Росберг на Гран-при Голландии 1982 года | |
Родился | Кейо Эрик Росберг. (1948-12-06) 6 декабря 1948 г. (71 год). Сольна, Швеция |
---|---|
Формула-1 Карьера на чемпионате мира | |
Национальность | Финн |
Годы работы | 1978 - 1986 |
Команды | Теодор, ATS, Вольф, Фиттипальди, Уильямс, Макларен |
Входы | 128 (114 стартов) |
Чемпионат | 1 (1982 ) |
Победы | 5 |
Подиумы | 17 |
Очки за карьеру | 159,5 |
Поул-позиции | 5 |
Самые быстрые круги | 3 |
Первый вход | Гран-при Южной Африки 1978 года |
Первая победа | 1982 Гран-при Швейцарии |
Последняя победа | Гран-при Австралии 1985 года |
Последняя запись | Гран-при Австралии 1986 года |
Кейо Эрик Росберг ( произношение ; родился 6 декабря 1948 года), известный как "Кеке ", финский бывший автогонщик и победитель 1982 Формула-1 Чемпионат мира. Он был первым финским гонщиком, который регулярно выступал в этой серии. Он отец чемпиона мира Формулы-1 2016 года Нико Росберга.
Росберг родился 6 декабря 1948 г. в Сольна, Графство Стокгольм в Швеции, где его отец изучал ветеринарию. Отец Росберга Ларс Росберг и мать Леа Лаутала были уроженцами Хамины, Финляндия. Семья вернулась в Финляндию весной 1950 года, сначала поселившись в Лапинъярви, а затем переехав в Хамину, Оулу и Иисалми.
Росберг относительно поздно начал свою карьеру в F1, дебютировав на турнире возраст 29 после участия в Formula Vee, Formula Super Vee, Can-Am, Formula Atlantic и его антиподе аналог Formula Pacific и Formula Two, затем серия «фидер» для Formula One. Он мчался за Фредом Опертом, своим американским покровителем. Его первая гонка в Формуле-1 была с командой Теодора в сезоне 1978. Он сразу же привлек внимание паддока Формулы-1 превосходным драйвом в не-чемпионате BRDC International Trophy на Сильверстоуне, всего в своей второй гонке с командой, и одержал победу после многих из них. громкие имена были застигнуты сильнейшим ливнем. Росберг не смог пройти квалификацию после этого и был подписан с другой неконкурентной командой, ATS, на три гонки после того, как команда Теодора отказалась от ненадежной конструкции автомобиля. Он вернулся к Теодору после того, как они приобрели шасси у команды Wolf Formula One, но они также были неконкурентоспособными, и Росберг вернулся в ATS, чтобы завершить сезон.
Затем он появился с командой Вольфа в середине сезона 1979 года. Однако команде было трудно оставаться платежеспособной, а у Росберга были проблемы с финишными гонками. Росбергу вскоре пришлось снова сменить команду, когда Вольф покинул Формулу-1 и подписал контракт с Fittipaldi Automotive, которая выкупила остатки команды Вальтера Вольфа. Он обеспечил свои первые два результата по очкам в сезоне 1980, включая сенсационный подиум в гонке открытия сезона в Буэнос-Айресе, но неконкурентоспособность машины Фиттипальди означала, что Росберг часто не мог ни финишировать, ни квалифицироваться.. 1981 год был хуже, так как он вообще не забил.
Несмотря на это, Уильямс интересовался Росбергом с уходом 1980 чемпиона мира Алан Джонс, оставив свободное место на сезон 1982. Учитывая конкурентоспособную машину, у Росберга был очень успешный год. Он постоянно набирал очки и заработал свою первую победу в Гран-при Швейцарии на Дижон-Пренуа в конце того же года (несмотря на то, что его называли «Гран-при Швейцарии », гонка проводилась в Франции из-за запрета Швейцарии на автоспорт, действовавшего после катастрофы в Ле-Мане 1955 года ).
Первый незабываемый сезон Росберга пришелся на год, когда ни один гонщик не выиграл более двух гонок. Сезон Ferrari, омраченный смертью Жиля Вильнева в Золдере, завершающие карьеру травмы Дидье Пирони в Хоккенхайм и автомобили с турбонаддувом Brabham - BMW и Renault, страдающие низкой надежностью (и этому не помогло то, что Brabham постоянно переходил с Ford V8 на BMW turbo), постоянство принесло Росбергу чемпионство водителей, несмотря на то, что его Williams FW07C использовал атмосферный двигатель Ford DFY V8, который был считается устаревшим и не подходящим по сравнению с гораздо более мощными автомобилями с турбонаддувом. Росберг выиграл чемпионат с отставанием в пять очков от Дидье Пирони, причем последний пропустил последние четыре гонки чемпионата из-за травм, полученных на Гран-при Германии. Чемпионат Росберга 1982 года оказался последней победой на чемпионате мира для старого двигателя Cosworth DFV, который был представлен в Формуле-1 компанией Lotus в 1967 (DFY был развитие DFV). Чтобы отпраздновать победу, Фрэнк Уильямс дал Росбергу два выходных дня перед тестированием и разрешил ему курить в передвижном доме команды.
Росберг за рулем Williams на Гран-при Германии 1985.Годы после чемпионата Росберга будут затруднены как неконкурентоспособным шасси от Williams, так и мощным, но ненадежным турбодвигателем Honda. Для защиты своего титула в 1983 Росберг снова использовал надежный Ford DFY V8. Однако к этому времени Ferrari, Renault и BMW объединились, и надежность их турбомоторов стала соответствовать их скорости и выходной мощности. Росберг по-прежнему поставил свой Williams FW08 на поул в первой гонке сезона в Бразилии (где он был дисквалифицирован со 2-го места, потому что он был запущен в боксах после того, как он был вынужден бросил свою машину в пит-бэке из-за возгорания паров топлива), а затем выиграл оба не-чемпионата Race of Champions на Brands Hatch и в Монако благодаря выбору сликов на старте, когда все остальные стартовали на мокрой дороге, но становилось все более очевидным, что без двигателя с турбонаддувом результатов будет мало. С этой целью Фрэнк Уильямс заключил сделку на установку турбомотора Honda V6 на своих автомобилях. Honda вернулась в Формулу-1 в том году с командой Spirit, и результаты были медленными и ненадежными, но они с энтузиазмом присоединились к Williams, которая имела репутацию команды, выигравшей чемпионат. Росберг и его товарищ по команде Жак Лаффит впервые получили свои турбины Honda в сезоне, заканчивающемся Гран-при Южной Африки на Кьялами и сразу же на новом Williams FW09 был в ногу. Росберг занял 5-е место, что дало ему 5-е место в чемпионате. В течение года Росберг получил титул «Король атмосферников».
Несмотря на хорошую мощность двигателей Honda, Уильямс и Росберг боролись в 1984 в основном из-за того, что шасси FW09B не было жестким. достаточно, чтобы справиться с мощностью 850 л.с. (634 кВт; 862 л.с.) V6. Финну удалось приручить и машину, и двигатель достаточно долго, чтобы выиграть Гран-при Далласа, но его единственным подиумом в этом году был второй подиум на открытии сезона в Бразилии ( Третий раз подряд он финишировал вторым в Бразилии, но единственным, с которого не был дисквалифицирован). После неудачного года он закончил чемпионат на восьмом месте с 20,5 очками.
В ноябре 1984 года, после сезона F1, Росберг вместе с другими пилотами F1 Ники Лауда (чемпион мира 1984 года), Андреа де Сезари и Франсуа Хесно, ездил в Австралию на не-чемпионат Гран-при Австралии 1984 на Calder Park Raceway в Мельбурне. Росбергу удалось занять 4-е место на своем Ralt RT4 Ford, несмотря на то, что большую часть дня он провел с другим энтузиастом авиации Лаудой (его товарищем по команде по гонке) на авиашоу в близлежащем Аэропорт Эссендон. После ранней победы в гонке с Лодой и столкновения с Терри Райаном на круге молодого австралийца, который помешал ему преодолеть короткую трассу длиной 1,609 км (1000 миль), Росберг финишировал вторым после бразильского гонщика Ralt RT4 Ford Роберто. Морено, который выиграл свой 3-й Гран-при Австралии за 4 года (также выиграв в 1981 и 1983 ).
1985 окажется лучше и для Росберга, и для Уильямса. У финна появился новый напарник в лице Найджела Мэнселла, и шасси Williams FW10, полностью изготовленное из углеродного волокна, , было большим улучшением по сравнению с FW09B. В первых гонках команда использовала двигатели 1984 года, пока Honda не представила модернизированную версию, которая улучшила подачу мощности, экономию топлива и, самое главное, надежность. Росберг успешно использовал новый двигатель, выиграв Гран-при Детройта и завоевав поул в следующих двух гонках в Франции на Paul Ricard Circuit и Гран-при Великобритании в Сильверстоуне. Победный поул-круг Росберга в Сильверстоуне стал историей, когда он проехал 4,719 км (2,932 мили) за 1: 05,591 со средней скоростью 259,01 км / ч (160,94 миль / ч). Это останется единственным быстрым кругом в Формуле-1 до тех пор, пока его не сломает пилот Williams Хуан Пабло Монтойя на Гран-при Италии 2002 года на Монце.
пятый результат Кеке Росберга. и окончательная победа в Гран-при была одержана на Гран-при Австралии 1985 на новой трассе Adelaide Street Circuit. Поскольку это была заключительная гонка сезона, это была также последняя гонка Росберга для Williams. Кеке передал приз победителя своему гоночному инженеру Фрэнку Дерни. Эта победа укрепила репутацию Росберга как «уличного бойца», поскольку четыре из его пяти побед на Гран-при чемпионата (Монако, Даллас, Детройт и Аделаида) были совершены на уличных трассах. Росберг справился с температурой 35 ° C лучше, чем другие, и выиграл на 43 секунды у Ligier Renaults Жака Лаффита и Филиппа Штриффа.
Just Поскольку двигатель Honda начал давать регулярные результаты, Росберг решил покинуть Williams в конце 1985 года и подписал контракт с McLaren, победителями чемпионатов водителей и конструкторов 1984 и 1985 годов. Команда Williams-Honda продолжала доминировать в гонках Гран-при в 1986 и в течение 1987.
В то время Росберг перешел в McLaren в сезоне 1986 года казался мастерским ходом, поскольку они были чемпионской командой предыдущих двух сезонов, сделав это (особенно в 1984 году) доминирующим образом. Однако McLaren 1986 года был теперь несколько слабее своих соперников, и Росберг был сильно побежден товарищем по команде, чемпионом мира 1985 года Аленом Простом (McLaren MP4 / 2C был разработан Джон Барнард, чтобы соответствовать более плавному стилю Ники Лауда и Алена Проста, в то время как Росберг никогда не отказывался от стиля эффекта земли позднего торможения и бросания машины в Только когда стало известно, что Барнард уезжает в Ferrari, дизайнер позволил Росбергу коренным образом изменить настройки своих автомобилей в соответствии с его стилем. По иронии судьбы, это совпало с единственной поул-позицией Росберга в сезоне в Германии ). Вдобавок ко всему, фатальная авария близкого друга Росберга Элио де Ангелиса во время испытаний Brabham на трассе Поль Рикар во Франции в мае 1986 года глубоко повлияла на него. и он ушел в отставку в конце сезона. Позже он утверждал, что ушел на пенсию «слишком рано».
Кеке Росберг доминировал в последней гонке своей карьеры в Формуле-1, Гран-при Австралии 1986 года, хотя и не выиграл. У него было 30-секундное преимущество над Нельсоном Пике (его заменой в Williams), но на 62-м круге у него было спущено заднее колесо. Решив, что шум сзади его McLaren был связан с двигателем, он закрыл двигатель выключился и съехал с трассы, только чтобы обнаружить, когда он вышел и проверил, что все, что ему нужно сделать, это вернуться к ямам, чтобы сменить шины. Однако позже он показал, что в любом случае он никогда бы не выиграл, что он планировал дать лучший результат Алену Просту в заявке француза на два чемпионата мира (Просту нужно было выиграть гонку, а Найджел Мэнселл финишировал не лучше, чем с 4-го по претендовать на титул чемпиона, в то время как Росберг выбыл из борьбы за титул в некоторых гонках ранее). Как оказалось, Прост выиграл гонку и титул, а через круг после ухода Росберга Мэнселла постигла та же участь, что и его бывшего товарища по команде, но гораздо более зрелищным образом.
Росберг, который в середине 1984 г. решил, что он будет участвовать в гонках еще два года (но не объявлял об этом публично до 1986 г. в Германии), не сожалел о том, что покинул Williams и присоединился к McLaren на одном из соревнований. время, когда двигатель Хонды начал набирать обороты, в то время как двигатель Porsche построенный TAG (и трехсезонный MP4 / 2) начал показывать свой возраст. В интервью после объявления о завершении карьеры Росберг сказал, что он рад, что покинул Williams, когда он это сделал, заявив, что если бы он остался с ними, он, возможно, покинул бы Формулу-1 в начале сезона 1986 года после Фрэнка Уильямса до -сезонный несчастный случай (в результате которого он получил травму спинного мозга, которая оставила его тетраплегией ) оставила кого-то на руководящей должности в команде, которая, по его словам, была одной из причин, по которой он решил покинуть Williams, добавив: «Мы просто терпеть не могли друг друга». Хотя Росберг не назвал имя человека, обычно считалось, что это главный конструктор и технический директор Williams Патрик Хед, который взял на себя повседневное управление командой, пока Фрэнк Уильямс выздоравливал после аварии..
В 1989 году Росберг сделал его возвращение в Spa 24 Hours в Ferrari Mondial, которым управляет Moneytron (ср. Жан-Пьер Ван Россем и Оникс ), та же команда, которая дала протеже Росберга Джей Джей Лехто его дебют в Формуле-1. Росберг был ключевым элементом чрезвычайно конкурентоспособной команды спортивных автомобилей Peugeot в начале 1990-х. Но после двух лет карьеры и различных успехов (две победы и неудачная попытка на 24 часа Ле-Мана ) он перешел на чемпионат Германии по кузовным гонкам, DTM., управляя автомобилем Mercedes-Benz и Opel. Здесь он создал свою собственную команду Team Rosberg в 1995 году и в конце того же года отказался от вождения, чтобы сосредоточиться на управлении.
Команда Росберга еще год участвовала в DTM, пока серия не развалилась, и участвовала в Формуле BMW, Немецкой Формуле-3, Евросерии Формулы-3 и A1 GP с. Команда Росберга вернулась в возрожденную DTM в 2000 году, выставив два Mercedes. Успех или даже просто набирание очков становились все труднее с каждым сезоном, и Команда Росберга покинула серию после своей кампании 2004 года, только чтобы вернуться в 2006 году, на этот раз с Audi.
Позже Росберг долгое время руководил своими соотечественниками Джей Джей Лехто и будущим чемпионом мира Микой Хаккиненом. До 2008 года он также управлял своим сыном Нико, который участвовал в Формуле-1 в 2006 году, выступая за Williams F1. В 2013 году он и Нико стали первыми отцом и сыном, выигравшими в Монако, на расстоянии 30 лет друг от друга. В 2016 году он и Нико стали вторым дуэтом отца и сына, выигравшим чемпионат мира Формулы-1, после того, как Грэм Хилл и Дэймон Хилл выиграли чемпионаты 1962, 1968 и 1996 годов соответственно.
В свои картинговые годы у Росберга был белый шлем с синей полосой, затем, в Формуле-1, Сид Моска (разработавший шлемы для бразильских гонщиков, включая Айртона Сенну, Рубенса Баррикелло и Эмерсона Фиттипальди) выкрасил шлем Росберга в белый цвет с синим кругом наверху, а полоса была разделена на большой синий прямоугольник, покрывающий область козырька с некоторыми синими прямоугольниками сзади (аналогично дизайну шлема Дидье Пирони). В 1984 году прямоугольники были заменены желтой трапецией. Его сын Нико использовал дизайн, который имел сходство со шлемом Кеке ранее в его карьере в Формуле-1, с серым вместо синего и с огненными мотивами, прежде чем перейти на новый дизайн в 2014 году.
(клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, указывают поул-позицию; гонки, выделенные курсивом, указывают на самый быстрый круг)
Год | Участник | Шасси | Двигатель | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | Поз. | Баллы |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1976 | Team Warsteiner Eurorace | Toj F201 | BMW | HOC. Ret | THR. Ret | VAL. DNQ | SAL. 13 | PAU | HOC. Ret | ROU. 4 | MUG. 24 | PER. DNQ | HOC. 5 | 10 место | 5 | |||
Fred Opert Racing | Chevron B35 | Hart | EST. Ret | NOG | ||||||||||||||
1977 | Fred Opert Racing | Chevron B35 | Hart | SIL. Ret | 6th | 25 | ||||||||||||
Chevron B40 | THR. Ret | HOC. 8 | NÜR. 3 | VAL. 12 | PAU. 11 | MUG. Ret | ROU | NOG. 13 | PER. 1 | MIS | EST. 4 | DON. 2 | ||||||
1978 | Fred Opert Racing | Chevron B42 | Hart | THR. Ret | HOC. 8 | NÜR. 2 | PAU. DNS | MUG. Ret | VAL. Ret | ROU | DON. 1 | NOG. 17 | PER | MIS | HOC | 5-й | 16 | |
1979 | Project Four Racing | март 792 | BMW | SIL | HOC. 1 | THR | NÜR. Ret | VAL | MUG | PAU | HOC | ZAN | PER | MIS | DON | 12-й | 9 |
(клавиша ) (Гонки, выделенные полужирным шрифтом, указывают поул-позицию; (гонка курсивом указывает на самый быстрый круг)
Не закончил, но был классифицирован так же, как и проехал более 90% дистанции.. Гонка была остановлена, если пройдено менее 75% кругов, присуждена половина балла.
(клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, указывают поул-позицию) (Гонки, выделенные курсивом, указывают на самый быстрый круг)
Год | Абитуриент | Шасси | Двигатель | 1 | 2 | 3 |
---|---|---|---|---|---|---|
1978 | Theodore Racing Hong Kong | Theodore TR1 | Ford Cosworth DFV 3.0 V8 | INT. 1 | ||
1979 | Olympus Cameras Wolf Racing | Wolf WR9 | Ford Cosworth DFV 3.0 V8 | ROC | GNM | DIN. 6 |
1980 | Skol Team Fittipaldi | Fittipaldi F7 | Ford Cosworth DFV 3.0 V8 | ESP. Ret | ||
1981 | Fittipaldi Automotive | Фиттипальди F8C | Ford Cosworth DFV 3.0 V8 | RSA. 4 | ||
1983 | TAG Williams Team | Williams FW08C | Ford Cosworth DFV 3.0 V8 | ROC. 1 | ||
Источник: |
(ключ ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию) (Гонки курсивом указывает самый быстрый круг)
Год | Абитуриент | Класс | Шасси | Двигатель | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | Поз. | Баллы |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1983 | GTi Engineering | C | Porsche 956 | Porsche Type-935 2.6 F6 t | MNZ | SIL | NÜR. 3 | LMS | SPA | FUJ | KYA | 25-й | 12 | ||
1990 | Peugeot Talbot Sport | C | Peugeot 905 | Peugeot SA35 3.5 V10 | SUZ | MNZ | SIL | SPA | DIJ | NÜR | DON | CGV. Ret | MEX. 13 | NC | 0 |
1991 | Peugeot Talbot Sport | C1 | Peugeot 905 | Peugeot SA35 3.5 V10 | SUZ. Ret | MNZ. Ret | SIL. Ret | LMS. Ret | NÜR. Ret | 13-й | 40 | ||||
Peugeot 905B | MAG. 1 | MEX. 1 | AUT. Ret |
Год | Команда | Сводители | Автомобиль | Класс | Круги | Поз. | Класс. Поз. |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1991 | Peugeot Talbot Sport | Янник Далмас. Пьер-Анри Рафанель | Peugeot 905 | C1 | 68 | DNF | DNF |
Источник: |
(клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом указывают поул-позицию) (Гонки, выделенные курсивом, указывают на самый быстрый круг)
(клавиша ) ( Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию) (Гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
Год | Команда | Автомобиль | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Поз. | Оч |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1995 | Опель Тим Росберг | Опель Calibra V6 4x4 | MUG. 1. Ret | MUG. 2. DNS | HEL. 1. Ret | HEL. 2. Ret | DON. 1. 13 | DON. 2. Ret | EST. 1. Ret | EST. 2. Ret | MAG. 1. 12 | MAG. 2. 8 | 20-й | 3 |
На уровне 7, игра 11 из популярной видеоигры Angry Birds, созданной финской компанией Rovio, есть карикатура на Росберга в гоночном автомобиле, сидящего в 1982 году.
В 1985 году известный финский актер Матти Пеллонпяя и его группа выпустили песню под названием «[fi ]».
В 2020 году он появился в рекламе Heineken вместе со своим сыном Нико.
Награды и достижения | ||
---|---|---|
Предыдущий. первый победитель | Автоспорт. Международная премия гонщиков . 1982 | Преемник. Нельсон Пике |
Спортивные позиции | ||
Предыдущий. Джеймс Хант | Победитель BRDC International Trophy. 1978 | Успешный по. Финал |
Предыдущий. Нельсон Пике | Чемпион мира Формулы-1. 1982 | Преемник. Нельсон Пике |
Предыдущий. Жиль Вильнев | Победитель Brands Hatch Race of Champions. 1983 | Преуспел в. Final |