1997 Формула-1 FIA. Чемпионат мира | |||
Чемпион среди пилотов : Жак Вильнёв. Чемпион конструкторов : Уильямс - Renault | |||
Предыдущая: | 1996 | Следующая: | 1998 |
Чемпионат мира FIA Formula One 1997 года стал 51-м сезоном чемпионата. FIA Формула-1 автоспорт. Он начался 9 марта и завершился 26 октября после семнадцати гонок. Чемпионат пилотов выиграл Жак Вильнев, а чемпионат конструкторов был присужден Williams - Renault.
В календаре Формулы-1 1997 года были отмечены два новых события: 272>Гран-при Люксембурга, а также Гран-при Австрии, последний из которых вернулся в календарь после десятилетнего отсутствия. Единственная гонка, вышедшая из календаря, была Гран-при Португалии после 12 лет гонок на Autódromo do Estoril.
Будущие победители гонки Ральф Шумахер и Ярно Трулли. дебютировали в этом сезоне.
Чемпионат был решен при весьма спорных обстоятельствах, поскольку лидер чемпионата Михаэль Шумахер намеренно протаранил Вильнева, пытаясь защитить свое лидерство в гонке в финальном раунде чемпионата на Гран-при Европы. в Херес, Испания. Шумахер остановился в гравийной ловушке и был признан виновным в аварии FIA, будучи наказанным лишением 2-го места в чемпионате. Вильнев финишировал третьим в гонке, несмотря на контакт. Шумахер сохранил свои пять побед в гонках. Вильнев выиграл семь гонок, но никогда больше не выиграет Гран-при Формулы-1 до своего ухода на пенсию в 2006 году. В 1997 году после многих лет в спорте ушел на пенсию Герхард Бергер, а также были одержаны первые победы в гонках Хайнц-Харальд Френтцен и Мика Хаккинен.
. 2020 год, это был последний раз, когда чемпионат выигрывал гонщик не из Европы, последний чемпионат конструкторов и пилотов для Williams.
Следующие команды и пилоты участвовал в чемпионате мира FIA Formula One 1997 года.
В 1997 году в Формулу-1 вошли три новые команды: Прост, заменивший Лижье ; Стюарт, прибывший при поддержке Ford Motor Company ; и Лола, последняя из которых вошла в Гран-при Австралии 1997 только после удручающего выступления команды на Гран-при, в котором отсутствовала спонсорская поддержка для следующего Гран-при в Бразилия. Footwork вернулся к названию "Arrows" и переключился с двигателей Hart, использовавшихся в прошлом году, на двигатели Yamaha. Tyrrell также изменили свои двигатели, заменив двигатели Yamaha на двигатели Ford. Джордан - Peugeot нанял высококлассного британского инженера доктора Джона Дэвиса. Он помог команде построить новую аэродинамическую трубу в Брэкли, сам тоннель был профинансирован Ferrari в обмен на Эдди Ирвина, который перешел в Ferrari в прошлом году. Sauber в партнерстве с новым спонсором Petronas сформировала Sauber Petronas Engineering и через недавно созданную инжиниринговую компанию получила лицензионные права на компоненты двигателя и коробки передач от Ferrari, что позволяет им строить и запускать агрегаты, почти идентичные тем, что используются в Ferrari. Двигатели были названы Petronas в знак уважения к роли, которую компания сыграла в их разработке.
Лола - Ford не смогли пройти квалификацию на свое единственное выступление на Гран-при.Bridgestone вошли в F1 и поставили шины для Arrows, Прост, Минарди, Стюарт и Лола.
Следующие семнадцать Гран-при проходил в 1997 году.
Сезон начался в Австралии, с Канадец Жак Вильнёв занял первое поул-положение в своей карьере в Формуле-1. Однако момент был недолгим, так как Вильнев выбыл из гонки на первом повороте после столкновения с Джонни Гербертом. McLaren Дэвид Култхард выиграл гонку, вторую в своей карьере, с Михаэлем Шумахером, финишировавшим вторым, и Мика Хаккинен заняв третье место.
Вильнев снова занял поул-позицию в Бразилии, и снова он проиграл на первом повороте. К счастью для него, гонка была возобновлена, и на 49-м круге канадец лидировал с Герхардом Бергером. австриец занял второе место, а Оливье Панис продолжил свою впечатляющую форму с 1996, заняв третье место.
В третий раз подряд Жак Вильнев снова оказался на поул-позиции в Аргентине. Однако он избежал еще одного первого столкновения в повороте, и вместо него столкнулся Михаэль Шумахер с Рубенсом Баррикелло. Без Шумахера Эдди Ирвин продолжал бросать вызов Вильневу за лидерство, и он предпринял несколько попыток обойти канадца Уильямса, но все попытки потерпели неудачу и ему пришлось довольствоваться вторым. Ральф Шумахер в своем первом полном сезоне сумел подняться на подиум после того, как финишировал третьим.
Вильнев продолжил свою серию последовательных поул-позиций в Сан-Марино. Немецкий товарищ Вильнева по команде, Френтцен, выиграл свой первый и единственный Гран-при для Williams после того, как он финишировал чуть более чем на секунду, опередив Михаэля Шумахера, а Эдди Ирвин занял третье место.
Френтцен сумел положить конец серии поул-позиций Вильнева в Монако. Второй раз за сезон Гран-при Монако проходил в очень влажных условиях. Михаэль Шумахер выиграл свою первую гонку в сезоне со своим будущим товарищем по команде Ferrari, Рубенсом Баррикелло финишировал вторым и заработал Стюарт не только первое место на подиуме, но и свое финиш первых очков и их первый финиш любого вида. Ирвин второй раз подряд поднялся на подиум.
В Испании Уильямс продолжал доминировать в квалификационной сессии, поскольку Вильнёв в пятый раз в этом сезоне взял поул, а Френтцен позаботился о том, чтобы Уильямс занял оба места в первой строке. Вильнев выиграл Гран-при, а его коллеги, говорящие по-французски, Оливье Пани и Жан Алези, заняли второе и третье места соответственно.
Уильямс подряд выигрывал поул-позиции в Канаде, где поул завоевал Михаэль Шумахер; Стюарт Рубенса Баррикелло разделил двух Williams на третьем месте. Шумахер выиграл Гран-при, бывший пилот Ferrari Жан Алези занял второе место, а Джанкарло Физикелла - третье. Шумахер заработал свой второй поул в сезоне Франции ; в первом ряду его сопровождал Френтцен. Эти двое останутся на своих позициях в конце гонки, а Эдди Ирвин будет третьим.
Вильнев заработал свой шестой поул в сезоне в Британии с товарищем по команде Френтценом в первом ряду. После того, как Хаккинен сошел с дистанции, Вильнев выиграл гонку, а Алези и молодой Александр Вурц заняли третье место и поднялись на пьедестал почёта с сильным Renault. Михаэлю Шумахеру не удалось завершить гонку после того, как он сошел с дистанции из-за неисправности ступичного подшипника.
Герхард Бергер, который не участвовал в предыдущем Гран-при из-за болезни и смерти отца, сумел занять поул-позицию на Гран-при Германии. Затем последовала самая быстрая победа на круге и гонке, которая в конечном итоге стала последней победой Бергера и Бенеттона. Михаэль Шумахер занял второе место, а Мика Хаккинен - третье.
Следующая гонка в Венгрии была одной из самых запоминающихся гонок в сезоне 1997 года. Михаэль Шумахер взял поул, а Вильнев стал его партнером в первом ряду. Дэймон Хилл, выступавший в Arrows, который не достиг девятого места до Гран-при Венгрии, занял третье место. В начале гонки Хилл обогнал Williams Вильнева, а на десятом круге британец обогнал Шумахера и стал лидером. Хилл сохранил лидерство на последних этапахпит-стопов, но подойдя к финалу гонки, Хилл сообщил, что у его стрелы возникли проблемы, и, в конце концов, Жак Вильнев лидировал на последнем круге гонки и продолжил гонку. чтобы выиграть гонку, одержав 100-ю победу в Гран-при для Уильямс.
После двух очень захватывающих Гран-при фанаты надеялись, что Бельгия тоже захватывающей. Вильнев занял поул-позицию, а Бенеттон Алези завершил первый ряд. Гонка была влажной, и Вильнев опустился на пятое место, в то время как его соперник по чемпионату Михаэль Шумахер выиграл гонку, стартовав на промежуточных шинах (в отличие от полностью от мокрых). Физикелла занял второе место, а третье - Френтцен.
Алези занял свою первую и единственную поул-позицию в сезоне в Италии, а Френтцен занял второе место. Дэвид Култхард выиграл гонку, свой второй результат в сезоне; Поул-натурщик Алези занял второе место, а Френтцен - третье.
В Австрии Вильневу удалось занять седьмую поул-позицию в сезоне 1997 года; Партнером канадца в первом ряду был финский водитель Мика Хаккинен. Вильнев выиграл Гран-при, а Култхард и Френтцен присоединились к нему на подиуме, заняв второе и третье места соответственно. Михаэль Шумахер финишировал 6-м, получив 10-секундный штраф за обгон в условиях желтого флага.
Следующей гонкой был так называемый «Гран-приурга», который фактически проходил на Нюрбургринге в Германии. Мика Хаккинен, занявший второе место на предыдущем Гран-при, сумел заработать поул. McLaren выглядела на финише 1–2, пока обе машины не вышли из строя одна за другой. Таким образом, Вильнев получил победу, которая в конечном итоге стала его последней победой Формуле-1, в то время как титульный победник Михаэль Шумахер потерпел поражение в первом повороте. Алези и Френтцен поднялись на подиум, сделав его во второй раз за сезон 1997 года полностью на подиуме с двигателями Renault.
В Японии Вильнёв в восьмой раз за сезон занял поул-позицию. Вильнев был дисквалифицирован из гонки за то, что не смог сбавить скорость из-за желтых флагов во время квалификации. Он участвовал в гонке по апелляции, но финишировал только пятым. Михаэль Шумахер выиграл гонку, Френтцен занял второе место, а Ирвин - третье. Команда Вильнева Уильямс отказалась от апелляции после гонки, оставив Шумахера на одно очко впереди Вильнева в чемпионате пилотов, что означает, что титул будет определен в финале сезона в Хересе.
Некоторые комментаторы вспомнили 1994 финал, в котором между Шумахером и Дэймоном Хиллом решающее значение имеет заголовок. В Хересе квалификационная сессия была примечательной, так как три гонщика, Вильнев, Шумахер и Френтцен, показало одинаковое время в квалификации. Вильнев получил поул-позицию, так как он первым установил время, и это будет заключительный поул в его карьере в Формуле 1. На старте гонки Шумахер хорошо стартовал, обогнав Вильнева и вырвался вперед. К 48-му кругу Вильнев догнал Шумахера и попытался его обогнать. Торможение позже, чем немецкое повороте Dry Sac, Вильнев держал внутреннюю линию и был немного впереди, когда Шумахер повернул в него, его переднее правое колесо соединилось с боковой подножкой автомобиля Williams. Шумахер тут же сошел с дистанции, а Вильнев занял третье место и заработал очка, которые хватило на титул чемпиона 1997 года. Позднее Шумахер был наказан FIA за происшествие, которого можно было избежать, и был дисквалифицирован из чемпионата, хотя его результаты гонки (позиция на стартовой решетке, позиция на финише, очки) по-прежнему учитывались в его официальной статистике. В самой гонке Мика Хаккинен одержал свою первую победу в карьере.
.
Баллы были начислены Шесть лучших финишеров в каждой гонке следующим образом:
Позиция | 1-е | 2-е | 3-е | 4-е | 5-е | 6-е |
---|---|---|---|---|---|---|
Очки | 10 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 |
|
. |
Pos | Constructor | Car. no. | AUS. | BRA. | ARG. | SMR. | MON. | ESP. | CAN. | FRA. | GBR. | GER. | HUN. | BEL. | ITA. | AUT. | LUX. | JPN. | EUR. | Points |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Williams - Renault | 3 | Ret | 1 | 1 | Ret | Ret | 1 | Ret | 4 | 1 | Ret | 1 | 5 | 5 | 1 | 1 | DSQ | 3 | 123 |
4 | 8 | 9 | Ret | 1 | Ret | 8 | 4 | 2 | Ret | Ret | Ret | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 6 | |||
2 | Ferrari | 5 | 2 | 5 | Ret | 2 | 1 | 4 | 1 | 1 | Ret | 2 | 4 | 1 | 6 | 6 | Ret | 1 | Ret | 102 |
6 | Ret | 16 | 2 | 3 | 3 | 12 | Ret | 3 | Ret | Ret | 9 | 10 | 8 | Ret | Ret | 3 | 5 | |||
3 | Benetton - Renault | 7 | Ret | 6 | 7 | 5 | Ret | 3 | 2 | 5 | 2 | 6 | 11 | 8 | 2 | Ret | 2 | 5 | 13 | 67 |
8 | 4 | 2 | 6 | Ret | 9 | 10 | Ret | Ret | 3 | 1 | 8 | 6 | 7 | 10 | 4 | 8 | 4 | |||
4 | McLaren - Mercedes | 9 | 3 | 4 | 5 | 6 | Ret | 7 | Ret | Ret | Ret | 3 | Ret | DSQ | 9 | Ret | Ret | 4 | 1 | 63 |
10 | 1 | 10 | Ret | Ret | Ret | 6 | 7 | 7 | 4 | Ret | Ret | Ret | 1 | 2 | Ret | 10 | 2 | |||
5 | Jordan - Peugeot | 11 | Ret | Ret | 3 | Ret | Ret | Ret | Ret | 6 | 5 | 5 | 5 | Ret | Ret | 5 | Ret | 9 | Ret | 33 |
12 | Ret | 8 | Ret | 4 | 6 | 9 | 3 | 9 | 7 | 11 | Ret | 2 | 4 | 4 | Ret | 7 | 11 | |||
6 | Prost - Mugen-Honda | 14 | 5 | 3 | Ret | 8 | 4 | 2 | 11 | 10 | 8 | 4 | 7 | 15 | 10 | Ret | 6 | Ret | 7 | 21 |
15 | 7 | 14 | Ret | Ret | Ret | Ret | 6 | Ret | 11 | 7 | 6 | Ret | 11 | Ret | Ret | Ret | 10 | |||
7 | Sauber - Petronas | 16 | Ret | 7 | 4 | Ret | Ret | 5 | 5 | 8 | Ret | Ret | 3 | 4 | Ret | 8 | 7 | 6 | 8 | 16 |
17 | 6 | 11 | Ret | 7 | Ret | 14 | 10 | Ret | 9 | 9 | Ret | 9 | 12 | 9 | 9 | DNS | 14 | |||
8 | Стрелки - Yamaha | 1 | DNS | 17 | Ret | Ret | Ret | Ret | 9 | 12 | 6 | 8 | 2 | 13 | Ret | 7 | 8 | 11 | Ret | 9 |
2 | 10 | Ret | Ret | Ret | Ret | Ret | 8 | Ret | Ret | Ret | Ret | 7 | Ret | 13 | 5 | 12 | Ret | |||
9 | Stewart - Ford | 22 | Ret | Ret | Ret | Ret | 2 | Ret | Ret | Ret | Ret | Ret | Ret | Ret | 13 | 14 | Ret | Ret | Ret | 6 |
23 | Ret | DNS | 10 | Ret | 7 | 13 | Ret | Ret | Ret | Ret | Ret | 12 | Ret | Ret | Ret | Ret | 9 | |||
10 | Tyrrell - Ford | 18 | Ret | 15 | Ret | 10 | 8 | 11 | Ret | Ret | Ret | 10 | Ret | Ret | Ret | 12 | Ret | 13 | 16 | 2 |
19 | Ret | 13 | 8 | 9 | 5 | Ret | Ret | Ret | Ret | Ret | 13 | 11 | Ret | Ret | 10 | Ret | 12 | |||
— | Minardi - Hart | 20 | Ret | 18 | Ret | 11 | 10 | Ret | Ret | 11 | Ret | Ret | 10 | 14 | От | 11 | Ret | Ret | 17 | 0 |
21 | 9 | 12 | 9 | Ret | Ret | 15 | Ret | Ret | 10 | Ret | 12 | Ret | 14 | EX | Ret | Ret | 15 | |||
— | Lola - Ford | 24 | DNQ | 0 | ||||||||||||||||
25 | DNQ | |||||||||||||||||||
Pos | Конструктор | Автомобиль. no. | AUS. | BRA. | ARG. | SMR. | MON. | ESP. | CAN. | FRA. | GBR. | GER. | HUN. | BEL. | ITA. | AUT. | LUX. | JPN. | EUR. | Очки |