1975 Формула-1 сезон | |||
Чемпион среди пилотов : Ники Лауда. Чемпион конструкторов : Ferrari | |||
Предыдущая: | 1974 | Следующая: | 1976 |
Сезон Формулы-1 1975 года стал 29-м сезоном FIA Формула-1 автоспорт. В нем участвовали Чемпионат мира 1975 года среди пилотов Формулы 1 и Международный кубок 1975 года для производителей Формулы-1, которые проводились одновременно с 12 января по 5 октября в четырнадцати гонках. Сезон также включал в себя три гонки Формулы-1 вне чемпионата и девять гонок южноафриканского чемпионата Формулы-1.
После сильного финиша сезона 1974 года многие наблюдатели сочли команду Брэбэма фаворитом на победу в чемпионате 1975 года. Год начался хорошо, с эмоциональной первой победы Карлоса Пейса на трассе Интерлагос в его родном Сан-Паулу. Однако в течение сезона износ шин часто замедлял движение автомобилей, и первоначальное обещание не было выполнено.
Ники Лауда часто называет 1975 год «невероятным годом». На второй год его работы в Ferrari команда предоставила ему Ferrari 312T - автомобиль, который технически намного превосходил всех конкурентов. Он выиграл свой первый титул чемпиона мира с пятью победами и огромным отрывом от второго места в чемпионате.
Американец Марк Донохью умер в августе, через два дня после аварии на тренировочном заезде на Гран-при Австрии. После сезона в конце ноября самолет Embassy Hill потерпел крушение в Англии, и все шестеро на борту погибли, включая владельца команды Грэма Хилла и пилот Тони Бриз.
После гибели Грэма Хилла в авиакатастрофе в этом сезоне последний раз дебютант 1950-х годов участвовал в Формуле-1.
Следующие ниже гонщики и конструкторы участвовали в Чемпионате мира среди пилотов Формулы-1 1975 года и Международном Кубке производителей Формулы-1 1975 года.
Пилоты отправились в Аргентину, чтобы начать сезон, и это был Жан-Пьер Жарье в Shadow <217.>который занял поул-позицию с Брабхамсом из Карлоса Пейса и Карлоса Ройтеманна вторым и третьим в сетке. Однако поляк Жариер даже не смог стартовать в гонке, потому что его передача не удалась на параде. Домашний герой Ройтеманн повел вперед своего товарища по команде Пейса, а третье место занял Ники Лауда Ferrari.
Пейс обогнал своего товарища по команде Ройтеманна и вышел вперед, но затем резко упал на седьмое место. Джеймс Хант в своем Хескете вскоре догнал Лауду, а затем и Ройтеманна, к большому огорчению толпы. К тому времени действующий чемпион мира Эмерсон Фиттипальди на своем McLaren обогнал Лауда и поднялся на третье место, а вскоре занял второе место и Ройтеманна. Фиттипальди приблизился к Ханту и вышел вперед за 18 кругов до конца. Пейс вернулся на четвертое место после вращения, но это было бесполезно, так как его двигатель взорвался. Фиттипальди начал свою защиту титула с победы, Хант был великолепным вторым, а Ройтеман был третьим перед своими хозяевами.
Второй раунд был в Бразилии, и Жарье снова занял поул-позицию, Фиттипальди рядом, а Ройтеман - третье. Ройтеманн, как и в Аргентине, лидировал на старте, уступив Jarier, и Pace поднялся на третье место, тогда как гонщик домашней команды Фиттипальди опустился на седьмое место. На пятом круге Жариер вернул лидерство Ройтеману и затем оторвался. Ройтеманн боролся с проблемами, и тогда он упал в рейтинге: Пейс занял второе место, Клэй Регаззони Феррари третье, а Фиттипальди восстановился до четвертого. Двигатель Жарьера остановился за семь кругов до конца, и Пейс вышел вперед. Регаццони был на втором месте, но уступил Фиттипальди и Йохену Массу во втором McLaren, поскольку он тоже страдал от проблем с управлением. Пейс одержал домашнюю победу, земляк Фиттипальди занял второе место, а Масс - третье.
Через месяц после бразильской гонки поле перешло в Южную Африку, и Пейс завершил свою победу поулом с Ройтеманом рядом, а Брэбхэм заблокировал первый ряд. а домашний герой Джоди Шектер был третьим в Тиррелле. Пейс лидировал на старте, Шектер был вторым, а Ронни Петерсон на своем Lotus поднялся с восьмого и занял третье место. Однако шведу не хватило темпа лидеров, и он снова уступил место. На третьем круге Шектер опередил Пейса, к радости болельщиков. Темп был вторым, пока он не начал бороться с шинами, и его обогнали Ройтеманн и второй Тиррелл из Патрика Депайла. Шектер эмоционально одержал домашнюю победу, а Ройтеман и Депайлер заняли подиум.
Спустя почти два месяца после третьего раунда европейский сезон начался в Испании на очень быстрой уличной трассе Монжуик в Барселоне. Ассоциацию водителей Гран-при не устраивало состояние барьеров, которые не были должным образом закреплены болтами, и гонщики пригрозили не участвовать. Механики команд обошли всю трассу, пытаясь отремонтировать / закрепить барьеры. После завершения работ на трассе водители согласились, что трасса все еще недостаточно безопасна. Действующий чемпион мира и лидер чемпионата Эмерсон Фиттипальди не собирался участвовать в гонках из-за состояния барьеров и в воскресенье утром отправился домой. Затем организаторы мероприятия заблокировали автомобили и дома на колесах внутри автодрома за нарушение контракта и пригрозили оставить их там. Поскольку это несовместимо с расписанием следующей гонки в Монако, команды решили учесть пожелания организаторов и все равно поехали.
Остальные гонщики присутствовали на квалификации, и Ferrari заняла первый ряд, Лауда на поул-у Регаццони, а Хант третий на Хескете. Вначале царил хаос, когда Марио Андретти на своем Парнелли постучал по автомобилю поляка Лауды, отправив его в машину-сестру Регаццони и выбив оба Феррари из состязания. Хант с благодарностью взял на себя инициативу, а Андретти, чья машина не была повреждена, стал вторым. Хант лидировал до тех пор, пока не разбился после вращения на масле на трассе, оставив Андретти лидером от Джона Ватсона на Сёртиз и Рольфа Стоммелена на Хилл. Затем Уотсону пришлось бросить яму из-за вибрации, и лидер Андретти сошел с дистанции после того, как отказ подвески отправил его на ограждение. Это продвинуло Пейса на второе, а Петерсона на третье, но швед сошел с дистанции после столкновения с бэкмаркером Франсуа Миго во время полёта с ним.
На 26-м круге у Стоммелена сломалось заднее крыло, машина отскочила от барьера и вылетела обратно на дорогу, врезавшись в барьер на другой стороне, но инерции машины было достаточно, чтобы она пролетела над барьер, на котором наблюдали зрители. В некоторых из них попала машина, пять зрителей погибли, а Стоммелен и другие зрители получили травмы. Пейс также разбился при попытке избежать холма, когда он отскочил от дороги. На данный момент гонка продолжалась, и Йохен Масс обогнал Лотус Джеки Икса и стал лидером. Организаторы остановили гонку на 30-м круге из-за мусора на трассе, вызванного аварией Стоммелена. Победителем был объявлен Масс, на втором месте Икс, а третье - Ройтеман. Была начислена только половина очков, поскольку гонка была остановлена до того, как она проехала 75% своей полной дистанции.
После хаотичного и трагического Гран-при Испании следующей стала гонка по улицам Монако. Лауда занял поул, опередив Тень Тома Прайса, а на третьем месте его товарищ по команде Жарьер. Дождь перед гонкой означал, что он стартовал на влажной трассе. Лауда вырвался вперед, а Жарьер поднялся на второе место, но разбился на первом круге. Петерсон занял второе место, а Прайс - третье. Прайс развернулся после 20 кругов, уступив третье место Шектеру. Вскоре на поле появились ямы для шин для сухой погоды, и это изменило порядок, и Scheckter вернулся обратно после питтинга слишком поздно. Фиттипальди занял второе место после Лауды, а Пейс поднялся на третье место. Так и осталось: Лауда выигрывал, Фиттипальди - вторым, а Пейс - третьим.
Это был последний уик-энд Грэма Хилла в Формуле-1.
Следующая гонка проходила в Бельгии, и Лауда был на поулке, Пейс с ним в первом ряду, а Витторио Брамбилла в марта удивительная третья. Именно Пейс на старте одолел Лауда и вывел в первый поворот. Пейс лидировал от Лауды и Брамбиллы в конце первого круга, но Брамбилла был в движении и шокировал всех, обогнав обоих стартеров первого ряда и лидировав. Но это подтолкнуло Лауда к действиям, и после того, как он почти сразу обогнал Пейса, на шестом круге он вышел вперед от Брамбиллы. Шектер тоже был в движении и занял второе место после прохождения Брамбиллы на 9-м круге. Брамбилла был третьим, пока не был вынужден сесть на пит-лейн из-за проблем с шинами. Победил Лауда, став первым пилотом, одержавшим две победы в этом сезоне, Шектер второй и Ройтеман третьим.
В Швеции Брамбилла взял свой первый поул в карьере, Депайлер стал вторым, а Жарье третьим на стартовой решетке. На старте порядок не изменился: лидировал Брамбилла, но после трех кругов Ройтеман финишировал третьим. Брамбилла продолжал лидировать, тогда как занявший второе место Депайлер выбыл из борьбы из-за проблем с тормозами. Ройтеман был вторым и теперь повел вперед Брамбиллу. Брамбилле пришлось почти сразу же купить новые шины. Джарьер бежал вторым, но его двигатель взорвался, и это позволило Пейсу занять позицию, пока он не сошел с дистанции. Лауда был теперь вторым, а к концу гонки Ройтеман начал страдать от избыточной поворачиваемости, что позволило Лауда выйти вперед за 10 кругов до конца. Лауда выиграл, а Ройтеманн и Регаццони заняли подиум.
Первая гонка во второй половине сезона прошла в Нидерландах, и поул, как обычно, достался Лауда, с товарищем по команде Регаццони рядом, а Хантс Хескет третьим.. Гонка началась на влажной трассе, и Лауда вышел вперед, а Шектер на второе место опередил Регаццони. Порядок оставался неизменным до тех пор, пока гонщикам не пришлось собирать сухие шины. Хант и Жариер рано сыграли в яму, и их игра окупилась, поскольку они заняли первое и второе места, а Лауда, Шектер и Регаццони заняли третье, четвертое и пятое места соответственно. Лауда обогнал Жариера на втором месте в середине гонки и начал приближаться к Ханту. Жарье почти сразу же сошел с дистанции из-за поломки шины, а Шектер, унаследовавший третье место, взорвал двигатель всего за 12 кругов. Хант удержал Лауда, чтобы одержать свою первую победу в карьере, а Регаццони занял подиум.
Франция принимала 9-й раунд сезона, и Лауда на поуле опередил Шектера и Ханта. Тройка лидеров сохранила свои стартовые позиции в первом повороте. На первых кругах Регаццони был на грани, и на шестом круге он занял второе место, но у него взорвался двигатель, и ему пришлось сойти с дистанции. Шектер вскоре исчез, уступив место Ханту. Вот как все закончилось: Лауда выиграл и вырвался в лидеры чемпионата, Хант занял второе место, а Масс - третье.
Десятый раунд проводился на трассе аэродрома Сильверстоун в Великобритании, и Том Прайс занял домашнюю поул-позицию, а Пейс стал вторым и Лидер чемпионата Лауда третий. Пейс обыграл Прайса в первом повороте, Регаццони стал третьим, опередив Лауда. После 10 кругов Регаццони обогнал Прайса на втором месте, и вскоре они оба обогнали Пэйса. Вскоре пошел дождь, и Регаццони трогался с места, пока не развернулся, врезался в преграду и повредил заднее крыло. Он вернулся на два круга вниз. Прайс теперь лидировал, но тоже вылетел двумя кругами спустя. Шектер тем временем обогнал и Лауда, и Пэйса, и теперь он лидировал.
Scheckter вышел из-под лидерства на мокрых шинах, и большинство гонщиков последовали его примеру. Хант (после прохождения Пейса) был лидером от Пейса и Эмерсона Фиттипальди, так как у них не было ямок на сушку. Шектер и Жариер оба поймали и обогнали троицу, но трасса высыхала, и вскоре обоим пришлось пересыхать. Двигатель Ханта начал терять мощность, и его обогнали Фиттипальди, затем Пейс и даже выздоравливающий Шектер. На 56 круге из 70 снова пошел дождь, сильный ливень, и все поле было на суше. Почти все гонщики вылетели и разбились, и гонка была остановлена. Осталось всего 6 гонщиков (особенно Фиттипальди). Гонка была остановлена, и результаты были объявлены на круге до того, как разразилась буря. Фиттипальди стал победителем, а Пейс и Шектер, несмотря на вылет, заняли второе и третье места.
Результат означал, что Фиттипальди закрылся в пределах 14 очков от Лауда с пятью гонками до конца.
Пилотам предстояло отправиться в Западную Германию, на легендарную трассу Нордшляйфе, на 11-й раунд, и этот раунд оказался самым решающим в чемпионате ( Гран-при Германии часто бывает). Лауда был на полюсе, преодолев 22,8 км круга менее чем за 7 минут, став первым гонщиком, совершившим этот подвиг. Пейс был в первом ряду, а два гонщика Tyrrell, Шектер и Депайлер, третий и четвертый соответственно. Вначале Лауда лидировал из Пейс, Депайлер занял третье место после своего товарища по команде Шектера, который ужасно стартовал и опустился на 20-е место. Депайлер на ранней стадии обогнал Пейса, но к середине гонки оба гонщика вышли из борьбы: Пейс сошел с дистанции из-за прокола, а Депайлеру пришлось вылетать из-за отказа подвески. Лауда продолжал лидировать с Регаццони до второго места, пока двигатель последнего не отказал. Затем Лауда получил прокол и поврежденный спойлер, и ему пришлось покинуть поле боя, оставив Ройтеманна вести за собой Хант и Прайс. Следующим сошел Хант из-за отказа ступицы колеса на прямой за ямами, и Прайс занял второе место, но ненадолго, так как ему пришлось отступить к концу из-за проблем с подачей топлива. Впереди Ройтеманн одержал свою первую победу в сезоне, на втором месте Уильямс Жака Лаффита, а на третьем месте Лауда.
На Гран-при Австрии 17 августа была очень большая посещаемость, так как Лауда имел шанс приблизиться к чемпионству на своей домашней гонке. Лауда не разочаровал их, заняв поул-позицию, на втором месте Хант, а на третьем - Фиттипальди. Его главный соперник Ройтеман был только 11-м. На утреннем тренировочном круге Марка Донохью March соскользнула с трассы после поломки шины и сбила двух маршалов. Донохью умер через два дня, и один из маршалов также умер.
Незадолго до начала гонки начался дождь, но это не остановило Лауда, который вел от Ханта и Депайлера. Депайлер вскоре отступил, и именно Витторио Брамбилла занял третье место. Лауда также начал бороться, когда дождь усилился, и Хант вышел в лидеры, а Брамбилла вторым на 15-м круге. Брамбилла вышел вперед после Ханта четыре круга спустя, когда они проходили бэк-маркер, тогда как Прайс обогнал Лауда и занял третье место. Условия стали настолько плохими, что организаторы рано показали клетчатый флаг, победителем стал Брамбилла (он развернулся на замедляющемся круге и разбился и поехал к боксам, махая болельщикам на сильно поврежденной машине), Хант и Прайс. завершение подиума. Было набрано только половину очков, так как гонка была остановлена досрочно, как и в Испании.
Предпоследний раунд проходил в Италии, и после отмены Гран-при Канады Лауда требовалось всего пол-очка, чтобы стать чемпионом мира 1975 года. Поклонники Ferrari были очень довольны, когда их команда вышла из первого ряда, Лауда на поулке от Регаццони, а Фиттипальди третьим. Регаццони вышел вперед на старте, за ним последовали Лауда и Масс. Вскоре Ройтеманн поднялся на третье место, но ему нужно было выиграть, чтобы сохранить слабые надежды. Однако его обогнал Фиттипальди, и ближе к концу Лауда отступил и пропустил Фиттипальди. Гонку выиграл Регаццони, вторым - Фиттипальди, а третьего Лауда хватило, чтобы закрепить за собой чемпионство.
Финальный раунд проходил в США, и неудивительно, что на впечатляющей трассе Уоткинс-Глен в северной части штата Нью-Йорк (у которой была новая шикана на Esses), новый чемпион мира Лауда снова занял поул, с Фиттипальди рядом и Ройтеманом третьим. Лауда вывел Фиттипальди в первый угловой, а третье место занял Жарьер. Лауда и Фиттипальди уехали от остальной части поля, в то время как Жарьер сошел с дистанции из-за поломки колеса на одной трети гонки. В результате Хант занял третье место, но у Масс были другие идеи и он занял место в середине гонки. Лауда выиграл пятое место в сезоне, поскольку он стильно завершил гонку, Фиттипальди был на втором месте, а Масс также поднялся на подиум.
Гран-при Канады планировалось провести в парке Моспорт незадолго до Гран-при США, но он был отменен из-за спора между двумя конкурирующими пивоварнями, Labatt и Molson..
Очки начислялись по принципу 9-6-4-3-2-1 первым шести финишерам на каждом Гран-при. Только шесть лучших результатов из первых семи гонок и шесть лучших результатов из последних семи гонок засчитываются для Чемпионата мира.
|
. |
Очки начислялись по принципу 9-6-4-3-2-1 первым шести финишерам на каждом Гран-при, но только одна машина на конструктора могла набирать очки на каждом Гран-при. Только шесть лучших результатов первых семи гонок и шесть лучших результатов последних семи гонок засчитываются в Международный кубок для производителей F1.
Pos | Конструктор | ARG. | BRA. | RSA. | ESP. | MON. | BEL. | SWE. | NED. | FRA. | GBR. | GER. | AUT. | ITA. | USA. | Pts |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Ferrari | 4 | 4 | 5 | NC | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 8 | 3 | 6 | 1 | 1 | 72,5 |
2 | Brabham - Ford | 3 | 1 | 2 | (3) | 3 | 3 | 2 | 4 | 14 | 2 | 1 | 14 | 4 | Ret | 54 (56) |
3 | McLaren - Ford | 1 | 2 | 6 | 1 | 2 | 7 | 8 | Ret | 3 | 1 | Ret | 4 | 2 | 2 | 53 |
4 | Hesketh - Ford | 2 | 6 | Ret | Ret | Ret | Ret | 10 | 1 | 2 | 4 | 8 | 2 | 5 | 4 | 33 |
5 | Tyrrell - Ford | 5 | Ret | 1 | Ret | 5 | 2 | 7 | 9 | 6 | 3 | 9 | 8 | 7 | 6 | 25 |
6 | Shadow - Ford | 12 | Ret | 9 | 4 | Ret | 6 | Ret | 6 | 8 | 14 | 4 | 3 | 6 | NC | 9,5 |
7 | Lotus - Ford | 8 | 9 | 10 | 2 | 4 | Ret | 9 | 15 | 10 | 16 | Ret | 5 | 13 | 5 | 9 |
8 | март - Ford | 9 | Ret | Ret | 5 | Ret | Ret | Ret | 14 | 18 | 5 | 7 | 1 | Ret | 7 | 7.5 |
9 | Williams - Ford | NC | 11 | NC | 7 | DNQ | Ret | 14 | 12 | 11 | Ret | 2 | Ret | 14 | DNS | 6 |
10 | Парнелли - Форд | Ret | 7 | 17 | Ret | Ret | 4 | 5 | 12 | 10 | Ret | Ret | Ret | 5 | ||
11 | Hill - Ford | NC | DNQ | Ret | 6 | 7 | 7 | 10 | 5 | 15 | Ret | Ret | 3 | |||
12 | Penske - Ford | 7 | Ret | 8 | Ret | Ret | 11 | 5 | 8 | Ret | 9 | 2 | ||||
13 | Ensign - Ford | DNQ | WD | WD | 10 | 15 | DNQ | 6 | 12 | 12 | Ret | 1 | ||||
— | Лола - Ford | 10 | 12 | 7 | DNQ | 0 | ||||||||||
— | Surtees - Ford | DSQ | 10 | Ret | 8 | Ret | 10 | 16 | Ret | 13 | 11 | 10 | 0 | |||
— | BRM | Ret | Ret | 15 | Ret | DNQ | 9 | 13 | Ret | 17 | WD | WD | Ret | Ret | 0 | |
— | Fittipaldi - Ford | Ret | 13 | DNQ | Ret | DNQ | 12 | 17 | 11 | Ret | 19 | Ret | DNS | 11 | 10 | 0 |
— | Lyncar - Ford | 17 | 0 | |||||||||||||
— | Shadow - Matra | Ret | Ret | 0 | ||||||||||||
— | Maki - Ford | WD | WD | DNS | DNQ | DNQ | DNQ | DNQ | 0 | |||||||
Pos | Конструктор | ARG. | BRA. | RSA. | ESP. | MON. | BEL. | SWE. | NED. | FRA. | GBR. | GER. | AUT. | ITA. | США. | Баллы |
Другие гонки Формулы-1 также проводились в 1975 году, что не учитывалось в чемпионате мира.
Название расы | Схема | Дата | Победивший драйвер | Конструктор | Отчет |
---|---|---|---|---|---|
X Гонка чемпионов | Брэндс Хэтч | 16 марта | Том Прайс | Тень - Cosworth | Отчет |
XXVII BRDC International Trophy | Сильверстоун | 13 апреля | Ники Лауда | Ferrari | Отчет |
XV Гран-при Швейцарии | Дижон-Пренуа | 24 августа | Клей Регаццони | Ferrari | Отчет |
Название гонки | Схема | Дата | Победивший гонщик | Конструктор | Отчет |
---|---|---|---|---|---|
Килларни | 8 февраля | Дэйв Чарльтон | Макларен - Cosworth | ||
22 марта | Ян Шектер | Тиррелл - Cosworth | |||
Рой Хескет | 29 Март | Ян Шектер | Тиррелл - Косворт | ||
3 мая | Ян Шектер | Тиррелл - Косворт | |||
Кьялами | 31 мая | Ян Шектер | Тиррелл - Косворт | ||
Килларни | 5 июля | Гай Танмер | Лотус - Косво rth | ||
Кьялами | 26 июля | Ян Шектер | Тиррелл - Косворт | ||
Рой Хескет | 1 сентября | Дэйв Чарльтон | Макларен - Cosworth | ||
Кьялами | 4 октября | Ян Шектер | Тиррелл - Cosworth |