Джон Сёртиз. CBE | |||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Сертис сидит в своем Ferrari и раздает автографы в Брэндс Хэтч в 1964 году | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Гражданство | Британец | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Дата рождения | (1934-02-11) 11 февраля 1934 года. Тэтсфилд, Суррей, Англия | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Умер | 10 марта 2017 г. (2017-03-10) (83 года). Больница Святого Георгия, Тутинг, Лондон, Англия | ||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||
Формула-1 Карьера на чемпионате мира | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Годы активности | 1960 - 1972 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Команды | Lotus, Cooper (Inc non-works), Lola, Ferrari, Honda, BRM,. нерабочие McLaren, подопечные | ||||||||||||||||||||||||||||||||
, заявки | 113 (111 стартов) | ||||||||||||||||||||||||||||||||
чемпионаты | 1 (1964 ) | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Выигрыши | 6 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Подиумы | 24 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Очки за карьеру | 180 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Поул-позиции | 8 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Самые быстрые круги | 11 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Первый вход | Гран-при Монако 1960 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Первая победа | Гран-при Германии 1963 года При | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Последняя победа | Гран-при Италии 1967 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Последняя запись | Гран-при Италии 1972 года | ||||||||||||||||||||||||||||||||
24 часа Ле-Мана карьера | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Годы | 1963 - 1965, 1967 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Команды | Scuderia Ferrari. Lola Cars / Team Surtees | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Лучший результат | 3-е место ( 1964 ) | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Победы в классе | 0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Джон Сёртиз, CBE (11 февраля 1934 - 10 марта 2017): английский Гран-при мотоцикл дорога гонщик и Формула-1 водитель. Он был четырехкратным чемпионом мира по мотоциклам с объемом двигателя 500 куб. См - завоевав этот титул в 1956, 1958, 1959 и 1960 годах, - чемпионом мира Формулы-1 в 1964 году, и остается единственным человеком, выигравшим чемпионаты мира на двух и четырех колесах. Он основал команду Surtees Racing Organization, которая выступала в качестве конструктора в Формуле-1, Формуле 2 и Формуле 5000 с 1970 по 1978 год. Он также был послом the Racing Steps Foundation.
Сёртиз был сыном торговца мотоциклами из южного Лондона. Его отец Джек Сёртиз был опытным спортсменом-гонщиком, а в 1948 году стал чемпионом Юго-Восточного центра с коляской. Он провел свою первую профессиональную прогулку, которую они выиграли, в коляске его отца Винсента в возрасте 14 лет. Однако, когда официальные лица гонки выяснили возраст Сёртиса, они были дисквалифицированы. Он принял участие в своем первом забеге в 15 лет на соревнованиях grasstrack. В 1950 году, в возрасте 16 лет, он пошел работать на фабрику Винсента в качестве ученика. Впервые он получил известность в 1951 году, когда дал Нортону звезду Джеффу Дьюку серьезный вызов в гонке ACU на Thruxton Circuit.
In 1955, руководитель гонок Norton Джо Крейг устроил Сёртизу свою первую поездку на борту Nortons, спонсируемую заводом. Он закончил год, победив действующего чемпиона мира Дьюка на Сильверстоуне, а затем на Брэндс-Хэтче. Однако из-за финансовых проблем Нортона и неуверенности в своих гоночных планах Сёртиз принял предложение участвовать в гонках за заводскую гоночную команду MV Agusta, где вскоре получил прозвище figlio del vento (сын ветра).
В 1956 Сёртиз выиграл чемпионат мира объемом 500 куб.см, став первым MV Agusta в старшем классе. В этом Сёртизу помогло решение FIM запретить действующему чемпиону Джеффу Дьюку на шесть месяцев из-за его поддержки забастовки гонщиков с целью получения дополнительных стартовых денег. В сезоне 1957 MV Agustas не смогли соперничать с Gileras, а Сёртиз занял третье место на борту MV Agusta 500 Quattro 1957 года.
Когда Gilera и Moto Guzzi отказались от участия в гонках Гран-при в конце 1957 г., Сертиз и MV Agusta продолжали доминировать в соревнованиях в двух классах с большим объемом двигателя. В 1958, 1959 и 1960 он выиграл 32 из 39 гонок и стал первым человеком, выигравшим Senior TT на Остров Мэн TT три года подряд.
Продолжая постоянно гонять на мотоциклах, Сёртиз провел тест-драйв на спортивном автомобиле Aston Martin DBR1 перед менеджером команды Регом Парнеллом. Однако он продолжал ездить на двух колесах и не участвовал в автогонках до следующего года.
В 1960, в возрасте 26 лет, Сёртиз переключился с мотоциклов на автомобили на постоянной основе, сделав свой дебют в Формуле-1 на 1960 BRDC International Trophy на Silverstone для Team Lotus. Он сразу же оказал влияние, заняв второе место только в своей второй гонке чемпионата мира Формулы-1, на Гран-при Великобритании 1960, и занял поул-позицию на своем третьем, Гран-при Португалии 1960 года..
Проведя сезон 1961 с командой Yeoman Credit Racing за рулем Cooper T53 "Lowline" под управлением Рега Парнелла, и сезон 1962 с командой Bowmaker Racing Team, все еще управляемой Рег Парнелл, но теперь на V8 Lola Mk4, он перешел на Scuderia Ferrari в 1963 году и выиграл чемпионат мира для итальянской команды в 1964 году..
25 сентября 1965 года Сёртиз жил - Угрожающее происшествие на трассе Mosport Park (Онтарио, Канада) во время тренировки на спортивном гоночном автомобиле Lola T70. Сломалась передняя прямая отливка. А.Дж. Байме в своей книге «Иди, как ад» говорит, что Сёртиз вышел из аварии с одной стороной тела на четыре дюйма короче другой. Врачи устанавливали большинство перерывов нехирургическим путем, отчасти физически растягивая его раздробленное тело до тех пор, пока несоответствие правого и левого не стало меньше дюйма - и там оно осталось.
В сезоне 1966 года для Формулы-1 были представлены новые, более крупные 3-литровые двигатели. Дебют Сёртиса с новым автомобилем Ferrari F1 состоялся на 1966 BRDC International Trophy в Сильверстоуне, где он квалифицировался и занял второе место после 3-литрового Brabham BT19 Джека Брэбэма.. Несколько недель спустя Сёртиз возглавил Гран-при Монако, оторвавшись от 2-литрового BRM Джеки Стюарта на прямых, прежде чем двигатель отказал. Две недели спустя Сёртиз пережил ливень на первом круге, в результате чего половина поля была уничтожена и он выиграл Гран-при Бельгии.
. Из-за постоянных забастовок в Италии Ferrari могла позволить себе участвовать только на двух автомобилях (Ferrari P3) в 1966 24 часа Ле-Мана вместо трех прототипов. Неопределенность и путаница окружают последующие события и их последствия, и за прошедшие десятилетия был предложен ряд различных объяснений. В рассказе, объясненном Ferrari в то время, говорится, что по правилам Ле-Мана в 1966 году на каждую машину допускалось только два водителя. Сёртиз не был включен в состав гонщиков: один заводил Ferrari, управляемый Майком Парксом и Людовико Скарфиотти, а другой - Жаном Гише и Лоренцо Бандини. Когда Сертис спросил менеджера команды Ferrari, почему ему, как руководителю команды Ferrari, не разрешат участвовать в соревнованиях, Драгони сказал Сёртизу, что он не чувствовал себя полностью пригодным для участия в 24-часовой гонке на выносливость из-за травм. он выдержал в конце 1965 года. Однако сам Сёртиз описывал вещи несколько иначе. По его воспоминаниям, когда было объявлено о парах, он должен был ехать вместе со Скарфиотти. Как более быстрый гонщик из двух, Сёртиз утверждал, что ему следует взять первый отрезок и «попытаться сломить» оппозицию Форда, проехав «ровно с самого начала». Драгони отклонил просьбу Сёртиса и настоял на том, чтобы Скарфиотти взял начало, якобы чтобы угодить председателю Fiat Джанни Аньелли, дяде Скарфиотти, который присутствовал в качестве зрителя. Так или иначе, решение и последующее отсутствие поддержки со стороны самого Энцо Феррари сильно расстроили Сёртизса, и он немедленно покинул команду. Это решение, вероятно, стоило Ferrari и Сёртизу чемпионата Формулы-1 в 1966 году. Ferrari финишировала вторым после Brabham-Repco в чемпионате конструкторов, а Сертиз - вторым после Джека Брэбэма в чемпионате пилотов. Сёртиз завершил сезон, выступая за команду Cooper - Maserati, выиграв последнюю гонку сезона.
Сёртиз соревновался с T70 в первом 1966 году. Сезон Can-Am, выиграв три гонки из шести, чтобы стать чемпионом над другими победителями Дэном Герни (Лола), Марком Донохью (Лола) и Филом Хиллом (Чапарал), а также такими, как Брюс Макларен и Крис Эймон (оба в МакЛаренс).
В декабре 1966 года Сёртиз подписал контракт с Honda. После многообещающего третьего места в первой гонке в Южной Африке автомобиль Honda RA273 столкнулся с серией механических проблем. Автомобиль был заменен на Honda RA300 на Гран-при Италии, где Сёртиз обгонял Джека Брэбэма, чтобы одержать вторую победу Honda в Формуле-1 с отставанием 0,2 секунды. Сертиз финишировал четвертым на чемпионате водителей 1967 года.
В том же году Сертиз проехал на Rex Mays 300 в Риверсайд, недалеко от Лос-Анджелеса, в автоклубе США Шоссе в конце сезона. На этом мероприятии лучшие американские гонщики того времени - обычно те, кто зарекомендовали себя профессиональными гонщиками на овальных грунтовых трассах - встретились с ветеранами Гран-при Формулы-1, включая Джима Кларка и Дэна Герни.
В 1970 Сертиз сформировал свою собственную гоночную команду, Surtees Racing Organization, и провел девять сезонов, участвуя в Формуле 5000, Формуле 2 и Формула 1 в качестве конструктора. Он ушел из соревновательного вождения в 1972, в том же году команда добилась наибольшего успеха, когда Майк Хейлвуд выиграл чемпионат Европы Формулы 2. Команда была окончательно распущена в конце 1978.
Некоторое время в 1970-х Сёртиз владел магазином мотоциклов в Уэст-Уикхеме, Кент, и автомобилем Honda. представительство в Эденбридже, Кент. Он продолжал заниматься мотоспортом, участвуя в классических соревнованиях на байках из своей конюшни старинных гоночных машин. Он также продолжал заниматься одноместными гоночными автомобилями и занимал должность председателя команды A1 Team Great Britain в гоночной серии A1 Grand Prix с 2005 по 2007 год. Его сын, Генри Сёртиз, участвовал в чемпионате FIA Formula 2, чемпионате Formula Renault UK и Formula BMW чемпионате Великобритании для Carlin Motorsport, прежде чем он умер во время гонки в Формуле 2 в Brands Hatch 19 июля 2009 года. В 2010 году Сёртиз основал Фонд Генри Сёртиз в память о своем сыне как благотворительную организацию для помощи жертвам случайных черепно-мозговых травм и содействия безопасности вождения и автоспорта.
Он был предметом This Is Your Life в 1992 году, когда его удивил Майкл Аспел.
. В 1996 году Сёртиз был введен в Международный зал славы автоспорта. FIM удостоил его Гран-при «Легенда» в 2003 году. Уже будучи членом Ордена Британской Империи (MBE), он был назначен офицером Ордена Британской Империи (OBE) в Дня Рождения 2008 и Командор Ордена Британской Империи (CBE) в Новогодних Почестях за заслуги перед автоспорт.
В 2013 году он был награжден Segrave Trophy 2012 года в знак признания многочисленных чемпионатов мира и стал единственным человеком, выигравшим титулы чемпиона мира на 2 и 4 колесах.
В 2015 году ему была присуждена почетная степень доктора технических наук Университетом Оксфорд Брукс.
Джон Сёртиз и его вторая жена Дженис ШеараСёртиз трижды женился, сначала на Патриции Берк в 1962 году; пара развелась в 1979 году. Его второй женой была Янис Шеара, на которой он женился в 1979 году, и они развелись в 1982 году. Джейн Спарроу была его третьей женой, на которой он женился в 1987 году, и от которой у него было трое детей: Леонора, Эдвина и Генри.
Сёртиз умер от дыхательной недостаточности 10 марта 2017 года в больнице Святого Георгия в Лондоне в возрасте 83 лет. Он был похоронен вместе со своим сыном Генри в церкви Святого Петра и Святого..Павла в Лингфилде, Суррей.
На собрании членов Гудвуда 19 марта 2017 года была проведена дань уважения Сёртизу.
Позиция | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Очки | 8 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 |
(клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию; гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
† Гонка на 500 куб. См была остановлена из-за плохой погоды, и FIM исключила гонку из чемпионата мира.
(клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, указывают поул-позицию; Гонки, выделенные курсивом, указывают на самый быстрый круг)
(клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, указывают поул-позицию) (Гонки, выделенные курсивом, указывают на самый быстрый круг)
Год | Команда | Сопутствующие водители | Автомобиль | Класс | Круги | Поз. | Класс. Поз. |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1963 | Automobili Ferrari SEFAC | Willy Mairesse | Ferrari 250P | P 3.0 | 252 | DNF | DNF |
1964 | SpA Ferrari SEFAC | Лоренцо Бандини | Ferrari 330P | P 5.0 | 337 | 3-й | 3-й |
1965 | SpA Ferrari SEFAC | Людовико Скарфиотти | Ferrari 330 P2 | P 5.0 | 225 | DNF | DNF |
1967 | Lola Cars | Дэвид Хоббс | Lola T70 - Aston Martin | P +5,0 | 3 | DNF | DNF |
Источник: |
(ключ ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, указывают поул-позицию; (гонки курсивом обозначают самый быстрый круг)
Год | Участник | Шасси | Двигатель | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | Поз. | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1967 | Lola Racing | Lola T100 | Ford | SNE. Ret | SIL. 3 | BRH. DNQ | VAL | NC | 0 | ||||||||||
BMW | NÜR. 2 | HOC | TUL | JAR | ZAN | PER | |||||||||||||
1972 | Team Surtees | Surtees TS10 | Ford | MAL | THR. Ret | HOC | PAU | PAL. DNQ | HOC | ROU. DNQ | ÖST | IMO. 1 | MAN | PER | SAL | ALB | HOC | Северная Каролина | 0 |
Источник: |
Отмеченные пилоты, не имеющие права на получение очков чемпионата Европы Формулы 2
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Джон Сёртиз. |
Спортивные позиции | ||
---|---|---|
Ему предшествовал. Джефф Дюк | Чемпион мира по мотоциклам 500cc. 1956 | Преемник. Либеро Либерати |
Преступник. Либеро Либерати | Чемпион мира по мотоциклам 500cc. 1958–1960 | Преемник. Гэри Хокинг |
Предыдущий. Джим Кларк | Чемпион мира Формулы-1. 1964 | Преступник. Джим Кларк |
Предыдущий. Первый | Can-Am Чемпион . 1966 | Преемник. Брюс Макларен |
Награды и достижения | ||
Предыдущий. Ян Блэк | Спортсмен года по версии BBC. 1959 | Преемник. Дэвид Брум |
Предыдущий. Джим Кларк | Мемориальный трофей Боярышника. 1964 | Преемник. Джим Кларк |