Эмерсон Фиттипальди | |
---|---|
Фиттипальди в 2008 году | |
Родился | (1946-12-12) 12 декабря 1946 (возраст 73). Сан-Паулу, Бразилия |
Национальность | Бразилец |
Формула-1 Карьера на чемпионате мира | |
Годы работы | 1970 - 1980 |
Команды | Lotus, McLaren, Fittipaldi Automotive |
Записи | 149 (144 запуска) |
Чемпионат | 2 (1972, 1974 ) |
Победы | 14 |
Подиумы | 35 |
Очки карьеры | 281 |
Поул-позиции | 6 |
Самые быстрые кругов | 6 |
Первая запись | Гран-при Великобритании 1970 года |
Первая победа | Гран-при США 1970 года |
Последняя победа | Гран-при Великобритании 1975 года |
Последняя запись | 1980 Гран-при США Prix |
Подпись | |
Эмерсон Войцеховска Фиттипальди (португальское произношение: ; родился 12 декабря 1946 года), бразильский гонщик на пенсии, полузащитник, которые выиграли и Formula One World Championship, и Indianapolis 500 по два раза, и чемпионат CART по одному разу.
Переходя из Формулы 2, Фиттипальди дебютировал в гонке за Team Lotus в качестве третьего пилота на Гран-при Великобритании 1970 года. После того, как Йохен Риндт был убит на Гран-при Италии 1970 года, бразилец стал ведущим пилотом Lotus только на своем пятом Гран-при. Он добился значительного успеха с Lotus, выиграв Чемпионат мира среди водителей в 1972 в возрасте 25 лет, став самым молодым чемпионом мира Формулы-1, который он удерживал на протяжении 33 лет. Позже он перешел в McLaren на 1974, снова выиграв титул. Он удивил паддока, перейдя в команду своего брата Fittipaldi Automotive до сезона 1976 года, где его заменил Джеймс Хант. Успех ускользнул от него в последние годы его выступления в Формуле-1, когда машины Фиттипальди не были достаточно конкурентоспособными, чтобы бороться за победы. Фиттипальди дважды финишировал на подиуме, прежде чем уйти в отставку в 1980.
После своей карьеры в Формуле-1 Фиттипальди перешел в американскую серию CART, достигнув успешных результатов, включая титул 1989 CART и две победы на Индианаполис 500 (в 1989 и 1993, финал для беспрецедентных 46 лет).
После ухода из Indy Car в гонках 1996 Фиттипальди участвует в гонках лишь изредка. В 2008 году он был одним из трех человек в истории, в честь которого был назван серийный автомобиль Corvette. В возрасте 67 лет он вошел в 2014 6 часов Сан-Паулу.
Эмерсон Фиттипальди родился в Сан-Паулу, Бразилия. Он является младшим сыном известного итальянско-бразильского журналиста по автоспорту и радиокомментатора Уилсона Фиттипальди-старшего и его жены Юзефы «Юзи» Войцеховской, иммигрантки из Санкт-Петербурга из поляков и Русский происхождение. Его дед, Иван Войцеховский, был офицером царской армии.
Он был назван в честь американского писателя и философа Ральфа Уолдо Эмерсона. Оба его родителя участвовали в гонках на серийных автомобилях вскоре после Второй мировой войны, и Уилсон-старший также был ответственен за первую гонку Mil Milhas в 1956 году в Сан-Паулу, вдохновленную гонкой 1949 года. Итальянский Милле Милья. Эмерсон вместе со своим братом Уилсоном в раннем детстве стали энтузиастами автоспорта.
Фиттипальди - младший брат бывшего гонщика Формулы-1 и владельца команды Уилсона Фиттипальди. Он является дядей пилота TUDOR United Sports Car Championship Кристиана Фиттипальди. Он был женат на Марии Елене с 1970 по 1982 год. У них было трое детей. Он женился во второй раз на Терезе в середине 1980-х годов. У них двое детей.
В начале декабря 2012 года он женился на экономисте Россане Фануччи в Сан-Паулу после одиннадцатилетнего партнерства. У них есть сын Эмерсон-младший, родившийся в 2007 году, и дочь Виттория, родившаяся в начале 2012 года.
Двое его внуков Пьетро и Энцо Фиттипальди также являются автогонщиками., а Энцо был объявлен членом Академии водителей Ferrari в декабре 2016 года.
В юности в Бразилии Эмерсон был известен как «Рато» - мышонок, что контрастирует с «Тиграо». '- большой тигр - для своего брата. В сентябре 1997 года, восстанавливаясь после травм в результате аварии на Michigan International Speedway годом ранее, он летел на своем частном самолете через свою апельсиновую ферму в штате Сан-Паулу. Самолет потерял мощность и упал на землю на 90 метров (300 футов), в результате чего он получил серьезные травмы спины. Хотя Фиттипальди обратился в христианство годом ранее, его вера укрепилась после крушения. Фиттипальди - протестант пресвитерианской традиции.
Он был другом Beatles гитаристом Джорджем Харрисоном и был с ним незадолго до смерти Харрисона в ноябре 2001 года.
В 2016 году Фиттипальди основал компанию Fittipaldi Motors и вместе с Pininfarina и HWA AG создал свой первый проект спортивного автомобиля Fittipaldi EF7.
В 14 лет Фиттипальди участвовал в гонках на мотоциклах и в 16, суда на подводных крыльях. Однажды во время гонок его брат Уилсон взлетел на скорости 70 миль в час (110 км / ч) и приземлился вверх ногами. После этого братья по взаимному согласию больше не участвовали в гонках на подводных крыльях и вернулись к гонкам на суше. В 1967 году в возрасте 20 лет выиграл 6 часов Interlagos на Volkswagen Karmann Ghia год спустя 12 часов Porto Alegre.
Пара перешла к гонкам Formula Vees и вместе со своими родителями создали компанию. Во втором сезоне в одиночных гонках Фиттипальди выиграл титул бразильской Формулы Ви в возрасте 21 года. Он уехал в Европу в 1969 году с целью убедить владельцев команд в своем таланте за три месяца. После нескольких подиумов и первых побед в Формуле Форд Фиттипальди сначала прошел обучение, а затем был привлечен к команде автошколы Джима Рассела Формулы 3. Он выиграл девять гонок F3 на Jim Russell Lotus 59 в MCD Lombard Championship и стал чемпионом 1969 года.
За 1970 Фиттипальди переместился в F2, присоединившись к команде Lotus полуфабрикатов Bardahl, проводящей кампанию Lotus 59B. С шестью финишами в очках и четырьмя на подиуме он закончил сезон из восьми гонок на третьем месте после Клея Регаззони и Дерека Белла. Хотя этот результат был очень впечатляющим для новичка в серии, в этом году все внимание было сосредоточено на Фиттипальди из-за его активности в Формуле-1.
На основе успеха Cosworth DFV и Lotus 49 / 49B в 1968 году, Team Lotus пользовалась репутацией одной из лучших команд Формулы 1 с притоком спонсорских денег, а Колин Чепмен использовал третье место в команде для чемпионских гонок в качестве испытательного полигона для молодых пилотов. Это противоречило традициям команды использовать для этой цели не-чемпионские соревнования F1.
Третье место было отдано Алексу Солер-Ройгу в начале 1970 года, а затем Фиттипальди, начиная с British GP в июле, с Йохеном. Риндт и Джон Майлз как обычные держатели кресел. Фиттипальди занял четвертое место в качестве гонщика №3 на следующем немецком GP, где победил №1 Йохен Риндт, а №2 Джон Майлз сошел с дистанции.
Планы Team Lotus на сезон радикально изменились, когда Йохен Риндт был убит в Монце в сентябре и стал единственным гонщиком, выигравшим чемпионат посмертно. Джон Майлз также покинул команду, и Фиттипальди стал гонщиком Lotus № 1 в своей пятой гонке F1 на Гран-при США с Рейн Уизелл и Питом Лавли. как товарищи по команде. Фиттипальди справился с поставленной задачей и выиграл для Lotus эту первую гонку после Риндта.
В свой первый полный год в качестве ведущего гонщика Lotus в 1971 году Фиттипальди финишировал шестым в чемпионате водителей, поскольку команда продолжила развитие Lotus 72 предыдущего сезона. Вооруженный, возможно, лучшим дизайном Формулы-1 всех времен, Lotus 72D, Фиттипальди стал доминирующим в 1972 году, выиграв пять из 11 гонок и завоевав титул чемпиона F1 среди пилотов.
В 25 лет он был самым молодым чемпионом в истории Формулы 1. Казалось, он может сделать это снова в 1973 году. Но после трех побед в четырех попытках с 72D он начал бороться с новым 72E, который был представлен в середине года. Это привело к тому, что в прошлом году Стюарт победил Фиттипальди в чемпионате водителей.
Фиттипальди покинул Lotus, чтобы подписать контракт с многообещающей командой McLaren. Вождение высокоэффективного McLaren M23, у него был три победы в 1974 году, достиг пьедесталу почета четыре других времен, и выбивать Регаццони в ближнем бое для его второго чемпионата. В следующем сезоне он одержал еще две победы и четыре других подиума, но уступил место доминирующему Ники Лауда. Однако на пике своего успеха в Формуле-1 Фиттипальди шокировал всех, оставив McLaren гоняться за старшим братом Уилсоном Фиттипальди из Copersucar, спонсируемой командой Fittipaldi Automotive.
Он оставался с командой в течение пяти сезонов, но сумел финишировать только вторым. Фиттипальди решил уйти из гонок в конце 1980 года. С тех пор он сказал, что его последние два года в Формуле-1 были очень неудачными: «Я был слишком вовлечен в проблемы, пытаясь заставить команду работать, и я пренебрегал своим браком и моя личная жизнь », хотя в то время он назвал причиной смерти многих своих коллег. Ему было всего 33 года, но он участвовал в гонках в Формуле-1 уже десять лет. Он не смог финишировать в семи из последних десяти гонок того года и несколько раз уступал своему финскому товарищу по команде Кеке Росбергу (самому будущему чемпиону). Он перешел в руководство командой вместе со своим братом. Команда боролась еще два года при минимальной спонсорской поддержке, вступив в должность в конце 1982 года.
Фиттипальди за рулем Lotus 72 на Нюрбургринге в 1971
Фиттипальди за рулем Lotus 72D на Гран-при Австрии 1972 года
Фиттипальди на Сильверстоуне в 1974 году
Фиттипальди на McLaren M23 в 1974 Гонка чемпионов в Брэндс-Хэтч
Фиттипальди с итальянскими фанатами в Муджелло в 1974 году
Фиттипальди за рулем одноименной команды своего брата на Гран-при Бразилии 1976 года на его домашней трассе, Интерлагос
Фиттипальди Коперсукар, Жакарепагуа, 1978
После ухода из F1 в 1980 году, Фиттипальди взял тайм-аут из крупных гонок на четыре года, вернувшись в 1984 году в CART. 38-летний игрок провел свой первый сезон, акклиматизировавшись к IndyCars, выступая за две команды, прежде чем присоединиться к Patrick Racing в качестве замены травмы. Он проработал в команде пять лет, записав шесть побед и уверенно финишировав в общем зачете.
В 1989 году он одержал пять побед и финишировал в пятерке лучших в каждой завершенной гонке, что дало ему титул чемпиона CART. Среди его побед было доминирующее выступление на Индианаполисе 500 1989 года, где он лидировал 158 из 200 кругов и выиграл с преимуществом в два круга, но только после драматической дуэли с Элом Ансером-младшим в заключительные круги гонки. Унсер сбил Фиттипальди после позднего рестарта и обогнал его на 196-м круге. Три круга спустя Фиттипальди использовал перекрестное движение в своих интересах, чтобы вырваться вместе с Унсером на обратном участке. Ни один из водителей не уступил дорогу, и две машины зацепились колесами, проходя третий поворот бок о бок. Машина Унсера вышла из-под контроля и ударилась о внешнюю стену, в то время как Фиттипальди смог сохранить достаточный контроль, чтобы его машина двигалась прямо. Несмотря на ссору, Унсер отдал честь Фиттипальди с приусадебного участка, когда Фиттипальди прошел мимо на последнем круге.
Эмерсон Фиттипальди участвовал в гонках Индианаполис 500 в 1994 годуРоджер Пенске нанял Фиттипальди для его гоночная команда в 1990 году, и он продолжал оставаться в числе лучших гонщиков в CART, выиграв хотя бы одну гонку с Penske в течение шести лет подряд. Если бы не везение, он мог бы выиграть три гонки подряд в Индианаполисе 500, страдая от волдырей в шинах в 1990 году и поломки коробки передач в 1991 году, при этом оба лидера. В 1993 он одержал вторую победу в Индианаполисе 500, возглавив защитника чемпиона мира Формулы-1 Найджела Мэнселла на круге 185 и удерживая его до конца.
На гонке он нарушил традицию победного переулка в Индианаполисе, когда выпил праздничную бутылку апельсинового сока вместо традиционной бутылки молока. Он был лишь вторым водителем, который не пил молоко в Индианаполисе с тех пор, как эта традиция была основана в 1936 году (и прочно утвердилась в 1956 году). Фиттипальди владел несколькими апельсиновыми рощами в своей родной Бразилии и хотел развивать цитрусовую промышленность. Поклонники отреагировали на нарушение традиции отрицательно, несмотря на то, что Фиттипальди запил соком молоком. В результате употребления сока Фиттипальди лишился 5000 долларов из кошелька победителя и публично извинился перед Американской молочной ассоциацией.
Реакция фанатов на пренебрежение молоком была крайне негативной, и через неделю его освистали на Милуоки, центр американской молочной промышленности. В последующие годы многие фанаты продолжали выступать против него. В интервью с тех пор Фиттипальди объяснил свой поступок и извинился за последовавшую волну негатива. Фиттипальди вернулся в Индианаполис, чтобы проехать на Chevrolet Corvette Pace Car для Indianapolis 500 2008 года. Несмотря на то, что прошло 15 лет, его снова освистали и кричали некоторые фанаты во время парада.
В мае 1994 Фиттипальди пропустил тренировку на Индианаполис 500 после своего близкого друга. и другой бразильский чемпион мира Айртон Сенна погиб во время крушения Формулы-1. Фиттипальди был одним из несущих гроб во время похорон Сенны вместе с Джеки Стюартом, Аленом Простом и несколькими другими чемпионами мира F1. Фиттипальди почти выиграл свои третьи 500, но преодолел стену четвертого поворота за 15 кругов до конца, в то время как он почти полностью опережал своего товарища по команде Унсер-младший
Приближаясь к 50, он все еще был с CART в 1996 году из-за травмы на Michigan International Speedway закончил его карьеру. Фиттипальди не вернулся в серию в качестве гонщика после травмы. Фиттипальди завершил свою карьеру CART с 22 победами. В 2003 году он вернулся в CART в качестве владельца команды.
Фиттипальди был действующим руководителем команды на бразильском этапе A1 GP. В 2005 году Фиттипальди неожиданно вернулся в соревновательные гонки на соревнованиях Grand Prix Masters, проходивших в Кьялами в Южной Африке, заняв второе место после своего коллеги-пилота F1 Найджел Мэнселл.
В 2008 году Эмерсон и его брат Уилсон вошли в состав команды WB Motorsports за рулем Porsche 997 GT3. В 2011 году он начал использовать социальные сети и стал председателем Motorsport.com. В 2013 году он начал вести регулярную ежемесячную колонку в блоге на официальном сайте McLaren.
(ключ ) (Гонки в жирным шрифтом обозначено поул-положение, курсивом - гонка - самый быстрый круг)
(ключ ) (Гонки в жирный указывает поул-позицию) (Гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
Год | Участник | Шасси | Двигатель | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1971 | Gold Leaf Team Lotus | Lotus 72 | Ford V8 | ARG. Ret | QUE. Ret | SPR. 7 | RIN | OUL | VIC. 2 | ||
Lotus 56B | PW газовая турбина | ROC. Ret | INT. Ret | ||||||||
1972 | John Player Team Lotus | Lotus 72D | Ford V8 | ROC. 1 | BRA. Ret | INT. 1 | OUL. 2 | REP. 1 | VIC. Ret | ||
1973 | John Player Team Lotus | Lotus 72 | Ford V8 | ROC. Ret | INT. Ret | ||||||
1974 | Marlboro Team Texaco | McLaren M23 | Ford V8 | PRE. 1 | ROC. 3 | INT. | |||||
1975 | Marlboro Team McLaren | McLaren M23 | Ford V8 | ROC. 5 | INT. 2 | SUI. Ret | |||||
1978 | Fittipaldi Automotive | Fittipaldi F5A | Ford V8 | INT. 2 | |||||||
1980 | Skol Fittipaldi Team | Фиттипальди F7 | Ford V8 | ESP. 5 |
(клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, указывают поул-позицию)
Год | Команда | 1 | 2 | Ранг | Очки |
---|---|---|---|---|---|
1983-84 | GTS Racing | DQSF | INDY. 32 | 37-й | 5 |
(ключ ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, указывают на поул-позицию)
Год | Шасси | Двигатель | Пуск | Финиш | Команда |
---|---|---|---|---|---|
1984 | март | Cosworth | 23-е | 32-е | |
1985 | март | Cosworth | 5-е | 13-е | Патрик |
1986 | март | Cosworth | 11-е | 7-е | Патрик |
1987 | март | Chevrolet | 33-е | 16-е | Патрик |
1988 | март | Chevrolet | 8-е | 2-е | Патрик |
1989 | Пенске | Chevrolet | 3-й | 1-й | Патрик |
1990 | Penske | Chevrolet | 1-й | 3-й | Penske |
1991 | Penske | Chevrolet | 15-й | 11-я | Penske |
1992 | Penske | Chevrolet | 11-я | 24-я | Penske |
1993 | Penske | Chevrolet | 9-е | 1-е | Penske |
1994 | Penske | Ilmor - Mercedes | 3-е | 17-е | Penske |
1995 | Лола | Ильмор - Mercedes | Не удалось пройти квалификацию | Penske |
Год | Команда | Сводчики | Автомобиль | Класс | Круги | Поз. | Класс. Поз. |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1985 | Ralph Sanchez Racing | . Маурисио ДеНарваес | март 85G - Buick | GTP | - | DNS | DNS |
Год | Абитуриент | Класс | Шасси | Двигатель | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | Ранг | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2014 | AF Corse | LMGTE Am | Ferrari 458 Italia GT2 | Ferrari 4.5 LV 8 | SIL | SPA | LMS | COA | FUJ | SHA | BHR | SÃO. 6 | 23rd | 8 |
Викискладе есть материалы, связанные с на Эмерсон Фиттипальди. |
Людвигсен, Карл (2002). Эмерсон Фиттипальди Сердце гонщика. Оцеола: Motorbooks International. ISBN 1-85960-837-X.