Марта

редактировать
Для использования в других целях, см Марта (значения).
Святой Марфа Вифанская
Гарольд копирует Иисуса в доме Марфы и Марии 400.jpg Святая Марфа Вифанская слева, Иисус в доме Марии и Марфы, Гарольд Коппинг
Дева, Мироносица, Чудотворец Южной Галлии
Родился вероятно, провинция Иудея (современный Израиль или Западный берег )
Умер традиционно Ларнака, Кипр или Тараскон, Галлия (современная Франция)
Почитается в Римско-католическая церковь, восточное христианство, англиканская община, лютеранская церковь
Канонизированный Предварительное собрание
Праздник 29 июля (католики, англиканцы, лютеране), 4 июня (православные)
Атрибуты веник ; ключи ; Тараск ;
Покровительство дворецкие ; повара ; диетологи; домашние прислуги; домохозяйки; гостиничные хозяйства; горничные; домохозяйки; трактирщики; работники прачечной; горничные; слуги; слуги; серверы; одинокие мирянки; путешественники; Тараскон ; Вильяхойоса, Испания; Патерос, Филиппины; Малагасанг Сегундо, Имус, Кавите, Филиппины

Марфа, дочь Боэта, ( иврит : מַרְתָּא) - библейская фигура, описанная в Евангелиях от Луки и Иоанна. Вместе со своими братьямиисестрами Лазаря и Марии из Вифании она описывается как живущая в деревне Вифания недалеко от Иерусалима. Она была свидетельницей того, как Иисус воскресил ее брата, Лазаря.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 Этимология названия
  • 2 Библейские ссылки
  • 3 западные традиции
  • 4 восточно-православная традиция
  • 5 Почитание
    • 5.1 Праздничные дни
  • 6 Наследие
    • 6.1 Церкви
  • 7 легенд и мифов
    • 7.1 Золотая легенда
    • 7.2 Святая Марфа в Тарасконе
    • 7.3 Св. Марфа и Вильяхойоса
  • 8 гностическая традиция
  • 9 Изображения в искусстве и литературе
  • 10 Галерея
  • 11 См. Также
  • 12 Ссылки
  • 13 Дальнейшее чтение
  • 14 Внешние ссылки
Этимология названия

Имя Марта - это латинская транслитерация греческого койне Μάρθα, которое само по себе является переводом арамейского מַרְתָּא Martâ, «хозяйка» или «дама», от מרה «хозяйка», женского рода от מר «господин». Арамейская форма встречается в набатейской надписи, найденной в Путеолах, а теперь в Музее Неаполя ; он датируется 5 годом нашей эры (Corpus Inscr. Semit., 158); также в надписи Пальмирена, где в греческом переводе есть форма Мартеин.

Библейские ссылки

В Евангелии от Луки Иисус посещает дом двух сестер по имени Мария и Марфа. Две сестры противопоставляются: Марфа была «обременена многими вещами», в то время как Иисус был их гостем, в то время как Мария выбрала «лучшую часть», то есть выслушивать беседу учителя. Название их деревни не записано, и (в отличие от Иоанна 11:18) нет никакого упоминания о том, был ли Иисус около Иерусалима. Библейский комментатор Генрих Мейер отмечает, что «Иисус еще не может быть в Вифании, где жили Марфа и Мария [согласно Евангелию от Иоанна]». Но Кембриджская Библия для школ и колледжей утверждает, что это «несомненно Вифания».

Когда Иисус и его ученики были в пути, он пришел в деревню, где женщина по имени Марфа открыла ему свой дом. У нее была сестра по имени Мария, которая сидела у ног Господа и слушала его слова. Но Марту отвлекли все приготовления, которые нужно было сделать. Она подошла к нему и спросила: «Господи, тебе не все равно, что моя сестра оставила меня делать работу одна? Скажи ей, чтобы она мне помогала!» «Марфа, Марфа, - ответил Господь, - ты беспокоишься и расстраиваешься из-за многих вещей, но нужно только одно. Мария выбрала то, что лучше, и это не отнимется у нее».

Христос с Марфой и Марией, Генрих Семирадский, 1886 г.

В Евангелии от Иоанна Марфа и Мария появляются в связи с двумя событиями: воскрешением из мертвых их брата Лазаря (Иоанна 11) и помазанием Иисуса в Вифании (Иоанна 12: 3).

В рассказе о воскресении Лазаря Иисус встречается с сестрами по очереди: Марфа, а затем Мария. Марфа немедленно идет навстречу Иисусу, когда он приходит, в то время как Мария ждет, пока ее позовут. Как отмечает один комментатор: «Марфа, более агрессивная сестра, пошла навстречу Иисусу, в то время как тихая и задумчивая Мария осталась дома. Это изображение сестер согласуется с изображением в Луки 10: 38–42». В разговоре с Иисусом обе сестры сетуют на то, что он не прибыл вовремя, чтобы предотвратить смерть их брата: «Господи, если бы ты был здесь, мой брат не умер бы». Но если ответ Иисуса Марии более эмоциональный, то его ответ Марфе - это учение, призывающее ее к надежде и вере:

Когда Марфа услышала, что идет Иисус, она вышла ему навстречу, но Мария осталась дома. «Господи, - сказала Марфа Иисусу, - если бы ты был здесь, мой брат не умер бы. Но я знаю, что даже сейчас Бог даст тебе все, что ты попросишь».

Иисус сказал ей: «Твой брат воскреснет». Марфа ответила: «Я знаю, что он воскреснет в воскресении, в последний день». Иисус сказал ей: «Я есмь воскресение и жизнь. Тот, кто верит в меня, будет жить, даже если он умрет; и всякий, кто живет и верит в меня, никогда не умрет. Вы верите этому?»

«Да, Господь, - сказала она ему, - я верю, что Ты Христос, Сын Божий, Который должен был прийти в мир».

По мере того как повествование продолжается, Марфа зовет свою сестру Марию, чтобы увидеть Иисуса. Иисус велит Марии привести его к гробнице Лазаря, где он приказывает убрать камень со входа. Здесь Марфа возражает: «Но, Господи, к этому времени запахло дурным, потому что он пробыл там четыре дня», на что Иисус отвечает: «Разве Я не говорил тебе, что если бы ты поверил, ты увидел бы славу Божью? ? ". Затем они забирают камень, и Иисус молится и вызывает Лазаря живым из гробницы.

Марфа снова появляется в Евангелии от Иоанна 12: 1–8, где она служит за трапезой в честь Иисуса, на которой ее брат также является гостем. Рассказчик только упоминает, что трапеза происходит в Вифании, в то время как очевидно параллельные записи в Евангелиях от Матфея и Марка указывают, что это происходит в доме некоего Симона Прокаженного. Как отмечает Католическая энциклопедия: «Мы, безусловно, вправе утверждать, что, поскольку Матфей и Марк помещают сцену в доме Симона, следует понимать, что святой Иоанн говорит то же самое; остается доказать, что Марфа не могла« служить ». 'в доме Саймона ". Именно во время этой трапезы женщина (сестра Марфы Мария, согласно Иоанну) помазывает Иисуса дорогими духами.

Западные традиции

В средневековом западном христианстве сестру Марты Марию часто приравнивали к Марии Магдалине. Эта идентификация привела к тому, что Марте приписали дополнительную информацию:

Св. Иоанн изображает Марию, Марфу и Лазаря живущими в Вифании, но св. Лука, по-видимому, подразумевает, что они, по крайней мере, одно время жили в Галилее ; он не упоминает название города, но, возможно, это была Магдала, и, таким образом, мы должны, предполагая, что Мария Вифанская и Мария Магдалина - одно и то же лицо, понимать апеллятив «Магдалина». Слова Св. Иоанна (11: 1), кажется, подразумевают смену места жительства для семьи. Возможно также, что св. Лука вытеснил инцидент, упомянутый в главе 10. Сходство между изображениями Марфы, представленными Лукой и Иоанном, очень примечательно. Знакомые отношения между Спасителем мира и скромной семьей, которые изображает святой Лука, подчеркивается святым Иоанном, когда он говорит нам, что «Иисус любил Марфу и ее сестру Марию и Лазаря» (11: 5). И снова картина беспокойства Марфы (от Иоанна 11: 20–21, 39) согласуется с изображением ее, которая «была занята многим служением» (от Луки 10:40); так же и в Иоанна 12: 2: «Там приготовили Ему ужин, и Марфа служила». Но святой Иоанн дал нам представление о другой, более глубокой стороне ее характера, когда он изображает ее растущую веру в Божественность Христа (11: 20–27), веру, которая послужила поводом для слов: «Я есмь воскресение. и жизнь ". Евангелист прекрасно указал на перемену, которая произошла с Марфой после того интервью: «Сказав это, она пошла и тайно позвала свою сестру Марию, сказав:« Учитель пришел и зовет тебя ».

Восточно-православная традиция

В традиции Восточной Православной Церкви, хотя в Евангелиях это специально не упоминается, Марфа и Мария были среди женщин-мироносиц. Эти верные последователи Иисуса стояли на Голгофе во время Распятия Иисуса, а позже пришли к его могиле рано утром после субботы с миррой (дорогим маслом), согласно еврейской традиции, чтобы помазать тело своего Господа. В Жен - Мироносиц стали первыми свидетелей Воскресения Иисуса, найти пустую гробницу и, услышав радостную весть от ангела.

Православная традиция также повествует, что брат Марфы Лазарь был изгнан из Иерусалима во время гонений на Иерусалимскую церковь после мученической смерти святого Стефана. Его сестра Марфа бежала из Иудеи вместе с ним, помогая ему в провозглашении Евангелия в разных странах, в то время как Мария Магдалина осталась с Апостолом Иоанном и помогала ему с Иерусалимской церковью. Позже эти трое прибыли на Кипр, где Лазарь стал первым епископом Киттима (современная Ларнака ). Все трое погибли на Кипре.

Почитание

Марфа почитается как святая в Римско-католической церкви и Восточной православной церкви, и ее чествуют лютеранская церковь и Англиканская община. Со временем, по мере развития почтения к Святой Марфе, преобладали образы зрелости, силы, здравого смысла и заботы о других.

Праздничные дни

Латинская церковь отмечает свой престольный праздник 29 июля и отмечает ее сестру Мэри Бетани и ее брат Лазарь из Вифании в тот же день. Праздник Марты, классифицированный как «полудвойник» в Тридентском календаре, стал «простым» в общем римском календаре Папы Пия XII, «праздником третьей степени» в общем римском календаре 1960 г. и « Мемориал » в нынешнем Общеримском календаре.

В восточных православных и византийские Rite Восточные Католические Церкви память Марфу и сестру Мэри 4 июня Они также ознаменовать их коллективно среди жен-мироносиц в воскресенье из Жен - Мироносиц (третье воскресенье пасхальной -ie, второе воскресенье после Пасхи Воскресенье). Марта также фигурирует в праздновании Лазаря в субботу (день перед Вербным воскресеньем ).

Марта отмечается 29 июля в святцы в лютеранской церкви (вместе с ее братьев и сестер Марии и Лазаря) и в святцы в епископальной церкви.

Марта вспомнилаМарией и Лазаря ) в англиканской церкви с Мала фестиваля на 29 июля.

Наследие
Епархиальный храм св. Марты и приход св. Роха в Патеросе, Филиппины. Единственная святыня в Юго-Восточной Азии, посвященная Святой Марте.

В Сестры Марфо являются религиозные конгрегации основана в Антигониш, Новая Шотландия, в 1894 году.

Церкви

Реликвия из костей Святой Марфы, Богородицы и Ученики Господней, почитаемая в ее епархиальном святилище в Патеросе.

Святой Марфе посвящен ряд церквей, в том числе:

Легенды и мифы

Золотая легенда

Согласно легенде, святая Марфа покинула Иудею после воскресения Иисуса, примерно в 48 году нашей эры, и отправилась в Прованс со своей сестрой Марией (в слиянии с Марией Магдалиной ) и своим братом Лазарем. С ними Марта сначала поселилась в Авиньоне (ныне во Франции). Golden Legend, составленный в 13 - м веке, записывает традиции провансальской:

Святая Марфа, хозяйка Господа нашего Иисуса Христа, происходила из царской семьи. Ее отца звали Сиро, а мать Энхария. Ее отец был герцогом Сирийским и приморским, а Марфа и ее сестра владели по наследству своей матери тремя местами, а именно замком Магдалина, Вифанией и частью Иерусалима. Нигде не читается, что у Марфы когда-либо был муж или общение с мужчинами, но она, как благородная хозяйка, служила и служила нашему Господу, а также хотела бы, чтобы ее сестра служила ему и помогала ей, потому что она думала, что всего мира недостаточно. обслужить такого гостя. После вознесения нашего Господа, когда ученики ушли, она со своим братом Лазаром и ее сестрой Марией, также святым Максимином [на самом деле фигура 3-го века], крестила их и которому они были вверены Духом Святым, и многие другие были помещены в корабль без парусов, весел или руля, из пайнимов, которые по повелению нашего Господа они все прибыли в Марсель, а затем пришли на территорию Аквенс или Экс, и там обратили людей к вере. Марфа была умным человеком, учтивой и любезной к людям.

Golden Legend также записывает грандиозный образ воображаемого для Марфы и ее братьев и сестер в его записи о Марии Магдалине:

Мария Магдалина носила свою фамилию Магдала, замок, и была рождена из благородного происхождения и родителей, которые происходили из рода королей. И отца ее звали Кир, а мать - Евхарида. Она со своим братом Лазаром и сестрой Марфой владели замком Магдала, который находится в двух милях от Назарета, и Вифанией, замком, который находится недалеко от Иерусалима, а также большой частью Иерусалима, которую они покинули из их. Таким образом, у Марии был замок Магдала, от которого она получила свое имя Магдалина. И Лазарю принадлежала часть города Иерусалима, а Марфе была часть города Вифания. И когда Мария отдалась всем телесным наслаждениям, а Лазарь посвятил все рыцарство, Марфа, которая была мудрой, благородно управляла частью своего брата, а также своей сестрой и своей собственной, и управляла рыцарями и своими слугами, и беднякам - все необходимое. Тем не менее, после вознесения нашего Господа они продали все это.

Святая Марфа в Тарасконе

Марта с тараском из часов Генриха VIII

Еще одна легенда рассказывает, что Марта затем отправилась в Тараскон, Франция, где монстр, Тараск, был постоянной угрозой для населения. Золотая легенда описывает его как зверь из Галатии; большой дракон, наполовину зверь и наполовину рыба, больше быка, длиннее лошади, с острыми, как меч, зубами и рогами с обеих сторон, голова как у льва, хвост как у змеи, который обитал в определенном лесу между Арль и Авиньон. Держа в руке крест, Марфа окропила зверя святой водой. Обернув пояс ему на шею, она повела прирученного дракона через деревню.

Готическая гробница Святой Марты в Тарасконе

Там жила Марфа, ежедневно занимаясь молитвами и постами. В конце концов Марта умерла в Тарасконе, где и была похоронена. Ее могила находится в склепе в местной Соборной церкви.

Соборная церковь Святой Марты в Тарасконе

Посвящение Соборной церкви в Тарасконе Святой Марфе считается датируемым IX веком или ранее. Реликвии, найденные в церкви во время реконструкции в 1187 году, были идентифицированы как ее собственные и перезахоронены в новой святыне в то время. В крипте соборной церкви находится кенотаф конца 15 века, также известный как готическая гробница Святой Марты. Это работа Франческо Лаураны, хорватского скульптора итальянской школы, выполненная по заказу короля Рене. В его основании есть два отверстия, через которые можно было прикоснуться к мощам. На нем три барельефа, разделенных рифлеными пилястрами, изображающими: слева Святую Марту и Тараск; в центре - святая Мария Магдалина, которую несут ангелы; справа Лазарь как епископ Марсельский со своей митрой и посохом. С обеих сторон две фигуры: слева Святой Фронт, епископ Перригё, присутствующий на похоронах святой Марты, а справа - святая Марсель, служанка Марты.

Св. Марфа и Вильяхойоса

Город Вильяхойоса, Испания, чтит святую Марту как свою покровительницу и ежегодно отмечает в ее честь Фестиваль мавров и христиан. 250-летний фестиваль отмечает нападение на Вильяхойосу берберских пиратов под предводительством Зале-Арраэса в 1538 году, когда, согласно легенде, Святая Марта пришла на помощь горожанам, вызвав внезапное наводнение, уничтожившее вражеский флот., не давая корсарам добраться до берега.

Гностическая традиция

Марта появляется в священном гностическом тексте « Пистис София». Воскресший Христос наставляет ее относительно нескольких покаяний, которые необходимо совершить, чтобы обрести спасение. Она также дает несколько пророческих толкований разных псалмов.

Изображения в искусстве и литературе
Христос в доме Марфы и Марии, Диего Веласкес, 1618 г.

Сюжет Марты в основном встречается в искусстве, начиная с эпохи Контрреформации, особенно в 17 веке, когда домашняя обстановка обычно изображается реалистично. Однако он появляется в некоторых оттоновских циклах Жизни Христа.

Литературные произведения о Марте включают:

Галерея
  • Атрибуты
  • Марта из Бревиария Изабеллы, 1497 г.

  • Марта и Тараск, из рукописи XV века

  • Статуя Святой Марты, используемая в процессиях Страстной недели в Национальном храме и приходе Святой Анны в Хагоное, Булакан, Филиппины

  • Почтенный образ святой Марфы в ее приходе в Имусе, Кавите, Филиппины. Она изображена с тараском.

  • Присмотритесь к преподобному образу святой Марты Имусской, Кавите, Филиппины.

Смотрите также
использованная литература
дальнейшее чтение
внешние ссылки
Последняя правка сделана 2023-04-05 01:41:45
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте