Луки 5 | |
---|---|
← глава 4 глава 6 → | |
Часть Луки 5:26 в Scrivener факсимиле «S из Кодекса Nitriensis, написанном около 550 г. н.э.. | |
Книга | Евангелие от Луки |
Категория | Евангелие |
Христианская часть Библии | Новый Завет |
Порядок в христианской части | 3 |
Люк 5 является пятой главе Евангелия от Луки в Новом Завете в христианской Библии. В этой главе рассказывается о наборе первых учеников Иисуса и продолжается описание учения и исцеления Иисуса. Ранняя критика со стороны еврейских религиозных авторитетов встречается по мере продвижения главы.
Первоначальный текст был написан на греческом койне. Эта глава разделена на 39 стихов.
Некоторые ранние рукописи, содержащие текст этой главы:
Стихи 1-11 сообщают о призвании первых учеников Иисуса. Иисус прибывает к Генисаретскому озеру или Галилейскому морю. Библеист Уильям Смит предполагает, что «была красивая и плодородная равнина под названием« Геннисарет »» на северо-западном углу Галилейского моря, и «отсюда произошло название« озеро Геннисаретское »», используемое Лукой в Евангелии от Луки 5.: 1. Согласно Эрику Франклину, Геннисарет была районом к югу от Капернаума, где происходило служение Иисуса в главе 4.
Здесь Иисус продолжает проповедовать «слово Божие» многим слушателям, используя рыбацкую лодку Симона в качестве платформы. После он просит рыбаков снова пойти на рыбалку. Они не хотят этого, так как прошлой ночью они потерпели неудачу, но, следуя его просьбе, ловят большой груз и удивляются. Затем Иисус призывает Симона (Петра) и его партнеров, Иакова и Иоанна, сыновей Зеведея, в свое служение и говорит Симону: «Отныне вы ( единственное число) будете ловить людей ». Пресвитерианский писатель Марвин Винсент отмечает, что «и Матфей, и Марк дают обещание быть адресованным Петру и его товарищам; Лука - только Петру».
История призвания первых учеников также рассказана в Марка 1: 16-20 и Матфея 4: 18-22, хотя в рассказе Матфея также упоминается Андрей, брат Симона. История расширена Люком, который связывает ее с чудесным уловом рыбы. Лука также уже показал, что Иисус исцелил свекровь Симона, установив связь между ними. Луки 4: 38-39. Призвание первых учеников описано в Евангелии от Иоанна по- другому, не в связи с чудесным уловом рыбы, а с Андреем, посредником, который приводит Симона к Иисусу.
В последней главе Евангелия от Иоанна евангелист рассказывает о более позднем чудесном улове рыбы, когда воскресший Иисус встречает семерых своих учеников, снова ловящих рыбу в озере. Сначала они его не узнают. Затем Иисус просит их ловить рыбу с правой стороны лодки. Они ловят большой груз и начинают узнавать, кто он ( Иоанна 21: 1-14 ).
Иисус встречает прокаженного, который падает ниц, прямо умоляя его: «Господи! Если хочешь, можешь меня очистить» (стих 12b). Иисус прикасается к нему - необычный жест, поскольку прокаженные были помещены в карантин в соответствии с еврейским законом ( Левит 13-14 ) - и исцеляет его: «будь чистым». Исцеление происходит мгновенно. Иисус просит его представиться священнику. Это станет официальным подтверждением исцеления и, наряду с приношением, будет соответствовать Закону, «как повелел Моисей » (стих 14).
Поскольку за Иисусом сейчас следуют многие, кто слушает его и хочет получить исцеление, он уходит в пустыню.
Иисус учит в доме с фарисеями и учителями закона. Лука указывает, что члены религиозных авторитетов происходят из Галилеи, Иудеи и Иерусалима. Парализованный человек и его друзья приводят его к Иисусу, спуская сверху через крышу дома. Когда Иисус видит веру своих друзей, он заявляет, что его грехи прощены. В глазах религиозных авторитетов прощение Иисуса представляет собой богохульство. Он знает их мысли и бросает им вызов: что легче: прощать грехи или исцелять? (Любой может сказать, что прощает грехи.) Затем Иисус приказывает человеку встать, взять циновку и пойти домой. Мгновенное исцеление Иисуса доказывает его власть прощать грехи. Люди хвалят Бога, но с кажущимся молчаливым присутствием религиозных авторитетов Лука начал готовить почву для растущего конфликта. Эта история также описана в Марка 2 в более короткой версии.
В Иоанне 5, Иисус исцеляет парализованный человек (в бассейне Bethesda ), который приводит его в конфликт с религиозными властями, потому что исцеление происходит на субботу.
Иисус призывает Левия, сборщика налогов, последовать за ним. Леви делает это немедленно. Позже он устраивает большой пир в честь Иисуса с другими сборщиками налогов. Фарисеи и некоторые учителя закона жалуются, что Иисус пирует со сборщиками налогов и другими изгоями. Сборщиков налогов презирают, поскольку они сотрудничают с римлянами и стремятся обогатиться. Ответ Иисуса таков: здоровым людям не нужен врач, он пришел помочь тем, кто нуждается в покаянии. Об этом событии также говорится в Евангелии от Марка 2: 13–17 и от Матфея 9: 9–13 (где сборщика налогов зовут Матфей).
Возникает критика в отношении поведения учеников Иисуса, отсутствия у них поста и молитв - вместо этого они едят и пьют. В ответ Иисус сравнивает себя с женихом, а своих учеников - с гостями свадебного пира. Сейчас, когда он все еще с ними, пора праздновать, но он также впервые в своем служении указывает на свою смерть. Пост будет уместен, когда он уйдет: в Деяниях 13: 2–3 «нам сказано, что они постились».
В ответ на критику поста сразу следует двойная притча. Иисус сравнивает «старое» и «новое»: во-первых, новая лоскутная одежда не подходит для старой одежды, а во-вторых, молодое вино не подходит для старых мехов. Причины ясны: разрыв нового предмета одежды, чтобы починить старую одежду, разрушит новую и может не подходить, а использование старых мехов, которые уже были растянуты при использовании, может не вместить новое вино, которое расширит старые мехи за пределы его ограничения во время брожения: они лопаются и все теряется. Притча также пересказывается в Матфея 9: 14-17 и Марка 2: 21-22, но только Лука использует термин παραβολὴν ( параболен, притча) в своем описании.
Традиционное толкование двойной притчи состоит в том, что новое учение Иисуса не может быть приспособлено к старым образцам мышления: Его служение отличается от еврейской традиции. Эта интерпретация несовместимости «Нового» и «Старого», возможно, восходит к Маркиону и также использовалась в качестве аргумента более поздними реформаторами внутри Церкви.
Иисус продолжает заявлять, что старое вино обычно предпочитают молодому - «старое [вино] лучше» - комментарий, которого нет в двух других синоптических евангелиях. Этот стих вызывает некоторые трудности в интерпретации. Если Иисус учит отделению от иудаизма, сказал бы он, что старое лучше? Был дан ряд объяснений. Согласно одной точке зрения, линия здесь не принадлежит и должна быть проигнорирована или удалена, - точку зрения Маркиона. Другая точка зрения предполагает, что Иисус просто указывает на то, что старые и знакомые образцы трудно отбросить. Другое объяснение предполагает, что Иисус пытается спасти Древнее, а Новое относится к учениям его критиков. Другие объяснения повторно переводят греческие оригинальные слова по-другому, пытаясь понять смысл утверждения.
Другой подход - это предложение не предполагать, что Иисус говорит о «старых» и «новых» религиозных учениях, а о его способах выбора учеников. Итак, Иисус использует новые методы (новую одежду), чтобы дать новым людям (мехам) новое послание (вино). Он не отвергает «Старое», но «Старое» ограничено и доступно не всем. Начиная свое служение, он демонстрирует, что его охват обширен, таким образом он находит грешников, отвергнутых, бедных и больных.
Толкование, одобренное Жаном Кальвином, рассматривает старую одежду и старые мехи как изображения учеников Иисуса. В своих комментариях к Матфею, Марку и Луке он объясняет, что свежее вино и незакрепленная ткань представляют собой практику поста два раза в неделю. Такой пост был бы обременительным для новых учеников, и они были бы больше, чем они могли бы вынести.
Предшествует Луки 4 | Главы Библии Евангелие от Луки | Преемник Луки 6 |