Гран-при Японии 1989 года | |||
---|---|---|---|
Гонка 15 из 16 в Чемпионате мира Формулы-1 1989 года | |||
Гонка подробности | |||
Дата | 22 октября 1989 г. | ||
Официальное название | XV Гран-при Японии Fuji Television | ||
Место | Трасса Сузука, Судзука, Япония | ||
Курс | Постоянный гоночный комплекс | ||
Длина трассы | 5,859 км (3,641 миль) | ||
Расстояние | 53 круга, 310,527 км (192,952 мили) | ||
Погода | Сухая, теплая, облачная | ||
Полюсное положение | |||
Водитель | Макларен - Honda | ||
Время | 1: 38.041 | ||
Самый быстрый круг | |||
Водитель | Ален Прост | Макларен - Honda | |
Время | 1: 43.506 на круге 43 | ||
Podium | |||
Первый | Benetton - Ford | ||
Второй | Williams - Renault | ||
Третий | Уильямс - Renault | ||
Лидеры круга |
Гран-при Японии 1989 года (для в целом XV Гран-при Японии Fuji Television ) была гонкой Формула-1 автогонкой, проходившей на Suzuka Circuit, Япония, 22 октября 1989 года. Это был 15-й и предпоследний раунд сезона Формулы-1 1989 года. Гонку с 53 кругами выиграл Алессандро Наннини за команду Benetton, начав с шестой позиции. Риккардо Патрез финишировал вторым в команде Williams, а Тьерри Бутсен третьим на другой машине Williams.
Эта гонка станет одной из самых громких в истории Формулы 1, став кульминацией двухлетнего соперничества Алена Проста и Айртона Сенны в качестве товарищей по команде Макларен. Гран-при Японии решил победить в чемпионате пилотов 1989 года в пользу Проста после столкновения на 47-м круге на финальной шикане между ним и Сенной, сбившим их обоих с трассы. В то время как Прост оставил свою заглохшую машину, Сенна перезапустил свою, сделал пит-стоп, чтобы сменить переднее крыло, и отремонтировал Алессандро Наннини, чтобы одержать победу. После гонки Сенна был дисквалифицирован за то, что получил толчок от маршалов, чтобы вернуться на трассу, передав титул Просту.
Как и в 1988, команда McLaren доминировала на протяжении всего 1989 года. Вступая в эту гонку, Прост имел преимущество на 16 очков в чемпионате водителей над Сенной - 76 к 60. Бразилец. выиграл шесть гонок против четырех у француза, включая предыдущую гонку в Испании, но финишировал в очках только один раз, в то время как Прост финишировал без очков только один раз за весь сезон. Таким образом, Сенна должен был выиграть и эту гонку, и финальную гонку в Австралии, чтобы иметь хоть какие-то шансы на сохранение своего чемпионата мира среди пилотов. Однако, если бы Сенна действительно выигрывал последние две гонки, он был бы чемпионом независимо от того, где финишировал Прост, из-за системы сброса очков.
Никола Ларини был самым быстрым в предквалификационной сессии утром в пятницу на второе Гран-при подряд Оселла водитель только что вытеснил Филиппа Аллио в своем Ларруссе - Лола. Удивительно, но третье место занял Zakspeed из Бернд Шнайдер, который не проходил предварительную квалификацию с момента первой гонки сезона в Бразилии. Недостаточно мощный двигатель Yamaha прошел некоторые испытания и доработки со времени последней гонки, в которые были внесены некоторые явные улучшения. «Наш сезон начинается здесь, - сказал Шнайдер. Четвертое место в предварительной квалификации досталось Микеле Альборето в другой Лоле.
Товарищ по команде Ларини Пьеркарло Гинзани пропустил на этот раз пятое место, а Роберто Морено шестое место в его Колони. Команда Onyx не смогла провести ни одну машину на основных квалификационных сессиях впервые с третьего раунда на Monaco, поскольку Стефан Йоханссон смог пройти только седьмое место. после выхода из строя топливного насоса. Улучшение Закспида могло только помочь Агури Судзуки занять восьмое место, его пятнадцатая неудача подряд в предварительной квалификации. Оскар Ларраури был девятым в EuroBrun, опередив другого Оникса из Джей Джей Лехто. Команда AGS провела три дня тестирования во Франции, но обе отстали от темпа в этой сессии, и только Колони из Энрико Бертэджа находился ниже в табелях учета рабочего времени, поскольку Итальянский не смог опубликовать время.
Позиция | Нет | Водитель | Конструктор | Время | Gap |
---|---|---|---|---|---|
1 | 17 | Никола Ларини | Оселла - Форд | 1: 43.035 | — |
2 | 30 | Филипп Аллиот | Лола - Lamborghini | 1: 43.089 | +0.054 |
3 | 34 | Бернд Шнайдер | Zakspeed - Yamaha | 1: 44.053 | +1.018 |
4 | 29 | Микеле Альборето | Лола - Lamborghini | 1: 44.075 | +1.040 |
5 | 18 | Пьеркарло Гинзани | Оселла - Форд | 1: 44.313 | +1.278 |
6 | 31 | Роберто Морено | Колони - Форд | 1: 44.498 | +1,463 |
7 | 36 | Стефан Йоханссон | Оникс - Форд | 1: 44,582 | +1,547 |
8 | 35 | Агури Судзуки | Закспид - Ямаха | 1: 44.78 0 | +1,745 |
9 | 33 | Оскар Ларраури | EuroBrun - Джадд | 1: 45,446 | +2,411 |
10 | 37 | Дж. Дж. Лехто | Оникс - Форд | 1: 45,787 | +2,752 |
11 | 40 | Габриэле Тарквини | AGS - Ford | 1: 46,705 | +3,670 |
12 | 41 | Янник Далмас | AGS - Форд | 1: 48.306 | +5.271 |
13 | 32 | Энрико Бертаджа | Колони - Форд | нет времени | — |
Как и ожидалось, два МакЛарена доминировали в квалификации. Тем не менее, Сенна легко отличался от других, показав время на полторы секунды быстрее, чем товарищ по команде Прост. Однако, как быстро выяснилось в гонке, Прост уже на раннем этапе осознавал, что в случае, если McLarens будет достаточно превосходить все другие машины на стартовой решетке, что даже с его настройкой машины, полностью оптимизированной для гонки, он мог бы квалифицироваться на гонке. в первом ряду рядом с Сенной, но с настройкой машины, которая намного лучше соответствует требованиям гонки, чем его товарищ по команде - ему просто нужно было обыграть бразильца на старте, и у него было бы значительное преимущество во время гонки, как и быть увиденным. Феррари из Герхарда Бергера и Найджела Мэнселла заняли вторую строчку, а Бергер только опередил своего товарища по команде на четвертое место на две десятых секунды. Уильямс из Риккардо Патрезе отставал на полсекунды от Мэнселла на пятом месте, и к нему в третьем ряду присоединился его товарищ итальянец Алессандро Наннини в его Benetton. - Ford с использованием разработанного двигателя HBA4 V8. Позади Наннини шла напряженная борьба, и только шесть десятых секунды покрывали следующие шесть квалификационных моментов, включая время бывшего чемпиона мира Нельсона Пике Лотус - Джадд на одиннадцатой позиции. Тиррелл - Форд Джонатана Палмера заняли последнее место в таблице на двадцать шестом месте, в то время как четыре не прошли квалификацию (включая бывших пилотов Ferrari Рене Арну и Микеле Альборето, которые вместе выиграли 12 Гран-при), при этом девять гонщиков не прошли предварительную квалификацию.
Бернд Шнайдер квалифицировался на Zakspeed - Yamaha только на свою вторую гонку в сезоне (он также прошел квалификацию на начало сезона в Бразилии ). Шнайдер квалифицировался 21-м, всего на 4,851 секунды медленнее, чем Сенна. Товарищ Шнайдера по команде Агури Сузуки не добился такого успеха в своем домашнем Гран-при. После своего дебюта в Формуле 1 за команду Ларрусса в Сузуке в 1988, Сузуки записал свой 15-й провал подряд в предквалификационном отборе на слабомощном Zakspeed.
Pos | Нет | Драйвер | Конструктор | Q1 | Q2 | Gap |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 1 | Айртон Сенна | McLaren - Honda | 1: 39.493 | 1: 38.041 | — |
2 | 2 | Ален Прост | McLaren - Honda | 1: 40,875 | 1: 39,771 | +1,730 |
3 | 28 | Герхард Бергер | Феррари | 1: 41,253 | 1: 40,187 | +2,146 |
4 | 27 | Найджел Мэнселл | Ferrari | 1: 40,608 | 1: 40,406 | +2,365 |
5 | 6 | Риккардо Патрезе | Уильямс - Renault | 1: 42,397 | 1: 40.936 | +2.895 |
6 | 19 | Алессандро Наннини | Benetton - Ford | 1: 41.601 | 1: 41.103 | +3.062 |
7 | 5 | Тьерри Бутсен | Уильямс - Renault | 1: 42.943 | 1: 41.324 | +3.283 |
8 | 30 | Филипп Аллиот | Лола - Lamborghini | 1: 42.534 | 1: 41.336 | +3.295 |
9 | 8 | Стефано Модена | Брэбэм - Джадд | 1: 42.909 | 1: 41.458 | +3,417 |
10 | 17 | Никола Ларини | Оселла - Форд | 1: 42.483 | 1: 41.519 | +3. 478 |
11 | 11 | Нельсон Пике | Лотус - Джадд | 1: 43.386 | 1: 41.802 | +3.761 |
12 | 12 | Сатору Накадзима | Лотус - Джадд | 1: 43.370 | 1: 41.988 | +3.947 |
13 | 7 | Мартин Брандл | Брэбэм - Джадд | 1: 44.236 | 1: 42.182 | +4.141 |
14 | 24 | Луис Перес-Сала | Minardi - Ford | 1: 43.107 | 1: 42.283 | +4.242 |
15 | 21 | Алекс Каффи | Даллара - Форд | 1: 43.171 | 1: 42.488 | +4.447 |
16 | 22 | Андреа де Сезарис | Даллара - Форд | 1: 43.904 | 1: 42.581 | +4.540 |
17 | 16 | Иван Капелли | Марч - Джадд | 1: 43,851 | 1: 42,672 | +4,631 |
18 | 4 | Жан Алези | Тиррелл - Форд | 1: 43,306 | 1: 42,709 | +4,668 |
19 | 23 | Паоло Барилла | Минарди - Форд | 1: 46.096 | 1: 42.780 | +4.739 |
20 | 15 | Маурисио Гугельмин | Марш - Джадд | 1: 44.805 | 1:42.880 | +4.839 |
21 | 34 | Бернд Шнайдер | Zakspeed - Yamaha | 1: 44.323 | 1: 42.892 | +4.851 |
22 | 20 | Эмануэле Пирро | Benetton - Ford | 1: 43.217 | 1: 43.063 | +5.022 |
23 | 26 | Оливье Груйяр | Лижье - Форд | 1: 45.801 | 1: 43.379 | +5.338 |
24 | 10 | Эдди Чивер | Эрроуз - Форд | 1: 44.501 | 1: 43.511 | +5.470 |
25 | 9 | Дерек Уорвик | Стрелки - Форд | 1: 44,288 | 1: 43,599 | +5,558 |
26 | 3 | Джонатан Палмер | Тиррелл - Форд | 1 : 43.955 | 1: 43.757 | +5.716 |
27 | 25 | Рене Арну | Лигье - Форд | 1: 44.221 | 1: 44.030 | +5.989 |
28 | 29 | Микеле Альборето | Лола - Lamborghini | 1: 44.063 | 1: 44.101 | +6.022 |
29 | 38 | Пьер-Анри Рафанель | Риал - Форд | 2: 11.328 | 1: 47.160 | +9.119 |
30 | 39 | Бертран Гашо | Риал - Форд | 1: 50.883 | 1: 47.295 | +9.254 |
Чтобы улучшить его прямые- Линейная скорость, Просту удалили его откидную створку каталки перед гонкой без ведома Сенны, как сообщил журналист Ф1 Морис Гамильтон. На старте Прост ушел намного быстрее, чем Сенна, как он надеялся, мгновенно нивелировав преимущество бразильца поул-позиции. На самом деле, старт Сенны был настолько неудачным, что Герхард Бергер сумел обойти его, заняв третье место на стартовой решетке. Но McLaren Сенны провел внутреннюю линию в первом повороте, и ему удалось удержать Ferrari позади себя. С настройкой гонки, которая теперь явно превосходит настройки его товарища по команде, в первой половине гонки Прост неуклонно увеличивал свое преимущество почти до шести секунд, а затем Сенна потерял еще две секунды из-за медленного пит-стопа (сняв крышку каталки, Прост выбрал автомобиль с меньшей прижимной силой, чем Сенна, что дало ему большую скорость по прямой и защиту от всех, кроме самых экстремальных попыток обгона в одном четком месте для обгона на трассе, шикане в конце круга). Однако с новым комплектом шин баланс сил сместился, и действующий чемпион мира начал уверенно опережать француза.
Позади лидирующей пары, после первоначальной атаки, коробка передач Ferrari Герхарда Бергера вышла из строя на 34-м круге, а у сестры Найджела Мэнселла Ferrari отказал двигатель девятью кругами спустя. Когда машины Scuderia исчезли, вся реальная проблема McLaren испарилась. Единственным противником, оставшимся для Сенны и Проста, были друг друга, поскольку они уходили от нового третьего места Алессандро Наннини. Итальянский Benetton использовал в гонке менее мощный, но более надежный двигатель HBA1, а не разработанную HBA4. Его товарищ по команде Эмануэле Пирро действительно использовал V8 разработки в гонке, и хотя он был не так быстр, как Наннини, он все же использовал его, чтобы подняться на 10-е место после старта с 22-го. Гонка Пирро завершилась на 33-м круге после столкновения на шпильке с Андреа де Сезарис, где Пирро врезался в спину своего итальянского товарища Даллару.
Сенна наконец догнал Проста на 40-м круге (Прост намеренно снизил темп, позволив Сенне внимательно следовать за ним в его слипстриме для поворотов, за счет того, что Сенна вынудил его израсходовать свои более свежие шины), и для следующие пять кругов разрыв между ними оставался примерно на одной секунде, поскольку два пилота McLaren пытались занять тактическую позицию. Прост имел большую максимальную скорость на прямых, в то время как настройки высокой прижимной силы Сенны давали ему преимущество на поворотах. На 47-м круге Сенна использовал свою большую скорость на поворотах, чтобы оставаться рядом с автомобилем Проста в сложном повороте Spoon Corner с двумя вершинами. Это поставило машину Сенны прямо на аэродинамический буксир ведущего McLaren, сводя на нет большую часть преимущества Проста по прямой. На печально известном сверхскоростном повороте влево на 130R Сенна еще больше сократил преимущество Проста, поставив его MP4 / 5 всего на две длины машины позади своего соперника.
Следующий поворот после 130R - это шикана, второй самый медленный поворот на трассе. Когда Прост начал тормозить для поворота, Сенна нырнул рядом, но Прост увидел движение в своих зеркалах и переместил машину через трассу, чтобы преградить ему путь (Прост сказал боссу команды Рону Деннису перед гонкой, что в В прошлом он оставил дверь открытой, если Сенна бросит вызов, чтобы не вывести машины обеих команд, но в этот день он не оставит дверь открытой). Ни один из гонщиков не хотел отступать, и они столкнулись как раз перед вершиной поворота. С заблокированными колесами и заглохшими двигателями обе машины остановились у входа на частично перекрытую дорогу для эвакуации из шиканы. Поскольку машины находились прямо на линии возможных вышедших из-под контроля машин, маршалы поспешили их очистить. Пока Прост расстегнул ремни и вышел из машины (думая, что гонка окончена и чемпионат мира окончательно завершился в его пользу), Сенна жестом велел маршалам столкнуть его с дороги побега. Когда McLaren толкали вперед, Сенна использовал движение вперед, чтобы перезапустить свой двигатель, и после того, как он заработал, он немедленно ускорился по дороге эвакуации, переплетаясь между временными шиканами, расположенными на проезжей части.
Несмотря на то, что его машина работала, MP4 / 5 Сенны получил повреждение переднего крыла во время столкновения, и пока Прост медленно возвращался на ближайший пит-лейн, Сенна должен был пройти почти весь круг круга. перед питтингом в ремонт. После замены носа Сенна продолжил гонку. Некоторое свидетельство доминирования McLaren демонстрирует тот факт, что, несмотря на столкновение, последующий период остановился, медленное прохождение круга и задержка пит-стопа, когда его машина ремонтировалась, - когда Сенна вернулся в гонку, он отставал всего на пять секунд. новый лидер гонки Алессандро Наннини.
Сенне не потребовалось много времени, чтобы поймать Бенеттон Наннини. Он проехал итальянца всего два круга после замены носовой части, в том же месте, где произошло столкновение с Простом (в отличие от Проста, Наннини не оказал серьезного сопротивления, заблокированное колесо и не агрессивно расположенная машина указание на то, как сильно он пытался удержать Сенну позади). Два круга спустя Сенна взял клетчатый флаг. Наннини финишировал вторым, за ним следуют два Williams-Renaults - Риккардо Патрезе и Тьерри Бутсен, которые ехали в тандеме и сбавляли темп на протяжении всей гонки. Единственным пилотом на том же круге, что и победитель, был Нельсон Пике; почти на круг ниже, но все же гораздо лучше, чем одиннадцатая позиция, на которой он стартовал, в основном из-за высокой скорости отсева в гонке. Только одиннадцать из двадцати шести стартовавших продолжали бежать к финишу. Позади Пике стояли два британских гонщика, которые тоже извлекли выгоду из чужих неудач, и хотя шестое место Мартина Брандла было достаточно примечательным, Дерек Уорвик вышел из заднего ряда стартовой решетки на своей Arrows, чтобы взять заезд седьмое место. Перед гонкой Уорвик предпринял необычный шаг, убрав практически всю прижимную силу со своей машины, в надежде, что дополнительная скорость по прямой даст ему преимущество.
Сразу после гонки Сенна был дисквалифицирован стюардами гонки за пропуск шиканы после его столкновения с Простом. Сенна лично утверждал, что решение было принято президентом FISA Жан-Мари Балестром, чтобы отдать чемпионство своему земляку Просту (стюарды гонки и Балестре оба отрицали, что это было так, заявив, что босс FISA даже не присутствовал на совещании стюардов, когда было принято решение о дисквалификации Сенны). В результате победа была присуждена Наннини, и он вместе с Патрезе и Бутсеном поднялся на подиум. Это окажется единственной победой Алессандро Наннини в карьере Формулы-1, которая была прервана катастрофой вертолета почти ровно год спустя, в результате которой ему было оторвано правое предплечье. Дисквалификация Сенны также означала, что для него было математически невозможно пересмотреть общее количество очков Проста, и поэтому чемпионат водителей 1989 года достался французу.
Поскольку он не получил конкурентного преимущества, пропустив шикану, Сенна и Макларен попытались обжаловать решение о дисквалификации. Босс McLaren Рон Деннис объяснил, что это не имело никакого отношения к тому, чтобы Прост (который покидал McLaren ради Ferrari) выигрывал чемпионат, это было то, что команда твердо чувствовала, что их победу отняли из-за неправильного решения, и это привело к потеря призовых и бонусных спонсорских денег. На слушаниях FISA в Париже позже на той же неделе дисквалификация Сенны была не только подтверждена, но и был наложен дополнительный штраф в размере долларов США и приостановленный шестимесячный запрет на водителя (FISA также пометило Сенну как " Опасный водитель »). С тех пор как произошел инцидент, было много споров о том, был ли Прост намеренно встречен с Сенной, был ли Сенна чрезмерно амбициозным в своем обгоне или столкновение было просто инцидентом на гонке между двумя озлобленными товарищами по команде.
.
|
|
| coauthors =
()| coauthors =
()| coauthors =
().
Предыдущая гонка:. Гран-при Испании 1989 года | Чемпионат мира FIA Formula One. сезон 1989 года | Следующая гонка:. Гран-при Австралии 1989 года |
Предыдущая гонка:. Гран-при Японии 1988 года | Гран-при Японии | Следующая гонка:. Гран-при Японии 1990 г. |
Награды | ||
---|---|---|
После. Гран-при Великобритании 1988 года | Промо-трофей Формулы-1. для Race Promoter. 1989 | После. Гран-при Австралии 1990 года |