии, он столкнулся с Ferrari Жиля Вильнева.>но в аварии погибли маршал и фотограф, когда они стояли в запрещенной зоне трассы, когда произошла авария.
Петерсон удивил многих, оставив Тиррелла, чтобы вернуться в команду John Player Team Lotus в 1978 году. Он выиграл 1978 Гран-при Южной Африки, одержав победу на последнем круге над Патриком Депайлером, а также Гран-при Австрии с инновационным эффектом земли Lotus 79. Его товарищ по команде Марио Андретти выиграл чемпионат пилотов, а Петерсон эффективно выступил в качестве команды «№ 2», одержав четыре победы со счетом 1–2, причем все с Андретти лидировал. Обе победы Петерсона произошли, когда Андретти столкнулся с проблемами, причем Андретти выиграл один раз, когда Петерсон не смог финишировать (не считая Гран-при Италии ). Много раз Петерсон внимательно следил за Андретти до дома, что приводило к предположениям, что «командные приказы» действовали.
На протяжении 1970-х годов Петерсон имел репутацию самого быстрого гонщика в Формуле-1 с точки зрения чистой скорости. В течение сезона 1978 года Андретти часто показывал более быстрое квалификационное время. Другая точка зрения, которой придерживались некоторые современные обозреватели, заключалась в том, что хотя Петерсон, возможно, на самом деле был явно быстрее из них двоих, именно значительные навыки Андретти в области разработки автомобилей раскрыли весь потенциал непокорных Lotus 78 и 79, а также кажущееся уважение Петерсона к Андретти. было молчаливым признанием этого. Несмотря на это, Петерсону предложили место в McLaren в 1979 году. Петерсон отказывался участвовать в каких-либо спорах и во многих случаях отклонял предположения, заявляя, что Андретти просто повернул время быстрее.
Гран-при Италии 1978 года в Монце началось для Петерсона плохо. На практике он повредил свой гоночный автомобиль Lotus 79, который не подлежал немедленному ремонту, и при этом повредил ноги. У Team Lotus был запасной 79, но он был построен для Андретти, и более высокий Петерсон не поместился в нем с комфортом. Единственным другим автомобилем команды был тип 78, автомобиль прошлого года, который в том сезоне таскали по трассе Формулы 1 с минимальным обслуживанием.
В дни после гонки многие гонщики заявляли, что стартер слишком рано зажег зеленый свет для гонки. Хотя старт Формулы-1 должен быть стартом с места для всех автомобилей на поле, ранний зеленый свет означал, что машины в задних рядах все еще катились, когда загорелся зеленый свет. Это привело к тому, что машины сзади запрыгали по сравнению с передними, и возник эффект аккордеона, когда машины приблизились к первой шикане, плотно сбив их вместе. Передняя четверка, Андретти, Жиль Вильнев, Жан-Пьер Жабуй и Ники Лауда, были достаточно далеко впереди, чтобы избежать драмы, но Петерсон плохо сыграл начинаются с третьей строки сетки, и сразу же прошли Алан Джонс, Жак Лаффит и Джон Уотсон.
Джоди Шектер и Риккардо Патрез, стартовавший 10-м и 12-м, переместился вправо через линию, отделявшую фронт Гран-при от подхода к старой банке Монцы. В то время как «Волк Шектера» смог вернуться на трассу намного опередив группу, Патрез отступил, опередив Джеймса Ханта, который сделал ложный выпад влево и столкнулся с Петерсоном, с Витторио Брамбилла, Карлос Ройтеман, Ханс-Иоахим Штук, Патрик Депайлер, Дидье Пирони, Дерек Дейли, Клей Регаззони и Бретт Лангер все участвовали в последовавшей схватке.
Лотос Петерсона сильно врезался в барьеры и загорелся, прежде чем отскочить обратно в середину трассы. Он оказался в ловушке горящего обломка, но Ханту, Регаццони и Депайлеру удалось освободить его, прежде чем он получил более чем незначительные ожоги, в то время как маршалы гусениц тушили машину. Его вытащили на свободу и положили посреди трассы в полном сознании, но с серьезными травмами ноги. Позже Хант сказал, что он не позволил Петерсону смотреть на свои ноги, чтобы избавить его от дальнейших страданий.
В то время больше беспокоило Брамбилла, который получил удар по голове летящим колесом и упал в коматозное состояние в своей машине. Брамбилла получил серьезную травму и не участвовал в гонках Формулы-1 только через год. Не было замечено, что жизнь Петерсона в опасности. Сид Уоткинс и его медицинская бригада направились к машине Брамбиллы, чтобы вытащить его из-под обломков. Травмированные гонщики вместе с Петерсоном были доставлены в больницу в Милане, и гонка была возобновлена после того, как трасса была очищена.
В больнице рентгеновские снимки Петерсона показали, что у него было около 27 переломов ног и ступней. После обсуждения с ним Петерсон был отправлен в реанимацию, чтобы хирурги могли прооперировать для стабилизации костей. Врачи спорили о том, нужно ли немедленно устранять все переломы. Ночью состояние Петерсона ухудшилось, и ему поставили диагноз жировая эмболия. К утру у него была полная почечная недостаточность из-за эмболии, и он был объявлен мертвым в 9:55 утра 11 сентября 1978 года.
Его товарищ по команде Марио Андретти завоевал чемпионство на гонке. «Было так несправедливо иметь трагедию, связанную с, вероятно, самым счастливым днем в моей карьере», - сказал Андретти. «Я не мог праздновать, но также я знал, что этот трофей будет со мной навсегда. И я знал также, что Ронни был бы счастлив за меня ". Петерсон посмертно занял второе место в зачете пилотов 1978 г..
Статуя Ронни Петерсона в Алмби, Эребру, была открыта в августе 2003 года.Петерсон участвовал в 123 гонках Гран-при за свою карьеру, выиграв десять из них.
На его похоронах на похоронах присутствовали Оке Страндберг, Джеймс Хант, Джоди Шектер, Джон Уотсон, Эмерсон Фиттипальди, Гуннар Нильссон и Ники Лауда.
Пилот Формулы-1 Риккардо Патрезе был обвинен несколькими членами Ассоциации водителей Гран-при в том, что он стал основной причиной аварии на первом круге Гран-при Италии. Ему запретили участвовать в одной гонке, на Гран-при США 1978.
В 1979 году Джордж Харрисон отдал дань уважения Петерсону песней и видеоклипом под названием «Faster ».
Обстоятельства смерти Петерсона рассматривались итальянским уголовным судом. Пилоту Риккардо Патрезе и гоночному директору Джанни Рестилли были поручены роли; Патрезе за непредумышленное убийство из-за небезопасного маневра на трассе, который считался основной причиной крушения, и Рестилли, способствовавшего смерти Петерсона, начав гонку с преждевременного стартового сигнала. С обоих были сняты уголовные обвинения 28 октября 1981 года.
Вдова Петерсона Барбро (урожденная Эдвардссон) так и не оправилась от его смерти и покончила жизнь самоубийством 19 декабря 1987 года. Она была похоронена вместе с Ронни в могиле семьи Петерсонов в Эребру. У них с Ронни была дочь по имени Нина Луиза (названная в честь жены Йохена Риндта ), которая родилась в ноябре 1975 года.
В Эребру есть статуя Петерсона.>(59 ° 15'43 ″ N 15 ° 14′17 ″ E / 59,26193 ° N 15,23812 ° E / 59,26193; 15,23812 ) Ричарда Брикселя. Официальный музей Ронни Петерсона был официально открыт дочерью Ронни, Ниной Кеннеди, в Эребру 31 мая 2008 года. Музей закрылся в октябре 2009 года, так как не смог получить дополнительное государственное финансирование.
Superswede: фильм о Ронни Петерсон (2017), режиссер Хенрик Янссон-Швейцер, с участием Марио Андретти, Эмерсона Фиттипальди, Нины Кеннеди и Ники Лауда, доступен на YouTube, а также несколько других коротких трибьютов.
Во время Гран-при Монако 2014 шведский гонщик Маркус Эрикссон носил специальный шлем в честь Петерсона, созданный по образцу Петерсона.
В 2016 году в академической статье, в которой сообщалось об исследовании математического моделирования, в котором оценивалось относительное влияние водителя и машины, Петерсон занял 21-е место среди лучших гонщиков Формулы-1 всех времен.
(клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, указывают поул-позицию; гонки, выделенные курсивом, указывают на самый быстрый круг)
Год | Участник | Шасси | Двигатель | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | Поз. | Баллы |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1970 | Малькольм Гатри Рэкинг | март 702 года | Ford | THR. DNS | HOC. Ret | BAR. Ret | ROU. 6 | PER | TUL. 5 | IMO. 4 | HOC. 3 | 4-я | 14 | |||||||||
1971 | March Engineering | March 712M | Ford | HOC. Ret | THR. 2 | NÜR. Ret | JAR. Ret | PAL. 3 | ROU. 1 | MAN. 1 | TUL. 1 | ALB. 6 | VAL. 1 | VAL | 1st | 54 | ||||||
1972 | March Engineering | March 722 | Ford | MAL. Ret | THR. 1 | HOC | PAU | PAL | HOC. 3 | ROU | ÖST | IMO | MAN. Ret | PER | SAL. Ret | ALB | HOC. 3 | NC | 0 | |||
1973 | Team Lotus | Lotus 74 | Ford | MAL | HOC | THR | NÜR | PAU | KIN | NIV. Ret | HOC | ROU. DNS | MNZ | MAN | KAR. 5 | PER. 7 | SAL | NOR | ALB. DSQ | VAL. Ret | NC | 0 |
1974 | March Racing Team | March 742 | BMW | BAR | HOC | PAU | SAL | HOC | MUG | KAR. 1 | PER | HOC | VAL | NC | 0 | |||||||
1975 | Project 3 Racing | March 752 | BMW | EST | THR. Ret | HOC | NÜR | PAU | HOC | SAL | ROU | MUG | PER | SIL | ZOL | NOG | VAL | NC | 0 | |||
1976 | March Engineering | March 762 | BMW | HOC. Ret | THR | VAL | SAL | PAU | HOC | ROU | MUG | PER | EST | NOG | HOC | NC | 0 |
Отмеченные гонщики, не имеющие права на получение очков чемпионата Европы Формулы 2
(клавиша ) (гонки, выделенные жирным шрифтом, указывают поул-позицию; (гонки курсивом обозначают самый быстрый круг)
(ключ ) ( гонки, выделенные жирным шрифтом, указывают на поул-позицию; гонки курсивом обозначают самый быстрый круг) (Гонки курсивом обозначают самый быстрый круг)
Год | Участник | Шасси | Двигатель | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1971 | Frank Williams Racing Автомобили | March 711 | Ford Cosworth DFV 3.0 V8 | ARG | ROC. Ret | ||||||
STP March Racing Team | QUE. 18 | SPR | RIN. 2 | OUL | VIC. 16 | ||||||
Alfa Romeo T33 3.0 V8 | INT. Ret | ||||||||||
1972 | STP March Racing Team | Март | Ford Cosworth DFV 3.0 V8 | ROC. 13 | OUL. Ret | REP | |||||
март | BRA. 2 | INT | |||||||||
март | VIC. 8 | ||||||||||
1973 | John Player Team Lotus | Lotus 72E | Ford Cosworth DFV 3.0 V8 | ROC. Ret | INT. 2 | ||||||
1974 | John Player Team Lotus | Lotus 76 | Ford Cosworth DFV 3.0 V8 | PRE | ROC | INT. Ret | |||||
1975 | John Player Team Lotus | Lotus 72E | Ford Cosworth DFV 3.0 V8 | ROC. 3 | INT. DNS | SUI. 4 | |||||
1977 | Elf Team Tyrrell | Tyrrell P34 | Ford Cosworth DFV 3.0 V8 | ROC. 10 | |||||||
1978 | John Player Team Lotus | Lotus 78 | Ford Cosworth DFV 3.0 V8 | INT. Ret |
Год | Команда | Содружества | Автомобиль | Класс | Круги | Поз.. | Класс. Поз. |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1970 | SpA Ferrari SEFAC | Дерек Белл | Ferrari 512 S | S. 5.0 | 39 | DNF | DNF |
Источник: |
Спортивные позиции | ||
---|---|---|
До него. Рейн Визелл | Чемпион Швеции Формулы-3. 1968–1969 | Преемник. Торстен Палм |
Преступник. Жан-Пьер Жосо | Формула-3 в Монако. Победитель гонки. 1969 | Успешный по. Тони Триммер |
Предыдущий. Клей Регаззони | Европейский Формула 2. Чемпион . 1971 | Преемник. Майк Хейлвуд |
Предшествовал. Брайан МакГуайр | Несчастный случай со смертельным исходом в Формуле-1. 10 сентября 1978 г. (Дата аварии). 11 сентября 1978 г. (Дата смерти) | Преемник. Патрик Депайллер |