1991 Формула 1 FIA. Чемпионат мира | |||
Чемпионат среди пилотов : Айртон Сенна. Чемпион конструкторов : McLaren - Honda | |||
Предыдущая: | 1990 | Следующая: | 1992 |
Чемпионат мира по Формуле-1 1991 года стал 45-м сезоном FIA Формулы-1. автоспорт и 42-й сезон чемпионата мира Формула-1. Он включил чемпионат мира Формулы-1 1991 года пилотов и Чемпионат мира Формулы-1 среди конструкторов 1991 года, которые соревновались одновременно в шестнадцати гоночных сериях, которые начались 10 марта и завершились 3 ноября. Айртон Сенна выиграл свой третий и последний чемпионат пилотов, а McLaren - Honda выиграл свой четвертый подряд чемпионат конструкторов. Сенна выиграл семь из шестнадцати гонок; его главным претендентом на титул был Найджел Мэнселл, который выиграл пять гонок в своем первом сезоне еще на Уильямс. Жестокий соперник Сенны Ален Прост не смог выиграть гонку с Ferrari и был уволен до конца сезона из-за спора с командой. В 1991 году также состоялись дебюты будущих чемпионов мира Михаэль Шумахер и Мика Хаккинен, а также уход трехкратного чемпиона Нельсона Пике.
. это последний сезон который, выиграл гонщик из Южной Америки.
Следующие команды и гонщики участвовали в чемпионате мира Формулы-1 1991 года.
Три команды, начавшие сезон 1990 года, не смогли выйти на старт сезона 1991 года. : EuroBrun не смогли завершить сезон. Onyx Grand Prix отказался от участия в 1990 году, но зашел так далеко, что спроектировал автомобиль 1991 года, прежде чем окончательно свернуть, в то время как отсутствие Life, команды, которая не проходила предварительную настройку для каждой гонки, никого не удивил.
Команда Оселла теперь была Fondmetal, хотя водитель Оливье Груйяр был оставлен вместе с автомобилем Оселла 1989 года и большей частью персонала.
Команда Arrows была переименована в Footwork после инвестиций японского бизнесмена Ватару Охаши, президента Footwork Express Co., Ltd.
В сезоне 1991 года было два совершенно новых участника;
В начале сезона предварительная квалификация необходима для пяти команд: машин команды Иордании, Даллары и Модены, а также отдельных участников команды команды Fondmetal и Coloni.
В результате изменений системы начисления очков в 1991 году победивший гонщик теперь получает 10 очков вместо 9, как раньше. Что еще более важно, очки со всех гонок теперь будут засчитываться в счет чемпионата, а не только лучшие одиннадцать результатов каждого гонщика, как раньше.
Сезон начался на автодроме Феникс-стрит, планировка которого была изменена, чтобы сделать ее более сложной задачей для гонщиков.. Сенна занял поул, опередив Проста, Патрезе, Мэнселла, Пике и Алези. На старте Сенна и Прост хранили свои места, в то время как Мэнселл опередил Патрезе, а Пике проиграл Алези и Бергеру. Порядок в конце первого круга был следующим: Сенна, Прост, Мэнселл, Патрез, Алези и Бергер.
В начале, когда Сенна отходил от Проста, Алези обогнал Патрезе и занял четвертое место. Однако Патрез обогнал его на 16 круге и приблизился к Мэнселлу. Он атаковал на 22-м круге, но выстрелил в сторону отступления и позади Алези и Бергера. Он быстро приблизился к ним с Бергером, атакующим Алези, но неспособным пройти. Патрез обогнал Бергера на 34-м круге. На следующем круге у Мэнселла вышла из строя коробка передач, и вскоре после этого, на 36-м круге, у Бергера возникла проблема с топливным насосом, что вынудило его сойти с дистанции. Затем Патрез обогнал Алези, который прошел яму на 43-м круге. Он приблизился к Просту, а Феррари опустился на седьмое место на 46-м круге, из-за проблем с правой задней частью.
Патрезе продержался недолго, его коробка передач вышла из строя, а затем Роберто Морено сбил неподвижную машину, из-за чего они оба вышли. Пике, который не остановился, уступил Алези второму, а Прост занял четвертое место Стефано Модена вскоре после этого. У Алези были проблемы с коробкой передач, и он сдерживал Пике, когда Прост начал атаковать их обоих. На 70-м круге Пике обогнал Алези, а Простал за ним. Затем Простестился, опередив и Пике. Модена обогнала Алези на четвертом месте, и вскоре Алези ушел из игры из-за проблем с коробкой передач. Не взволнованный всем этим, Сенна выиграл у Проста, Пике, Модены, Сатору Накадзима и Агури Судзуки. Это будет последний Гран-при Формулы-1 на улицах центра Феникса, штат Аризона, и последняя гонка Формулы-1 в Штатах за 9 лет; Формула-1 вернется в другую часть Штатов в 2000 году - на историческую гоночную трассу Индианаполис Мотор Спидвей, на территории которой была построена совершенно новая трасса специально для Гран-при.
Поле переместилось в Бразилию, и Сенна порадовал своих фанатов на трассе Интерлагос в своем родном городе Сан-Паулу, взяв поул на своей трассе, опередив две машины Williams. Патреза и Мэнселла, стоявших перед Бергером, Алези и Простом. На старте Сенна взлетел, Мэнселл обогнал Патрезе, Алези обогнал Бергера, а Пике опередил Проста. Порядок был следующим: Сенна, Мэнселл, Патрез, Алези, Бергер и Пике.
Мэнселл начал атаковать Сенну, но не смог пройти. Затем Сенна медленно оторвался от Мэнселла, у которого был медленный пит-стоп на 22-м круге. Он остался вторым после остановок, но отставал от Сенны на 7 секунд. Главное изменение в результате остановок заключалось в том, что Пике, который не останавливался, был третьим, а Бергер. а Прост достался Алези.
Бергер прорвался мимо Пике вскоре после того, как Мэнселл начал ловить Сенну. Мэнселл приближался, но ему пришлось остановиться на 50-м круге из-за прокола. Он бросился обратно к Сенне, у которой были проблемы с коробкой передач. Однако это была коробка передач Мэнселла, которая по иронии судьбы не выдержала на 60-м круге. У Патрезе была та же проблема, но он все еще работал вторым, а у Бергера были проблемы с заеданием газа. Пошел дождь, и Прост обогнал Пике на четвертом месте. Тройка лидеров боролась с влажными условиями; особенно Сенна, у которого были проблемы с коробкой передач и была только 6-я передача. Победил Сенна, за ним последовали Патрезе, Бергер, Прост, Пике и Алези.
Сенна выиграл семь Гран-при в 1991 году на пути к своему третьему и последнему титулу.На Имоле Сенна занял свою 55-ю поул-позицию, опередив Патрезе,, Мэнселл, Бергер и Модена. Когда они приближались к старту, пошел дождь, и Прост вылетел на параде и выбыл. Вначале Патрез опередил Сенну, в то время как у Мэнселла были проблемы с коробкой передач, и он сошел на пенсию после удара Мартина Брандла из Брэбэма. Порядок был: Патрезе, Сенна, Бергер, Модена, Алези и Накадзима.
Патрез оторвался, но на 10-м круге пропустил зажигание и вернулся на несколько кругов вниз. На 16 круге Накадзима сошел с четвертого места из-за отказа трансмиссии. После остановок Сенна опередил Бергера, а Морено занял четвертое место после Пьерлуиджи Мартини. Вскоре после этого Джей Джей Лехто обогнал Мартини и занял пятое место. Спереди разрыв между Сенной и Бергером был стабильным. Модена сошел на 42-м круге из-за проблем с трансмиссией, поднялось Морено на третьем месте, которое он удерживает только восемь кругов, когда Лехто обогнал его. На 52-м круге Морено сошел с дистанции из-за отказа двигателя. На последнем круге Эрик ван де Поэле был настроен на 5-е место, но сошел с дистанции из-за проблем с топливным насосом. Впереди Сенна победил Бергера, Лехто, Мартини, Мику Хаккинен и Джулиан Бейли.
Сенна взял еще один поул в Монако, а Модена неожиданно на секунду опередила Патрезе, Пике, Мэнселла и Бергера. На старте Бергер ударил Пике, и Пике вышел из строя, в то время как Бергер упал на спину. Порядок был следующим: Сенна, Модена, Патрезе, Мэнселл, Прост и Морено.
С обгоном на улицах Монако не было никаких изменений, пока Прост не обогнал Мэнселла на 30-м круге. К этому времени Сенна был более чем на 10 секунд впереди Модены, которая опережала Патрезе. Вскоре после этого Алези обогнал Морено четвертым и уехал. Тем временем Накадзима на другом Тиррелле, находившемся ниже, вылетел с трассы после контакта с Minardi Мартини на 35-м круге. На 43-м круге двигатель Модены взорвался в туннеле, и это заблокировало Патрезе, который вылетел в стену, и оба вылетели. По иронии судьбы, Альборето, находящийся далеко в Footwork, а также сошел с дистанции из-за перегоревшего двигателя Porsche в Footwork, оставившее дополнительное масло на трассе на шикане Nouvelle, из-за чего Brabham Бланделла позже улетел в стену с 10-го позади места лидеров на 44-м круге всего лишь после обгона Бернарда до того, как он разбился.
Мэнселл оказал давление на Проста, у которого были проблемы с болтающимся колесом, и на 63-м круге он предпринял смелое движение по шикане, чтобы занять второе место, а действительно начал лететь с самым быстрым кругом за самым быстрым кругом, прежде чем Прост в конечном итоге установил самый быстрый круг на 77-м круге (14 кругов после пит-стопа, поскольку он опустился на 5-е место). Вскоре после этого Прост был вынужден остановиться, чтобы сменить колесо, и опустился на пятое место. Сенна одержал свою четвертую победу из четырех, опередив Мэнселла, Алези, Морено, Проста и Эмануэле Пирро.
Найджел Мэнселл был ближайшим соперником Сенны, выиграв пять гонок и в итоге заняв второе место в чемпионате.На автодроме Жиля Вильнева в Монреале машины Уильямс в квалификации были 1–2, Патрез на поуле опередил Мэнселла, Сенну, Проста, Морено и Бергера. На старте Мэнселл опередил Патрезе, а Бергер проскользнул мимо Морено. Это был Мэнселл, ведущий из Патрезе, Сенны, Проста, Бергера и Морено. На 5-м круге Бергер сошел с дистанции из-за проблем с аккумулятором, но Морено смог занять пятое место только еще 5 кругов, прежде чем он ушел в отставку.
Мэнселл и Патрезе отходили от Сенны, в то время как между Простом, Алези и Пике шла битва за четвертое место. На 26 круге Сенна сошел с дистанции из-за неисправности генератора, а двумя кругами спустя Прост выбыл из строя с отказавшей коробкой передач. Алези был третьим, но на 35 круге у него заглох двигатель. Это поставило Мэнселла перед Патрезом, Пике, Моденой, Андреа де Сезарис и Иваном Капелли. Патрезе пришлось пробить пит-стопу, и он вернулся за Пике. Затем у него были проблемы с коробкой передач, и его обогнал Модена, когда Капелли ушел.
На последнем круге Мэнселл помахал толпе, а затем позволил своей машине упасть слишком низко и заглохнул двигатель Renault. В результате Пике был доволен своей последней победой в карьере, опередив Модену, Патрезе, де Сезариса, Бертрана Гашо и Мэнселла, который занял шестое место.
На чрезвычайно ухабистом автодроме Херманос Родригес в Мексике во время тренировки произошло несколько инцидентов, в том числе Сенна разбился на очень быстрой Перальтаде, пытаясь пройти немногобыстрее, чем обычно и его машина перевернулась, когда ударилась о шину. Сенна приехал в Бразилию с травмой головы, он получил во время катания на водном мотоцикле в Бразилии, и все выходные критиковал состояние пыльной трассы. Уильямс занял 1–2 квалификации, а Патрез опередил Мэнселла, Сенну, Алези, Бергера и Пике. Патрезе плохо стартовал и сейчас, как Алези нырнул впереди Сенны. Порядок был следующим: Мэнселл, Алези, Сенна, Патрезе, Бергер и Пике. Когда Сенна обогнал Алези, Патрезе следовала за ним, а затем Модена обогнала Пике.
Двигатель Бергера отказал на шестом круге, вскоре после этого Патрез обогнал Сенну и двинулся вслед за Мэнселлом. Затем Модена начала отступать. Патрез обогнал Мэнселла, а затем Сенна и Алези попытались переиграть англичанина, Алези развернулся и вернулся на седьмое место. Затем Патрез начал отстраняться от Мэнселла, который держал Сенну. Тем временем Алези обогнал Морено, а затем де Сезариса, когда Мэнселл оторвался от Сенны. Он уменьшил отставание от Патрезе до 1,2 секунды.
Сцепление Алези вышло из строя на 43-м круге, два круга спустя у Пике возникли проблемы с подшипником ступицы, и Гашо стал пятым. Он держал его, пока не развернулся на 52-м круге. В первом ряду Патрез выиграл с Мэнселлом, сделав его Уильямс 1–2, Сенны, де Сезариса, Морено и Эрика Бернара.
Риккардо Патрезе доказал свою силу. быть сильной стороной в другом Уильямс, выиграв два Гран-при.Гран-при Франции переместился с трассы Поль Рикар около Марселя на юге Франции в новую трассу Маньи-Кур в центральной Франции. Патрезе взял еще один поул, опередив домашнего героя Проста, Сенну, Мэнселла, Бергера и Алези. Вначале у Патрезе были проблемы с переключением передач, а когда он завел машину, охватило поле. Это заблокировало Сенну, позволив Мэнселлу опередить его. Порядок был следующим: Прост, Мэнселл, Сенна, Бергер, Алези и Пике.
На 6 круге Бергер сошел с дистанции с очередным отказом двигателя. Два круга спустя возникла проблема, поскольку Пике потерял места, поскольку Джанни Морбиделли попытался обогнать его и ударил Капелли, выбив обоих, в то время как Пике потерял время и место. Впереди Мэнселл атаковал Проста и обогнал его на 22-м круге. На остановках у Мэнселла был медленный, и Прост снова лидировал. Сенна находился под давлением Алези, но сдерживал его, отставая от лидеров более чем на 15 секунд.
Тем временем Мэнселл снова начал приближаться к Просту, и когда они двое пробирались сквозь пробку на 54-м круге, Мэнселл сделал превосходный ход на внешней шпильке Аделаиды, чтобы вести вперед, а медленно отъехал. Мэнселл выиграл у Проста, Сенны, Алези, выздоравливающего Патрезе и де Сезариса.
Трасса Сильверстоуна была сильно изменена; это уже не была упрощенная и сверхбыстрая схема, какой был с момента ее создания; Теперь это была скорее техническая трасса, но все еще относительно быстрая. Мэнселл занял поул-позицию, опередив Сенну, Патрезе, Бергер, Прост и Алези. В начале Сенна взял на себя инициативу от Мэнселла, в то время, как Бергер ударил Патрезе, вытащив Патрезе, в то время, как Бергер сбросил порядок, позади Проста, Алези и Морено. Впереди Мэнселл выключил ограничитель оборотов, чтобы проехать мимо Сенны прямо к Ангару. Таким образом, Мэнселл вел от Сенны, Алези, Проста, Морено и Бергера.
Вскоре Бергер обогнал Морено на пятое место, и это стало четвертым, когда Простнулся, опустившись на два места. Затем Морено ушел на пенсию из-за проблем с коробкой передач. Впереди разрыв между Мэнселлом и Сенной составлял около 4–5 секунд, а Алези был третьим, далеко позади. Однако, когда он пытался обогнать Сузуки на круге, он ударил Сузуки, вырубив обоих. После остановки Мэнселл опережал Сенну на 10 секунд, а на 20 секунд опережал Проста.
Сенна решил попытаться атаковать Мэнселла с небольшим запасом топлива. Он сократил разрыв до 7 секунд, но из-за этого у него закончилось топливо на последнем круге, что дало Мэнселлу возможность подобрать застрявшего бразильца на его победном круге и вернуть его на пит-лейн. Таким образом, Мэнселл победил, опередив Бергера, Проста, Сенну (четвертое место на стартовом последнем круге), Пике и Гашо.
В середине сезона Сенна возглавил чемпионат пилотов с 51 очком, Мэнселл занял второе место с 33, Патрезе третьим с 22 и Простым с 21. В чемпионате конструкторов McLaren лидировал с 67 очками, Уильямс закрылся вторым с 55, Ferrari третьим с 29 и Benetton четвертым с 23.
Трехкратный чемпион Ален Прост провел неудачный год с Феррари, кульминацией которого стало его увольнение до конца сезона.В середине сезона предварительная квалификация была изменена. Даллара, Джордан и «Ламбо» сбежали, а AGS, Footwork и Brabham должны были пройти предварительную квалификацию на оставшуюся часть сезона.
Вторая половина года началась на очень быстро засаженной деревьями трассе Хоккенхайм в Германии, и Манселл продолжил с того места, где он остановился, выйдя на поул впереди Сенны, Бергера, Патрезе, Проста и Алези. На старте Мэнселл взлетел, в то время как Бергер обошел Сенну, а Патрез снова плохо стартовал, уступив Феррари. В конце первого круга Мэнселл лидировал из-за Бергера, Сенны, Проста, Алези и Патрезе.
Патрез быстро опередил Алези, когда приказ успокоился. Алези решил ехать без остановок, а остальные поиграли. Однако у Бергера возникли проблемы с остановками, и он вернулся на 10-е место. Таким образом, Алези вел за собой Мэнселла, Сенну, Проста, Патрезе и де Сезариса. Мэнселл быстро обогнал Алези и отстранился. Прост и Сенна боролись за третье место, и Прострелил на стороне, пытаясь обойти Сенну, позволив Патрезе занять четвертое место.
Патрез быстро обогнал Сенну, оставив его с расстроенным Простом. Прост попытался обогнать его на 38-м круге, но Сенна не дал ему достаточно места. Тем временем Патрезе близко приблизился к Алези и обогнал его на 39-м круге. На последнем круге у Сенны снова закончилось топливо. Однако никто не смог тронуть Мэнселла, который выиграл, и Патрез сделал счет Уильямса 1–2 впереди Алези, выздоравливающих Бергер, де Сезари и Гашо.
Сенна занял поул на Хунгароринге недалеко от Будапешта в Венгрии, опередив Патрезе, Мэнселла, Проста, Бергера и Алези. Вначале Патрез ушел лучше, чем Сенна, но Сенна подошел, чтобы заблокировать его. Мэнселл был вынужден защищаться третьим от Проста и сохранил место. Порядок был следующим: Сенна, Патрезе, Мэнселл, Прост, Бергер и Алези.
Четверка лучших держалась вместе, и не было никакой возможности обогнать другого на извилистой Хунгароринге трассе. Они оторвались от Бергера, у которого был разрыв с Алези. Двигатель Проста взорвался на 28-м круге, сократив битву на фронте до трех. Пит-стопы ничего не изменили, но после них Мэнселл начал преследовать своего товарища по команде Патрезе на втором месте. Патрез позволил ему пройти, чтобы посмотреть, что Мэнселл может сделать с Сенной, но понял, что ответ был ничем. Сенна продолжал медленно отходить. Скучная гонку выиграл Сенна, опередив Мэнселла, Патрезе, Бергера, Алези и Капелли.
Бельгийский гонщик Бертран Гашо пропустил свой домашний Гран-при из-за, что находился в тюрьме Великобритании после инцидента, в ходе которого он применил слезоточивый газ в лондонском такси. Водитель. Его место в Иордании занял неизвестный тогда немецкий гонщик Михаэль Шумахер.
. На популярной и живописной трассе Спа-Франкоршам в Бельгии Сенна взял поул, опередив Патрезе, Проста, Мэнселла, Бергера, Алези, Пике и новая сенсация, Шумахер. (После субботней квалификации машина Патрезе была признана действующей не правила безопасности, и субботнее время Патрезе было отменено, таким образом, стартовав 17-м). На старте Сенна защищался от Проста, а Пике и Шумахер обошли Алези. Однако Шумахер сбавил скорость из-за проблемы со сцеплением на спуске до Eau Rouge и удалился. Впереди Сенна вел от Проста, Мэнселла, Бергера, Пике и Алези. На третьем круге у Проста вылилось топливо из машины, и он сошел с дистанции.
Мэнселл начал атаковать Сенну и после остановок опередил его. Были проблемы, когда Бергер развернулся после остановки и потерял много времени. После остановок Мэнселл вел Алези (который планировал ехать без остановки), Сенну, Пике, выздоравливающего Патрезе и де Сезариса. Затем на 22-м круге Мэнселл остановился из-за сбоя в электросети, в результате чего Алези стал лидером гонки. Затем двигатель Сенны остановился на некоторое время, и из-за этого Пике, Патрез и де Сезари были правы с ним и позволили Алези оставаться в лидерах. Сенна не смог отъехать, потому что у него были проблемы с коробкой передач. На 31 круге - все еще намереваясь бежать без остановок - двигатель Алези взорвался, и Сенна снова лидировал. Патрез попытался обойти Пике, но попал в обход, и де Сезари смог занять третье место.
Затем он обогнал Пике и занял второе место, а Патрез вскоре последовал за ним. Пике начал отступать, и Бергер прошел мимо него. У Патрезе были проблемы с коробкой передач, и он внезапно оказался позади Бергера и Пике. На 41-м круге де Сезарис, отстававший примерно на 2 секунды от Сенны, сошел с дистанции, когда у него закончился двигатель. На следующем круге Морено обогнал Патрезе. Сенна выиграл с Бергером, сделав McLaren 1–2 впереди Пике, Морено, Патрезе и Марка Бланделла.
Перед Гран-при Италии на автодроме в Монце недалеко от Милан в роли Шумахера подписал сделку с Benetton, чем вызвал недовольство Джордана, который обратился в суд. Суд принял решение в пользу Benetton, поскольку Джордан ранее не подписывал контракт с Шумахером. Таким образом, Шумахер и Морено поменялись командами.
В квалификации Сенна занял поул, опередив Мэнселла, Бергера, Патрезе, Проста и Алези. Вначале Алези проехал мимо Проста и ударил Патрезе в первую шикану, и ему пришлось отправиться на ремонт. Сенна опередил Мэнселла, Бергера, Патрезе, Проста и Шумахера в конце первого круга.
Патрезе начал атаковать, обогнав Бергера на 7-м круге. Мэнселлу было трудно найти дорогу вокруг Сенны, он протянул руку и махнул Патрезе перед собой. Затем он атаковал Сенну и вышел вперед на 26-м круге. Однако на следующем круге Патрезнулся, и тогда он не смог выбрать полную передачу. Он ушел в бокс и удалился. В то же время Прост обогнал Бергера и занял третье место. Мэнселл начал преследовать Сенну и пошел во все стороны, чтобы вырваться вперед.
Он, наконец, сделал это на 34-м круге, и Сенна пришел в боксы за шинами. Когда он вернулся, в орден были Мэнселл, Прост, Бергер, Шумахер, Сенна и де Сезарис. Сенна был атакован, обогнав Шумахера сразу после его остановки. Затем Бергер махнул ему рукой, чтобы посмотреть, сможет ли он атаковать Проста. За ними на 45 круге Пике обогнал де Сезари на шестом месте. Сенна опередил Проста на второй шикане с семьей кругами до конца. Мэнселл выиграл у Сенны, Проста, Бергера, Шумахера и Пике.
С четырьмя оставшимися гонками Сенна на 18 очков опережал Мэнселла в чемпионате пилотов, с 77 до 59. Патрезе третьим с 34, за ним Бергер с 31 и Прост с 25. В чемпионате McLaren от конструкторов опередил Williams с. 15 очками, со 108 до 93, а Ferrari заняла третье место с 39.
Трасса Эшторил возле Лиссабона принимала португальский этап, а Патрез взял верх. Поул впереди Бергера, Сенны, Мэнселла, Проста и Алези. Вначале Мэнселл проскользнул перед Сенной и перешел на другую сторону, чтобы прокрасться мимо Бергера. Порядок в конце первого круга был следующим: Патрезе, Мэнселл, Бергер, Сенна, Алези и Прост.
Уильямсы оторвались от МакЛаренов, которые отъезжали от Феррари (Прост уже миновал Алези). На 18 круге Патрез махнул рукой Мэнселлу и решил последовать за ним. McLarens остановились первыми, и Сенна опередил Бергера. Когда Мэнселл остановился на 29-м круге, у его команды возникли проблемы с правильной фиксацией колесной гайки на его правой задней части. Когда механик Уильямса пошел за запасным орехом, человек с леденцом, не подозревая о проблеме, подал Мэнселлу знак уйти. Тут же его правая задняя часть отвалилась, и он остановился посреди пит-лейна. Команда достала шину, установила ее на машине Мэнселла и отправила его в путь, но он опустился на 17-е место.
Впереди Бергер обогнал Сенну и двинулся за Патрезе только из-за того, что его двигатель отказал на 38-м круге. Двумя кругами спустя Прост, занявший третье место, вышел из строя с той же проблемой. Это поставило порядок: Патрезе, Сенна, Алези, Мартини, Капелли и Пике. На 49-м круге Мэнселл, который прорвался через поле, занял шестое место у своего бывшего главного соперника Пике и всего в 15 секундах от третьего места. Затем на 51-м круге ему показали черный флаг дисквалификации за нарушение пит-лейн. Капелли откатился на 65 круге с пятого. Патрезе выиграл у Сенны, Алези, Мартини, Пике и Шумахера.
Гран-при Испании переместился с трассы Херес недалеко от Севильи на новую трассу Каталонии недалеко от Барселоны, на другом конце Испании. Бергер занял поул в Испании, опередив Мэнселла, Сенну, Патрезе, Шумахера и Проста. Вначале было сыро, и Сенна пролетел мимо Мэнселла, а Патрез снова провалился, опустившись на шестое место. В середине круга Шумахер обогнал Мэнселла и занял третье место. Заказ был: Бергер, Сенна, Шумахер, Мэнселл, Прост и Патрезе.
Мэнселл обогнал Шумахера ближе к концу второго круга и двинулся вслед за Сенной. На пятом круге Мэнселл и Сенна пошли бок о бок по главной прямой, но Мэнселл был впереди, поскольку у него была внутренняя линия. Когда трасса высохла, все остановились, и Бергер остановился медленно. Сенна быстро остановился и вышел вперед, опередив Бергера, Мэнселла, Проста, Шумахера и Патрезе. Затем Сенна пропустил Бергера на 12 круге, чтобы удержать Мэнселла, в то время как Шумахер обогнал Проста. Затем Сенна развернулся в последнем повороте и отстал от Мэнселла, Шумахера и Проста.
Мэнселл быстро перебил Бергера, вырвался вперед на 20-м круге и начал отъезжать. Шумахер теперь пришел, чтобы атаковать Бергера, и когда он попытался, он напортачил и ушел. Он вернулся на шестое место. На 33-м круге Бергер сбавил скорость из-за проблем с электрикой и удалился. Вскоре после этого Патрезе обогнал Сенну на третьем месте. Шумахер покрыл покрышки волдырями во время вращения и ямки, отстав от Алези, который бросился вперед и обогнал Сенну. Мэнселл решительно выиграл у Проста, Патрезе, Алези, Сенны и Шумахера.
За двумя гонками до конца Сенна опередил Мэнселла с 16 очками в чемпионате водителей, с 85 до 69, имея только 20 очков. Патрезе был третьим с 48, в то время как Прост и Бергер оба имели 31. Чемпионат конструкторов был намного ближе: Williams опережал McLaren на одно очко, 117 к 116, а Ferrari была третьей с 52.
На сложной трассе Сузука в Японии Макларенсы заняли 1-2 места в квалификации, где Бергер опередил Сенну, Мэнселла, Проста, Патрезе и Алези. В начале Бергер ушел хорошо, и Сенна заблокировал Мэнселла, а Патрезе за ними догнал Проста. Алези продержался недолго, его отказал еще до финиша круга. Заказ был: Бергер, Сенна, Мэнселл, Патрезе, Прост и Мартини.
Сеннаил Бергеру оторваться, а затем задержал Мэнселла, который должен был победить, чтобы сохранить свои надежды на чемпионство мира. Мэнселл был разочарован, увидев, что Бергер отстранился, и преследовал Сенну в надежде, что Сенна совершит ошибку. Однако первым ошибся Мэнселл, который улетел в облаке дыма в начале 10-го круга из-за проблем с тормозами. Он выбыл, и Сенна стал чемпионом мира в третий раз.
Команда Макларена сказала Бергеру пропустить Сенну и таким образом его защитить, пообещав, что Сенна ему позволит вернуться вперед на последнем круге, если они останутся 1–2. После остановок изменений не было, и порядок остался: Сенна, Бергер, Патрезе, Прост, Мартини и Шумахер. Впереди Сенна и Бергер обменялись быстрейшими кругами. На 29 круге, далеко позади Шумахера, Мартини стал пятым. Накадзима во втором круге Тиррелл изменился на S-образных кривых и на 31-м круге ударился барьер шины в гравийной ловушке (Накадзима не пострадал). Однако двигатель Шумахера отказал на 35-м круге, уступив место Мартини. Мартини продержался еще пять кругов, прежде чем его сцепление вышло из строя, что вынудило его сойти с дистанции.
Впечатление ничего не изменилось, и Сенна сохранил соглашение Макларена с Бергером, позволив Бергеру пройти, чтобы выиграть на последнем круге. Бергер победил нового чемпиона мира Сенну, Патрезе, Проста, Мартина Брандла и Модены. McLaren Honda 1-2 также означало, что они теперь на 11 очков опережали Williams Renault и держались в чемпионате конструкторов.
Перед финальной гонкой на уличной трассе в Аделаиде, Австралия, Прост был уволен из команды Ferrari за то, что он сделал несколько резких комментариев о команде и описал свою машину как « грузовик », и команда Ferrari не желала работать с ним во время пресс-конференции, посвященной Гран-при Японии. Его заменил тест-пилот Ferrari Джанни Морбиделли (который пилотировал Minardi ). Хотя чемпионат пилотов уже определен, чемпион конструкторов - нет - это все еще оспаривается командами McLaren и Williams.
В квалификации Макларен опередил Уильямсов и Бенеттонов со счетом 1–2, а Сенна опередил Бергера, Мэнселла, Патрезе, Пике и Шумахера. На старте, в очень сильных влажных условиях, Патрезе потерял время и быстро уступил Пике, а Алези также обогнал его и Шумахера. Сенна вел от Бергера, Мэнселла, Пике, Алези и Патрезе. На третьем круге, позволив Мэнселлу занять второе место, таким образом, пойти за Сенной способ. Он был достаточно близко на 5 круге и увидел желтые флаги из-за аварии Никола Ларини. Таким образом, он был вынужден отступить, и Сенна сохранил лидерство. Алези сразу же развернулся, а за ним последовал Шумахер. Оба отсутствовали.
Затем, на 8-м круге, Пьерлуиджи Мартини врезался в стену, и его переднее крыло, отделившееся от его машины, было сбито Патрезе и застряло в поддоне Патрезе. Спереди Мэнселл больше не атаковал Сенну, но Сенна не смог оторваться. Условия стали лучше, но еще через семь кругов погода стала хуже, и все больше гонщиков разъезжать, включая Мэнселла, который врезался в стену, что принимает McLaren выиграть чемпионат конструкторов. Бергер также дважды откатывался на следующий круге, когда Сенна жестом велел маршалам остановить гонку. Патрез последовал его примеру, и, наконец, он был остановлен после того, как Сенна закончил 16-й круг. Однако официальные лица решили пересчитать результаты на 2 круга до 14-го круга, что означало, что Сенна выиграл у Мэнселла, Бергера, Пике, Патреза и Морбиделли. Была начислена только половина очков, потому что гонка была остановлена до того, как пройдено 75% дистанции. Этот конкретный Гран-при установил рекорд (который сохраняется до сих пор) как самый короткий Гран-при за всю историю.
Украина в Австралии была присуждена только половина очков, в конце Сенна стал чемпионом мира с 96 очками, Мэнселл - вторым с 72, Патрезе третьим с 53, Бергер четвертым с 43, Простым пятым с 34., Пике шестой с 26,5, Алези седьмой с 21 и Модена восьмой с 10. В чемпионате конструкторов McLaren Honda были чемпионами мира с 139 очками, на втором месте Williams Renault с 125, на третьем Ferrari с 55,5 и на четвертом Benetton Ford с 38, 5.
Сезон 1991 года стал последним, в котором Айртон Сенна, Ален Прост, Найджел Мэнселл и Нельсон Пике Соревновались вместе, четыре гонщика, между собой, выиграли 93 из 112 Гран-при с 1985 года и все семь чемпионатов за этот период. Пике ушел из F1 в конце сезона, в то время, как Прост решил взять творческий отпуск в 1992 году. Мэнселл выиграл чемпионат пилотов в 1992 году, а затем покинул F1 ради CART ; Прострает чемпионат в 1993 году, а затем уйдет в отставку; и Сенна погибнет на Гран-при Сан-Марино 1994.
Очки были начислены шести лучшим финишерам в каждой гонке следующим образом:
Позиция | 1-я | 2-я | 3- я | 4-я | 5-я | 6-я |
---|---|---|---|---|---|---|
Очки | 10 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 |
|
. |
Пилот не финишировал в Гран-при, но был классифицирован, он преодолел более 90% дистанции гонки.. На Гран-при Австралии было начислено половину очков, поскольку гонка была остановлена после 14 кругов (из 81) из-за проливного дождя.
Pos | Constructor | Автомобиль. no. | США. | BRA. | SMR. | MON. | CAN. | MEX. | FRA. | GBR. | GER. | HUN. | BEL. | ITA. | POR. | ESP. | JPN. | AUS. | Оч |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | McLaren - Honda | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | Ret | 3 | 3 | 4 | 7 | 1 | 1 | 2 | 2 | 5 | 2 | 1 | 139 |
2 | Ret | 3 | 2 | Ret | Ret | Ret | Ret | 2 | 4 | 4 | 2 | 4 | Ret | Ret | 1 | 3 | |||
2 | Williams - Renault | 5 | Ret | Ret | Ret | 2 | 6 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | Ret | 1 | DSQ | 1 | Ret | 2 | 125 |
6 | Ret | 2 | Ret | Ret | 3 | 1 | 5 | Ret | 2 | 3 | 5 | Ret | 1 | 3 | 3 | 5 | |||
3 | Ferrari | 27 | 2 | 4 | DNS | 5 | Ret | Ret | 2 | 3 | Ret | Ret | Ret | 3 | Ret | 2 | 4 | 6 | 55,5 |
28 | 12 | 6 | Ret | 3 | Ret | Ret | 4 | Ret | 3 | 5 | Ret | Ret | 3 | 4 | Ret | Ret | |||
4 | Benetton - Ford | 19 | Ret | 7 | 13 | 4 | Ret | 5 | Ret | Ret | 8 | 8 | 4 | 5 | 6 | 6 | Ret | Ret | 38,5 |
20 | 3 | 5 | Ret | Ret | 1 | Ret | 8 | 5 | Ret | Ret | 3 | 6 | 5 | 11 | 7 | 4 | |||
5 | Jordan - Ford | 32 | 10 | 13 | Ret | 8 | 5 | Ret | Ret | 6 | 6 | 9 | Ret | Ret | 10 | 9 | Ret | 9 | 13 |
33 | DNPQ | Ret | Ret | Ret | 4 | 4 | 6 | Ret | 5 | 7 | 13 | 7 | 8 | Ret | Ret | 8 | |||
6 | Tyrrell - Honda | 3 | 5 | Ret | Ret | Ret | 10 | 12 | Ret | 8 | Ret | 15 | Ret | Ret | 13 | 17 | Ret | Ret | 12 |
4 | 4 | Ret | Ret | Ret | 2 | 11 | Ret | 7 | 13 | 12 | Ret | Ret | Ret | 16 | 6 | 10 | |||
7 | Minardi - Ferrari | 23 | 9 | Ret | 4 | 12 | 7 | Ret | 9 | 9 | Ret | Ret | 12 | Ret | 4 | 13 | Ret | Ret | 6 |
24 | Ret | 8 | Ret | Ret | Ret | 7 | Ret | 11 | Ret | 13 | Ret | 9 | 9 | 14 | Ret | 16 | |||
8 | Даллара - Джадд | 21 | Ret | 11 | DNPQ | 6 | 9 | DNPQ | DNPQ | 10 | 10 | Ret | 8 | 10 | Ret | 15 | Ret | 7 | 5 |
22 | Ret | Ret | 3 | 11 | Ret | Ret | Ret | 13 | Ret | Ret | Ret | Ret | Ret | 8 | Ret | 12 | |||
9 | Lotus - Джадд | 11 | Ret | 9 | 5 | Ret | Ret | 9 | DNQ | 12 | Ret | 14 | Ret | 14 | 14 | Ret | Ret | 19 | 3 |
12 | DNQ | DNQ | 6 | DNQ | DNQ | 10 | 10 | 14 | DNQ | DNQ | 7 | DNQ | Ret | DNQ | Ret | 11 | |||
10 | Brabham - Yamaha | 7 | 11 | 12 | 11 | EX | Ret | Ret | Ret | Ret | 11 | Ret | 9 | 13 | 12 | 10 | 5 | DNQ | 3 |
8 | Ret | Ret | 8 | Ret | DNQ | Ret | Ret | Ret | 12 | Ret | 6 | 12 | Ret | Ret | DNPQ | 17 | |||
11 | Лола - Форд | 29 | Ret | Ret | Ret | 9 | Ret | 6 | Ret | Ret | Ret | Ret | Ret | Ret | DNQ | Ret | DNQ | DNQ | 2 |
30 | 6 | Ret | Ret | Ret | Ret | Ret | Ret | Ret | Ret | Ret | DNQ | DNQ | Ret | DNQ | Ret | DNQ | |||
12 | Leyton House - Ilmor | 15 | Ret | Ret | 12 | Ret | Ret | Ret | 7 | Ret | Ret | 11 | Ret | 15 | 7 | 7 | 8 | 14 | 1 |
16 | Ret | Ret | Ret | Ret | Ret | Ret | Ret | Ret | Ret | 6 | Ret | 8 | 17 | Ret | Ret | 20 | |||
— | Ligier - Lamborghini | 25 | Ret | 10 | 7 | 7 | Ret | 8 | 12 | Ret | 9 | 17 | 11 | Ret | 16 | Ret | 9 | Ret | 0 |
26 | DNQ | Ret | 10 | 10 | 8 | DNQ | 11 | DNQ | Ret | 10 | Ret | 11 | 11 | Ret | Ret | 18 | |||
— | Ламбо - Lamborghini | 34 | 7 | DNPQ | DNPQ | DNPQ | DNPQ | DNPQ | DNPQ | DNPQ | Ret | 16 | DNQ | 16 | DNQ | DNQ | DNQ | Ret | 0 |
35 | DNPQ | DNPQ | 9 | DNPQ | DNPQ | DNPQ | DNPQ | DNPQ | DNQ | DNQ | DNQ | DNQ | DNQ | DNQ | DNQ | DNQ | |||
— | AGS - Ford | 17 | 8 | Ret | DNQ | Ret | DNQ | DNQ | DNQ | DNQ | DNQ | DNPQ | DNPQ | DNPQ | DNQ | DNPQ | 0 | ||
18 | DNQ | DNQ | DNQ | DNQ | DNQ | DNQ | DNQ | DNQ | DNPQ | DNPQ | DNPQ | DNPQ | DNPQ | DNPQ | |||||
— | Fondmetal - Ford | 14 | DNPQ | DNPQ | DNPQ | DNPQ | DNPQ | Ret | Ret | DNPQ | DNPQ | DNQ | 10 | Ret | DNPQ | 12 | 11 | DNPQ | 0 |
— | Footwork - Ford | 9 | Ret | Ret | DNQ | DNQ | DNPQ | DNQ | 15 | Ret | DNQ | 13 | 0 | ||||||
10 | DNQ | DNQ | DNPQ | DNPQ | DNQ | DNPQ | DNPQ | DNPQ | 10 | 15 | |||||||||
— | Footwork - Porsche | 9 | Ret | DNQ | DNQ | Ret | Ret | Ret | 0 | ||||||||||
10 | DNQ | DNQ | DNQ | DNQ | Ret | DNQ | |||||||||||||
— | Coloni - Ford | 31 | DNPQ | DNPQ | DNPQ | DNPQ | DNPQ | DNPQ | DNPQ | DNPQ | DNPQ | DNPQ | DNPQ | DNPQ | DNPQ | DNPQ | DNPQ | 0 | |
Pos | Конструктор | Автомобиль. No. | США. | BRA. | SMR. | MON. | CAN. | MEX. | FRA. | GBR. | GER. | HUN. | BEL. | ITA. | POR. | ESP. | JPN. | AUS. | Очки |
На Гран-при Австралии была начислена половина баллов, поскольку гонка была остановлена после 14 кругов (из 81) из-за проливного дождя.
Сезон 1991 года также включал одно событие, которое не учитывалось в чемпионате мира, Кубок Формулы-1 в помещении на Болонский автосалон.
Название гонки | Место проведения | Дата | Победивший гонщик | Конструктор | Отчет |
---|---|---|---|---|---|
Formula One Indoor Trophy | Болонский автосалон | 07, 08 декабря | Габриэле Тарквини | Fondmetal | Отчет |