1980 Формула-1 сезон | |||
Чемпион пилотов : Алан Джонс. Чемпион конструкторов : Уильямс - Форд | |||
Предыдущая: | 1979 | Следующая: | 1981 |
Сезон Формулы-1 1980 года стал 34-м сезоном FIA Формула-1 автоспорт. В нем участвовали чемпионат мира среди водителей 1980 года и международный кубок конструкторов Формулы-1 1980 года, которые проводились одновременно с 13 января по 5 октября в рамках серии из четырнадцати гонок. В сезоне также была одна гонка вне чемпионата: Гран-при Испании.
Алан Джонс, за рулем Williams - Ford, стал первым австралийцем, выигравшим Чемпионат мира с Джека Брэбэма по 1966. В этом сезоне в Формуле-1 произошла серьезная смена караула, когда команда Williams завоевала титулы пилотов и конструкторов, появилась Нельсон Пике в качестве претендента на чемпионство и дебютировал будущий чемпион мира Ален Прост и Найджел Мэнселл, действующие чемпионы Джоди Шектер и Феррари, пережили ужасный сезон, в результате которого Шектер ушел из спорта в конце года.. Кроме того, француз Патрик Депайлер погиб во время тестирования в Хоккенхайме.
Следующие гонщики и конструкторы приняли участие в чемпионате мира среди водителей 1980 года. и Международный кубок 1980 года для конструкторов Формулы-1.
1980 Сезон Формулы-1 стартовал в Аргентине в январе. Это мероприятие, проводимое на муниципальном автодроме Буэнос-Айреса, расположенном в огромной аргентинской столице, началось плохо. После пятничной тренировки из-за жары и всасывания, которые создавали эти машины, трасса начала разрушаться, и гонщики сочли условия тяжелыми и даже опасными. Во главе с Эмерсоном Фиттипальди гонщики устроили полу-неудачный протест - организаторы действительно починили трассу, но безуспешно - в день гонки трасса все еще была в ужасном состоянии. Гонка все равно шла вперед, и трасса Буэнос-Айреса, являющаяся одной из самых разнообразных и сложных трасс в календаре, представляла собой ультра-захватывающую гонку, в которой многие пилоты были застигнуты врасплох из-за распада извилистой части внутренней арены. №15 вариант гоночного объекта. После того, как дважды сошел с дистанции и вернулся на 4-е место после пит-стопа, чтобы очистить радиаторы от травы, австралиец и фаворит титула Алан Джонс одержал победу на своем Williams-Ford / Cosworth. Бразилец Нельсон Пике, который также несколько раз уходил, финишировал вторым, а финн Кеке Росберг на своем Фиттипальди отличился третьим. Французский новичок Ален Прост в своей первой гонке Формулы 1 финишировал 6-м и набрал первое в истории очко на чемпионате мира. Жиль Вильнев, конкурентоспособный на протяжении всего своего Ferrari, сильно врезался в последовательность поворотов слева направо на тобоггане после того, как его передняя подвеска вышла из строя из-за возможных повреждений, нанесенных ей после ряда выездов за пределы трассы, которые канадец имел во время гонки.
Вторая половина январского тура по Южной Америке прошла в Бразилии. Эта встреча также была встречена с трудностями перед гонкой. Условия безопасности на очень сложной, требовательной и ограниченной 5-мильной трассе Интерлагос, расположенной в сталеплавильном мегаполисе Сан-Паулу, в течение некоторого времени вызывали сильные протесты со стороны водителей во главе с пилотом Ferrari из Южной Африки Джоди Шектером. Изначально это Гран-при предполагалось провести на трассе Жакарепагуа в Рио-де-Жанейро, а затем гонщики вернутся в Интерлагос в 1981 году после того, как он пройдет полную замену покрытия; но на трассе Жакарепагуа были проблемы из-за того, что асфальт проваливался в землю, поэтому единственным выходом было вернуться в Сан-Паулу. Пилоты возразили, что покрытие трассы Интерлагоса (уже известное своей очень неровной поверхностью) было настолько плохим, что на самом деле было опасно гонять по нему. Кроме того, ограждений и заграждений было недостаточно, чтобы защитить автомобили от насыпей и очень неровной и неровной поверхности ограниченных участков стока, даже несмотря на то, что колея была очень широкой в большинстве мест. Но гонка все равно продолжалась, и Renault француза Жан-Пьера Жабуй занял поул и лидировал 25 из 40 кругов. Renaults оказались доминирующими на Интерлагосе, который находился на высоте 2840 футов (850 м) над уровнем моря, что давало двигателям Renault с турбонаддувом значительное преимущество в мощности. Но он ушел из-за турбо-неудачи, и его товарищ по команде Рене Арну вышел вперед и выиграл, за ним последовал новичок из Италии Элио де Анжелис на Lotus и Джонс на Williams.
Команды F1 прибыли в Южную Африку в марте на скоростную трассу Кьялами между Йоханнесбургом и Преторией в разгар африканского лета. Ален Прост разбил свой McLaren в Эссе и сломал запястье; он пропустит эту и следующую гонку в Лонг-Бич; в то время как у Марка Сурера было хуже - он сильно врезался в Кроуторн и сломал ногу; он пропустил следующие 3 гонки. Как и раньше в Интерлагосе, еще большая высота Кьялами помогла Renaults даже больше, чем в Бразилии, и это оказалось неоценимым преимуществом, и желтые французские машины доминировали в гонке. Как и в Сан-Паулу, Жабуй какое-то время лидировал и сошел с дистанции, а Арну вышел вперед со 2-го места и выиграл гонку. Тем не менее, эта гонка фактически привлекла внимание к войне FISA – FOCA. FISA, руководящий орган международного автоспорта (и организация, к которой присоединились 3 крупных конструктора - Renault, Ferrari и Alfa Romeo) во главе с Жан-Мари Балестре, утверждала, что автомобили с эффектом земли время проходило слишком быстро, и FOCA (Ассоциация конструкторов Формулы-1, представляющая в основном британских независимых конструкторов) во главе с Берни Экклстоуном и Максом Мосли утверждала, что превосходная устойчивость автомобилей независимых команд уравновешивает их машины с мощностью преимущества, которые были особенно у Renaults.
Остановка в Лонг-Бич, Калифорния, рядом с преобладающим в Голливуде ландшафтом Лос-Анджелеса, произошла через 4 недели после гонки в Южной Африке. Обычно приятная и солнечная погода создавала расслабляющую атмосферу на этой узкой, извилистой и неровной уличной трассе (1 из 2 в календаре - второй - Монако), что контрастировало с предыдущими 3 быстрыми трассами Южного полушария, которые до сих пор использовались в сезон. С его плотной, медленной планировкой, облицованной неумолимыми бетонными стенами, Лонг-Бич тогда был известен как самая сложная и самая суровая гонка сезона для автомобилей и пилотов. Нельсон Пике эффективно доминировал в этой гонке на своем Brabham-Ford / Cosworth - он взял поул, показал лучший круг, лидировал от старта до финиша и одержал свою первую из 23 гонок. Но сама гонка была усеяна несчастными случаями - на шпильке Le Gasomet произошло скопление, вызванное пилотом Alfa Romeo Бруно Джакомелли, и 40-летний швейцарец Клей Регаццони ужасно разбился в конце длинной ровной береговой линии. Двигайтесь, когда у его Ensign вышли из строя тормоза, и он на скорости 180 миль в час врезался головой в припаркованный Brabham Рикардо Зунино, затем через несколько шин и в бетонную стену. Швейцарцы были тяжело ранены, но выжили; он будет парализован ниже пояса на всю оставшуюся жизнь.
Отмена Гран-при Мексики, которая должна была произойти через 2 недели после того, как Лонг-Бич создал 5-недельный разрыв между Лонг-Бич и Гран-при Бельгии. Цирк Формулы 1 начал свой четырехмесячный тур по Европе в Золдере, где француз Дидье Пирони одержал свою первую победу на своем Ligier-Ford / Cosworth, опередив Алана Джонса и его аргентинского товарища по команде Карлоса Ройтеманна.
Классические уличные гонки в Монако вызвали некоторый ажиотаж: на старте было большое скопление, когда Дерек Дейли дважды пролетел над несколькими машинами на гонке. первый поворот. Он выбил Проста на McLaren, своего товарища по команде Жан-Пьера Жарье и Бруно Джакомелли на Alfa. Дидье Пирони лидировал и разбился, а Карлос Ройтеман лидировал и выиграл у француза Жака Лаффита на Ligier-Ford / Cosworth и Пике на Brabham.
Гран-при Испании на узкой и извилистой трассе Харама недалеко от Мадрида закончился тем, что потерял свой статус чемпионата после того, как Жан-Мари Балестр объявил утром во время пятничной тренировки (в попытка поставить FOCA на их место после того, как гонщики, выступающие за команды, ориентированные на FOCA, не явились на собрания гонщиков на предыдущих двух Гран-при), что Гран-при Испании 1980 года не будет считаться раундом чемпионата. Балестре также лишил водителей гоночных лицензий. Команды производителей, поддерживаемые FISA - Renault, Ferrari и Alfa - все отказались от участия, а независимые конструкторы, поддерживаемые FISA, остались участвовать в гонках. Гонку выиграл Алан Джонс, который также взял поул. Потеря гонкой статуса чемпионата сильно повредила мероприятию; так как он должен был быть проведен еще раз в Хараме в течение следующего года, что привело к сокращению толпы и назначению свидания в одном из самых жарких регионов Европы.
Внезапный статус Гран-при Испании вне чемпионата и отмена Гран-при Швеции на трассе Андерсторп означали 6-недельный перерыв между Монако. и Гран-при Франции. Гран-при Франции состоялся в то время, когда спустя 4 недели все еще бушевал разгром Гран-при Испании. Получив гоночные лицензии, гонщики продолжили свою работу, и на трассе Поль Рикар на южной французской ривьере недалеко от Марселя пилот Williams Джонс обыграл лижье Жака Лаффита и Дидье Пирони на родной земле. Джонс выиграл гонку с отставанием от Пирони на 4,52 секунды после того, как товарищ по команде Лаффите задержал его на несколько кругов.
Гран-при Великобритании в 1980 году проходил в Брэндс-Хэтч, недалеко от Лондона. В этой гонке по сложным и ухабистым трассам на юге Англии лидеры Пирони и Лаффита вышли из игры. Пирони удалился после прокола, а Лаффит разбился у Хоторна. Алан Джонс воспользовался проблемами Ligier, и Джонс сумел сдержать быстрый Нельсон Пике, чтобы снова выиграть в Williams, второй подряд победе английской команды в Гран-при Великобритании.
Гран-при Германии на сверхскоростном Хоккенхаймринге был омрачен фатальным несчастным случаем перед гонкой Патриком Депайлером на ультра- высокая скорость, высшая передача, резкий выход на Ост-Курве за 9 дней до гонки. Отказ подвески его Alfa привел к тому, что он сильно разбился после того, как его автомобиль перевернулся и перепрыгнул через барьеры, что привело к смертельным травмам головы. Алан Джонс отобрал поул у пилота Renault Жабуя всего на сотые доли секунды, и он лидировал в гонке, пока ему не пришлось вылететь из-за прокола на прямой перед стадионом. Лаффит и Ройтеман обогнали Джонса, занявшего 3-е место. Лаффит выиграл за Лижье, за ним последовал дуэт Уильямса Ройтеманна и Джонса.
Тур по европейской скоростной кольцевой трассе продолжался, и самая быстрая трасса в сезоне - захватывающий Österreichring в горах Штирии позволила Жабуилю выиграть всего в секундах от Алана. Джонс. Пилот Renault Жабуй, который отказывался от всех гонок, в которых он участвовал до сих пор в сезоне, наконец-то завершил гонку. Его опыт работы с Renault в течение последних 4 сезонов принес ему вторую и последнюю победу в Формуле-1 в его карьере.
Прибрежная трасса Зандвоорт возле Амстердама, измененная по сравнению с предыдущим годом, позволила бразильцу Нельсону Пике победить французов Арну и Лаффита. «Рено» доминировали в квалификации, хотя Жабуй ушел, а Джонс выбыл из-за аварии.
Европейский тур завершился Гран-при Италии, который проходил на автодроме Дино Феррари недалеко от города Имола, а не в Монце. Автодром Дино Феррари, расположенный недалеко от завода Феррари и недалеко от Болоньи, подписал соглашение о замене Гран-при Италии на Монцу при условии, что Монца повысит безопасность трассы и улучшит условия. Хотя владельцы трасс в Монце уже повысили уровень безопасности за год до этого, сделка была подписана до того, как Монца внесла изменения; так что впервые с 1948 года Гран-при Италии не проводился в Монце. «Рено» доминировали в квалификации на этой быстрой итальянской трассе, хотя у них возникли проблемы с механикой; и Пике снова выиграл и обогнал Джонса в чемпионате, который финишировал вторым, опередив своего товарища по команде Карлоса Ройтеманна.
Заключительным этапом сезона Формулы-1 1980 года был тур из двух частей по Северной Америке, который начинался в Канаде, на трассе Иль-Нотр-Дам в Монреале. Эту гонку пришлось возобновить после многократного скопления с участием Пике и Джонса на старте, когда Джонс закрыл дверь в самом первом повороте после старта. Пике запрыгнул в запасную машину, в которой был установлен недолговечный двигатель Ford / Cosworth, и хотя Пике был явно быстрее, чем кто-либо другой, двигатель его Brabham сразу взорвался, и Джонс выиграл гонку, что, по сути, принесло суровый австралиец - его единственный в истории чемпионат пилотов Формулы-1 и первый в истории чемпионат конструкторов Уильямса. К сожалению, уик-энд Жабуй был намного хуже, чем у Пике: он врезался головой в стену из покрышек и сломал обе ноги.
Вторая половина визита в Северную Америку и последний этап сезона Формулы-1 1980 года были вторым этапом в Соединенных Штатах в быстром, устрашающем сложном Автодром Уоткинс-Глен в штате Нью-Йорк, в четырех часах езды от Нью-Йорка и всего в 5 часах езды от Монреаля. Эта гонка находилась под сомнением почти весь сезон, но на этой быстрой, ухабистой, сложной и возвышенной трассе, расположенной на холмах виноградников над озером Сенека, она все-таки прошла после того, как FOCA предоставила организаторам кредит. Французская восходящая звезда Ален Прост сильно разбился на утренней субботней тренировке из-за отказа подвески на очень быстром левом повороте 10, предпоследнем повороте на трассе. Прост получил сотрясение мозга, ударившись головой о руль своей машины; он должен был пропустить гонку, но в день гонки был на трассе; он чувствовал, что не может доверять механической прочности машины после того, как в течение сезона на его машине происходили отказы компонентов, что часто приводило к авариям; это случилось с Простом неделей раньше в Монреале. Бруно Джакомелли взял поул на своей Alfa, первый раз, когда Alfa Romeo оказался на поуле с 1951 года. Джакомелли отлично стартовал и лидировал на протяжении большей части этой захватывающей гонки вплоть до 32-го круга, когда электрика его Alfa провалилась в секции загрузки. конечно. Джонс, однако, продемонстрировал бурный драйв, когда он выехал на первом повороте на старте и опустился на 16-е место; он прорвался вперед и занял второе место у своего аргентинского товарища по команде Карлоса Ройтеманна, а затем унаследовал лидерство от Джакомелли после ухода итальянца. Австралиец Джонс выиграл свою пятую гонку в году (6, если считать с Испанией), опередив Ройтеманна и Дидье Пирони на Ligier. Чемпион 1978 года Марио Андретти забил свое единственное очко в сезоне 1980 года в Уоткинс Глен, недалеко от своего родного города в Назарете, Пенсильвания. К сожалению, это была последняя гонка чемпионата Формулы-1 на довольно изолированной трассе Уоткинс-Глен. Корпорация, управляющая автодромом, была по уши в долгах и обанкротилась после того, как не смогла удовлетворить возросшие требования Берни Экклстоуна и FOCA, и трасса была исключена из календаря сезона 1981 года в мае того же года, и хотя были и другие Гран-при, которые будут проводиться в Соединенных Штатах в 1980-х годах, помимо Лонг-Бич, Гран-при США не проводился до 1989 года на уличных трассах в Фениксе, Аризона - и ни одно из этих мест не увидело успеха и долголетия. что это событие произошло в Уоткинс-Глен.
Третья американская гонка, Гран-при Caesars Palace в Лас-Вегасе, должна была стать финальным событием сезона через 4 недели после Уоткинс Глен, но это мероприятие было отменено.
Очки на Чемпионате мира среди водителей 1980 года присуждались из расчета 9–6–4–3–2–1. за первые шесть позиций в каждой гонке. Каждый гонщик мог сохранить только пять лучших результатов первых семи гонок и пять лучших результатов остальных семи гонок.
|
. |
Очки на Международном кубке 1980 года для конструкторов F1 начислялись по принципу 9–6–4–3–2–1 за первые шесть позиций в каждой гонке. Все баллы, полученные конструктором, были сохранены до окончательной суммы.
Pos | Constructor | Car. no. | ARG. | BRA. | RSA. | USW. | BEL. | MON. | FRA. | GBR. | GER. | AUT. | NED. | ITA. | CAN. | США. | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Williams - Ford | 27 | 1 | 3 | Ret | Ret | 2 | Ret | 1 | 1 | 3 | 2 | 11 | 2 | 1 | 1 | 120 |
28 | Ret | Ret | 5 | Ret | 3 | 1 | 6 | 3 | 2 | 3 | 4 | 3 | 2 | 2 | |||
43 | DNQ | ||||||||||||||||
50 | 11 | DNQ | 15 | DNQ | 11 | DNQ | 9 | ||||||||||
51 | DNQ | DNQ | |||||||||||||||
2 | Ligier - Ford | 25 | Ret | 4 | 3 | 6 | 1 | Ret | 2 | Ret | Ret | Ret | Ret | 6 | 3 | 3 | 66 |
26 | Ret | Ret | 2 | Ret | 11 | 2 | 3 | Ret | 1 | 4 | 3 | 9 | 8 | 5 | |||
3 | Brabham - Ford | 5 | 2 | Ret | 4 | 1 | Ret | 3 | 4 | 2 | 4 | 5 | 1 | 1 | Ret | Ret | 55 |
6 | 7 | 8 | 10 | Ret | Ret | DNQ | Ret | 7 | Ret | 10 | Ret | Ret | 6 | Ret | |||
4 | Renault | 15 | Ret | Ret | Ret | 10 | Ret | Ret | Ret | Ret | Ret | 1 | Ret | Ret | Ret | 38 | |
16 | Ret | 1 | 1 | 9 | 4 | Ret | 5 | NC | Ret | 9 | 2 | 10 | Ret | 7 | |||
5 | Lotus - Ford | 11 | Ret | Ret | 12 | Ret | Ret | 7 | Ret | Ret | 7 | Ret | 8 | Ret | Ret | 6 | 14 |
12 | Ret | 2 | Ret | Ret | 10 | 9 | Ret | Ret | 16 | 6 | Ret | 4 | 10 | 4 | |||
43 | Ret | Ret | DNQ | ||||||||||||||
6 | Tyrrell - Ford | 3 | Ret | 12 | 7 | Ret | 5 | Ret | Ret | 5 | 15 | Ret | 5 | 13 | 7 | NC | 12 |
4 | 4 | 14 | Ret | 8 | 9 | Ret | 11 | 4 | 10 | Ret | Ret | Ret | Ret | Ret | |||
43 | Ret | DNQ | |||||||||||||||
7 | Arrows - Ford | 29 | Ret | 6 | Ret | 2 | Ret | 8 | 9 | 9 | 9 | 14 | Ret | Ret | Ret | Ret | 11 |
30 | Ret | 10 | 6 | 7 | Ret | 4 | 10 | 13 | 8 | DNQ | DNQ | DNQ | 11 | Ret | |||
8 | Фиттипальди - Ford | 20 | NC | 15 | 8 | 3 | Ret | 6 | Ret | 12 | Ret | 11 | Ret | Ret | Ret | Ret | 11 |
21 | 3 | 9 | Ret | Ret | 7 | DNQ | Ret | DNQ | Ret | 16 | DNQ | 5 | 9 | 10 | |||
9 | McLaren - Ford | 7 | Ret | 11 | 11 | 4 | NC | DNQ | 7 | 8 | Ret | Ret | Ret | Ret | 4 | NC | 11 |
8 | 6 | 5 | DNS | DNQ | Ret | Ret | Ret | 6 | 11 | 7 | 6 | 7 | Ret | DNS | |||
10 | Ferrari | 1 | Ret | Ret | Ret | 5 | 8 | Ret | 12 | 10 | 13 | 13 | 9 | 8 | DNQ | 11 | 8 |
2 | Ret | 16 | Ret | Ret | 6 | 5 | 8 | Ret | 6 | 8 | 7 | Ret | 5 | Ret | |||
11 | Alfa Romeo | 22 | Ret | Ret | NC | Ret | Ret | Ret | Ret | Ret | Ret | Ret | Ret | Ret | 4 | ||
23 | 5 | 13 | Ret | Ret | Ret | Ret | Ret | Ret | 5 | Ret | Ret | Ret | Ret | Ret | |||
— | ATS - Ford | 9 | Ret | 7 | DNS | Ret | 12 | NC | Ret | Ret | 12 | 12 | 10 | Ret | DNQ | 8 | 0 |
10 | DNQ | DNQ | DNQ | DNQ | |||||||||||||
— | прапорщик - Ford | 14 | NC | Ret | 9 | Ret | Ret | DNQ | DNQ | DNQ | 14 | DNQ | DNQ | DNQ | 12 | Ret | 0 |
41 | Ret | DNQ | |||||||||||||||
— | Osella - Ford | 31 | DNQ | DNQ | Ret | Ret | DNQ | DNQ | Ret | Ret | Ret | Ret | Ret | 12 | Ret | Ret | 0 |
— | Тень - Ford | 17 | DNQ | DNQ | 13 | DNQ | DNQ | DNQ | DNQ | 0 | |||||||
18 | DNQ | DNQ | DNQ | DNQ | DNQ | DNQ | DNQ | ||||||||||
Pos | Constructor | Car. no. | ARG. | BRA. | RSA. | USW. | BEL. | MON. | FRA. | GBR. | GER. | AUT. | NED. | ITA. | CAN. | США. | Очки |
Сезон Формулы-1 1980 года также включал одну гонку вне чемпионата.
Название гонки | Трасса | Дата | Победивший драйвер | Конструктор | Отчет |
---|---|---|---|---|---|
Гран-при Испании | Харама | 1 июня | Алан Джонс | Williams - Ford | Отчет |