1976 Формула-1 сезон | |||
Чемпион пилотов : Джеймс Хант. Чемпион конструкторов : Ferrari | |||
Предыдущая: | 1975 | Следующая: | 1977 |
. Сезон Формулы-1 1976 года стал 30-м сезоном FIA Формулы-1. автоспорт. В нем участвовали Чемпионат мира среди водителей 1976 года и Международный кубок 1976 года для производителей Формулы-1, которые проводились одновременно в шестнадцати гоночных сериях, которые начались 25 января и закончились 24 октября. первый сезон из 16 этапов, который станет стандартом для этой категории до 2003 года. Сезон также включал в себя две гонки без чемпионата для автомобилей Формулы-1.
В чрезвычайно политическом и драматическом сезоне чемпионат мира достался пилоту McLaren Джеймсу Ханту на одно очко от действующего чемпиона Ferrari Ники Лауда, хотя Ferrari выиграла Международный кубок производителей Формулы-1. Хант перешел из команды Hesketh в McLaren, заняв место двукратного чемпиона мира Эмерсона Фиттипальди, который переехал водить машину вместо своего брата Уилсона Команда Fittipaldi Automotive на сезон.
Противоречие началось в Испании, где Хант был первоначально дисквалифицирован с первого места, уступив гонку Лауда, но решение было отменено по апелляции несколько месяцев спустя. Шестиколесный Tyrrell P34 привел скептиков в замешательство, выиграв в Швеции: на третьем месте Лауда, а на пятом - Хант.
Хант выиграл во Франции и, похоже, в Британии, но гонка была возобновлена после первого круга, и Хант поехал по подъездной дороге, возвращаясь к боксу, что было против правил. В конце концов он был дисквалифицирован после апелляции Ferrari. Лауда стал официальным победителем гонки.
Лауда попал в серьезную аварию в Западной Германии и, похоже, умер от полученных травм. Хант выиграл гонку и финишировал четвертым после Penske Джона Ватсона (единственная победа команды) в Австрии. Чудом Лауда вернулся и финишировал четвертым в Италии, где Хант, Йохен Масс и Уотсон были отодвинуты на задний план за нарушение правил.
Хант выиграл в Канаде и в США, но Лауда занял третье место, опередив Ханта на три очка перед финальной гонкой в Японии. В ужасных погодных условиях Марио Андретти выиграл, Лауда отказался от участия из-за опасных условий, а Хант в итоге финишировал третьим и завоевал титул.
Крис Амон провел свой последний Гран-при в Германии, не сумев выиграть ни одной чемпионской гонки. Машины 1976 Wolf – Williams изначально были Heskeths, и к сентябрю Уильямс покинул команду. После ухода Матра в конце 1972 ни один французский конструктор не выступал в Формуле-1 в течение трех сезонов до прибытия Ligier в начале этого сезона.. Американский конструктор Шэдоу получил британскую лицензию, став первым конструктором, официально изменившим свое гражданство.
Фильм 2013 года Раш основан на В этом сезоне основное внимание уделяется соперничеству и дружбе между Джеймсом Хантом и Ники Лауда.
Следующие команды и пилоты принимали участие в Чемпионате мира среди пилотов 1976 года и Международном кубке 1976 года по Формуле-1. Производители.
На первый этап сезона в Бразилии на 5-мильной трассе Интерлагос в Сан-Паулу Джеймс Хант занял поул-позицию в своем McLaren с действующим чемпионом мира Ники Лауда вместе с его Ferrari (который задал тон сезону). Клей Регаццони во втором Ferrari лидировала на старте. Регаццони, Лауда, Хант и Шэдоу Жан-Пьер Жарье сражались. Регаццони и Жариер столкнулись, и первому пришлось отремонтировать яму. Лауда теперь лидировал из-за Ханта и Жариера, но Хант потерпел крушение из-за заедания дроссельной заслонки, и Жарьер сделал то же самое через круг, проехав немного масла по трассе. Таким образом, Лауда начал свою защиту титула с победы, с Патриком Депайлером вторым в Тиррелле и Томом Прайсом, занявшим подиум в другой Тени.
На трассе Кьялами возле Йоханнесбурга Хант второй раз за две гонки занял поул-позицию, с Лауда снова рядом. Именно Лауда вел в первый поворот, а Хант опустился на четвертое место после товарища по команде McLaren Йохена Масс и Витторио Брамбиллы в его March. Масс помахал Ханту, и он обогнал Брамбиллу, заняв второе место после пяти кругов. Лауда лидировал от старта до финиша и снова выиграл, Хант стал вторым, а Масс - третьим за McLaren.
Вскоре после южноафриканской гонки гонщики собрались в Лонг-Бич в США для третьего круга. Регаццони занял поул-позицию, на втором месте Депайлер, вынудив Ханта и Лауда занять второй ряд. Четверка лидеров сохранила свои позиции на старте, и почти сразу же Регаццони начал отрыв. Хант теперь пытался обойти Депайлера на секунду; они столкнулись; Хант вышел, Депайлер пошел навстречу, а Лауда прошел вторым. Депайлер держал третье место до тех пор, пока его не упали, но он снова поднялся на пятое место и вернулся на третье место после «Тени Прайса», а Джоди Шектер во втором Тиррелл сошел на пенсию из-за поломки карданного вала и подвески. соответственно. Регаццони одержал доминирующую победу, Лауда завершил Ferrari 1–2, а Депайлер - третьим.
Поскольку европейский сезон начался на трассе Харама недалеко от Мадрида, был большой разговор, когда команда Tyrrell представила новый шестиколесный мотоцикл P34 для Depailler. Депайлер был на высоте и квалифицировался третьим, уступив Ханту и Лауде. Лауда снова выбил Ханта на старте и лидировал в первой трети гонки. Депайлер, после медленного старта, бежал четвертым после Масса, когда он развернулся и разбился из-за проблем с тормозами. Незадолго до середины гонки McLarens of Hunt and Mass нашли другую передачу и проехали мимо Лауда, но ближе к концу гонки Массу пришлось сойти с дистанции из-за отказа двигателя. Хант одержал свою первую победу в сезоне, Лауда второй и Гуннар Нильссон Lotus третьим.
После гонки Хант был дисквалифицирован, потому что его McLaren оказался слишком широким. McLaren подала апелляцию, заявив, что это произошло из-за расширения шин во время гонки, и через два месяца после гонки Хант был восстановлен.
Пятый этап проходил на трассе Золдер возле голландско-бельгийской границы. Феррари заблокировала первый ряд, а Лауда на поулке от Регаццони. Лауда уехал на старте, Хант занял второе место, но вскоре Регаццони вернулся на место. Ferrari унеслась прочь, а Хант опустился на шестое место, уступив Жака Лаффита Ligier и двух шестиколесных Tyrrell, прежде чем в конце концов сошел с дистанции из-за отказа трансмиссии. Депайлер также ушел на пенсию, когда у него взорвался двигатель. Лауда победил, а Регаццони завершил доминирующий Ferrari 1–2, причем Лаффите занял свой первый подиум.
Лауда снова занял поул вместе с Регаццони в первом ряду. Лауда вошел в первый поворот и больше никогда не бился головой. Марш Ронни Петерсона занял второе место и позволил Лауде оторваться, поддерживая Регаццони и двух Тирреллов. На одной трети дистанции Регаццони сошел с дороги из-за масла на трассе, а Петерсон вылетел и разбился на следующем круге по той же причине. Шектер остался вторым, а Депайлер - третьим, но Регаццони вернулся и обогнал Депайлера. Он, однако, разбился за 5 кругов до конца, преследуя Шектера, таким образом обеспечив, чтобы обе шестиколесные машины оказались на подиуме позади Лауды.
Лауда теперь имел огромное преимущество на 33 очка в чемпионате над Регаццони и Хантом.
Шектер занял поул в Швеции в Андерсторпе, первым на Tyrrell P34, с Марио Андретти Lotus вторым и Крис Амон потрясающий третий в сетке в Ensign. Андретти лидировал на старте, но уехал из-за отказа двигателя примерно на двух третях дистанции. Шестиколесные автомобили продолжали доминировать (к большому огорчению некоторых других команд) и финишировали 1–2 с победой Шектера. Амон был лишен подиума из-за отказа подвески. В итоге третье место занял стойкий Лауда. С Хант, финишировавшим пятым, Шектер стал вторым по очкам в чемпионате мира.
Французский раунд проходил на трассе Поль Рикар на юге Франции, и «нормальная служба» была возобновлена, с Хант на поулке и Лауда второй, с Депайлом третьим, продолжая сильную форму Тиррелла. Лауда обыграл Ханта с трассы, как обычно, и лидировал на первых этапах, пока его двигатель не отказал. Хант теперь лидировал, а Регаццони не отставал, но двигатель Ferrari Регаццони также отказал. Когда Ferrari вышли из строя, все вызовы Ханту испарились, и Хант выиграл, а Депайлер стал вторым. Шектер бежал третьим, пока не исчез из-за неисправности двигателя, уступив Джону Уотсону третье место и Пенске первое место.
Британские фанаты нашли нового героя в Ханте, но именно Лауда взял поул на Брэндс-Хэтч, победив домашнего героя Ханта. на второе, и Андретти показывает темп Lotus с третьим. Вначале Регаццони стартовал как ракета, сразу занял второе место и бросил вызов Лауде. Они коснулись друг друга, и Регаццони развернулся. Его сбили Хант и Жак Лаффит, но остальная часть поля была благополучно удалена. Однако на трассе оказалось слишком много мусора, и гонку пришлось возобновить. В спорных обстоятельствах McLaren, Ferrari и Ligier заставили Ханта, Регаццони и Лаффите принять участие в возобновленной гонке на запасных машинах.
Никаких проблем с перезапуском не возникло, поскольку Лауда вел от Ханта и Регаццони в первый поворот. Тройка лидеров не менялась до середины гонки, пока Регаццони не сошел с дистанции из-за неисправности коробки передач, подняв Шектера на третье место. Лауда уверенно лидировал, пока он тоже не пострадал от проблем с коробкой передач, а домашний герой Хант вышел вперед за 15 минут до конца, отправив домашних болельщиков в ярость. Хант продолжал выигрывать, Лауда держался на втором месте, а Шектер на третьем.
После гонки Феррари, Тиррелл и команда Фиттипальди подали апелляцию на разрешение Ханту участвовать в запасном автомобиле. Ferrari обратилась в FIA (что было лицемерно, поскольку их собственный гонщик, Регаццони стартовал в запасе, хотя и ушел в отставку), и два месяца спустя Хант был дисквалифицирован, а Лауда получил победу. Шектер занял второе место, Уотсон получил еще один подиум, а двукратный чемпион Эмерсон Фиттипальди получил шестое место и очко.
Гонщики Гран-при Германии, проходившего на легендарной Северной петле, высказывали опасения по поводу безопасности трассы. Гористый участок Нордшляйфе на Нюрбургринге составлял 14 миль (23 км) в длину - почти в 3 раза длиннее, чем Интерлагос, следующая по длине трасса в календаре, и в 7 раз длиннее уличной трассы Монако. В конце концов, все гонщики решили участвовать в гонке, и неудивительно, что Хант и Лауда оказались в первом ряду, британский гонщик на поуле, а Депайлер возглавил второй ряд. На старте, на влажной, но пересыхающей трассе, снова лучше всех стартовал Регаццони, тогда как Лауда был медленным и потерял много мест. Регаццони лидировал от Ханта, но развернулся и опустился на четвертое место. В конце первого круга, через восемь минут после начала гонки, большинство пилотов решило сесть на сухие шины. В результате McLaren Мэсса лидировал с Гуннаром Нильссоном.
Регаццони за рулем Ferrari 312T 2 на Нюрбургринге в 1976 году.На втором круге Лауда не справился с управлением. высокая скорость из-за предполагаемого отказа задней подвески и столкновение с препятствиями, прежде чем отскочить обратно на трассу, и автомобиль загорелся. Затем автомобиль был сбит Харальдом Эртлем Хескетом и Бреттом Лангером Сёртизом. Два водителя немедленно вышли из своих машин, и вскоре Артуро Мерцарио остановил свой Вольф-Уильямс, а также Гай Эдвардс помог. Трое вытащили Лауда из горящей машины, и гонка была остановлена. Лауда был отправлен в больницу с серьезными ожогами и боролся за свою жизнь.
Ханс-Йоахим Штук за рулем команды March на Гран-при ГерманииГонка возобновилась, стартовые слоты Лауды, Эртля и Лунгера остались пустыми. Хант лидировал в возобновленной гонке с Регаццони до второго, но это длилось недолго: Регаццони развернулся и упал назад, а Депайлер ударился о препятствия, пытаясь избежать его. Это оставило Ханта с большим отрывом от Карлоса Пейса в Brabham, команда Brabham показала некоторую скорость. Вскоре Шектер стал вторым, а Пейс обогнал выздоравливающий Регаццони. Хант опередил Шектера, а Масс поднялся на подиум, обогнав Пейса после того, как Регаццони снова покинул поле.
С решающей победой Ханта на этой самой длинной гоночной трассе и после 49 лет гонок Гран-при, Гран-при Германии 1976 года стал последним Гран-при на старом Нюрбургринге. Гран-при Германии продвинулся дальше на юг, к Хоккенхаймрингу, и гонки Гран-при не возвращались в Нюрбургринг до 1984 года на недавно построенной 2,8-мильной трассе Гран-при.
Перед Гран-при Австрии на Österreichring появилась новость о том, что состояние Лауды больше не опасно для жизни, но посещаемость Лауды была низкой. не гонки; и Ferrari были так потрясены аварией Лауда, что вообще не участвовали в соревнованиях. Тем временем Хант занял поул, опередив его соотечественника Уотсона и Ронни Петерсона. На старте Уотсон лидировал, опередив Петерсона и Ханта, но вскоре Петерсон лидировал. Шектер атаковал из середины поля и на 10-м круге лидировал, но затем Уотсон вернулся впереди. Шектер боролся до тех пор, пока не разбился из-за отказа подвески, и Петерсон в конечном итоге начал падать. Таким образом, Уотсон победил, результатом чего стала первая победа его и Пенске, а подиум заняли Лаффите и Нильссон.
Лауда начал выздоравливать и планировал участвовать в гонках позже в этом сезоне, и в результате Ferrari вернулась в бизнес в Нидерландах, но только с одной машиной для Регаццони. Именно Петерсон взял шест в Зандворте, победив короля поляков Ханта и Тома Прайса Тень. Петерсон лидировал на начальных этапах, опережая Уотсона, пока Уотсон не совершил ошибку, пропустившую Ханта. Затем Петерсон боролся и уступил Ханту, Уотсону и Регаццони. Уотсон ушел на пенсию из-за неисправности коробки передач, продвигая Регаццони и Петерсона, но последний также ушел на пенсию, когда потерял давление масла. Регаццони теперь приблизился к Ханту, приведя с собой Марио Андретти, но Хант сдержал их, с Регаццони и Андретти в двух секундах от него на втором и третьем месте.
После Гран-при Голландии, когда Хант отставал от Лауды всего на два очка, чемпионат казался ему легкой прогулкой. Но затем пришло известие о том, что Лауда собирается совершить поразительное возвращение в последних четырех гонках сезона (это было настолько неожиданно, что Ferrari пришлось запустить три машины для Лауды, Регаццони и предполагаемой замены Лауды Карлос Ройтеманн ), всего через шесть недель после аварии.
По мере того, как событие продолжалось на модифицированной трассе Монца, Лаффит занял поул в квалификации, с шестиколесным автомобилем Scheckter рядом и третьим Пейс. Лауда был пятым, а Хант вместе с Ватсоном и Массом были оштрафованы и отправлены в отставку из-за неисправности топлива. Вначале Шектер лидировал впереди Лаффита и Депайлера, а Лауда оставался в центре поля, но вскоре Петерсон оказался в атаке и вышел вперед после 14 кругов. Подопечный Петерсона также привел с собой Регаццони, и вскоре швейцарцы вышли на третье место. Шектер сошел с дистанции, а четверка лучших из Петерсона, Депайлера, Регаццони и Лаффита побежала вплотную. Хант ушел, пытаясь зарядить поле, а Депайлер вернулся поздно с неисправностью двигателя. Петерсон одержал свою первую победу за два года, на втором месте Регаццони, на третьем - Лаффите, а на четвертом - Лауда.
Недельный тур по Северной Америке начался с того, что команды собрались на живописной трассе парка Моспорт недалеко от Торонто для участия в Гран-при Канады. Дисквалификация Ханта из Гран-при Великобритании произошла после итальянской гонки, и в результате у Ханта было только 47 очков против 64 у Лауды за три гонки. Англичанин занял поул, а Петерсон также оказался в первом ряду, опередив своего товарища по команде March Витторио Брамбилла. Как обычно, Хант стартовал плохо, и Петерсон вышел вперед. Но ненадолго Хант вернул лидерство на 10-м круге, и вскоре оба Марша отошли назад, и Депайлер стал вторым, а Андретти - третьим. Тройка лидеров: Хант, Депайлер и Андретти осталась неизменной до конца гонки. Лауда бежал пятым, пока проблемы с обработкой не лишили его очков, а Хант сократил разрыв до 8 очков.
Предпоследний раунд и второй этап североамериканского этапа проходили в США в Уоткинс-Глен, Нью-Йорк, на аналогичной трассе (и рядом) до парка Моспорт, потому что он был быстрым и живописным с множеством длинных широких углов. Хант занял свой восьмой поул в сезоне вместе с шестиколесным автомобилем Scheckter, а Петерсон - третьим. Как и ожидалось, Шектер на старте лидировал, а вслед за ним Хант и Брамбилла. Двое передних оторвались друг от друга и вступили в схватку: Хант обогнал Шектера в середине гонки, а Шектер вернул ему услугу несколькими кругами спустя. Хант снова лидировал с оставшимися 14 кругами и выигрывал, а Шектеру пришлось довольствоваться вторым. Марше снова не смогло удержать темп, и Лауда оставалось занять потрясающее место на подиуме, просто победив Масса во втором McLaren.
Чемпионат должен был определяться в Японии на скоростной трассе Фудзи недалеко от Токио, и Лауда опережал Ханта на три очка. В квалификации Хант занял второе место, но Лауда занял третье место, а Андретти взял поул в пользу Lotus. В день гонки шел сильный дождь, и погода была ужасной: трасса была залита водой, а дождь лил. На этот раз Хант получил хороший старт и взял инициативу на себя у Андретти. Некоторые гонщики возразили, заявив, что гонка слишком опасна. В конце второго круга Лауда зашел в боксы и снялся, сказав, что условия слишком опасны. Эмерсон Фиттипальди и Карлос Пейс также отказались. Впереди лидировал Хант, но вскоре Брамбилла бросил ему вызов, пока итальянец не вышел из борьбы. К середине гонки Масса вскочил на второе место позади своего товарища по команде и действовал как защитный буфер, но затем вылетел из строя. Хант вел Депайлер и Андретти, но затем начал страдать от износа шин, и оба гонщика проехали за 11 кругов до конца. Это все еще было хорошо, поскольку Хант был третьим, и ему нужно было всего три очка, чтобы стать чемпионом мира, потому что у него было больше побед, чем у Лауда. Это стало вторым, когда у Депайлера вышли из строя шины, и он получил прокол, но вскоре и самого Ханта постигла та же участь, и он вынужден был попасть в яму. Андретти стал лидером, на втором месте Сёртиз из Алана Джонса, на третьем - Регаццони, на четвертом - Депайлер и на пятом - Хант. На старых, изношенных шинах Джонс и Регаццони боролись, просто чтобы спасти свои шины, и сначала Депайлер, а затем Хант с оставшимися всего двумя кругами обогнали их обоих. Андретти победил, одержав свою первую победу за пять лет, на втором месте Депайлер, а третье место Ханта означало, что он стал чемпионом мира в Формуле-1 в 1976 году.
Чемпионат мира 1976 года среди пилотов и Международный кубок производителей Формулы-1 соревновались одновременно в шестнадцати гоночных сериях.
Очки присуждались по принципу 9–6–4–3–2–1 шести лучшим финишерам в каждой гонке. Можно было сохранить семь лучших результатов первых восьми гонок и семь лучших результатов остальных восьми гонок.
|
. |
.
Очки были начислены по результатам 9–6–4–3–2 –1 Основа для шести лучших финишеров в каждой гонке, но только для первой финиширующей машины каждого производителя. Были сохранены лучшие семь результатов первых восьми гонок и семь лучших результатов остальных восьми гонок.
Pos | Constructor | BRA. | RSA. | USW. | ESP. | BEL. | MON. | SWE. | FRA. | GBR. | GER. | AUT. | NED. | ITA. | CAN. | США. | JPN. | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Ferrari | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 3 | Ret | 1 | 9 | WD | 2 | 2 | 6 | 3 | 5 | 83 |
2 | McLaren - Ford | 6 | 2 | 5 | 1 | 6 | 5 | 5 | 1 | Ret | 1 | 4 | 1 | Ret | 1 | 1 | 3 | 74 (75) |
3 | Tyrrell - Ford | 2 | 4 | 3 | Ret | 4 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 11 | 5 | 5 | 2 | 2 | 2 | 71 |
4 | Lotus - Ford | Ret | 10 | Ret | 3 | Ret | Ret | Ret | 5 | Ret | 5 | 3 | 3 | 13 | 3 | Ret | 1 | 29 |
5 | Penske - Ford | Ret | 5 | NC | Ret | 7 | 10 | Ret | 3 | 3 | 7 | 1 | Ret | 11 | 10 | 6 | Ret | 20 |
6 | Ligier - Matra | Ret | Ret | 4 | 12 | 3 | 12 | 4 | 14 | DSQ | Ret | 2 | Ret | 3 | Ret | Ret | 7 | 20 |
7 | март - Ford | 4 | 8 | 10 | Ret | Ret | 4 | 7 | 7 | Ret | Ret | 6 | 6 | 1 | 9 | 5 | Ret | 19 |
8 | Shadow - Ford | 3 | 7 | 7 | 8 | 9 | 7 | 9 | 8 | 4 | 8 | Ret | 4 | 8 | 11 | 10 | 10 | 10 |
9 | Brabham - Alfa Romeo | 10 | Ret | 9 | 4 | Ret | 9 | 8 | 4 | 8 | 4 | Ret | Ret | Ret | 7 | Ret | Ret | 9 |
10 | Surtees - Ford | 11 | NC | 9 | 5 | Ret | 13 | 16 | 5 | 10 | 9 | 8 | 12 | 15 | 8 | 4 | 7 | |
11 | Фиттипальди - Форд | 11 | 17 | 6 | Ret | DNQ | 6 | Ret | Ret | 6 | 13 | Ret | Ret | 15 | Ret | 9 | Ret | 3 |
12 | Ensign - Ford | 8 | 5 | Ret | 13 | Ret | 18 | Ret | Ret | Ret | Ret | 10 | 13 | Ret | WD | 2 | ||
13 | Parnelli - Ford | 6 | Ret | 1 | ||||||||||||||
— | Hesketh - Ford | 15 | DNQ | DNQ | Ret | DNQ | Ret | 17 | 7 | 15 | 8 | 12 | 16 | 20 | 12 | 8 | 0 | |
— | Wolf-Williams - Ford | 8 | 13 | DNQ | 7 | 11 | 11 | Ret | 10 | DNQ | Ret | Ret | Ret | DNQ | Ret | 14 | Ret | 0 |
— | Boro - Ford | 13 | 8 | DNQ | Ret | WD | Ret | Ret | 0 | |||||||||
— | Kojima - Ford | 11 | 0 | |||||||||||||||
— | Brabham - Ford | DNQ | 12 | Ret | DNQ | Ret | DNS | 12 | WD | 0 | ||||||||
— | BRM | Ret | 0 | |||||||||||||||
— | Williams - Ford | DNQ | 0 | |||||||||||||||
— | Maki - Ford | DNQ | 0 | |||||||||||||||
Pos | Конструктор | BRA. | RSA. | USW. | ESP. | BEL. | MON. | SWE. | FRA. | GBR. | GER. | AUT. | NED. | ITA. | CAN. | USA. | JPN. | Баллы |
Две гонки вне чемпионата для автомобилей Формулы-1 также были проведены в 1976 году.
Название гонки | Трасса | Дата | Победивший водитель | Конструктор | Отчет |
---|---|---|---|---|---|
XI Гонка чемпионов | Брэндс-Хэтч | 14 марта | Джеймс Хант | Макларен - Cosworth | Отчет |
XXVIII BRDC International Trophy | Сильверстоун | 11 апреля | Джеймс Хант | Макларен - Coswor th | Отчет |