Гран-при США 1972 года | |||
---|---|---|---|
Подробности гонки | |||
Дата | 8 октября 1972 года | ||
Официальное название | XV Гран-при США | ||
Местоположение | Гоночная трасса Гран-при Уоткинс-Глен. Уоткинс-Глен, Нью-Йорк | ||
Трасса | Постоянная дорожная трасса | ||
Длина дистанции | 5,435 км (3,377 мили) | ||
Расстояние | 59 кругов, 320,67 км (199,24 мили) | ||
Погода | Солнечно в начале, кратковременный поздний душ | ||
Поул-позиция | |||
Водитель | Тайррелл - Форд | ||
Время | 1: 40.481 | ||
Самый быстрый круг | |||
Водитель | Джеки Стюарт | Тайррелл - Форд | |
Тайм | 1: 41.644 на 33-м круге | ||
Подиум | |||
Первый | Тиррелл - Форд | ||
Второй | Тиррелл - Форд | ||
Третий | Макларен - Ford | ||
Лидеры круга |
Гран-при США 1972 года была гонкой Формулы-1, проходившей 8 октября 1972 года в ипподром Гран-при Уоткинс-Глен в Уоткинс-Глен, Нью-Йорк. Это была гонка 12 из 12 и в Чемпионате мира среди водителей 1972 года, и в Международном кубке 1972 года для производителей Формулы-1. Гонку на 59 кругов выиграл Тиррелл пилот Джеки Стюарт после того, как он стартовал с поул-позиции. Его товарищ по команде Франсуа Север занял второе место, а McLaren пилот Денни Халм занял третье место. Это была дебютная гонка будущего чемпиона мира Джоди Шектер.
Джеки Стюарт, только что проигравший свою корону чемпиона мира Эмерсону Фиттипальди, заявил о своем намерении вернуть ее, так как весь уик-энд доминировал с поулом., выиграл и стал самым быстрым кругом и завершил зачистку североамериканских гонок. Это была двадцать вторая победа в карьере шотландца и его четвертая в 1972 году. Товарищ по команде Франсуа Север финишировал со счетом один-два за Тиррелла, на пять секунд опередив Денни. McLaren.
Халма. Ошеломляющая по тем временам сумма призовых в размере 275 000 долларов привлекла 31 участие в последней гонке года. Дождь и холодный ветер изводили гонщиков в квалификации, и время пятницы определило сетку. Стюарт занял первое место со временем 1: 40,481, опередив Макларенов из американца Питера Ревсона и Халма. Третий McLaren, которым управлял южноафриканец Джоди Шектер в своем дебюте в F1, был восьмым.
Команды Goodyear, похоже, получали значительное преимущество, некоторые говорили, что в квалификации от полутора до двух секунд на круг. Firestone намеревалась закрыть свой европейский гоночный дивизион, и их команды использовали старые запасы, которые были произведены некоторое время назад. Роб Уокер сказал, что шины его команды были изготовлены для Гран-при Австрии, одной из самых жарких гонок года, и его не удивило, что они не сработали в 40-й гонке. -градусные температуры в Глене! Однако после практики из штаб-квартиры Firestone в Акрон была получена телеграмма, в которой говорилось, что из-за всех полученных писем с просьбами продолжить, они будут участвовать в гонках в следующем сезоне.
Воскресенье началось ярко и солнечно, но к тому времени, когда машины собрались на сетке, в небе грозил дождь. Стюарт быстро отскочил от сетки и сразу начал отрываться от остальной части поля. Марио Андретти на своем Ferrari прорвался со своего десятого места в стартовой решетке и ударил колеса с Brabham Карлоса Ройтеманна и McLaren Ревсона.. Андретти продолжил, к радости толпы, теперь седьмым после Ferrari Джеки Икса и Клея Регаццони. Ройтеман финишировал восьмым со сломанным носом, в то время как Ревсон сделал яму в конце круга, чтобы выпрямить переднее крыло.
Стюарт оторвался от Халма на три секунды после одного круга и на пять секунд после двух. Фиттипальди, занявший третье место после первого круга, сразу понял, что его машина не подходит. Его правое заднее колесо начало сдуваться на пятом круге, и когда две замены быстро сделали то же самое, команда поняла, что проблема была в смещении подвески, и он сошел с дистанции. На 20-м круге Стюарт лидировал 20 секунд, и было ясно, что любой бой в этот день будет за второе место.
После того, как Фиттипальди вышел, а Ройтеманн был вынужден остановиться для нового носового конуса, второй Тиррелл Франсуа Севера был теперь третьим и приближался к Хьюму. Шектер уверенно опередил Икса, но бельгиец быстро был пойман Ронни Петерсоном. В субботу под дождем Петерсон сильно разбился на своем March, и механики сначала сказали, что это не подлежит ремонту. Они решили попытаться восстановить его к гонке, и после старта с 26-го места Петерсон стал самым впечатляющим гонщиком на трассе, не считая лидера гонки Стюарта.
Примерно на половине дистанции Северт обошел Хьюма за второе место, а Петерсон обогнал Икса на пятое место. На 40-м круге кратковременный душ внезапно пропитал первый поворот. Шектер, который великолепно бежал на четвертом месте, был пойман на скользкой поверхности на спуске с правой стороны под углом 90 градусов и развернул свой McLaren на берегу. Тем временем Икс уступил Петерсону место, освободившееся Шектером. Андретти боролся с характеристиками своих шин, но теперь обнаружил, что они лучше на мокрой трассе, и увеличил темп.
На последнем круге, когда Стюарт финишировал по инерции на 40 секунд раньше Севера, Ferrari Икса пошла дымом. Петерсон прижался к нему и отчаянно махнул рукой сзади машины. Игровое мастерство шведа сработало: Петерсон опередил Ferrari на финише чуть более чем на полсекунды и занял четвертое место!
Ревсон обогнал Андретти и Майка Хейлвуда на последовательных кругах и занял шестое место, но за пять кругов до конца провод зажигания оборвался, и его блестящий драйв закончился. Когда Хейлвуд не смог избежать вращающихся маршей Майка Бейттлера и Ники Лауда всего в трех кругах от флага, Андретти унаследовал шестое место и последнее очко.
После финиша два ведущих Тиррелла, плюс автомобиль-сестра Патрика Депайлера, занявший седьмое место, вместе вышли на пит-лейн, продемонстрировав свою силу, и принесли владельцу команды Кену Тирреллу награду. -рекордное вознаграждение 97 500 долларов.
Пози | No | Драйвер | Конструктор | Перекрытия | Время / Отказ | Сетка | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 1 | Джеки Стюарт | Тиррелл - Форд | 59 | 1: 41: 45.354 | 1 | 9 |
2 | 2 | Франсуа Северт | Тиррелл - Ford | 59 | + 32,268 с | 4 | 6 |
3 | 19 | Денни Халм | McLaren - Ford | 59 | + 37,528 с | 3 | 4 |
4 | 4 | Ронни Петерсон | Март - Форд | 59 | + 1: 22.516 | 26 | 3 |
5 | 7 | Джеки Икс | Феррари | 59 | + 1: 23.119 | 12 | 2 |
6 | 9 | Марио Андретти | Ferrari | 58 | + 1 круг | 10 | 1 |
7 | 3 | Патрик Депайлер | Тиррелл - Форд | 58 | + 1 круг | 11 | |
8 | 8 | Клей Регаццони | Феррари | 58 | + 1 круг | 6 | |
9 | 21 | Джоди Шектер | Макларен - Форд | 58 | + 1 круг | 8 | |
10 | 12 | Рейн Визелл | Лотус - Форд | 57 | + 2 круга | 16 | |
11 | 28 | Грэм Хилл | Брэбэм - Форд | 57 | + 2 круга | 27 | |
12 | 34 | Сэм Поузи | Сёртиз - Форд | 57 | + 2 круга | 23 | |
13 | 6 | Майк Биттлер | Март - Ford | 57 | + 2 круга | 21 | |
14 | 26 | Анри Пескароло | марта - Ford | 57 | + 2 круга | 22 | |
15 | 18 | Chris Amon | Matra | 57 | + 2 круга | 7 | |
16 | 33 | Skip Barber | March - Ford | 57 | + 2 круга | 20 | |
17 | 23 | Майк Хейлвуд | Сёртиз - Форд | 56 | Столкновение | 14 | |
18 | 20 | Питер Ревсон | Макларен - Форд | 54 | Электрооборудование | 2 | |
NC | 5 | Ники Лауда | Март - Форд | 49 | Не секретный | 25 | |
Ret | 27 | Карлос Пейс | Март - Ford | 48 | Топливная система | 15 | |
Ret | 14 | Питер Гетин | BRM | 47 | Двигатель | 28 | |
Ret | 16 | Howden Ganley | BRM | 44 | Двигатель | 17 | |
Ret | 1 1 | Дэйв Уокер | Lotus - Ford | 44 | Engine | 30 | |
Ret | 30 | Уилсон Фиттипальди | Брэбэм - Ford | 43 | Двигатель | 13 | |
Ret | 17 | Жан-Пьер Бельтуаз | BRM | 40 | Ignition | 18 | |
Ret | 15 | Брайан Редман | BRM | 34 | Двигатель | 24 | |
Ret | 29 | Карлос Ройтеманн | Брэбхэм - Ford | 31 | Двигатель | 5 | |
Ret | 25 | Андреа де Адамич | Surtees - Ford | 25 | Collision | 19 | |
Ret | 24 | Тим Шенкен | Surtees - Ford | 22 | Подвеска | 31 | |
Ret | 10 | Emerson Fittipaldi | Lotus - Ford | 17 | Подвеска | 9 | |
Ret | 31 | Дерек Белл | Tecno | 8 | Engine | 29 | |
DNS | 24 | Джон Сёртиз | Сёртиз - Ford | Управляется Schenken | |||
Источник : |
|
|
.
Предыдущая гонка:. Гран-при Канады 1972 года | Чемпионат мира FIA Formula One. сезон 1972 года | Следующая гонка:. Гран-при Аргентины 1973 года |
Предыдущая гонка:. Гран-при США 1971 года | Гран-при США | Следующая гонка:. Гран-при США 1973 года |