Регаццони в 1971 году в Зандвоорт | |||||||||||
Родился | (1939-09-05) 5 сентября 1939. Мендризио, Швейцария | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Умер | 15 декабря 2006 (2006-12-15) (67 лет). Фонтевиво, Италия | ||||||||||
Формула-1 Карьера на чемпионате мира | |||||||||||
Национальность | Швейцарский | ||||||||||
Годы работы | 1970 - 1980 | ||||||||||
Команды | Ferrari, BRM, Ensign, Shadow, Уильямс | ||||||||||
Записи | 139 (132 начала) | ||||||||||
Чемпионаты | 0 | ||||||||||
Победы | 5 | ||||||||||
Подиумы | 28 | ||||||||||
Очки за карьеру | 209 (212) | ||||||||||
Поул-позиции | 5 | ||||||||||
Самые быстрые круги | 15 | ||||||||||
Первый вход | Гран-при Нидерландов 1970 года | ||||||||||
Первая победа | Гран-при Италии 1970 года | ||||||||||
Последняя победа | Гран-при Великобритании 1979 года | ||||||||||
Последняя запись | Западный Гран-при США 1980 года | ||||||||||
|
G Ианклаудио Джузеппе "Клей " Регаццони (5 сентября 1939 - 15 декабря 2006) был швейцарским гонщиком . Он участвовал в гонках Формулы-1 с 1970 по 1980, выиграв пять Гран-при. Его первой победой был Гран-при Италии в Монце в его дебютном сезоне, когда он выступал за Ferrari. Он оставался в итальянской команде до 1972. После одного сезона с BRM Регаццони вернулся в Ferrari еще на три года, с 1974 по 1976. После окончательного ухода из Ferrari в конце 1976 года Регаццони присоединился к командам Ensign и Shadow, прежде чем перейти в Williams в 1979, где он одержал первую в истории победу британской команды на Гран-при, Гран-при Великобритании 1979 года в Сильверстоуне.
. Его заменил Карлос Ройтеманн в Williams на 1980 и вернулся к прапорщику. После аварии на Западном Гран-при США 1980 года он остался парализованным ниже пояса, завершив свою карьеру в Формуле-1. Однако Регаццони не прекращал гонок; он участвовал в ралли Париж-Дакар и Себринг 12 часов на автомобиле с ручным управлением в конце 1980-х - начале 1990-х годов. В 1996 году Регаццони стал комментатором итальянского телевидения.
Он был известен как энергичный гонщик; Джоди Шектер заявил, что если бы «он был ковбоем, он был бы в черной шляпе». Регаццони погиб в автомобильной катастрофе в Италии 15 декабря 2006 года.
Родился Джанклаудио Регаццони в Мендризио, Швейцария 5 сентября 1939 г., через несколько дней после начала Se cond Мировая война. Регаццони вырос в Порза, в кантоне в Тичино, части италоязычного региона Швейцарии. Он был женат на Марии Пиа, от которой у него было двое детей: Алессия и Джан Мария.
Регаццони впервые начал участвовать в автомобильных гонках в 1963 году, в сравнительно позднем возрасте 24 лет. Многие из его ранних опытов в автоспорте были за границей в Италии, где Швейцария запретила автоспорт после ужасной аварии на гонке 1955 24 часа Ле-Мана. Его первые выступления были в его собственном Austin-Healey Sprite, на котором он дважды финишировал на подиуме только в своих первых трех гонках. Этот мгновенный успех побудил Регаццони перейти на модель Mini Cooper для сезона клубных гонок 1964 года.
В 1965 году Клей Регаццони впервые увидел себя за рулем открытого автомобиля, когда он участвовал в чемпионате Европы Формулы-3 с Brabham. Этот первый сезон принес умеренный успех, и улучшение формы в 1966 году (на этот раз за рулем De Tomaso ) привлекло к нему внимание амбициозного итальянского конструктора Tecno. Tecno предложила Регаццони использовать одно из их шасси F3 в 1967 году, где его надежная и быстрая работа принесла ему предложение заводского привода Tecno в Формуле 2 на следующий год. Несмотря на это, Регаццони продолжал участвовать в гонках Формулы-3 в течение 1968 года, и не в последний раз ему посчастливилось выжить в крупной аварии. Выйдя из шиканы во время Гран-при Монако гонки поддержки Формулы 3, Регаццони потерял контроль над своей машиной и сильно столкнулся с аварийным барьером. Миниатюрный размер машины Формулы 3 позволял ей проходить под поручнем, острый металлический край Armco рассекал верхнюю часть открытой кабины. Регаццони сумел пригнуться на водительском сиденье достаточно низко, чтобы поручень прошел над ним, чуть не попав в его голову. В конце концов автомобиль остановился, когда обруч, расположенный за головой Регаццони и значительно ниже верхней части его шлема, вклинился под барьером.
В Формуле 2 Регаццони нашел идеального партнера в лице Tecno. Его напористый стиль идеально соответствовал дальновидным амбициям Tecno, и Регаццони быстро заработал репутацию жесткого конкурента. Регаццони был замешан в гибели молодого британского гонщика Криса Ламберта на Гран-при Голландии Формулы 2 1968 года. Некоторые наблюдатели обвинили Регаццони, который бежал по полю, в том, что он умышленно сбил с трассы Brabham Ламберта, пока он вел его. Ламберт не справился с управлением и врезался в мост. На последующем расследовании Регаццони был полностью реабилитирован, хотя слухи сохранялись еще много лет после этого. Отец Ламберта подал частный иск против Регаццони, который длился пять лет, прежде чем от него наконец отказались. Регаццони оставался с Текно на протяжении трех лет в Формуле-2 (хотя большую часть сезона 1969 года он провел за команду Ferrari Формулы-2), а в 1970 году они выиграли чемпионат Европы в Формуле-2. все вместе.
Помимо гонок на одноместных автомобилях, Регаццони участвовал в гонках на спортивных автомобилях, включая 1970 24 часа Ле-Мана, где он и Артуро Мерцарио участвовали в гонках на Ferrari 512S. Однако пара сошла с дистанции, проехав всего 38 кругов. Оказалось, что это единственное появление Регаццони на «24 часа Ле-Мана», хотя он и проводил тесты на гонке 1972 года.
В течение следующих двух лет Регаццони был постоянным членом гоночной команды Ferrari. С новыми автомобилями на базе 312B 312P под ним Регаццони регулярно бегал на краю поля или рядом с ним. Постоянно сотрудничая с Джеки Иксом, эта пара заняла второе место в гонке BOAC 1000 км на Brands Hatch в 1971 году и выиграла первый заезд на дистанции 500 км в Имоле. Регаццони также выиграл гонку Кьялами 9 часов, на этот раз в партнерстве с Брайаном Редманом. Дальнейшие успехи последовали в 1972 году, когда были получены вторые места в 1000 км в Буэнос-Айресе, снова партнером Redman, и в престижной гонке на 1000 км в Спа. Пик сезона наступил, когда партнерство Регаццони и Икса выиграло гонку на 1000 км в Монце.
С его уходом из Ferrari в 1973 году результаты спортивных автомобилей Регаццони пошли на убыль. Его неконкурентоспособная Alfa Romeo 33 TT была полностью проиграна соперниками Ferrari и Matra. В конце 1973 года Феррари отказался от участия в гонках на спортивных автомобилях, и возвращение Регаццони в команду Формулы-1 в 1974 году фактически положило конец его карьере спортивного автомобиля, поскольку в то время он не мог участвовать в гонках за другими производителями.
Во время ранних гонок сезона Формулы-1 1970 Ferrari представила только одну машину для бельгийца Джеки Икса, но В четвертом раунде в Бельгии команда решила запустить вторую машину, чтобы испытать молодых пилотов. Итальянец Игнацио Джунти получил второе место в Бельгии, где он финишировал четвертым, а Регаццони занял свое место в следующем туре в Нидерландах, также заняв четвертое место. Джунти вернулся на место следующего Гран-при в Франции, но финишировал четырнадцатым, отстав на три круга от победителя и возможного чемпиона мира 1970 года Йохен Риндт.
Регаццони вернулся в Ferrari на гонку Гран-при Великобритании, где он снова финишировал четвертым, но на этот раз Регаццони сохранил место в гонке. За Регаццони в последних шести раундах сезона 1970 года последовало четыре подиума, включая победу в Монце, домашней гонке Ferrari. Однако гонка была омрачена смертью лидера чемпионата Риндта во время квалификации к гонке. Первая поул-позиция в финальном раунде в Мексике ознаменовала чрезвычайно успешный первый сезон в лучшей формуле. Регаццони финишировал третьим в чемпионате пилотов с 33 очками, отстав от посмертного чемпиона мира Риндта на 12 очков.
После смерти Джунти на гонке спортивных автомобилей зимой 1970/1, Ferrari выбрала Икса и Регаццони для проведения сезона Формулы-1 1971 года. Перед стартом европейских этапов чемпионата мира Формулы-1 Регаццони выиграл престижную Гонку чемпионов на Brands Hatch, обойдя Джеки Стюарт и заняв второе место.. Несмотря на это раннее обещание, Ferrari 312 B и B2 оказались хуже, чем комбинация Stewart / Tyrrell 003. Регаццони удалось только три раза финишировать на подиуме в течение сезона, а также занять поул-позицию на Гран-при Великобритании. Швейцарцы заняли седьмое место в чемпионате водителей в том году, отстав на 49 очков от чемпиона мира Джеки Стюарт.
. Дальнейшее разочарование для Регаццони последовало в 1972, с единственным финишем на подиуме, в Германия, хотя он набрал на два очка больше, чем в предыдущем сезоне. Регаццони снова финишировал седьмым в чемпионате водителей, отстав на 46 очков от чемпиона мира Эмерсон Фиттипальди.
Регаццони решил покинуть Ferrari в 1973 в пользу Marlboro спонсировал BRM за так называемую «астрономическую плату». Здесь он присоединился к молодому водителю Ники Лауда, и они стали крепкими друзьями. После огромной аварии во время Гран-при Южной Африки его вытащил из пылающих обломков Майк Хейлвуд, который позже был награжден медалью Джорджа за свой героизм. в спасении жизни Регаццони. Этот год оказался неудачным для Регаццони, несмотря на поул-позицию в первом сезоне Гран-при Аргентины 1973. Сообщается, что он разочаровался в «неконкурентоспособной технике», поскольку он набрал всего два очка за весь сезон, его худший результат за весь сезон в Формуле-1. Он занял скромное 17-е место в чемпионате.
В начале 1974 в Ferrari произошла крупная кадровая перестановка, после Лука Кордеро ди Монтедземоло был нанят руководить итальянской командой. И Регаццони, и, по рекомендации Регаццони, Лауда были подобраны Ferrari. Вскоре Регаццони вернулся на подиум. Семь подиумов, в том числе победа в Германии, его первая победа в дебютном сезоне в Монце четырьмя годами ранее, а также поул-позиция в Нивель позволили Регаццони превзойти по результативности. - Приходящий Лауда. Вступая в последнюю гонку сезона, в США Регаццони хорошо боролся за титул, и ему нужно было только финишировать впереди своего соперника, Эмерсона Фиттипальди, чтобы получить корону. У Регаццони возникли проблемы с управлением во время гонки из-за неисправности амортизатора , и он смог финишировать только 11-м после двух пит-стопов. Он занял второе место в чемпионате водителей, лучший в своей карьере, отстав от Фиттипальди всего на три очка.
Феррари сохранила услуги Лауды и Регаццони на 1975, и пара одержала шесть побед между собой: пять у Лауды и одну у Регаццони на Гран-при Италии 1975 года. Регаццони также выиграл свой домашний Гран-при, не входящий в чемпионат Гран-при Швейцарии, единственный швейцарский гонщик, которому это удалось. Феррари выиграл чемпионат конструкторов, а Лауда выиграл первый из трех титулов чемпиона мира. Регаццони занял пятое место в чемпионате водителей с 39,5 очками, половина очка пришлась на Гран-при Австрии 1975 года, на котором из-за проливного дождя была пройдена только половина дистанции гонки.
Регаццони за рулем Ferrari 312T на Нюрбургринге в 1976 г.1976 оказался бы началом спуска Регаццони вниз в Формуле-1. Несмотря на выигрыш с поул-позиции на Лонг-Бич и еще три финиша на подиуме, Феррари заменил швейцарца на аргентинца Карлоса Ройтеманна. Аргентинец никогда не ладил с Лаудой так хорошо, как Регаццони. Когда он ушел из Ferrari, Регаццони был пилотом Ferrari дольше всех.
После выхода из Ferrari Регаццони решил перейти в команду Ensign. Его переход в такую небольшую команду удивил некоторых, но Регаццони предпочел маленькую экипировку, а не предложение от Берни Экклстоуна поехать за Брэбхэмом, так как он предпочитал «гоняться с красивым видом». люди". Его сезон в Ensign, несмотря на то, что он набрал очки в своем дебютном матче в Аргентине, не удался. Регаццони финишировал в очках только два раза и закончил сезон с пятью очками. В мае Регаццони участвовал в Indianapolis 500 за рулем McLaren - Offenhauser за Theodore Racing. На тренировке он сильно разбился, но сумел пройти квалификацию. Он финишировал на 30-м месте после того, как во время его первого пит-стопа отказал топливный элемент.
Регаццони перешел в Шэдоу в 1978 в качестве замены Алана Джонса, который ушел, чтобы присоединиться к Уильямсу. За Регаццони последовало всего два очка, и он закончил сезон 16-м в чемпионате водителей, отстав на 60 очков от чемпиона мира Марио Андретти.
Фрэнк Уильямс дал Регаццони свою последнюю передачу на конкурентоспособной машине вместе с Аланом Джонсом. Williams FW07 оказался очень конкурентоспособным, особенно в заключительной части сезона, когда FW07 выиграли все, кроме двух, из семи последних гонок календаря 1979. Первая победа была для Регаццони на Сильверстоуне, первая из более чем 100 побед команды Williams Grand Prix. В знак уважения к саудовским спонсорам команды, он отметил на подиуме Lilt. Однако, несмотря на его достижения, в конце сезона его снова заменил Карлос Ройтеманн. На Гран-при Италии журналист, специализирующийся на автоспорте Найджел Робак, спросил Регаццони, почему он продолжает водить машину в возрасте 40 лет, не имея возможности получить место в соревнованиях. Регаццони ответил: «Я люблю [Формулу-1], и больше всего я люблю водить гоночные машины. Так почему я должен останавливаться, когда я так себя чувствую?». В конце года его пригласили участвовать в Международной гонке чемпионов 1980 года, и он был последним активным гонщиком Формулы-1 вместе с Марио Андретти.
Отсутствие предложения для соревнований в 1980, Регаццони снова присоединился к Ensign. Его сезон резко оборвался всего четыре гонки в году. Он разбился во время Гран-при США 1980 г. Запад, проходившего в Лонг-Бич, когда педаль тормоза его прапорщика вышла из строя в конце длинного скоростного прямого движения примерно на 280 км / ч. Пенсионер Брэбэма Рикардо Зунино был припаркован на дороге для побега. Позже Регаццони вспоминал: «Я ударил Зунино в машину, затем отскочил в барьер. Примерно на 10 минут я потерял сознание. Затем я вспоминаю ужасную боль в бедрах...». В результате аварии Регаццони был парализован ниже пояса, что положило конец его спортивной карьере. После выздоровления Регаццони подал в суд на организаторов гонки, заявив, что их процедуры безопасности не соответствуют стандартам. Организаторы гонки выиграли дело.
После этой аварии Регаццони стал известен своей деятельностью по оказанию помощи инвалидам в получении равных возможностей в жизни и обществе. Несмотря на свою инвалидность, Регаццони был полон решимости жить как можно более полноценной жизнью, и его реабилитация стала вдохновляющей историей.
Регаццони отыграл свою гоночную лицензию и стал одним из первых водителей-инвалидов, принявших участие в гонках высокого уровня. виды спорта. Хотя его травмы сделали невозможным возвращение в Формулу-1, Регаццони с некоторым успехом участвовал в ралли-рейдах (например, Ралли Дакар ) и спортивных автомобилях (например, 12 часов Себринга ). Эти достижения открыли путь для более широкого принятия инвалидов в автомобили и автоспорт. Последняя соревновательная гонка Регаццони была в 1990 году, хотя в 1990-х ему время от времени предлагали тест-драйвы на гоночных автомобилях. В 1994 году он вернулся на Гран-при Лонг-Бич (на тот момент это была гонка IndyCar), чтобы выступить в качестве профи в гонках Toyota Pro / Celebrity Race.
Регаццони после несчастного случая.Описание его жизни можно найти в его автобиографии e questione di cuore («Дело сердца»), опубликованной в середине 1980-х годов. В его карьере после Формулы-1 он иногда работал комментатором на швейцарском и итальянском телевидении.
Он однажды сказал Ники Лауда, своему товарищу по команде, который был на десять лет моложе: «Если вы блокируете машины и водите машину, как женщина, вы никогда не станете великим».
15 декабря 2006 года Регаццони был убит, когда Chrysler Voyager, которым он управлял, ударился о заднюю часть грузовика на итальянской автомагистрали A1, недалеко от Пармы.. По оценкам исследователей аварии, в то время он двигался со скоростью примерно 100 км / ч, и, несмотря на ранние предположения, вскрытие специально исключило сердечный приступ как причину потери контроля над Регаццони. Его похороны состоялись 23 декабря в Лугано, и на них присутствовали Джеки Стюарт, Эмерсон Фиттипальди и Ники Лауда, среди многих светила из мира Формулы-1.
В фильме Рона Ховарда 2013 года Раш, в котором изображено соперничество между Джеймсом Хант и Ники Лауда в сезоне Формулы-1 1976 года, его изображает Пьерфранческо Фавино.
(ключ ) (Гонки жирным шрифтом обозначают поул-позицию; гонки курсивом обозначают самый быстрый круг)
Год | Участник | Шасси | Двигатель | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | Поз. | Баллы |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1968 | Tecno Racing Team | Tecno TF68 | Ford | HOC | THR | JAR. 5 | PAL. 3 | TUL | ZAN. Ret | PER. 4 | HOC. Ret | VAL. NC | 6-й | 13 | ||||
1969 | Scuderia Ferrari | Ferrari 166 | Ferrari | THR. 10 | HOC. DNS | NÜR. Ret | JAR. 11 | TUL | 10-й | 5 | ||||||||
Tecno Racing Team | Tecno TF69 | Ford | PER. 4 | VAL | ||||||||||||||
1970 | Tecno Racing Team | Tecno TF69 | Ford | THR. 8 | HOC. 1 | BAR. 8 | ROU. 2 | 1st | 44 | |||||||||
Tecno TF70 | PER. 1 | TUL. Ret | IMO. 1 | HOC. 2 | ||||||||||||||
1971 | Shell-Arnold Team | March 712M | Ford | HOC | THR | NÜR | JAR | PAL | ROU | MAN | TUL | ALB | VAL | VAL. Ret | NC | 0 | ||
1977 | Project Four Racing | Ralt RT1 | BMW | SIL | THR | HOC | NÜR. Ret | VAL | PAU | MUG | ROU | NOG | PER | NC | 0 | |||
Ardmore Racing | Chevron B40 | Hart | MIS. 6 | EST | DON | |||||||||||||
1978 | Everest Racing Team | Chevron B40 | BMW | THR | HOC | NÜR | PAU | MUG | VAL | ROU | DON | NOG | PER | MIS. Ret | HOC | NC | 0 | |
1979 | Racing Team Everest | март 792 | BMW | SIL. Ret | HOC | THR | NÜR | VAL | MUG. Ret | PAU | HOC | ZAN | PER | MIS. Ret | DON | NC | 0 | |
Источник: |
Пилоты, не имеющие права на получение очков чемпионата Европы Формулы 2
Год | Команда | Содружества | Автомобиль | Класс | Круги | Поз. | Класс. Поз. |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1970 | SpA Ferrari SEFAC | Arturo Merzario | Ferrari 512S | S. 5.0 | 38 | DNF | DNF |
Источник: |
(ключ ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, указывают поул-позицию; (гонки курсивом обозначают самый быстрый круг)
(ключ ) (Гонки выделены жирным шрифтом указать полюс позиция; (результаты выделены курсивом, обозначают самый быстрый круг)
Год | Участник | Шасси | Двигатель | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1971 | Scuderia Ferrari SpA SEFAC | Ferrari 312B2 | Ferrari 001/1 3.0 F12 | ARG | ROC. 1 | QUE | SPR | INT | |||
Ferrari 312B | Ferrari 001 3.0 F12 | RIN. NC | OUL | VIC | |||||||
1973 | Marlboro BRM | BRM P160E | BRM P142 3.0 V12 | ROC | INT. 3 | ||||||
1974 | Scuderia Ferrari SpA SEFAC | Ferrari 312B3 | Ferrari 001/11 3.0 F12 | PRE | ROC. 5 | INT | |||||
1975 | Scuderia Ferrari SpA SEFAC | Ferrari 312T | Ferrari 015 3.0 F12 | ROC | INT | SUI. 1 | |||||
1977 | Team Tissot Ensign с Castrol | Ensign N177 | Ford Cosworth DFV 3.0 V8 | ROC. 13 | |||||||
1978 | Shadow Racing Team | Shadow DN9 | Ford Cosworth DFV 3.0 V8 | INT. Ret | |||||||
Источник: |
Год | Шасси | Двигатель | Старт | Финиш | Команда |
---|---|---|---|---|---|
1977 | McLaren | Оффи | 29 | 30 | Теодор Расинг |
На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Клэй Регаццони. |
Награды | ||
---|---|---|
, которому предшествовал. Вернер Дессеггер | Швейцарский спортсмен года. 1974 | Преемник. Рольф Бернхард |
Спортивные достижения | ||
Предыдущий. Джонни Сервоз-Гэвин | Европейский Формула 2. Чемпион . 1970 | Преступник. Ронни Петерсон |
Предыдущий. Джеки Стюарт | Победитель гонки чемпионов Брэндс-Хэтч. 1971 | Преемник. Эмерсон Фиттипальди |