Ишта-Дева или Ишта Дэвата ( санскрит : इष्टदेवता, iṣṭa-deva (tā), буквально «лелеемая божественность » от слова iṣṭa, «личный, любимый, лелеемый, предпочитаемый» и devatā, «божество, божество, божество- покровитель » или дэва », божество ») - термин, используемый в индуизме для обозначения любимого божества поклоняющегося.
Это особенно важно как для школ смарта, так и для школ бхакти, где практикующие предпочитают поклоняться форме Бога, которая их вдохновляет. В рамках смартизма выбирается одно из пяти главных божеств. Даже в деноминациях, которые сосредоточены на единственной концепции Бога, например в вайшнавизме, существует концепция Ишта Дэвы. Например, в вайшнавизме особое внимание уделяется определенной форме Господа Вишну или одному из его Аватаров (то есть Кришне или Рама ). Точно так же в шактизме внимание уделяется определенной форме Богини, такой как Парвати или Лакшми. Swaminarayan секта вайшнавизма имеет аналогичную концепцию, но прежде всего считает, что Вишну и Шива различные аспекты одного и того же Бога.
Система «поклонения пяти формам» ( панчаятана пуджа ), которую философ Ади Шанкара популяризировал среди ортодоксальных браминов традиции смарта, призывает пять божеств - Ганешу, Вишну, Шиву, Шакти и Сурью. Эта система была учреждена Шанкарачарьей в первую очередь для того, чтобы объединить главных божеств пяти основных сект ( Ганапатья, Шайва, Вайнавов, Шакта и Саура) на равных правах. Монистической философии проповедуется Шанкарачарйа позволили выбрать один из них в качестве предпочтительного главного божества и в то же время поклоняются четыре других божеств, как различные формы одного и того же всепроникающий Брахман.
Обычно практикующий поклоняется своей Ишта-Деве в форме мурти. Это поклонение может включать подношение избранному ими божеству предметов, таких как благовония или цветы, чтение мантр, пение их имен и вознесение молитв.
Память о божестве и внутреннее построение отношений с ними (или через них) считаются важными для практики. В школах адвайты считается, что человеческому уму нужна конкретная форма, чтобы понять божественное, которое в конечном итоге никогда не может быть определено. Подобно тому, как можно понять абстрактное понятие цвета только после того, как он увидел конкретную форму, можно осознать божество только через форму мурти. В отличие от этого школы Двайта верят, что Верховное Существо обладает божественной формой, и предлагают поклонение своему Ишта-Деве как представлению или непосредственной экспансии Верховной Личности. Например, вайшнавские школы предлагают поклонение исключительно мурти Вишну или связанным с ним аватарам, таким как Кришна или Рама.
Шиваиты поклоняются Шиве, образно или через его мурти лингама. Поскольку шиваизм содержит как монистические, так и дуалистические традиции, может быть применим любой (или оба) из вышеперечисленных подходов.