1982 Формула-1 FIA. Чемпионат мира | |||
Чемпион пилотов : Кеке Росберг. Чемпион конструкторов : Ferrari | |||
Предыдущая: | 1981 | Следующая: | 1983 |
1982 FIA Formula One World Championship стал 36-м сезоном FIA Formula One автогонок. Он включал в себя два соревнования, проведенных в течение года: 33-й Чемпионат мира среди водителей «Формула-1» и 25-й Чемпионат мира среди конструкторов «Формула-1». В сезоне с 23 января по 25 сентября состоялось шестнадцать туров. Чемпионат пилотов выиграл Кеке Росберг, а чемпионат конструкторов - Scuderia Ferrari.
Чемпионат начался с забастовки пилотов в начале сезона в Южной Африке и видел частичный бойкот гонки как часть продолжающейся войны FISA-FOCA на Гран-при Сан-Марино. В 1982 году погибли два гонщика: Жиль Вильнев во время квалификации на Гран-при Бельгии и Риккардо Палетти на старте Гран-при Канады. Фаворит чемпионата Дидье Пирони также потерпел аварию, завершающую карьеру, во время квалификации на Гран-при Германии. Эти инциденты и несколько других крупных аварий привели к изменениям в правилах, направленных на повышение безопасности водителей на сезон 1983 года. Журналист автоспорта Найджел Робак позже писал, что 1982 год был «уродливым годом, отмеченным трагедией, раздорами, жадностью, и все же, как это ни парадоксально, это были одни из самых запоминающихся гонок, которые когда-либо видели». 90>
Конечный чемпион Росберг выиграл только одну гонку за весь сезон - Гран-при Швейцарии - но постоянство дало ему титул чемпиона водителей, на пять очков опередив Пирони и Джона Ватсона. Росберг стал вторым гонщиком, выигравшим чемпионат, выиграв только одну гонку в сезоне, после Майка Хоторна в 1958. Одиннадцать разных пилотов из семи разных команд выиграли гонку в течение сезона, причем ни один из пилотов не выиграл более двух раз; Кроме того, в девяти гонках подряд от Гран-при Монако до Гран-при Швейцарии участвовали девять разных победителей. Феррари, который заменил Вильнева на Патрика Тамбая и Пирони на 1978 чемпиона мира Марио Андретти, сумел набрать достаточно очков, чтобы обеспечить чемпионат конструкторов, финишировав без промедления. из McLaren с Renault третьим.
Следующие команды и гонщики приняли участие в чемпионате мира Формулы-1 1982 года:
Все команды и конструкторы, которые соревновались в 1981, вернулись в новый сезон. Brabham заключила сделку на поставку двигателей с немецким производителем автомобилей BMW на использование их inline-four двигателей с турбонаддувом. В январе команда объявила, что они намерены использовать новый двигатель BMW в течение всего сезона, но, столкнувшись с проблемами надежности с ним, они несколько раз за сезон возвращались к двигателю Cosworth DFV.
На К концу сезона 1981 года оба пилота Williams, 1980 чемпион мира Алан Джонс и Карлос Ройтеманн объявили о своем уходе из гонок.. Ройтеман действительно вернулся в 1982 году, участвуя в первых двух гонках, прежде чем неожиданно уйти в отставку в конце марта. Джонс был заменен на Кеке Росберг, который ранее участвовал в 36 Гран-при, заняв третье место как его лучший результат. В межсезонье ходили слухи о возвращении в спорт нескольких бывших чемпионов, но, в конце концов, только двукратный чемпион мира Ники Лауда вернулся в Формулу-1 после двухлетнего отсутствия партнера Джона Уотсона в McLaren. Ferrari и Renault сохранили свои победные в гонках составы из Жиля Вильнева и Дидье Пирони и Ален Прост и Рене Арну соответственно. В Брэбхэме действующий чемпион мира Нельсон Пике остался с командой, и его партнером Риккардо Патрезе, который перешел из Эрроуз на место Эктора Ребака. Команда Оселла дала Риккардо Палетти его дебют на Гран-при, а Толеман заменил Брайана Хентона на Тео Фаби, также новичок в Формуле-1. Марк Сурер был нанят Эрроуз, но сломал себе обе ноги во время предсезонных испытаний в Кьялами. Его должны были заменить Патрик Тамбей, который затем был уволен после участия в забастовке пилотов на той гонке, и место перешло к Хентону. Элисео Салазар переведен из Ensign Racing в команду ATS.
После ухода Ройтеманна на пенсию Уильямс нанял 1978 чемпиона мира Марио Андретти в качестве одноразовой замены на Гран-при США Запад. Дерек Дейли затем стал постоянным вторым гонщиком в команде, поскольку Андретти должен был выполнять свои гоночные обязанности в Соединенных Штатах. Андретти вернулся с Ferrari на последние две гонки сезона, заменив Пирони, который получил травмы, завершающие карьеру на Гран-при Германии. Вильнев, который погиб в результате аварии в квалификации Гран-при Бельгии, был заменен Тамбаем, начиная с Гран-при Голландии. В команде Team Lotus, Найджел Мэнселл пропустил две гонки из-за травм в результате аварии в Канаде. Его заменил на Гран-при Голландии Роберто Морено, который не прошел квалификацию. Мэнселл попытался вернуться на Brands Hatch, но был снова заменен на Гран-при Франции, на этот раз Джеффом Лисом. Несчастный случай на гонке во Франции заставил Йохена Масс, уже глубоко потрясенного фатальной аварией в Вильневе, в которой он участвовал, уйти с гонок Гран-при. В марте его заменил Руперт Киган. Шведский гонщик Слим Боргудд перешел из ATS в Тиррелл в межсезонье, но был вынужден покинуть команду только после трех гонок, когда у него закончились спонсорские деньги. Хентон занял свое место после Гран-при Бельгии и далее, поскольку Сурер вернулся в Эрроуз после того, как его травмы зажили.
Раунд | Гран-при | Трасса | Дата | |
---|---|---|---|---|
1 | Гран-при Южной Африки | Гоночная трасса Кьялами, Мидранд | 23 января | |
2 | Гран-при Бразилии | Жакарепагуа, Рио-де-Жанейро | 21 марта | |
3 | Гран-при США Запад | Трасса на Лонг-Бич-стрит, Лонг-Бич | 4 апреля | |
4 | Гран-при Сан-Марино | Автодром Энцо и Дино Феррари, Имола | 25 апреля | |
5 | Гран-при Бельгии | Автодром Zolder, Heusden -Zolder | 9 мая | |
6 | Гран-при Монако | Circuit de Monaco, Монте-Карло | 23 мая | |
7 | Гран-при Детройта | Detroit Street Circuit, Детройт | 6 июня | |
8 | Гран-при Канады | Автодром Жиль Вильнев, Монреаль | 13 июня | |
9 | Гран-при Нидерландов ix | Circuit Park Zandvoort, Zandvoort | 3 июля | |
10 | Гран-при Великобритании | Brands Hatch, West Kingsdown | 18 июля | |
11 | Гран-при Франции | Трасса Поль Рикар, Ле Кастелле | 25 июля | |
12 | Гран-при Германии | Хоккенхаймринг, Хоккенхайм | 8 августа | |
13 | Гран-при Австрии | Österreichring, Спилберг | 15 августа | |
14 | Гран-при Швейцарии | Дижон-Пренуа, Дижон | 29 августа | |
15 | Гран-при Италии | Autodromo Nazionale di Monza, Монца | 12 сентября | |
16 | Caesars Гран-при Palace | Caesars Palace, Лас-Вегас | 25 сентября | |
Источник: |
Запланировано Гран-при Аргентины который состоится 7 марта, но был отменен из-за отсутствия спонсоров, так как некоторые отказались от участия из-за неопределенности после забастовки пилотов в стартовой гонке. Гран-при Испании не был включен в календарь по нескольким причинам. Circuito del Jarama, где гонка проводилась годом ранее, не пользовалась популярностью у гонщиков. Кроме того, организаторы не выплатили свои взносы за 1981 год. Хотя гонка была возобновлена на 27 июня после того, как организаторы выплатили свои долги Ассоциации конструкторов Формулы-1 (FOCA), протесты от команд из-за опасного характера места проведения Харама гонка была отменена.
В календарь были добавлены две новые гонки по сравнению с 1981 : Гран-при Детройта и Гран-при Швейцарии, последний будет проводиться в Дижон-Пренуа во Франции, поскольку автоспорт был объявлен вне закона в Швейцарии после катастрофы в Ле-Мане 1955 года. Добавление Детройта означало, что Соединенные Штаты принимали три Гран-при, единственный раз, когда в одной стране было более двух гонок за один сезон до 2020, когда Италия должна была принять три Гран-при.
Начиная с начала 1970-х, Берни Экклстоун, владелец команды Brabham, захватил контроль над Ассоциацией конструкторов Формулы-1, позже переименованной в Ассоциацию конструкторов Формулы-1. В этой роли он начал заключать более выгодные контракты между командами и владельцами трасс, включая получение полного контроля над телевизионными правами для FOCA. Осознавая растущее влияние Экклстоуна и FOCA, руководящего органа спорта, Международная автомобильная федерация (FIA) и ее глава Поль Меттерних назначили француза Жана- Мари Балестре в 1978 году возглавляла Международную спортивную комиссию, которая затем была переименована в Международная федерация спортивных автомобилей (FISA). FIA делегировала выполнение спортивных правил, регулирующих Формулу-1, FISA.
В последующие годы между FOCA и FISA, в частности между Экклстоуном и Балестром, развернулась борьба за власть. Этот конфликт обычно называют войной FISA – FOCA. FOCA состояла в основном из британских конструкторских команд, в то время как группы производителей или «заводов» (Renault, Ferrari, Alfa Romeo и Talbot-Ligier ) вместе с Оселла и Толеман были связаны с FISA.
Конфликт достиг апогея на Гран-при Испании 1980, где водители команд, принадлежащих FOCA, бойкотировали обязательный инструктаж водителей и подвергались угрозам. FISA с отозванием их лицензий. Гонка продолжалась как мероприятие, не относящееся к чемпионату, без участия команд, не связанных с FOCA.
После неудачной попытки организовать отколовшийся чемпионат мира FOCA согласилась на Соглашение о согласии с FISA в марте 1981 года. Это соглашение предусматривало, что все команды были обязаны присутствовать на всех этапах чемпионата, одновременно улаживая разногласия по поводу будущих изменений правил.
Новые правила на сезон 1982 года включали увеличение количества автомобилей, допущенных к участию в Гран-при, с 30 до 34 и количества стартовавших с 24 до 26. Чтобы избежать наличия всех 34 автомобилей. Одно время на трассе была введена предварительная квалификационная сессия, в которой три команды с худшими показателями в предыдущем году будут соревноваться за право пройти квалификацию. Как и в прошлом году, одиннадцать лучших результатов во всех гонках засчитывались в чемпионате пилотов. Все гонки учитывались в Кубке конструкторов.
В годы, предшествовавшие 1982 г., Формулу-1 сформировали два основных технологических достижения: двигатель с турбонаддувом и «эффект земли ". В 1977 Lotus произвела революцию в аэродинамике Формулы-1, представив Lotus 78, известный как «крылатый автомобиль». Автомобиль использовал то, что обычно называют «эффектом земли», с физическим принципом «эффект Вентури ». Боковые стороны нижней части автомобиля будут закрыты юбками, чтобы задержать поток воздуха под давлением под автомобилем, эффективно «втягивая» автомобиль в землю. Это привело к увеличению скорости прохождения поворотов, но в то же время повлекло за собой негативные последствия для безопасности водителей. Таким образом, подвижные юбки были запрещены в 1981 году, при этом минимальная высота дорожного просвета для автомобилей составляла 6 см (2,4 дюйма), что было нацелено на минимизацию «эффекта земли» и снижение скорости на поворотах.
Однако в 1982 году оба правила были отменены в результате нового Соглашения о Соглашении. Юбки вокруг нижней части шасси, которые блокировали поток воздуха под автомобилем, требовали для правильной работы очень жестких подвесок. Это означало, что каждая неровность на трассе оказывала огромную нагрузку на водителей, сотрясая их в кабине. Кроме того, скорость прохождения поворотов и связанные с этим высокие перегрузки оказывают давление как на водителей, так и на подвески автомобилей, делая их склонными к поломке. Автомобили также будут двигаться вверх и вниз по дороге, вызывая эффект, называемый «porpoising », что затрудняет управление машинами. Эти неблагоприятные эффекты были особенно заметны на ухабистых трассах, таких как Jacarepaguá, где Риккардо Патрезе ушел на пенсию из-за истощения. Другие водители сообщали о головокружении и помутнении зрения.
Cosworth DFV с двигателем Williams FW08 был последним безнаддувным автомобилем, на котором до 1989 г. 331>. Здесь изображен будущий чемпион мира Кеке Росберг на Гран-при Великобритании.. Потенциально опасные последствия «эффекта земли» только усугубились с появлением очень мощных двигателей с турбонаддувом. В 1977 году компания Renault представила первый двигатель с турбонаддувом в своем спортивном автомобиле - Renault RS01. В то время правила разрешали использовать трехлитровые безнаддувные или 1,5-литровые двигатели с турбонаддувом, причем Renault была первой, кто попытался пойти по второму пути. В течение следующих нескольких сезонов турбодвигатели оказались быстрыми, но ненадежными. Автомобили также страдали от эффекта, который часто называют «турбо-лагом», что означает наличие значительного и неопределимого временного промежутка между нажатием дроссельной заслонки автомобиля и моментом, когда действует полная мощность турбонаддува. Это сделало автомобили с турбонаддувом очень сложными в управлении. В 1979 Renault одержала первую победу с двигателем с турбонаддувом. В 1981 году за ними последовала Ferrari, представившая собственный турбомотор. Кроме того, в 1982 году команда Toleman также использовала турбомоторы, поставленные Хартом.
Alfa Romeo, сохранив то, что писатель по автоспорту Дуг Най назвал самым мощным трехлитровым двигателем в Формуле-1 того времени., мощностью 548 л.с. (409 кВт). Они испытали свой двигатель с турбонаддувом V8 во время практики на Гран-при Италии, но не участвовали в гонках до 1983. Однако большинство команд FOCA по-прежнему полагались на двигатель Cosworth DFV, который был представлен Lotus в 1967.
В 1981 году McLaren построила первый автомобиль монокок из углеродного волокна <331.>составной. В результате автомобили стали легче, но в то же время стали более жесткими. McLaren доказал, что автомобили из углеродного волокна могут быть быстрыми: Джон Уотсон выиграл Гран-при Великобритании 1981 года. Отсутствие у Watson серьезных травм после тяжелой аварии на Гран-при Италии того же года продемонстрировало превосходство материала с точки зрения безопасности. Lotus последовала его примеру в 1982 году, представив углеродное волокно для своего Lotus 91.
. Даже с этими эффективными техническими достижениями в конструкции шасси, команды FOCA с двигателем Cosworth DFV имели значительный недостаток мощности по сравнению с конструкторами, которые использовали турбированный двигатель. двигатель. Чтобы противодействовать этому, команды, не занимающиеся турбо-режимом, использовали лазейку в регламенте. Вес автомобиля был измерен до и после гонки, при этом масло и охлаждающая жидкость были долиты перед окончательным взвешиванием. Поэтому команды строили свои автомобили легче, чем разрешено правилами, и добавляли резервуары для воды, которые, по их утверждению, использовались для охлаждения тормозов, но на самом деле вода выливалась на трассу, как только машина выезжала с пит-лейна, что позволяло им бежать быстрее. Кеке Росберг позже объяснил, что «резервуар для воды [...] дал нам хотя бы теоретический шанс составить конкуренцию турбинам». В соответствии с другими изменениями правил минимальный вес автомобилей был уменьшен с 585 кг (1290 фунтов) до 580 кг (1280 фунтов). Обязательной стала также новая «ячейка выживания водителя».
Четыре компании: Goodyear, Michelin, Pirelli и Avon поставлял шины, в том числе шины специальной квалификации с повышенным уровнем сцепления. Эти квалификационные шины были первоначально запрещены в 1980, но с тех пор были запрещены. Впервые количество шин, разрешенное для квалификации, было ограничено двумя наборами за сессию, создавая ситуацию, которую Вильнев считал «... излишне опасной. Если у меня есть только два шанса установить время, мне нужна чистая трасса, хорошо. «Если неясно, если кто-то стоит на моем пути, я просто надеюсь, что он смотрит в свои зеркала - я имею в виду, я не могу поднять, потому что это мой последний шанс». Необходимость иметь чистую трассу, чтобы максимально использовать недолговечные квалификационные шины, заставляла водителей рисковать, что еще больше увеличивало опасность.
За неделю до первого уик-энда сезона Гран-при в Южной Африке, тесты сезона проводились на трассе Кьялами. Прост установил самое быстрое время во время тестирования - 1: 05.71, что почти на восемь секунд быстрее, чем предыдущий рекорд трассы. Сурер, выступавший за команду Arrows, сломал ногу в результате аварии, и его заменил Тамбай. Масс также разбился на своем March 821, но не пострадал. У Ferrari не было своего нового автомобиля 126C2, готового к испытаниям, и вместо этого использовалась обновленная версия своего автомобиля 1981 года, 126CK. Команда Brabham была довольна успехом своего нового BT50 с двигателем BMW с турбонаддувом.
Перед началом сезона, все водители получили письмо от FISA, содержащее форму заявки на новую суперлицензию. В этом новом документе говорится, что гонщикам не будет разрешено свободно менять команды в течение сезона, и в этом случае у них будут отозваны лицензии. Кроме того, документ запрещал водителям совершать действия, «которые могут нанести вред моральным или материальным интересам» Формулы-1. Вернувшийся Лауда был недоволен этим и связался с Пирони, главой Ассоциации гонщиков Гран-при (GPDA). Они связались с другими водителями, и в конечном итоге шесть водителей отказались подписать документ, в том числе Лауда, Пирони, Вильнев, Арну, Бруно Джакомелли и Андреа де Сезарис.
Механики играют в футбол на главной прямой Кьялами во время забастовки пилотовВ среду между тестами и первой тренировкой Гран-при Южной Африки, во время заседания Комиссии Формулы-1, Пирони, от имени водителей возражал против заявки на получение лицензии. Балестре отреагировал решительно, исключив всех водителей, которые не подписали контракт с тренировочной сессии на следующий день. Водители, почти все из них, а не только те, кто отказался подписать, в свою очередь, объявили забастовку на следующий день и сели в автобус до ближайшего отеля. Конфликт продолжался до следующего дня, в пятницу перед назначенной гонкой. Частично проблема была решена незадолго до полудня того дня, когда водители получили нерешительные заверения в своих требованиях. В конечном итоге они будут оштрафованы на 5000 долларов за забастовку, а новая суперлицензия будет отменена. После событий в Южной Африке GPDA распалась на собрании пилотов в Париже, и ее заменила Ассоциация профессиональных гонщиков (PRDA).
Когда квалификация наконец началась, Арну занял поул-позицию от Пике, с Вильнёвом и Патрезом во втором ряду сетки. На старте Арну лидировал, в то время как Пике не смог уйти, и его обогнали несколько машин, в том числе Прост, который прыгнул с пятого на второе. Пике и Вильнев досрочно сошли с дистанции, в то время как Прост вышел вперед у своего товарища по команде Арну на 14-м круге. Он лидировал до 41-го круга, когда проколол левую заднюю шину, что вынудило его выйти на пит-лейн за новыми шинами. Он вышел на восьмое место, но с этим новым набором Прост был самым быстрым гонщиком на трассе, что позволило ему относительно легко обогнать. На 68-м круге он снова занял лидирующую позицию у Арну и выиграл гонку. Ройтеманн также обогнал Арну в конце гонки и финишировал вторым, а Лауда занял четвертое место по возвращении в гонки Формулы-1.
Затем команды отправились в Бразилию на второй этап. Brabham на время отказалась от своего BT50 с турбонаддувом по причине его ненадежности, вернувшись к обновленной модели BT49D для этой гонки, оснащенной двигателем Cosworth DFV. Машины еще раз доказали, насколько быстрыми они стали, когда Прост квалифицировался на поул-позиции на 6,27 секунды быстрее, чем Пике годом ранее. Вильнев был вторым на стартовой решетке и лидировал на старте, за ним следовал Росберг с двумя гонщиками Renault. Однако Росберг отстал от Renaults на первом круге, на третьем круге его обогнал Патрезе, а двумя кругами позже - Пике. Вильнев лидировал до 30-го круга, после чего вылетел из гонки. Это позволило Пике выйти в лидеры, а за ним сразу же последовал Росберг, и оба боролись за позиции на предыдущих кругах. Порядок оставался до финиша, Пике выигрывал у Росберга, Проста, Уотсона и Мэнселла.
Сильную нагрузку на гонщиков из-за ухабистой трассы и жаркой влажной погоды продемонстрировал не только Патрез, выбывший из гонки на круге. 34 из-за истощения, а также когда Пике упал в обморок на трибуне победителей. После гонки и Ferrari, и Renault протестовали против финиша Пике и Росберга за первое и второе места, сославшись на незаконность использования резервуаров для воды, используемых Брэбэмом и Уильямсом. Дело было доставлено в FISA в Париже, но результат остался без ответа до следующей гонки.
Андреа де Сезари (слева) неожиданно заняла поул-позицию на Лонг-Бич на его Alfa Romeo 182 (на фото).Третья гонка сезона прошла на street circuit в Лонг-Бич. Во время субботней квалификации Лауда сделал всего один заезд из нескольких кругов, установив быстрое время, которое вывело его на первое место в таблице лидеров. Однако на последних секундах сессии де Сезарис улучшил время Лауда, обеспечив поул-позицию Alfa Romeo. Де Сезари был вытеснен Маклареном за Лауда зимой и был тронут своим достижением до слез.
Де Сезарис лидировал с самого начала, в то время как Лауда обогнал Арну и занял второе место. На шестом круге Джакомелли, идущий четвертым, попытался перебить Лауда и при этом ударил Арну, вынудив обоих сойти с дистанции. Это позволило Вильневу занять третье место, опередив Ватсона. Пирони и Прост оба сошли с дистанции, ударившись о стену на седьмом и одиннадцатом кругах соответственно. На 15-м круге Лауда воспользовался отсутствием переключения передач де Сезарисом и вышел в лидеры, сразу же начав отрыв. Росберг обогнал Вильнева на 21-м круге и стал вторым на 34-м круге, когда де Сезарис врезался в стену после того, как у него отказал двигатель. Порядок оставался до клетчатого флага, когда Лауда выиграл только свой третий Гран-при в этом виде спорта. Позже Вильнев был исключен из результатов в Лонг-Бич после протеста Кена Тиррелла по поводу использования Ferrari двойного заднего антикрыла.
На этой неделе перед следующим этапом Гран-при Сан-Марино Международный апелляционный суд FIA принял сторону Ferrari и Renault в их жалобе на резервуары для воды на гонке в Бразилии и дисквалифицировал Пике и Росберга, передав победу Просту.. Далее было решено, что теперь автомобили будут взвешиваться после гонки в том состоянии, в котором они финишировали, что исключит использование командами Cosworth резервуаров для воды для повышения их производительности. Примечательно, однако, что результаты всех других бегунов Гран-при Бразилии были поддержаны, в том числе Уотсона, который унаследовал второе место, хотя его использование резервуаров для воды было таким же незаконным, как и другие. Команды FOCA обратились с просьбой перенести следующую гонку на июль, чтобы рассмотреть последствия решения суда на том основании, что он изменил правила этого вида спорта. Организаторы гонки отказались откладывать гонку, которая прошла без участия большинства команд FOCA. На этом этапе чемпионата Прост лидировал с 18 очками, опережая Лауда на шесть, а Росберг и Ватсон разделили третье место с 8 очками.
Поскольку команды FOCA бойкотировали гонку, Гран-при Сан-Марино был проведен. всего 14 автомобилей. Рено и Феррари с турбонаддувом пользовались большим спросом, и Арну занял поул-позицию, опередив Проста, а Вильнев и Пирони заняли второе место. Из-за быстрого характера трассы Имола босс команды Ferrari Мауро Форгьери посоветовал своим водителям экономить топливо. Арну лидировал с самого начала, в то время как Прост уступил две позиции пилотам Ferrari на первом круге. В конце концов он сошел на седьмой круг. После некоторой смены позиции с Вильневым и Пирони Арну отошел, но также сошел с дистанции после 44 кругов, когда у него закончился двигатель. Таким образом, только гонщики Ferrari смогли выиграть Гран-при. Их команда показывала на пит-уолле знаки «медленно», призывая экономить топливо. Вильнев, который вел, понял, что это означает, что машины должны финишировать в текущем порядке. Пирони, казалось, проигнорировал сигналы питуолла и вышел вперед на 46-м круге. Затем он ускорился, потянув за собой Вильнева, который снова вернул лидерство на 49-м круге. Они меняли позицию еще три раза; поскольку Вильнев замедлял темп каждый раз, когда выходил вперед, Пирони снова его обгонял. В конце концов, Пирони выиграл гонку, и Вильнев был в ярости на своего товарища по команде, который якобы не выполнял приказы команды. После гонки он сказал: «Люди, кажется, думают, что у нас была битва всей нашей жизни! [...] Я ехал по инерции на тех последних 15 кругах». Пирони сказал, что «Знак« медленно »означает только использовать свою голову [... не то чтобы], если вы думаете, что можете победить, не делайте этого». В интервью на следующей неделе Вильнев сказал, что больше никогда не будет разговаривать с Пирони.
«Я объявил войну. Абсолютная война. Финишировать вторым - это одно - я бы разозлился на себя за то, что недостаточно быстр если бы он побил меня. Но финишировал вторым, потому что ублюдок его украл... ". Жиль Вильнёв, описывая свои отношения с товарищем по команде Дидье Пирони после Сан-Марино Гран-при.Две недели спустя паддок переехал в Зольдер для Гран-при Бельгии. В квалификации Вильнев выехал на трассу на своем втором комплекте быстрых шин, которые уже использовались, и им оставалось пройти только один быстрый круг, прежде чем их производительность ухудшилась. На своем летающем круге ему не удалось улучшить время своего товарища по команде Пирони, но вместо того, чтобы сбавить скорость, как это обычно делали пилоты на кругах, по окончании которых они должны были возвращаться на боксы, Вильнев продолжал быстро двигаться. Было высказано предположение, что он был полон решимости побить время Пирони из-за враждебности между ними. Однако неясно, правда ли это, поскольку Форгьери утверждает, что Вильнев действительно планировал вернуться на питлейн. В любом случае, Вильнев поймал Йохена Маса, движущегося намного медленнее на левом повороте, и двинулся вправо, чтобы обогнать его в тот же момент, когда Масса также двинулся вправо, пропуская Вильнева на гоночной трассе . Эти двое столкнулись, и Вильнева выбросило из распавшейся машины. Он умер от перелома шеи в местной больнице в 9:12 того же вечера.
Ferrari снялась с гонки, которую Уотсон выиграл для McLaren. Его товарищ по команде Лауда, финишировавший третьим после Росберга, был дисквалифицирован после гонки за машину с недостаточным весом. В результатах доминировали вернувшиеся команды FOCA; даже единственный финишер с турбонаддувом, Пике, был одним из них после того, как Брэбхэм повторно представил BMW BT50 для этой гонки.
Журналист автоспорта Найджел Робак заявил, что следующая гонка состоится e Гран-при Монако, «было мрачным, резким местом [...], чувство отсутствия [Вильнева] было подавляющим»; канадец жил в княжестве и выиграл прошлогоднюю гонку. Феррари решила управлять только одной машиной, пока не заменила Вильнева. В самой гонке Арну лидировал рано с поул-позиции, прежде чем развернуться, передав лидерство своему товарищу по команде Renault Просту. Последний, в свою очередь, обеспечил огромное преимущество, но легкий ливень на последних кругах спровоцировал хаотичный финиш. Прост потерпел крах, отдав лидерство Патрезе, все еще работающему на Brabham BT49D с двигателем Cosworth. Патрез развернулся на предпоследнем круге и остановился, позволив Пирони выйти вперед, за ним последовал де Сезарис. На последнем круге Пирони, де Сезарис и Дейли сошли с дистанции, потому что у них закончилось топливо, когда они занимали потенциально выигрышные позиции. Тем временем Патрез завел машину, спустившись с холма, проехал последние два круга и одержал свою первую победу в карьере. Пирони занял второе место, несмотря на то, что у него закончилось топливо и он остановился на последнем круге. После гонки Прост, не набравший очков после мартовского Гран-при Бразилии, лидировал на одно очко от Уотсона и на два очка от Пирони.
Следующая гонка была инаугурационное Гран-при Детройта, которое было омрачено недостаточной подготовкой трассы, задерживая тренировочную сессию на трассе, на которой раньше никогда не проводились автогонки. Во время укороченной квалификационной сессии Прост занял поул-позицию, опередив де Сезариса, а Росберг занял третье место. Большим сюрпризом этого дня стал защищающийся чемпион мира Пике, который не смог пройти квалификацию, так как у его Brabham BT50 были проблемы с двигателем, а запасной автомобиль тоже не работал. В гонке Прост уверенно лидировал, пока авария между Роберто Герреро, Элио де Анжелисом и Патрезе не привела к приостановке гонки. Де Чезари на этом этапе завершил карьеру, и на рестарте Прост вел Росберга и Пирони. Проблема с впрыском топлива замедлила Проста, отдав лидерство Росбергу. Уотсон, который квалифицировался 17-м на стартовой решетке, заставил свои шины Michelin хорошо работать на трассе Детройта и обгонял одного гонщика за другим, пока на 37-м круге он не вышел в лидеры, так как у Росберга были проблемы с коробкой передач. Уотсон выиграл гонку у Эдди Чивера и Пирони, возглавив чемпионат мира.
На Гран-при Канады снова случилась трагедия. Пирони квалифицировался на поул, но остановился на старте. Его неподвижный автомобиль был сбит Оселлой молодого итальянца Риккардо Палетти, который участвовал только в своей второй гонке Формулы-1. Палетти получил серьезные внутренние травмы, а его машина загорелась, когда маршалы трассы пытались вытащить его из машины. По прибытии в больницу он был объявлен мертвым. Гонка была возобновлена, и Пике на автомобиле Brabham с двигателем BMW выиграл гонку, опередив своего товарища по команде Патреза, все еще участвовавшего в BT49D с двигателем Cosworth. Это будет последний финиш со счетом один-два для команды Brabham в их истории Формулы-1. Уотсон финишировал третьим, закрепив свое лидерство в чемпионате. После канадского раунда Уотсон был на 30 очков, на 10 опережая Пирони, за ним следовал Патрезе с 19, Прост с 18 и Росбергом с 17 очками.
На Гран-при Голландии, Ferrari представила Патрика Тамбая в качестве замены Вильнева. Пилоты Renault снова заблокировали первый ряд, Арну опередил Проста. Последний вышел вперед на старте, за ним последовали Арну и Пирони. На втором круге Пирони обогнал Арну, а через три круга вышел впереди Проста. В то время как Прост сошел с дистанции из-за отказа двигателя, Арну удалось выжить в тяжелой аварии на 22-м круге на повороте Тарзана. Его левое переднее колесо сломалось, когда он приблизился к повороту, и его машина врезалась в стену из шин. Пирони выиграл гонку без серьезных соревнований, опередив Пике и Росберга.
Ники Лауда выиграл две гонки в своем сезоне камбэков, сначала в Лонг-Бич, затем в Британии (на фото).Для следующей гонки в Брэндс-Хэтче, Гран-при Великобритании, Брэбэм придумал то, что они назвали «Уловкой». Вдохновленная возвращением Проста на открытии сезона в Кьялами, команда планировала выпустить свои машины с заполненными наполовину баками и более мягкими, а значит, более быстрыми шинами. Пит-стоп в середине гонки должен был дозаправить машину и заменить шины, что дало гонщикам Brabham преимущество, позволяющее проехать круг быстрее всех и получить достаточное преимущество для победы. Вдобавок к этому, оба гонщика теперь использовали шасси BT50 с двигателем BMW.
Однако в квалификации Росберг удивил, заняв лишь вторую и последнюю поул-позицию без турбонаддува в сезоне. В начале прогрева из-за проблемы с давлением топлива его машина остановилась на сетке, в то время как другие машины тронулись. Его механика помогла ему провести пуш-старт, но он не успел выйти на поле и должен был стартовать в гонке последним. Это дало Патрезе первую стартовую позицию, но он остановился. И Арну, и Фаби столкнулись с ним, убив всех троих на месте. Пике, как единственный оставшийся Брэбэм, вел от Лауда, но «Уловка» не состоялась, так как Пике ушел из-за проблем с впрыском топлива на десятом круге. Таким образом, Лауда одержал вторую победу в сезоне, за ним последовали Пирони и Тамбай. Пирони стал лидером чемпионата, теперь на пять очков опередив Уотсона.
Дидье Пирони (вверху) выиграл Гран-при Голландии за Ferrari, а Рене Арну пережил тяжелую аварию (внизу).«Рено» доминировали в своей домашней гонке, Гран-при Франции на трассе Поль Рикар. Арну прошел квалификацию, опередив Проста, и, поскольку Прост был лучше позиционирован в чемпионате, команда решила, что если машины должны ехать первой и второй, он должен победить. Арну не выполнил соглашение и одержал победу над своим товарищем по команде, к большому разочарованию Проста. Еще одна тяжелая авария испортила гонку, когда Масс врезался в спину Мауро Бальди на углу Сигнеса. Когда машина Масса съехала к заграждению, ее катапультировали на трибуны, заполненные зрителями. Хотя несколько человек получили легкие травмы, авария не привела к гибели или серьезным травмам. На этом этапе Пирони лидировал в чемпионате на девять очков впереди Уотсона и считался вероятным фаворитом на завоевание титула.
На следующем этапе Гран-при Германии в Хоккенхайме, Пирони квалифицировался на поул-позиции. Однако позже во время сессии он столкнулся с Renault Проста на мокрой дороге. Его автомобиль был подброшен в воздух, и, хотя он пережил удар, он получил серьезные травмы ноги и никогда больше не будет участвовать в Формуле-1. Гонка проходила при свободном первом месте на сетке. Brabham снова пытались использовать стратегию дозаправки автомобилей и замены шин в середине гонки. Пике уверенно лидировал, когда он столкнулся с Салазаром, пытаясь обогнать его, в результате чего Пике яростно ударил и пнул своего конкурента после того, как тот вышел из машины. Тамбай выиграл гонку для Ferrari, свою первую победу в Гран-при, опередив Арну и Росберга, которые теперь были третьими в чемпионате.
На Гран-при Австрии на Österreichring, большинство бегунов с турбонаддувом рано вышли на пенсию, оставив Проста лидером, только для того, чтобы выйти из гонки с впрыском топлива за пять кругов до финиша. Это оставило де Анжелису и Росбергу одержать победу в гонке, а де Анжелис достиг финишной черты на 0,050 секунды впереди, чтобы выиграть свой первый Гран-при. На Гран-при гонщики Brabham также впервые добрались до пит-стопов в середине гонки, но позже оба сошли с дистанции.
Росберг, в свою очередь, одержал свою первую победу на следующей гонке, Гран-при Швейцарии, проходящий на трассе Дижон-Пренуа и рассчитанный на 80 кругов. Renaults of Prost и Arnoux квалифицировались в первом ряду. Росберг, который всегда шел быстрее всех остальных пилотов, был задержан де Сезарисом, но в конце концов нашел способ обойти его. Он обогнал Арну на 73-м круге и Проста на 78-м круге, выйдя вперед и одержав победу в гонке. При этом он также стал лидером в чемпионате.
На Гран-при Италии Марио Андретти вернулся, чтобы занять место в Ferrari, оставленное Пирони вакантным, и квалифицировался с поул-позицией. Гонку выиграл Арну, приведя домой Феррари Тамбая и Андретти. Росберг не набрал очков, финишировав восьмым. Уотсон тем временем набрал три очка за четвертое место, оставив ему математический шанс выиграть титул; это потребовало бы от него победы в последней гонке сезона, когда Росберг не смог забить.
На последней гонке сезона Гран-при Caesars Palace в Лас-Вегасе, проходившей при погодных условиях 98,8 ° F (37,1 ° C) во время В особенно неподходящее и жаркое время года в Лас-Вегасе Прост занял поул-позицию, опередив Арну. В то время как Арну сошел с дистанции, Прост помешал покрыться пузырями и финишировал четвертым. Микеле Альборето одержал неожиданную победу для Тиррелла. Уотсон финишировал вторым, а это значит, что пятого места Росберга было достаточно, чтобы закрепить за собой титул. Он стал первым гонщиком после Майка Хоторна в 1958, который завоевал титул чемпиона, выиграв всего один Гран-при.
Сезон 1982 года стал последним для владельца команды Lotus Колин Чепмен, скончавшийся 16 декабря 1982 года от сердечного приступа. После «сезона, охваченного трагедиями, омраченного противоречиями и охваченного волнением», FISA объявило, что «эффект земли» будет запрещен на 1983, чтобы сделать автомобили более безопасными. Всего в сезоне 1982 года в 16 гонках было 11 победителей, при этом ни один гонщик не одержал более двух побед. Это включало девять разных победителей в одинаковом количестве гонок подряд. Пять гонщиков одержали свою первую победу в Гран-при: Патрезе, Тамбай, де Анжелис, Росберг и Альборето.
Раунд | Гонка | Поул-позиция | Самый быстрый круг | Победитель гонки | Конструктор | Отчет |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Гран-при Южной Африки | Рене Арну | Ален Прост | Ален Прост | Renault | Отчет |
2 | Гран-при Бразилии | Ален Прост | Ален Прост | Ален Прост | Renault | Отчет |
3 | Гран-при США Запад | Андреа де Сезарис | Ники Лауда | Ники Лауда | Макларен - Форд | Отчет |
4 | Гран-при Сан-Марино | Рене Арну | Дидье Пирони | Дидье Пирони | Ferrari | Отчет |
5 | Гран-при Бельгии | Ален Прост | Джон Уотсон | Джон Уотсон | МакЛар ru - Ford | Отчет |
6 | Гран-при Монако | Рене Арну | Риккардо Патрез | Риккардо Патрез | Брэбхэм - Ford | Отчет |
7 | Гран-при Детройта | Ален Прост | Ален Прост | Джон Уотсон | Макларен - Форд | Отчет |
8 | Гран-при Канады | Дидье Пирони | Дидье Пирони | Нельсон Пике | Брэбэм - BMW | Отчет |
9 | Гран-при Голландии | Рене Арну | Дерек Уорвик | Дидье Пирони | Феррари | Отчет |
10 | Гран-при Великобритании | Кеке Росберг | Брайан Хентон | Ники Лауда | Макларен - Форд | Отчет |
11 | Гран-при Франции | Рене Арну | Риккардо Патрез | Рене Арну | Renault | Отчет |
12 | Гран-при Германии | Дидье Пирони | Нельсон Пике | Патрик Тамбей | Ferrari | Отчет |
13 | Гран-при Австрии | Нельсон Пике | Нельсон Пике | Элио де Анжелис | Lotus - Ford | Отчет |
14 | Гран-при Швейцарии | Ален Прост | Ален Прост | Кеке Росб erg | Williams - Ford | Отчет |
15 | Гран-при Италии | Марио Андретти | Рене Арну | Рене Арну | Renault | Отчет |
16 | Гран-при Caesars Palace | Ален Прост | Мишель Альборето | Микеле Альборето | Тиррелл - Форд | Отчет |
Источник: |
Очки были начислены шести лучшим классифицированным финишерам. Одиннадцать лучших результатов во всех гонках засчитываются для зачисления в Чемпионат пилотов.
Позиция | 1-е | 2-е | 3-е | 4-е | 5-е | 6-е |
---|---|---|---|---|---|---|
Очки | 9 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 |
|
. |
Pos | Производитель | RSA. | BRA. | USW. | SMR. | BEL. | MON. | DET. | CAN. | NED. | GBR. | FRA. | GER. | AUT. | SUI. | ITA. | CPL. | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Ferrari | Ret | Ret | DSQ | 2 | DNS | 8 | 3 | 4 | 1 | 4 | DNS | 2 | DNS | 74 | |||
18 | 6 | Ret | 1 | DNS | 2 | 3 | 9 | 1 | 2 | 3 | DNS | 3 | Ret | |||||
2 | McLaren - Ford | 6 | 2 | 6 | 1 | Ret | 1 | 3 | 9 | Ret | Ret | Ret | 9 | 13 | 4 | 2 | 69 | |
4 | Ret | 1 | DSQ | Ret | Ret | Ret | 4 | 1 | 8 | DNS | 5 | 3 | Ret | Ret | ||||
3 | Renault | 1 | 1 | Ret | Ret | Ret | 7 | NC | Ret | Ret | 6 | 2 | Ret | 8 | 2 | Ret | 4 | 62 |
3 | Ret | Ret | Ret | Ret | Ret | 10 | Ret | Ret | Ret | 1 | 2 | Ret | 16 | 1 | Ret | |||
4 | Williams - Ford | 2 | Ret | Re t | Ret | 6 | 5 | 7 | 5 | 5 | 7 | Ret | Ret | 9 | Ret | 6 | 58 | |
5 | DSQ | 2 | 2 | Ret | 4 | Ret | 3 | Ret | 5 | 3 | 2 | 1 | 8 | 5 | ||||
5 | Lotus - Ford | 8 | Ret | 5 | 4 | 5 | Ret | 4 | Ret | 4 | Ret | Ret | 1 | 6 | Ret | Ret | 30 | |
Ret | 3 | 7 | Ret | 4 | Ret | Ret | DNQ | Ret | 12 | 9 | Ret | 8 | 7 | Ret | ||||
6 | Tyrrell - Ford | 7 | 4 | 4 | 3 | Ret | 10 | Ret | Ret | 7 | Ret | 6 | 4 | Ret | 7 | 5 | 1 | 25 |
16 | 7 | 10 | Ret | Ret | 8 | 9 | NC | Ret | 8 | 10 | 7 | Ret | 11 | Ret | 8 | |||
7 | Brabham - BMW | Ret | 5 | Ret | DNQ | 1 | 2 | Ret | Ret | Ret | Ret | 4 | Ret | Ret | 22 | |||
Ret | Ret | 15 | Ret | Ret | Ret | Ret | 5 | Ret | Ret | |||||||||
8 | Ligier - Matra | Ret | Ret | Ret | 3 | Ret | 2 | 10 | DNQ | Ret | 16 | Ret | Ret | Ret | 6 | 3 | 20 | |
Ret | Ret | Ret | 9 | Ret | 6 | Ret | Ret | Ret | 14 | Ret | 3 | Ret | Ret | Ret | ||||
9 | Brabham - Ford | DSQ | Ret | 19 | ||||||||||||||
Ret | 3 | 1 | Ret | 2 | ||||||||||||||
10 | Alfa Romeo | 13 | Ret | Ret | Ret | Ret | 3 | Ret | 6 | Ret | Ret | Ret | Ret | Ret | 10 | 10 | 9 | 7 |
11 | Ret | Ret | Ret | Ret | Ret | Ret | Ret | 11 | 7 | 9 | 5 | Ret | 12 | Ret | 10 | |||
11 | Arrows - Ford | DNQ | DNQ | Ret | 7 | 9 | 8 | 5 | 10 | Ret | 13 | 6 | Ret | 15 | Ret | 7 | 5 | |
DNQ | 10 | DNQ | Ret | DNQ | Ret | 8 | 6 | 9 | Ret | Ret | 6 | DNQ | 12 | 11 | ||||
12 | ATS - Ford | 10 | 5 | Ret | DSQ | Ret | Ret | Ret | DNQ | 12 | DNQ | 11 | Ret | Ret | Ret | DNQ | NC | 4 |
9 | Ret | Ret | 5 | Ret | Ret | Ret | Ret | 13 | DNQ | Ret | Ret | DNQ | 14 | 9 | DNQ | |||
13 | Osella - Ford | Ret | 9 | Ret | 4 | Ret | DNQ | Ret | Ret | 14 | Ret | Ret | Ret | DNQ | Ret | Ret | DNS | 3 |
DNQ | DNPQ | DNQ | Ret | DNPQ | DNPQ | DNS | Ret | |||||||||||
14 | Fittipaldi - Ford | 17 | Ret | DNQ | 6 | DNPQ | 11 | DNQ | Ret | Ret | DNQ | 11 | 7 | DNQ | 11 | DNQ | 1 | |
— | March - Ford | 12 | 8 | 8 | Ret | DNQ | 7 | 11 | Ret | 10 | Ret | DNQ | Ret | Ret | DNQ | 12 | 0 | |
15 | Ret | 9 | 8 | DNPQ | Ret | Ret | Ret | DNQ | DNQ | Ret | DNQ | Ret | DNQ | 13 | ||||
DNPQ | DNPQ | DNQ | DNQ | DNPQ | ||||||||||||||
— | прапорщик - Ford | WD | DNQ | Ret | DNQ | DNQ | Ret | Ret | DNQ | Ret | DNQ | 8 | Ret | Ret | NC | DNS | 0 | |
— | Toleman - Hart | Ret | DNQ | DNPQ | Ret | Ret | DNQ | Ret | Ret | 15 | 10 | Ret | Ret | Ret | Ret | 0 | ||
DNQ | DNQ | DNQ | NC | Ret | DNPQ | DNQ | Ret | Ret | DNQ | Ret | Ret | Ret | DNQ | |||||
— | Theodore - Ford | 14 | Ret | Ret | DNQ | DNQ | DNQ | Ret | Ret | DNQ | DNQ | DNQ | Ret | DNQ | DNQ | Ret | 0 | |
Pos | Конструктор | RSA. | BRA. | USW. | SMR. | BEL. | MON. | DET. | CAN. | NED. | GBR. | FR A. | GER. | AUT. | SUI. | ITA. | CPL. | Points |
Источник: |
На Викискладе есть материалы, связанные с 1982 г. Formula One. |